Как готовить себя к выполнению воинского долга

Как готовить себя к выполнению воинского долга

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Защита Отечества — это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, её территории, населения, материальных и духовных ценностей.

Защита Отечества — это не только закреплённая в законе обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека. «У нас у всех, — говорил писатель И. С. Тургенев (1818—1883), — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга». Чувством долга защищать Отечество обладают люди с волевым, мужественным характером.

Как ты думаешь, способна ли нынешняя молодёжь повторить подвиг предков?

Памятник на Бородинском поле

Тебе уже известно об одном из полей боевой славы — Куликовом. Узнай, с какими событиями связаны Бородинское поле и Прохоровское поле. Подготовь сообщение об изображённых на фотографиях монументах.

Наша история демонстрирует множество примеров, когда патриотизм, чувство долга заставляли миллионы людей вставать на защиту Отечества. История учит: чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите Родины нужно готовиться заранее.

Памятник на Прохоровском поле

Долг и обязанность защищать Родину распространяются на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооружённых силах и защищать Отечество.

Что означает воинская обязанность гражданина Российской Федерации?

Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения возраста 17 лет. Он обязан состоять на воинском учёте по месту жительства в военкомате (военном комиссариате).

Гражданин проходит обязательную подготовку к военной службе. В чём она состоит?

На уроках истории ты узнаешь о войнах далёкого и недавнего прошлого, о воинской славе наших предков, об организации обороны страны от внешней угрозы. По направлению военкомата ты сможешь получить ту или иную военно-учётную специальность. Многие ребята по собственному желанию ходят на занятия по военно-прикладным видам спорта (стрелковым, парашютным и т. п.).

Военная подготовка осуществляется также в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах, кадетских корпусах. Это образовательные учреждения среднего (общего) образования с дополнительными образовательными программами, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

На военную службу призываются граждане Российской Федерации от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте.

Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Граждане, поступившие на военную службу по контракту, проходят её в срок, указанный в контракте. Гражданин, достигший 18 лет и изъявивший желание заключить с Министерством обороны контракт, подаёт заявление в военный комиссариат, где он состоит на учёте, или в воинскую часть. В контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу и условия контракта, такие, как исполнение общих контрактных, должностных и специальных обязанностей, а также его права, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Для военнослужащих установлена военная форма одежды и знаки различия.

О чём говорит тот факт, что И. Н. Кожедуб добивался отправки на фронт? Ведь он в авиаполку готовил лётчиков и тем самым помогал фронту, не подвергая себя опасности. Какие качества этого человека проявились в боях?

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и знаменем воинской части. Он торжественно присягает на верность своему Отечеству — Российской Федерации, даёт клятву соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.

После принятия Военной присяги военнослужащий может привлекаться к выполнению боевых задач, за ним могут закрепляться оружие и боевая техника.

Каковы общие обязанности военнослужащих? Вот некоторые из них:

  • быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
  • дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.

Военнослужащие, занимающие различные должности, выполняют должностные обязанности (например, обязанности офицера).

Те военнослужащие, которые находятся на боевом дежурстве, в наряде, привлечены к ликвидации стихийных бедствий, а также действуют в других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности (например, обязанности часового).

Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами вооружения. У нас создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно-десантных частях.

Реактивная система залпового огня «Смерч».
Парад в честь 65-летия Победы. 2010 г.

В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны войск, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе — перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.

Воинская служба — обслуживание военной техники, походы и учения — трудная и опасная работа. Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

Танк Т-90С, названный за высокую манёвренность летающим

И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающий ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может стать посмешищем. А в бою он подвергнет наибольшей опасности себя и своих товарищей.

Подготовка к воинской службе — это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Знаешь ли ты, что герой Великой Отечественной войны лётчик Алексей Маресьев, потерявший на фронте обе ноги и вернувшийся в боевую авиацию, в детстве был болезненным мальчиком? После войны он писал: «Часто, когда я выступаю перед молодёжью, меня спрашивают: «А как вы воспитали волю, твёрдость характера, упорство в достижении цели? А может быть, это врождённые черты и бесполезно даже пытаться их выработать в себе?» Нет, конечно. Воля, твёрдость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества».

Подумай, как воспитать в себе такие качества.

Проверим себя

  1. Объясни смысл положения о том, что защита Отечества — это долг и обязанность гражданина.
  2. Что такое военная служба?
  3. Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём различие между ними?
  4. Каковы основные обязанности военнослужащего?
  5. Как готовить себя к выполнению воинского долга?

Посвятить свою жизнь защите Отечества — честь юноши. »

Источник:
Как готовить себя к выполнению воинского долга
Обществознание. Боголюбов. Учебник для 7 класса
http://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_7/4.html

Как готовить себя к выполнению воинского долга

Этот урок занимает особое место в курсе. Из числа обязанностей гражданина рассматривается одна, которая связана с нравственным долгом, с патриотическими чувствами учащихся. Задача урока состоит в том, чтобы, опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга. Материал уроков призван содействовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.

План изучения нового материала

1. Долг и обязанность.

2. Зачем нужна регулярная армия.

3. Военная служба.

4. Готовить себя к исполнению воинского долга.

При подготовке к урокам целесообразно использовать правовые документы: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон «О статусе военнослужащего»; Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»; Положение о порядке прохождения военной службы.

Уроки связаны с понятием «патриотизм», а также с представлением учащихся об обязанностях гражданина Российской Федерации. Желательно в начале занятия выслушать и скорректировать ответы учащихся на вопросы, поставленные в начале параграфа.

Очень важно, чтобы учащиеся смогли понять разницу между юридической нормой, закрепляющей обязанности гражданина, и нравственной категорией долга. Правовая норма поддерживается силой государства (уклонение от военной службы наказуемо; теми, кто игнорирует требования закона, занимаются правоохранительные органы), а нравственный долг — это ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом. Нравственный долг подвигает человека на поступки, которые характеризуют его как достойного гражданина.

Анализ пункта 1 статьи 59 Конституции РФ осуществляется с акцентом на слово «долг». При этом важно, чтобы учащиеся осознавали защиту Отечества именно как патриотический долг. Опираясь на ответы учащихся о патриотизме, целесообразно указать на неразрывную связь положения о защите Отечества как нравственном долге с чувством любви к Родине, заботой о её свободе, независимости, успешном развитии.

Раскрывая патриотическую основу долга защищать Отечество, целесообразно привести слова В. Г. Белинского: «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мёртвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенст-вования»1. Это высказывание дополняет мысль М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Идея Отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных предостерегает от множества гнусностей, которые без неё, несомненно, были бы совершены» 2 .

1 Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. — М., 1989. — С. 155.

Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия русской мудрости. — М., 1999. — С. 299.

Эти высказывания помогают оценить описанный в учебнике факт массового желания добровольно вступить в ряды защитников Родины (рубрика «Путешествие в прошлое»). Следует обратить внимание на то, что среди подавших заявления в военкоматы были многие, кто по закону не обязан был служить в армии, но чувство долга побудило этих людей стать добровольцами.

Приведённые в учебнике данные можно дополнить следующими фактами.

Ленинград за первые три месяца войны отправил на фронт 160 тыс. добровольцев. Только лишь Ленинградский университет направил на передний край и в тыл врага 2500 добровольцев: студентов, преподавателей, аспирантов. А в целом по стране около 4 млн человек ушли добровольцами на фронт — в дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, кадровые воинские соединения. Огромную помощь армии оказали участники строительства оборонительных сооружений, которые рыли окопы, противотанковые рвы, создавали огневые точки, нередко под артиллеристским обстрелом и бомбёжками. Всего в этих работах в 1941г. принимало участие около 10 млн человек, в основном женщин 1 .

История дивизий народного ополчения позволяет извлечь важные уроки. Они сформулированы в учебнике. Желательно, чтобы учащиеся сами пришли к этим выводам в результате обсуждения опыта Великой Отечественной войны.

Рассказ о добровольцах Великой Отечественной можно дополнить чтением стихотворения Булата Окуджавы «Песня о московских ополченцах»:

Над нашими домами разносится набат,

И затемненье улицы одело,

Ты обучи любви, Арбат,

А дальше — дальше наше дело.

Гляжу на двор арбатский, надежды не тая.

Вся жизнь моя встаёт перед глазами.

Прощай, Москва, душа твоя Всегда — всегда пребудет с нами.

Расписки за винтовки с нас взяли писаря,

Но долю себе выбрали мы сами.

Прощай, Москва, душа твоя Всегда — всегда пребудет с нами!

В качестве варианта работы на уроке можно предложить использовать документы, отражающие чувства защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, например зачитать письмо известного разведчика Николая Кузнецова, которое он написал своему брату 25 июля 1942 г. перед отправкой в тыл немецких войск:

«Для победы над врагом наш народ не жалеет самого дорогого — своей жизни. И я хочу откровенно сказать тебе, что очень мало шансов за то, чтобы я вернулся живым. Почти сто процентов за то, что придётся пойти на самопожертвование. И я совершенно спокойно и сознательно иду на это, так как глубоко сознаю, что отдаю жизнь за святое, правое дело, за настоящее и цветущее будущее нашей Родины. » .

Большое значение имеет обсуждение подвига И. Кожедуба, пример проявления обязанности и долга, которые являются единственным объяснением его подвигов на фронте.

Изучение второго пункта плана позволяет учащимся осознать значение регулярной армии. В учебнике дан краткий экскурс в историю, позволяющий показать изменения в военной организации, которые обусловлены экономическими, политическими и другими переменами в обществе.

Можно поставить вопрос: как было организовано и какие задачи решало стрелецкое войско? Внимание учащихся привлекается к тому, что создание при Иване Грозном стрелецкого войска было шагом на пути к постоянной армии. В отличие от княжеских дружин и ополчения, создававшегося на время войны, стрельцы набирались из свободного сельского и городского населения, а их служба стала пожизненной и наследственной. Стрельцы несли сторожевую службу, получали обмундирование и

жалованье. Но стрелецкое войско не было регулярным: стрельцы жили слободами, со своими семьями, занимались ремеслами и торговлей.

В учебнике говорится о создании Петром I регулярной армии, комплектовавшейся путём рекрутских наборов.

Податные сословия (крестьяне, мещане) должны были выставлять от своих общин определённое число рекрутов. В течение первой четверти XVIII

Создание массовых вооружённых сил, комплектуемых на принципах всеобщей воинской повинности, происходит в Европе в XIX в. в условиях роста производительных сил, развития техники и капиталистических отношений.

Если учащиеся ещё не изучали реформы 1860— 1870-х гг. в России, целесообразно объяснить, что военная реформа в эти годы тоже была связана с глубокими переменами в обществе: отменой крепостного права, а также несостоятельностью прежней организации русской армии, выявившейся в Крымской войне 1853—1856 гг.

В 1874 г. была введена всесословная воинская повинность. Общий срок действительной службы составлял 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет. Для лиц с образованием устанавливался сокращённый срок службы: для тех, кто окончил гимназию, — полтора года, а для получивших высшее образование — 6 месяцев. Серьёзные изменения произошли в боевой подготовке войск, был издан ряд новых уставов, учебных пособий. Они были нацелены на решение задачи учить солдат лишь тому, что необходимо на войне. Была улучшена система преподавания в военных учебных заведениях 1 .

Новые условия, возникшие после окончания Гражданской войны, вызвали необходимость военной реформы 1924— 1925гг. в СССР. Закон об обязательной военной службе от 18 сентября 1925г. предусматривал обязательную военную службу трудящихся мужского пола с 19 до 40 лет,

включая допризывную подготовку (2 года), действительную военную службу (5 лет) и нахождение в запасе.

Изменения в постсоветской России, новая международная обстановка на рубеже XX—XXI вв. привели к необходимости новой военной реформы.

Развитие науки и техники в конце XX в. привело к созданию нового поколения вооружений, средств связи, сбора разведданных и т. п. Одним из факторов обновления вооружений и оснащения армии стала компьютерная революция. Техника, основанная на новых технологиях, требует от военнослужащих новых знаний и умений, новые требования предъявляются к их морально-психологическим качествам.

Изменился характер угроз, ответить на которые должна быть способна армия. Об этих угрозах говорится в учебнике.

Все эти факторы, как и опыт военных конфликтов последних десятилетий, свидетельствуют об изменении характера военных операций по сравнению с военными действиями первой половины XX в.

Заявления о намерении осуществить в Российской армии новую реформу вызвали дискуссии, отзвуки которых могут проявиться и в сознании подростков. Авторы не сочли целесообразным включать в текст учебника вопросы о негативных явлениях в Российской армии (неуставные отношения, дедовщина, побеги из воинских частей и т. п.). Однако учитель должен быть готов к ответу на возможные вопросы учащихся.

На армии не могли не сказаться негативные процессы, сопровождавшие реформы 90-х гг. XX в. Каково общество — такова и армия. Снижение жизненного уровня значительной части населения, недостаток финансирования вооружённых сил, в том числе и боевой подготовки войск, падение престижа военной службы, рост преступности, затянувшиеся боевые действия и потери в Чечне, сложности с призывом — это некоторые факторы, оказавшие негативное влияние на состояние армии.

Необходимость подготовки к проведению военных действий в новых условиях привела к решению о переходе к профессиональной армии. Однако на пути реализации этого плана возникают значительные трудности. Вот, например, что писал об этом политолог Алексей Кива:

«Простая замена нынешних призывников, среди которых много малообразованных, не очень развитых физически и духовно, примерно таким же контингентом в качестве контрактников не улучшит, а скорее ухудшит положение в армии. Профессиональную армию должны составлять образованные, физически здоровые, психически устойчивые молодые люди, не боящиеся риска и не имеющие алкогольной и наркотической зависимости.

Более того, денежное довольствие профессионала должно быть таким, чтобы он мог безбедно жить. Можно, конечно, завербовать спившегося безработного парня и за 100, а бомжа — даже за 50 долларов, только не он будет кого-то защищать, а от него придётся защищаться» 1 .

Если намеченная реформа будет подкреплена обновлением военной техники, значительным ростом финансирования вооружённых сил, мерами по улучшению морального и психологического состояния военнослужащих, можно надеяться, что к

моменту завершения нынешними подростками среднего образования армия будет меняться, а привлекательность и престижность военной службы возрастут.

Если у учащихся возникнет вопрос об альтернативной службе, то целесообразно объяснить, что соответствующий закон РФ, принятый Государственной думой 28 июня 2002 г., рассматривает её как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Право на такую замену гражданин имеет, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Прохождение альтернативной гражданской службы осуществляется, как правило, за пределами субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Срок этой службы 42 месяца, а для окончивших вузы 21 месяц.

Третий пункт плана урока позволяет раскрыть содержание понятия «воинская обязанность граждан РФ», которая предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Желательно перед раскрытием положения об обязательной военной подготовке обсудить вопросы: как вы думаете, в чём должна состоять обязательная военная подготовка? Должны ли проходить такую подготовку только юноши? Чем должна различаться военная подготовка юношей и девушек? Каким образом должна быть организована эта подготовка?

Затем каждая из составляющих обязательной подготовки к военной службе, перечисленных в учебнике, раскрывается более конкретно.

Начальные знания в области обороны учащиеся получают через учебные предметы, которые знакомят их с историей войн и армии, правовыми и моральными нормами, регулирующими воинскую обязанность и воинский долг, с литературными произведениями, посвящёнными теме «Человек на войне», через рассмотрение возможностей использования знаний из естественных наук, информатики, технологии в военном деле, а также путём приобретения навыков в области гражданской обороны.

Подготовка по основам военной службы осуществляется в средних учебных заведениях на специальных занятиях в течение последних двух лет обучения, а также на военных сборах в конце последнего года обучения.

Учащиеся могут принимать участие в военно-патриотических молодёжных и детских объединениях. Многие школьники участвуют в создании школьных военно-исторических музеев, в походах по местам боевой славы, военных играх, кружках и т. п.

По вопросу о суворовских училищах возможны разъяснения: эти учебные заведения были созданы в годы Великой Отечественной войны для детей погибших защитников Родины. В наше время в них принимаются мальчики в возрасте 14—15 лет, окончившие 8 классов, годные по состоянию здоровья к обучению и воинской службе.

По достижении 17 лет учащиеся в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования получают подготовку по военно-учебным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин. Такая подготовка входит в профессиональное образование.

Медицинское обследование позволяет в случае необходимости направить будущих призывников в медицинское учреждение для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

Прохождение военной службы характеризуется с опорой на текст учебника. Было бы целесообразно организовать встречу учащихся с офицерами, ветеранами воздушнодесантных войск, пограничных войск и т. д.

Фрагмент текста о Военной присяге желательно дать путём комментированного чтения. При этом ставятся вопросы: почему присяга военнослужащего начинается с

клятвы соблюдать Конституцию? Что такое воинский устав? Почему необходимо беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников? Выслушав ответы, учитель делает необходимые пояснения и дополнения.

Общие обязанности военнослужащих целесообразно рассмотреть, организуя работу класса с соответствующим фрагментом текста учебника. По каждой из обязанностей можно поставить вопрос, позволяющий выявить понимание отдельных положений, и помочь учащимся глубже уяснить прочитанное.

— Что значит быть верным Военной присяге?

— Что значит дорожить честью воинского звания и войсковым товариществом?

— Почему необходимо содержать вооружение и военную технику в постоянной готовности к применению?

— Какое значение имеет воинская дисциплина?

Учащихся нередко интересуют воинские звания. В законе «О воинской обязанности и военной службе» эти звания отражены в таблице, которую приводим ниже 1 .

Источник:
Как готовить себя к выполнению воинского долга
Этот урок занимает особое место в курсе. Из числа обязанностей гражданина рассматривается одна, которая связана с нравственным долгом, с патриотическими чувствами учащихся. Задача урока состоит в
http://tak-to-ent.net/load/346-1-0-7832

Как готовить себя к выполнению воинского долга

Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.

Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это — стойкость, мужество, отвага.

Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.

Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на флоте, его последовательное осуществление в многогранной деятельности военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого процесса в содержании воинского воспитания определяются, прежде всего, тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота.

В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.

Особое значение придается личной примерности офицеров в сочетании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.

В содержании воинского воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания.

Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации.

Таким образом, воинское воспитание целенаправленный процесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитников государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил России, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.

Боевые традиции армии и флота — это исторически сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины.

Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции.

Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются: беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови; непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность; верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою; — любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля; постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину; войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием. Выдающийся полководец М. В. Фрунзе считал традиции нашей армии залогом будущих великих подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической 51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы «память о славном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения в поколение новым составом полков дивизии.

Славной страницей в истории русского военно-морского флота вошло Наваринское сражение 1827 года, когда дважды было нанесено сокрушительное поражение турецкому флоту. В этом сражении особенно отличился экипаж корабля «Азов» под командованием Лазарева.

«Азов» получил 153 пробоины, но из боя не вышел. Весь экипаж корабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и корвет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на берег и взорвался. За эти победы и подвиги экипаж корабля «Азов» первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии ставшие адмиралами и героями русского флота.

Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, цементировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности, боевой готовности войск и сил флота. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков.

Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, величие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу повышения их боеготовности. Боевые традиции явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам.

Армия и флот неотделимы от своего народа. В армию и флот ежегодно приходит пополнение с трудового фронта. Отслужив в рядах Вооруженных Сил, они снова возвращаются к труду. Да и сама служба в рядах армии и флота есть большой и напряженный труд. Без упорного труда нельзя освоить сложную боевую технику, нельзя воспитать в себе качества воина, всегда готового выступить на защиту Родины и отстаивать ее умело и мужественно.

Воспитательная работа. Взаимоотношения в коллективе

Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться на всех упомянутых уровнях.

Падение моральных устоев в последнее время, усиленное политическим и экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и нашедшая себе место в армии, в экстремальных условиях воинской службы, выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюда можно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, насилие, так называемые «дедовщину», ущемление прав и достоинства отдельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношениях в воинских коллективах.

Можно ли избежать их? Если нет, то хотя бы свести до минимума.

Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме нормальных человеческих отношений? На эти и некоторые другие вопросы я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблюдений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по данному вопросу.

Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отношений в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнослужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий.

Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений является важным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постоянной боевой готовности.

В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности.

В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил.

Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них.

Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление «дедовщины», «землячества» и других негативны традиций.

Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Все это является надежным гарантом способности Вооруженных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины.

Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.

Список использованной литературы

1. «Вопросы воинского воспитания», Сборник статей, Москва, Воениздат – 1985 г., — 178 с.

2. «Проблемы воинского воспитания», Воениздат, Москва 1979 г. 273 с.

3. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990 г.

4. «История государства Российского», Изд. «Пламя», 1992 г. – 410 с.

5. Зуев Ю. П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. — М.: Воениздат, 1986.

5. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделениях. — М.: Воениздат, 1987.

6. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации) . — М.: Воениздат, 1991.

Источник:
Как готовить себя к выполнению воинского долга
Разделы сайта Claw.ru: Рефераты на военные темы — Энциклопедии. Всё для учебы, работы и отдыха, Военные рефераты, Рефераты по туризму, Рефераты по физкультуре, Рефераты
http://military.claw.ru/mc_lb64.htm

Рабочая программа по обществознанию на тему: Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию на тему:
Рабочая программа по обществознанию

рабочая программа по обществознанию 6 — 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Могилёвка муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Наименование учебного предмета_Обществознание

Уровень общего образования

Учитель Кружаев Александр Владимирович

Срок реализации программы, учебный год 2015 — 2016

Количество часов по учебному плану

всего 135 часов 34 часа в год; 1 час в неделю

Планирование составлено на основе _____ Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы. Обществознание. 5-9 классы М.:Просвещение, 2011)

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник__ Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2011. Обществознание: человек, право, экономика : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2008. О бществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а)____________________________________________А.В.Кружаев

подпись расшифровка подписи

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы. Обществознание. 5-9 классы М.:Просвещение, 2011)

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

— развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

— воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

— освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

— формирование опыта примененияполученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащийся только начинает систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

Предмет «обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.

Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

Второй этап (7—9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.

В 8 классе курс дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности, вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.

Ученики рассматривают проблемы морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.

Углубляются знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Дается обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.

Содержание программы по курсу
6 класс (34 часов)

Тема 1. «Человек» (8 ч)

Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя .
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.
Учимся правильно организовывать свои занятия.
Что человек чувствует, о чем размышляет.
Какие бывают потребности. «Не место красит человека. ». Мир мыслей. Мир чувств.
Учимся размышлять.

Тема 2. «Семья» (4 ч)

Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство .
Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Тема 3. «Школа» (4 ч)

Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

Тема 5. «Родина» (6 ч)

Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.
Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.

Тема 6. «Добродетели» (4 ч)

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Учимся делать добро.
Будь смелым . Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Учимся быть терпимыми.
Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Заключительное занятие.
Повторение 2 часа.

ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 КЛАСС

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ( 101 час)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды .

Социальные изменения и его формы . Эволюция и революция . Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества .

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания . Самопознание .

Социализация индивида . Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло . Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика (22 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама . Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют .

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль . Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз .

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Социальная сфера (14 час)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы .

Социальная роль и социальный статус. Многообразие с оциальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность . Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование .

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Политика и социальное управление (10 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире . Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

. Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права .

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Повторение – 10 часов

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

Источник:
Рабочая программа по обществознанию на тему: Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию 6 — 9 класс
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/07/11/rabochaya-programma-po-obshchestvoznaniyu

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как предложить мужчине стать любовником Как предложить стать любовниками? Я замужем, но хочу предложить женатому мужчине недолговечные постельные отношения. Или… (10)

Психологические ситуации и их решение Педагогические ситуации и их решения Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический… (10)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (9)

Признаки не любящего мужчины Любит ли мужчина? 5 главных признаков любви мужчины!Любит ли мужчина? 5 главных признаков любви мужчины!… (9)

Красивые слова парню на год отношений Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений? Какими словами можно поздравить парня с годовщиной… (8)



COMMENTS