Кратковременная и долговременная память

Кратковременная и долговременная память

Физиологическими исследованиями доказано существование двух основных видов памяти: кратковременной и долговременной. Как это понятно даже из названия, кратковременная и долговременная память отличаются, прежде всего, протяженностью времени, в течение которого они могут хранить информацию, а также объемом сохраняемых данных.

Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. То есть, благодаря кратковременной памяти мы не засоряем свое сознание бесполезными именами, датами и другой информацией. Иными словами, назначение кратковременной памяти заключается в сохранении информации до ее переноса в долговременную память или уничтожения. При этом она активно участвует в наших мыслительных процессах. Набирая номер телефона или осуществляя в уме какие-то подсчеты, мы задействуем именно кратковременную память.

Для кратковременной памяти характерна высокая чувствительность к любым вмешательствам. Ее содержимое быстро угасает и может быть разрушена внешними воздействиями. Например, человек открывает записную книжку, находит там номер телефона, повторяет его про себя и набирает. Если он не дозвонится абоненту сразу, то вспомнить этот номер через несколько минут для повторного звонка он уже вряд ли сможет, ему снова придется обращаться к своим записям. Если во время набора номера кто-то отвлечет его посторонним вопросом, то, ответив на него, он снова забудет нужные цифры. При этом решать сразу несколько задач кратковременная память не в силах, она рассчитана на небольшие объемы информации.

Совсем другое дело — долговременная память, которая надежно сохраняет информацию в течение длительного времени. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную в том случае, если мы решаем, что имеет смысл ее хранить. Именно в долговременной памяти сохраняются наши знания о мире, наш опыт, который мы получаем на протяжении своей жизни, и т. д. При этом объем ее почти безграничен. Чем больше долговременная память заполнена, тем легче в нее добавлять новую информацию. Долговременную память нельзя «заполнить до отказа», и это является отличным стимулом для тех людей, в жизни которых важное место отводится самосовершенствованию и саморазвитию.

Хочется добавить, что память человека является одной из его самых больших загадок. Описанное выше деление памяти с точки зрения временных параметров является условным, что подтверждается феноменами, которые время от времени случаются и остаются необъяснимыми с точки зрения такого подхода к организации памяти.

Кратковременная и долговременная память

Понятие о кратковременной и долговременной памяти является общим для всех теорий, опирающихся на концепцию временной организации. В рамках временного подхода критериями являются «времена жизни» энграммы в определенной форме хранения. По мнению одних исследователей, в кратковременной памяти след удерживается от нескольких секунд до нескольких часов, а в долговременной — от нескольких часов до нескольких дней, после чего переходит в постоянное хранение. Согласно другим представлениям, в кратковременной памяти след находится несколько секунд, а в долговременной — от нескольких секунд до нескольких лет.

Основные характеристики кратковременной памяти следующие:

1) Кратковременная память необходима для перехода следа в долговременную память.

2) Содержимое кратковременной памяти быстро угасает, оно может быть разрушено различными амнестическими воздействиями.

3) Объем кратковременной памяти ограничен, в отличие от долговременной памяти, которая практически постоянна, а объем ее бесконечен.

Спонтанное восстановление памяти

Факты спонтанного восстановления памяти после действия амнестического электрошока были известны в 1950-е годы. Сообщалось о восстановлении навыка после применения электрошока при обучении животных проходить Т-лабиринт. Восстановление памяти было обнаружено, и после применения множественных электрошоков.

Восстановление энграммы действием второго электрошока

Многие исследования сообщали о восстанавливающем действии вторично предъявленной комбинации «наказание (стимул, который применяется при обучении) — электрошок». Обнаружено, что если на следующий день после предъявления амнестического агента животному снова повторить эту комбинацию, то произойдет восстановление навыка. Восстанавливающий эффекг комбинации «наказание — электрошок» сохраняется даже через 2 недели после развития ретроградной амнезии.

Восстановление памяти методом напоминания

«Метод напоминания» заключается в том, что перед тестированием сохранения навыка животным предъявляли электрическое раздражение, сила которого значительно меньше силы «наказания», которое применяли при обучении, и не обладает дополнительным обучающим эффектом. Восстанавливающее действие «напоминания» не зависит от интервала времени между тестированием и предъявлением «напоминания». «Напоминание» обладает специфическим действием в отношении повторной активации энграммы, сформированной в предыдущем обучении, а затем деп-рессированной электрошоком. Электрошок переводит энграмму в латентное состояние. «Напоминание» может выполнять функцию стимула, активирующего энграмму.

Восстановление памяти методом ознакомления

Если перед обучением животное поместить в экспериментальную камеру и дать возможность свободно передвигаться в ней, то после применения амнестического агента ретроградная амнезия не возникает. Существует оптимальное время пребывания животных в экспериментальной камере до обучения. Это влияние на устойчивость следа памяти получило название эффекта «ознакомления». Применение «ознакомления» в экспериментах по изучению стабильности следа памяти оказалось эффективным способом восстановления энграммы после применения амнестического воздействия

В экспериментах показана эффективность «ознакомления» для задач, мотивированных страхом и голодом. Применение этого метода привело к сокращению времени от момента завершения обучения до применения амнестического электрошока, вызывающего ретроградную амнезию.

Результаты применения специальных методов восстановления памяти, депрессированной применением амнестических агентов, показывают, что ни один из известных в настоящее время агентов не может полностью разрушить однажды сформированный след памяти, а причина ретроградной амнезии заключается в нарушении воспроизведения энграммы.

Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти

Обнаружено, что после перехода памяти в долговременное хранение можно вызвать ретроградную амнезию. В опытах изучали действие электрошока на навык, сформированный несколько дней назад. Перед применением амнестического воздействия производилась реактивация энграммы — для этого применялось «напоминание». Тестирование показало развитие ретроградной амнезии для «старого» следа памяти. Результаты экспериментов приводят к предположению о том, что для амнестического воздействия досягаемы следы памяти, находящиеся в момент применения агента в активном состоянии, которое характеризует готовность энграммы к воспроизведению.

Основные положения теории активной памяти Память выступает как единое свойство, т.е. не существует разделения на кратковременную и долговременную память. Временной градиент ухудшения памяти оказывает влияние на воспроизведение энграммы. Фиксация памяти происходит во время обучения. Динамика научения отражает и динамику фиксации памяти. Энграмма существует в активной форме, готовой к реализации в данный момент времени, и в пассивной — не готовой к непосредственному воспроизведению. Воспроизведение энграммы может блокироваться применением амнестического агента. В этом заключается причина ретроградной амнезии. Ретроградная амнезия возникает только для энграмм, находящихся в активном состоянии в момент применения амнестического агента.

Организация активной памяти

Вся память рассматривается как постоянная и долговременная. Некоторая часть долговременной памяти становится активной в требуемый ситуацией момент времени. Другая ее часть находится в латентном или неактивном состоянии и потому является недоступной для реализации. Активная энграмма—след памяти, находящийся в состоянии, готовом для реализации в поведении и существующий на уровне электрической активности определенных нервных элементов. Часть энграмм в требуемые ситуацией моменты времени реактивируется и переходит в активное состояние, доступное для актуализации. Реактивация может происходить как спонтанно, так и под влиянием различных внутренних и внешних факторов. О состоянии энграммы можно судить только по результатам тестирования.

Долговременная память организована в систему, в которой вновь приобретенный опыт занимает определенное место. Память усиливается и дополняется в течение всей жизни. Если новая энграмма вошла в систему памяти, то для ее актуализации достаточно не только ее непосредственной активации, но и активации через «подсказку». Память проявляется в возможности модифицировать поведение в зависимости от проитого и настоящего опыта.

Концепция состояний памяти свободна от условного деления на кратковременную и долговременную и потому может объяснять феномены, которые остаются непонятными с точки зрения временного подхода к организации памяти. То, что принято называть кратковременной памятью, является активной частью памяти, в которой в определенных ситуациях доминирует вновь приобретенный опыт.

Модели множественности отделов хранения памяти

Модели множественности отделов хранения памяти. Кратковременная и долговременная память. Свободное припоминание каждой позиции в последовательности как функция длительности задачи

Память возможна только в том случае, если предварительно имело место научение, а научение лучше всего отражают результаты тестирования памяти. Часто утверждается, что научение и память включают три последовательные стадии в следующем порядке:

1) стадия кодирования, во время которой информация, подлежащая усвоению, подвергается переработке разными способами (например, по смыслу);

2) стадия храпения, во время которой часть информации, переработанной на стадии кодирования, сохраняется в системе памяти;

3) стадия воспроизведения, во время которой определенная информация, хранящаяся системой памяти, подвергается восстановлению, пли припоминанию.

Большинство ученых изучали только одну из этих стадии. Но важно отметить, что все три стадии тесно взаимосвязаны друг с другом. Как заметили Тулвинг и Томсон (ТпКчп», ТЬотхоп, 1973: 359), «воспроизвести можно только то, что было запомнено, а . характер воспроизведения зависит от того, как происходило запоминание».

С] Модели множественности отделов хранения памяти

Кратковременная и долговременная память

Одной из главных проблем, интересовавших ученых на протяжении многих лет, стало выяснение того, сколько отделов, или систем, включает наша память.

Миллер (МШег, 1956) утверждал, что в кратковременной памяти можно удерживать около семи элементов (плюс-минус два). Он основывал эту величину па изучении объема информации, которую испытуемые должны были повторять в правильном порядке (например, последовательность элементов, которые они слышали). К примеру, испытуемые могли слышать при исследовании у них объема запоминания цифр последовательность 2, 7, 8, 3, б, 5, 9. Большинство взрослых могут повторить без ошибок в среднем около семи цифр, по не более.

По Миллеру (Мл’Нег, 1956), приблизительно семь отрезков информации, или осмысленных единиц, могут удерживаться кратковременной памятью. Например, предложение «Кошка и собака нередко обижали друг друга» состоит из семи отрезков информации в форме слов, тогда как перечень «К О Ж 3 Г С Ф» состоит из семи отрезков информации в форме букв. Возможности кратковременной памяти часто характеризуются количеством объемных единиц, которые могут быть использованы. Цифровой объем определяется как максимальное количество цифр, которое воспроизводится в верном порядке. У взрослых объем цифровой памяти обычно составляет семь цифр.

Саймон (Зтюп, 1974) подверг проверке гипотезу Миллера о делении памяти на отрезки путем нзучеПамять

ния объема памяти на слова и фразы. Количество отрезков, которое оказалось возможным припомнить, равнялось семи для слов, состоящих из одного-двух слогов, но снижалось до четырех для двухсловных фраз и до трех — для восьмисловных фраз. В противоположность гипотезе Миллера указывается, что количество отрезков, которые удается вспомнить, в известной мере зависит от размеров этих отрезков.

Как долго информация остается в кратковременной памяти? Данным вопросом интересовались Пе-терсон и Петсрсон (РсЬсгзоп, Ре1ег5оп, 1959). Они предъявляли испытуемым трехбуквенный раздражи-тель^за которым давалось трехзначное число. Требовалось запомнить трехбуквенный раздражитель и в то же время вести обратный счет тройками, начав с предъявленного числа. Спустя несколько секунд после начала обратного счета испытуемых

Источники:
Кратковременная и долговременная память
Физиологическими исследованиями доказано существование двух основных видов памяти: кратковременной и долговременной. Как это понятно даже из названия, кратковременная и долговременная память
http://izdravnica.ru/kratkovremennaya-i-dolgovremennaya-pamyat/
Кратковременная и долговременная память
Понятие о кратковременной и долговременной памяти является общим для всех теорий, опирающихся на концепцию временной организации. В рамках временного подхода критериями являются «времена жизни»
http://psyera.ru/kratkovremennaya-i-dolgovremennaya-pamyat-426.htm
Модели множественности отделов хранения памяти
Модели множественности отделов хранения памяти. Кратковременная и долговременная память. Свободное припоминание каждой позиции в последовательности как функция длительности задачи
http://vunivere.ru/work86278

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Поздравление невестке с рождением дочери Поздравления невестке с рождением дочкиСоюз невестки и свекрови давно перешел в разряд фантастики или сказок,… (1)

Красивые письма мужчине иностранцу Войти на сайтВсем привет! Хотела сделать выпуск в воскресенье или в понедельник, но поленилась, если… (1)

Бронхомунал детский комаровский Бронхомунал: 7 простых ответов на сложные вопросыВ наше время трудно найти мамочек деток до 12… (1)

Окей гугл найди мне парня Обзор приложения - Окей Гугл - для АндроидОбзор приложения "Окей Гугл" для Андроид. Как включить… (1)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (1)

COMMENTS