Функции делового общения

Основные функции делового общения

Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современный человек проводит на работе большую часть своей жизни. Изучение правил делового общения дает будущему специалисту обширный материал для понимания процессов, происходящих в деловом мире, открывает возможности для самосовершенствования с учетом знания психологических аспектов. Знание и умение использовать правила делового этикета, позволяет лучше ориентироваться в мире бизнеса. Кроме того, изучение психологии делового общения в значительной мере способствует лучшему пониманию не только других, но и самого себя, своих целей и интересов в деловом мире.

Цель настоящей работы – раскрыть понятие делового общения, обозначить его основные функции.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка научной и учебной литературы.

1. Понятие делового общения

Деловое общение – особый вид общения, который обладает своими специфическими формами и психологическими особенностями. В своем организационном поведении мы вынуждены постоянно учитывать правила служебной иерархии и профессиональной этики, нам приходится работать с приятными и неприятными людьми, учитывать специфику корпоративной культуры.

Баева О.А. подчеркивает, что обычно общением называют «. процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».[2, с. 5]

2. Структура и функции делового общения

Деловое общение всегда целесообразно. А значит и использование языковых средств в деловой речи четко подчинено личностной позиции по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении конкретной проблемы. Деловое общение, как в своей письменной (деловая корреспонденция и документация), так и устной (деловая речь) формах отличается высокой степенью конвенциональности, то есть жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана, и тогда мы говорим о речевом этикете, так и общеповеденческого (деловой этикет). Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.

Содержание делового общения – социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.

Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

3) кооперативность – вклад каждого должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора;

4) достаточность информации – говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

5) качество информации – не говори непроверенные данные, не лги;

6) целесообразность – не отклоняйся от темы, сумей найти решение;

7) ясность, убедительность – владей лингвистическими особенностями языка и тактикой общения;

8) учитывай индивидуальные особенности партнера по общению. [8, с.7]

Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм ее проявления. К ним относятся: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление, или презентация.

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной. Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции — информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. [9, с. 85)] Коммуникативная — просто передача информации, регуляционно-коммуникативная — налаживание поведения своего и других и аффективно-коммуникативная- представляет эмоциональную сферу человека

  1. информационно – коммуникативная функция.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Источник:
Основные функции делового общения
Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных
http://stud24.ru/records-management/osnovnye-funkcii-delovogo-obshheniya/148228-434291-page1.html

Функции делового общения

В общении выделяют три функции:

информационно-коммуникативная (коммуникативной) — состоит в обмене информацией между общающимися индивидами,

регуляционно-коммуникативная (интерактивной) — заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями),

аффективно-коммуникативная (перцептивная) — означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Письменные виды делового общения — это многочисленные служебные документы: письмо, протокол, отчет, докладная и объяснительная записка, заявление, договор, устав, положение, инструкция, распоряжение, приказ, и др.

Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся: приветственная, торговая (реклама), информационная речь, доклад (на заседании, собрании).

Деловой разговор — кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Деловая беседа — продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

Интервью — разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

Дискуссия; Совещание (собрание); Пресс-конференция.

Переговоры — обсуждение с целью заключения соглашения по какому — либо вопросу.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

Установка контакта (знакомство);

Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего;

Обсуждение интересующей проблемы;

Завершение контакта (выход из него).

Этапы подготовки и проведения публичного выступления

(3 основных этапа)

Определение темы и цели выступления.

Тему определяет либо автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, кратким, отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей. Необходимо ясно представлять какой реакции добиваешься — информировать, взволновать аудиторию, сформировать убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким — либо действиям.

Оценка аудитории и обстановки.

Уровень образования, интересы, пол, возраст, численность, а так же место проведения. Молодежь — нельзя льстить, поучать, уклоняться от острых проблем и вопросов. Профессионалы необходимы новые взгляды, подходы. Сложнее говорить с разнородной группой.

Использовать множество источников: и непосредственные материалы из личного опыта, опосредованные — официальные документы, результаты социологических опросов, статьи, научная и художественная литература, передачи радио и телевидения. Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает логику изложения, производит литературную обработку речи.

Заучивание, запоминание текста.

Происходит не только заучивание текста но и выбор невербальной составляющей (поза, мимика, расположение, интонации, на каждую минуту выступления приходится 20 — 25 минут подготовки).

Возможно путем чтение текста (дипломатические, торжественные, доклады); воспроизведение по памяти (с опорой на текст), свободная импровизация (экспромт). Важно установить контакт с аудиторией. Отношение говорящего к предмету, его заинтересованность, убежденность вызывают ответную реакцию. Важны, зрительный контакт и специальные слова и выражения, обеспечивающие обратную связь (мы с вами, подумайте), мимика, жесты (25%речь воспринимается зрительным путем), интонация (паузы), а так же использование специальных приемов: вопросно-ответный, юмор, отступление от темы.

Ответы на вопросы, ведение полемики.

Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции (но лучше не торопится с ответом), доброжелательности, владения юмором. Ответ предназначается всем присутствующим.

Необходим чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

Источник:
Функции делового общения
В общении выделяют три функции: информационно-коммуникативная (коммуникативной) — состоит в обмене информацией между общающимися индивидами, регуляционно-коммуникативная (интерактивной) —
http://studfiles.net/preview/5410778/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как понять что мужчина весы разлюбил Все способы возвратить мужчину ВесыОбаятельный мужчина Весы околдовал, очаровал нежностью, покорил твое сердце и внезапно… (2)

Ласковые названия животных 10 самых милых животных (10 фото)В животном мире существуют самые удивительные и милые создания. Эта… (2)

Идеи для отношений на расстоянии Как оригинально и красиво поздравить любимого мужчинуКак оригинально и красиво поздравить любимого мужчину. Неважно сколько… (2)

Письмо женатому любовнику о расставании Письмо женатому мужчинеПривет, любимый! Решила написать тебе письмо. Странно, конечно, но не могу признаться во… (2)

Письмо парню в армию на новый год Письмо солдатуМы с тобой редко говорим по телефону, но мне все равно это очень важно… (2)

COMMENTS