Механизмы общения

Механизмы общения

Принципы делового общения

Открытое и закрытое общение;

2. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

3.1. Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть мнение других.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

3.2. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию;

Закрытые коммуникации используют:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

1) вежливость, такт – соблюдение интересов собеседника;

2) одобрение, согласие – не обвиняй, избегай возражений;

3) симпатии – доброжелательность и приветливость.

1) кооперативности — вклад должен быть таким, которого требует совместно принятое направление разговора;

2) достаточности информации – говорить не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

3) качества информации – не врать;

4) целесообразности – не отклоняться от темы;

5) ясность — выражать мысль ясно и убедительно для собеседника;

6) понимание – уметь слушать и понять нужную мысль;

7) учитывать индивидуальные особенности собеседника, ради интересов дела.

Принципы общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения – реализуется в конкретной ситуации, на основе владения техниками и знания правил общения.

Техника общения – совокупность коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. В этом процессе действует механизм многократного усиления эмоциональных воздействий общающимися людьми.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При этом имеет место процесс некритического восприятия информации.

Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Существует подражание, конкретному человеку и норм поведения выработанным группой.

Убедить – способ сознательного и организованного воздействия на психику человека.

Мода – форма стандартизированного массового поведения, возникает стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.

1. Средство социально-психологической защиты от стрессогенных факторов социальной.

2. Является мощным стимулятором психической активности, инициативы, перемен в человеческой жизни.

3. Позволяет людям легко и быстро выделяться среди других людей, компенсируя тем самым потребности в самовыражении и во внимании со стороны окружающих.

Источник:
Механизмы общения
Принципы делового общения Открытое и закрытое общение; 2. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»). 3.1. Открытое общение — желание и умение
http://studopedia.su/9_25409_mehanizmi-obshcheniya.html

Общение — структура, средства, механизмы

Ключевые термины: общение, мотивационный, когнитивный и поведенческий (конативный) компоненты общения, перцептивная сторона общения, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, эффекты общения: «ореола», «новизны», «бумеранга», коммуникативная сторона общения, сообщения: побудительные, информативные, побудительные, фатические, невербальные знаковые системы: оптико-кинетическая, экстралингвистическая, паралингвистическая, визуальная, организации пространства и времени, интерактивная сторона общения, игры: сюжетные, с правилами, фабула, кооперация, конкуренция.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения.

Согласно Александрову, под общением понимается процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

Общение – одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества. В структуре общения рассматриваются: мотивационный, когнитивный (от лат. cognitio – познание, изучение, осознание) и поведенческий (конативный: от лат. conatus – попытка, усилие, стремление)компоненты. Мотивационный включает анализ потребностей и мотивов, побуждающих человека к общению с другими людьми. Когнитивный – знания о том, как надо строить общение, как налаживать эмоциональные контакты и преодолевать возникающие барьеры. Поведенческий – умения и навыки общения, поскольку, например, разные культуры и субкультурные образования 1 (профессиональные, возрастные, этнические и др.) требуют коррекции общительного поведения.

Выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания, обмен действиями.

На результаты восприятия партнера по общению оказывают влияние эффекты «ореола», «новизны», «бумеранга». Эффект «ореола» (как положительной, так и отрицательной окраски): первое впечатление о человеке определяет интерпретацию его поступков и личностных качеств. Вызвавший в целом приятные впечатления при первом контакте человек и в дальнейшем оценивается позитивно, даже если его действия не вполне соответствуют некоторым нормам. И наоборот, негативное первое впечатление стимулирует низкую оценку даже положительных качеств и поступков. Эффект «новизны»:по отношению к знакомому лицу значимой является более новая, а по отношению к незнакомому человеку – первая информация. Эффект «бумеранга»: навязываемая информация (что можно наблюдать, например, в рекламной деятельности средств массовой коммуникации) вызывает результат, обратный ожидаемому.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися.

В рамках коммуникативной 2 стороны общения партнеры передают некоторую информацию. Совокупность сообщений можно классифицировать следующим образом:

Для обмена сообщениями используются средства общения — разнообразные знаковые системы. Знаковые системы подразделяются на вербальные 3 (опирающиеся на язык и речь) и невербальные (то есть опирающиеся на иные, несущие определенное значение и смысл, знаки).

В свою очередь, в структуру невербальных знаковых систем входят:

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

Особенности общей стратегии взаимодействия партнеров общения, в результате чего каждый из них принимает на себя определенные роли, получила название интерактивной стороны общения. Активность человека опосредуется не только его внутренними смыслами, но и пониманием того, чего от него ожидают другие. Нарушение ролевого рисунка приводит к нарушению взаимодействия и невозможности достижения цели общения. Общение имеет много общих черт с игрой. Игровые взаимодействия в ходе общения предусматривают смену ролей, изменение их рисунка по ходу игры. Различают сюжетные игры, в которых имеется определенные последовательность и мотивировка в изображаемых событиях, фабула 8 и игры с правилами, где предусматривается наличие «обобщенного другого», т.е. правила, которое нужно выполнять участникам.

Основными типами взаимодействия в ходе общения являются кооперация 9 ,для которой характерна установка на согласованные действия, психологический контакт и конкуренция 10 , с установкой на явный или скрытый конфликт.

Каждая из этих сторон в общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними.

Средства общения это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Все средства общения делят на две группы: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые).

Вербальное общение – осуществляется с помощью слов. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Речь бывает монологическая и диалогическая.

  • информационную (разборчивость, понятность, содержательность высказываний)
  • выразительную (эмоциональность речи)
  • действенную (стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям).

Невербальное общение – информация передаётся с помощью несловесных знаков. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

1) Позы, жесты, мимика (общая моторика, отображающая эмоциональные реакции человека)

2) Паралингвистика или просодика (особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость, темп речи, паузы между словами и др.)

3) Проксемика (специальная область, занимающаяся нормами пространства и времени организации общения)

4) Визуальное общение — контакт глаз (специфическая знаковая система, имеющая место в визуальном общении)

Монологическая речь (рассказ, доклад, команды, выступление); диалогическая речь (свободный диалог, беседа)

2. Неречевые (жесты, мимика, действия, коды и символы, предметы)

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

  • Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.
  • Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
  • Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.

Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:

  • Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
  • Внушение – неосознаное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.
  • Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
  • Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

  • Роль общения в профессиональной деятельности специалиста социально-экономической и социогуманитарной сферы.
  • Характеристика перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторонам общения.
  • Характеристика основных невербальных составляющих коммуникации.
  • Значение игровых ситуаций в общении.
  • Процессы кооперации и конкуренции в общении.

1 Субкультурные образования – социальные группы, которые, несмотря на то что они интегрированы в целостную социальную систему и не могут существовать без нее, в то же время стремятся показать свою самостоятельную идентичность и выработать некоторые черты, которые отличают их от базовой культурной ветви. Типичными формами субкультурных образований являются молодежные течения и группировки, которые несколько трансформируют ценностные системы, культурные признаки и черты, поведенческие рисунки (например, в отношении таких элементов как мода, характерная жестикуляция, формы речевого поведения и др.).

2 Коммуникация (от латинского communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) — здесь имеется в виду психологический контекст термина — общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка или других знаковых систем.

3 От латинского verbalis – словесный.

4 Мимика (от греческого mimikos — подражательный) – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

5 Пантомима (от греческого раn – весь, всякий и mimos – подражание) – здесь имеется в виду передача информации средствами пластики тела.

5 От латинского vocalis – голосовой, звонкий, певучий.

7 Диапазон (от греческого dia pason – через все) — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу или музыкальному инструменту.

8 Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – цепь событий в их логической причинно-временной последовательности. Обычно в фабуле различают экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.

9 От лат. cooperatio – сотрудничество.

10 От лат. concurrentia – сталкиваться.

Источник:
Общение — структура, средства, механизмы
В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения.
http://5psy.ru/samopoznanie/obshenie.html

Социально-психологические механизмы общения

Общение порождает ряд уникальный социально-психологических механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание и мода, основательно рассмотрены в социально-психологической литературе, поэтому представим их конспективно.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Индуктор передает эмоциональный заряд, который многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени установочного эмоционального накала индуктора.

Заражение — сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Различают следующие формы проявления заражения: массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям.

Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояния неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят авторитетность источника информации, доверие к нему, отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-организованного воздействия. Убеждение оказывается с целью путем социально-психологического воздействия организовать превращение некоторой информации в систему установок и принципов личности.

Убеждение — это также система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо.

Заинтересованность — это (1) стремление получить определенную информацию, (2) потребность осмыслить что-либо.

Убеждение — это также элемент культуры личности, неразрывно связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

Согласно А. Г. Ковалеву, эффективность убеждающего воздействия достигается, если

а) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

б) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;

в) убеждение выглядит последовательным и доказательным;

г) оно содержит как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры;

д) опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

е) убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает.

Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого.

Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности масс.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.

Согласно Г. Тарду, подражания делятся на следующие виды:

Подражание определяют и как механизм массового поведения, и как творческий механизм «психологического наследования».

По А. М. Агальцову же, подражание есть воспроизведение образа или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.

Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.

Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.

Мода — это также социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентаций.

Мода выполняет следующие функции:

(б) интеракционную (согласования),

Рассмотренные социально-психологические механизмы общения, если перефразировать определение психологического механизма, данное Л. И. Анцыферовои, представляют собой закрепившиеся в социально-психологической организации общества функциональные способы его социальной жизни, в результате чего меняется режим его функционирования, «включается» процесс динамического преобразования.

Социально-психологические механизмы общения обеспечивают социодинамику, групповую динамику и психодинамику личности, так как являются каналами психического регулирования.

Источник:
Социально-психологические механизмы общения
Общение порождает ряд уникальный социально-психологических механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание и
http://psyera.ru/5317/socialno-psihologicheskie-mehanizmy-obshcheniya

Социально-психологические механизмы общения

Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение — это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят:

  • авторитетность источника информации;
  • доверие к нему;
  • отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

— при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);

— процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

— внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др.

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:

— содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

— убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

— убеждение является последовательным и доказательным;

— убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

— убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

— убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение —’ преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

Различают несколько видов подражания:

— логическое и внелогическое;

— внутреннее и внешнее;

— подражание-мода и подражание-обычай.

Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

— подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

— низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Установлены три способа подражания:

— когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

— когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

— когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

Мода выполняет следующие функции:

— интерактивную (согласования, взаимодействия);

— компенсаторную (психологической защиты индивида).

Источник:
Социально-психологические механизмы общения
Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика. Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.
http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1592-sotsialno-psihologicheskie-mehanizmy-obschenija.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как определить измену мужа по трусам Как узнать про измену мужа: главные признаки и где искать улики Мужчины по своей природе… (1)

Как ревнует мужчина дева Мужчина ДеваНе связывайте свои надежды с мужчиной-Девой, если ваше сердце голодает по романтическим мечтам и… (1)

Как мысленно связаться с человеком на расстоянии Как мысленно заставить человека позвонить? Самое главное – не стоит волноваться. Волнение, словно отрицательный импульс,… (1)

Мужчина рак после развода Как ведет себя мужчина после развода?С ЦИФРАМИ В РУКАХ Для того чтобы правильно оце­нить масштабы… (1)

Как расслабить тело Искусство релаксации: как расслабить мышцы телаТонус мышц – залог здоровья, силы и выносливости, именно поэтому… (1)

COMMENTS