Коммуникативные умения

Коммуникативные умения

Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникационной стороне общения, – это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа – интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях [1, c. 294].

Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью – проанализировать уровень сформированности коммуникативных умений у учащихся 3-го класса на материале письменных текстов.

Методика проведения эксперимента:

учащимся было предложено интерпретировать содержание сказки “Красная Шапочка” от имени волка и записать полученные тексты. Время написания своего варианта не ограничивалось.

· особенности фразовой речи;

· степень информативности рассказа. Полнота отображения предмета речи (раскрытия темы);

· наличие информативных элементов (денотантов и предикативных связей) и их характер (простое описани предмета, действия или их детализация):

· наличие и характер аграмматизмов [2, c. 135].

Оценка уровня сформированности коммуникативных умений:

1. Высокий уровень – в тексте отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, используются различные средства письменной характеристики предмета. Текст построен в соответствии с грамматическими нормами языка.

2. Средний уровень – текст достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности (перестановка или смещение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении.

3. Недостаточный уровень – текст составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, отображение предмета в большой части текста носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

4. Низкий уровень – тект составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Нет логически обусловленной последовательности текста: простой пересказ известной сказки. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения [2, c. 142].

При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Синтаксическая расстановка слов и их сочетаемость предполагает сформированность следующих механизмов: языковая установка, догадка, но только как реализация в речевой деятельности чувства языка, имеющегося речевого опыта. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Как показал анализ результатов проведенного эксперимента, у 24 % младших школьников выявлен высокий уровень сформированности коммуникативных умений, у 33 % третьеклассников – средний, у 24 % учащихся – недостаточный и у 19 % младших школьников – низкий.

Анализ новообразованных рассказов показал, что наиболее распространенной ошибкой в текстах учащихся было составление его от слов автора, а не от слов волка, как это было указано в задании (ошибка у 50 % учащихся). Например: «Волк бродил по лесу и искал еду. Он встретил Красную Шапочку».

Наличие тавтологии – еще одна из распространенных ошибок в текстах (у 41 % школьников). К примеру, «И тут Красная Шапочка хотела съесть бабушку, и тут в двери раздался звонок. И тут вошел волк».

Отметим также смешение в одном тексте разных авторов, как от слов третьего лица, так и от слов первого лица, то есть самого волка (у 18 % младших школьников). «Волк был всё ближе и ближе к бабушке. И вот я был у самого дома».

Перечислим наиболее характерные отступления от критериев оценивания письменной речи:

· Использование предложений, в которых указаны лишь только предмет и действие, которое оно выполняет (у 27 % учащихся). Например: «Волк шел по дорожке. Волк встретил Красную Шапочку».

· Наличие слов-паразитов, таких как: ну, да вот, короче, вообще (у 18 % школьников).

· Использование в письменной речи разговорных слов: ха, ву, во (у 14 % учащихся).

· Нераспространенность предложений (у 14 % младших школьников).

Все эти признаки свидетельствуют о низкой степени информативности рассказа.

Исходя из того, что лишь только у 24 % третьеклассников определен высокий уровень сформированности коммуникативных умений, в то время как у 43 % учащихся уровень сформированности ниже среднего, можно сделать вывод об отсутствии целенаправленной систематической работы по формированию коммуникативных умений младших школьников.

По нашему мнению, необходимо разработать комплекс методических приемов, способствующих не только повышению уровня, но и развитию языковой личности учащихся.

Источник:
Коммуникативные умения
Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникационной
http://www.newtemper.com/razvlecheniya/obschenie/kommunikativnye_umeniya_1937

Коммуникативные умения: к вопросу классификации Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Коммуникативные умения: к вопросу классификации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тищенко В. А.

In this article the traditional and the modern approach to the classification of communicative skills are contemplated. The systematiza-tion of communicative skills in accordance to the criterion «information processes» is performed which considers the use of information-communicative technology for communication. The skills are subdivided into three main groups: for transmitting, storing and processing information.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тищенко В.А.,

Текст научной работы на тему «Коммуникативные умения: к вопросу классификации»

?Педагогика и психология профессионального образования

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ: К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ

В. А. Тищенко, кандидат педагогических наук, Ставропольский строительный техникум

Обратившись к проблеме формирования коммуникативных умении [ 1 ], необходимо в первую очередь рассмотреть классификацию, а также структуру коммуникации. Анализируя понятие «коммуникация», разделим точку зрения, «что, сколько в природе и обществе имеется видов и типов информации, сколько существует путей и способов ее циркуляции, столько же может быть и видов коммуникации» [2, с. 31]. Традиционно коммуникацию делят на вербальную и невербальную. Структура вербального общения состоит из свойств речи и голоса, тональности, интонации, темпа речи, модуляции высоты, ритма, тембра. Причем «никто специально не учится родной речи, владение языком совершенствуется в процессе общения» [3, с. 179]. В невербальное общение включены жесты и мимика, позиции общения, прикосновения, контакты глазами и пр. Предложим следующую структуру вербального общения (рис. 1) и невербального общения (рис. 2) [4, 5, 6].

Развитие телекоммуникационных систем и внедрение информационно-коммуникационных технологий уменьшает время непосредственного межличностного общения, поэтому необходимы специальные усилия, направленные на формирование коммуникативных умений, В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается данное понятие (в психологии, Педагогике, дидактике,

философии), меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения -это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. В последнее время развивается и такой способ общения, как компьютерно-опосре-дованная коммуникация, в частности учебная.

Таким образом, современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-комму-никационпых технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности„ С этой точки зрения традиционная классификация коммуникативных умений нуждается в некоторой корректировке. Рассмотрим коммуникативные умения, формируемые в процессе обучения в средней школе, во-первых, потому что набор всех коммуникативных умений слишком велик и не поддается описанию в рамках одной статьи, во-вторых, именно в средней школе закладывается коммуникативная база, необходимая в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, и, в-третьих,

Источник:
Коммуникативные умения: к вопросу классификации Текст научной статьи по специальности — Народное образование
In this article the traditional and the modern approach to the classification of communicative skills are contemplated. The systematiza-tion of communicative skills in accordance to the criterion "information processes" is performed which considers the use of information-communicative technology for communication. The skills are subdivided into three main groups: for transmitting, storing and processing information.
http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-k-voprosu-klassifikatsii

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Смешные переписки парня с девушкой Как развеселить девушку в переписке и при встречеВ настоящее время все реже молодые люди знакомятся… (2)

Рассказы для взрослых Благородное сердце Васи"Благородное сердце Васи". Урок-размышление по рассказу Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася" Цели: выявить личностное… (2)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (2)

Как построить отношения 5 способов выстроить отношения в паре Это происходит со всеми, но у нас такого не… (1)

Мужчина звонит но не приезжает Как сделать, чтобы он сам мне звонил«Пусть звонит и пишет сам», — думаете Вы, сдерживая… (1)

COMMENTS