Методика на память

Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей

Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей

Родители каждого младшего школьника стремятся, чтобы он имел отличную память, ведь именно она выступает в данном возрасте главным психическим процессом. Поэтому его необходимо развивать при помощи различных методик.

Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок запоминает непроизвольно, так как осмысливать материал в целом ему еще тяжело. Кроме того, ему тяжело проводить ассоциации между предметами. Это связано с недостаточным количеством опыта. Но если ребенку что-либо запомнилось и произвело необычайное впечатление, то в памяти оно сохраниться довольно долгое время.

Доказано, что детям легче запомнить считалку или какую-то замысловатую фразу, которую до конца понять им невозможно. Главной причиной этого выступает повышенный эмоциональный интерес к определенному материалу.

Из всех видов памяти у младших школьников доминирующей выступает образная и эмоциональная. Они лучше запоминают то, что бросается в глаза, все яркое и увлекательное. Это могут быть лица людей, предметы, различные события, и так далее. Диагностика памяти младших школьников, методики которых должны быть направлены на развитие словесно-логического запоминания, могут провести родители в домашних условиях.

Словесная память главным образом связана с речью, и окончательно формируется к 13 годам. А логическая память включает в себя запоминание смысла текста. Ребенок должен переработать информацию и выдать ее в своем варианте. Но ему тяжело это сделать, так как он не может выделять главное в тексте, анализировать и выделять главное. Но если с ним заниматься, проводить специальные методики, то первоклассник отлично справиться с заданием.

Со временем произвольная память станет главной и надежной в жизни ребенка. Если она будет активно развита, то школьник без труда сможет заучивать информацию и воспроизводить ее.

Методики для диагностики внимания младшего школьника должны проводиться именно в этом возрасте, так как ему тяжело концентрировать внимание на одном объекте. Вот поэтому детям младшего школьного возраста тяжелее высиживать целый урок, сосредотачиваться и не отвлекаться.

Родители должны играть с ребенком в различные игры, которые способны развить внимание. К примеру, можно взять несколько мелких предметов и разложить их на газете. Затем нужно показать их ребенку и попросить озвучить. Затем ребенок должен отвернуться, а родители в это время переставить некоторые элементы местами, и попросить угадать, какие предметы были переставлены.

Также можно предложить ребенку закрыть глаза и быстро отметить, какого цвета, формы или вкуса определенный предмет, хорошо ему знакомый. Возможно, с первого раза ребенку будет тяжело сориентироваться. Но это упражнение очень полезное, так как развивает и внимание, и память.

Ребенку нужно объяснить, что для того чтобы запомнить стих, нужно повторить его несколько раз перед сном. Таким образом, он надолго останется в памяти, потому как не будет происходить смешивания с другими яркими и эмоциональными впечатлениями.

Кроме того, для того, чтобы запомнить определенный факт, нужно ассоциировать его с другим предметом. Родители при знакомстве ребенка с определенным предметом должны спрашивать его: на что этот предмет похож? что он напоминает, и так далее.

Также можно провести с детьми такие методики:

— Методика «Выучи слова». При помощи данной методики будет происходить активный процесс заучивания. Ребенку предлагается задание за небольшой отрезок времени выучить и озвучить без ошибок ряд, который включает в себя 12 слов. Это могут слова разного характера.

После первого прослушивания ребенок должен озвучить этот ряд, и если он какое-либо слово не запомнил, его нужно назвать четко и опять повторить весь ряд. Ребенку предлагается сделать шесть попыток.

— Методика «Запомни рисунки» поможет определить объем кратковременной памяти. Детям даются картинки, на которых изображены девять различных фигур. Им нужно не только запомнить те картинки, которые нарисованные, но и узнать, эти же изображения на других картинках. Сложность в том, что кроме 9 рисунков, отражены еще 6 картинок, которые он не видел.

— Методика «Повтори название». Данную методику можно проводить между несколькими школьниками, или же группой ребят. Первый ребенок, к примеру, должен назвать фрукт. Другой участник должен повторить название фрукта первого участника и придумать свое название, и так далее.

Эта методика отлично тренирует память, ее можно проводить везде, как по дороге в школу, так и на прогулке. можно выбирать разные категории предметов, не только овощи, так и фрукты, города и так далее. Таким образом, ребенок будет не только тренировать память, но и расширять свой кругозор.

В итоге можно сказать, что методика на память младших школьников должна быть проведена всеми родителями. Ведь на первый взгляд интересные игры помогут ребенку стать всесторонне развитым и активным, уверенным в себе человеком.

Методы измерения уровня познавательных процессов

  • «Анаграммы — 2011. Форма А» (А-2011.А) . Методика предназначена главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. На результат оказывает также большое значение способности к обобщению, умение выделять существенные признаки, объём словарного запаса испытуемого.

  • «Выделение существенных признаков» . Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

  • «Вырежи фигуры» . Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

  • «Запомни и расставь точки» . С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка 4-6 лет.

  • «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) . Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

  • Исследование продуктивности памяти . Процедура исследования включает в себя четыре теста. Цель: изучить особенности кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.

  • Исследование смысловой памяти . Методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

  • «Каков Ваш творческий потенциал» . Опросник позволяет определить уровень творческого потенциала (который составляют следующие способности: любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, зрительная память, слуховая память, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности.)

  • «Количественные отношения» . Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач.

  • «Кому чего недостает?» . Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

  • «Куб Линка» Тест специальных способностей . Предназначен для оценки наблюдательности, пространственных представлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики испытуемого. Методика позволяет также судить и о степени сообразительности при решении простейшей конструктивной задачи.

  • «Логическое мышление» . Понимание принципов мыслительной деятельности — одно из самых ценных наших познаний. Оно оттачивает ум, делает его последовательным в своих выводах, дает способность доказательно отстаивать свои убеждения. Нелогичное мышление представляет собой сумбур и хаос.

  • Методика исследования быстроты мышления позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления.

  • Методика исследования оперативной памяти школьников позволяет определить уровень сформированности оперативной памяти (очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий).

  • «Найди звук» Тест на проверку фонематического слуха Н.И. Гуткиной . Методика служит для изучения развития речевой сферы (проверка фо­нематического слуха) детей от 5 до 7 лет.

  • Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник . Экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности.

  • Построение «заборчика» . Исследование уровня развития мыслительных процессов. Понимание цели задания. Целенаправленность деятельности. Способность удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе всей работы. Внимание. Темп деятельности, ловкость и координированность движений рук. Интерес.

  • «Пройди через лабиринт» . Методика предназначается для психодиагностики уровня интеллектуального развития детей четырех-пятилетнего возраста.

  • «Раздели на группы» . Методика, предназначена для диагностики образно-логического мышления, рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет.

  • «Расстановка чисел» . Тест предназначен для оценки произвольного внимания.

  • «Сложные аналогии» . Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.

  • «Сравнение понятий» (для детей от 8 до 16 лет) . Методика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять. Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельствует о слабости обобщения.

  • Тест Мюнстерберга . Тест оценивает избирательность внимания, а также помехоустойчивость.

  • Тест на логическое мышление (М.Войнаровский) . Тест предназначен для оценки степени развитости логического мышления взрослого человека.

  • Тест на способности к классификации и анализу . Это тест на мышление, который определит вашу способность классифицировать понятия по общему признаку.

  • Цепной ассоциативный тест . С помощью теста можно определить динамические особеноости речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением либо торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.

  • «Четвертый лишний» . Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.

  • «Числовой квадрат» . Методика предназначена для оценки объема распределения и переключения внимания.

  • «Что здесь лишнее?» . Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

  • «Эталоны» (О.М. Дьяченко) . Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

    ТЕСТ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

    Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти.

    Контрольные задачи. Выяснить объём кратко — и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений преподавателем двадцати слов теста.

    Ход работы: Преподаватель произносит двадцать слов теста. Не желательно, если некоторые из них будут описывать предметы, которые окружают испытуемого при проведении теста. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания)

    Ход теста: Преподаватель зачитывает двадцать слов теста, они не должны повторяться

    Для оценки кратковременной памяти постройте следующий график:

    По оси абсцисс отложите число повторений, по ординат — число запомненных слов.

    Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов — результат удовлетворительный, если к третьему — хороший. При условии, что количество запомненных слов увеличивается и устанавливается максимальным, можно сказать, что психологической истощаемости не отмечается. Если тестируемый запоминает мало слов и после двух-трёх повторений воспроизводит их всё меньше, то с полной уверенностью говорят, что наблюдается психологическая истощаемость. Если помимо нужных слов человек начинает высказывать свои, не предлагаемые в тесте, то данный момент расценивается как признак ослабления психической деятельности.

    Тест долговременной памяти. По происшествии около 30 минут повторяют слова. Если две трети слов — удовлетворительная оценка. После говорят слова со связью по смыслу(преподаватель сам придумывает, допустим при слове титаник говорит самый большой пассажирский лайнер). Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста не связанных по смыслу.

    На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого

    Проведение анализа теста. Результаты записываются в форме протокола. Сделайте выводы из проведённых исследований.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 1. 20 предлагаемых слов и их порядковые номера.

    Не смотрите на текст, на листе запишите слова с номерами по порядку.

    Источники:
    Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей
    В статье рассказано, какие методики для диагностики внимания младшего школьника необходимо проводить, каким способом влияет методика на память младших
    http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/kak-samostoyatelno-provesti-diagnostiku-pamyati-mladshix-shkolnikov-metodiki-dlya-roditelej/
    Методы измерения уровня познавательных процессов
    «Анаграммы — 2011. Форма А» (А-2011.А) . Методика предназначена главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. На результат
    http://testoteka.narod.ru/pozn/0.html
    ТЕСТ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
    Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти. Контрольные задачи. Выяснить объём кратко — и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения
    http://tests.kulichki.com/interes_memory.html

    (Visited 27 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Если водолей любит по настоящему Водолей, не робей! Как влюбить в себя мужчину ВодолеяВодолей, не робей! Как влюбить в себя… (3)

    Как уйти от мужчины скорпиона Как уйти от мужчины скорпиона Скорпионы невозмутимы лишь внешне – на самом деле это эмоциональные… (3)

    Когда мужчина понимает что потерял женщину 11 женских фишек, от которых мужчины теряют голову Все гениальное просто. Сделайте эти 11 фишек… (3)

    Эстетические нормы примеры Нормы организационной культурыНормы организационной культуры — общепринятые стандарты индивидуального и группового поведения, признаваемые приемлемыми в… (3)

    Если мужчина овен пропал Если вам нравится мужчина ОвенВам придется расстаться со многими надеждами, если вы решили привлечь к… (3)

    COMMENTS