Методика на память

Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей

Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей

Родители каждого младшего школьника стремятся, чтобы он имел отличную память, ведь именно она выступает в данном возрасте главным психическим процессом. Поэтому его необходимо развивать при помощи различных методик.

Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок запоминает непроизвольно, так как осмысливать материал в целом ему еще тяжело. Кроме того, ему тяжело проводить ассоциации между предметами. Это связано с недостаточным количеством опыта. Но если ребенку что-либо запомнилось и произвело необычайное впечатление, то в памяти оно сохраниться довольно долгое время.

Доказано, что детям легче запомнить считалку или какую-то замысловатую фразу, которую до конца понять им невозможно. Главной причиной этого выступает повышенный эмоциональный интерес к определенному материалу.

Из всех видов памяти у младших школьников доминирующей выступает образная и эмоциональная. Они лучше запоминают то, что бросается в глаза, все яркое и увлекательное. Это могут быть лица людей, предметы, различные события, и так далее. Диагностика памяти младших школьников, методики которых должны быть направлены на развитие словесно-логического запоминания, могут провести родители в домашних условиях.

Словесная память главным образом связана с речью, и окончательно формируется к 13 годам. А логическая память включает в себя запоминание смысла текста. Ребенок должен переработать информацию и выдать ее в своем варианте. Но ему тяжело это сделать, так как он не может выделять главное в тексте, анализировать и выделять главное. Но если с ним заниматься, проводить специальные методики, то первоклассник отлично справиться с заданием.

Со временем произвольная память станет главной и надежной в жизни ребенка. Если она будет активно развита, то школьник без труда сможет заучивать информацию и воспроизводить ее.

Методики для диагностики внимания младшего школьника должны проводиться именно в этом возрасте, так как ему тяжело концентрировать внимание на одном объекте. Вот поэтому детям младшего школьного возраста тяжелее высиживать целый урок, сосредотачиваться и не отвлекаться.

Родители должны играть с ребенком в различные игры, которые способны развить внимание. К примеру, можно взять несколько мелких предметов и разложить их на газете. Затем нужно показать их ребенку и попросить озвучить. Затем ребенок должен отвернуться, а родители в это время переставить некоторые элементы местами, и попросить угадать, какие предметы были переставлены.

Также можно предложить ребенку закрыть глаза и быстро отметить, какого цвета, формы или вкуса определенный предмет, хорошо ему знакомый. Возможно, с первого раза ребенку будет тяжело сориентироваться. Но это упражнение очень полезное, так как развивает и внимание, и память.

Ребенку нужно объяснить, что для того чтобы запомнить стих, нужно повторить его несколько раз перед сном. Таким образом, он надолго останется в памяти, потому как не будет происходить смешивания с другими яркими и эмоциональными впечатлениями.

Кроме того, для того, чтобы запомнить определенный факт, нужно ассоциировать его с другим предметом. Родители при знакомстве ребенка с определенным предметом должны спрашивать его: на что этот предмет похож? что он напоминает, и так далее.

Также можно провести с детьми такие методики:

— Методика «Выучи слова». При помощи данной методики будет происходить активный процесс заучивания. Ребенку предлагается задание за небольшой отрезок времени выучить и озвучить без ошибок ряд, который включает в себя 12 слов. Это могут слова разного характера.

После первого прослушивания ребенок должен озвучить этот ряд, и если он какое-либо слово не запомнил, его нужно назвать четко и опять повторить весь ряд. Ребенку предлагается сделать шесть попыток.

— Методика «Запомни рисунки» поможет определить объем кратковременной памяти. Детям даются картинки, на которых изображены девять различных фигур. Им нужно не только запомнить те картинки, которые нарисованные, но и узнать, эти же изображения на других картинках. Сложность в том, что кроме 9 рисунков, отражены еще 6 картинок, которые он не видел.

— Методика «Повтори название». Данную методику можно проводить между несколькими школьниками, или же группой ребят. Первый ребенок, к примеру, должен назвать фрукт. Другой участник должен повторить название фрукта первого участника и придумать свое название, и так далее.

Эта методика отлично тренирует память, ее можно проводить везде, как по дороге в школу, так и на прогулке. можно выбирать разные категории предметов, не только овощи, так и фрукты, города и так далее. Таким образом, ребенок будет не только тренировать память, но и расширять свой кругозор.

В итоге можно сказать, что методика на память младших школьников должна быть проведена всеми родителями. Ведь на первый взгляд интересные игры помогут ребенку стать всесторонне развитым и активным, уверенным в себе человеком.

Методы измерения уровня познавательных процессов

  • «Анаграммы — 2011. Форма А» (А-2011.А) . Методика предназначена главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. На результат оказывает также большое значение способности к обобщению, умение выделять существенные признаки, объём словарного запаса испытуемого.

  • «Выделение существенных признаков» . Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

  • «Вырежи фигуры» . Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

  • «Запомни и расставь точки» . С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка 4-6 лет.

  • «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) . Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

  • Исследование продуктивности памяти . Процедура исследования включает в себя четыре теста. Цель: изучить особенности кратковременной и долговременной памяти в аспекте их продуктивности.

  • Исследование смысловой памяти . Методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

  • «Каков Ваш творческий потенциал» . Опросник позволяет определить уровень творческого потенциала (который составляют следующие способности: любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, зрительная память, слуховая память, стремление быть независимым, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности.)

  • «Количественные отношения» . Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач.

  • «Кому чего недостает?» . Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

  • «Куб Линка» Тест специальных способностей . Предназначен для оценки наблюдательности, пространственных представлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики испытуемого. Методика позволяет также судить и о степени сообразительности при решении простейшей конструктивной задачи.

  • «Логическое мышление» . Понимание принципов мыслительной деятельности — одно из самых ценных наших познаний. Оно оттачивает ум, делает его последовательным в своих выводах, дает способность доказательно отстаивать свои убеждения. Нелогичное мышление представляет собой сумбур и хаос.

  • Методика исследования быстроты мышления позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления.

  • Методика исследования оперативной памяти школьников позволяет определить уровень сформированности оперативной памяти (очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий).

  • «Найди звук» Тест на проверку фонематического слуха Н.И. Гуткиной . Методика служит для изучения развития речевой сферы (проверка фо­нематического слуха) детей от 5 до 7 лет.

  • Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник . Экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности.

  • Построение «заборчика» . Исследование уровня развития мыслительных процессов. Понимание цели задания. Целенаправленность деятельности. Способность удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе всей работы. Внимание. Темп деятельности, ловкость и координированность движений рук. Интерес.

  • «Пройди через лабиринт» . Методика предназначается для психодиагностики уровня интеллектуального развития детей четырех-пятилетнего возраста.

  • «Раздели на группы» . Методика, предназначена для диагностики образно-логического мышления, рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет.

  • «Расстановка чисел» . Тест предназначен для оценки произвольного внимания.

  • «Сложные аналогии» . Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.

  • «Сравнение понятий» (для детей от 8 до 16 лет) . Методика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять. Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельствует о слабости обобщения.

  • Тест Мюнстерберга . Тест оценивает избирательность внимания, а также помехоустойчивость.

  • Тест на логическое мышление (М.Войнаровский) . Тест предназначен для оценки степени развитости логического мышления взрослого человека.

  • Тест на способности к классификации и анализу . Это тест на мышление, который определит вашу способность классифицировать понятия по общему признаку.

  • Цепной ассоциативный тест . С помощью теста можно определить динамические особеноости речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением либо торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.

  • «Четвертый лишний» . Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.

  • «Числовой квадрат» . Методика предназначена для оценки объема распределения и переключения внимания.

  • «Что здесь лишнее?» . Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

  • «Эталоны» (О.М. Дьяченко) . Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

    ТЕСТ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

    Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти.

    Контрольные задачи. Выяснить объём кратко — и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений преподавателем двадцати слов теста.

    Ход работы: Преподаватель произносит двадцать слов теста. Не желательно, если некоторые из них будут описывать предметы, которые окружают испытуемого при проведении теста. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания)

    Ход теста: Преподаватель зачитывает двадцать слов теста, они не должны повторяться

    Для оценки кратковременной памяти постройте следующий график:

    По оси абсцисс отложите число повторений, по ординат — число запомненных слов.

    Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов — результат удовлетворительный, если к третьему — хороший. При условии, что количество запомненных слов увеличивается и устанавливается максимальным, можно сказать, что психологической истощаемости не отмечается. Если тестируемый запоминает мало слов и после двух-трёх повторений воспроизводит их всё меньше, то с полной уверенностью говорят, что наблюдается психологическая истощаемость. Если помимо нужных слов человек начинает высказывать свои, не предлагаемые в тесте, то данный момент расценивается как признак ослабления психической деятельности.

    Тест долговременной памяти. По происшествии около 30 минут повторяют слова. Если две трети слов — удовлетворительная оценка. После говорят слова со связью по смыслу(преподаватель сам придумывает, допустим при слове титаник говорит самый большой пассажирский лайнер). Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста не связанных по смыслу.

    На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого

    Проведение анализа теста. Результаты записываются в форме протокола. Сделайте выводы из проведённых исследований.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 1. 20 предлагаемых слов и их порядковые номера.

    Не смотрите на текст, на листе запишите слова с номерами по порядку.

    Источники:
    Как самостоятельно провести диагностику памяти младших школьников: методики для родителей
    В статье рассказано, какие методики для диагностики внимания младшего школьника необходимо проводить, каким способом влияет методика на память младших
    http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/kak-samostoyatelno-provesti-diagnostiku-pamyati-mladshix-shkolnikov-metodiki-dlya-roditelej/
    Методы измерения уровня познавательных процессов
    «Анаграммы — 2011. Форма А» (А-2011.А) . Методика предназначена главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления. На результат
    http://testoteka.narod.ru/pozn/0.html
    ТЕСТ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
    Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти. Контрольные задачи. Выяснить объём кратко — и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения
    http://tests.kulichki.com/interes_memory.html

    (Visited 22 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    К чему снится свой ребенок которого еще нет К чему снится ребенок - видеть детей во сне Ребенок - символ надежды, будущего. Поэтому,… (5)

    Любовь и отношения Любовь и отношения Любовь и отношения - разные вещи. Есть пары с пламенной и яркой… (5)

    Поздравления с 30 летием дочери от мамы в прозе Поздравления с 30 летием дочери от мамы в прозе Главная > Поздравление с днем рождения… (5)

    Как ведет себя мужчина скорпион если хочет вернуться Как Вести себя с Мужчиной СкорпиономЕсли Вы встретили загадочного и магнетического мужчину Скорпиона и поняли,… (4)

    Если телец игнорирует Как понять тельца (мужчина)?Доброй ночи, Алена! Чего добивается, это зависит от конкретного человека все-таки. Понимаете,… (4)



    COMMENTS