Личность в деловом общении

Детерминация поведения личности в деловом общении

Московский экономико-финансовый институт (МЭФИ)

Реферат по курсу: Деловое общение.

«Детерминация поведения личности в деловом

Студент: Владимирова Е.Е.

Преподаватель: Василевская Н.Ф.

1.Факторы детерминации поведения личности

2.Динамика человеческого поведения

3. Ролевое поведение

3.Макро- и микросреда

Факторы детерминации поведения личности в деловом общении

Поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

Вопрос о становлении индивидуального "Я" каждого конкретного индивида не менее интересен. На первый взгляд, ничего особенно сложного здесь нет: достаточно противопоставить себя группе — вот и появилось самосознание. На самом деле, все гораздо сложнее. Отделить-то он себя отделил, но источником формирования нашего "Я", или, как говорят философы, рефлексии, были и остаются окружающие нас люди. Это подметил еще Карл Маркс, а позднее оформил в научную теорию американский исследователь Чарльз Кули. Как писал Маркс, "человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека.

А теперь представим ситуацию, в которой ни один из вышеназванных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоутверждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на поставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант — ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек как-бы снимает с себя ответственность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне уместна, так как малыш психологически чувствует себя более комфортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, поскольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к тирану, которому добровольно передается ответственность за индивидуальную судьбу, — Гитлеру, Сталин, Мао.

Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: систематически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.

Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потерпевшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отношению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.

Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы.

1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов:

Разум позволяет дать описание ситуации, чувства — ее оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать — то, в общем, совсем не хочется.

2) Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я":

Я-образ — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное "Я" — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"- образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти — Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству — Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант

буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Термин "имидж" придумали политики, понимая под этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия "имиджмейкеры", т. е. создатели имиджа, услугами представителей которой наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" — внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека- Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью.

Итак каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь а также прическа. Они первыми "сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т д. Особенно важное значение имеет походка. И наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Его роль в сознании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные маркетинговые фирмы, подбирающие соответствующие запахи, например для банков и супермаркетов.

Учет перечисленных выше внешних индикаторов позволяет выглядеть сильным и привлекательным, позволяет при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения в будущем.

Динамика человеческого поведения

Частным видом значений являются социальные стереотипы. Социальные стереотипы — это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.

Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего "Я".

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.

2) Социальный стереотип "экономит мышление" за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.

3) Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, ЧТО вполне соответствует компонентам человеческого "Я".

4) Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.

И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип.

Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже приемы активно используются средствами массовой информации для формирования общественного мнения и, вместе с тем, не безынтересны с точки зрения практики делового общения.

— Навешивание ярлыков: человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками.

— "Блистательная неопределенность"’, использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", "общечеловеческие ценности", "в интересах закона" и т.д. Вариант для общения с руководством: "Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!"

— Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа "по многочисленным просьбам трудящихся". "все россияне единодушно поддерживают. " и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа "в коллективе есть мнение. ", "коллектив считает, что…"

— Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на авторитетную личность возможна в нескольких вариантах:

а) персонифицированном — ссылка на конкретное руководящее лицо;

б) обезличенном — "Там знают!"; "Сам в курсе"; "И тогда я позвонил, вы понимаете, кому. "; "Обсуждаем проблему и тут зашел сам. " и т.д.;

в) использование цитат — "Еще Сократ говорил, что. ". Простонародность, или "свой парень". Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными.

Деперсонификация общения, возникающая благодаря стереотипам в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке. " означает, что "встречают по стереотипу а провожают — по уму!". Особенно актуальна эта проблема в системе отношений "руководитель — подчиненный".

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот­ренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. "Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится "играть" не­сколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха яв­ляется не только всесторонний и глубокий анализ деловой си­туации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего "Я". Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собст­венными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это един­ственное, что подвластно нашей воле.

Следовательно, необходимо постоянно развивать позитив­ное мышление. Позитивное восприятие действительности оз­начает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их су­ществования. Победитель "вгрызается" в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, кото­рые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим — лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успе­ха в своей деятельности.

Базовые психологические установки нашего "Я" формиру­ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепен­ному накоплению и усилению положительного самовосприятия.

Возможны четыре вида установок по отношению к окру­жающим:

хороший — ты хороший". Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся И сотрудничают конструктивно. Это "победители", они "выигрывают".

"Я хороший — ты плохой". Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спи­хивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или под­чиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо­рально и малопродуктивно.

плохой — ты хороший". Такая установка типична для лю­дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль­ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как парази­ты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в со­стоянии депрессии.

плохой — ты плохой". Эта установка ведет к саморазложе­нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю ин­тереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих че­тырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. По­этому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства "все в по­рядке", преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.

Макро- и микросреда личности в контексте делового общения

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер.

Один из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном.

Переход мирового сообщества на постиндустриальную стадию качественно изменил состояние макросреды личности. В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все чаще говорят о противостоянии между богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция набирает силу сразу в ряде макрорегионов планеты. Существенные изменения наблюдаются в политической сфере: если раньше экономическое господство в мире находилось в прямой зависимости от накопленного страной капитала, материальных богатств, то в наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и мировыми информационными сетями.

Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый уровень манипулирования сознанием масс. Благодаря телесериалам, рекламным роликам, развлекательным программам, компьютерным играм и т.д. современный обыватель одновременно живет как бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном.

Массированный поток специально отобранной информации, в первую очередь политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг не ограничивается изучением спроса, но активно формирует его в интересах производителя.

На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:

-демографический — плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;

-природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки и т.д.;

-научно-технический фактор — этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. Д

;-экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу и т. д;

-политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.;

-социокультурный — обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

Не менее существенную роль в детерминации человеческого доведения в деловом общении играет микросреда личности — та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением.

Иными словами, микросреда — это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.

"Неформальные", межличностные отношения не следует рассматривать как самостоятельный вид отношений, поскольку они представляют собой своеобразную психологическую форму проявления реально существующих экономических, политических, правовых и других отношений между людьми.

Социальная группа — важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

Социальная группа — это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий социальной среды. Любая социальная группа прямо или косвенно связана с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит от его социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей.

С другой стороны, ей свойственна автономность, поскольку общие социальные условия существуют здесь в форме особенных условий личностного бытия, преломляются в конкретной идейной и нравственной атмосфере группы.

Решающая роль в детерминации человеческого поведения в рамках микросреды принадлежит рабочей группе. Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными и общественными интересами, устанавливаются реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. Высокая социальная мобильность, широкие возможности в обогащении социального опыта — существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования, общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции. »

Источник:
Детерминация поведения личности в деловом общении
Факторы детерминации поведения личности. Динамика человеческого поведения. Поведение индивида определяется набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации. Специфика социальной среды, в рамках которой реализуется деловая активность личности.
http://xreferat.com/77/2524-1-determinaciya-povedeniya-lichnosti-v-delovom-obshenii.html

Лекция 4

Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Это делалось для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. Знание психологии и понимание психологических процессов позволяет регулировать человеческие отношения.

Изучение психологии личности помогает определить характер, темперамент, внимание, память, способности, повышает эффективность работы менеджеров с работниками организации. От этого зависит психологический климат в коллективе и, как следствие, работа этого коллектива.

Исключительная сложность феномена личности объясняет наличие у психологов разных определений личности. Проблема личности в психологии охватывает огромное поле исследований. И хотя нельзя не согласиться с тем, что личность – это хорошо, следует с самого начала поставить все на свои места: личность – не оценочная категория, она присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного возраста.

Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества;

4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика – то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

Личность – это понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Научное определение личности отличается от ненаучного четкостью и полнотой, оно не содержит слов или понятий, которые требуют дополнительного определения. Такое, например, сочетание слов, как «личность – это человек как член общества», не может считаться четким научным определением, потому что не раскрывает специфики человека как личности (каждый человек – член общества). Другое определение: «личность есть человек как носитель сознания» – тоже не вполне удовлетворительно, поскольку содержит, по крайней мере, два слова, требующих дополнительного определения («носитель» и «сознание»).

Научное объяснение должно указывать на условия возникновения или изменения того или иного качества личности, например, ее способностей, потребностей, характера. Поскольку личностью определяется каждый поступок человека, а сама личность имеет сложный состав, научное объяснение поступков предполагает точное указание на то, какие компоненты поведения зависят от тех или иных качеств личности, например, в какой степени поступки человека определяются темпераментом, характером, потребностями, мировоззрением, моралью и другими личностными свойствами. Научно понять личность – значит также установить тип и законы сочетания друг с другом отдельных компонентов личности.

Все эти вопросы рассматриваются и решаются в психологических теориях личности. Они создавались в течение нескольких столетий представителями разных стран. Взгляды ученых на строение личности, естественно, отличались друг от друга, поскольку в них отражались личный жизненный опыт, научные интересы, особенности страны, включая ее традиции, обычаи, историю и культуру.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения к деятельности, социальные установки – убеждения и отношения людей.

Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование, но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя, строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же.

Особенность психологического подхода к личности в отличие, например, от традиционного педагогического заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оцениваются одинаково. Речь идет о том, что оценка формируется уже после восприятия человека: сначала воспринимается объективно человек и то, что он делает, и уже после этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка. Традиционная же педагогика по своему замыслу по определению исходит из необходимости сформировать некоторые идеальные типы, качества и всегда смотрит на конкретного человека уже через призму этого идеала, что мешает видеть его самого по себе.

Каждый человек не только личность, но и индивидуальность, так как в наборе или в степени развитости этих свойств он всегда чем-то отличается от других людей. В мире, наверное, не отыщешь двух людей, которые как личности были бы абсолютно похожими друг на друга. Индивидуальность как раз и отличает одну личность от другой.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному, в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства, требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне существенные усилия к их достижению, должен обладать волевыми качествами.

Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется воля в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Чтобы действовать волевым образом, люди учитывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем могут развиться в определенные способности. На этот процесс влияет темперамент.

Понятие «воля» в психологии используется для объяснения поступков людей в следующих основных случаях.

1. Когда человек действует вопреки своим очевидным, сиюминутным интересам, выгоде, сложившимся обстоятельствам и психологическому давлению со стороны других людей.

2. Когда человек настойчиво и упорно добивается однажды поставленной цели и не меняет ее, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

3. Когда человек прилагает немалые усилия для преодоления трудностей или для устранения препятствий.

4. Когда человек в состоянии управлять собой, своими эмоциями и обладает завидным терпением, выдержкой.

5. Когда при любых обстоятельствах человек не теряет присутствия духа, надежды и уверенности в себе.

6. Когда всякий свой поступок человек тщательно продумывает, взвешивает, критически оценивает его результаты, т. е. действует сознательно, на основе разума, а не эмоций.

Во всех этих случаях мы говорим, что поступками человека руководит его воля, что он человек волевой. Воля – это то, чем при отсутствии непосредственной мотивации (от потребностей) определяется настойчивость человека при достижении поставленной цели.

Уже по предыдущим темам (1,2) и из практики жизни можно заметить, что любая ситуация общения предполагает взаимодействие людей. Понятно, что их личностные особенности оказывают влияние на все их действия в ходе развивающихся межличностных отношений.

Личность влияет на то, как мы поддерживаем взаимоотношения, как ведем себя по отношению к партнерам, как они ведут себя по отношению к нам. Следовательно, чтобы эффективно общаться, нужно представлять свои индивидуально-психологические особенности, черты характера, способности, возможности (личностный потенциал). Только разобравшись в себе, мы сможем лучше понимать психологические характеристики окружающих нас людей, с которыми нам легче будет найти общий язык в общении и взаимодействии.

Для эффективного общения важно также уметь корректировать собственное поведение, внося изменения в:

свою личность (что нелегко, но возможно);

способы действий в определенных ситуациях общения;

свое субъективное отношение к ситуации.

Такие знания и умения необходимы для повышения психологической культуры специалиста, которая включает как минимум три элемента: 1) познание себя; 2) познание других; 3) умение общаться с людьми и регулировать свое поведение.

Для реализации указанных выше задач нам придется обратиться к такому разделу психологической науки, как «Психология личности», где мы постараемся рассмотреть важнейшие проблемы, связанные с личностью и тем как она влияет на различные аспекты нашей жизни, в том числе, на деловое общение.

Проблемы личности в психологии XX века:

а) психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг).

К настоящему времени сложилось множество теорий личности, которые классифицируется по разным основаниям. Обратимся к наиболее значимым и на сегодняшний день теориям личности. При этом важно помнить:

· эти теории не абсолютны, т.е. не дают исчерпывающего объяснения личности ее поведения;

· среди них нет «хороших» и «плохих»;

· они применяются в комплексе в зависимости от задач, ситуаций и субъектов общения.

Наиболее популярны в западной психологии такие ее направления, как психоанализ, гуманистическая и когнитивная психология.

Основоположник психоанализа австрийский психиатр и невропатолог З.Фрейд (1856-1939) обратил внимание на то, что наше поведение определяется не только мышлением и логикой, большую роль играют в нем биологические, бессознательные факторы.

В своих работах («Толкование сновидений», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Он», «Психопатология обыденной жизни» и др.) он положил начало психодинамическому направлению в теории личности.

С 20-х г.г. XXв. Всю психическую динамику Фрейд выводил из взаимодействия трех психических инстанций («трех царств психики»):

«Оно» — самый глубокий слой бессознательных инстинктов, иррациональный источник жизнетворящей энергии детской сексуальности – либидо. «Оно» — нечто темное, биологическое, невербализуемое, не привязанное к месту и времени, свободное от социальных ограничений. «Слепой и немой диктатор». «Оно» подчиняется принципу удовольствия и, стремясь себя проявить, иногда прорывается в сознание в форме сновидений, описок, оговорок, неврозов, истерик и т.д.

«Оно» социально опасно и на пути его энергии встает плотина нашего «Я», которое подчиняется принципу реальности, отгораживаясь от бессознательного «цензурой» и давая нам ощущение себя как личности.

«Я», в свою очередь, подконтрольно «Сверх-Я» — усвоенным индивидом (по большей части бессознательно, в результате идентификации ребенка с родителем) нравственным нормам.

«Сверх-Я» выполняет роль критика, судьи, совести и может вызвать чувство вины и страха.

Между этими тремя структурами личности, соотносимыми соответственно с тремя зонами психики (бессознательное, предсознательное, сознание) существует неустойчивое равновесие. Главную роль в его поддержании играет наше «Я», которое испытывает давление со стороны требований «Оно», «Сверх-Я» и внешнего мира. А поскольку эти требования несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта, сильного внутреннего напряжения, от которого индивид спасается с помощью механизмов психологической защиты.

Что полезного для практики делового общения можно извлечь из учения Фрейда о структуре личности?

В практике делового общения:

  1. включает механизмы перцептивной фильтрации, обеспечивая регистрацию даже небольшой, но существенной для партнеров в данный момент, части информации;
  2. позволяет считывать «невербальную» информацию в ходе взаимодействия партнеров и соответственно реагировать.

Термин «защитные механизмы» Фрейд предложил в 1926г. Что такое психологическая защита? Это:

· стремление индивида сохранять привычное мышление, сложившееся мнение о себе, непроизвольно отторгая или искажая информацию, неблагоприятную для самооценки;

· по существу, любые реакции, к которым неосознанно прибегает человек, чтобы оградить свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также конфликтных и других ситуаций, переживаемых как опасные;

· способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни. В целом это – механизмы вытеснения реальности в бессознательное.

Фрейд выделял 7 защитных механизмов, в настоящее время их описано более 20.

Охарактеризуем наиболее значимые из них в плане делового общения.

В плане делового общения важно учитывать следующее:

· «избыточная» и постоянная психологическая защита может привести к неадекватному восприятию реальности и самого себя, что будет препятствовать взаимопониманию в общении;

· хотя непосредственно теория психоанализа не предлагает человеку конкретных методов решения каких-то практических проблем, но ее знание необходимо для лучшего понимания мотивов собственного поведения и поведения других людей, для более эффективного контроля ситуаций общения.

Например, в качестве задания: определите, какие из рассмотренных выше типов защит характерны для Вас. Постарайтесь применять это знание в общении, оно даст Вам ключ к подсознанию собеседника и сделает Ваше восприятие более глубоким и верным.

Фрейд приобрел преданную группу последователей, но их точки зрения не совсем совпадали с его представлениями. Среди них – создатель аналитической (глубинной) психологии – К.Г. Юнг (1875-1961). В своих работах «Архетип и символ», «Психологические типы» и др. наряду с индивидуальным бессознательным выделил еще более глубокий слой бессознательного – коллективного бессознательного, носителем которого выступают архетипы.

Его понимание бессознательного от фрейдовского отличалось еще и тем, что:

· психика человека не есть замкнутая система с постоянной энергией, она представляет собой комплиментарное взаимодействие сознательного и бессознательного при непрерывном обмене энергией между ними;

· секс не играет исключительной роли в психической активности человека, она отличается большей духовностью;

· бессознательное не есть просто психобиологическая свалка отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов; оно – творческий принцип связывающий человека со всем человечеством, природой и Космосом – через архетипы!

Это некие всеобщие прирожденные бессознательные «мыслеформы», образцы восприятия и поведения, которые передаются человеку от его далеких предков, которые:

· опосредованно достигают его сознания с помощью символов;

· являют собой как бы высохшее русло реки, в которое вливается личный опыт человека.

Юнг, как и Фрейд, также признавал существование трех частей психики, но рассматривал их несколько по-другому.

Сознание – имеет то содержание, которое мы осознаем. Его центральным архетипом является Эго.

Индивидуальное (личное) бессознательное, в котором содержатся воспоминания о нашем прошлом. Его важнейшими архетипами Юнг считает персону, тень и самость.

Коллективное бессознательное, важнейшими архетипами которого являются, среди прочих комплексов, анима и анимус – оно идентично у всех людей.

Учитывая направленность психической энергии личности (на внешний мир или внутрь к себе), Юнг создал типологию личности, в которой выделил два типа людей экстраверты и интроверты.

Типы людей по Юнгу и их проявления в общении.

Впоследствии Юнг пришел к выводу: каждый из этих двух типов людей делится еще на четыре типа в зависимости от преобладающей психической функции (мышление, эмоции, ощущения, интуиция). Соответственно он выделил мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы как внутри экстравертов, так внутри интровертов.

Гуманистическая психология (К.Р. Рождерс)

Современная гуманистическая психология появилась в США в 60-е гг. XXв. Во многом как отрицательная реакция на бихевиоризм и психоанализ, изучающий личность конформную, невротическую, нецелостную. Ее основные установки:

· человек-цель, а не средство;

· истинная сущность человека заключается в его прирожденном добром начале – стремлении к любви, свободе, признании, самовыражении;

· нет смысла в разделении людей на какие-то классы и типы: каждый человек уникален и ценен сам по себе;

· личность стремится не к обретению равновесия, а к выходу из него, к постоянной творческой самореализации.

Непосредственные создатели гуманистической психологии – Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл.

Наибольший интерес для анализа личности в ситуациях делового общения представляет психология К. Роджерса (1902-1987г.). Модель личности в его представлении:

Фундаментальным компонентом личности Роджерс считал «Я — концепцию». Она включает «Я реальное», которое имеет внутренний источник и «Я идеальное», которое имеет источник внешний – чужие представления (семьи, друзей, коллег, начальства) о том , какими мы должны быть, чтобы обрести свое реальное Я.

В результате рассогласования между реальным и идеальным Я опыт человека, его феноменальное поле искажается, деформируется, наполняется фобиями, аберрациями, психологическими защитами, замыкается в круг фиксированных матриц-оценок. Когда человек пытается жить в соответствии с идеальными, а не своим реальным Я, он становится нецелостным, неподменным, у него возникают проблемы и тяжелые переживания. И чем больше это рассогласование, тем больше искажается восприятие реальности в феноменальном поле человека и тем меньше его удовлетворенность жизнью, т.к. чем больше мы принимаем себя, тем больше принимаем других.

Степень тождественности феноменального поля человека реальной действительности в концепции Роджерса называется конгруэнтностью (от лат. – «встретиться и прийти к согласию»). Конгруэнтность – такое психологическое состояние человека, когда он находится в согласии с собой и другими, что означает, по Роджерсу, «точное соответствие опыта, осознания и сообщения», т.е. совпадение того, что я на самом деле переживаю, осознаю и передаю другому. Если такое состояние наблюдается у обоих партнеров по общению, то между ними устанавливается хорошее взаимопонимание и взаимодействие.

Источник:
Лекция 4
Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Это делалось для
http://megalektsii.ru/s1654t1.html

Личность в деловом общении

Вид работы: Курсовая работа

Тема: Личность в деловом общении

Дисциплина: Деловое общение

Дата размещения: 26.11.09 в 00:15

1. Личность как субъект и объект общественных отношений. 5

1) Определение личности 5

2) Понятие делового общения. 6

2. Формирование личности 8

1) Воспитание личности в семье. 8

2) Составляющие элементы структуры личности. 18

3) Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности. 25

3. Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях. 30

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («над природной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. В деловом общении личность определяется как [1]:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетические заданные предпосылки;

  1. Личность как субъект и объект общественных отношений.
    1. определение личности,
    2. понятие делового общения,
  2. Формирование личности.
    1. воспитание личности в семье,
    2. рассмотрение составляющих элементов структуры личности,
    3. рассмотрение гуманистических и когнитивных подходов к пониманию психики личности,
  3. Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – личность в современных условиях.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение различных подходов к проблеме формирования личности.

Теоретической основой исследования социально-психологических и культурологических аспектов проблемы формирования личности послужили труды: Л.И. Божович, К.Д. Ушинский, А. Герцен, З. Фрейд, А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Г.Салливена, Э.Фромма, К. Роджерс, А. Маслоу, Д. Келли, Л.Г. Ионин и др.

Не подходит Курсовая работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Источник:
Личность в деловом общении
Скачать бесплатно: Личность в деловом общении. Вид: Курсовая работа. Размер: 185.03K. Скачано: 24.
http://studrb.ru/works/entry4805

Психология делового общения

Психология делового общения. Автор: Коноплева Н.А., редактор: Л.З. Анипко

Личность – структура чрезвычайной сложности, изучая психологию общения, мы будем рассматривать её лишь в частных аспектах, имеющих наибольшее значение в контакте. Человек как «коммуникант» располагает, по крайней мере, тремя личностными позициями (Э. Берн). Они существуют в рамках одной личности, дополняя друг друга. Рассмотрим общение с учетом выделенных Э. Берном поведенческих стратегий более подробно.

А) Позиция Дитя, ребенка (Д). Она сохраняется с раннего возраста и сосредотачивает в себе сильные и слабые стороны детской натуры.

Сильные – это раскованность, творческие порывы, импульсивная жизнерадостность, фантазия, любопытство.

Слабые – пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, несдержанность.

Б) Позиция Родителя (Р). Усваивается в детстве за счет обожания старших и подражания им.

Сильные стороны – уверенность в правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, покровительству и защите слабого.

Менее привлекательные черты – безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и права «карать».

В) Позиция Взрослого (В). Для этой позиции характерны: расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках, понимание относительности догм, кроме того, такие негативные стороны личности, как излишний скептицизм, недостаток спонтанности или бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни.

И если человек лишен какой-либо из этих позиций, его поведение становится «неадаптивным»: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и безалаберным. Но по ходу контакта в то или иное время ведущей является какая-то одна из позиций. Итак, в любом контакте участвуют шестеро партнеров.

Театральный теоретик Ершов выделяет в контактах следующие позиции:

2) пристройки сверху;

3) пристройки снизу;

4) пристройки рядом.

Если сравнить выделенные им позиции с классификацией позиций у Э. Берна, то «Пристройка снизу» соответствует позиции «Дитя», когда человек выглядит подчиняемым и неуверенным, «Пристройка сверху» соответствует позиции «Родителя», т.е. самоуверенно-агрессивной позиции. Позиция же корректного и сдержанного взрослого по Э. Берну соответствует пристройке рядом.

Перейдем к более конкретной характеристике взаимодейст­вий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рас­сматривать как локальный акт: разговор с определенным собе­седником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.

В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);

3) обсуждение вопроса, проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

Существует также деление процесса общения на четыре фазы: направленности на партнера, отражения партнера, взаимоинформирования и взаимоотключения.

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной. Именно сознательным вычленением этих этапов и их регу­ляцией определяется во многом эффективность делового обще­ния.

Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто не­успех делового общения предопределен с самого начала: не­удавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. По мнению психо­логов, существуют защитные психологические механизмы, кото­рые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны. При установлении контакта нужно, прежде всего, продемон­стрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало на­чалу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим добро­желательную атмосферу.

Далее – обращение словесное, привет­ствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, вклю­читься в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить, и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию.

Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только для того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

Не следует вступать в контакт, когда собеседник за­нят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов: «Я», «Мне», лучше начать разговор словами: «Вы», «Ты» («Вам не кажется. », «Ты не мог бы. » и т.п.), «наполнять» контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.

Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

· вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;

· выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

· начать решение основной задачи общения.

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения – это своего рода искусство. Здесь уместна хорошая шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием – присвоить собеседнику желательное качество: «Зная Вашу старательность. », «Вы такой настойчивый. ». Не менее эффективна похвала в адрес собеседника, напоминание о приятных событиях, сообщение интересной информации.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: «Помогите, пожалуйста», «Вот кстати», «Как хорошо, что Вы рядом» и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием «поделись трудностями» для включения партнера в активное совместное об­суждение. Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уровня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его «зеркалом», войти в его образ: повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая); поставить его в роль эксперта: «Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы» и т.д.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование – подчинение также необходимо для обеспечения успешного делового общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей с учетом рассмотренных нами выше позиций личности в контактах: «пристройка сверху», «пристройка снизу» и «пристройка на равных». Практически это градации использова­ния так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности – подчиненности устанавливается с помощью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навязывание собеседнику определенной дистанции служат отличи­тельными признаками классической техники доминирования – «пристройка сверху».

Противоположные признаки – приниженная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру – «пристройка снизу». Партнерское взаимодействие – синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисунка обмена взглядами – «пристройка на равных». В том случае, если негласная договоренность о распределе­нии ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, например, собеседник избрал роль «мудрого наставника», то нуж­но соответственно либо принять роль «почтительного ученика», либо тактично добиваться желательного распределения ролей – два эксперта.

Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие вашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, вы психологически удаляетесь от него; подчеркивая сходство позиций, вы сближаетесь с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций. При разногласиях обязательное правило успешного обсуждения – контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его личностью, его личными качествами.

На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно, тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Если же общее решение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение. Для того чтобы разбираться в своеобразии построения делового общения, менеджерам следует, прежде всего, знать основные уровни общения, их своеобразие на каждой фазе коммуникации.

1. Охарактеризуйте основные модели поведения в общении.

2. Дайте характеристику типичных поведенческих установок в общении.

3. Охарактеризуйте общение с позиции общей направленности личности, определяющей стиль общения.

4. Охарактеризуйте типологию личности в зависимости от проявления привязанности к другим в процессе общения.

5. Охарактеризуйте типологию личности по отношению проявления контроля к другим в процессе общения.

6. Назовите ценностные ориентации в общении.

7. Дайте характеристику психологическим механизмам общения, таким как заражение, внушение, подражание, соревнование, убеждение, понимание, эмпатия, рефлексия.

8. Дайте характеристику основных позиций партнеров в общении.

Итак, из вышерассмотренного материала понятно, что общение – многогранный процесс, изучаемый различными науками: психологией, философией, социологией, педагогикой, лингвистикой и др. Общением называется взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками коммуникации. В рамках дисциплины «психология делового общения» категория «общение» рассматривается как социопсихологический механизм, на который опирается функционально-ролевая деятельность специалиста (менеджера, социального работника, педагога и др.). Эта научная и учебная дисциплина носит прикладной характер. Ее цель – способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности. В общении можно различать:

· инструментальную направленность (направленность на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат);

· личностную направленность (направленность на удовлетворение личностных потребностей).

Общение может решать различные задачи: обмен информацией, демонстрация отношения друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимопонимание. Многофункциональность общения позволяет выделить следующие его аспекты:

1) информационно-коммуникативный – общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией;

2) интерактивный – общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации;

3) гносеологический – человек выступает как субъект и объект социального познания;

4) аксиологический – изучение общения как процесса обмена ценностями;

5) нормативный – выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также в процессе передачи и закрепления норм в обыденном сознании;

6) семиотический – общение выступает как специфическая знаковая система;

7) социально-практический – процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями, навыками.

Вступая в общение, люди преследуют определенные цели:

· формирование умений, навыков, развитие профессиональных качеств;

· формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

· обмен деятельностью, инновационными приемами, технологиями;

· осуществление коррекции поведения;

В процессе общения, как мы уже говорили, выделяется ряд фаз, по которым идет процесс коммуникации. Рассмотрим подробнее каждую фазу общения, их характеристики в различных уровнях общения.

Источник:
Психология делового общения
Психология делового общения. Автор: Коноплева Н.А., редактор: Л.З. Анипко Личность – структура чрезвычайной сложности, изучая психологию общения, мы будем рассматривать её лишь в частных
http://abc.vvsu.ru/books/psih_delovogo_ob/page0004.asp

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Измена на курорте Курортный роман – взгляд психологов Лето, жара, пляж, девушки, парни, море… Такая хорошая пора для… (3)

Техника влюбления Инна ПаустовскаяГлавный тренер и основатель компании Wclub. Высококвалифицированный психолог, тренер по женскому соблазнению, пикап-коуч, профессиональный… (3)

Смс парню в армию своими словами Смс любимому парню в армиюТы в мыслях каждый час и каждый миг, Мой самый нежный,… (3)

Измена женщины рака Гороскоп на 2019 год для Рака: женщины и мужчиныГороскопы читают многие люди, даже те, кто… (3)

Если игнорировать мужчину рака Верный способ как завоевать мужчину Рака и покорить его сердцеВерный способ как завоевать мужчину Рака… (3)



COMMENTS