Компоненты общения

Ваш психолог

I. Умение устанавливать контакт в ситуациях «вынужденного» общения

II. Умение поддерживать контакт

III. Как надо и как не надо слушать.

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания:

Слушая собеседника, никогда:

Случается ли, что вас обвиняют в том, что вы не слушаете или проявляете упрямство? Есть ли в этом доля правды? Сожалеете ли вы об этом? При каких обстоятельствах это происходит? Не поддаетесь ли вы чувствам?

Как ни парадоксально, но мы часто не слушаем тех, к кому питаем лучшие чувства; не слушаем мы их и в тех случаях, когда нам больше всего необходимо слушать: в конфликтных ситуациях, при возникновении проблем с выработкой решений.

Игра в слушание. Играть можно одному, но интереснее с кем-нибудь. Закройте глаза, постарайтесь вспомнить и перечислить все звуки, которые вы услышите в течение одной минуты.

Теперь откройте глаза и сравните ваши результаты. Вы услышали одинаковые звуки или нет? Было ли это результатом внимания, более острого слуха, большей сосредоточенности или изобретательности?

Это упражнение демонстрирует, что самым необходимым условием эффективного слушания является внимание. Оно тоже показывает, что мы можем не замечать звуков, пока сознательно не обратим на них внимание.

Слушать «всем телом». При первой удобной возможности понаблюдайте за двумя собеседниками, задавая себе следующие вопросы:

Как собеседник использует язык поз и жестов? Помогают или мешают их позы слушать друг друга ? Действительно ли они внимательны друг к другу ? Как это можно установить? Отвлекаются ли они от разговора?

Поддерживает ли собеседник визуальный контакт? Меняются ли они ролями в моменты, когда начинают смотреть в глаза друг другу и когда отводят глаза в сторону? Когда каждый из них дольше смотрит в глаза другому: когда он сам говорит или когда слушает?

Пользуются ли собеседники позитивным языком поз и жестов? Или со скрещенными руками, или «упирают руки в боки» ?

Наблюдение за беседой мужчин и женщин. Усвоили ли вы различия в том, как слушают собеседника мужчины и женщины? Чтобы убедиться в этом, проделайте следующее упражнение. Будем считать, что «вмешательство» означает начало разговора слушающим до того, как собеседник кончил говорить, а «возврат» — попытку собеседника восстановить ход мыслей на момент, когда его перебили.

Сначала понаблюдайте за разговором двух собеседников одного пола. Затем понаблюдайте за беседой двух разнополых собеседников. Подсчитайте все случаи «вмешательства» и «возврата» каждого собеседника.

Подтверждают ли результаты ваших наблюдений склонность мужчин перебивать собеседника чаще, чем это делают женщины? Чаще ли к восстановлению хода мыслей прибегают женщины?

Визуальный контакт. Цель упражнения — убедиться в зависимости между визуальным контактом и речью.

Это упражнение можно делать, наблюдая в разговоре за другими или за собой.

При наблюдении за другими ответьте на следующие вопросы:

Смотрели ли собеседники друг на друга или отворачивались во время разговора ?

Как часто они смотрели друг другу в глаза?

Когда каждый из них смотрел на собеседника больше: когда говорил или когда слушал?

Посмотрел ли говорящий на собеседника после того, как кончил говорить, как бы давая понять: «Теперь ваш черед»?

Тон голоса. Это упражнение особенно удобно делать во время телефонного разговора, когда отвлекающих факторов меньше, чем при прямом общении. Когда кто-либо попытался выразить вам свои чувства (то ли в телефонном разговоре, толп при непосредственном общении), специально обратите внимание на тон говорящего. Соответствует ли высота и тон голоса смыслу сообщения? Или голос передает нечто иное, отличающееся от значения слов? Не находите ли вы, что некоторым людям свойствен определенный тон голоса, проявляющийся, напри мер, в монотонности, возбуждении или взволнованности речи?

Позы и жесты. Это упражнение можно делать, наблюдая во время беседы за поведением других или за собой. Но прежде ответьте на следующие вопросы:

Что выражают собеседники своими позами? «Открыты» или «закрыты» их установки? Что они «говорят»руками?В каком положении находятся ноги?

Обратите внимание на движения головы каждого собеседника. Помогают ли эти движения ходу разговора?

Межличностное пространство. Выберите удобный момент, когда кто-либо вступает с вами в разговор, заметьте, как близко стоит или сидит собеседник. Если вы сидите за столом, определите расстояние между вашим стулом и стулом собеседника. Затем понаблюдайте, как это расстояние будет меняться (если будет). Проследите, как на пространственное расстояние между вами и собеседником влияют следующие факторы: тип отношений; взаимное расположение друг к другу; статус или полномочия; пол, возраст; социально-культурный уровень.

Во многих случаях межличностное расстояние не оказывает заметного влияния на общение. Были ли вы в ситуации, когда это расстояние имело существенное значение? Не было ли это в случае, когда собеседник подходил к вам слишком близко? Вызывает ли это у вас чувство неудобства или все зависит от свойств конкретной личности?

V. Эмоциональный компонент общения (Можно ли научиться управлять собой?)

Опыт общения показывает, что часто на продуктивность контакта влияют и чисто субъективные факторы: настроение, установка, общие эмоциональные состояния.

В установке на общение проявляются сила, степень потребности в общении с тем или иным человеком, реальные ВОЗМОЖНОСТИ удовлетворения потребности в общении, готовность к нему. Особенно значима правильная установка в ситуации так называемого «вынужденного» общения, каковым является общение библиотекаря с читателем. Библиотекарь в силу своих профессиональных обязанностей должен быть готов к общению с любым человеком, к самым различным ситуациям общения, и здесь многое зависит от общительности самого читателя, его желания идти на контакт с библиотекарем. Для создания положительной установки на контакт надо придерживаться определенного эмоционального настроя. Это выражается:

  • в немедленной реакции на необходимость контакта с читателями;
  • во внутренней готовности к разнообразным «поворотам» предстоящего общения;
  • в возможности творчески осмыслить и интерпретировать личность друго го человека;
  • в умении спрогнозировать результаты предстоящего общения.

Следует различать установку на общение и установку на восприятие человека.

Люди со статичной установкой, наоборот, излишне независимы, «автономны», трудно адаптируются к новым ситуациям, чувствительны к невзгодам, несколько пессимистичны, а в итоге тоже нередко поступают алогично, импульсивно. Неправильная установка часто мешает межличностному общению. Прежде всего, как уже отмечалось, она препятствует адекватному восприятию человека.

Источник:
Ваш психолог
Компоненты общения
http://www.vashpsixolog.ru/index.php/work-with-teaching-staff-school-psychologist/62-workshop/352-components-of-communication

Компоненты общения

  1. Коммуникация состоит из компонентов:

  • сообщение (что передается)

  • канал коммуникации (средство передачи сообщения)

  • получатель (человек, который получает сообщение)

  • эффект (какое воздействие оказало сообщение на получателя)

  • обратная связь (ответное сообщение, передаваемое получателем, который превращается в отправителя)

    • помеха физического характера, которая оказывает воздействие на передаваемое сообщение

  • функциональное и эмоциональное состояние получателя, которое выступает в качество внутренней помехи
  • поле опыта (весь накопленный опыт общения, который привносится отправителем и получателем в актуальный процесс коммуникации)

  • контекст (условия, в которых протекает коммуникации)
  • Перед отправлением сообщения отправитель его кодирует помощью слов, символов или знаков; получатель сначала воспринимает, декодирует полученное сообщение, а потом интерпретирует его, то есть пытается понять, найти смысл, значение принятого сообщения.

  • Рассматривая коммуникацию как деятельность, можно сказать, что на нее влияют внешние и внутренние факторы. Условно барьеры коммуникации можно разобрать на внутренние и внешние.

  • К внешним барьерам коммуникации относится канал коммуникации и шум как помеха физического характера, контекст.

  • К внутренним барьерам коммуникации относится отправитель; получатель; их поле опыта; шум как функциональное и эмоциональное состояние; процесс восприятия, кодирования, декодирования и интерпретации сообщения, которые они осуществляют при передаче и приеме информации с помощью познавательных психологических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; само сообщение и эффект, который оно оказывает на получателя; а также обратную связь.

  • Наибольшую сложность представляет сами участника коммуникации, так как у каждого есть дополнительные психологические барьеры:

  • работоспособность органов чувств

  • уровень развития познавательных психологических процессов (внимания, памяти, ощущения, восприятия, мышления), интеллекта в целом

  • эмоциональное состояние, чувства, настроение; функциональное состояние всего организма;

  • структура ценностей и мотивов

  • актуальные мотивы и потребности, интересы

  • знание этих компонентов и того, что они влияют на качество коммуникации, могут помочь установить контакт, баз искажений принять информацию и понять контакт, без искажений принять информацию и понять собеседника, а могут и вызвать конфликт, — позволяет сделать вывод, что необходимо учитывать их влияние. В связи с этим рассмотрим их подробнее, каждый в отдельности с соответствующими рекомендациями для преодоления тех или иных барьеров.
  • Источник:
    Компоненты общения
    Коммуникация состоит из компонентов: сообщение (что передается) канал коммуникации (средство передачи сообщения) получатель (человек, который получает сообщение)
    http://lechchka.narod.ru/obschenie1.html

    Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное

    Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное.

    Коммуникация может осуществляться как вербальными, так иневербальнымисредствами.

    Напомним, что представления о вербальной коммуникации как общении людей в процессе их совместной деятельности подразумевают не только устную, но и письменную форму общения. Если в устноречевой коммуникациимы обращаем внимание на речевую деятельностьговорящегоислушающего, то вписьменноречевойвнимание акцентируется на роляхпишущего(создающего текст, автора речевого произведения) и читающего или читателя.

    Чтение и письмо являются самостоятельными видами речевой деятельности. Вместе с тем характеристики устноречевой и письменноречевой деятельности в пределах одной и той же ситуации общения вполне сопоставимы.

    Наряду с вербальными средствами коммуникации, как уже отмечалось выше, большое значение имеют невербальные средства.

    Термин “невербальное” обычно понимается как несловесный язык. Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

    Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных знаков, символов, кодов, используемых для передачи информации. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений.

    Действие паравербальной коммуникации базируется на исполь­зовании механизма ассоциаций человеческой психики. Ассоциации представляют собой способность нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию благодаря свежей информации, которая в данный момент принимается человеком, то есть когда одно пред­ставление вызывает другое. Эффект в данном случае достигается бла­годаря тому, что говорящий создает общее информационное поле взаимодействия, которое помогает собеседнику понимать партнера. Средствами достижения эффективной коммуникации здесь служат следующие характеристики человеческого голоса:

    1) Скорость речи.

    Оживленная, бойкая манера говорить, быст­рый темп речи свидетельствуют от импульсивности собеседника, его уверенности в своих силах. И, напротив, спокойная медлен­ная манера речи указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность говорящего. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, лег­кую возбудимость человека.

    Большая громкость речи присуща, как правило, искренним побуждениям либо кичливости и самодовольству. В то время как малая громкость указывает на сдержанность, скром­ность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. За­метные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональ­ности и волнении собеседника. Как показывает коммуникацион­ная практика, усилению эмоциональности речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.

    Ясное и четкое произношение слов свидетель­ствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли.

    4) Высота голоса.

    Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос является признаком повышенной естественной эмоци­ональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения.

    Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение показывает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера речи служит выражением трезвого, целесообразного мышления.

    Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера те или иные эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относится: просодика — это темп речи, тембр, высота и громкость голоса; экстралингвистика — это паузы, кашель, вздохи, смех и плач (то есть звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).

    Следующим средством паравербальной коммуникации является манера, с одной стороны, говорить многословно, а с другой, лаконично, не используя слишком много слов. Во многих культурах часто содержание высказывания имеет второстепенный характер.

    Вывод по первому вопросу.Итак, общение – это вид самостоятельной человеческой деятельности; атрибут других видов человеческой деятельности; взаимодействие субъектов. При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности.

    Как и всякое сложное явление общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды. Компонентами общения являются вербальная, невербальная и паравербальная коммуникация.

    Источник:
    Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное
    Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Коммуникация может осуществляться как вербальными , так и невербальными средствами. Напомним, что представления о вербальной
    http://studfiles.net/preview/5675452/page:3/

    Общение и его структурные компоненты

    Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

    В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий.

    В процессе общения формируются, проявляться и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.

    Можно выделить главные трактовки общения: общение — вид самостоятельной человеческой деятельности; общение — атрибут других видов человеческой деятельности: общение — взаимодействие субъектов.

    Структурные компоненты общения. Основными структурными компонента и общения (но Г. М. Андреевой) являются: коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами но общению и установления на этой основе взаимопонимания).

    Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других люден, к самопознанию; действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия); задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения: продукты общения — образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.

    Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности, при этом имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие, виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.

    Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются:

    1) идентификация — способ понимания другою человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

    2) апереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам;

    3) рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера но общению;

    4) обратная связь — получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал иа партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

    Источник:
    Общение и его структурные компоненты
    Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это сложный,
    http://psyera.ru/obshchenie-i-ego-strukturnye-komponenty-1047.htm

    (Visited 2 times, 1 visits today)

    Популярные записи:

    Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (3)

    Как ведет себя мужчина скорпион если хочет вернуться Как Вести себя с Мужчиной СкорпиономЕсли Вы встретили загадочного и магнетического мужчину Скорпиона и поняли,… (3)

    Если парень влюблен но скрывает Если парень влюблен но скрывает Влюбившись или почувствовав даже легкую симпатию, девушки обычно боятся признаваться… (3)

    Поздравления с 30 летием дочери от мамы в прозе Поздравления с 30 летием дочери от мамы в прозе Главная > Поздравление с днем рождения… (2)

    Развитие ребенка 2 года 7 месяцев Навыки малыша в 2 года и 7 месяцев: на что он способенНавыки малыша в 2… (2)



    COMMENTS