Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения

Структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действий, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивная заключается в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Каждая из сторон общения требует детального и тщательного рассмотрения.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

— околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;

— зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;

— кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;

— место и время общения;

— запахи: индивидуальные или окружающей среды;

— почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения — психологическая категория. Так как общение — довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

Источник:
Коммуникативная сторона общения
Люди – существа социальные. Каждый день им приходится взаимодействовать друг с другом. Чтобы взаимодействие происходило гармонично и эффективно, необходимо понимать психологию общения.
http://fb.ru/article/38016/kommunikativnaya-storona-obscheniya

Коммуникативная сторона общения

Под коммуникативной стороной общения в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения.

Еще Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов» (Выготский Л. С, 1956).

Поэтому у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Кроме того, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально-психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут быть связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся — застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия.

Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов — побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Выделяется побуждение нескольких видов: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (запрет нежелательных видов деятельности), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности партнера).

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, при этом не предполагается непосредственное изменение поведения. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения элементов явного убеждения. Убедительность — это способность формировать убеждения, т. е. «осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями». Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и в зарубежной. Шведский ученый К. Асп сформулировал способы повышения убедительности информации.

1. Релевантность информации. Все факты и аргументы должны иметь отношение к той идее, которую хочет донести источник информации. Известно, что в первую очередь запоминаются аргументированные факты, во вторую — только факты. Общие утверждения и оценочные суждения оставляют в памяти незначительный след. Соотношение релевантной информации с другими видами информации определяет ее плотность. Асп предложил разработанный им индекс плотности информации — соотношение количества релевантных единиц информации с числом, например, слов в сообщении.

2. Широта информации. Выражается в разнообразии аргументации.

3. Глубина информации. Выражается не только в логической, но и в научной обоснованности.

В отечественных исследованиях также приводится целый перечень факторов, способствующих повышению доверия к воспринимаемой информации.

1. Свойство желательности. Человек более склонен доверять тому, что для него приятно или полезно, или тому человеку, который ему симпатичен.

2. Свойство логического следования. Если исходная посылка признается человеком истинной, а вывод производится со строгой логической необходимостью, то человек будет доверять истинности вывода тем больше, чем короче логическая цепь вывода и чем отчетливее вывод сформулирован в понятиях, выражающих привычные для человека представления.

3. Свойство эмоциональности. Убеждающая сила речевого сообщения пропорциональна его эмоциональной насыщенности. Эмоционально насыщены в порядке убывания: беседа с одним человеком «с глазу на глаз», лекция, кино или телевидение, радио, печатный или рукописный текст.

4. Кумулятивное свойство. Доверие тем выше, чем чаще встречаются факты, послужившие основанием для доверия.

5. Свойство непосредственности. Больше доверия вызывают факты, случившиеся с самим рассказчиком.

6. Свойство согласия. Доверие выше, если другие компетентные лица согласны с приведенными фактами. Причем степень уверенности пропорциональна отношению числа соглашающихся к числу несогласных. И наоборот, сложившаяся уверенность может перейти в сомнение в случае несогласия других компетентных лиц.

7. Свойство ассоциативности. Если несколько высказываний имеют убеждающую силу, то эта сила возрастет, если высказывания будут связаны в единую логическую систему.

8. Свойство безразличия. Изложенные факты обычно не вызывают значительного доверия, если они безразличны воспринимающему их слушателю.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе: соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации (Андреева Г. М., 1998).

При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используют человеческую речь. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

значение и смысл слов, фраз; важную роль играют точность употребления слова, его доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, точность произносимых звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи;

выразительные качества голоса — характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т. е. смена «говорящего» и «слушающего», когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит обогащение, развитие информации.

Кроме вербальных, коммуникативная сторона общения может быть представлена невербальными средствами.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к разделению жестов на группы. К первому из них относится разделение жестов на выразительные в зависимости от их роли в коммуникативном процессе:

1. Жесты-«иллюстраторы» — это жесты сообщения: указатели («указующий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («Вот такого размера и конфигурации»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-отмашки); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-«регуляторы» — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-«эмблемы» — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-«адапторы» — это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт: касания, похлопывания партнера по плечу, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

5. Жесты-«аффекторы» — жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Другая классификация жестов, предложенная А. Пизом (2001), представляет практический интерес для наблюдателя, поскольку позволяет по неконтролируемым или слабо контролируемым движениям узнать скрытые намерения или эмоциональное состояние человека:

1) жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

2) жесты нервозности, неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть, и др.;

3) жесты стремления к самоконтролю — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

4) жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

5) жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

6) жесты расположения к собеседнику — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

7) жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

8) жесты неискренности — прикрытие рукой рта; прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта, свидетельствующая либо о сокрытии истины, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

Следует отметить, что нюансы, которые придает включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации, оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах.

Источник:
Коммуникативная сторона общения
Под коммуникативной стороной общения в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя
http://psyera.ru/2393/kommunikativnaya-storona-obshcheniya

Коммуникативная сторона общения

С одной стороны, такие барьеры бывают связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся: застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия.

Информация, исходящая от коммуникатора, должна быть двух типов — побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Выделяется побуждение нескольких видов: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (запрет нежелательных видов деятельности), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности партнера).

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, при этом не предполагается непосредственное изменение поведения. Сам характер сообщения должна быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито ??безразличного?? тона изложения до включения в текст сообщения элементов явного убеждения. Убедительность — это способность формировать убеждения, т. е. ??осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями??. Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и в зарубежной. Шведский ученый К. Асп сформулировал способы повышения убедительности информации.

1. Рел?евантность информации. Все факты и аргументы должны иметь отношение к той идее, которую хочет донести источник информации. Известно, что в первую очередь запоминаются аргументированные факты, во вторую — только факты. Общие утверждения и оценочные суждения оставляют в памяти незначительный след. Соотношение рел?евантной информации с другими видами информации определяет ее плотность. Асп предложил разработанный им индекс плотности информации — соотношение количества рел?евантных единиц информации с числом, к примеру, слов в сообщении.

2. Широта информации. Выражается в разнообразии аргументации.

3. Глубина информации. Выражается не только в логической, но и в научной обоснованности.

В отечественных исследованиях также приводится целый перечень факторов, способствующих повышению доверия к воспринимаемой информации.

1. Свойство желательности. Человек более склонен доверять тому, что для него приятно или полезно, или тому человеку, который ему симпатичен.

2. Свойство логического следования. В случае если исходная посылка признается человеком истинной, а вывод производится со строгой логической крайне важно стью, то человек будет доверять истинности вывода тем больше, чем короче логическая цепь вывода и чем отчетливее вывод сформулирован в понятиях, выражающих привычные для человека представления.

3. Свойство эмоциональности. Убеждающая сила речевого сообщения пропорциональна его эмоциональной насыщенности. Эмоционально насыщены в порядке убывания: беседа с одним человеком ??с глазу на глаз??, лекция, кино или тел?евидение, радио, печатный или рукописный текст.

4. Кумулятивное свойство. Доверие тем выше, чем чаще встречаются факты, послужившие основанием для доверия.

5. Свойство непосредственности. Больше доверия вызывают факты, случившиеся с самим рассказчиком.

6. Свойство согласия. Доверие выше, в случае если другие компетентные лица согласны с приведенными фактами. Причем степень уверенности пропорциональна отношению числа соглашающихся к числу несогласных. И наоборот, сложившаяся уверенность может перейти в сомнение в случае несогласия других компетентных лиц.

7. Свойство ассоциативности. В случае если несколько высказываний имеют убеждающую силу, то эта сила возрастет, в случае если высказывания будут связаны в единую логическую систему.

8. Свойство безразличия. Изложенные факты обычно не вызывают значительного доверия, в случае если они безразличны воспринимающему их слушателю.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе: соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом дел?ении различают вербальную и невербальную коммуникации (Андреева Г. М., 1998).

При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используют человеческую речь. При помощи речи реализуются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определ?енный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Важно заметить, что для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

§ значение и смысл слов, фраз; важную роль играют точность употребления слова, его доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, точность произносимых звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

§ речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи;

§ выразительные качества голоса — характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — ??хм-хм??, ??э-э-э?? и др.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена ??коммуникативных ролей??, т. е. смена ??говорящего?? и ??слушающего??, когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит обогащение, развитие информации.

Кроме вербальных, коммуникативный процесс бывает представлен невербальными средствами.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к раздел?ению жестов на группы. К первому из них относится раздел?ение жестов на выразительные исходя из их роли в коммуникативном процессе:

1. Жесты-??иллюстраторы?? — это жесты сообщения: указатели (??указующий перст??), пиктографы, т. е. образные картины изображения (??Вот такого размера и конфигурации??); кин?етографы — движения телом; жесты-??биты?? (жесты-??отмашки>>); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты — ??регуляторы?? — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, цел?енаправленные движения руками.

3. Жесты — ??эмблемы?? — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. К примеру, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях ??здравствуйте??, а поднятые над головой — ??до свидания??.

4. Жесты — ??адапторы?? — это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт: касания, похлопывания партнера по плечу, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

5. Жесты — ??аффекторы?? — жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определ?енные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Другая классификация жестов, предложенная А. Пизом (2001), представляет практический интерес для наблюдателя, поскольку позволяет по неконтролируемым или слабо контролируемым движениям узнать скрытые намерения или эмоциональное состояние человека:

1) жесты уверенности — соедин?ение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

2) жесты нервозности, неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть, и др.;

3) жесты стремления к самоконтролю — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

4) жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

5) жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

6) жесты расположения к собеседнику — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

7) жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

8) жесты неискренности — прикрытие рукой рта; прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта? свидетельствующая либо о сокрытии истины, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

Следует отметить, что нюансы, которые придает включение оптико-кин?етической системы знаков в ситуацию коммуникации, оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, к примеру в различных национальных культурах.

Особая область социальной психологии, где исследуется расположение людей в пространстве при общении, принято называть проксемикой.

Выделяют следующие зоны дистанции при человеческом контакте.

Интимная зона (15-45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для общения в этой зоне характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определ?енные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выдел?ение адреналина, прилив крови к голове и пр.

Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения вс?егда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Личная, или персональная, зона (45-120 см); она служит для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

Социальная зона (120-400 см); эта зона обычно соблюдается во время официальных встреч в кабин?етах, как правило, с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (свыше 400 см); под этой зоной подразумевается зона для общения с большой группой людей, находящихся, к примеру, на митинге, и пр.

В целом вс?е системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, крайне важно й людям для совместной деятельности.

Коммуникативная сторона общения — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Коммуникативная сторона общения» 2014, 2015.

Манипуляция (см. в инете). Диалогическое – Типологий и видов общения больше (см. в инете) Вопрос 2 Уровни общения. В зависимости от уровня взаимодействия различают 4 типа общения: 1) уровень манипулирования – субъект рассматривает другого как средство или помеху по. [читать подробнее].

Лекция № 1. Человеческое общение и коммуникации. Общение — связь между людьми в ходе, которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлияния и т.д. Коммуникация -связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к. [читать подробнее].

Структура общения. Профессиональное развитие личности Я-концепция Характер Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к себе, к другим, к деятельности и к вещам и типичный способ поведения в. [читать подробнее].

Общение как социально-психологическая проблема Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние. [читать подробнее].

Представьте себе, какая была бы ти­шина, если бы люди говорили только то, что знают. К. Чапек Общение— это коммуникация, т.е. обмен мнениями, пережива­ниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей. [читать подробнее].

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами. [читать подробнее].

Источник:
Коммуникативная сторона общения
С одной стороны, такие барьеры бывают связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с
http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/375423_kommunikativnaya_storona_obscheniya

Коммуникативная сторона общения

Представьте себе, какая была бы тишина,

если бы люди говорили только то, что знают.

Общение– это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами и многое другое, представить себе общение без коммуникации невозможно (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Модель коммуникативного процесса

Модель коммуникативного процесса– составляющие компоненты (субъекты и объекты) общения: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория (реципиент) – обратная связь.

Коммуникатор (Отправитель)– тот, кто передает информацию.

Выделяют три позиции коммуникатора:1)когда коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение; 2) отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально); 3) закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения).

Сообщение(текст) – информация, которая передается в процессе коммуникации. Существуют два типа информации:

1.Побудительная информацияпроявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию подразделяют на:

а) активизацию (побуждение к действию в заданном направлении);

б) интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности);

в) дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).

2. Констатирующая информацияпроявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Кодирование– процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде образов, символов, текстов.

Декодирование – (Расшифровка)– процесс получения идеи коммуникации.

Рецепиент (Получатель)– целевая аудитория, которой предназначено послание.

Обратная связь – набор откликов получателя, которые возникают в результате контакта с обращением.

Помехи– незапланированные искажения или барьеры при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды.

Канал коммуникации– средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация.

Коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют лишь 7%, а 93% – это невербальная коммуникация: звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55% (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Значимость невербальной коммуникации

Логично начать рассмотрение коммуникативной стороны именно с вербальнойкоммуникации и с того, какие барьеры препятствуют эффективной коммуникации.

Барьеры непонимания.Во многих ситуациях человек сталкивает­ся с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то непра­вильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иног­да даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.

В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздейст­вия. Коммуникация – это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представ­лениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его пред­ставление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людь­ми, его душевное спокойствие. Естественно, что человек будет за­щищаться от такой информации и будет делать это твердо и реши­тельно.

Человек должен уметь каким-то образом отличать «хорошую» информацию от «плохой», «пропускать» первую и «останавливать» вторую. Каким образом это происходит?

Интересное и оригинальное понимание механизмов, кото­рые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б.Ф. Поршнев.

Он пришел к выводу, что речь является способом внуше­ния,или суггестии,самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал так: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словес­ное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая ак­тивность, называемая контрсуггестией,противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи»

Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации.

Б.Ф. Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Как мы увидим в дальнейшем, избегание и авторитет – это защита от источника коммуникации, а непонимание – от самого сообщения.

Избегание.Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером. Со стороны эта «защита» очень хорошо прослеживается – человек невнимателен, не слушает, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора. Избегание как вид защиты от воздействия проявляется не только в том, что индивид избегает определенных людей, но и в уклонении от определенных ситуаций. Если некто при просмотре кинокартины закрывает глаза «на страшных местах», то это можно классифицировать как попытку избежать эмоционально тяжелой информации. Когда некто, не желая, чтобы на его решение или мнение оказывали влияние, просто не приходит на назначенную встречу или заседа­ние, то это тоже избегание. Таким образом, самый простой способ защиты от воздействия – избежать соприкосновения с источником этого воздействия.

Авторитет.Действие авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым, или, говоря иначе: информация существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой.

В связи с таким действием авторитета очень важно знать, как он формируется и от чего зависит присвоение конкретному человеку авторитета. Здесь можно найти много разных основании. Это может быть и социальное положение (статус) партнера, его превосходство по важному в данный момент параметру или его привлекательность в определенных ситуациях, а также хорошее отношение к адресату воздействия и т.д. Основания для этого у каждого свои, и определя­ются они собственным положением в системе общественных отношений, собственной историей и основными ценностями. Понятно, что, только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.

Непонимание.Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и таким образом защититься от нежелательного воздействия. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы доверяем. В таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения как способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла. Выделяют 4 уровня непонимания, которые как барьеры стоят на пути информации (табл. 5.5).

Практически для всех людей важно уметь общаться таким обра­зом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкива­лись на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Но для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера – еще и необходимая часть их профессии, как и в вашем случае. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации, важно знать способы преодоления психологических барьеров.

Источник:
Коммуникативная сторона общения
Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д.
http://megapredmet.ru/1-22365.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

1000 вопросов девушке 100 вопросов, которые можно задать девушке, Мужской блог100 вопросов, которые можно задать девушке, Мужской блог… (7)

Как ведет себя мужчина скорпион если хочет вернуться Как Вести себя с Мужчиной СкорпиономЕсли Вы встретили загадочного и магнетического мужчину Скорпиона и поняли,… (7)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (6)

Смс парню в армию своими словами Смс любимому парню в армиюТы в мыслях каждый час и каждый миг, Мой самый нежный,… (6)

Как вести себя после ссоры с любовником 8 важнейших правил как вести себя после ссоры с мужчиной8 важнейших правил как вести себя… (6)

COMMENTS