Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей
Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей
Родители каждого младшего школьника стремятся, чтобы он имел отличную память, ведь именно она выступает в данном возрасте главным психическим процессом. Поэтому его необходимо развивать при помощи различных методик.
Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок запоминает непроизвольно, так как осмысливать материал в целом ему еще тяжело. Кроме того, ему тяжело проводить ассоциации между предметами. Это связано с недостаточным количеством опыта. Но если ребенку что-либо запомнилось и произвело необычайное впечатление, то в памяти оно сохраниться довольно долгое время.
Доказано, что детям легче запомнить считалку или какую-то замысловатую фразу, которую до конца понять им невозможно. Главной причиной этого выступает повышенный эмоциональный интерес к определенному материалу.
Из всех видов памяти у младших школьников доминирующей выступает образная и эмоциональная. Они лучше запоминают то, что бросается в глаза, все яркое и увлекательное. Это могут быть лица людей, предметы, различные события, и так далее. Диагностика памяти младших школьников, методики которых должны быть направлены на развитие словесно-логического запоминания, могут провести родители в домашних условиях.
Словесная память главным образом связана с речью, и окончательно формируется к 13 годам. А логическая память включает в себя запоминание смысла текста. Ребенок должен переработать информацию и выдать ее в своем варианте. Но ему тяжело это сделать, так как он не может выделять главное в тексте, анализировать и выделять главное. Но если с ним заниматься, проводить специальные методики, то первоклассник отлично справиться с заданием.
Со временем произвольная память станет главной и надежной в жизни ребенка. Если она будет активно развита, то школьник без труда сможет заучивать информацию и воспроизводить ее.
Методики для диагностики внимания младшего школьника должны проводиться именно в этом возрасте, так как ему тяжело концентрировать внимание на одном объекте. Вот поэтому детям младшего школьного возраста тяжелее высиживать целый урок, сосредотачиваться и не отвлекаться.
Родители должны играть с ребенком в различные игры, которые способны развить внимание. К примеру, можно взять несколько мелких предметов и разложить их на газете. Затем нужно показать их ребенку и попросить озвучить. Затем ребенок должен отвернуться, а родители в это время переставить некоторые элементы местами, и попросить угадать, какие предметы были переставлены.
Также можно предложить ребенку закрыть глаза и быстро отметить, какого цвета, формы или вкуса определенный предмет, хорошо ему знакомый. Возможно, с первого раза ребенку будет тяжело сориентироваться. Но это упражнение очень полезное, так как развивает и внимание, и память.
Ребенку нужно объяснить, что для того чтобы запомнить стих, нужно повторить его несколько раз перед сном. Таким образом, он надолго останется в памяти, потому как не будет происходить смешивания с другими яркими и эмоциональными впечатлениями.
Кроме того, для того, чтобы запомнить определенный факт, нужно ассоциировать его с другим предметом. Родители при знакомстве ребенка с определенным предметом должны спрашивать его: на что этот предмет похож? что он напоминает, и так далее.
Также можно провести с детьми такие методики:
— Методика «Выучи слова». При помощи данной методики будет происходить активный процесс заучивания. Ребенку предлагается задание за небольшой отрезок времени выучить и озвучить без ошибок ряд, который включает в себя 12 слов. Это могут слова разного характера.
После первого прослушивания ребенок должен озвучить этот ряд, и если он какое-либо слово не запомнил, его нужно назвать четко и опять повторить весь ряд. Ребенку предлагается сделать шесть попыток.
— Методика «Запомни рисунки» поможет определить объем кратковременной памяти. Детям даются картинки, на которых изображены девять различных фигур. Им нужно не только запомнить те картинки, которые нарисованные, но и узнать, эти же изображения на других картинках. Сложность в том, что кроме 9 рисунков, отражены еще 6 картинок, которые он не видел.
— Методика «Повтори название». Данную методику можно проводить между несколькими школьниками, или же группой ребят. Первый ребенок, к примеру, должен назвать фрукт. Другой участник должен повторить название фрукта первого участника и придумать свое название, и так далее.
Эта методика отлично тренирует память, ее можно проводить везде, как по дороге в школу, так и на прогулке. можно выбирать разные категории предметов, не только овощи, так и фрукты, города и так далее. Таким образом, ребенок будет не только тренировать память, но и расширять свой кругозор.
В итоге можно сказать, что методика на память младших школьников должна быть проведена всеми родителями. Ведь на первый взгляд интересные игры помогут ребенку стать всесторонне развитым и активным, уверенным в себе человеком.
Методы измерения уровня познавательных процессов
ТЕСТ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти.
Контрольные задачи. Выяснить объём кратко — и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений преподавателем двадцати слов теста.
Ход работы: Преподаватель произносит двадцать слов теста. Не желательно, если некоторые из них будут описывать предметы, которые окружают испытуемого при проведении теста. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания)
Ход теста: Преподаватель зачитывает двадцать слов теста, они не должны повторяться
Для оценки кратковременной памяти постройте следующий график:
По оси абсцисс отложите число повторений, по ординат — число запомненных слов.
Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов — результат удовлетворительный, если к третьему — хороший. При условии, что количество запомненных слов увеличивается и устанавливается максимальным, можно сказать, что психологической истощаемости не отмечается. Если тестируемый запоминает мало слов и после двух-трёх повторений воспроизводит их всё меньше, то с полной уверенностью говорят, что наблюдается психологическая истощаемость. Если помимо нужных слов человек начинает высказывать свои, не предлагаемые в тесте, то данный момент расценивается как признак ослабления психической деятельности.
Тест долговременной памяти. По происшествии около 30 минут повторяют слова. Если две трети слов — удовлетворительная оценка. После говорят слова со связью по смыслу(преподаватель сам придумывает, допустим при слове титаник говорит самый большой пассажирский лайнер). Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста не связанных по смыслу.
На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого
Проведение анализа теста. Результаты записываются в форме протокола. Сделайте выводы из проведённых исследований.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 1. 20 предлагаемых слов и их порядковые номера.
Не смотрите на текст, на листе запишите слова с номерами по порядку.
Источники:
Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей
В статье рассказано, какие методики для диагностики внимания младшего школьника необходимо проводить, каким способом влияет методика на память младших
http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/kak-samostoyatelno-provesti-diagnostiku-pamyati-mladshix-shkolnikov-metodiki-dlya-roditelej/
Методы измерения уровня познавательных процессов
«Анаграммы — 2011. Форма А» (А-2011.А) . Методика предназначена главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. На результат
http://testoteka.narod.ru/pozn/0.html
ТЕСТ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти. Контрольные задачи. Выяснить объём кратко — и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения
http://tests.kulichki.com/interes_memory.html
COMMENTS