Каковы последствия нарушения дисциплины

Буддизм Тхеравады в Москве

Каковы последствия нарушений принципов нравственности?

Что касается нарушения основных принципов монашеской сдержанности, мы должны различать два вида нарушений: нарушения класса «поражение» и остальные шесть классов менее тяжких нарушений. Среди этих шести классов правил дисциплины, нарушения делятся на два вида: дурные поступки с мирской точки зрения и нарушения исключительно монашеских правил.

Что касается вины при нарушении класса «поражение», то монах совершает наиболее тяжкий проступок в сообществе последователей Будды. Пока он носит монашескую одежду, его называют падшим монахом. Если он отрешается от статуса монаха, человек становится чистым, даже если немедленно не переходит в разряд мирян, саманер или отшельников. Однако, поскольку он остаётся в Сангхе как падший монах, это порождаёт серьёзные проступки и вину, как описано в Аггикхандхопама сутте (АН 7.7.8), Адиттапарияя сутте (СН 1.18.8), Пиндола сутте (СНп 4.6) и других. В Висуддхимагге также подробно объясняется тяжесть нравственного падения монаха. День за днём он накапливает серьёзные проступки. Статус падшего монаха порождаёт тяжкие пороки.

Можно привести множество примеров дурных последствий для падших монахов. Во времена Будды Кассапы жило несколько падших монахов, которые умерли так и не отрешившись от статуса монаха. Они переродились голодными духами на горе Гиджджакута. Они страдали вплоть до времён Будды Готамы. В Ниданавагга Саньютте Виная Питаки описывается их незавидная участь в разделе 4 параджики. Также оно описывается и в Вибханге. Учителя объяснят эти фрагменты более подробно.

Что касается остальных шести классов нарушений, то монахи, не прошедшие требуемую правилом процедуру, становятся бесстыдными, преступая против установленной Буддой дисциплины, тем самым совершая ещё один серьёзный проступок. При нарушении правил монашеской дисциплины возникает опасность, порождаемая нарушением веления Будды («pannattikkama antara»). Поэтому падшие монахи не могут достичь ни джхан, ни путей с их плодами. Кроме того, после смерти они попадают в ад. Аналогично страдают и бесстыдные монахи. Здесь в поддержку этого утверждения мы приведём пример.

В комментарии к Дхаммападе рассказывается как монах, страдая за свои проступки, переродился нагой Эракапаттой. Даже неосознанное нарушение незначительных правил, если монах виновен по мирским правилам и установлениям, порождает дурные последствия. Смотрите истории о яккхах Сучиломе и Кхараломе. Они нарушили обычные мирские правила и переродились привидениями или яккхами. Что касается благоприятных последствий следования принципам нравственности, то подробно они описываются в Висуддхимагге. Кроме того, Висуддхарама Махатхера ясно перечисляет хорошие и плохие последствия в труде Paramatthasarupabhedani. В этой книге также можно узнать о хороших и плохих последствиях соблюдения остальных трёх классов нравственности.

В комментарии к Джатакам говорится, что тот, кто нарушает правила использования монашеских принадлежностей, будет страдать в низших мирах. Один монах переродился вошью из-за привязанности к своим одеждам. Специалисты по монашеской дисциплине и учителя древности утверждают, что привязанность к разрешённым вещам, полученным разрешённым способом, не соответствует полноценному поступку, ведущему в ад (akusalakammapatha). Поэтому здесь дурные последствия, от которых страдал монах, были порождены привязанностью и другими серьёзными нарушениями дисциплины.

Источник:
Буддизм Тхеравады в Москве
Каковы последствия нарушений принципов нравственности? Что касается нарушения основных принципов монашеской сдержанности, мы должны различать два вида нарушений: нарушения класса «поражение» и
http://www.theravada.su/node/830

Каковы последствия нарушения дисциплины

Данная тема помогает семиклассникам осознать социальное и личностное значение дисциплины. Она находится в ряду тех тем, которые обладают значительным воспитательным потенциалом. Работу учителя целесообразно направить как на теоретическое объяснение понятия «дисциплина», так и на то, чтобы показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитания.

Особенность изучения темы состоит в том, что слово «дисциплина» знакомо ребятам на обыденном уровне и не всегда несёт положительную эмоциональную окраску. В этой связи первичные ожидания от темы также не всегда эмоционально положительные. Данное обстоятельство требует учёта при подготовке учителя к урокам.

Содержательно уроки опираются на материал курса о групповых нормах и санкциях, а также на изученный на предыдущих уроках материал о правилах в жизни людей и нормах права.

План изучения нового материала

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Введением в тему может послужить обсуждение вопросов рубрики «Вспомни».

Далее можно перейти к объяснению нового термина «дисциплина». Рекомендуем учителю сначала пояснить значение этого термина (дисциплина — это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе правилам), а затем попросить учащихся найти, что такое дисциплина, в тексте параграфа. Возможно, один из учащихся прочитает это определение вслух.

— требования той или иной организации. Нелишне будет попросить ребят пояснить основания, по которым они относят каждую норму в тот или иной столбик.

Материал о государственной и специальной дисциплине может быть изложен в рамках учебника. Текущему закреплению послужат вопросы: почему воинскую, трудовую и школьную дисциплину считают специальной дисциплиной? Какую дисциплину называют общеобязательной? Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется? Почему воинская дисциплина отличается наибольшей строгостью? Кого называют нарушителями трудовой дисциплины? Почему важна учебная дисциплина?

В случае затруднения при формулировке ответов рекомендуем отсылать учащихся к соответствующим абзацам в учебнике.

Г оворя о специальной дисциплине, полезно упомянуть, что ребята могут в дальнейшем услышать и прочитать о различных её вариантах. Но если понимать основной смысл дисциплины, то можно догадаться и о значении той или иной специальной дисциплины. Например:

— Что может означать платёжная дисциплина?

Ответ: порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Если своевременно не вносить плату за коммунальные услуги, то не на что будет закупать топливо для ТЭЦ и платить зарплату её работникам. Значит, от этого вида дисциплины зависит порядок.

— Что означает исполнительская дисциплина?

Ответ: это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Здесь можно попросить ребят привести примеры соблюдения и несоблюдения этого вида дисциплины и обсудить, в чём заключается необходимость исполнительской дисциплины.

Очень важный в содержательном отношении фрагмент урока — разговор о последствиях несоблюдения дисциплины. В учебнике этот материал содержится в рубрике «Путешествие в прошлое». Материал рубрики должен обязательно прозвучать на уроке. В данном случае рекомендуем эмоциональный, со взвешенными смысловыми акцентами рассказ учителя, а не заранее подготовленный рассказ одного из учащихся или знакомство с текстом рубрики по учебнику. Предложенный в тексте параграфа материал о непоправимых последствиях нарушения дисциплины должен найти не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик у ребят. В связи с этим особо важно профессиональное мастерство учителя в изложении материала.

Освещение пункта плана о внешней и внутренней дисциплине может быть начато с обсуждения следующих вопросов: что побуждает людей быть дисциплинированными?

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

В хорошо подготовленном классе учащиеся могут самостоятельно сформулировать выводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. В менее подготовленных классах эти выводы поможет сделать учитель.

Переходом к пункту плана «Дисциплина, воля и самовоспитание» может стать коллективное размышление о том, в чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи

дисциплины, воли и самовоспитания. Учитель может выяснить, есть ли у ребят определённые личные достижения на пути самовоспитания.

Полезно сделать акцент на трудностях самовоспитания, на том, что получается задуманное не сразу и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели. Можно попросить ребят привести примеры из известных им книг и кинофильмов о людях, добившихся цели исключительно благодаря своей силе воли. В случае затруднения учитель может привести примеры сам. Очень важное эмоциональное значение могут иметь примеры из жизни хорошо знакомых ребятам людей, возможно, кого-то, с кем они знакомы и встречаются почти каждый день.

Материал рубрики «Жил на свете человек» может быть дополнен рассказом учителя об А. С. Макаренко и небольшими выступлениями учащихся, подготовленными по отдельным страницам «Педагогической поэмы». Учитель может заранее подобрать соответствующие теме фрагменты и попросить желающих накануне урока познакомиться с ними и пересказать в классе. После выступлений учащихся необходимо небольшое обсуждение, подводящее к выводу о том, что именно дисциплина всего коллектива формировала культуру, характер, привычки воспитанников Макаренко, их внутреннюю дисциплину.

Одним из элементов этой части урока может стать следующее задание-задача.

Однажды А. С. Макаренко доверил большую сумму денег бывшему вору Семёну Калабалину. Семён Калабалин не подвёл своего заведующего. Более того, он сам впоследствии стал воспитателем беспризорных детей. Только тогда, когда Макаренко доверял ему деньги, он ещё всего этого не знал и сознательно шёл на большой риск.

Как вы думаете, зачем нужен был этот риск со стороны Макаренко? Можно ли было без него обойтись?

Мнения ребят могут быть разными. Задача учителя — дать возможность сформулировать, выразить их и обосновать. В завершение обсуждения учителю целесообразно акцентировать внимание на тех мнениях, в которых отразилась необходимость доверия к человеку, — доверия, которое поднимает его над самим собой, делает лучше.

С целью актуализации результатов опыта А. С. Макаренко можно предложить учащимся подумать над тем, какие правила их класса (коллектива) помогают учащимся формировать положительные привычки, образцы поведения.

Предметом обсуждения на втором уроке могут стать вопросы рубрик «Проверь себя» и «В классе и дома». Важно так организовать беседу по этим вопросам, чтобы ответы на них давались школьниками не ради оценки, а по внутреннему побуждению. Чтобы этого добиться, можно, к примеру, задавая отдельные вопросы, несколько детализировать их. В частности, к вопросу 3 рубрики «Проверь себя» можно дать уточнение: попросить определить, каковы последствия нарушения дисциплины а) для общества и б) для самого человека. Вопрос 6 рубрики «В классе и дома» о несоблюдении дисциплины можно дать с подпунктами: «дома», «в школе», «в подъезде», «во дворе», «на проезжей части» и т. п.

Важно обратить внимание учащихся на рубрику «Учимся быть дисциплинированными» и особенно на вопросы, поставленные в 4-м пункте рубрики.

Целесообразно стимулировать ответы учащихся специальными вопросами, направленными на связь изучаемого материала с реальными событиями, происходящими в обществе. Можно, например, попросить учащихся (по желанию), опираясь на сообщения средств массовой информации, рассказать об автомобильных авариях или о других происшествиях, которые были вызваны теми или иными нарушениями дисциплины, и

определить, основываясь на полученных сведениях о дисциплине, что привело к авариям, какая дисциплина «хромала» в каждом конкретном случае. В дополнение к ответам учащихся учитель может сообщить некоторые сведения, в частности отметить, что причиной многих аварий всё чаще становится употребление наркотиков. В Великобритании, например, наркотики опередили традиционного виновника — алкоголь.

Рубрика «Поэтическое слово» знакомит учащихся со стихотворением В. В. Маяковского о Власе Прогулкине. Чтобы добиться более сильного эмоционального воздействия поэтического произведения на учащихся, стихотворение можно инсценировать. После инсценировки важно обсудить ряд вопросов: укажите, какие качества Власа Прогулкина достойны уважения, а какие — нет. Как вы думаете, может ли Влас изменить своё поведение? Что ему для этого надо сделать? Легко ли будет Власу добиваться цели?

В хорошо подготовленном классе полезно организовать обсуждение проблемного вопроса: может ли чрезмерно жёсткая дисциплина оказаться вредной для общества? В итоге учитель делает вывод: если дисциплина будет подавлять инициативу и творчество людей, она может оказаться вредной. Для развития общества необходимо сочетание, с одной стороны, следования нормам, обеспечивающим общественный порядок, с другой — разумной творческой мысли и инициативных действий.

При наличии времени возможна работа с дополнительным источником, фрагментом из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу», через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел.

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать» 1 .

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил дисциплину, а кто — нет? О какой дисциплине можно вести речь применительно к поведению мальчиков — о внешней или внутренней? Поясните свой ответ. Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему?

1 Козлов Н. И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. — М., 1998. — С. 323—324.

С целью развития умений творческой деятельности можно организовать работу малыми группами. Предлагаем два варианта организации работы учащихся по группам.

Можно предложить группам придумать и разыграть «зеркальные» сценки, в которых должно быть отражено а) чёткое соблюдение дисциплины в определённой жизненной ситуации и б) поведение в этой же ситуации при полном отсутствии дисциплины. Ситуации могут быть по просьбе учителя определены самими учащимися. В менее подготовленном к творческой деятельности классе они могут быть даны группам (на выбор или по жребию): «утро перед школой»; «во время контрольной»; «школьная переменка»; «опять двойка»; «когда родителей нет дома» и др.

Другим вариантом работы по группам может стать следующее задание: узнать у учителя биологии, школьного врача, учителя физкультуры, классного руководителя, в библиотеке по специальной литературе следующее:

1) сколько часов в день семиклассникам рекомендовано: а) смотреть телевизор, б) делать уроки, в) проводить на свежем воздухе, г) спать;

2) какое время лучше всего посвящать занятиям, как содержать в порядке своё рабочее место и т. д.

При сообщениях о результатах своих ответов важно называть источник информации: кто рекомендует, где написано.

Возможно театрализованное завершение групповой работы. Для этого все выводы-рекомендации по соблюдению режима дня и организации труда и отдыха по ходу выступления групп должны записываться на большом листе бумаги. Группы могут заранее оформить свои рекомендации, и во время выступления наклеивают их на большой общий лист. После выступления всех групп учитель просит учащихся ещё раз посмотреть на получившийся круг рекомендаций и обращает внимание учеников на то, что ответственны за их выполнение они сами, а точнее, совесть каждого ученика. Ведь совесть — это тот внутренний контролёр, который помогает становлению внутренней дисциплины.

Источник:
Каковы последствия нарушения дисциплины
Данная тема помогает семиклассникам осознать социальное и личностное значение дисциплины. Она находится в ряду тех тем, которые обладают значительным воспитательным потенциалом. Работу учителя
http://tak-to-ent.net/load/346-1-0-7833

Каковы последствия нарушения дисциплины

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Торган, К. Э.
Гражданско-правовые последствия нарушения
фондовой дисциплины /К. Э. Торган.
//Правоведение. -1982. — № 4. — С. 41 — 47
Статья находится в издании «Правоведение.» Материал(ы):

    Гражданско-правовые последствия нарушения фондовой дисциплины.
    Торган, К. Э.

Гражданско-правовые последствия нарушения фондовой дисциплины

В свете поставленных XXVI съездом КПСС задач по всемерному укреплению государственной дисциплины в народном хозяйстве, бе­режному и рациональному использованию материальных ресурсов актуальны вопросы искоренения противозаконных сделок, нарушаю­щих плановость распределения продукции производственно-техниче­ского назначения.

Органы материального технического снабжения, Госарбитража, народного контроля нередко встречаются с фактами безнарядного отпуска металла, стройматериалов, запасных частей и других видов продукции, реализации излишних материальных ценностей с наруше­нием установленного порядка, незаконными сделками по обмену про­дукцией. Вследствие таких нарушений сырье, материалы и другая продукция не доходит до плановых потребителей, создается угроза для выполнения ими производственных планов и договорных обяза­тельств.

Согласно п. 88 Положения о поставках продукции производствен­но-технического назначения[2] за отгрузку (отпуск) продукции, распре­деляемой в плановом порядке, покупателю (получателю), которому указанная продукция не выделена, а также за использование про­дукции для собственных нужд сверх выделенных фондов изготовитель (поставщик) уплачивает органу материально-технического снабжения штраф в размере от 25 до 100% стоимости этой продукции, кроме слу­чаев, когда законодательством изготовителю (поставщику) предостав­лено право реализации продукции по своему усмотрению.

Такой, же штраф взыскивается за нарушение порядка продажи (отпуска) сверхнормативных, излишних и неиспользуемых товарно-материальных ценностей.[3] Штраф применяется и в том случае, если указанные ценности были незаконно обменены па другие.[4]

При рассмотрении указанного штрафа с точки зрения воздейст­вия на интересы участников незаконной реализации продукции обна­руживается, что он действует односторонне: неблагоприятные послед­ствия терпит только поставщик. Покупатель же достигает своей цели — получает продукцию и никакого штрафа не платит. Орган ма­териально-технического снабжения вправе уменьшить покупателю фонд на будущее, однако эта мера применима лишь в случае, если поставка соответствующей продукции предусмотрена планами распределения продукции на будущие периоды.

Штраф за безнарядный отпуск продукции стал мерой ответствен­ности, вследствие применения которой на практике не ставится воп­рос о последствиях заключенной между двумя организациями проти­воправной сделки.

Для такой практики нет оснований. Указанным штрафом и умень­шением фонда не исчерпываются предусмотренные действующим за­конодательством возможности борьбы против нарушений установлен­ного порядка реализации продукции. Безнарядный отпуск продукции является нарушением государственной плановой дисциплины, т. е. правонарушением в области управления народным хозяйством. К на­рушителям применимы административно-правовые меры. Но если на­рушение проявляется в форме гражданско-правовой сделки, то оценка должна быть дана и последней.

При оценке сделок по реализации (поставке, продаже, обмену) продукции следует учитывать, что такие сделки противоречат не толь­ко конкретным актам планового распределения продукции, но и со­держащимся в нормативных актах предписаниям о том, что поставка продукции, распределяемой в плановом порядке, производится в стро­гом соответствии с выделенными фондами, что договор мены допу­скается только в случаях, предусмотренных законодательством, а реа­лизация излишков материальных ценностей осуществляется в уста­новленном Советом Министров СССР порядке. Значит, сделка, совершенная в нарушение указанных предписаний, как несоответствую­щая закону (в широком смысле слова), является недействительной и следует решать вопрос о последствиях такой сделки исходя из ч. ч. 5 или 6 ст. 14 Основ гражданского законодательства Союза ССР и со­юзных республик.[5]

Госарбитраж СССР в 1963 г . дал инструктивные указания о при­менении ст. 14 Основ гражданского законодательства, подчеркнув, что, признавая договоры недействительными, органы арбитража обя­заны неуклонно применять последствия, предусмотренные этой статьей.[6] В литературе при перечислении сделок, подпадающих под ч. 6 ст. 14 Основ, к таким относятся сделки, нарушающие законодательство о планировании,[7] а также по продаже фондовых материалов.[8] В практике Госарбитража ЛатвССР случаев применения последствий ч. В ст. 14 Ослов к таким сделкам не встречается. Не приводились такие примеры также в опубликованной за последние годы практике Госарбитража СССР и госарбитражей других союзных республик.

Штраф, предусмотренный п. 88 Положения о поставках, в юриди­ческой литературе признается административно-правовым.[9] Этот штраф действительно применяется за нарушения в области планово­го управления народным хозяйством и направлен на укрепление фондовой дисциплины. Он применяется независимо от того, связаны ли изготовитель («поставщик») и покупатель договором поставки. Чаще всего бесфондовая реализация продукции производится по отдельно­му соглашению, которое не входит в договор поставки и препятствует выполнению плановых договоров поставки. Если же стороны включи­ли в договор поставки условия, не соответствующие актам планового распределения продукции, то бесфондовая реализация продукции : является исполнением недействительного в этой части договора.

Однако вопрос об отраслевой принадлежности штрафа дискуссио­нен. По способам взыскания и порядку рассмотрения связанных с при­менением штрафа споров о« больше тяготеет к мерам гражданско-правовым. Для административно-правовых штрафов не характерно взыскание их в претензионном и исковом порядке, притом не в поль­зу госбюджета, а организации, осуществляющей контрольные функции и одновременно ведущей хозрасчетную деятельность. Арбитраж впра­ве в определенных случаях штраф уменьшить или увеличить до 100%. Субъектом ответственности является не должностное лицо, а организация (юридическое лицо).

Штраф не является санкцией за нарушение договора поставки, но изъятие имущества как штрафная санкция в сфере гражданско-правовых отношений применяется и за другие нарушения, например, если гражданин бесхозяйственно обращается с принадлежащим ему домом, если юридические лица или граждане совершают сделку с це­лью, противной интересам государства.

Конфискационный характер штрафа по п. 88 Положения о по­ставках и наличие признаков гражданско-правовой ответственности в порядке его взыскания как будто позволяют рассматривать указан­ный штраф как особую конфискационную санкцию за совершение противозаконной сделки. Ведь в результате применения штрафа в раз­мере 100% стоимости продукции достигается тот же результат, что и при изъятии в доход государства полученного по сделке. Но указан­ную гипотезу тут же следует отвергнуть как противоречащую Ос­новам.

Рассматривая вопросы реализации предусмотренной в ч. 5 ст. 14 Основ возможности установить в законодательстве «иные последст­вия недействительности сделки», В. К. Райхер в 1965 г . писал о допу­стимости применения санкций, которые состояли бы во взыскании с недобросовестных сторон в доход государства штрафа в виде процен­та от стоимости произведенного или принятого ими исполнения сдел­ки. Но он же и обосновал, что такие последствия могут быть уста­новлены лишь в отношении противозаконных сделок, остающихся вне сферы действия ч. 6 ст. 14 Основ [10] Последствия заключения и испол­нения сделки, заведомо противной интересам государства и общества, сами по себе являются исключением из общего правила о реституции. В ч. 6 ст. 14 Основ не указано на возможность установления менее жестких санкций по сравнению с полным взысканием в доход госу­дарства.

Если безнарядная реализация продукции могла бы во всех слу­чаях квалифицироваться как сделка противозаконная, но не содержа­щая признаков, предусмотренных ч. 6 ст. 14 Основ, были бы основа­ния указанный штраф считать санкцией, соответствующей оговорке об «иных последствиях недействительности сделки», хотя и недоста­точно эффективной из-за того, что она применима лишь к одному контрагенту. Но указанный штраф применяется в тех случаях, когда. безнарядная реализация продукции является сделкой, заведомо противоречащей интересам государства и общества. Таких сделок в обла­сти безнарядной реализации продукции — большинство.

Доводы сторон заслуживают внимания, ибо свидетельствуют, что сделками по безнарядной реализации продукции затронуты различные интересы одного и того же субъекта — государства. В определенных ситуациях хозяйственные организации, руководствуясь интересами соблюдения плановой (фондовой) дисциплины, объективно препятст­вуют реализации производственных интересов (выполнению покупа­телем плана производства, предотвращению последствий стихийных бедствий). И наоборот, из-за предпочтения интересам производства нарушают плановую дисциплину.

Акты планового распределения продукции являются результатом -оценки компетентным органом значимости интересов различных орга­низаций. Именно планирующие органы должны всесторонне и досто­верно оценить и сопоставить интересы каждой хозяйственной органи­зации с интересами государства в целом. Поэтому, если планирую­щий орган выполнил все возложенные на него обязанности, то инте­ресы, выраженные в актах планирования материально-технического снабжения, стоят выше интересов тоже государственных, но выра­жаемых отдельными хозяйственными организациями в связи с осуще­ствлением ими производственной деятельности.

За последние годы много сделано, чтобы предотвратить несогла­сованность различных aктов планирования, исключить сбои в снаб­жении производства. Проявляется это прежде всего в повышении гарантий надлежащего материально-технического снабжения произ­водства. В долгосрочных договорах на организацию материально-тех­нического снабжения предусматривается гарантированное обеспечение потребителей нужной продукцией, применение в случае необходимости заимообразного отпуска продукции территориальными органами си­стемы Госснаба СССР.[12] Госснабом СССР утвержден Порядок обес­печения неотложных нужд народного хозяйства в дополнительных материально-технических ресурсах.[13] Повышается уровень сбаланси­рованности планов производства и материально-технического снаб­жения.

Есть достаточно оснований при оценке сделок по реализации про­дукции исходить из общепринятого принципа, что акты планового распределения продукции обязательны для адресатов. Следовательно, сделка, заключенная в нарушение предписаний планового акта, заве­домо направлена против интересов государства. Если, однако, компе­тентным органом будет установлено, что акт планирования не соот­ветствует требованиям закона, характер правонарушения меняется: сделка, оставаясь противоправной, не должна быть квалифицирована как заведомо направленная против интересов государства.

Производственное объединение и иная хозяйственная организа­ция не вправе решать вопрос об обязательности или необязательности планового акта, исходя из признака соответствия его требованиям за­кона. Но соответствие планового акта законодательству оценивается и учитывается арбитражем при решении хозяйственных споров.

Согласно ст. 19 Закона о государственном арбитраже в СССР арби­траж не только признает недействительным договор, противоречащий законодательству, государственным планам и заданиям, но и «отка­зывает в удовлетворении требований сторон, если эти требования основаны на акте органа государственного управления, не соответст­вующем законодательству».[14] Это отвечает намеченному партией кур­су на укрепление законности во всех звеньях народного хозяйства, на совершенствование всего хозяйственного механизма. На XXVI съез­де КПСС отмечалось, что «настало время ужесточить требования как к плановой дисциплине, так и к качеству самих планов. План, безус­ловно, должен быть реальным, сбалансированным».[15] Сказанное в полной мере относится к планам, определяющим не только произ­водственную деятельность, но и материально-техническое снабжение производства.

На практике все еще имеют место случаи установления производ­ственных заданий, не обеспеченных материальными ресурсами.[16] Этим нарушаются требования п. п. 7 и 8 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г . № 695 об установлении объема поставок материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения пятилетнего и годового планов.[17] Такие нарушения оцениваются арбитражем как основания для снижения штрафа за безнарядный отпуск или использование продукции на свои нужды. Например, Валмиерскому мебельному комбинату на 1 квартал 1981 г . для упаковки мебели было выделено 162 куб. м пиломатериалов. Для упаковки же всей плановой продукции согласно норм расхода тре­бовалось 1770 куб. м . Учитывая это, иск о взыскании штрафа за ис­пользование пиломатериалов стоимостью 18 660 руб. на свои нужды арбитраж удовлетворил лишь в размере 50%.[18]

Использование правовых средств, предусмотренных ст. 14 Основ, в значительной мере повысит эффективность борьбы за строгое соблю­дение фондовой дисциплины. В случае применения ч. 6 ст. 14 Основ неблагоприятные последствия несет не только поставщик (продавец), но и покупатель. При этом поставщик не может рассчитывать на то, что ему придется нести убыток в меньшем, чем 100% размере, т. е. в пределах от 25 до 100% стоимости реализованной продукции.

В условиях, когда одновременно действуют нормы ст. 14 Основ и п. 88 Положения о поставках, последовательное применение арби­тражами конфискационных последствий, предусмотренных ч. 6 ст. 14 Основ, приведет к тому, что с поставщика (продавца) продукции бу­дет взыскано 125—200% стоимости продукции (штраф и стоимость полученного по сделке). Целесообразность наступления столь жест­ких последствий вызывает сомнения. Предпочтительнее установление наряду с гражданско-правовыми последствиями совершения противо­законной сделки ‘административного штрафа (до 50 руб.), налагаемо­го на виновное должностное лицо, что отвечало бы принципам, за­крепленным в Основах законодательства Союза ССР и союзных рес­публик об административных правонарушениях.20

Чтобы органы арбитража полнее использовали предусмотренные законом средства борьбы с противозаконными сделками, целесообраз­но инструктивные указания Госарбитража СССР, данные в письме от 27 мая 1963 г ., дополнить следующим: «Отпуск (продажа) распределяемой в плановом порядке продукции при отсутствии надлежащих актов планового распределения является сделкой, посредством кото­рой грубо нарушается государственная плановая дисциплина и при­чиняется серьезный ущерб народному хозяйству. Такая сделка долж­на оцениваться исходя из предположения, что она совершена с целью, заведомо противной интересам государства и общества (ч. 6 ст. 14 Основ и соответствующие статьи гражданских кодексов союзных рес­публик) .

Доказательствами отсутствия в сделке признаков, предусмотрен­ных ч. 6 ст. 14 Основ, могут служить лишь факты, свидетельствующие о том, что сделка была вызвана неисполнением органом государствен­ного управления возложенных на него обязанностей (по обеспечению выполнения планов производства материально-техническими ресурса­ми, по организации сбыта продукции и т. п.)».

* Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Латвийского госу­дарственного университета.

[1] Материально-техническое обеспечение пятилетнего плана. — Эконом, газ 1981, № 14, с. 6.

[2] СП СССР, 1981, № 9—10, ст. 62. В дальнейшем — Положение о поставках.

Источник:
Каковы последствия нарушения дисциплины
Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция» (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ Торган, К. Э.
http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=186862

Каковы последствия нарушения дисциплины

27.06.2013
За нарушение трудовой дисциплины в 1940 году осудили 2,9 млн человек

Сталин считал профсоюзы виновниками низкой рабочей дисциплины

27 июня 1940 года официально был обнародован Указ президиума Верховного cовета СССР «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Кроме значительного увеличения рабочего времени, указ запрещал менять место работы. Опоздавшие на работу карались не увольнением, как это было раньше, а исполнительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% зарплаты. Руководители предприятий, которые покрывали нерадивых сотрудников, также привлекались к ответственности.

Указ был вызван к жизни проблемами с трудовой дисциплиной, которые захлестнули советскую экономику в конце 1930-х годов. Особенно остро обстояли дела с текучкой кадров. На многих предприятиях она достигала 50% в год. В 1938 году Сталин ввел в СССР трудовые книжки, взяв пример с Гитлера, который распорядился выпускать их в Третьем рейхе в 1934 году. Отличительной особенностью советских трудовых книжек являлось внесение в них причины увольнения с прежнего места работы, что часто ограничивало человека в поисках заработка.

Однако ограничительные меры не принесли желаемого результата. Руководители предприятий остро нуждались в трудовой силе, поэтому закрывали глаза на отсутствие трудовой книжки и на записи в ней, если таковая имелась. Профсоюзы на предприятиях поддерживали рабочих в их борьбе с внеурочной работой. Бывали случаи, что участники профсоюзов выключали свет на предприятии в момент официального окончания работы. Сталин на одном из собраний политического руководства так отзывался об этой деятельности: «Наши профсоюзы развратили рабочих. Это не школа коммунизма, а школа рвачей. Профсоюзы натравливают рабочих против руководителей и потакают рваческим, иждивенческим тенденциям».

За год до войны Сталин распорядился ужесточить советское трудовое законодательство. Результатом обсуждавшихся предложений стал вышеописанный указ. Уже в течение первого месяца после его появления было возбуждено 103 тысячи 542 уголовных дела за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины. А за вторую половину 1940 года всего было привлечено к ответственности 2,9 млн человек, из которых 1,7 миллионов отбывали 6-месячный исправительно-трудовой срок по месту работы. Чаще всего людей привлекали за опоздание на работу более, чем на 20 минут.

В начале хрущевской «оттепели», весной 1956 года наказание за опоздание на работу было отменено, а люди получили право менять работу по собственному усмотрению.

Сергей Простаков, «Русская планета»

Источник:
Каковы последствия нарушения дисциплины
27.06.2013 За нарушение трудовой дисциплины в 1940 году осудили 2,9 млн человек Сталин считал профсоюзы виновниками низкой рабочей дисциплины 27 июня 1940 года
http://www.rborba.ru/46330108ABAF2/51CBD774E553A.html

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Жесты мужчин когда они хотят женщину О чем говорят мужчины на языке жестов Любая дама давно в курсе, что мужчину можно… (8)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (8)

Красивые слова парню на год отношений Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений? Какими словами можно поздравить парня с годовщиной… (7)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (7)

Характеристика психолога Характеристика деятельности практического психолога школы Психолог имеет полное высшее образование по специальности «практический психолог» и… (6)



COMMENTS