Методика определения кратковременной памяти

Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона

Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов: В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

  • ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;
  • наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
  • количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
  • коэффициент объемапамяти, который вычисляют по формуле:
  • Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
  • А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
  • С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
  • n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов:

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

объема памяти /Пк/

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Методика определения кратковременной памяти

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕМА И ТОЧНОСТИ МОТОРНОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

М. А. КУЗНЕЦОВ, Е. В. ЗАИКА

Проблема кратковременной памяти (КП) является одной из центральных в психологии познавательных процессов. В многочисленных исследованиях КП рассматривается ее операционный состав, оцениваются ее функциональные возможности, определяются индивидуальные особенности, анализируется ее роль в организации познавательных процессов.

Общепризнано, что одной из важнейших характеристик КП является ее объем, равный в среднем 7±2 изолированным элементам (число Миллера), значения которого варьируют в зависимости от особенностей материала и индивидуальных особенностей испытуемых.

Наиболее распространенной методикой определения объема КП является методика Джекобса (вариант «прямой счет»). Испытуемому предъявляют на слух ряды случайных цифр с интервалом в 1с между цифрами; количество цифр в рядах последовательно на единицу возрастает, чаще всего от 4 до 10; при этом на каждое количество цифр производится по нескольку проб. Объем КП характеризуется максимальным количеством цифр в ряду, которые воспроизводятся полностью и в той же последовательности предъявления 1 .

Существенной особенностью этой методики является то, что объем КП в ней измеряется по количеству изолированных единиц информации (цифр или, в различных ее вариациях, двузначных чисел, букв, слогов, слов, схематических изображений и др.). Поэтому, варьируя вид предъявляемой ин формации и условия ее предъявления, можно успешно использовать эту методику для измерения объема различных видов КП: слуховой, зрительной, словесно-логической, образной и т. п.

Однако вызывает сомнение возможность применения этой методики для определения объема моторной КП (памяти на последовательности движений), поскольку методика основана на просчете единиц информации, а не на определении максимально доступной испытуемому сложности запоминаемых двигательных последовательностей. В связи с этим возникает необходимость в создании (по аналогии с методикой Джекобса) специальной методики для измерения объема моторной КП. В качестве единиц памяти в этом случае должны выступать не единицы информации, а отдельные движения.

Как показано в ряде фундаментальных работ по двигательным действиям, движение представляет собой сложное психомоторное образование, включающее в себя пространственную схему, программу-образ, исполнительские моторные компоненты и корректирующие обратные связи [1], [2], [3]. Следовательно, моторные единицы, посредством которых можно измерять объем моторной КП, с необходимостью должны включать в себя перечисленные компоненты.

Одной из специфических особенностей моторных единиц КП, в отличие от информационных единиц, является то, что они в воспроизведении могут широко варьировать по своей точности (т. е. большей или меньшей строгости повторения первоначального движения), в то время как информационные единицы такой характеристики не имеют (цифра или слог могут быть воспроизведены либо правильно, либо неправильно). В связи с этим представляется целесообразным при измерении объема моторной КП учитывать и

другую ее характеристику — точность сохранения и воспроизведения движений. Разработанная нами методика измерения объема и точности моторной КП заключается в следующем.

Перед испытуемым находится вертикально расположенная ячеечная конструкция виде клеточек матрицы 8Х4. Размер ячейки 120Х 120 мм, глубина 100 мм, толщина перегородок между соседними ячейками 3,5 мм. Для удобства работы экспериментатора ячейки пронумерованы, однако испытуемому о нумерации ничего не известно. В каждую ячейку может быть помещен кубик (сторона — 40 мм). Имеется набор кубиков (10 шт.), различающихся лишь по цвету, что важно для учета последовательности установки и снятия кубиков испытуемым.

Испытуемый усаживается в удобной позе перед стендом так, чтобы легко достать до дна любой из 32 ячеек, не изменяя сколько-нибудь существенно положение туловища. Доминирующая рука испытуемого находится на «стартовой площадке» — строго фиксированном диске, расположенном на краю стола возле груди испытуемого на уровне середины стенда.

Эксперимент осуществляется при полностью выключенном зрении (на глаза испытуемому надевается повязка). Экспериментатор берет руку испытуемого в свою руку и направляет ее к одной из ячеек (при этом совершается пассивное движение руки испытуемого). Далее испытуемый возвращает свою руку на «стартовую площадку» и, найдя там поставленный экспериментатором кубик, устанавливает его в эту же ячейку (при этом испытуемый совершает рукой активное движение; именно оно является эталоном и подлежит усвоению 2 . Затем испытуемый возвращает руку в исходное положение. После этого без задержки подается команда снять данный кубик, совершая движение как можно точнее (при этом испытуемый воспроизводит усвоенное движение). Количество кубиков, которые испытуемый ставит, а затем снимает в той же последовательности, возрастает каждый раз на один.

Таким образом, алгоритм действий испытуемого осуществляется по схемам:

для двух движений (2 кубика): пассивное движение 1 — активное эталонное движение 1 — пассивное движение 2 — активное эталонное движение 2 — снятие кубиков (воспроизведение движения 1 и движения 2);

для трех движений (3 кубика): пассивное движение 1 — активное эталонное движение 1 — пассивное движение 2 — активное эталонное движение 2 — пассивное движение 3 — активное эталонное движение 3 — снятие кубиков (воспроизведение движения 1, движения 2, движения 3) и т. д.

Увеличение количества кубиков (а значит и движений) продолжается до тех пор, пока испытуемый не допустит ошибку. Ошибкой считается забывание хотя бы одного движения из серии заданных или нарушение их последовательности. При совершении ошибки испытуемому предоставляется вторая попытка для запоминания такого же количества движений. Если и вторая попытка не удается, то эксперимент прекращается; если же она удается, то экспериментатор в следующем задании увеличивает, как обычно, на единицу количество задаваемых движений.

Направление движений руки испытуемого задается в соответствии с заранее составленной программой. В ней указаны номера ячеек, к которым испытуемый должен совершать движения (наподобие таблицы случайных чисел, используемых в методике Джекобса), например: 1) 19; 1 a ) 7; 2) 3, 16; 2а) 26, 5 и т. д. При этом не допускаются последовательности, имеющие движения к соседним или симметрично расположенным ячейкам.

Объем (V) моторной КП определяется как максимальное количество кубиков в ряду, снятое испытуемым правильно и в заданной последовательности (с первой или со второй попытки).

Точность (Т) моторной КП определяется на основе меткости движений, совершаемых при воспроизведении. Меткость каждого отдельного движения в направлении кубика оценивается экспериментатором и экспертами по следующей пятибалльной системе: 5 — движение выполнено точно, четко и быстро, края ячеек и перегородки между ними не задеты; 4 — задета перегородка, но рука сразу же после этого вошла в нужную ячейку; 3 — допущен один ошибочный заход в соседнюю ячейку, после чего ошибка сразу же исправляется; 2 — допущено два ошибочных захода в две соседние ячейки, после чего ошибка исправляется; 1 — допущены три или более захода в пустые ячейки при

достаточно развернутой поисковой активности в требуемом секторе стенда, заканчивающейся, однако, снятием кубика. В случае развернутого поиска, длящегося более 20 с, проба прекращается и кубик считается неснятым. Точность моторной КП определяется как средняя оценка качества меткости воспроизведения движений во всех удачных пробах (от одного до максимально доступного испытуемому количества движений).

Дополнительно оценивается показатель точности КП при каждом количестве движений — от двух движений (Т 2 ) до максимально доступного испытуемому (Т мах ).

Среднее время, необходимое для запоминания одной моторной единицы (совершения активного и пассивного движения),— около 5 с; среднее время воспроизведения одного движения (снятия кубика) — 3—4 с. Вся процедура измерения показателей моторной КП у одного испытуемого длится 5—7 мин.

Описанная методика применялась для измерения объема и точности моторной КП у 50 студентов Харьковского госпединститута (6 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 29 лет. С целью сопоставления полученных показателей с результатами применения традиционной методики измерения объема КП использовалась также методика Джекобса (цифровой вариант).

Среднее значение V оказалось равным 5,13 моторной единицы, среднее квадратическое отклонение — 1,52, общий разброс значений — от 2 (минимальное) до 8 (максимальное). Среднее значение Т — 2,38 баллов, среднее квадратическое отклонение — 0,29, общий разброс — от 1,88 до 2,93.

Обнаружено, что у испытуемых, имеющих высокие показатели (от 5 до 8), чаще встречаются и более высокие показатели по методике Джекобса (7 и более) (р = 0,05 по точному методу Фишера), в то время как при невысоких показателях (менее 5) встречаются как высокие, так и низкие показатели по методике Джекобса. Это значит, что высокий объем моторной КП основывается и на высоком общем объеме КП, но высокий общий объем КП не обязательно обусловливает высокий объем моторной КП. Таким образом, показатель хотя и связан с общим объемом КП, однако имеет самостоятельное значение, отражает некоторые специфические компоненты памяти, связанные с сохранением и воспроизведением движений, поэтому и не может им подменяться в исследованиях по моторной памяти.

Существует также неоднозначная связь между показателями V и Т. Испытуемые с очень высокими показателями V (6 и более) продемонстрировали и более высокие показатели Т (2,40 и выше, р = 0,05), в то время как испытуемые с малыми и средними показателями V (менее 6) обнаруживают как высокие, так и низкие значения Т. Это значит, что в основе высокого объема моторной КП лежит точность запоминания движений в КП (без высокой точности практически невозможен высокий объем, хотя высокая точность далеко не всегда его обеспечивает). Этот результат также свидетельствует о важности выделения двух различных, лишь относительно связанных друг с другом, показателей моторной КП: объема и точности, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Анализ дополнительных показателей от Т 2 до Т мах приводит к заключению о сложном характере связей между количеством запоминаемых движений и точностью их воспроизведения. Существует несколько групп испытуемых: у одних точность воспроизведения несколько увеличивается с увеличением количества запоминаемых движений, у других — уменьшается, а у третьих остается относительно постоянной при запоминании любого количества движений в пределах доступного объема. Именно поэтому представляется наиболее адекватной оценка точности моторной КП по средней оценке качества всех воспроизведенных движений во всех удачных пробах.

Описанная методика измерения объема и точности моторной КП может применяться в диагностических и исследовательских целях в психологии труда, производственного обучения, спорта, медицинской психологии. Перспективы ее усовершенствования заключаются в создании автоматизированного комплекса, связанного с ЭВМ, обеспечивающей автоматическую фиксацию прикосновений к ячейкам и кубикам, выдачу программ задаваемых последовательностей движений и обработку результатов.

1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 349 с.

2. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982. 208 с.

3. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 432 с.

Поступила в редакцию 12. IV 1988 г.

1 Более точно объем КП вычисляется по формуле: V = A + m / n +1/2, где V — объем КП, А — максимальное количество цифр в ряду, при котором все ряды воспроизводятся полностью, m — число правильно воспроизведенных рядов с количеством цифр, большим, чем А, n — количество проб с одной и той же длиной ряда.

2 Как известно, движения, совершаемые пассивно и совершаемые активно, имеют существенные психологические различия, и только активное движение соответствует указанным выше требованиям к моторным единицам КП. К тому же активное движение запоминается значительно лучше пассивного. Пассивное же движение в настоящей методике выступает как средство задания активного движения (его направления в нужную сторону).

Мир Психологии

Экспериментальная психология памяти

Экспериментальные методы исследования памяти начали применять в конце XIX в. Основоположник экспериментального изучения памяти немецкий психолог Г. Эббингауз опубликовал первое экспериментальное исследование памяти в 1885г. Эббингаузу, Мюллеру, А. Пильцеккеру и другим авторам принадлежит разработка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся: метод измерения объема непосредственной памяти, метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод антиципации, метод удачных (или свободных) ответов, метод тождественных рядов, метод последовательного воспроизведения, метод сбережения.

Классические методы и их элементы широко используются в современных исследованиях памяти наряду с большим числом новых методик.

Существующие методы исследования памяти можно разделить на две большие группы: изучение свойств различных видов памяти и исследование процессов памяти.

I. Методы исследования свойств различных видов памяти

Хотя типы памяти (зрительный, слуховой, моторный) редко встречаются в чистом виде и, скорее, можно говорить о преобладании одного из этих типов, вопрос о методах определения типов памяти был поставлен еще в 80-е г. XIX в. Вначале исследователи ограничивались опросом испытуемых о преобладающих особенностях их запоминания. Так, Ф. Гальтон обратился к ряду европейских ученых с предложением ответить на его вопросы, поставленные таким образом, чтобы по ответам можно было определить преобладающие особенности запоминания субъектом различных образов.

Г. Мюллер и Ф. Шуман (1893) предложили специальные методы определения типов памяти. Прежде всего они попытались найти объективный критерий, на основании которого можно было бы установить сенсорный характер памяти. Их метод — запоминание и воспроизведение бессмысленных слогов. Склонность субъекта к воспроизведению гласных звуков авторы оценивали как преобладание у него слуховой памяти. Испытуемый зрительного типа памяти дает преимущественное воспроизведение согласных, так как они выделяются и местом (начало и конец слога), и разнообразием начертаний. Далее, испытуемый с преобладающей зрительной памятью не допускает ошибок при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но различных по начертаниям.

Наконец, еще один простой способ определения зрительного типа памяти состоит в том, что испытуемому предлагают какое-либо слово произнести в обратном порядке. Субъект с преобладанием зрительной памяти всегда сделает это быстрее субъекта с другим типом памяти, так как первый представит себе это слово написанным или напечатанным.

Преобладание моторного типа памяти можно установить по наблюдениям за поведением испытуемого в процессе запоминания и воспроизведения материала. Если испытуемый шевелит губами при чтении про себя и воспоминании о прочитанном или равномерно покачивает головой и туловищем в ходе опыта, это свидетельствует о преобладании у него моторного типа памяти.

Непроизвольное запоминание является не специальным целенаправленным действием, а побочным результатом деятельности, направленной на решение каких-либо других задач.

Основной методический прием для изучения непроизвольного запоминания состоит в том, что субъекту предлагают выполнить какую-либо деятельность (например, классифицировать объекты, рассмотреть и описать картину, решить примеры или задачи, составить тексты и т.п.), а затем, после паузы, спрашивают, что именно из проделанной работы или полученных впечатлений сохранилось у него в памяти.

Для изучения особенностей непроизвольного напоминания используется ряд конкретных методик. Так, например, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, из которых они должны были выводить определенные орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день, неожиданно для испытуемых, им предлагалось воспроизводить все те пары фраз, которыми они оперировали накануне. Результаты опытов показали, что собственные фразы запоминаются в три раза продуктивнее предлагавшихся экспериментатором.

П.И. Зинченко для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении обеих этих задач предметы и числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда — во втором), они запоминались лучше, нежели тогда, когда служили только фоновыми раздражителями. Однако и в последнем случае запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.

В исследовании непроизвольного запоминания предметов и чисел, проведенном П.И. Зинченко (1961), были получены следующие результаты:

Анализ данных, приведенных в табл. 5, свидетельствует, что показатели запоминания предметов и чисел как объектов деятельности увеличиваются с возрастом испытуемых (I и III строки таблицы), а показатели запоминания этих же предметов и чисел как фоновых раздражителей (II и IV строки), наоборот, уменьшаются. Объясняется это тем, что фоновые раздражители чаще отвлекают внимание дошкольников и младших школьников при выполнении задания, чем школьников среднего возраста и взрослых.

3. Методы исследования кратковременной памяти

При исследовании кратковременной памяти возникает ряд задач.

1. Измерение объема кратковременной памяти. 2. Определение длительности сохранения в кратковременной памяти материала, различного по характеру и модальности. 3. Выяснение механизмов забывания в кратковременной памяти: является ли оно результатом слабости следов или результатом тормозящего влияния на удержание следов какой-либо побочной деятельности (ретроактивное торможение). 4. Изучение возможных преобразований информации в кратковременной памяти.

3.1. Измерение объема кратковременной памяти.

Для измерения объема кратковременной памяти могут использоваться различные методы. К их числу относится классический метод, предложенный Джекобсоном, метод частичного воспроизведения Дж. Сперлинга, метод определения отсутствующего элемента Бушке и некоторые другие.

3.1.1. Метод измерения объема кратковременной памяти Джекобса. Объем кратковременной памяти измеряется числом единиц, которое может быть правильно воспроизведено в заданном порядке после одного предъявления. В качестве стимульного материала для измерения объема кратковременной памяти могут быть использованы буквы, цифры, слоги, слова, картины, предметы и т.п. Испытуемому предъявляют (зрительно или на слух) по одному ряду стимулов постепенно нарастающей длины, и устанавливают максимальное количество отдельных членов ряда, при котором испытуемый еще в состоянии безошибочно воспроизвести весь ряд. Обычно применяют ряды из 4-12 стимулов.

Во избежание случайностей испытуемому предъявляют больше одного ряда каждой длины и продолжают опыт после того, как испытуемый впервые допустит ошибку. Объем памяти определяется по следующей формуле:

где A — наибольшая длина ряда, который во всех опытах воспроизведен правильно;

n — число опытов;

m — количество правильно воспроизведенных рядов длиной больших, чем А;

K — интервал между рядами.

Полная характеристика кратковременной памяти — индекс кратковременной памяти дается с учетом полученных величин объема КП и ОП. Эти три величины предлагается связать между собой в виде формулы:

Индекс кратковременной памяти есть некоторое абстрактное число, дающее суммарную количественную характеристику кратковременной памяти испытуемого. По данным Л.С. Мучника и В.М. Смирнова, у здоровых людей индекс кратковременной памяти колеблется в пределах 6,27-11,29, при этом отношение объема оперативной памяти к объему кратковременной варьирует в пределах 0,60-0,86.

3.1.3. Метод определения отсутствующего элемента Г. Бушке. Этот метод не требует полного воспроизведения всего ряда. Такой ряд, заранее заученный испытуемым, предъявляется ему последовательно зрительно или на слух. Его задача состоит в том, чтобы определить, какой элемент отсутствовал в заранее известном наборе стимулов, предъявленном в случайном порядке.

При решении этой задачи испытуемый должен выполнить соответствующие операции по упорядочиванию и размещению в ряд предъявленных стимулов. Задача памяти в этих условиях состоит в удержании уже размещенных в ряду стимулов-чисел. После предъявления всей последовательности испытуемый должен мысленно пройти по этому ряду, обнаружить незаполненное место и определить, какой стимул должен стоять на этом месте. Таким образом, чтобы сообщить о пропущенном стимуле, он должен сохранять в памяти все остальные предъявленные стимулы.

Пользуясь описываемым методом, Г. Бушке предъявлял испытуемым ряд из 13 двузначных чисел (от 13 до 25). Методика определения отсутствующего элемента упрощает и сокращает ответную реакцию испытуемого, но вместе с тем требует осуществления достаточно сложных преобразований предъявленной информации. Испытуемому нужно назвать лишь одно число. Но если он называет его правильно, то это значит, что некоторое время он сохраняет все предъявленные в случайном порядке числа, упорядочивает их и обнаруживает, какое не было предъявлено. По данным Бушке, испытуемые могут удерживать в памяти 9-11 чисел.

Метод перекодирования позволил показать, что в кратковременной памяти может осуществляться достаточно сложная система операций преобразования предъявленной информации.

С помощью метода частичного восприятия автор экспериментально показал, что при предъявлении 12 стимулов испытуемый сохраняет в зрительной кратковременной памяти в среднем 9,1 стимула, в то время как в тех же условиях объем кратковременной памяти, полученный по методу полного воспроизведения, составляет в среднем 4,3 символа. Интерпретируя результаты своего исследования, автор предположил, что при использовании метода полного воспроизведения испытуемый может воспроизвести лишь то, что успевает перекодировать, т.е. перевести из зрительной памяти в слуховую.

3.1.6. Метод подпорогового накопления энергии стимула Н.Ю. Вергилеса и В.П. Зинченко (1969). Авторы предположили, что объем зрительной кратковременной памяти не был полностью раскрыт и в экспериментах Сперлинга. Очевидно, зрительная память имеет резервы, для выявления которых не были найдены адекватные методические приемы. В качестве такого приема авторы использовали метод подпорогового накопления энергии стимула в сочетании с методом частичного воспроизведения.

3.2. Методы исследования сохранения материала в кратковременной памяти.

Вопрос о длительности хранения следов в кратковременной памяти решается экспериментальным путем с помощью различных методов: кратковременная задержка воспроизведения — испытуемый должен предварить воспроизведение ряда цифр цифрой «нуль»; отсрочка воспроизведения — изменяется либо скорость предъявления материала, либо скорость его воспроизведения, либо и то и другое и т.п. Предполагается, что длительность хранения следов в кратковременной памяти колеблется в пределах от нескольких секунд до 30 с.

Для исследования сохранения материала в кратковременной памяти Дж. Хинриксом был разработан метод угадывания, состоящий в следующем. Испытуемому в случайном порядке демонстрируют элементы некоторой хорошо известной совокупности: цифры, буквы и т.п. После каждого предъявления одного элемента он должен угадать, какой элемент будет показан следующим. Испытуемому известно, что каждый элемент совокупности будет показан в опыте лишь один раз. Основное правило в ходе эксперимента — не называть стимулов, которые уже были предъявлены. Испытуемый работает в автотемпе: хотя от него требуется быстрый ответ, следующий стимул показывают лишь после того, как он выскажет догадку. Стратегия угадывания не должна нарушать двух требований:

  1. нельзя называть один и тот же стимул подряд до тех пор, пока он не будет предъявлен,
  2. нельзя называть поочередно один из двух выбранных стимулов, пока один из них не будет предъявлен. Испытуемому разрешается называть один и тот же стимул несколько раз подряд, если он чувствует, что тот «должен появиться», не используя однако такой метод в качестве основной стратегии.

Когда кратковременная память испытуемого отказывает, он начинает ошибочно называть элементы, которые фактически уже были предъявлены. Число таких ошибок служит основной количественной характеристикой кратковременной памяти.

В ряде исследований делаются попытки выяснить причины забывания в кратковременной памяти экспериментальным путем. С этой целью изучается тормозящее влияние на результаты воспроизведения какой-либо побочной деятельности, предшествующей запоминанию (проактивное торможение) или промежуточной между запоминанием и воспроизведением (ретроактивное торможение); исследуется явление интерференции — смешения мнемических следов заученного материала и сходного с ним промежуточного между заучиванием и воспроизведением материала; изучается, какая промежуточная деятельность (гетерогенная или гомогенная с основной) оказывает наибольшее тормозящее влияние на результаты основной деятельности. Результаты подобного исследования представлены в табл. 6.

(заучивание списка прилагательных) и промежуточными задачами

Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса, страница 3

Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса , страница 3

Вычислим объем памяти по формуле:

где A – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах; n – число опытов; m – количество правильно воспроизведенных рядов, больших А; К – интервал между рядами.

Интерпретация полученных данных:

По полученным данным видно, что у испытуемого средний объём кратковременной памяти равный 7. Проанализировав ошибки можно сказать, что ошибки испытуемого заключались в основном в том, что он переставлял цифры местами, либо, забыв одно из последовательности, подставлял другое наугад. Это говорит о том, что, при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти, вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Начиная, с ряда из восьми цифр испытуемый не смог воспроизвести ни один правильно. Поэтому, чтобы добиться лучших результатов испытуемый использует пять способов за поминания:

1. Просто внимательно слушаешь.

2. Повторяешь про себя за тем, кто произносит.

3. Повторяешь про себя цифры, каждый раз начиная с самого начала.

4. Установка на, то что главное запомнить начало и конец.

5. Установка на то, что главное запомнить начало.

Таким образом, можно сказать, что основной способ поддержания информации в кратковременной памяти для данного испытуемого является сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности.

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 266
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 602
  • БГУ 153
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 962
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 119
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1967
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 300
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 409
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 497
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 130
  • ИжГТУ 143
  • КемГППК 171
  • КемГУ 507
  • КГМТУ 269
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2909
  • КрасГАУ 370
  • КрасГМУ 630
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 139
  • КубГУ 107
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 367
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 330
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 636
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 454
  • НИУ МЭИ 641
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 212
  • НУК им. Макарова 542
  • НВ 777
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1992
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 301
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 119
  • РАНХиГС 186
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 243
  • РГГМУ 118
  • РГПУ им. Герцена 124
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 122
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 130
  • СПбГАСУ 318
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 147
  • СПбГПУ 1598
  • СПбГТИ (ТУ) 292
  • СПбГТУРП 235
  • СПбГУ 582
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 193
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1655
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1513
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2423
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 324
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 306

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источники:
Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона
Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона: главная тема данной страницы сайта Psyoffice.ru
http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00089.htm
Методика определения кратковременной памяти
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕМА И ТОЧНОСТИ МОТОРНОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ М. А. КУЗНЕЦОВ, Е. В. ЗАИКА Проблема кратковременной памяти (КП)
http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894158.htm
Мир Психологии
в раздел Оглавление «Когнитивная и прикладная психология» Раздел 1 Экспериментальная психология памяти Экспериментальные методы исследования памяти
http://www.persev.ru/book/eksperimentalnye-metody-issledovaniya-pamyati
Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса, страница 3
Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса , страница 3 Вычислим объем памяти по формуле: где A – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах; n – число
http://vunivere.ru/work3385/page3

(Visited 65 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (2)

Если мужчина хочет быть с женщиной он с ней будет Если мужчине дорога женщина, он её не отпустит, всё остальное-пустые слова?Если мужчине дорога женщина, он… (1)

Торт лунтик Оформление торта с лунтиком При уменьшении количества фигурок стоимость торта уменьшается. Вы можете заказать для… (1)

Эгоизм психология причины Проявления эгоизма «Эгоизм – это грех излишнего обособления интересов и, в то же время, одна… (1)

Звуковой вектор женщина Main menu(по материалам лекций Юрия Бурлана) Звуковичок приходит на первый урок, и сидит вечно спит.… (1)

COMMENTS