Интересные темы для дискуссии

Ваш психолог

Групповая дискуссия в работе со старшеклассниками

Содержание и структура дискуссии

Чаще всего выделяют следующие этапы дискуссии: подготовительный, или вводную часть, основную часть и заключение.
Вводная часть – необходимый этап группового обсуждения, когда школьники эмоционально и интеллектуально настраиваются на предстоящее общение. Вводная часть строится так, чтобы актуализировать у участников имеющиеся представления, ввести необходимую информацию и проявить интерес к предстоящей теме обсуждения. Идут ориентация и адаптация к самой проблеме, друг к другу, вырабатывается установка на совместное решение конкретных задач, группы знакомятся с правилами поведения в ходе дискуссии.

Примерный перечень правил работы для участников дискуссии:

  • «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
  • «Без потерь». Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.
  • Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.
  • Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
  • Правило цели. Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
  • Критикуя – предлагай.
  • создать доброжелательную атмосферу;
  • стимулировать и поддерживать активное обсуждение;
  • включать в дискуссию всех участников;
  • управлять ходом дискуссии: следить за соблюдением правил и регламента, активизировать и поддерживать рассуждения участников, снимать напряжённую обстановку и не допускать перехода на личности.

Заключительный этап предполагает выработку единых или компромиссных позиций, решений, плана дальнейших действий. На этом этапе происходит групповой анализ вклада каждого участника в работу группы, сопоставляются намеченные цели и полученные результаты, выявляются плюсы и минусы работы, эффективность и продуктивность совместного обсуждения.
Задачи, стоящие перед ведущим:

  • проанализировать и оценить дискуссию, подвести итоги;
  • обобщить все представленные позиции, помочь участникам обсуждения прийти к согласованному мнению, сформировать общее видение проблемы в группе;
  • отметить вклад в общую работу конкретных участников;
  • настроить на дальнейшую работу в этом коллективе.

Тема дискуссии

Тема дискуссии должна быть интересна участникам, отражать их интересы, жизненные проблемы, соответствовать возрасту школьников. Важно, чтобы она носила проблемный характер, содержала в себе противоречие, дилемму. Только при этом условии, возможно провести дискуссию-спор, сделать обсуждение острым, показать различные взгляды на одну и ту же проблему, стимулировать ребят на отстаивание собственного мнения, или актуализировать самостоятельные рассуждения о правильности собственной позиции её сильных и слабых сторонах.

Формы выбора темы группового обсуждения

Ранжирование

Пример работы с темами в 10-м классе.

Окончательный список тем, выбранных школьниками

Места, отмеченные группами

Письменный опрос мнений

Предварительный письменный опрос мнений и предложений школьников можно проводить в разных формах. Например, предложить им назвать три-четыре наиболее значимые проблемы в современной жизни (или темы главных размышлений сегодня, вопросы, которые важно обсудить с классом, темы, по которым хотелось бы узнать мнение сверстников и т.д.).

Можно провести анкетирование методом незаконченных предложений. Например, продолжить фразы: чаще всего я думаю о. ; мне представляется, что всем людям сложно. ; наиболее интересно мне знать о. ; я хотел бы поговорить в классе о. ; мне хотелось бы знать мнение сверстников. и т.д.

Учитель анализирует ответы ребят, обобщает и затем, отобрав тему интересную большинству, организует обсуждение. Обсуждение можно начать с анализа суждений ребят (общего обзора анкет, причём обзор должен быть безадресный) и в дискуссию включать отдельные суждения школьников.

Приёмы, с помощью которых можно повысить эффективность
группового обсуждения

Приёмы введения в дискуссию

  • Изложение проблемы посредством описания конкретного случая, анализа нравственных проблемных ситуаций. Лучший материал — ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов, публицистики, а также жизненные ситуации, аналогичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих детей, ситуации из их жизни (с вымышленными героями).
  • Демонстрация кинофильма или сюжета.
  • Инсценировка, ролевое проигрывание какого-либо эпизода.
  • Приглашение и представление экспертов (люди, осведомлённые в теме обсуждения).
  • Использование значимых (сенсационных) новостей.
  • Стимулирующие вопросы (типа «Что?», «Как?», «Почему?», «Что изменится?», «Что произошло, если бы. »).
  • Альтернативный выбор. Участникам предлагается самостоятельно сделать выбор из нескольких предложенных ведущим.

Приёмы, стимулирующие активность участников,
повышающие эффективность группового обсуждения

Формы групповых дискуссий

Суть этой формы в том, что участники обсуждают тему или проблему в микрогруппах сменного состава (на разных этапах дискуссии, в разных группах), одновременно разбирается несколько основных вопросов по теме. Не менее важно, чтобы каждый участник оказался в позиции ведущего, это помогает занять активную позицию, осознанно относиться к процессу обсуждения, определить свою позицию. При этой технологии на каждом этапе участники отмечают лидеров обсуждения, это позволяет по окончании обсуждения выявить лидеров группы, а при необходимости – сделать их организаторами в реализации планов, намеченных группой.
Тему (проблему) для обсуждения лучше выбрать заранее (с помощью ранжирования или «мозгового штурма») и подобрать вопросы для группового обсуждения, которые необходимы для работы в вертушке.

1-й этап. Подготовительный

Ведущий даёт вводную информацию, ставит проблему или обозначает тему обсуждения. Предлагает четыре направления решения проблемы или четыре аспекта темы дискуссии.
Группа, состоящая из 16 участников, делится на 4 подгруппы (по 4 человека) по добровольному принципу в зависимости от личного предпочтения одного из аспектов темы или вариантов решения проблемы.
На столах ставятся таблички «А», «Б», «В», «Г» и большие листы, на которых обозначен один из аспектов темы или направление решения проблемы (лист-А, лист-Б, лист-В и лист-Г). Каждому участнику выдаётся карточка с номером: А-1, А-2, А-3, А-4, Б-1. Г-4 и маршрутный лист (см. рис. 1).
Ведущий объясняет правила проведения обсуждения и руководит размещением участников за столами.

2-й этап. Вертушка (40-45 минут).

Определившиеся на подготовительном этапе четыре группы в течение 5-10 минут высказывают идеи, суждения и предложения по аспекту обозначенному на табличках.
Затем группы расходятся, каждый участник переходит в соответствии с маршрутным листом оказывается за другим столом, где с ним садятся по одному представителю из других групп здесь они совместно обсуждают второй аспект (новый для всех участников), который написан на листе стола, куда они переместились. Об суждение занимает 5-7 минут.
За каждым столом участники дают оценку своим коллегам, выставляя на маршрутном листе е колонке «Номер лучшего выступления» один или два номера участников (в том числе можно свой), которые были наиболее активны и содержательны в выступлениях на этом этапе.
Следующих два перехода повторяют предыдущий, участники обсуждают ещё два новых дл? них аспекта проблемы (или вариантов решена проблемы).

3-й этап. Подведение итогов (15-20 минут).

На последнем, четвёртом переходе участник оказываются за теми столами, где они начинали обсуждение. Здесь они обобщают предложена всех групп, зафиксированные на листе, систематизируют их, отмечают альтернативные позиции и наиболее интересные идеи, оформляют выводы по своему аспекту (или проекту), готовятся выступать перед группой.
Ведущий игры собирает все маршрутные листы и путем подсчета устанавливает тех, чьи выступления отметили большинство участников (если участников много, ведущий может взять помощников для подсчёта).

№ участников лучшего выступления

1. Образец маршрутного листа для вертушки 4 х 4, 4 х 6,4 х 7

* обозначен ведущий за этим столом на данном этапе.

Рис. 2. Алгоритм листа для маршрутного вертушки 4×4

Затем каждая группа представляет свой вывод, отражающий обобщённое мнение группы, а члены группы дополняют и уточняют его. Ведущий резюмирует каждый вопрос, тему или проблему в целом, отмечает работу отдельных участников, указывает, кто был наиболее интересен и активен в обсуждениях по количеству выборов. Проводит коллективный анализ мнений участников о проделанной работе.
Если обсуждалась проблема и требуется выбрать конкретное решение, то участники, набравшие большинство голосов, становятся группой экспертов. После выступления всех групп и коллективного обсуждения за и против они принимают окончательное решение. В дальнейшем эксперты могут выступить творческой группой в подготовке и реализации принятого решения.
Примечания:

  • В маршрутном листе отмечается роль – ведущий. В этой роли каждый из участников выступает на одном из этапов. Он следит за соблюдением регламента, фиксацией идей на бумаге, даёт возможность всем высказаться, развивает идеи, подталкивает к высказыванию пассивных участников и контролирует слишком активных словом, следит за ходом обсуждения на данном этапе за своим столом.
  • Дискуссия может проводиться по формулам: 4×4 (4 группы по 4 участника), 4 х 6, 4 х 7, 5 х 5, 5 х 6, 6 х 6, 6 х 7 и др. При этом следует пользоваться другим алгоритмом перемещения (алгоритм перемещения участников для вариантов 4 х 4, 5 х 5 см. на рис. 2).
  • Игру можно усложнить, если в маршрутные листы заранее ввести для каждого участника выполнение на определённом этапе специальной роли (аналитика, критика, генератора идей, поддерживающего и т.д.).

«Вертушка» может проводиться в упрощённой форме, когда участники на втором этапе не расходятся, а значит, не меняется состав микрогрупп. Каждая микрогруппа обсуждает по очереди, каждый из выделенных заранее вопросов. Вся группа или переходит от стола к столу, на которых обсуждают новый для них вопрос, или ведущий передаёт общий для всех групп листок с ответами (предыдущей группы, групп) по предложенной позиции. Когда каждая из микрогрупп обсудила всё из выделенных позиций и вернулась к первой (своей) позиции, они обобщают ответы всех предыдущих групп. Здесь начинается третий этап вертушки.

«АКВАРИУМ»

Этот вид дискуссии обычно применяют при обсуждении противоречивых подходов, конфликтов, разногласий.
«Аквариум» интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления и отстаивания своей позиции, её аргументации.
Включённость всех участников достигается благодаря участию каждого в начальном обсуждении, после чего группа следит за работой и поддерживает связь со своим представителем. Узкий круг выступающих (5-6 человек) даёт возможность сосредоточиться на основных позициях.
Подготовительный этап. Ведущий представляет проблему, делит класс на группы. Обычно группы располагаются по кругу. Участники (иногда ведущий) выбирают представителя, который будет позицию их группы представлять всему классу.
Ход обсуждения

Коллективный анализ хода дискуссии в конце обсуждения, позволяет ведущему вместе с участниками выделить как содержательные, так и процедурные моменты групповой работы. Техника «аквариума» не только усиливает включённость ребят в групповое обсуждение (позволяет развить навыки участия в групповой работе, совместного принятия решения, навыки общения – умение слушать другого, вести спор, отстаивать свою позицию, поддерживать и развивать мысли другого и т.д.), но и даёт возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне. Ведущий сам должен решить, насколько уместно воспользоваться этой возможностью в том или ином случае.

КРИТИКИ, МЕЧТАТЕЛИ И РЕАЛИСТЫ

  • Группы внутри обсуждают идею с заданных им ролей.
  • Выступление группы «Мечтателей» (5-7 мин.), которое затем обсуждают группы «критиков» (критикуют предложения, показывают слабые идеи и т.д.) и «реалистов» (анализируют идеи, доказывают, какие из них и как можно воплотить и т.д.),
  • Выступление группы «Критиков» с последующим обсуждением другими группами. Последними выступают «Реалисты».

Этап коллективного анализа.

  • Каждая группа обсуждает новые идеи и предложения, замечания и критику и, используя самые, с её точки зрения, интересные идеи и предложения, оглашает окончательный проект.
  • Выступление представителей от каждой группы с окончательным проектом.

Коллективный анализ встречи и резюме ведущего.

Все описанные формы группового обсуждения, дискуссии дают общее описание технологии. Выбор формы, определение темы дискуссии, особенности её подготовки и проведения зависят от целей педагога, от ситуации в классе (группе), от индивидуальных особенностей школьников (их проблем, интересов, увлечений, приоритетов и ценностей), от их индивидуального опыта.

Дебаты

  • распечатка материалов;
  • знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
  • определение исходного тезиса (темы) дебатов;
  • работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;

Порядок (процедура) проведения учебных дебатов.
Работы организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов. Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке.

  • справа от председателя – защитники тезиса (4 чел.)
  • слева от председателя – противники тезиса (4 чел.)
  • в конце зала посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (публика, «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию «Господин Председатель» (Уважаемый председатель). Друг к другу участники дебатов обращаются также «Уважаемый коллега (господин, товарищ, оппонент»). В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:

  • вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
  • третьи номера опровергают аргументы соперников;
  • четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

Расписание интеллектуального турнира «Дебаты»

Источник:
Ваш психолог
Групповая дискуссия в работе со старшеклассниками
http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1402-gruppovaya-diskussiya-v-rabote-so-starsheklassnikami

Дискуссии на форуме Кавказа

Данной страницей мы приглашаем к дискуссиям на нашем Форуме посетителей сайта Кавказ. Почему мы решили подключить к этим, уже много лет идущим дискуссиям также и посетителей нашего сайта? Потому что жизнь доказала: иногда самыми интересными собеседниками оказываются не те, кто привыкли обсуждать интересующие их кавказские темы, постоянно начинать в интернет дискуссии на форуме, а те, кто просто зашли на сайт почитать нечто важное для себя.

Подключаясь к дискуссиям, такие люди зачастую привносят новую, свежую струю, дают неожиданную пищу для размышлений пользователей форума . Мы это ценим в особенности, хотя любим и тех, кто постоянно нацелен на обсуждения просто потому, что хочет понять что-то важное для себя.

Уважаемые посетители, мы должны признаться, что составление нижеследующего перечня тем для дискуссий заняло у нас немало времени. Прежде всего потому, что надо было определиться, какие из нескольких сотен обсуждающихся на Форуме Кавказа тем действительно интересные, популярные и актуальные.

Не секрет, что многие темы на форумах появляются спонтанно: кому-то из пользователей в какой-то момент кажется, что заинтересовавшая его тема интересна и для других участников интернет-дискуссий. И он эту тему создаёт — без малейшего объективного представления о том, насколько она популярна и актуальна.

Разумеется, винить в этом пользователя нельзя: трудно иметь объективные представления о чём-либо, если под рукой в данный момент нет статистических данных. Да даже если они и есть, то ведь никому не возбраняется начать полемику на форуме, обсуждения ту тему, которая именно тебе и именно в данный момент показалась актуальной. А уж интересна ли она другим или нет, и популярна ли эта тема, — покажет жизнь. Да мы и не упрекаем никого. Тем более что сами грешны: открываем темы несомненно актуальные и популярные, и зачастую оказывается, что именно нашим пользователям они не интересны.

Поэтому мы решили пойти другим путём. Мы сочли верным пригласить новых участников для дискуссий именно на те темы, затронутые на нашем Форуме Кавказа и фанатов «Локомотива», которые заинтересовали и вызвали дискуссии наших форумчан.

Тем самым вопрос, актуальная ли эта тема, интересная ли, популярная ли она в интернете, отпал сам собой: если посетители заходили в данную тему, а тем более если они читали и обсуждали её, то такая тема автоматически сочтена нами интересной и достойной для включения в перечень на данной странице. Если же нет, то мы эту тему попросту игнорировали: кто из новых посетителей форума заинтересуется ею, тот её прочтёт и примет участие в свободной интернет-дискуссии.

Источник:
Дискуссии на форуме Кавказа
Дискуссии на форуме Кавказа
http://fca.narod.ru/forum-kavkaza-diskussii.html

Дискуссия на тему — Возможна ли дружба в современном мире?

Дискуссия на тему «Возможна ли дружба в современном мире?»

Нет, к сожалению,
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.

В рамках курса «Русский язык и культура речи» состоялась дискуссия на тему «Возможна ли дружба в современном мире?». Студенты второго курса сами выбрали тему для обсуждения, и поэтому во время разговора равнодушных не было. Важнейшие вопросы: возможна ли дружба в нашем современном мире, в котором господствует практицизм и каждый старается только для себя? можно ли вообще говорить об истинных, «настоящих» друзьях? возможна ли настоящая дружба между мужчинами, между женщинами, а также между мужчиной и женщиной? чья дружба крепче и совершеннее — мужская или женская? — всех заставили задуматься.

Сторонники противоположного мнения утверждали, что дружбы в ее лучшем понимании не существует, что очень недальновидно обманываться на этот счет и очень больно будет потом падать — проверено, к сожалению, на личном опыте. Дружба — понятие сугубо практичное: два человека общаются друг с другом, пока им это выгодно или интересно, дальше параллели расходятся, либо, что гораздо хуже, пересекаются. Дружба очень ранима.. и многие люди в ней разочаровываются, но это не значит, что ее вовсе не существует. Просто многие не могут или, скорей, не хотят принимать «правила ее игры».

Еще один вопрос, предложенный ведущими, вызвал жаркий спор: а каким отношениям можно присвоить статус дружбы? Например, бытует мнение, что женской дружбы как таковой никогда и не существовало, что между дамами возможны только легкомысленные и — в первую очередь — практичные отношения. А разговоры между «подругами» просто невозможно слушать.
«Статус дружбы можно присвоить только честным, искренним отношениям, когда в них есть взаимное желание добра друг другу и готовность бескорыстно помочь в любую минуту плюс — душевная близость естественно» (из выступлений).

Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас «безликой массы». Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Если к ним приходит успех, мы не радуемся за них, как за самих себя. Это не посторонние нам люди, между нами существует определенная близость. Но можно ли называть дружбой такие отношения?

Существует и коллективная солидарность. В этом нет ничего личностного: человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, — друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты — товарищами.

Еще один вид «не-дружбы» — функциональные отношения, то есть дружба между компаньонами. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.
И, наконец, симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово «дружба» следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.

Так существует ли настоящая дружба в мире? «Конечно, нет!», — скажут одни. «Конечно, да», — скажут другие. В своей последней книге Райзман, изучив огромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы: «Друг — это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства».

«Так что же мы понимаем под словом «дружба»? — спрашивали ведущие. Мы все, казалось бы, всё знаем о дружбе. Так жива ли дружба в современном мире? Дружба продолжает оставаться основным элементом нашей жизни. Основные характеристики дружбы тоже не изменились.
«От друга я жду, что его представление обо мне совпадает с моим собственным или не сильно от него отличается. Если он оценивает меня положительно, он не должен преувеличивать мои достоинства. Если его мнение обо мне окажется слишком восторженным, я могу заподозрить его в лести. Если же оно сугубо отрицательно и сильно отличается от того, что я сам о себе думаю, он ко мне несправедлив, а это противоречило бы сущности дружбы» (из выступления Марковой Анны).

«От друга я жду понимания. Все остальные могут меня не понимать. Но если меня не понял друг — это уже катастрофа. Любовь может быть возвышенной и убогой, героической и глупой, но она никогда не бывает справедливой. Царство справедливости не тольколюбовь, а дружба» (из выступления Мироновой Анастасии).

Вот к каким выводам пришли все мы к финалу дискуссии: дружба запрограммирована на радость, потому что она основана на свободе. Дружба — это неожиданный дар. Дружба ранима, вот почему так много людей разочаровываются в ней. Они не хотят принимать правила ее игры. Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком прошлом, исчезла в современном мире. Нет никаких оснований думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная модель, которой обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать этой модели, мир будет наполняться для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.

Источник:
Дискуссия на тему — Возможна ли дружба в современном мире?
Дискуссия на тему «Возможна ли дружба в современном мире?» Нет, к сожалению, Что дружба? Легкий пыл похмелья, Обиды вольный разговор, Обмен тщеславия, безделья Иль покровительства позор.
http://gumcollege.rggu.ru/section.html?id=5224

Уроки психологии в школе

Цель: научиться грамотно дискутировать.

? выявить отличительные черты спора и дискуссии;
? усвоить правила ведения дискуссии;
? на практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.

Все люди ? разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.

Обсуждение. Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?

Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель ? доказать правоту, в дискуссии ? найти истину, решение задачи, выход из ситуации.

Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия ? это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет («Начали за здравие ? кончили за упокой»). В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.

Всегда помните о цели дискуссии ? найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение ? это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.

Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Все хохлы ? жадины», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.

Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш оппонент ? не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

Практическая часть. Пусть каждый из вас на отдельном листке напишет тему, которая могла бы быть интересной для одноклассников, спорной, неоднозначной, ? то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Затем сдайте их учителю. Обсуждению самых интересных из них мы посвятим следующее занятие. А сегодня мы попробуем потренироваться грамотно дискутировать.

Разбейтесь на группы по 10-12 чел. Каждая группа разделится пополам ? сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выберите тему для обсуждения и в ходе обсуждения попытайтесь прийти к какому-либо решению по данному вопросу. Применяйте правила ведения дискуссии!

(Примеры тем для дискуссии:
? Где лучше жить: у нас или за границей?
? Правильно ли воспитывают нас наши родители, и как мы будем воспитывать наших собственных детей?
? Может ли народ влиять на политику?
? Когда жизнь была лучше: раньше или сейчас?
? Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?).

Знание правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения.

1. В чем разница между спором и дискуссией?
2. Что такое дискуссия?
3. Каковы правила ведения дискуссии?
4. Как вы относитесь к дискуссиям (считаете безрезультатными или эффективными)?

Источник:
Уроки психологии в школе
Урок психологии "Правила ведения дискуссии". Цель: научиться грамотно дискутировать.
http://psylesson.ru/node/30

(Visited 284 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Истории измен Истории изменКак бороться с этими проступками, которые рушат в один миг две судьбы? Как научиться… (3)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (3)

Красивые письма мужчине иностранцу Войти на сайтВсем привет! Хотела сделать выпуск в воскресенье или в понедельник, но поленилась, если… (3)

Слова при расставании с женатым мужчиной Расставляем точки над «ё» или как расстаться с женатым мужчиной?Расставляем точки над «ё» или как… (3)

Как увести мужчину рыбу из семьи Как увести мужчину из семьиЧувство любви способно заставить человека свернуть горы. Оно является мощнейшим мотивирующим… (3)

COMMENTS