Как развивается память

Как развивается детская память

Вы считаете, что ваш карапуз не в состоянии вспомнить события прошедшего дня, недели или месяца? Или, наоборот, в вашем представлении мозг новорожденного малыша напоминает ЭВМ и будет сохранять всю информацию без разбора? Действительно, маленькие непоседы то удивляют родителей молниеносным запоминанием новых образов, слов, стихов, то обескураживают их своей забывчивостью — на следующий день после посещения зоопарка все увиденные там животные сливаются в памяти ребенка в одну бесформенную серую массу… А через месяц кроха уже и не помнит, что там побывал! Объяснения всем этим странностям можно найти в физиологических особенностях памяти детей разного возраста.

Факт Когда ученые задались целью выразить числом, сколько единиц информации может сохранить мозг 3-летнего малыша, цифра оказалась не просто внушительной — после единицы следовало десять с половиной миллионов километров нулей!

Где-то в 6 месяцев у малыша формируются первые эмоциональные реакции, могут появиться страхи. Один из самых распространенных — человек в белом халате. Так, во время врачебных процедур кроха испытывает массу неприятных эмоций. При этом он еще не в состоянии понять, зачем доктора его «мучают». Результат — увидев человека в белом халате, малыш начинает плакать.

Чаще всего из детства вспоминаются не конкретные факты, а эмоции и ощущения, связанные с ними.

При этом специалисты связывают это с несколькими факторами — физиологической особенностью памяти детей раннего возраста (она носит кратковременный характер), а также отсутствием возможности плохо говорящего малыша связать события со словами.

Согласно исследованиям, часть мозга, отвечающая за память, полностью созревает к 9–10 месяцам. Это лобные доли, которые отвечают за формирование кратко-

временной памяти. В 6 месяцев у некоторых малышей уже имеются свои первые воспоминания. Правда, физиологи на данном этапе развития предпочитают такие термины, как «привыкание» и «узнавание». Так, уже месячный малыш может привыкнуть к определенному положению или позе во время кормления и начинает активно воспроизводить сосательные движения, как только в ней оказывается. После 3–4 месяцев младенец может сохранять в памяти особо значимые образы. Он, например, способен узнавать лицо и голос матери, отца.

Если в первые 6 месяцев жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение малыша запоминать заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать его глазами.

10,8 % наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам

74,9 % воспоминаний относятся к трем — четырем годам

11,3 % приходится на пятый год жизни

2,8 % — на шестой, при этом они носят размытый и несвязный характер

Упражнения, развивающие память РЕБЕНКА ОТ 0 до 1 ГОДА:

1. Отправляясь с 5–6-месячным карапузом на прогулку, рассказывайте ему об окружающих его предметах. Помогите малышу сосредоточиться на каком-либо одном объекте, расскажите о нем что-нибудь интересное, дайте его потрогать, если это возможно.

За одну прогулку уделяйте внимание не более чем 2–3 объектам. Обязательно вернитесь к ним еще один раз. Покажите крохе их и на следующий день.

2. С 8-месячным малышом можно поиграть в «спрятанный предмет». На глазах у ребенка уберите игрушку под одну из лежащих перед ним пеленок. Как только он найдет ее, спрячьте снова на прежнее место. А потом так, чтобы малыш видел, уберите ее под другую пеленку. Обратите внимание: хотя карапуз следил за

вашими действиями, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант «тайника» зафиксирован в его памяти. Если вы будете регулярно практиковать эту игру, то вскоре заметите, что время поиска будет сокращаться.

3. С 9-месячного возраста малышам подходят пальчиковые игры или гимнастика, где действия связаны со словами, сопровождаются потешками: «Сорока-ворона», «Ехали — ехали».

В этот период наиболее значимым типом памяти является двигательный. Кроха запоминает различные движения и действия. Однако они еще не доведены до автоматизма: если прекратить их постоянно повторять, малыш их в скором времени забудет.

В этот период запоминается все само собой, то есть память является непроизвольной.

Дети впитывают как губка информацию из окружающего — все то, что связано с их непосредственной деятельностью, что им необходимо, интересно, все, что вызывает сильные эмоциональные реакции. Исследования показали, что прежде всего запоминаются события или образы, отрицательно окрашенные, потом — положительно окрашенные и только после — нейтральные.

В 1-3-летнем возрасте тесно переплетаются воображение и память. В сознании малыша часто смешивается то, что было в действительности, и то, что он выдумал сам. При этом он на 100 % уверен в реальности воображаемых событий.

Время изучать английский

В раннем дошкольном возрасте выделяется так называемая словесная память (потом она сливается со смысловой). Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку еще до школы. Ведь такое обучение на 70 % состоит из изучения словесной грамматики, где надо просто запоминать, а не понимать. В этом возрасте малыши могут не только воспринимать некую информацию, но и воспроизводить ее. Кроха может вдруг вспомнить дела давно минувших дней, о которых вы уже и помнить забыли… Происходит это чаще всего неожиданно и под воздействием какого-либо внешнего фактора, оказавшего сильное впечатление. Например, почувствовав аромат цветущей сирени, малыш может вспомнить прошлогоднюю летнюю прогулку, когда воздух был наполнен таким же запахом. Однако в этом возрасте ребенок еще не умеет управлять своей памятью, и его воспоминания могут быть отрывочными, бессистемными и бессвязными.

Для детишек 3–5 лет характерно явление «смутного воспоминания» — реминисценции, когда сразу же после восприятия новой информации ребенок может ничего не воспроизвести, зато на следующий день выдаст вам весь объем по полной программе. Чаще всего это связано с тем, что информация для малыша оказывается слишком объемной или сложной, нервные клетки утомляются и не могут ее осмыслить сразу и полностью, для этого им необходимо некоторое время.

В среднем дошкольном возрасте сведения «закрепляются» в голове настолько прочно, что могут вспомниться даже во взрослом состоянии. Связано это с тем, что у ребенка

активно развиваются височные доли головного мозга, отвечающие за долговременную память. Чаще всего «всплывают» факты, имеющие эмоционально отрицательную окраску — ожог, нападение собаки, травма и прочее. Большинство воспоминаний взрослых о своем детстве относятся именно к этому периоду.

Всем известно, что мышцы тела могут увеличиваться в размере и становиться сильнее в результате регулярных тренировок. То же самое можно сказать и о памяти. Даже если природная (генетически обусловленная) память вашего малыша не так уж и сильна, вы можете ее

усовершенствовать с помощью различных игр и упражнений

У некоторых малышей встречается особый вид зрительной памяти — эйдетическая. Ее называют фотографической. Чадо, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Этот вид памяти закладывают в основу методики раннего запоминания, основанных на демонстрации различных изображений, букв и слов. Эта память — возрастная особенность дошколят, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность. Психологи пока не установили, почему, взрослея, малыши в большин-стве случаев теряют способность к такому запоминанию. Возможно, это явление функционально обусловлено, ведь объемы информации с возрастом растут и начинает доминировать другой вид памяти — словесно-логическая.

Прием для лучшего запоминания — мнемотехника.

Научите малыша не просто запоминать предметы, а придумывать между ними логическую связь.

Только не забывайте вот о чем:

1. Ребенок может запомнить все, что связано смысловыми ассоциациями с уже известными ему понятиями. Например, кроха до года уже в состоянии связать мячик с игрой. Важным элементом ассоциации является окружение ребенка. Чадо может с легкостью декламировать стишок дома и не вспомнить ни строчки из него на улице, так как процесс припоминания связан с домом или садиком.

2. Мозг ребенка в состоянии запомнить все то, что кажется необычным. Это свойство памяти известно как эффект Ресторфа. Одно из его проявлений —эффект первого раза. Ребенок лучше запоминает все то, что происходит с ним впервые: полет на самолете, первый сильный ушиб, выступление в детском саду. Взрослые лучше помнят события своего детства, чем зрелые годы.

3. Ребенок учится путем повторения. Малыши до 4-х лет нуждаются в них постоянно, по нескольку раз в день. Только тогда информация закрепится в их памяти надолго.

5. После 4-х лет применяйте «принцип пяти повторений». Правило: повторить информацию сразу же после ее усвоения, затем на следующий день, через неделю, месяц, три месяца.

Уровень памяти вашего малыша соответствует возрасту?

Воспользуйтесь методикой, предложенной Реаном. Она

рекомендована для дошколят, начиная с 3-летнего возраста.

Вам потребуются три комплекта картинок 5–7 см по 16–25 карточек в каждом (чем старше малыш, тем больше число карточек). Каждый набор должен быть таким, чтобы его можно было разбить на 4 группы, например, животные, фрукты, одежда, посуда. Само тестирование включает в себя 3 этапа, каждый из которых рекоменду- ется проводить через день.

Малышу демонстрируют картинки из первого комплекта

одна за другой, но не ставят перед ним задачу запомнить их: «Я буду показывать тебе картинки, а ты внимательно посмотри на каждую из них». После этого попросите кроху назвать изображения, которые он запомнил.

Предложите ребенку разложить карточки из второго комплекта на 4 группы по принципу: «что к чему подходит». После выполнения задания уберите картинки и попросите малыша вспомнить, перечислить их по группам.

Малышу предлагают запомнить как можно больше картинок из третьего комплекта, чтобы потом их припомнить. Каждая демонстрируется 3 секунды. Когда картинки иссякнут, попросите чадо вспомнить изображенные на них предметы.

Зафиксируйте количество верно названных предметов в каждой серии. Кроха на каждом этапе запомнил 5 картинок — недостаточный уровень памяти, 7–9 — средний, больше 10 — высокий.

Как развивается память

Предлагая малышу выучить небольшой стишок к празднику, вы вряд ли подозреваете, насколько сложные процессы происходят в маленькой головке чада. С самого раннего детства ребенок начинает учиться владеть и управлять своей памятью.

Что такое память?

Память нам дарована от рождения и представляет собою одну из высших психических функций человека. Память ? это многоступенчатый процесс в котором участвуют восприятие, систематизация, сохранение и воспроизведение самой различной информации.

Эти процессы тесно взаимосвязаны и невозможны один без другого. Даже небольшие проблемы на одном из «участков» цепи могут вызывать у ребенка затруднения в обучении. Вот почему так важно стараться развивать память ребенка с самого раннего возраста.

Особенности развития памяти у детей

Считается, что развитие памяти у детей проходит такие этапы: раньше всего малыши сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем в детской головке откладываются воспоминания о пережитых чувствах и эмоциях. Далее доступными для сохранения в памяти становятся образы вещей, затем ребенок учится запоминать и воспроизводить словесные описания явлений и событий, услышанные от других людей и уже на самом последнем, высоком уровне получает возможность запоминать вербальные образы невербальных явлений.

К примеру, вы гуляли с ребенком в парке и он упал и разбил коленку. У двухлетнего малыша в памяти запечатлеется сам образ падения – приближающийся асфальт, лицо матери и т.д. Однако, проблема в том, что образы вещей занимают гораздо больший объем памяти, чем их словесные описания, поэтому они достаточно быстро «стираются». Словесное же описание явлений может сохраниться на всю жизнь. Поэтому, если у малыша на момент падения еще не сформировалась словесная память, он забудет об инциденте как только пройдет боль, если же он способен запоминать словесные образы – будет помнить об этом всю жизнь.

По этой причине мы без проблем можем реконструировать события нашего детства, но спустя несколько десятилетий они уже не вызывают эмоций. Невербальная память обычно сохраняется лишь для одного-двух наиболее ярких эпизодов младенчества, да и то не всегда.

Чем раньше вы разовьете словесную память у своего ребенка, тем богаче будет его внутренний мир, и тем легче будет проходить обучение.

Но, чтобы добиться результата, необходимо последовательно пройти все этапы развития памяти. Поэтому процесс развития памяти ребенка нужно начинать с самого детства.

Этапы развития памяти у ребенка

Новый тип памяти развивается у ребенка, опираясь на предыдущие воспоминания. Поэтому начинать развитие словесной памяти ребенка нужно уже на основе накопленного опыта, двигательной и образной памяти.

Так, ставя задачу запоминания слов перед младенцами, нужно одновременно стимулировать память образами и тактильными ощущениями от этих предметов.

Как развить память

У всех ли есть память?

В жизни нередко бывает, что вашему другу или коллеге знакомые говорят: «Какой счастливый человек! Какая у него замечательная память…». О чем это свидетельствует? Да о том, что значение памяти сложно переоценить. О том, как развить память думают все (или почти все). Человек с хорошей памятью всегда на виду: и в обыденной жизни, и на работе. Не важно, чем вы занимаетесь.

Трудитесь у станка, преподаете в ВУЗе, пытаетесь раскрутить свой бизнес или занимаетесь правоохранительной деятельностью. В любой сфере память отнюдь не на последнем месте. И те, у кого она развита, всегда в фаворе. Конечно, не бывает людей без памяти. Она присуща даже тем, кто, казалось бы, судя по всем внешним признакам, напрочь ее лишен. Так можно ли развивать память у взрослых?

Безусловно, память есть у всех. Даже если мы сталкиваемся с людьми, которые без обиняков утверждают, что память у них ни к черту, это не значит ничего. Они либо заблуждаются, либо намеренно себя обманывают. Либо (и это худший вариант) действительно больны. Каждый из нас пользуется своей памятью. Кто-то лучше, кто-то хуже. Одни способны запомнить и впоследствии воспроизвести до мельчайших подробностей ничем не примечательный, скучный вечер, другие уже через пять-семь минут не в состоянии зафиксировать в мозгу имена только что появившихся интересных знакомых.

В чем же здесь секрет? Почему одни смогли развить память и внимание, а другие нет? Ответ, как это ни странно, лежит на поверхности. Если вы легко сохраняете ту или иную информацию в памяти, следовательно, вы используете некие механизмы запоминания. Даже если вы сделали это неосознанно или, как говорят, на автомате. Однако, если в памяти остаются пробелы, если не вся нужная информация сохранена, значит механизм запоминания несовершенен и требует корректировки. Так что же помогает быстро развить память?

Немного о мозге

Для того, чтобы научиться эффективно получать абсолютно все сведения из памяти, вам следует познакомиться с некоторыми основополагающими началами деятельности мозга. На протяжении многих лет человеческую память сравнивали с большим архивом. Вспомните, что говорил Шерлок Холмс своему другу и компаньону доктору Ватсону в день их первой встречи: «Мозг человека – это пустой чердак…». И это отнюдь не художественный прием талантливого писателя. Это реальные представления той эпохи о месте и роли памяти в жизни человека. Исследования, проводимые учеными с лицами, страдавшими душевными заболеваниями, которые как бы «теряли» значительную часть своего «архива памяти», только подтверждали эту теорию.

Сегодня стало понятным, что воспоминания, как наскальные рисунки древних племен, как родимые пятна, как папиллярные узоры наших пальцев остаются в памяти на долгие-долгие годы. Они не теряются и не уничтожаются. Иллюзия «потерянных воспоминаний» возникает лишь в результате отсутствия способности найти эти самые воспоминания в памяти. Это свойственно людям, не умеющим и не желающим развивать память.

Даже абсолютно далекому от медицины человеку понятно, что для поиска воспоминаний главенствующим механизмом является работа именно мозга. Где хранятся воспоминания – никто не знает, но доподлинно известно, что мозг является именно тем единственным органом, который способствует их четкой классификации, хранению и быстрому извлечению. А следовательно, память – это одна из функций мозга, которая (так же, как и любая иная функция) может быть подвержена воздействию извне с целью ее совершенствования. Иными словами, развить память человека возможно.

Как следует обходиться с мозгом

Мозг, как никакой другой отдел нашей нервной системы, требует тщательной заботы и бережливости. Необходимо разумно загружать его соответствующей работой, чтобы он не вышел из строя. Ведь, согласитесь, если мышцу не тренировать, то она с течением времени атрофируется. Аналогичная ситуация и с мозгом. Если его не заставлять ежедневно и системно обрабатывать большое количество логически связанных электрохимических импульсов, то он также, по сути, станет всего лишь механическим придатком центральной нервной системы. Поэтому развивать память следует с большой долей осторожностью и предусмотрительностью.

Задача этой статьи – помочь вам самостоятельно, а самое главное, продуктивно загружать свой мозг. Именно так вы сможете в разы улучшить качество своей памяти. Это совсем не значит, что вы должны вбрасывать в свой мозг кучу совершенно не нужной вам информации. В этом случае ваш «головной компьютер» может и перегреться. Ведь для того, чтобы накачать большие бицепсы, не требуется поднимать самую тяжелую штангу. Существуют специальные методики и конкретные упражнения, позволяющие улучшить состояние памяти. Применяя их, вы добьетесь поразительных для себя результатов. Вы сможете включать в серьезную работу память без излишнего мозгового напряжения. С каждым разом результаты вашего умственного труда будут все лучше и лучше. Только не стоит рассчитывать на мгновенный эффект. Как и в любом деле, тренировка памяти требует усердия, настойчивости и уверенности в своих силах.

Насколько эффективно мы используем возможности мозга

По преобладающему мнению ученых человек в процессе жизнедеятельности использует не более 10% способностей мозга. Таким образом, используя соответствующие методики, вы сможете в десять раз (!) увеличить эффективность своей памяти. Конечно, это идеальный вариант, это цель, к которой стоит стремиться. Но, в любом случае, предлагаемые упражнения, советы и тренинги будут способствовать улучшению вашей памяти. Вы научитесь использовать «запасной фонд» ваших мозговых клеток, достигая результатов, о которых не могли даже и мечтать. Вам не придется постоянно записывать информацию, вы откажетесь от узелков и крестиков на память. И помните, чем больше у вас будет усердия, чем серьезнее вы будете относиться к усовершенствованию своей памяти, тем быстрее она примет идеальный вид, тем скорее вы сможете развить память.

Практические меры, обеспечивающие сохранение здоровья мозга

Обеспечьте мозг кислородом

Прежде, чем заставить мозг добиться необходимых нам результатов, следует создать ему достойные условия для деятельности. Ни для кого не секрет, что мозг, как и большинство человеческих органов, питается кровью. За двадцать четыре часа через него проходит более двух тысяч литров крови. Учитывая, что в среднем у человека около пяти литров крови, можете себе представить, сколь важна эта внутренняя среда организма для мозга, а значит и для развития памяти. Кровоток повышается вследствие положительных и отрицательных эмоций, а также зависит от уровня активности деятельности мозга. Когда человек спит, движение крови через его мозг замедляется, падает и температура последнего.

Для того, чтобы способствовать эффективной и активной работе мозга, а следовательно, великолепной памяти, кровь должна в значительной степени быть насыщена кислородом. Каким же образом это можно обеспечить? Во-первых, следует больше времени проводить на открытом воздухе. Желательно подальше от крупного мегаполиса, в лесу, у реки и т.п. Во-вторых, любую интеллектуальную деятельность необходимо периодически прерывать на несколько минут и наслаждаться «кислородными перекурами», открывая дома или в офисе выходящие на улицу окна. Категорически не рекомендуется заниматься серьезной умственной работой в помещении, которое длительное время не проветривалось, либо в котором курят. Это самым негативным образом влияет на развитие памяти. Крайне осторожно используйте различного рода обогревательные приборы (особенно с открытыми электрическими спиралями), которые съедают ваш кислород.

Итак, первое, что вы должны сделать, дабы обеспечить надлежащую память, это создать все условия для постоянного и полноценного насыщения вашей крови кислородом. Второе непременное условие в этом ряду – правильный и стабильный сон. Доказано, что различные нарушения сна у человека гарантированно провоцируют и нарушения мыслительной деятельности. Многочисленные исследования в области сна привели ученых к выводу, что идеальная продолжительность сна у взрослого человека должна составлять семь-восемь часов (у подростков – на час больше). Поэтому, прежде, чем приступить к выполнению рекомендуемых упражнений на развитие и совершенствование памяти, хорошо выспитесь и проветрите помещение, в котором планируется мозговой штурм.

Память и курение

Многие люди, не желающие расстаться с вредной привычкой курить табак, оправдывают свое пристрастие тем, что, мол, и многие великие и далеко не глупые люди прошлого не отказывались от трубки или сигары. Безусловно, курильщик с отличной врожденной памятью, к тому же регулярно ее тренирующий, выгодно отличается от человека, ведущего здоровый образ жизни, но память не тренирующего. Но если обоих поставить в равные условия, создать изначально одинаковые стартовые возможности, то можно констатировать непреложный факт, не единожды доказанный современной наукой: курение разрушает мозг и ухудшает память. Причем, негативное воздействие оказывает и так называемое «пассивное курение». Поэтому, если вы хотите быстро развить хорошую память, изгоните сигареты из своего дома и офиса. Благо, что государственная политика нашей страны по этому вопросу сейчас на вашей стороне.

Если вы на самом деле желаете совершенствовать свою память, следует забыть об алкоголе. Сегодня уже никто не пытается опровергнуть тот факт, что введение в организм человека продукции, содержащей алкоголь, приводит к ухудшению памяти. Причем, подобный эффект возникает даже при принятии так называемой слабоалкогольной продукции (сухого вина, пива, различных джин-тоников). Алкоголь убивает клетки мозга, которые в последствие выводятся из организма вместе с мочой. Известный российский ученый и общественный деятель В.Г. Жданов в документальном фильме «Мозги в унитазе» утверждает, что в канализациях одного из мегаполисов российские ученые обнаружили высокую концентрацию человеческих мозгов. Поэтому, если вы хотите развить свою память, избегайте алкоголя.

Следующее непременное правило, способствующее развитию памяти и внимания, это правильное питание. Исследования ученых показывают, что в процессе большой умственной работы у человека происходит истощение запасов солей кальция и фосфорной кислоты. Естественно, эти потери необходимо замещать своевременным потреблением продуктов, содержащих и соответствующие химические элементы (сыр, кунжут, кедровые орехи, миндаль). Кроме того, в период интенсивных интеллектуальных усилий целесообразно принимать высокобелковую пищу: яйца, говядину, рыбу. Не переедайте. Помните, что излишнее потребление любой пищи ослабляет умственный потенциал и сводит на нет все ваши усилия.

Способы развития памяти

Способ №1. Если вы действительно хотите что-то запомнить, вам просто необходимо полностью сконцентрироваться на самом мыслительном процессе, экстраполируя имеющиеся знания и ваш жизненный опыт на вновь получаемую информацию. Если вы пропустите информацию через себя, переплетете ее со своими собственными мыслями, выразите свое отношение к ней, то вероятность запоминания существенным образом возрастет. Возьмите это себе за правило и проблем с развитием памяти у вас не возникнет.

Способ №2. Если не можете сразу вспомнить тот или иной факт, фамилию старого знакомого, телефон экстренной службы, основной принцип закона Ома и т.п., то не стоит сразу же лезть в «Википедию», хвататься за учебники или доставать бесконечными вопросами родственников и коллег. Попробуйте вспомнить. Хотя бы в течение нескольких минут. И только если совсем ничего из этой затеи не выйдет, обратитесь за помощью. Осознайте тот факт, что напрягая свой мозг, вы вольно или невольно провоцируете развитие памяти.

Способ №3. Представьте себе визуальный образ того, что хотите запомнить. Лучше, если он будет немного необычный. Человек гораздо легче запоминает нестандартные объекты, предметы, выпадающие из однообразного ряда. Можно даже усилить эффект запоминания, перенеся созданный образ на лист бумаги. Этот способ особенно подходит для людей с лучше развитой зрительной памятью.

Способ№4. Если вам необходимо запомнить определенный ряд цифр, например, номер телефона, то лучше всего соотнести его со знакомым вам номером, датой рождения родного человека или годом, в который произошло то или иное знаменательное историческое событие. Например, домашний телефон моих родителей – 25-09-51. Как это ни странно, но мой отец как раз и родился 25 сентября 1951 года. Конечно, это всего лишь совпадение, но, смею вас заверить, ассоциативных рядов можно найти очень и очень много. А с ростом объема получаемых знаний и возможности ассоциаций также будут возрастать в геометрической прогрессии. И, естественно, будет развиваться память.

Способ №5. Еще одним неплохим средством для скорого и качественного запоминания является практика объяснения стороннему лицу той информации, которую необходимо понять вам. В этом случае в дело вступает слуховая память, а точнее, все виды памяти работают и развиваются в комплексе.

Способ №6. Если у вас неожиданным образом появилось свободное время (например, вы стоите в автомобильной пробке), используйте его продуктивно. Например, решайте в уме несложные упражнения из школьной программы. Это также будет способствовать развитию вашей памяти.

Способ №7. Совершенствовать умственную деятельность хорошо помогает ежедневный анализ всего произошедшего за день. Уделите этому некоторое время, желательно перед сном. Вспомните мельчайшие детали того, что случилось в течение суток. Оцените поступки свои и своих коллег, друзей, родственников. В процессе самоанализа память интенсивно развивается.

Способ №8. Беда современного поколения состоит в том, что оно в большинстве своем совсем не читает книги. А ведь книги – это не только прекрасный источник знаний, но и незаменимый тренинг памяти. Читайте больше. Читайте осмысленней.

Способ №9. Вспомните, как в школе вас заставляли учить стихи. Согласитесь, что многое из заученного вы помните до сих пор. Учите стихи, тексты песен. Это тонизирует память. Причем, лучше всего начинать с произведений, отчасти вам знакомых, уже пропущенных через сердце и разум. Развивайте хорошую эстетическую память.

Способ №10. Запомните, что механическая зубрежка – враг памяти. У меня был один знакомый, бывший военный. Так вот, он очень часто критиковал современную систему образования в общем и конкретных знакомых ему учителей в частности, говоря: «Не умеют они учить. Вот у меня в воинской части были бойцы из союзных республик, которые русского языка совсем не знали, но устав мне рассказывали наизусть». Подобная «методика» не только не принесет пользы, но и будет способствовать ухудшению памяти, поскольку память – это осознанная психическая функция. Поэтому запоминайте осознанно.

Способ №11. Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте. Не случайно народная мудрость гласит: «Повторение – мать учения». Однако здесь тоже следует придерживаться меры. Многократное, единовременное повторение малопродуктивно. Лучше всего повторять один-два раза в день, причем в одно и то же время (желательно перед сном). Это вне всякого сомнения улучшит вашу память.

Способ №12. Еще один из приемов ассоциации. Представьте, что на деловой встрече один из присутствующих называет вам свое имя. Постарайтесь сопоставить его с каким-либо известным, публичным персонажем. Например, Николай Николаевич – это почти как и президент (Владимир Владимирович), только ростом значительно выше, да еще и тезка Николаю Угоднику. А брови, действительно, похожи. Уверяю, новый знакомый вам обязательно запомнится.

Способ №13. Двадцать первый век – век ленивых. Технический прогресс настолько нас расслабил, что нам лень забить гвоздь, зашить порванную одежду, починить неисправный кран. Старайтесь делать хоть что-нибудь своими руками. Любая физическая работа (желательно осознанная) активизирует работу головного мозга, способствует насыщению его кислородом и, в конечном итоге, улучшает память.

Способ №14. Экспериментально доказано, что изучение иностранных языков в значительной степени снижает риск возникновения деменции, а следовательно является эффективным средством, препятствующим снижению познавательной деятельности и ухудшению памяти. Учите иностранные языки. В век интеграции это поможет усовершенствовать не только вашу память.

Способ №15. Развитие памяти напрямую зависит и от вашего эмоционального состояния. Чем больше в вас позитива, тем лучше ваша память, тем быстрее и эффективнее воспринимается вами информация. Поднимайте себе настроение всеми известными способами. Ваша память от этого только выиграет.

Способ №16. Что бы ни происходило в вашей жизни, не ленитесь. Творчески относитесь к высказанным здесь советам по развитию вашей памяти и применяйте их на практике. Если человек по сути своей ленивый, хорошей памятью он не будет обладать никогда.

Способ №17. Периодически ловите себя на мысли о том, что развитие вашей памяти – это трамплин к новым высотам в жизни и в профессиональной карьере. Это будет стимулировать вас к очередным действиям.

Способ №18. Ищите необходимую информацию везде, где только это возможно: в литературе, во всемирной паутине. Критически относитесь к предлагаемым вам советам, отбирая только надежные и проверенные варианты.

Максимально загружайте свою память, применяя описанные выше способы. Помните, чем больше мы ее эксплуатирует, тем выше вероятность того, что она не подведет нас в самый ответственный момент.

Как развить память у школьника

Как известно, различают три основных типа памяти: зрительную, слуховую и память на движения. Кроме того, некоторые специалисты выделяют еще и комбинированную или комплексную память, включающую в себя основные элементы трех названных выше.

Занимаясь с ребенком с самого рождения, родители, безусловно, не могут не заметить, что ему, например, легче усваивать информацию, если она ориентирована на слуховую память (текст читается родителями вслух) или, наоборот, на зрительную (читает самостоятельно, комментирует увиденное). Многие дети гораздо лучше и тверже запоминают, если при этом записывают или зарисовывают получаемую информацию. К некоторым следует применят комбинированные методики. В конечном итоге выбор остается за самими родителями. Однако, несмотря на то, что, как правило, у ребенка в большей степени выражен какой-либо один тип памяти, родителям следует развивать и остальные, сочетая и комбинируя их в процессе обучения и воспитания.

Начиная изучать новый материал или очередную тему, всегда вспоминайте, что вы изучали со своим ребенком в прошлый раз, озвучивайте основные тезисы предыдущего занятия. Это тонизирует память подростка, позволяет вспомнить изученное ранее и настраивает его на серьезный лад.

Начиная занятия со школьником младших классов, обратите особое внимание на окружающую обстановку. Родителям следует не забывать, что маленький ребенок быстро отвлекается на посторонние предметы и, как следствие, сбивается и нарушает установленный вами ход занятия.

Обязательные упражнения для развития памяти школьника

Ребенку, особенно обучающемуся в начальной школе, в обязательном порядке следует неоднократно повторять материал вслух, детально его проговаривая. Важное значение при этом имеет контроль со стороны родителей и взрослых родственников. Если подросток не полностью сумеет осуществить пересказ, следует попросить его повторно вернуться к изучаемому материалу, после чего вновь осуществить попытку. И так вновь и вновь ребенок, возвращаясь к тексту, будет значительно лучше и увереннее пересказывать прочитанное, тем самым улучшая и развивая свою память.

Находите ключевые моменты в тексте. Это могут быть отдельные фразы, устойчивые словосочетания, цитаты классиков. После чего постарайтесь каким-то образом связать их друг с другом. Эти ключевые моменты в дальнейшем будут служить для вас опорой, отправной точкой воспроизведения всего текста.

Сочиняйте и творите в процессе запоминания, выдумывайте различные примеры. Причем, делайте это с полным осознанием того, о чем идет речь. Именно конкретные жизненные примеры, отражающие вашу жизнь, помогут ребенку разобраться в сложном материале. Перенесите ситуацию из рассказа классика на нашу действительность.

Обязательно делайте перерывы в процессе изучения материала. Особенно это касается работы с младшими школьниками. Утомление и переутомление ребенка в процессе учебы – плохой помощник в деле улучшения памяти. Лучше дайте своему чаду немного отдохнуть и вернитесь к занятиям несколько позднее.

И самое главное – занимайтесь не эпизодически, а соблюдайте определенную систему. Лучше всего проводить занятия в одно и то же время и запоминать примерно равные по объему блоки информации, чем в канун ответственного экзамена загрузить ребенка неподъемной массой знаний. Никакая, даже самая натренированная память в этом случае вам не поможет.

Немного игры не помешает

В процессе обучения не помешает немного поиграть с детьми. Это, с одной стороны, даст им возможность слегка отдохнуть и расслабиться, а с другой – также будет способствовать развитию памяти. Естественно, только в том случае, если предложенные вами игры будут развивающими. Приведу лишь один пример такой игры. Назовем ее, скажем, «веселый садовод». Или как вам будет угодно («веселый повар», «веселый дворник», «веселый сапожник» и т.п.). Идеальный вариант, если в предложенной игре участвуют не менее трех «садоводов». К игре могут присоединиться и взрослые, но лучше, если возраст участников более-менее равномерен.

Данная игра широко востребована на постсоветском пространстве и может быть использована для развития памяти не только у детей и подростков, но и у более возрастных индивидов.

Развитие памяти у детей

Нарушения памяти детей младшего школьного возраста может быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. Ребенок со слабой памятью обычно плохо осваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках. Нарушения кратковременной памяти приводят к тому, что школьники с трудом запоминают содержание урока и распоряжения педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью. Из-за нарушений памяти детей часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Проблемы со зрительной памятью у ребенка могут проявляться в плохом восприятии последовательности слов, медленном приобретении навыка чтения.

Как правило, способность к запоминанию оценивают по зрительной и/или слуховой кратковременной памяти, то есть по возможности немедленного воспроизведения ребенком только что полученной информации. Долговременную же оценивают по объему активного словаря ребенка и умению воспроизвести общие сведения. Эти способности во многом зависят от воспитания и некоторых других факторов. Многие взрослые могут вспомнить случаи нарушений кратковременной памяти у дошкольников и младших школьников, когда они не могли пересказать, к примеру, содержание телефонного разговора. Некоторые дети, которые не способны запомнить самые простые распоряжения, отличаются гипертрофированной долговременной памятью: они могут помнить весьма отдаленные события с точностью до детали.

От 0 до 1 года. Раньше всего у новорожденных формируется моторная память, которая находит выражение в первых условных рефлексах. В период от рождения до года, если не имело место нарушение развития, малыш запоминает выполняемые движения. Лучше всего запоминаются действия, сопровождавшиеся определенным результатом и получавшие эмоциональное подкрепление.

Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей). В этот период активно идет процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объем и прочность запоминания. Быстрому обогащению опыта ребенка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства.

На этом этапе формирования мнемонических способностей доминирует механическое запоминание. Однако после 2 лет ребенок начинает осваивать основы логики, учится запоминать сложные слова. При этом у малыша сохраняются воспоминания, связанные с ранним детством. В этот период при нормальном развитии ребенок усваивает основные двигательные навыки.

Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка. Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей. При отсутствии нарушений в развитии малыш 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции.

Это упражнение на развитие памяти в дошкольном возрасте предназначено для небольшой группы участников. Ведущий (ребенок или взрослый) становится «кукловодом». Он проводит малыша, желающего принять участие в игре, с завязанными глазами по несложному маршруту, например, в пределах комнаты или детской площадки. «Кукловод» должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. Последовательность действий может быть различной. Например, «кукла» делает 3 шага вперед, приседает, 2 шага назад, встает на одну ногу и подпрыгивает. Затем с глаз ребенка снимают повязку и предлагают повторить только что проделанный путь, совершая те же движения.

Чтобы выполнить это упражнение на развитие памяти у детей дошкольного возраста, потребуется 2 картинки: на одной должен быть изображен предмет, который хорошо знаком ребенку, а на другой – тот же объект, но с отсутствующими элементами. Сначала малышу показывают первую картинку и предлагают хорошо запомнить, что на ней изображено (на запоминание дается полминуты). Затем ребенку демонстрируют вторую картинку и предлагают назвать отличия от первого изображения.

Занятие на развитие памяти у детей дошкольного возраста проходит в игровой форме. Взрослый называет разные слова, а ребенок должен мысленно представить образ, описать внешний вид, свойства, особенности или действия, которые можно совершить с названными предметами. Например, шампунь – душистый, скользкий, может щипать глаза.

Взрослый называет слово, а ребенок перечисляет все возникшие у него ассоциации к этому понятию. Например, если названо слово «автомобиль», ребенок может назвать следующие ассоциации: дорога, колесо, водитель, руль и т. д. В этом упражнении на развитие памяти в дошкольном возрасте взрослый может помогать придумывать как можно больше слов.

Взрослый называет ребенку пару слов или показывает карточки, на которых записаны эти слова. Между двумя данными понятиями не должно быть очевидной логической связи. Примерами таких пар могут быть «кувшин-цветок», «ковер-чай», «балкон-велосипед», «рубашка-дождь». Ребенку представить себе эти два предмета и подумать, что их может связывать. Малыш может рассказывать любые ассоциации, которые приходят ему на ум. Например, для пары «рубашка-дождь» можно придумать такую историю: на прогулке мальчик попал под дождь, его рубашка и штанишки промокли, и дома мама повесила их сушить, а малышу дала сухую одежду. Ребенку можно дать альбом и карандаши и предложить нарисовать придуманную историю.

Тенотен Детский улучшает память и внимание вашего малыша.

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

Источники:
Как развивается детская память
Человеческая память может сохранить гигантское количество информации. Если говорить о возможностях памяти ребенка, то они практически безграничны.
http://english.zp.ua/article/a-65.html
Как развивается память
Как развивается память ребенка — Медицинские статьи | Ru-Med: Справочник лекарственных средств и диет. Медицинские статьи. Поиск аптек, поликлиник, больниц
http://www.ru-med.com.ua/kak_razvivaetsya_pamyat_rebenka__pd1672/
Как развить память
У всех ли есть память В жизни нередко бывает, что вашему другу или коллеге знакомые говорят: «Какой счастливый человек! Какая у него замечательная память…». О чем это свидетельствует? Да о том, что значение памяти сложно переоценить. О том, как развить память думают все (или почти все). Человек с хорошей памятью всегда на виду: и в обыденной жизни, и на работе. Не важно, чем вы занимаетесь.
http://sabyna.ru/kak-razvit-pamjat.html
Развитие памяти у детей
Развитие памяти у детей дошкольного возраста очень важно. Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Так бывает до тех пор, пока ребенок не научится управлять собственной памятью.
http://www.tenoten-deti.ru/articles/razvitie-pamyati-u-detey/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Влюбленная девушка козерог Влюбленная девушка козерог Овен 21.03 - 20.04 Телец 21.04 - 21.05 Близнецы 22.05 - 21.06… (1)

Как оригинально записать парня в телефоне Как оригинально записать парня в телефонеНомер любимого парня в телефоне один из самых важнейших. В… (1)

Если не кормить грудью молоко пропадет само Если не кормить грудью молоко пропадет самоПерегорание грудного молока в народе имеет значение того, что… (1)

Измена во время беременности Измена во время беременностиВот прочла статью из жизни. А как думаете вы? Простили бы? Я… (1)

Если мужчина весы не звонит Все способы возвратить мужчину ВесыОбаятельный мужчина Весы околдовал, очаровал нежностью, покорил твое сердце и внезапно… (1)

COMMENTS