Культура межнационального общения

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ 0, 440

Взаимопроникновение различных культур в Республике Казахстан приобретает большие масштабы. Культурная толерантность – вызов современного общества, обращенный в основном к системе образования. Формирование культуры межнационального общения является одним из актуальнейших вопросов современности, потребностью и одновременно характеристикой современного общества.

Повышенное внимание к данной проблеме актуально, учитывая поликультурность пространства как коммуникативного, так и образовательного. Изменения в национальной сфере происходят на глазах молодежи, она становится невольным участником в них. Поэтому вопрос об отношении молодежи, в частности студентов, к данным проблемам стоит довольно остро и актуально. Система образования должна в первую очередь реализовывать национальную идею страны – укреплять межнациональные связи и согласие в Казахстане. Этим обусловлено появление и активное развитие поликультурного образования.

Меняются требования к современным специалистам, а особенно к выпускникам педагогических специальностей. ВУЗ – место интенсивной социализации личности, одновременно с профессиональной подготовкой.

Цель исследования. Толерантность и культура межнационального общения являются общечеловеческими ценностями. Культура межнационального общения, таким образом, является одной из главных компетенций выпускников.

Работа выпускников педагогических специальностей связана с системой «человек-человек». Это большая ответственность за эффективность и результаты своей деятельности. Также это предполагает работу и в нестандартных ситуациях. Кроме этого, любая деятельность предполагает и востребует от специалиста повышения требований, личностного роста и профессиональных качеств.

На современном этапе перед всеми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования будущего специалиста, подразумевающего процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку [1].

Четкая организация и система формирования культуры межнационального общения развивают у будущего педагога способность понимать культуру другого народа, главное – учить его вести продуктивный межкультурный диалог и при этом быть терпимым к другим. Постепенно у него формируется стабильная способность к эффективному и адекватному общению с представителями других культур, в котором проявляется способность эффективно общаться в различных межкультурных ситуациях. И одну из главных ролей при этом играет приобщение к культуре других народов. Культура различий, культура толерантности являются доминантой профессиональной деятельности педагога и помогают строить отношения в многонациональных коллективах.

В настоящее время в вузах усиливается процесс воспитательной работы со студентами, а не только процесс передачи знаний, умений и навыков профессиональной деятельности. Но процессу формирования культуры межнационального общения уделяется недостаточно внимания. Студенческий возраст является периодом самоопределения, развития комплекса различных способностей. Студенты нуждаются в обогащении своих знаний и практических умений, достижении успеха, общении, положительном взаимоотношении с людьми, достижении определенного места в системе общественных отношений.

На основе вышеизложенного, целью нашего исследования является изучение понятия культуры межнационального общения в условиях вуза, анализ поликультурной позиции студентов, формулировка компонентов культуры межнационального общения как профессиональной компетенции.

и методы исследования

Межнациональное общение – это определенные коммуникативные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религий взглядов обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами [2].

Межнациональное общение является формой межнациональных отношений, которые возникают, прежде всего, на личностном уровне. Культура этого общения зависит от уровня развития людей, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы.

В этнопсихологическом словаре Крысько В.Г. понятие «культура межнационального общения» представлена как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [3].

А.Г. Голев считает, что основу культуры межнационального общения составляют отношения, основанные на общечеловеческих ценностях, складывающиеся и развивающиеся в результате многовекового взаимного восприятия, познания, дружбы народов [4].

Таким образом, культура межнационального общения является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

На основе анализа научной литературы, исследований ученых, мы представили понятие культуры межнационального общения студентов.

В широком смысле культура межнационального общения студентов мы видим как поликультурное сознание, то есть правильное понимание происходящих национальных и межнациональных процессов, саморегулирование межнациональных отношений.

В узком смысле – как умение вести себя в межличностном контакте людей разных национальностей в духе уважения к быту, языку, традициям, не навязывая стиль и нравы своей нации как стандарт или образец поведения для других наций.

и их обсуждение

Загарская Н.С. выделяет компоненты культуры межнационального общения с общественной точки зрения:

Знание правил, регулирующих взаимоотношения представителей разных этнических групп, способность применить их к конкретной ситуации.

Соблюдение форм положительного межнационального общения, правильное реагирование на поведение людей других национальностей.

Потребность применять на практике принципы бесконфликтного общения в ходе межнационального взаимодействия, умение противостоять национальной ограниченности и замкнутости, предвзятости, национальному эгоцентризму [5].

Для определения компонентов и направлений работы по формированию культуры межнационального общения как профессиональной компетенции будущих специалистов необходимо изучить актуальную поликультурную позицию студентов путем проведения соцопроса со студентами. Мы использовали систему вопросов Н.С. Скрыпник [6]. В анкетировании участвовали студенты специальностей «Педагогика и психология», «Дошкольное обучение и воспитание» КарГУ им. Е.А. Букетова – в возрасте 19-22 лет. Студенты являлись представителями казахского, русского, белорусского, корейского, татарского, украинского этносов. По итогам социологического исследования мы можем сделать следующие выводы.

На основе анализа научных теорий и взглядов по проблеме исследования, анкетирования и специфики учебной деятельности студентов, мы сформулировали компоненты культуры межнационального общения как профессиональной компетенции будущих специалистов.

Теоретический компонент. Для предстоящей успешной профессиональной деятельности студентам необходимо овладеть определенным объемом культурологических, психологических, языковых знаний, а также знаниями законов и морали. Изучение студентами философии, культурологии, этнопедагогики, психологии, государственного и иностранных языков будет способствовать формированию их поликультурной ориентации.

Практический компонент. Он включает в себя навыки общения, поведения и сотрудничества. На данном этапе требуется проведение опросов, тренингов общения, нестандартных кураторских часов, мероприятий по взаимообогащению культур. Необходимо создание спецкурса, направленного на подготовку к осуществлению успешной карьеры будущих специалистов, включающего в себя рассмотрение таких аспектов как: лидерство, корпоративная культура, этика межнационального общения и т.п.

Культура межнационального общения и взаимодействия народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, ее культурного творчества. Именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов. Этнические ориентации нынешних студентов – это ориентации последующих поколений.

Карьера – важная часть жизни современного человека, которая дает молодому специалисту чувство собственного достоинства, психологический комфорт и ощущение стабильности. Владение культурой межнационального общения выступает как часть успешной карьеры, что служит сильным фактором самообучения и самовоспитания.

Культура межнационального общения как профессиональная компетенция будущих специалистов опирается, прежде всего, на общую культуру как совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, частью которой является толерантность, т.е терпимость к иному образу жизни, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других культур. В процессе целенаправленной познавательной деятельности – обучения и самообучения, студенты получают истинные научные знания, условием реализации которых является общение как источник жизнедеятельности и условие формирования личности.

Работа, направленная на формирование культуры межнационального общения в ВУЗе, должна строиться на комплексной основе, затрагивая всех субъектов образовательного процесса и все компоненты образовательной среды.

Источник:
ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ 0, 440
Взаимопроникновение различных культур в Республике Казахстан приобретает большие масштабы. Культурная толерантность – вызов современного общества, обращенный в основном к системе образования.
http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4410

Культура межнационального общения

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое «культура межнационального общения» в других словарях:

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Культура Южного Судана — Модель Алек Век из Южного Судана Культура Южного Судана охватывает религию, языки, этносы, традици … Википедия

список использованной литературы — Абхазский узел. М., 1994. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1993. Акишина А. А., Кано X. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь. М,, 1991. Актуальные проблемы этнической психологии. Тверь, 1992. Арутюнян Ю.… … Этнопсихологический словарь

Малинин, Геннадий Васильевич — (р. 06.12.1937) казах. философ, спец. по соц. филос. и социол.; д р филос. наук, доц. Род. в г. Ярцево Смоленской обл. Окончил филос. ф т МГУ (1968). В 1970 1972 инженер социолог лаборатории науч. организации труда Кара ганд. металлург, комбината … Большая биографическая энциклопедия

Азербайджанцы в Дагестане — Карта Дагестана. Регионы с азербайджанским населением показаны в жёлтом цвете. Азербайджанцы в Дагестане часть азербайджанского этноса, коренное население … Википедия

СССР. Население — Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население территории СССР (в современных границах) менялось следующим образом (млн. чел.): 86,3 на 1 января 1870; 124,6 на 1 января 1897; 159,2 на конец 1913; 194,1 на… … Большая советская энциклопедия

Русский язык в Казахстане — Русский язык в Казахстане  второй по числу носителей и первый по владению и уровню распространения язык в республике Казахстан. Содержание 1 Статус 1.1 Политические партии 2 … Википедия

Русский язык в мире — Основная статья: Русский язык В XX веке русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, а… … Википедия

Русский язык — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский язык (значения). Русский язык Произношение: ?rusk??j j??z?k … Википедия

Источник:
Культура межнационального общения
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 . Смотреть что такое «культура межнационального общения» в других словарях: КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — совокупность
http://ethnopsychology.academic.ru/162/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Культура межнационального общения

Культура межнационального общения

историю и культуру своего этноса;

национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;

нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;

нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;

знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;

знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Человек должен воспитать в себе:

уважение ко всем народам;

способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности;

способность к рефлексии;

способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию;

терпимость к инакомыслию.

Человеку необходимо иметь:

оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой;

позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений; Человек должен

быть готовым и уметь контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта;

осуществлять совместную успешную деятельность;

уметь преодолевать межнациональные конфликтные ситуации;

быть дружелюбным, поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей, оказывать взаимовыручку между людьми разных национальностей;

содействовать расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.

2. Каждый этнос привносит в мир свою культуру. Реальная действительность такова, что контакты этносов, их миграция неизбежны, а значит, неизбежно взаимовлияние и взаимодействие культур.

национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

тип поселения (вероятность выше в большом городе);

возраст (крайние полюсы: старшие-молодые дают более высокую вероятность конфликта);

социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Исследователи предлагают самые разные классификации этнических

Локальные культуры. История культуры Казахстана. Место и роль Казахстана в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации.

Ни подсолнечника, белая гниль, серая гниль, ложная мучнистая роса, скрещивание, материнские линии, отцовские линии, иммунитет, ареал.

Цель занятия: Формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, развитие психологической наблюдательности.

Именно из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященной духовной культуре народов, населявших Казахстан в V начале XII.

Учебная программа «Физическая культура» для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы.– Астана.

Отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного.

Академическая степень: бакалавр образования по специальности 5В0108 01 Физическая культура и спорт

Институт культурного наследия номадов Министерства культуры и информации рк объявляет о проведении международного научно-практического.

При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.

Источник:
Культура межнационального общения
Размер: 143.34 Kb.; Евразийский Национальный Университет имени Л. Н. Гумилева, факультет социальных наук, г. Астана, Казахстан
http://kze.docdat.com/docs/411/index-1055072.html

Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы

Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»

Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон.

Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач:

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения (Султанбаева К.И.).

Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.

В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента:

— когнитивный (знания человеком своей и инокультур, знание общечеловеческих ценностей, на которых строится любая национальная культура; признание равноправия и равнозначимости всех этнокультур);

— эмоциональный (эмоционально-ценностные отношения к людям другой национальности, чужим мнениям, культуре, традициям, обычаям и т.п.);

— деятельностный (поведение человека на основе взаимоуважения и взаимного согласия с людьми другой национальности в целях позитивного сотрудничества с ними).

Критериями культуры межнационального общения являются:

— знание своей культуры и особенностей инокультуры народа-носителя этой культуры на уровне осознания сходств и различий между своей и чужой культурами;

— оценивание людей разных этнических групп прежде всего с позиции знания общечеловеческих ценностей;

— проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни преставителей чужих этнокультур;

— осознание значимости разнообразия культур и их равноценности;

— эмпатии к людям разных этнических групп как стремление к сопереживанию, готовности принимать их позицию, восприимчивость к нуждам людей других этнических групп, способность и готовность прийти к ним на помощь;

— стремление и способность к эффективному взаимодействию на основе взаимоуважения и взаимосогласия, на основе диалога культур.

Показатели культуры межнационального общения (Р.И. Кусарбаев):

— интерес к культуре, истории и т.п. другого народа;

— потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;

— развитие отношений с людьми другой национальности.

— уважение к многонациональному народу страны, любовь к Отечеству;

— ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения цивилизации;

— обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.

— проявление тактичности, чуткости к человеку;

— отовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения;

— формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.

— реакция на совместную деятельность, межнациональные браки;

— умение оценить успехи людей другой национальности;

— развитие чувства национальной гордости.

— понимание совместной жизнедеятельности разных народов;

— непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма, расизма;

— ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; осознание принадлежности к мировому сообществу;

— терпимость к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения межконфессиональных конфликтов.

— отношения к людям на работе, в быту;

— отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности;

— реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой

По данным показателям можно определить динамику развития культуры межнационального взаимодействия и выбрать в зависимости от уровня индивидуальный алгоритм работы.

В межэтническом общении важным требованием является учет национально-психологических особенностей контактирующих. Национально-психологические особенности – это своеобразное проявление национальных форм функционирования общечеловеческой психики. В полной мере они проявляются у отдельной личности или этнической группы только в деятельности. При этом проявляются отличия в способах деятельности, национальном характере, формах демонстрации психических состояний, эмоционально-волевом компоненте личностного самовыражения.

На проявлении национальной специфики значительно влияют этническая культура, ее атрибуты, предпочитаемые национальные и народные ценности. Поэтому учителю необходимо владеть знаниями особенностей национальной культуры, языка, традиций и обычаев, что позволит ему полноценно осуществлять педагогический процесс и предотвращать межэтническую напряженность.

Особую роль в формировании культуры межнационального общении играет национальное самосознание личности.

В словаре С.И. Ожегова сознание определяется как способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Психологи чаще всего понимают под сознанием свойственный человеку способ отношения к действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

— полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни общества;

— оценку человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя. Мера и исходный пункт отношения человека к самому себе носят общественный характер;

— осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Сравнивая обозначенные понятия можно сделать вывод, что посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, а самопознание направлено главным образом на познание самого себя.

Под национальным сознанием понимается часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, философских, социальных, политических, нравственных, эстетических и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. Национальное сознание включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического и современного развития. В нем отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.

Национальное сознание является важнейшим компонентом национального самосознания. При этом национальное сознание отражает обобщенные представления этнической группы, а национальное самосознание – индивидуализированное понятие. При этом национальное самосознание показывает степень усвоения тех или иных компонентов обобщенного сознания отдельными членами национальной общности. Т.е. благодаря национальному самосознанию личности человек отождествляет себя с другими, соотносит свои представления, ценности, статус с социальными ценностями этноса, с требованиями своей этнической среды.

Таким образом, под национальным самосознанием понимают осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности, достигаемое на основе представлений об истории и культуре не только своего народа, но и тех социально-этнических общностей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Одним из важнейших компонентов национального самосознания являются национальные чувства.

В формировании национального самосознания участвуют многие факторы: идеологически, социокультурные, национально-исторические и др. Особое значение при этом занимает социокультурная среда, в которой формируется и функционирует национальное самосознание. Поэтому важнейшее место в его становлении занимает семья и школа.

В научной литературе национальное самосознание определяется неоднозначно, но их объединяет главная мысль, что национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенному виду этноса, т.е. этническая идентичность. Показателем национального самосознания является знание своей этнической культуры. В процессе своего становления этническая культура проходит ряд этапов. Пиаже выделяет три: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности, которые носят фрагментарный характер; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации (национальность родителей, место проживания, язык); в 10-11 лет этническая культура формируется в полном объеме. Хотя другие исследования говорят, что уже у ребенка 3-4 лет обнаруживается диффузная идентификация с этнической группой.

1. Что изучает педагогика межнационального общения?

2. Дайте определение культуре межнационального общения.

3. Что включает понятие межэтнической толерантности?

4. Перечислите этапыформирования культуры межнационального общения в начальной школе.

5. Назовите критерии и показатели культуры межнационального общения.

6. В чем проявляются национально-психологические особенности личности? Что означает их учет в учебно-воспитательном процессе?

7. Дайте характеристику феномену «национальное самосознание». Назовите особенности проявления этнического самосознания у младших школьников.

Источник:
Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы
Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте Общение людей разных национальностей
http://studopedia.ru/3_50353_ponyatie-kulturi-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-ee-strukturnie-elementi-natsionalnoe-samosoznanie-osobennosti-ego-proyavleniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как уйти от мужчины скорпиона Как уйти от мужчины скорпиона Скорпионы невозмутимы лишь внешне – на самом деле это эмоциональные… (2)

Как можно назвать друга прикольно Как прикольно назвать парня? Как прикольно, но нежно и ласково назвать парня, чтобы получилось смешно… (2)

Как готовить себя к выполнению воинского долга Как готовить себя к выполнению воинского долгаВ Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью… (2)

Если не кормить грудью молоко пропадет само Если не кормить грудью молоко пропадет самоПерегорание грудного молока в народе имеет значение того, что… (2)

Если бросить мужчину тельца Как бросить мужчину, чтобы он вернулсяКак так расстаться с парнем, чтобы он вернулся? Этим вопросом… (2)



COMMENTS