Физическое развитие детей

Здоровье и физическое развитие детей

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Здоровье и физическое развитие детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Рассмотрим взаимосвязь здоровья и физического развития детей, которое является одним из ключевых показателей здоровья ребенка. Обоснована необходимость регулярной оценки уровня физического развития ребенка с целью преодоления возможных заболеваний на ранних этапах их возникновения.

Здоровье и физическое развитие находятся в тесной взаимосвязи. У детей с имеющимися нарушениями здоровья – замедлено или значительно ухудшено физическое развитие. Физическое развитие детей представляется в совокупности морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи в детском возрасте. Оно неразрывно связано с воспитанием тяги к здоровому образу жизни.

Проблема здоровья и физического развития детей широко изучена в медицине. Еще в XIX веке русские ученые Ф. Ф. Эрисман и Н. В. Зак установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.

В период советской власти о здоровье и физическом развитии детей писали такие ученые как: А. Н. Антонова, М. Д. Большакова, М. А. Минкевич, Е. П. Стромская, Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, В. О. Мочан и др. В настоящее время проблемам детского развития и здоровья большое внимание уделено в трудах таких специалистов как: В. В. Голубев, А.А. Баранов, Н.В. ЕжоваН.П., Шабалови др. [7]

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:

  1. рост,
  2. вес,
  3. окружность грудной клетки,
  4. емкость легких,
  5. мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:

  1. сердечно-сосудистой,
  2. дыхательной,
  3. пищеварительной,
  4. опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей.

В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.[4]

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности [6].

Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой[2] в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.

Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:

  1. Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  2. Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  3. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  4. Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  5. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние [].

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам [6].

Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам.

Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка [4].

Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте [7].

Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (? – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже [3].

Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений[3].

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1? и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире [7].

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака [1].

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или «коридор», центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность «коридоров» между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 «коридора», развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр «Академия», 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.

Источник:
Здоровье и физическое развитие детей
Показатели физического развития, его оценка и значение для здоровья детей.
http://odiplom.ru/lab/zdorove-i-fizicheskoe-razvitie-detei.html

Физическое развитие детей

Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже немедики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.

С тех пор как появилась педиатрическая наука, ученые постоянно предпринимают попытки создания научно разработанных нормативных таблиц для оценки любых показателей, а особенно тех, которые с возрастом претерпевают существенные изменения. Это в первую очередь относится к оценке физического и психомоторного развития детей.

Готовясь к любому посещению врача-педиатра, измерьте рост, вес, окружности груди и головы ребенка, оцените полученные результаты по таблицам, а на приеме сообщите их врачу. Этим вы окажете существенную помощь как доктору, так и своему малышу. Хочется дать еще один совет: ежегодно, в день рождения сына или дочери, производите измерения и оценивайте их, а также сверяйте показатели психомоторного развития малыша с нормой. При условии столь тщательного наблюдения за развитием ребенка в вашей семье никогда не возникнет ситуации, при которой родители хватаются за голову с возгласом: «Как же так мы не заметили, что ребенок так сильно отстает в физическом развитии!»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Начнем разговор с оценки физического развития ребенка. Прежде всего, родителям необходимо четко уяснить, что ребенок — это не взрослый в миниатюре! Он растет и развивается по своим законам.

Мы привыкли отсчитывать возраст ребенка от даты его рождения. Такой возраст следует рассматривать как паспортный. В некоторых странах за точку отсчета принимают не время рождения, а день предполагаемого зачатия, что биологически более правильно. Ведь жизнь человека начинается не со дня его рождения, а с момента слияния ядер половых клеток его родителей: сперматозоида отца и яйцеклетки матери. Когда-то каждый из нас представлял собой одну-единственную оплодотворенную яйцеклетку, названную учеными зиготой. Именно в ядре зиготы очень плотно «упакован» весь генетический материал о человеке: там хранится информация и о его половой принадлежности, и о том, какого максимального роста он достигнет, и какой размер обуви будет носить, когда станет взрослым, и каков будет цвет глаз, кожи, волос, и какие у него будут способности и таланты, и многое-многое другое.

Антропометрические показатели отражают прежде всего биологический возраст ребенка. Оценку биологического возраста очень важно проводить не столько в статике, сколько в динамике, при этом надо обязательно отметить качество и темп развития ребенка, изменение пропорций тела, внешнего облика, его мышечной силы, жизнестойкости и работоспособности.

Каким же законам подчиняется рост ребенка? Рост ребенка — прямое отражение процесса его развития. Если малыш не растет — он не развивается! Увеличение длины тела является очень важным и тонким показателем развития ребенка в целом.

На процесс роста влияет множество факторов. В первую очередь рост зависит от питания, от обеспеченности организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ — нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и множества других веществ.

В значительной степени рост ребенка определяется наследственностью. Известно, что рост контролируется более чем сотней генов, которые окончательно реализуют свое влияние к 18 годам. В какой-то мере можно определить воздействие родительских генов и прогнозировать окончательный рост ребенка по формуле Таннера, которая будет приведена ниже.

В периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие школьные и внешкольные нагрузки, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы школьных неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется.

Большое влияние на рост оказывает пол ребенка. Ни для кого не секрет, что мальчики растут быстрее и становятся выше девочек. Исключение составляет лишь короткий возрастной отрезок, предшествующий началу полового созревания, когда происходит ускорение роста. У девочек этот рывок наступает на 1 -2-3 года раньше, чем у мальчиков. Примерно в 4-5-6-м классе коллектив детей выглядит очень забавно: маленькие мальчишки среди солидных покрупневших и начинающих округляться девочек с начальными признаками полового созревания. Однако такая ситуация сохраняется недолго, после 13—14 лет мальчишки берут реванш и в целом перегоняют девочек.

Чем ребенок меньше, тем интенсивнее он растет, с возрастом скорость роста снижается. На протяжении детства скорость роста различна: периоды ускорения сменяются периодами относительно медленного роста. Особенно быстро растет ребенок внутриутробно. Подумать только, начав с одной оплодотворенной яйцеклетки размером 200 микрон, что составляет 1/50 часть миллиметра, к моменту рождения младенец достигает 50 сантиметров, то есть его рост за 9 месяцев внутриутробной жизни увеличивается в 25 000 раз!

После рождения особенно интенсивно ребенок растет на первом году жизни, прибавляя в росте на 10-11 сантиметров. После года до 3-5 лет темпы роста снижаются. Наступает так называемый период первого округления, или первой полноты. В этом возрасте ребятишки имеют поистине «ангельский» вид: туловище, ручки и ножки напоминают по форме цилиндры, хорошо выраженный подкожный жир придает малышу пухлый вид, на ручках и ножках — ниточки-перетяжки, животик выглядит всегда полным и слегка выдается вперед. В это время все детки похожи друг на друга своими кукольными личиками. В конце этого периода ребенок начинает заявлять о себе и отвоевывать свое собственное «я».

В 5—6 лет «ангельский» вид постепенно исчезает, ребенок вытягивается, его «пухлость» как бы «подсыхает», становятся видимыми контуры мышц и костные ориентиры, малыш очень быстро вырастает из своих одежек.

В конце начальной школы, примерно с 8—10 лет, наступает период препубертатного округления, когда темпы роста несколько замедляются по сравнению с темпами накопления подкожного жира. Как правило, начиная с этого возраста резко усиливается аппетит и вопрос «чем накормить ребенка?» сменяется заботой «как его накормить». Как уже было сказано выше, в этот период девочки обгоняют мальчиков и в росте, и в массе, и в отношении полового развития. Через 2—3 года все становится на свои места, мальчики вновь оказываются впереди девочек во всех отношениях.

ТЕМПЫ РОСТА РЕБЕКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

За периодом второго округления вскоре следует очень выраженное ускорение роста, так называемый пубертатный скачок роста, напрямую связанный с увеличением выработки половых гормонов надпочечников, яичек и яичников, которые очень сильно стимулируют рост костей и хрящей в длину. Активизирующее влияние половых гормонов на рост происходит до тех пор, пока не завершится половое созревание и уровень половых гормонов не достигнет максимума. Как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень этих гормонов, рост прекращается. Именно поэтому слишком раннее половое созревание может привести к остановке роста и низкорослости, и наоборот, запоздалое половое созревание с низким уровнем половых гормонов нередко проявляется необычной высокорослостью. Так или иначе, но в среднем к 18 годам у большинства детей рост заканчивается.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Рост различных частей тела в течение жизни ребенка также происходит неравномерно. Так, от момента рождения до взрослого состояния высота головы увеличивается вдвое, длина туловища — в три раза, длина рук — в четыре раза, ног — в пять раз. То есть рост человека происходит в большей степени за счет удлинения ног. Из-за неравномерности роста скелета в длину на протяжении всего детства изменяются и пропорции тела. Мы бы очень сильно огорчились, если бы во взрослом состоянии сохранили пропорции периода новорожденности! У новорожденного относительно большая голова — на нее приходится четвертая часть всего его роста, короткие ручки и ножки. У взрослого высота головы составляет лишь десятую часть от длины туловища. Срединная точка у новорожденного соответствует пупку, а у взрослого она находится в проекции лобка.

Расчет различных индексов пропорциональности помогает врачу достаточно четко определить биологический возраст ребенка и его соответствие паспортному. Один из индексов пропорциональности очень легко может быть применен родителями дома при решении вопроса, пора или нет отдавать ребенка в школу. Это так называемый филиппинский тест: ребенка просят попытаться достать рукой через макушку не наклоняя головы кончик противоположного уха. Если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг еще не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу. Если к тому же у малыша не прорезалось ни одного постоянного зуба, родителям следует серьезно подумать, следует ли снаряжать сына или дочь в первый класс. Для таких детей школьная нагрузка скорее всего окажется непосильной, что повлечет возникновение проблем со здоровьем.

На рост могут существенно влиять и климато-географические условия. Замечено, что большая активизация роста, как и все в живой природе, происходит в весенне-летний период, осенью и зимой ребенок растет не столь интенсивно. В холодном климате и в условиях высокогорья рост людей, как правило, более низкий.

Следует также помнить и о том, что на окончательный рост оказывает влияние принадлежность человека к определенным этническим группам. Это наиболее отчетливо проявляется в отношении роста жителей Скандинавских стран и этнических групп юго-востока Азии.

Родителям очень важно знать и учитывать такую асинхронию роста различных органов и систем ребенка. Это может оградить семью от излишних волнений и принятия непродуманных решений, особенно связанных с вопросом удаления аденоидов и миндалин.

КАК ПРАВИЛЬНО ИЗМЕРИТЬ РЕБЕНКА?

Определение веса — массы тела. Массу тела измеряют с помощью современных электронных весов. Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.
Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Измерение окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди — по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

ДЛЯ ПРОСМОТРА ТАБЛИЦ КЛИКНИТЕ НА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ССЫЛКУ
Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Источник:
Физическое развитие детей
Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже немедики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь
http://ellina2004.narod.ru/index32.html

Физическое развитие детей

Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?

Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое — зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.

Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)

Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.

Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии — измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.

Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.

Во-первых, физическое развитие можно оценивать по формулам. Однако этот метод не точен.

Вот несколько таких формул:

1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.

2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.

3. Масса тела по длине тела — очень важное соотношение. Оно покажет недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.

Существует метод сигмальных отклонений, когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее. Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм — о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.

Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.

Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.

Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):

Источник:
Физическое развитие детей
Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные
http://dddeti.ru/stati-obzory/zdorove/fizicheskoe-razvitie-detei.html

Физическое развитие ребенка

Основные показатели физического развития — это рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. Интенсивность прибавки массы тела и роста зависит от возраста ребенка, а также от индивидуальных задатков человечка.

Первый год жизни ребенка — время его наиболее интенсивного роста и развития. Например, за первое полугодие здоровый ребенок прибавляет в весе приблизительно 4 — 4.5 кг, а в росте 23-25 см. Хотя, в последние десятилетия происходит значительное, ускорение физического развития детей по сравнению с их сверстниками, жившими 30—40 лет назад.

Я Вам предлагаю ознакомиться с показателями развития по месяцам — таблицы развития. У меня представлены средние данные основных показателей физического развития, с ними Вы и сможете сравнивать развитие Вашего ребенка.

В печатной версии таблиц , которую можно скачать на каждой странице, представлены пустые графы, в которые Вы можете вписывать показатели развития ВАШЕГО ребенка для сравнения.

Все дети уникальны. Все этапы развития ребенок проходит в своем собственном темпе.

Любые приведенные показатели физического развития существуют только для того, чтобы показать, что у вашего ребенка есть потенциал, чтобы их достичь — если не сейчас, то в ближайшее время.

Есть дети, которые развиваются с опережением, а есть ребята, которым требуется немного больше времени для прохождения своих основных этапов развития. К ним, например, относятся детки, родившиеся раньше срока.

Если у вас есть какие-либо вопросы о развитии своего малыша, обратитесь к врачу.

Источник:
Физическое развитие ребенка
Физическое развитие ребенка. Основные показатели физического развития — это рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. Интенсивность прибавки массы тела и роста зависит от возраста ребенка, а также от индивидуальных задатков человечка.
http://mumbaby.ru/fizraz.php

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Бывший муж женился сразу после развода Бывший муж женился сразу после развода Возможно, вы знаете его давно и считаете, что у… (2)

Как мужчина овен проявляет симпатию Как завоевать мужчину знака Овна? Мужчина овен в ЛюбвиКак завоевать мужчину знака Овна? Мужчина овен… (2)

Как понять что мужчина весы разлюбил Все способы возвратить мужчину ВесыОбаятельный мужчина Весы околдовал, очаровал нежностью, покорил твое сердце и внезапно… (2)

Ласковые названия животных 10 самых милых животных (10 фото)В животном мире существуют самые удивительные и милые создания. Эта… (2)

Идеи для отношений на расстоянии Как оригинально и красиво поздравить любимого мужчинуКак оригинально и красиво поздравить любимого мужчину. Неважно сколько… (2)

COMMENTS