Искусство делового общения

Искусство делового общения

Федеральное агентство по образованию РФ

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

«Умение общаться вовсе не означает

«Хороший собеседник – это прежде всего

«Если хотите иметь успех,

Известный французский писатель и летчик, интеллигентнейший человек Антуан де Сент-Экзюпери, как-то заметил, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения.

Деловое об­щение — это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной дея­тельности: производственной, научной, коммерческой, уп­равленческой т.д.

1)информационно-коммуникативную (прием и передача информации);

1. Регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют принятые стандарты поведения, которые определяются должностными правами и обязанностями работника, традициями данного коллектива, видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными обычаями. Регламентированность предполагает соблюдение делового и речевого этикета, отражающего нравствен­ные установки и вкусы определенных социальных групп, правила приветствия и представления, временных рамок. Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управ­лять отрицательными и положительными эмоциями, ма­нере разговаривать.

2. ВИДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Деловая беседа – это межличностное рече­вое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

Переговоры — это обсуждение с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу. В беседе, как уже отмечалось, партнеры обмениваются взглядами, точками зрения, информацией. А в процессе переговоров его участники обычно добиваются соглашения по обсуждаемой проблеме. Конечно, на практике порой бывает трудно провести четкую грань между переговорами и некоторыми видами деловых бесед, например, проблем­ными, организационными, творческими. Фактически лю­бая беседа может перерасти в переговоры.

Совещание – это форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.

ü На совещание нельзя опаздывать. Опоздавший чело­век проявляет неуважение к собравшимся, отвлекает внимание присутствующих, дезорганизует работу со­вещания. Рекомендуется приходить чуть раньше ука­занного времени.

Источник:
Искусство делового общения
Тема: Искусство делового общения. Тип: Реферат. В работе есть: приложения 2 шт. Язык: русский. Разместил (а): Palon. Размер: 38 кб. Категория: Этика. Краткое описание: ‘Выполнила. Научный руководитель. Александрова Н. Н ТЮМЕНЬ, 2006. РЕФЕРАТ. по дисциплине документирование управленческой деятельности. Искусство делового общения. Содержание.’
http://coolreferat.com/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Искусство делового общения

Сайт для Женщин обсуждение вопросов женской тематики.

Как слышать и быть услышанным?

По оценкам экспертов, искусство делового общения и умение взаимодействовать с людьми на много важнее, чем профессиональные навыки и знания в достижении финансового успеха. Согласно различным исследованиям и опросам, финансовый успех на 85% зависит от умения эффективно взаимодействовать с людьми и только на 15% от знаний.

Общение является неотъемлемой часть нашей жизни. Вся наша жизнь складывается из взаимодействия с другими людьми по средствам общения. Мы общаемся на работе, дома, на улице, в транспорте, с родственниками и друзьями, с коллегами и знакомыми, и с незнакомыми нам людьми.

В общении мы преследуем какие-либо цели, стремимся к удовлетворению своих потребностей. И чаще всего люди не осознают с какой целью они общаются и какие свои потребности хотят удовлетворить данным общением.

Часто бывает так, что мы в большей степени сконцентрированы на том, что хотим сказать и каким образом это сказать. Однако в стремлении донести до собеседника свои мысли и идеи, мы забываем о том, что у человека, с которым мы общаемся, также есть свои цели, заботы и потребности. И часто бывает, что они не совпадают. Да, мы и сами порой говорим одно, чувствуем другое, а хотим третье. =)

Общаемся мы, как правило, для получения информации, для того, чтобы поделиться эмоциями и впечатлениями, для достижения сотрудничества (общение с целью получения выгоды для себя или, наоборот, с целью помочь).

Суть — искусства делового общения в том, чтобы в результате данного общения достигнуть желаемого, получить то, что мы хотим, при этом удовлетворить свою потребность и потребность собеседника в чем-либо, прийти к компромиссу в спорных и конфликтных ситуациях. Для успешного и эффективного общения очень важно осознавать свою потребность в общении и понимать потребность собеседника.

Потребности могут быть во власти, в силе, во внимании и заботе, и еще много в чём. Чаще всего потребность скрыта (говорим одно, думаем другом, хотим третье). Индикатором удовлетворения скрытой потребности служат эмоции, то есть если Вы испытываете негативные эмоции во время общения, это значит, что ваша потребность не удовлетворяется.

А если Вы чувствуете комфорт и положительные эмоции при общении, значит, ваша скрытая потребность удовлетворяется. Также и у вашего собеседника, положительные эмоции говорят об удовлетворении его скрытой потребности, а отрицательные о неудовлетворении.

Когда мы осознаем свои потребности и цели общения, то искусство делового общения просто необходимо, тогда мы правильно понимаем чего хочет наш собеседник и в чем его потребности, то нам легче достигнуть желаемого, мы можем дать человеку то, что он хочет и получить то, что хотим мы.

Например, получить премию или повышение з/платы, получить отгул или отпуск в удобный для нас время, побудить человека сделать что-то для нас, разрешить конфликтную ситуацию так, чтобы человек остался в хорошем настроении и был готов с радостью сделать что-нибудь для нас и т.д.

Что мешает эффективному искусству делового общения

  • 1) Решение (когда собеседник командует или поучает, советует, убеждает или угрожает).
  • 2) Суждение (когда оценивают, обсуждают, высмеивают).
  • 3) Дискредитация (подрыв доверия, умаление достоинства, престижа, авторитета).
  • 4) Вопросы.
  • 5) Отрицание (отвлекают от высказывания).
  • 6) общение с позиции «Ты – послание» (то есть когда человек общается в ключе «что ты делаешь или, наоборот, не делаешь», что всегда кто-то виноват в чем-либо, а с себя ответственность снимает).

Продуктивное общение складывается из выражения человека через «Я – послание» и принятие собеседника через активное слушание.

Общение в ключе «Я – послание» состоит из:

  • 1) Описание (когда я слышу / вижу…)
  • 2) Чувство (я чувствую себя …)
  • 3) Потребность (потому что мне необходимо…, для меня важно…)
  • 4) Просьба (Мог бы ты…)

То есть когда мы высказываемся с позиции «я», говорим о том, что мы чувствуем, что нам необходимо и самое главное четко формулируем свою просьбу, то это помогает лучше понимать друг друга и конфликтные ситуации разрешаются или вообще не возникают.

Еще очень важно правильно формулировать свою просьбу, от этого зависит результат нашего общения.

ПАВ (положительная, актуальная, возможная) просьба.

Положительная – мы говорим о том, что мы хотим получить, а не о том чего не хотим.

Актуальная – мы просим в настоящем времени, а не в будущем.

Возможная – мы просим что-то конкретное (пример, я хочу, чтобы ты помогал мне делать уборку дома), а не абстрактное и туманное (например, я хочу, чтобы ты заботился обо мне).

  • 1) Чувство (ты чувствуешь себя…?)
  • 2) Потребность (потому что тебе необходимо…)
  • 3) Просьба (и тебе бы хотелось…?)

Человек может долго говорить, повторять одно и тоже, находясь под действием положительных или отрицательных эмоций. Нужно помочь своему собеседнику осознать свою потребность, а для этого снова нужно применять искусство делового общения. Когда мы слушаем своего собеседника и по ходу беседы задаем вопросы о том, что он чувствует, что ему необходимо, чего бы ему хотелось, то тем самым мы возвращаем и направляем его говорить в ключе «Я – послание», а также лучше понимаем его и он сам себя начинает лучше понимать.

Порой активному слушанию мешают:

  • 1) Отрицание чувства (все не так плохо у тебя, да ладно тебе расстраиваться по пустякам).
  • 2) Советы и поучения.
  • 3) Утешение и воодушевление (эта была не твоя вина, такова жизнь…).
  • 4) Объяснения или защита (наверное ты дала повод, чтобы тебе так ответили; наверное, ты себя так вела, что он так поступил с тобой).
  • 5) Рассказ своей своей истории.

По ходу общения необходимо чередовать «я – послание» и активное слушание,

исходя из эмоционального состояния собеседника. Эмоциональный термометр подскажет, когда потребности удовлетворяются, а когда нет, и когда стоит сменить свое высказывание на слушание и наоборот.

Подведем итог: Выражайте кратко, внятно и понятно свои мысли. Важно осознавать свою цель общения и потребность, которую Вы хотите удовлетворить данным общением. Общайтесь в ключе «Я — послание» и применяйте активное слушание. Правильно формулируйте свою просьбу, она должна быть положительной, актуальной и возможной. Помните что у вашего собеседника тоже есть свои цели, потребности и часто они скрыты. Не всегда человек думает и хочет то, о чем он говорит. Поняв что хочет человек и применив искусство делового общения, мы можем дать ему это и получить то, что хотим мы. Стремитесь к взаимовыгодному сотрудничеству и успех вам обеспечен.

Источник:
Искусство делового общения
Искусство делового общения , как общаться с людьми для достижения желаемого положительного результата или по простому искусство общения с людьми.
http://womanistka.ru/iskusstvo-delovogo-obshheniya/

Искусство делового общения

Автор работы: h******@mail.ru

Тип: курсовая работа

1. Значение и виды делового общения ………………………………… 5

1.1. Роль делового общения в современном менеджменте …… 5

1.2. Виды делового общения и их характеристика ……………. 7

2. Технология проведения делового общения ………………………… 11

2.1. Этапы и фазы делового общения ………………………….. 11

2.2. Факторы повышения эффективности делового общения .. 15

3. Национальные особенности ведения деловых переговоров

в странах Европы, Востока и Азии ……………..………………………..…. 20

3.1. Черты характера и особенности поведения народов

3.2. Деловой этикет Китая и Японии ……………………..…….. 24

Список использованной литературы ………………………………….. 30

Общение — важнейшая форма взаимодействия людей. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового результата. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего рабочего времени.

В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

? Коммуникативную (обмен информацией);

? Интерактивную (взаимодействие общающихся);

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей [3, с. 150].

Общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.

Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая недовольство подчиненных. Поэтому руководителю необходимо понимать, что умение общаться — не менее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.

Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность выбранной автором темы курсовой работы, а так же тем, что будущая профессия автора связана непосредственно с людьми и общением с ними.

Целью работы является изучение особенностей делового и управленческого общения.

Для достижения поставленной цели при выполнении курсовой работы были решены следующие задачи:

1. Определены значение и виды делового общения.

2. Выявлена технология проведения делового общения.

3. Рассмотрены национальные особенности ведения деловых переговоров.

4. Сделаны выводы о роли владения навыками искусства общения в деловом мире.

Таким образом, объектом данного исследования является деловое и управленческое общение.

Предмет исследования – искусство проведения деловых переговоров.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Курсовая работа содержит теоретическую и практическую части, где раскрываются особенности делового и управленческого общения, и проводится анализ национального делового общения народов Европы, Востока и Азии.

1. Значение и виды делового общения

1.1. Роль делового общения в современном менеджменте

Итак, общение — основная форма человеческого бытия, известное свойство человека. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери называл общение людей роскошью. Эта роскошь делает человека человеком. Отсутствие или недостаток общения деформирует человеческую личность.

Многие считают, что общение — это универсальный элемент человеческого опыта, и поэтому воспринимают его как должное. Распространено мнение, что общение — это простой инстинктивный процесс, который дается людям естественно, от рождения. На самом же деле, как показывают исследования, общение — невероятно тонкая и сложная деятельность. И от того, насколько умело построено общение, зависит немало: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников фирмы своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, а также с государственными органами.

В современном менеджменте общение играет определяющую роль. Для менеджера — человека, который постоянно должен работать с людьми, способность к общению жизненно необходима. Это самый важный навык, которым должен обладать менеджер.

Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя.

Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

Установлена четкая взаимосвязь между степенью общительности менеджера и успешной деятельностью организации. Казалось бы, чем более общителен человек, тем он контактнее, и это не преминет сказаться на результатах труда. Однако на самом деле это не так. Поскольку и замкнутость, и высокая, а также сверхвысокая общительность ограничивают познавательные возможности руководителей по анализу, изучению и оценке как членов коллектива, так и ситуации в целом. Нередко при принятии управленческих решений они могут руководствоваться только внешними признаками, что, естественно, сказывается на качестве их работы. Высокая общительность мешает руководителям сосредоточиваться на решении главных вопросов взаимодействия в коллективе, вызывает у них трудности в концентрации внимания [15, с. 119].

Как правило, у членов коллектива уже есть вполне сложившаяся социально-психологическая установка на определенный уровень общения с руководителями. Сверхобщительные и замкнутые руководители вызывают рассогласование между их поведением и установками членов коллектива, что в целом отрицательно влияет на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Высокообщительные руководители своей неумеренной общительностью просто мешают работе коллектива. Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая этим недовольство подчиненных. Руководитель должен понимать, что умение общаться — не менее значимый элемент его профессионально деятельности, чем специальные знания и навыки работы.

1.2. Виды делового общения и их характеристика

Деловое общение можно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно — временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

Различают также два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонация, взгляды, территориальное расположение и пр. [6, с. 217].

Поскольку наибольший удельный вес в общении занимают вербальные коммуникации, умение говорить является важной составной частью авторитета менеджера и эффективности достижения целей организации. Сотрудники теряют уважение к косноязычному руководителю, но проникаются уважением к тому, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя, многообразны. Здесь важны простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и т.п. Чтобы пробудить своего собеседника к деловому разговору, существует немало способов, один из которых представлен в таблице 1. Одним из таких способов является оптимизация вербального общения, которая предполагает использование в деловом общении желательных формулировок и избежание нежелательных фраз [19, с. 158].

Источник:
Искусство делового общения
Автор работы: h******@mail.ru Тип: курсовая работа 1. Значение и виды делового общения ………………………………… 5 1.1. Роль делового общения в современном менеджменте …… 5 1.2. Виды делового
http://turboreferat.ru/management/iskusstvo-delovogo-obshheniya/186216-931526-page1.html

Искусство делового общения

Министерство образований и науки Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии

по курсу «Искусство делового общения»

на тему: «Соотношение понятий “спор”, “дискуссия”, “полемика” в процессе делового общения»

Выполнил студент: группы 30-52В

Преподаватель: Кузина Р.З.

Дата выполнения работы:

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение речевой стороны коммуникации, в частности его единиц

1. Речевая коммуникация

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Поэт О.Э. Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел сказать: слепая ласточка в чертог теней вернется. ”. Сколько таких ласточек не долетают до цели, и сколько не могут покинуть своего гнезда в ‘чертоге теней’ – столько неточных высказываний и невысказанных мыслей тянутся за нами в жизни и общении.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык. Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

— речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

— речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

— с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

— в речевой коммуникации создаются социальные значения.

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре (примеры: establishment, авось, партия) это особенно хорошо видно при попытке перевести высказывания с этими словами. Иногда иностранцу приходится читать целую лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем он начнет правильно понимать и употреблять даже кажущиеся схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые лексемы имеют разную культурную, и, следовательно, коммуникативную ценность (хлеб, деньги). Внутри одной культуры также можно увидеть различия в употреблении слов (однозначный).

2. Единицы речевой коммуникации

Языковая коммуникация имеет целый ряд наименований: речевая коммуникация, вербальная коммуникация, речевое общение, вербальное общение, речевая деятельность, речь.

Единицы речевой коммуникации — единицы, образующиеся в процессе вербального общения и организующие это общение. Результат комбинирования в процессе общения единиц языка (т. е. морфем, слов и словосочетаний), которые характеризуются постоянством своих структур. Общими свойствами. являются их производимость, сложное построение и способность входить в более крупные образования.

Основными единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления. Если не имеется в виду процесс, нередко пользуются термином высказывание. Речевые акты принято условно квалифицировать как реализации (произнесения, исполнения) предложений, хотя подчас речевым актом называют и такую далеко не элементарную форму, как лекция, проповедь, доклад.

Слово речь довольно многозначно. Это и акт произнесения высказывания, говорения (т.е. акт говорящего), и единство актов говорящего и пишущего, и акт пишущего, и единство актов пишущего и читающего, и вся совокупность актов говорящего и пишущего, с одной стороны, и актов слушающего и читающего, с другой стороны. Иначе говоря, речевой акт может рассматриваться как единство, с одной стороны, акта производства высказывания и его передачи в устной или письменной форме и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания. Мы можем говорить о речи устной и письменной. Слово речь может служить названием формы бытия языка, способа (модуса) его существования.

Иногда различают речевую деятельность и речь. В первом случае имеются в виду речевые акты, а во втором — совокупность высказываний текстов. Есть попытки именовать речью только устные высказывания, обмен которыми производится в речевом общении, и речи противопоставлять тексты как формы письменной фиксации речи, функционирующие в текстовом общении, а под названием дискурс объединять и то, и другое.

Классификация речевых актов опирается, прежде всего, на заложенные в них коммуникативные намерения (интенции) говорящего. По Джону Сёрлу (John Searle), это так называемые иллокутивные (неречевые, а точнее внутриречевые) функции и силы. Дж. Сёрл различает:

— констативы, в которых сообщается о каких-то положениях дел: Лекция переносится на понедельник;

— комиссивы, в которых говорящий берёт на себя то или иное обещание: Я дам Вам эту книгу;

— директивы, направленные на то, чтобы побудить адресата к какому-либо действию: Переведите этот текст на английский язык;

— экспрессивы, посредством которых говорящий выражает благодарность, извинение, поздравление, соболезнование и т.п.: Извините меня за причинённые Вам неприятности;

-декларативы, служащие говорящему, который обладает соответствующим социальным статусом, объявлению о том, что меняется статус какого-то лица (объявление о новом назначении, бракосочетании, присвоении имени, начале или окончании какой-то церемонии и т.д.): Я объявляю собрание закрытым.

-Целесообразно выделить из директивных актов акты запроса информации (интеррогативы или — следуя греческим образцам — эротетивы): К какой семье относится карельский язык?

Речевые акты могут быть прямыми и непрямыми (косвенными). Так, интеррогативный речевой акт в определённых ситуациях общения может взять на себя функцию просьбы (один из видов директивов): Вы не дадите мне эту книгу до завтра?

Обычно процессы речевой коммуникации протекают в виде последовательностей речевых актов. Связные последовательности речевых актов именуют дискурсом.

Если в том или ином коммуникативном эпизоде происходит хотя бы однократная смена коммуникативных ролей, когда роль говорящего берёт на себя слушающий, а говорящий становится слушающим (в англоязычной литературе это явление именуется turn taking), то мы имеем дело с диалогом. В нём друг с другом соотносятся реплики, или речевые ходы (moves). Связность диалога обеспечивается, между прочим, и тем обстоятельством, что за вопросом следует ответ, за приглашением или предложением чего-либо — согласие или отказ, за упрёком — оправдание или возражение, за комплиментом или похвалой — выражение благодарности, после оскорбления ожидается извинение и т.п. В речевое взаимодействие может быть включён и неречевой ход (так, вместо словесного согласия может последовать кивок головы, вместо ответа на вопрос — пожатие плечами).

Речевые акты как единицы речевой коммуникации могут иметь следующие формы — это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция.

Разговор — это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование — специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar — рассуждать, disputatio — прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия- это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.

Собрание, не обставленное формальностями и посвященное обсуждению какого-либо частного вопроса, обычно называется массовым митингом. Заседание комиссии — наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также, как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.

Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии — представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудитории к какому-либо единообразии действий.

В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант- диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.

Симпозиум — ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповой дискуссии её цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказании на неё воздействия. Число выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.

Лекция, представляя собой единственное выступление с последующими вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку она не связана определенной формой и временем.

Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология данного термина. Древнегреческое слово polemicos означает “воинственный, враждебный”. Полемика-это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово дебаты французского происхождения (debat- спор, прения). Прения — русское слово, зафиксированное в лексиконе 17 века.

В заключение ещё раз надо подчеркнуть, что язык не просто замкнутая в себе система знаков, а система правил коммуникативного поведения человека в условиях определённой культуры и социума.

Языковая коммуникация имеет целый ряд наименований: речевая коммуникация, вербальная коммуникация, речевое общение, вербальное общение, речевая деятельность, речь.

Единицы речевой коммуникации — единицы, образующиеся в процессе вербального общения и организующие это общение. Результат комбинирования в процессе общения единиц языка (т. е. морфем, слов и словосочетаний), которые характеризуются постоянством своих структур. Общими свойствами являются их производимость, сложное построение и способность входить в более крупные образования.

Основными единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления

Иногда различают речевую деятельность и речь. В первом случае имеются в виду речевые акты, а во втором — совокупность высказываний текстов. Есть попытки именовать речью только устные высказывания, обмен которыми производится в речевом общении, и речи противопоставлять тексты как формы письменной фиксации речи, функционирующие в текстовом общении, а под названием дискурс объединять и то, и другое.

Речевые акты как единицы речевой коммуникации могут иметь следующие формы — это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция.

Вербальные, знаковые системы всегда были, и, по всей видимости, будут главными средствами человеческого общения. “Слово- это сама жизнь”, — говорил Т. Манн. Принципиальным условием успешного взаимодействия является способность людей “найти общий язык” — именно язык, а не жест или позу.

“Слово, — пишет психолог А. Р. Лурия, — является и средством контакта, и орудием сложной мыслительной деятельности. Практика свидетельствует о возрастающем знании о речевых коммуникаций в условиях усложнения производственных контактов людей, в процессе взаимоотношений руководителей и подчиненных, личности и коллектива. Для правильного изложения мысли с помощью слова необходимо внимательно следить за гармоничным соединением в слове функций общения и обобщения, коммуникации и мышления”.

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. — М.: ИНФРА-М, 1999

Кодухов В.И. Общее языкознание. М.: Русский язык, — 1994

Комлев Н.Г. Слово в речи: аспекты языка. — М.: Дело, 2000

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. — М.: Логос, 1998

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Знание, 1999

Источник:
Искусство делового общения
Министерство образований и науки Республики Татарстан Альметьевский государственный нефтяной институт Кафедра гуманитарного образования и социологии по курсу «Искусство делового общения»
http://studfiles.net/preview/6007366/

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Какая девушка нужна скорпиону Какая женщина нужна мужчине Скорпиону - фурия или ангел?Какая женщина нужна мужчине Скорпиону — фурия… (3)

Красивое письмо парню на расстоянии ЖС ->Среда, 16.05.2018, 09:02 Любовь дарит нам крылья. Бывает ли любовь на расстоянии? Многие ответят,… (3)

Если обидеть женщину овна Как обидеть женщину овна Любовь женщины-ОВНА пылкая. Никаких полутонов - все по-настоящему. Когда они влюблены,… (3)

Слова для любимой девушки до слез Признания в любви в прозе для любимой девушки Милая моя, любимая и неповторимая! Мне очень… (3)

Мужчина скорпион то появляется то исчезает Если мужчина то приближает женщину, то отдаляетВсе знают, что мужчины по-своему видят все. К примеру,… (2)



COMMENTS