Фрейд философия

Реферат: Философия Фрейда

Формирование философских взглядов

(Формирование философской теориибессознательного)

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном городе, в

семье мелкого торговца. Вскоре семейство Фрейдов переехало в Лейпциг, а затем

З.Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили

силу. Его отец придерживался либерально-просветительских взглядов и, по

утверждению домашних, был»законченным свободомыслящим». Еще до рождения сына

он перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых

и бытовых предписаний иудаизма. Под влиянием отца в мальчике рано пробудилась

любовь к книгам и страсть к знаниям. Он получил типичное для выходца из

мелкобуржуазной еврейской семьи образование: : частная школа, гимназия,

В гимназические годы мировоззрение З.Фрейда формировалось под влиянием идей

рационализма и естественнонаучного эмпиризма(вера в прогресс,в равенство

возможностей,в свободу личности и т.д.)

Знакомство З.Фрейда с идеями европейского рационализма и свободомыслия

оказало заметное влияние на его развитие.Он свято верил во всемогущество

человеческого разума и конечную победу научного

мировоззрения.Религия,напротив,в его представлении была главным источником

человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса.

Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучени

естественных наук.Физика,химия, биология оказались авангардными областями

знания. Среди интелигенции усилился интерес к научной литературе, большую

популярность приобрели публичные лекции и демонстрации различных опытов. В

этих условиях интересы юноши, первоначально мечтавшего о карьере

политического деятеля, приобрели иную направленность.

Еще в гимназии Фрейд познакомилсяя с учением Ч.Дарвина, который впервые

поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и

преемственность между ними. Знакомство с эволюционной теорией Дарвина

произвело подлинный переворот в сознании Фрейда, породив его надежды на

небывалый прогресс в познании мира.

Семнадцатилетний Фрейд решил посвятить себя науке,он испытывал в тот период

«непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира и по

возможности сделать что-либо для их решения». Но осуществлению честолюбивых

замыслов юноши препятствовала государственная политика Австро-

Венгрии,ограничивавшая сферу деятельности евреев коммерцией,юриспруденцией и

медициной. Путь в науку был закрыт, и Фрейд был вынужден выбрать медицину,

как область более близкую к естествознанию.

В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета и

через 8 лет получил степень доктора медицинских наук.Учебные занятия Фрейд

совмещал с работой в Институте физиологии при Венском универстиете,

руководимым Эрнстом Брюкке(1819-1892 гг.).Сотрудничество с этим выдающимся

ученым существенно укрепило научный, рационалистический склад мышления

Фрейда. Под руководством Брюкке Фрейд осуществил несколько оригинальных

исследований, способствовавших оформлению материалистической теории

нейронов. Сама логика научного исследования вела его на позиции

есественнонаучного материализма. Он был убежден, что органом психики

являяется мозг, и психические процессы существуют в неразрывной связи с

физиологическими, что мир материальных предметов существует независимо от

человеческого сознания и наши знания о нем начинается с возбуждения

органов чувств. Революция, совершавшаясяя в естествознании, требовала

мировоззренческого осмысленияя научных открытий, и это дало новый толчок

интересу Фрейда к философии.

В 1874-1875 гг. он прослушал цикл лекций немецкого философа-идеалиста

Ф.Брентано(1833-1917).Его учение о психических актах как направленых

действиях души ,его полемика с английским психиатром Г.Модели по проблемам

бессознательного вызвали живой интерес Фрейда.

Увлечение позитивистской философией было довольно распространенным явлением

среди естествоиспытателей того времени и объяснялось известной близостью

позитивизма, то есть того его крыла, которое восходило к естественнонаучному

материализму. Влияние позитивизма на формирование его взглядов существенно

корректировалось характером его научных интересов. Он не питал доверияя к

метафизике, противопосталяя ей мировоззрение, основанное на системе знаний о

мире. Он был убежден в единстве и универсальности законов природы.

Однако «материализм» Фрейда носил ограниченный характер, то есть был

стихийным, неоформленным. Эта неоформленность, отсутствие серьезной

теоретико-познавательной подготовки, слабое знание диалектики, привели к

тому, что будучи материалистом «внизу», то есть в объяснении явлений природы,

Фрейд оставался идеалистом «вверху», то есть при решении социальных и

гносеологических проблем. Подчеркивалось «коренное расхождение материализма

со всем широким движение позитивизма». Идейная эволюция Фрейда всецело

подтвердила это. Оставив, полтора десятилетия спустя, скальпель и микроскоп,

Фрейд, по существу расстался с материализмом, хотя он никогда не отрекался

от убеждений молодости. Наступил момент, когда он приступает к

самостоятельной научной деятельности. После 1881г. Фрейд открыл врачебный

кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе

естесственнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что «телесным органом»

ментальной жизни является мозг и нервная система.

Наука о человеческой психике стояла на пороге великих открытий. Но Фрейд не

мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно

скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда

прекрасно видны в 1833 г., когда он начал изучать действие кокаина на

себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью

некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась

В 1879 г. был создан первый в мире Институт психологии. Фрейд занялся научной

работой и искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. В

1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии, Фрейд

получил возможность ехать на стажировку в Париж во всемирно известную клинику

«Сальпетриер». В ту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-1893 ), по

мнению которого причины функциональных психических расстройств следует

искать не в анатомии, а в психологии. Эта мысль глубоко запала в сознание

Фрейда. Через несколько лет, продолжая без особого успеха испытывать

различные фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных,

Фрейд натолкнулся на книгу, ученика Шарко — доктора И.Бернгейма (1837-1919

) «Внушение и его применение в качестве терапии», в которой описывались

результаты лечения невротиков методом гипнотического внушения.

В 1889 г. Фрейд едет в Нанси. Метод гипноза произвел на Фрейда большое

впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному

исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его

эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было

приказано по пробуждении раскрыть стоявший в углу зонтик, что она и сделала.

На вопрос экспериментатора, зачем она раскрывает в помещении зонт, она

сказала, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт гипнотического

внушения полностью выпал из ее памяти, и лишь путем настойчивых расспросов

экспериментатору удалось заставить женщину вспомнить истинную причину своего

поступка. Совершение действия, об истинной причине которого человек не

подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда

осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы,

что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Фрейд вернулся в Вену

Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий эффект и лишь

затрудняет понимание природы нервно-психических заболеваний.

На основе другого случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством

мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза воспроизводила

травмировавшие ее психику воспоминания(с болезнью и смертью отца),

болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом

является заменителем подпвленного импульса и что им открыт новый метод

лечения истерии(катарсический). Фрейд делает вывод о «энергетической теории»,

по которой организм располагает постоянным количеством психической энергии.

Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она

задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе

патологический симптом. Эта работа подводила итог многолетним исканиям

Фрейда. В этой работе был высказан ряд соображений(о необходимости различия

сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли

эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда. В

процессе изучения Фрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного.

Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозовон обратил внимание на

патогенные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных

конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты

были восприняты Фрейдом как первое и главное свидетельство существования

бессознгательного. Поскольку же их содержанием в большинстве случаев

оказывалось для больного нечто неприятное, постыдное, с точки зрения

социальных и нравственных норм неприемлмое, Фрейд предположил, что

бессознательный характер этих активно конфликтующих психических сил

обусловлен особым защитным механизмом, получившим название «вытеснение». По

мере развития психоанализа, представления Фрейда о бессознательном уточнялись

и усложнялись. Фрейд начинает строить свою науку о бессознательной

психической деятельности. Согласно которой, невроз является защитной реакцией

психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания. Дальнейшее

развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительной роли

сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипнозов и

замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение

учения о бессознательном.

По мере того, как психоанализ из метода объяснения и лечения неврозов

превращался в науку о бессознательных психических процессах, в нем все

большее место стали занимать проблемы личности. Фрейд исследовал всю гамму

«наклонностей, увлечений, мотивов и намерений индивида». Фрейд предложил

новую структурную модель психики.

Психоанализ Зигмунда Фрейда.

Творческую эволюцию Фрейда, когда он окончательно встал на путь разработки

психоанализа, можно разделить на три периода:

ранний период (1895-1905)

период1ой психоаналитической системы(1905-20)

период2ой психоаналитической системы(1920-39)

Основными теоретическими достижениями раннего периода были концепция

психоанализа и учение о психическом аппарате,базирующиеся на идее

бессознательного.Психический аппарат Фрейд рассматривал в 2х аспектах-

топографическом и динамическом. При топографическом подходе в психике

выделяют три области — сознание, предсознательное и бессознательное.

Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены

бессознательные желания. В широком смысле это совокупность психических

процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Согласно концепции бессознательного, необходимые идеи могут вступать между

собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают

на него воздействовать, не теряя динамических свойств. От сознания окно во

внешний мир — бессознательное отгорожено областью предсознательного.

Предсознательное — это разумное Я человека, память, мышление. Область

сознания Фрейд связывал в основном с восприятием внешнего мира.

Источником психической динамики являются желания бессознательного,

стремящиеся к разрядке в виде действия. Для этого им нужно попасть в

сознание, управляющее реализацией поведенческих актов. Это возможно лишь при

посредничестве предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний

бессознательного. Позднее Фрейд уточнил, что психическая деятельность

бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая

деятельность предсознательного подчиняется принципу реальности. Соединяясь с

реальностью внешнего мира, предсознательное вытесняет обратно в

бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические,

асоциальные ), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие

активность неразряженные желания находят «окольные пути» проникновения в

сознание, маскируясь и обманывая «цензуру». К числу таких путей относятся

сновидения (Фрейд назвал их «королевской дорогой» в бессознательное), грезы,

случайные ошибочные действия, шутки и обмолвки, а также симптомы психической

патологии. Природа этих феноменов одинакова; они выступают в качестве

компромисса, служащего удовлетворению желаний и цензурных требований

Концептуальное ядро теории Фрейда, сложившееся в ранний период, стало

основой первой психоаналитической системы. Другим ее камнем явилось учение о

ЛИБИДО и детской сексуальности. В связи с учением о ЛИБИДО поучает дальнейшее

развитие, наметившийся в ранний период, энергетический подход к психике.

Психическая энергия с 90-х годов была интерпретирована Фрейдом как энергия

ЛИБИДО. Фрейд описал способы превращения ЛИБИДО.

Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или не разряженным

вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии под действием

реактивных образований (стыд,мораль).

С точки зрения учения о ЛИБИДО процесс психического развития человека есть в

своей сущности процесс превращений его сексуального инстинкта.

После первой мировой войны критика заставила Фрейда пересмотреть структуру

инстинктов. Он вводит новую дуалистическую схему, где действующие в психике

инстинктивные импульсы трактуются как проявление двух космических «первичных

позывов» — Жизни и Смерти.

В работе «Я и Оно» (1923 г.) Фрейд развертывает структурную концепцию

психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций

Бессознательное Оно — это по Фрейду,»кипящий котел инстинктов».

Задачей Я является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы

вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований

следит Сверх-Я. Данными теоретическими нововведениями первая

психоаналитическая система была преобразована во вторую. Учение Фрейда, не

будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он

связан прежде всего со специфическим осмыслением Фрейдом человека и культуры.

В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в

человеке, сексуальных и агрессивных импульсов и культуры.

Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний

бессознательного и существует за счет энергии ЛИБИДО.

В работе «неудовлетворенность в культуре»(1930) Фрейд приходит к заключению,

что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению

чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. При

объяснении происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил из

убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических

закономерностей, а также в одинаковости формирования нормальных и

патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между

симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию

«коллективным неврозом», наличие в психике у человека типических форм

реагирования (Эдипов комплекс и комплекс Электры ).

Эдитов комплекс — это совокупность психических процессов, которые согласно

психоанализу, формируются у мальчиков в результате вытеснения в раннем

детстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу (как к

сопернику). Термин обязан своим происхождением древнегреческому мифу,

порвествующему о трагической судьбе Эдипа, который, женившись на вдове

убитого им царя Фив, неожиданно узнал, что он был его отцом.

Источник:
Реферат: Философия Фрейда
Формирование философских взглядов (Формирование философской теориибессознательного) Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном городе, в семье мелкого торговца.
http://www.ruhc.ru/r_e_f_e_r_a_t_y_f_i_l_o_s_o_f_i_ya/r_e_f_e_r_a_t_f_i_l_o_s_o_f_i_ya_f_r_e_j.html

Фрейд и его философия

Направление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления установить истину. Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизме Фрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко выраженное идеологическое звучание.

Проблема религии занимает особое место в социальной философии психоанализа. Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованиях общепсихологического и социально-философского характера.

Определив религию как “проецированную во внешней мир психологию”, Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубоких истоков, берущих свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основы мифов о рае и аде, добре и зле, боге и бессмертии. Таким образом, генеральную задачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратить “превратить метафизику в метапсихологию”, т.е. свести учение о сверхчувственной реальности к общей теории человеческой психики.

Фрейд считал, что религия — это не просто массовая иллюзия, но иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состояний. Как и невроз, она возникает вследствие подавлении первичных природных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий и ритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающий людям приспособится людям приспособиться к невыносимым условиям своего существования.

Очевидно, здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность. Ему удалось выяснить интересные параллели между ритуализмом невротика и верующего, а именно: символизм, стереотипность, принудительнось совершаемых действий, иллюзорность лежащих в их основе идей.

Но, разумеется, главным пороком религиоведческой концепции Фрейда был ее полный антиисторизм. Она покоилась на сложной цепи историко-психологических параллелей, в основе которых лежало размывание граней между нормой и патологией, психологическим и социальным. Полагая, что основное ядро человеческой психологии неизменно, Фрейд считал возможным уподоблять психику ребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребенка.

Религиоведческая концепция Фрейда, таким образом, представляет собой крайне запутанное и противоречивое явление. Собственно здесь и сталкиваются с парадоксальным несоответствием между мировоззренческой позицией ученого и ее теоретическим обоснованием, между характером поставленных проблем и методами их решения, между субъективными намерениями и объективным результатом его исследовательских усилий.

28.3pt» align=»center»>1.1. “Коперниковский переворот”: замыслы и итоги

Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важность поставленных Фрейдом проблем. Привлечение внимания научной общественности к сложной и малоисследованной стороне психической жизни человека, не осознаваемый им, но отнюдь не пассивной, действительно имело большое теоретическое и практическое значение. “По существу, — отмечает А.Е. Шерозия, — это означало попытку найти особую форму модификации человеческой психики за пределами сознания и сделать ее предметом объективного наблюдения. . Благодаря этому в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и наяву, как в норме, так и в патологии”. Проблема, таким образом, поставлена точно и своевременно, но найти нужный ключ к ее решению Фрейду, к сожалению, не удалось.

Психоанализ представляет собой крайне противоречивое учение, в которой факты сосуществуют с домыслами, язык строгой науки совмещается с языком иносказаний и образов. Причем, в большинстве случает позитивные моменты не даны в теории Фрейда в чистом виде. Они сплошь и рядом затемнены и искажены терминологическими ухищрениями, произвольными заключениями и непроверенными гипотезами.

Фрейд не раз называл психоанализ своим “детищем”. Поэтому, рассматривая религиоведческие воззрения Фрейда в рамках общей теории психоанализа, нельзя не коснуться тех вех его жизни и творчества, которые оказали непосредственное влияние на их оформление и развитие.

28.3pt» align=»center»> 1.2. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.

В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма. Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Еще в гимназические годы Фрейд познакомился с учением Ч. Дарвина, составившего целую эпоху в истории научного знания.

В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венского университета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Под руководством Э. Брукке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствующих оформлению материалистической теории нейронов. Он был убежден, что органом психики является мозг и психические процессы существуют в неразрывной связи с физиологическими. Академическая карьера, несмотря на успешную исследовательскую работу, была для него закрыта. Крушением творческих планов усугублялось тяжелым материальным положением семьи. Пройдя стажировку в Венской народной больнице, Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов.

Однако очень скоро он обнаружил, что не располагает ни какой теорией, ни эффективными методами, необходимыми для борьбы с этим распространенным, но совершенно не изученным заболеванием. Затруднения Фрейда были естественным отражением общих трудностей науки его времени.

Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние, нетерпение Фрейда прекрасно отражает история с кокаином (1883 г.), действие которого он изучал на себе и близких. Эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторым его добровольным испытуемых.

Начальный этап научной деятельности Фрейда совпал с расцветом в неврологии физико-химического направления исследователей. До тех пор пока Фрейд занимался собственно нейрофизиологией, гистоанатомией и органической невропатологией, методологические принципы физико-химического подхода вполне себя оправдывала. Но, как только он приступил для изучения высших форм психической деятельности, ограниченность подобных методов сразу дала о себе знать. "Медики, — вспоминает Фрейд в последствии, — были воспитаны в духе исключительно высокой оценке анатомических, физических и химических методом. К оценке психического метода они не были подготовлены, т.е. они отнеслись к нему безразлично или отрицательно. Мало чем могла помочь Фрейду и психология, которая делала свои первые шаги.

Фрейд искал таинственную причину певрозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии в Венском университете, Фрейд получил возможность поехал на стажировку в Париж, во всемирно известную клинику "Сальпетриер", которую возглавлял крупнейший невропатолог Жан Мартен Шарко. Мысль Шарко о том, что причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии, глубоко запала в сознание Фрейда.

Натолкнувшись на книгу доктора Ипполита Бернгейна "Внушение и его применении в качестве терапии", он попытался применить гипноз в целях лечения больных. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждению открыть зонтик, что она и сделала. На вопрос, зачем она открыла зонтик, пациентка смущенно ответила, что хотела удостовериться ее ли зонтик.

Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий результат и затрудняет понимание природы нервно-психологических заболеваний. Поэтому под гипнозом необходимо заставить больного вспомнить, заново пережить и тем самым разрядить подавленный психический импульс, вызвавший болезнь. Обобщив накопленный материал, Фрейд пришел к выводу, что организм располагает постоянным количеством энергии психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический импульс. Смысл предложенного состоял в том, чтобы "разрядить" патогенный заряд психической энергии. Эта работа подводила итого многолетним изысканиям Фрейда.

1.3. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда

Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека существуют две качественно разнородные сферы: сознание и бессознательное. К первой относятся все психические акты, "присущие в нашем сознании и воспринимаемые нами", ко второй — все, что не дано непосредственно в самосознании. Сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, лежащего на границе внутреннего и внешнего мира. Здесь происходит переработка как внешних, так и внутренних импульсов. Сознание, писал Фрейд, локализуется в мозговой коре.

Акцентировав внимание на роли сексуальных влечений как основы психологической динамики, Фрейд довел до логического конца основной принцип инстинктивизма, тем самым невольно показал абсурдность любых попыток сконструировать внутренний мир человека с помощью тощей схемы, состоящей из одного или нескольких инстинктов, потребностей или влечений.

Фрейд обратил внимание на частые совпадения болезненных воспоминаний пациентов с их детским сексуальным опытом. Эти факты навели Фрейда на мысль, что источником психических заболеваний является сексуальная травма, что истерия, например, связанна с имевшим место в детстве пассивным совращением ребенка кем-нибудь из взрослых, а невроз навязчивости — с активным соучастием самого пациента в акте совращения.

Сексуальные влечения в то время представляли собой не просто слабоизученную проблему, но и область, окруженную огромным количеством предрассудком и социальным табу, заставивших многих видных ученых сознательно обходит ее стороной.

Систематически наблюдая в своей практической деятельности различные отклонения в сексуальной сфере, Фрейд переоценил ее значение в жизни нормального человека. Вынеся проблемы пола за пределы социальных и исторических рамок, Фрейд неизбежно биологизировал их, что и нашло отражение в отнесении сексуальных влечений к разряду изначальных и чуть ли не единственных детерминант человеческого поведения.

Он многие годы работал в одиночестве. Но уже в 1902-1903 гг. вокруг него начал складываться кружок учеников и единомышленников и 1907 г. в Цюрихе создается Общество Фрейда.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

2.1. Случай и суеверие. Невроз и религия

Постулировав детерминированность любых психических феноменов и возможность при правильном истолковании предвидеть их дальнейшие последствия, Фрейд не мог не заметить, что в роли предсказателя будущего психоанализа весьма напоминает наукообразное суеверие.

Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовне несознательных мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать их источник во внешний мир. Этот механизм, по мнения Фрейда, лежит в основе любых форм суеверия, в том числе самого массового и устойчивого суеверия человечества — религии.

Фрейд пытается “найти земное ядро” туманных религиозных представлений, свести “небесное” к “земному”. Он видит в религии мистифицированную психологию, которую наука должна очистить от груза “священных” наслоений. Продуктивность этого метода была блестяще доказана Фейербахом в работах “Происхождение христианства” и “Лекции о сущности религии”. Фрейд, видевший в религии лишь проекцию внутрипсихических процессов, допустил ошибку — антропологизировал и психологизировал религию.

Сопоставляя рутуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том, что “легко видеть, в чем состоит сходство невротика со священнодействием религиозного ритуала: в угрызениях совести при неисполнении в полной изоляции (запрещение мешать) и добросовестном выполнении мелочей”.

2.2. Происхождение религии

Размывание границ между индивидуальным и общественным, психологическим и социальным, нормой и патологией, здоровью и болезнью, послужило методологической предпосылкой для широкой серии историко-психологических параллелей, легших в основу психоаналитической концепции происхождении религии.

В работе “Тотем и табу” Фрейд считал, по собственному определению, попытался “разработать с помощью психоанализа проблему народов которая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретам кровосмесительства и веления совести”.

Фрейд был хорошо знаком с современной ему историко-религиоведческой и энтографической литературой по проблеме тотемизма. Правда, ни одна из этих теорий не удовлетворяла Фрейда, ибо, с его точки зрения, все они были слишком рациональными. Психологические теории связывали возникновение тотемизма с верой в духов, со страхом перед демонами, т.е. по существу, отожествляли тотемизм с анимизмом.

Критикуя подобный подход к проблеме тотемизма, Фрейд проявил известную проницаемость. Согласно Фрейду, все существующие теории не раскрыли глубинных истоков тотемизма, и, чтобы восполнить этот пробел, он берет на себя смелую попытку осветить при помощи психоаналитического метода то, что оставалось темным и сомнительным в психологии народов.

В основе исследования сущности и природы тотемизма у Фрейда положена идея о принципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальной психологии. “В душевной жизни народов, — пишет он, — должны быть открыты. подобные процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивидуума”. В каждом цивилизованном человеке, утверждал Фрейд, сидит дикарь. И это утверждение не было для основателя психоанализа простой метафорой. Каждый человек, по мнению Фрейда, от рождения несет в себе груз архаического наследия человечества, который “включает не только предрасположения, но и идейное содержание, следы воспоминаний, опыта прежних поколений”.

Согласно Фрейду, отложившееся в бессознательной сфере психическое наследие прошлого не остается бездейственным. Оно постоянно дает о себе знать, проявляясь во множестве замаскированных форм. Наиболее явственно это архаическое прошлое обнаруживается себя в моменты, когда контроль со стороны сознания ослабевает. Таким состоянием, присущий всем людям, является сон. Поэтому первым местопребыванием прошлого в духовной жизни человека Фрейд считал именно сновидения. Фрейд рассматривает сон как пример регрессии, возвращения к прошлому, как форму возрождения древних инстинктивных импульсов, как реставрацию “первобытного нарциссизма”.

Другим местонахождением прошлого Фрейд считал детство. Аналогия между зарей цивилизации и детством человека, между дикарем и ребенком, приобрела широкую популярность в начале ХХ веке среди представителей общественных наук, механически переносивших диалектику эволюции биологических видов в область социального развития. Суть ее состояла в том, что ребенок в процессе роста вкратце повторяет путь духовного развития человечества, последовательно двигаясь от дологических религиозно-магических форм мировосприятия к современному научному мышлению. В период детства человек, по мнению Фрейда, должен проделать огромный путь от каменного века до участия в современной цивилизации.

Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь. Взгляд на психическое расстройство как на “регрессию”, возвращение психики на более низкие ступени развития не был оригинальным. Эту идей еще в начале ХIХ века отстаивал немецкий психолог-идеалист К.Г. Карус. Позднее аналогичную точку зрения развивали и другие ученые. Суммировав и доведя эти идеи до логического конца, Фрейд пришел к прямому отожествлению ненормальности с первобытностью. Фрейд утверждал, что основной комплекс невроза заключается в отношении к родителям, находящимся во власти инцестуозных желаний, т.е. является тем самым комплексом, который присущ любому ребенку и должен быть преодолен в процессе его роста и развития.

Круг, как видно, замкнулся. Цель аналогий и уподобления привела Фрейда к следующему: поскольку основные характеристики табу и невроза навязчивости совпадают, а психологический механизм невроза известен, то он решает по аналогии с табу смоделировать механизм действия табу.

Опорными пунктами фрейдовской концепции происхождения тотемизма стали психоаналитическая трактовка детской сексуальности, концепция происхождения трапез и теория “циклопической семьи”.

Согласно Фрейду, табу призвано обуздать сексуальные, агрессивные, эгоистические влечения и импульсы. Вот здесь и пролегает демаркационная линия между табу и неврозом.

2.3. Табу как форма социальной регуляции

Главная причина неудачи Фрейда на ниве исторического религиоведения коренится в изначальной заданности его концепции, возникшей до и независимо от изучения конкретно-исторической реальности.

Осуществить эту задачу без насилия над фактами было невозможно. Произвольность в отборе и интерпретации эмпирического материала дает себя знать уже в первых очерках “Тотема и табу”, посвященных анализу первобытной татуации.

Это явление впервые было обнаружено в конце ХV111 веке английским мореплавателем Куком в Полинезии. Позднее аналогичные формы социального регулирования были открыты у многих народов мира. Само понятие “табу” имеет двойственный смысл (святой; запретный) и означает категорический запрет.

Фрейд исследование сущности табу начинает с уже известного тезиса о сходстве религии и невроза, иллюстрируемого на этот раз на материале первобытной табуации.

Взглянув под таким углом зрения на табу, Фрейд приходит к мнению о том, что табу является очень древним запретом, наложенным кем-то из вне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильнейших вожделений людей. Сильное желание нарушить его остается в бессознательном.

Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз. В отличие от невроза оно имеет не сексуальное, а социальное происхождение, т.е. инициировано социальными влечениями, которые произошли от слияния эгоистических и эротических компонентов.

Анализу психологических механизмов возникновения функционирования института первобытной “табу” Фрейд посвящает два очерка: “Боязнь инцеста” и “Табу и амбивалентность чувств”. Понимание “табу”, согласно Фрейду, является результатом уподобления его навязчивым. И тем и другим присущ:

· немотивированность — их происхождение неизвестно, рациональное обоснование отсутствует;

· принудительность — их соблюдение происходит как бы помимо воли и желания индивида;

· способность к сдвигу — табуированные объекты могут передавать свои опасные свойства другим предметам и лицам:

· ритуализм — соблюдение и особенно нарушение запрета обычно сопровождается сложным магическим действием церемониала.

Постепенно различные виды табу все теснее срастались с религией и, в конце концов, растворились в системе религиозно-нравственных предписаний и запретов. Кажущаяся произвольность и иррациональность табу объясняется не доминирующей ролью бессознательного, а условиями и предпосылками, вызвавшими к жизни эту форму социальной регуляции.

Указание Фрейда на бессознательный, амбивалентный характер табу, безусловно, заслуживает внимания, хотя эти свойства и не имеют того универсального значения, которое им придает психоанализ.

2.4. Теория атеизма

Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следует сказать о его понимании психологической природы атеизма. В своих работах он исходил из идей параллелизма индивидуального и исторического развития. Если религия вырастает из трудностей прохождения Эдипова комплекса, то атеизм, по мнению Фрейда, коренится в их продуктивном преодолении. “Психоанализ — писал Фрейд, — научил нас видеть интимную связь между отцовским комплексом и верою в бога, он показал нам, что личный бог психологически не что иное, как идеализированный отец, и мы наблюдаем ежедневно, что молодые люди теряют религиозную веру, как только рушится авторитет отца”.

Так, например, категорически отрицая идею богодухновенности религии, Фрейд в то же время склонялся к выводу о врожденном, обусловленном Эдиповым комплексом характере религиозной потребности. Клеймя религию как “коллективный невроз навязчивости”, как “массовую иллюзию”, он одновременно видел в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

Но в психоанализе теологи нашли для себя не только наукообразное обоснование религиозного иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей практической деятельности. В истории науки немало примеров, показывающих, что личное неприятие религии, не опирающее на научные основы, либо остается частным фактором биографии, либо вырождается в нигилистическое бунтарство, не имеющих сколько-нибудь серьезных общественных последствий.

Более того, лишенный позитивного содержания религиозный нигилизм сам является разновидностью “превратного сознания” и потому рано или поздно превращается в разновидность сексуальной религии, из которой теологи охотно черпают для своих систем новые идеи и аргументы. Именно эта судьба была уготована Фрейду, который помимо воли с течением времени из убежденного защитника разума превратился в апостола веры, попирающий разум, из социального реформатора, освобождающих человечество от вековых иллюзий и заблуждений, — в творца псевдонаучного мифа, ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.

Религиоведческая концепция З. Фрейда представляет собой смесь реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и мифотворчества.

Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели на нет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализе Фрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности,

Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда. Судьба Фрейда и его религиоведческого наследия говорит о том, что последовательный атеизм возможен лишь на базе диалектико-материалистического мировоззрения.

Попова М.А. Фрейдизм и религия. — М.: Наука, 1985. — 200 с.

Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. — М.: Философия, 1985. — 175 с.

Источник:
Фрейд и его философия
Направление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого
http://bobych.ru/doklad/other/freid.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Парень говорит что хочет меня 15 признаков, что женщина нравится мужчинеОчень часто мужчины не признаются в своих чувствах, даже если… (3)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (3)

Брачное чтиво измены Брачное ЧтивоПередача "Брачное Чтиво" обнародывает факты супружеских измен, особа не разбираясь в причинах : "Почему… (2)

Каких мужчин женщины считают привлекательными Нет, это не от того, что все женщины меркантильны. Если посмотреть на женскую природу, все… (2)

К чему снится свой ребенок которого еще нет К чему снится ребенок - видеть детей во сне Ребенок - символ надежды, будущего. Поэтому,… (2)

COMMENTS