Механическая память

Механическая память

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная. Первая включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Что касается прижизненной памяти, она является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти.

Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Произвольная память — запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта. Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную. Когнитивная память — процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека. Эмоциональная память — сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое — непременное условие для развития способности к сопереживанию. Память на чувства — основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством). Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный виды памяти личности. Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений. Этим видом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели.

Механическая память

Методика "Оперативная память".

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Инструкция: "Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов — 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество — 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

6-7 лет — 10 сумм и выше

8-9 лет — 15 сумм и выше

10-12 лет — 20 сумм и выше

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Методика "Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.

Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко ".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А — общее количество слов,

В — количество запомнившихся слов,

С — коэффициент долговременной памяти.

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

ниже 30% — очень низкий уровень.

Методика "Запомни пару".

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Механическая память

Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями.

Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы.

Всякое запоминание или заучивание предполагает установле­ние соответствующих нервных связей, или ассоциаций.

Запоминание по своим физиологическим механизмам представляет собой .

Преднамеренное запоминание требует повторения изучаемого материала, без чего нельзя добиться длительного сохранения его в памяти. При этом повторения должны быть осмысленными и планомерными, а не являться механическими.

В зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую (или смысловую) память.

Физиологической основой воспроизведения является оживление установившихся в процессе запоминания или заучивания временных нервных связей. Исходным толчком для такого оживления всегда является тот или иной раздражитель, закономерно связанный по принципу условного рефлекса с процессами, обеспечивающими воспоминание.

При воспроизведении всегда имеет место узнавание в его различных степенях — от слабого чувства некоторого знакомства с воспроизведенным материалом до чувства полной уверенности в его точности.

По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти.

Типы памяти различаются в связи с ее индивидуальными особенностями у тех или других людей.

Физиологической основой памяти является постепенное накопление и усложнение условнорефлекторных нервных связей в коре головного мозга.

Воспроизведение того, что было воспринято раньше, может происходить в наглядной, образной форме — в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.

Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей.

Жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что память у разных людей неодинакова.

Развитие памяти у детей начинается с возникновения первых условных рефлексов.

В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти.

Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию.

Механическая память

— ее включение в уже существующую систему ассоциативных связей; и

— ее последующего воспроизведения в виде воспоминаний человека или в виде поведенческих актов животного.

Физиологическую основу запоминания составляет закрепление в долговременной памяти временных связей (энграмм).
В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание.
Запоминание — активный процесс селективного отбора поступающей информации для:

— ее включение в уже существующую систему ассоциативных связей; и

— ее последующего воспроизведения в виде воспоминаний человека или в виде поведенческих актов животного.

Физиологическую основу запоминания составляет закрепление в долговременной памяти временных связей (энграмм).
В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание.
Ассоциативная память — в психологии — память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
Гипермнезия — гипертрофированная (врожденная) способность запоминать информацию в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения.
Логическая память — память, построенная на выделении и запоминании логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами.
Механическая память — память, направленная на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов.
Механическое запоминание — запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основу механического запоминания составляют ассоциации по смежности.
Мнемотехника — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания:

— составление предварительного плана;

— выделение смысловых опорных пунктов;

— семантическая и пространственная группировка материала;

— представление материала в форме наглядного зрительного образа;

— соотнесение материала с уже имеющимися знаниями и др.

Непроизвольное запоминание — запоминание, происходящее:

— без специальных волевых усилий;

— без предварительного отбора материала; и

— без сознательного применения мнемонических приемов.

Источники:
Механическая память
Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная.
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/16.htm
Механическая память
Диагностика развития памяти у детей.
http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a022.shtml
Механическая память
Психология о памяти.
http://psyznaiyka.net/pamat.html
Механическая память
— ее включение в уже существующую систему ассоциативных связей; и — ее последующего воспроизведения в виде воспоминаний человека или в виде поведенческих актов животного. Физиологическую
http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RHgvusotgtol

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как манипулировать мужчиной скорпионом Ваш мужчина – манипулятор, что делать? Главное — не волнуйтесь. Ведь если мужчина манипулирует отношениями,… (2)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (2)

Красивые слова о жизни в прозе Красивые статусы про жизнь со смыслом Красивые статусы про жизнь со смыслом - Никогда не… (2)

Как проверить мужа на измену в ванной Как проверить мужа на измену в ванной Рассказала про способ всплывание яичек. Вот что-то вспомнилось,… (2)

Если мужчина ревнует значит любит Как понять, когда мужчина ревнует? Но на самом же деле все обстоит совсем по-иному. Когда… (2)



COMMENTS