Любовь еще быть может

Александр Пушкин — Я вас любил, любовь еще, быть может: Стих

Александр Пушкин — Я вас любил, любовь еще, быть может: Стих

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Перу великого поэта принадлежит множество стихотворений, посвященных женщинам, в которых он был влюблен. Известна дата создания произведения «Я вас любил…» — 1829 г. Но до сих пор не прекращаются споры литературоведов о том, кому оно было посвящено. Существуют две основные версии. По одной это была польская княжна К. Сабаньская. Вторая версия называет графиню А. А. Оленину. К обеим женщинам Пушкин испытывал очень сильное влечение, но ни та, ни другая не ответили на его ухаживания. В 1829 г. поэт делает предложение своей будущей жене – Н. Гончаровой. В результате появляется стих, посвященный прошлому увлечению.

Стихотворение является образцом художественного описания неразделенной любви. Пушкин рассказывает о ней в прошедшем времени. Годы не смогли полностью изгладить из памяти восторженное сильное чувство. Оно до сих пор дает о себе знать («любовь… угасла не совсем»). Когда-то она причиняла поэту невыносимые страдания, сменяясь «то робостью, то ревностью». Постепенно пожар в груди угас, остались лишь тлеющие угольки.

Можно предположить, что в свое время ухаживания Пушкина были довольно настойчивыми. В настоящий момент он словно извиняется перед бывшей возлюбленной и уверяет, что теперь она может быть спокойна. В подкрепление своих слов он добавляет, что остатки былого чувства перешли в дружбу. Поэт искренно желает женщине найти свой идеал мужчины, который будет любить ее так же сильно и нежно.

Стихотворение представляет собой страстный монолог лирического героя. Поэт рассказывает о самых сокровенных движениях своей души. Многократное повторение фразы «я вас любил» подчеркивает боль от несбывшихся надежд. Частое использование местоимения «я» делает произведение очень интимным, обнажает личность автора перед читателем.

Пушкин сознательно не упоминает о каких-либо физических или нравственных достоинствах своей возлюбленной. Перед нами лишь бесплотный образ, недоступный восприятию простых смертных. Поэт боготворит эту женщину и не допускает к ней никого даже через строки стихотворения.

Произведение «Я вас любил…» — одно из сильнейших в русской любовной лирике. Его главное достоинство – сжатое изложение с невероятно богатым смысловым содержанием. Стих с восторгом был встречен современниками и неоднократно перекладывался на музыку известными композиторами.

Любовь еще быть может

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Датируется не позднее ноября 1829. Автографа не сохранилось. Под обозначением «Я вас любил» и с датой «1829» вошло в списки стихотворений, предназначаемых для печати, составленные не позднее середины сентября 1831 г. (ПД №№ 515 и 716; см. «Рукою Пушкина», стр. 256 и 260). Включено в цензурную рукопись третьей части «Стихотворений А. Пушкина»—ПД № 420, л. 13 (ЦР). Первопечатный текст исправлен здесь в окончательный. Включено в рукопись 1836 г.—ЛБ № 2393, л. 92.

«Я вас любил» — посвящение Анне Алексеевне Андро-Олениной (11.08.1808 — 18.12.1888), графине де Ланжерон, возлюбленной Пушкина в 1828-29 гг. К ней также обращены его стихотворения «Ты и вы», «Её глаза», «Не пой, красавица, при мне», многих строф «Онегина» и др.

Любовь еще быть может

Любовь рано или поздно приходит ко всем: к богатым, к бедным, к обреченным, к жизнерадостным, к несчастным, к падшим и возвышенным — список можно продолжать до бесконечности, перебирая всевозможные определения. Сегодня мы поговорим о куртизанке. Бывает ли такое вообще? Возможно ли великое чувство в сердце потерявшей себя женщины? Данный вопрос зачастую поднимался в литературных произведениях. Будь то стихотворение, песня или, например, роман.

Как и отец, Александр Дюма-сын написал произведение о куртизанке и ее любви к молодому человеку. «Дама с камелиями» — известнейший роман, который даже взяли в основу оперы. Необычайная история, поражающая своей романтичностью и возвышенностью на фоне изложенных обстоятельств, – умершей куртизанки, история жизни которой постепенно открывается нам в процессе повествования. Поскольку Дюма-старший уже несколько раз появлялся конкретно в этой рубрике, его сын, естественно, появился тут же неспроста. Он, как и отец, закладывал в своих литературных героев, чьи судьбы надолго остаются в наших сердцах и памяти, биографии реальных людей. Дама с камелиями – не исключение.

Мари Дюплесси, а лучше сказать, Альфонсина Плесси — так как это ее настоящее имя — родилась 15 января 1824 года на северо-западе Франции. О ее детстве ничего не известно, зато известно, что она перебралась в Париж, конечно же для того, чтобы завоевать его. Завоевала не совсем обычным способом, но все же девушка прославилась… в ипостаси куртизанки. Начав свою «карьеру» в 16 лет, она в кратчайшие сроки стала самой популярной и востребованной юной дамой. Мужчины, с которыми она проводила время, выделяли на ее содержание сотни тысяч франков. Она жила красивейшей жизнью: экипажи, оперы, театры, свидания. В общем, жила и не тужила, ни в чем себе не отказывала.

В сентябре 1844 года Мари познакомилась с Александром. Оба влюбились друг в друга, закрутился роман. К сожалению, не очень продолжительный: он продлился чуть меньше года, прервавшись по инициативе Александра. Он писал Мари, что любит ее больше жизни, но недостаточно богат, чтобы содержать ее, и недостаточно беден, чтобы быть достойным ее любви.

Мари также была довольно умна и зла на бывшего возлюбленного не держала. Она даже вышла замуж за одного из своих поклонников и до конца своих дней прожила в Англии.

Казалось бы, у нее было все: роскошь, все удобства, любой ее каприз выполнялся по щелку пальцев, не было одного: здоровья. Она страдала туберкулезом, который в то время являлся достаточно расхожей напастью, но еще не поддавался лечению. Он и стал причиной ее смерти, но также именно он сделал ее прообразом персонажа в романе Александра Дюма-сына. Из-за этой страшной болезни Мари совершенно не переносила цветы с сильными запахами, например, розы или гиацинты, а вот камелии, которые практически не имеют запаха, были очень по душе нашей героине.

Вот так иногда случается: не всякая «падшая» женщина лишена высших чувств. Бывает так, свет добра и непорочности пробивается буквально изнутри, и тогда не только в чьем-то сердце, а сердцах всего литературного мира остается отпечаток.

Урок литературы «Любовь ещё, быть может…»

Урок по литературе в 9 классе

«Любовь ещё, быть может…»

(По творчеству А. С. Пушкина)

Учитель русского языка

и литературы МОУ СОШ №55

Едрышева Марина Николаевна

показать, насколько многообразна любовь в лирике А. С. Пушкина.

совершенствовать навыки анализа лирического произведения;

воспитывать верное восприятие и понимание чувства любви;

расширять кругозор учащихся.

прививать интерес к изучению литературы;

воздействовать на восприятие детей с помощью классической музыки.

Оборудование и наглядность:

Музыкальное сопровождение (Г. В. Свиридов «Романс»).

Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2008.

Титульный слайд №1

1.Вступительное слово учителя.

Страшная история о черном доме и о печальном человеке, к которому пришла любовь.

В далёком-далёком городе, в котором все дома были построены из бетонных серых плит, в чёрном-чёрном доме, в тёмной-тёмной комнате сидел печальный человек. Его пустой взгляд был направлен в одну точку, а в голове его роились тягостные мысли…Но вдруг скрипнула дверь, и в этот чёрный дом, в эту тёмную комнату, к этому печальному человеку пришла любовь, и всё преобразилось вокруг. Весь город, весь дом наполнился ярким светом, а жизнь человека приобрела смысл.

К кому-то любовь приходит тихой поступью, а к кому-то вихрем врывается в жизнь и кружит, кружит…

— О чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

2. Эпиграф к уроку.

Любовь для высоконравственной натуры – то же, что Солнце для Земли.

Оноре де Бальзак

— Почему, как солнце?

3.Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что представляет собой любовь, какой она бывает на примере лирики величайшего русского классика А. С. Пушкина. Поговорим о том, нужна ли любовь человеку. А может быть, она приносит нам только страдания?

Анализ стихотворений. Обсуждение разностороннего проявления любви.

Слайд №3 « К Наталье»

Стихотворение «К Наталье». Это самое раннее из дошедших до нас стихотворений Пушкина. При жизни поэта не публиковалось. Обращено к крепостной актрисе домашнего театра графа В. Толстого в Царском Селе.

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон;

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь – и я влюблён!

Пролетело счастья время,

Как, любви не зная бремя,

Я живал да попевал…

Я писал карикатуру

На любезный женский пол;

Но напрасно я смеялся,

Наконец и сам попался,

Сам, увы! С ума сошёл.

— «Что за птица Купидон»?

— Какое настроение создаёт у нас это стихотворение? Какое это стихотворение по тональности? ( Весёлое, грустное, шуточное, серьёзное?)

— Что нам позволяет именно так воспринимать это стихотворение? ( шуточные выражения «птица Купидон», «живал да попевал», «писал карикатуру», «с ума сошёл»).

— Какая любовь показана в этом стихотворении? (Любовь-увлечение, любовь- момент, лёгкая форма любви).

Лексические средства создают особое настроение для восприятия стихотворения.

Мы, люди, живущие в 21 веке, улавливаем настроение, созданное Пушкиным, жившим два века назад.

Слайд №4 «Души моей царицы…» Е. К. Воронцова.

Музыка В. Г. Свиридова « Романс».

Чтение стихотворения « Сожжённое письмо» (1825).

Это портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, ещё одной любимой женщины А. С. Пушкина.

— Что бы вы могли сказать об этой женщине, глядя на портрет?

Она была одноиз привлекательнейших женщин своего времени. Она была женственна, грациозна, обаятельна. Была приветливым человеком. Её обожали многие. Издавна считается, что такие пушкинские шедевры, как «Сож. Письмо», «Талисман», «Ангел» вдохновлены именно чувством к Воронцовой. Есть мнение, что Пушкин был удалён из Одессы, где познакомился с Е.К., из-за ревности её мужа. На прощание она подарила поэту свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым камнем.

— О чём стихотворение «Сожжённое письмо»?

— Почему поэт обращается к письму, как к живому существу? Чем является письмо для лирического героя? ( Оно не просто – лист бумаги, Это письмо от любимой).

— Какой показана любовь в этом стихотворении? ( Трагична, мучительна, это любовь-страдание).

— Трудна такая любовь? Нужна ли она человеку? Приносит такая л. Пользу или только вредит и губит?

Слайд №5 А. П. Керн. (1825)

Пушкин когда-то познакомился Керн в доме Олениных и в Петербурге и нашёл её очень милой. После этого молодые люди не виделись шесть лет. Увидев вновь Анну, поэт потерял покой. Внезапно вспыхнувшая любовь всецело поглотила его.

Перед отъездом Анны в Ригу Пушкин протянул ей вчетверо сложенный листок почтовой бумаги. Она развернула его и прочла:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

— Какая любовь нарисована поэтом в этом стихотворении? Какие бы вы подобрали прилагательные для описания? ( Светлая, чистая, это любовь-озарение).

Стих. «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1820).

— В первой строке есть глагол «любил». В каком времени он употреблён? ( В прош. Времени – суф. «л», действие до момента речи).

— Читаем текст далее. А какое значение этому глаголу придают слова «любовь ещё быть может, в душе моей угасла не совсем…»?

— Чего желает своей возлюбленной герой? ( «Любимой быть другим»).

— Легко ли ему это желать?

— Какая любовь изображена в этом стихотворении? Если любит только один, какая это любовь? ( Безответная любовь).

— Узнаёте ли вы эту женщину на портрете?

— Вам известно что-нибудь о знакомстве Пушкина и Гончаровой?

— Какое стихотворение связано с именем Натальи Николаевны?

Чтение стихотворения «На холмах Грузии».

— о чём это стихотворение? Что чувствует герой? Каково ему сейчас?

— Душевное состояние героя подчёркивается разными, но сходно звучащими словами в стихотворении. Какими? ( Грузия – грустно).

Поэт тонко на фонетическом уровне подчёркивает внутреннее состояние.

— Какой показана здесь любовь? ( Любовь-печаль, любовь-грусть).

Возвращаясь к эпиграфу, можно сказать, что для А. С. Пушкина любовь — как Солнце для Земли. Земля без солнца – это могила.

— Любовь – это однородное чувство? Оно одинаково у всех?

— Можно прожить без любви?

— А для вас любовь – как Солнце для Земли?

7. Оценка. Благодарность за урок.

Самоанализ урока литературы на тему « Любовь ещё, быть может…»

1.В основе урока – выяснение специфики такого сложного чувства, как любовь на примере лирики А. С. Пушкина. Ведь любовная лирика изучается в школе не только для общего развития, она является примером того, что любовь – чувство светлое, возвышенное. Особое воспитательное значение изучение любовной лирики Пушкина приобретает в наше время, когда многие высоконравственные понятия искажаются.

2.В самом начале урока – интрига. История о мрачном городе и несчастном человеке, живущем в нём, на некоторое мгновение уводит детей от понимания, что урок посвящён лирике Пушкина, которую они изучают не первый урок.

3.Проблемно-познавательное задание предполагает размышление над серьёзным вопросом, который важен не только для данного урока, но для самой жизни любого из нас.

4.Этот урок имеет связь с другими уроками, которые раскрывают особенности пушкинской лирики, показывают её тематическое разнообразие.

5. Особое значение на уроке имеет межпредметная связь литературы с такими дисциплинами, как:

русский язык, который на уроках литературы помогает при анализе произведений (в данном случае лирических);

живопись, которая помогает «оживить» когда- то любившего Пушкина и его самых известных женщин, помогает ярко представить всех людей, живших два века назад;

музыка, которая способна мощно воздействовать на восприятие литературных произведений, затрагивает самые тайные струны человеческой души.

6.Форма урока – анализ лирического текста, включающий исследование смыслового и частично языкового уровней.

7. На уроке имеет место сопоставительный анализ, так как представлены стихотворения разных лет написания, и чувство, переданное в этих произведениях, имеет разные грани.

8.Немаловажное значение на данном уроке имеет:

— развитие умения анализировать художественный текст через решение

познавательных задач и проблемных вопросов;

— развитие речи учащихся ;

— развитие ассоциативного мышления ;

— выразительное чтение стихотворений .

9. Урок литературы нельзя сводить к одному анализу произведений, ведь литература – это прежде всего учебник жизни, по которому дети учатся думать, чувствовать, жить.

Источники:
Александр Пушкин — Я вас любил, любовь еще, быть может: Стих
? Читать стих поэта Александр Пушкин — Я вас любил, любовь еще, быть может на сайте РуСтих. Лучшие стихотворения поэтов классиков.
http://rustih.ru/aleksandr-pushkin-ya-vas-lyubil-lyubov-eshhe-byt-mozhet/
Любовь еще быть может
Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AF_%D0%B2%D0%B0%D1%81_%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BB:_%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%B5%D1%89%D1%91,_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C_%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82_(%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD)
Любовь еще быть может
Любовь рано или поздно приходит ко всем: к богатым, к бедным, к обреченным, к жизнерадостным, к несчастным, к падшим и возвышенным — список можно продолжать до бесконечности, перебирая
http://historytime.ru/prototipyi-personazhey/lyubov-eshhe-byt-mozhet
Урок литературы «Любовь ещё, быть может…»
Скачать: Урок литературы Любовь ещё, быть может…
http://infourok.ru/urok-literaturi-lyubov-eschyo-bit-mozhet-505979.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (4)

Если женщина овен разлюбила Женщина Овен в семейной жизниЧтобы определить, какова же женщина-овен в семейной жизни, вначале нужно разобраться… (4)

Как ведет себя мужчина рак если не любит Знак зодиака рак мужчина как ведет себя если хочет расстатьсяЗнак зодиака рак мужчина как ведет… (4)

Личностная характеристика человека пример Личные качества в резюме - пример. Что написать в личных качествах в резюме для приема… (3)

Если водолей любит по настоящему Водолей, не робей! Как влюбить в себя мужчину ВодолеяВодолей, не робей! Как влюбить в себя… (3)

COMMENTS