Механизмы общения

Механизмы общения

Принципы делового общения

Открытое и закрытое общение;

2. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

3.1. Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть мнение других.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

3.2. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию;

Закрытые коммуникации используют:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

1) вежливость, такт – соблюдение интересов собеседника;

2) одобрение, согласие – не обвиняй, избегай возражений;

3) симпатии – доброжелательность и приветливость.

1) кооперативности — вклад должен быть таким, которого требует совместно принятое направление разговора;

2) достаточности информации – говорить не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

3) качества информации – не врать;

4) целесообразности – не отклоняться от темы;

5) ясность — выражать мысль ясно и убедительно для собеседника;

6) понимание – уметь слушать и понять нужную мысль;

7) учитывать индивидуальные особенности собеседника, ради интересов дела.

Принципы общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения – реализуется в конкретной ситуации, на основе владения техниками и знания правил общения.

Техника общения – совокупность коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. В этом процессе действует механизм многократного усиления эмоциональных воздействий общающимися людьми.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При этом имеет место процесс некритического восприятия информации.

Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Существует подражание, конкретному человеку и норм поведения выработанным группой.

Убедить – способ сознательного и организованного воздействия на психику человека.

Мода – форма стандартизированного массового поведения, возникает стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.

1. Средство социально-психологической защиты от стрессогенных факторов социальной.

2. Является мощным стимулятором психической активности, инициативы, перемен в человеческой жизни.

3. Позволяет людям легко и быстро выделяться среди других людей, компенсируя тем самым потребности в самовыражении и во внимании со стороны окружающих.

Источник:
Механизмы общения
Принципы делового общения Открытое и закрытое общение; 2. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»). 3.1. Открытое общение — желание и умение
http://studopedia.su/9_25409_mehanizmi-obshcheniya.html

Общение — структура, средства, механизмы

Ключевые термины: общение, мотивационный, когнитивный и поведенческий (конативный) компоненты общения, перцептивная сторона общения, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, эффекты общения: «ореола», «новизны», «бумеранга», коммуникативная сторона общения, сообщения: побудительные, информативные, побудительные, фатические, невербальные знаковые системы: оптико-кинетическая, экстралингвистическая, паралингвистическая, визуальная, организации пространства и времени, интерактивная сторона общения, игры: сюжетные, с правилами, фабула, кооперация, конкуренция.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения.

Согласно Александрову, под общением понимается процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

Общение – одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества. В структуре общения рассматриваются: мотивационный, когнитивный (от лат. cognitio – познание, изучение, осознание) и поведенческий (конативный: от лат. conatus – попытка, усилие, стремление)компоненты. Мотивационный включает анализ потребностей и мотивов, побуждающих человека к общению с другими людьми. Когнитивный – знания о том, как надо строить общение, как налаживать эмоциональные контакты и преодолевать возникающие барьеры. Поведенческий – умения и навыки общения, поскольку, например, разные культуры и субкультурные образования 1 (профессиональные, возрастные, этнические и др.) требуют коррекции общительного поведения.

Выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания, обмен действиями.

На результаты восприятия партнера по общению оказывают влияние эффекты «ореола», «новизны», «бумеранга». Эффект «ореола» (как положительной, так и отрицательной окраски): первое впечатление о человеке определяет интерпретацию его поступков и личностных качеств. Вызвавший в целом приятные впечатления при первом контакте человек и в дальнейшем оценивается позитивно, даже если его действия не вполне соответствуют некоторым нормам. И наоборот, негативное первое впечатление стимулирует низкую оценку даже положительных качеств и поступков. Эффект «новизны»:по отношению к знакомому лицу значимой является более новая, а по отношению к незнакомому человеку – первая информация. Эффект «бумеранга»: навязываемая информация (что можно наблюдать, например, в рекламной деятельности средств массовой коммуникации) вызывает результат, обратный ожидаемому.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися.

В рамках коммуникативной 2 стороны общения партнеры передают некоторую информацию. Совокупность сообщений можно классифицировать следующим образом:

Для обмена сообщениями используются средства общения — разнообразные знаковые системы. Знаковые системы подразделяются на вербальные 3 (опирающиеся на язык и речь) и невербальные (то есть опирающиеся на иные, несущие определенное значение и смысл, знаки).

В свою очередь, в структуру невербальных знаковых систем входят:

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

Особенности общей стратегии взаимодействия партнеров общения, в результате чего каждый из них принимает на себя определенные роли, получила название интерактивной стороны общения. Активность человека опосредуется не только его внутренними смыслами, но и пониманием того, чего от него ожидают другие. Нарушение ролевого рисунка приводит к нарушению взаимодействия и невозможности достижения цели общения. Общение имеет много общих черт с игрой. Игровые взаимодействия в ходе общения предусматривают смену ролей, изменение их рисунка по ходу игры. Различают сюжетные игры, в которых имеется определенные последовательность и мотивировка в изображаемых событиях, фабула 8 и игры с правилами, где предусматривается наличие «обобщенного другого», т.е. правила, которое нужно выполнять участникам.

Основными типами взаимодействия в ходе общения являются кооперация 9 ,для которой характерна установка на согласованные действия, психологический контакт и конкуренция 10 , с установкой на явный или скрытый конфликт.

Каждая из этих сторон в общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними.

Средства общения это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Все средства общения делят на две группы: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые).

Вербальное общение – осуществляется с помощью слов. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Речь бывает монологическая и диалогическая.

  • информационную (разборчивость, понятность, содержательность высказываний)
  • выразительную (эмоциональность речи)
  • действенную (стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям).

Невербальное общение – информация передаётся с помощью несловесных знаков. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

1) Позы, жесты, мимика (общая моторика, отображающая эмоциональные реакции человека)

2) Паралингвистика или просодика (особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость, темп речи, паузы между словами и др.)

3) Проксемика (специальная область, занимающаяся нормами пространства и времени организации общения)

4) Визуальное общение — контакт глаз (специфическая знаковая система, имеющая место в визуальном общении)

Монологическая речь (рассказ, доклад, команды, выступление); диалогическая речь (свободный диалог, беседа)

2. Неречевые (жесты, мимика, действия, коды и символы, предметы)

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

  • Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.
  • Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
  • Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.

Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:

  • Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
  • Внушение – неосознаное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.
  • Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
  • Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

  • Роль общения в профессиональной деятельности специалиста социально-экономической и социогуманитарной сферы.
  • Характеристика перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторонам общения.
  • Характеристика основных невербальных составляющих коммуникации.
  • Значение игровых ситуаций в общении.
  • Процессы кооперации и конкуренции в общении.

1 Субкультурные образования – социальные группы, которые, несмотря на то что они интегрированы в целостную социальную систему и не могут существовать без нее, в то же время стремятся показать свою самостоятельную идентичность и выработать некоторые черты, которые отличают их от базовой культурной ветви. Типичными формами субкультурных образований являются молодежные течения и группировки, которые несколько трансформируют ценностные системы, культурные признаки и черты, поведенческие рисунки (например, в отношении таких элементов как мода, характерная жестикуляция, формы речевого поведения и др.).

2 Коммуникация (от латинского communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) — здесь имеется в виду психологический контекст термина — общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка или других знаковых систем.

3 От латинского verbalis – словесный.

4 Мимика (от греческого mimikos — подражательный) – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

5 Пантомима (от греческого раn – весь, всякий и mimos – подражание) – здесь имеется в виду передача информации средствами пластики тела.

5 От латинского vocalis – голосовой, звонкий, певучий.

7 Диапазон (от греческого dia pason – через все) — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу или музыкальному инструменту.

8 Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – цепь событий в их логической причинно-временной последовательности. Обычно в фабуле различают экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.

9 От лат. cooperatio – сотрудничество.

10 От лат. concurrentia – сталкиваться.

Источник:
Общение — структура, средства, механизмы
В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения.
http://5psy.ru/samopoznanie/obshenie.html

Социально-психологические механизмы общения

Общение порождает ряд уникальный социально-психологических механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание и мода, основательно рассмотрены в социально-психологической литературе, поэтому представим их конспективно.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Индуктор передает эмоциональный заряд, который многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени установочного эмоционального накала индуктора.

Заражение — сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Различают следующие формы проявления заражения: массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям.

Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояния неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят авторитетность источника информации, доверие к нему, отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-организованного воздействия. Убеждение оказывается с целью путем социально-психологического воздействия организовать превращение некоторой информации в систему установок и принципов личности.

Убеждение — это также система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо.

Заинтересованность — это (1) стремление получить определенную информацию, (2) потребность осмыслить что-либо.

Убеждение — это также элемент культуры личности, неразрывно связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

Согласно А. Г. Ковалеву, эффективность убеждающего воздействия достигается, если

а) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

б) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;

в) убеждение выглядит последовательным и доказательным;

г) оно содержит как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры;

д) опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

е) убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает.

Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого.

Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности масс.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.

Согласно Г. Тарду, подражания делятся на следующие виды:

Подражание определяют и как механизм массового поведения, и как творческий механизм «психологического наследования».

По А. М. Агальцову же, подражание есть воспроизведение образа или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.

Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.

Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.

Мода — это также социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентаций.

Мода выполняет следующие функции:

(б) интеракционную (согласования),

Рассмотренные социально-психологические механизмы общения, если перефразировать определение психологического механизма, данное Л. И. Анцыферовои, представляют собой закрепившиеся в социально-психологической организации общества функциональные способы его социальной жизни, в результате чего меняется режим его функционирования, «включается» процесс динамического преобразования.

Социально-психологические механизмы общения обеспечивают социодинамику, групповую динамику и психодинамику личности, так как являются каналами психического регулирования.

Источник:
Социально-психологические механизмы общения
Общение порождает ряд уникальный социально-психологических механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание и
http://psyera.ru/5317/socialno-psihologicheskie-mehanizmy-obshcheniya

Социально-психологические механизмы общения

Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение — это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят:

  • авторитетность источника информации;
  • доверие к нему;
  • отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

— при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);

— процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

— внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:

— содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

— убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

— убеждение является последовательным и доказательным;

— убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

— убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение —’ преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

Различают несколько видов подражания:

— логическое и внелогическое;

— внутреннее и внешнее;

— подражание-мода и подражание-обычай.

Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

— подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

— низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Установлены три способа подражания:

— когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

— когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

— когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

Мода выполняет следующие функции:

— интерактивную (согласования, взаимодействия);

— компенсаторную (психологической защиты индивида).

Источник:
Социально-психологические механизмы общения
Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика. Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.
http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1592-sotsialno-psihologicheskie-mehanizmy-obschenija.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как перестать ревновать парня Как перестать ревновать парня? Советы и методы, Женский журнал Но ревность это не индикатор поведения… (1)

30 лет день рождения открытки Красивые открытки с днем рождения 30 летПодборка прикольных картинок для поздравлений с днем рождения мужчине.… (1)

Будем ли мы вместе после расставания Бесплатное онлайн гадание: Будем ли мы вместе?Будем ли мы вместе? Этот вопрос волнует каждого человека,… (1)

Почему мужчина скорпион не звонит Почему мужчина скорпион не звонит Слабохарактерных Скорпион подчинять себе не будет, он просто вытрет об… (1)

Задумайтесь: Вы можете изменить свою жизнь за 60 минут Человеческая жизнь в масштабах Вселенной настолько незначительная по длительности величина, что, осознавая это, становится страшно.… (1)

COMMENTS