Характеристика памяти

Характеристика памяти

Память — одно из основных свойств нервной системы, выража­ющееся в способности длительное время хранить информацию о со­бытиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения.

Обучение и память это две стороны одного процесса.

  • При изучении обучения прежде всего исследуется механизм приобретения знаний,
  • при изучении памя­ти — механизм хранения и использования этих знаний.

Память человека и животных включает четыре характеристики:

  1. Запоминание (усвоение) информации,
  2. Сохранение информации,
  3. Извлечение информации,
  4. Воспроизведение информации.

Запоминаются не только раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды организма, но и вызванные ими ощущения и восприятия. Благодаря свойствам памяти, человек (и животные) организует во времени и пространстве функции, которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, причем, предыдущий опыт всегда влияет на последующее восприятие и запоминание.

Пространственная и временная организация памяти связана со многими структурами мозга.

Прежде всего — это

  • височная доля,
  • гиппокамп,
  • миндалина, а также связанные с ними структуры,
  • мозжечок,
  • кора больших полушарий,
  • специфические и неспецифи­ческие таламические ядра.

Роль этих структур была выявлена в экспериментах на животных и при различных травматических по­вреждениях у человека.

Медиальная височная область и гиппокамп участвуют в формиро­вании и временном сохранении следов памяти, но не служат мес­тами постоянного хранения информации. Больные с тяжелыми дву­сторонними поражениями гиппокампа не могли обучаться, не могли хранить в памяти то, что узнавали, не способны были вспомнить имя или лицо человека, которого только что видели. Память о событиях, происходивших до болезни или травмы, полностью со­хранялась. Подтверждение роли гиппокампа в текущем запоминании было получено в опытах на крысах, которые после обучения пере­ставали ориентироваться в лабиринте, если был поврежден гиппо­камп. Если гиппокамп подвергнуть сильной электрической стимуля­ции, то у кролика не вырабатывается даже классический мигатель­ный условный рефлекс.

Гиппокамп получает афферентацию от всех сенсорных систем, хотя и после множества переключений и, соответственно, после обработ­ки информации в областях этих переключений. Миндалина и гипо­таламус также связаны анатомически и функционально с сенсорны­ми и висцеральными системами организма. Через гиппокамп, мин­далину и гипоталамус проходят и частично переключаются пути центрифугальные, берущие начало от разных зон коры больших полушарий.

В опытах на обезьянах показано, что только одновременное уда­ление гиппокампа и миндалины уничтожает результаты недавнего обучения и лишает животное возможности дальнейшего обучения. Если удалялась только миндалина или только гиппокамп, то обуче­ние новым формам поведения было возможно, хотя непосредствен­но предшествовавшее операции обучение практически было забыто животным.

Еще более существенна для организации памяти роль коры головного мозга. Медиальная часть височной коры связана с запоми­нанием текущих событий и наравне с гиппокампом обеспечивает сохранение у человека следов недавних событий. Люди с повреж­денной височной долей (медиальная височная кора и гиппокамп) живут только в настоящем времени, у них нет недавнего прошлого. Существует в памяти только та часть жизни, которая прошла до операции или травмы. Все, что произошло в момент или после травмы, человек не помнит.

О роли различных областей коры мозга в процессах памяти кос­венно свидетельствует то, что у животных, выращенных в условиях воздействия на них множества сенсорных раздражителей разной модальности и обучения (например, в лабиринте), слои коры толще, структура нейронов сложнее, чем у животных, выращенных в «обед­ненных» условиях.

Найти определенное место или несколько мест в коре больших полушарий, где хранится та или иная информация или осуществляется только определенная функция памяти, пока не удалось.

Делают заключение, что память широко распределена в различных областях мозга. И все-таки «преимущественные» функции структур мозга в организации памяти существуют, как это видно было для гиппокампа и височной коры мозга. Некоторая избира­тельность в отношении функций памяти характеризует таламические ядра и лобную кору.

У человека с повреждением дорсомедиального ядра таламуса в результате травмы память на события, предшествовавшие травме, полностью сохранялась, но возможность усвоения нового словесного материала практически исчезла, хотя запоминание лиц и определен­ных мест в окружающем пространстве частично сохранилось. Ско­рость забывания не словесной, а пространственной информации при повреждении дорсомедиального ядра таламуса была такая же, как у здоровых людей.

Поражения медиального таламуса в сочетании с дегенерацией нейронов лобной коры и мозжечка у человека приводят к неспо­собности решения задач в связи с невозможностью переучивания. Различные психологические приемы, используемые для улучшения запоминания у нормальных людей, не дают никакого результата при описанной выше патологии.

Что такое память? Обзорная статья

Памятью называют свойственный всем высшим животным комплекс процессов, включающих запоминание, сохранение и воспроизведение знаний и навыков. Память человека сохраняет и воспроизводит индивидуальный жизненный опыт и включает помимо навыков и знаний образы, мысли и эмоции. Давайте же разберемся что такое память, почему она относится к сложным психическим процессам и как её увеличивать с максимальной эффективностью.

Это определение с физиологической точки зрения основано на процессах возникновения, сохранения и возобновления нервных связей. Возникающие в коре больших полушарий связи отражают объективно существующие в действительности отношения между явлениями. Такая связь может быть:

Психофизиология памяти рассматривает запоминание как установление таких ассоциативных связей (например, дата события связывается с его содержанием), а основой их образования становится условный рефлекс. И.П. Павлов считал, что временные нервные (ассоциативные) связи – явление, универсальное для всего животного мира. Структурно-функциональные изменения в нервной системе приводят к образованию физических привычек или следов памяти (энграмм), появившихся благодаря повторяющемуся воздействию раздражителя.

Важно помнить, что присутствующую во всех аспектах человеческой жизни память психология определяет в виде различных форм и на разных уровнях существования людей.

Память одно из важнейших свойств бытия — врожденное поведение любого живого организма основано на генетическом сохранении, проявляющейся в виде инстинктов и безусловных рефлексов, а приобретать и использовать индивидуальный опыт помогает характеристика памяти, развивающаяся благодаря научению.

Простыми механизмами научения являются:

  • привыкание , проявляющееся в постепенном снижении реакции на вторичные предъявления раздражителя;
  • сенситизация , проявляющаяся в уменьшении порога при повторных предъявлениях раздражителя;
  • условный рефлекс .

Самая простая форма запоминания, хранения и воспроизведения информации – узнавание уже воспринимавшихся раньше объектов, основанное на сопоставлении признаков данного предмета с энграммами. Эти следы считаются эталоном, по которому можно опознать воспринимаемый объект. Выделяют узнавание:

  • индивидуальное (узнается конкретный вторично предъявленный предмет);
  • родовое (узнавание нового предмета благодаря соотнесению с каким-то определенным классом предметов). Его сложная форма – объект не предъявлен, а воспроизводится в воображении.

Может быть произвольным и непроизвольным.

К сложным видам, запечатлевшим разные стороны индивидуального опыта, относится память:

Психофизиология памяти отмечает разницу в эффективности усвоения, хранения и воспроизведения между образной, эмоциональной и семантической (словесно-логической) памятью. С морфологической точки зрения основа эмоциональной и образной памяти — нейрональные сети , состоящие из расположенных в разных отделах мозга нейронных звеньев. Выпадение отдельных звеньев не нарушает структуру сети, поэтому материал фиксируется в большом объеме и легко воспроизводится. Семантическая память человека основана на цепочке последовательно соединенных звеньев, поэтому утрата даже одного элемента разрушает всю цепь и в результате невозможно вспомнить определенный объем информации.

Рассматривая, что такое память с точки зрения длительности закрепления и хранения, выделяют:

Наличие в нервной системе энграмм не является гарантией их воспроизведения, и это правило касается как врожденных, так и приобретенных навыков, условных рефлексов и поведенческих стереотипов. Ученые, рассматривая память с точки зрения воспроизведения информации, выделили:

  • Активную память как совокупность актуализированных энграмм (как только что образованных, так и старых). Актуализация энграммы происходит спонтанно либо благодаря воздействию внешних и внутренних факторов.
  • Пассивную — неготовую в настоящий момент к непосредственному воспроизведению.

Психология памяти связывает актуализацию старых энграмм с модулирующими системами мозга, которые контролируют уровень эмоционального напряжения, внимания и бодрствования. Актуализированные старые энграммы, использующиеся для различных целенаправленных действий, определяются как рабочая (оперативная) память человека.

Развитие памяти у человека начинается с рождения – если младенец до 3 — 4 месяцев не в состоянии удерживать образ воспринятого предмета дольше секунды, то после 4 месяцев длительность хранения информации увеличивается. В этом частично замешаны познавательные процессы. К году память ребенка способна фиксировать существующие между явлениями или предметами объективные связи и удерживать информацию в долговременной памяти детей.

Все процессы психики тесно взаимосвязаны, поэтому организация запоминания влияет на удержание информации, а качество сохранения сказывается на воспроизведении.

Запоминание может выглядеть как импринтинг (мгновенное запечатление информации). Подобные состояния возникают на пике эмоционального напряжения, вот почему данный механизм больше свойственен эмоциональной и образной памяти. При этом многократное повторение одного и того же стимула вызывает запечатление даже при отсутствии установки на запоминание.

Развитие памяти связано с желанием сохранить информацию и характерно для произвольного запоминания. Выделяется запоминание:

Познавательные процессы памяти, как одного из величайших свойств бытия, лучше происходят при самостоятельном поиске материала и преодолении препятствий – информация, данная в готовом виде, усваивается в меньшей степени. Помогает также структурирование информации и ассоциативные связи.

Источники:
Характеристика памяти
Память. Характеристики памяти: запоминание, сохранение, извлечение и воспроизведение информации. Типы Памяти: Иконинеская память, Кратковременная и
http://doctor-v.ru/med/memory/
Что такое память? Обзорная статья
Определение памяти человека: характеристика и её классификация, виды, формы. Развитие памяти ребенка, её психология и психофизиология, познавательные процессы.
http://pamyatplus.ru/harakteristika/chto-takoe-pamyat.html

COMMENTS