Фаина раневская о мужчинах

Легендарная Фаина Раневская

Ее афоризмы и остроумные высказывания о самых разных сферах жизни повторяют по сей день

Даже тем, кто ничего не знает о Раневской, доводилось слышать знаменитую фразу из фильма «Подкидыш»: «Муля, не нервируй меня!» Про Фаину Георгиевну говорили, что она в одиночку способна заменить целую труппу – таким широким был ее актерский диапазон. Но подлинная стихия Раневской – трагикомедия с элементами эксцентрики. Именно в трагикомических ролях актриса по-настоящему блистала.

Фаина Фельдман родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отец был владельцем фабрики сухих красок, магазина и парохода «Святой Николай». О маме Фаина позже рассказывала: «Существует понятие «с молоком матери». У меня – «со слезами матери». Мне четко видится мать, обычно тихая, сдержанная, – она громко плачет. Я бегу к ней в комнату, она уронила голову на подушку, плачет, плачет, она в страшном горе. Я пугаюсь и тоже плачу. На коленях матери – газета: «…вчера в Баденвейлере скончался А.П.Чехов…» В семье было четверо детей. У Фаины было два брата и старшая сестра Белла.

Актриса вспоминала, что она не чувствовала себя счастливой в родительском доме. Скорее всего, из-за того, что Фаина была очень ранимой по причине легкого заикания, которым страдала с рождения. Будущая актриса не общалась со сверстниками, у нее не было подруг. Также девочка не любила учиться, зато обожала читать.

С 14 лет начиналось увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение она испытала, посмотрев «Вишневый сад» Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Псевдоним «Раневская» именно из этой пьесы.

Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она сказала: «Как красиво они летят!» Ее спутник тогда заметил: «Вы совсем как Раневская». Так и осталась за ней эта фамилия, став официальной.

«Профессию я не выбирала, – скажет позже Фаина Григорьевна, — она во мне таилась».

Отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству.

В 1915 году Раневская уехала из Таганрога в Москву.

Спустя два года, в 1917-м, семья Раневской вообще исчезла из России — Фельдманы решили эмигрировать. Нить, связывающая ее с родными, окончательно оборвалась.

В столице девушку ждало много трудностей, но в результате долгих перипетий ей удалось устроиться в Малаховский летний театр в массовку. Впрочем, она все равно было счастлива. Отыграв сезон, ударилась в скитания по провинциальным театрам. Потом был Театр Драмы и Театр имени Моссовета, театр Пушкина… У Раневской практически не было центральных ролей, но свои небольшие роли она умудрялась сыграть так, что начисто затмевала других исполнителей. Многим это не нравилось.

В кино она дебютировала в 1934 году, в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка». Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от этого фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую.

Комический талант актрисы раскрылся в картине «Подкидыш». Фраза «Муля, не нервируй меня!» стала классикой. Ее так часто кричали вслед Раневской, что впоследствии она просто возненавидела эту свою роль. Запоминающейся стала и роль мамаши в фильме «Свадьба». Эта комедия на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. До сих пор в народе живет фраза Фаины Раневской: «Хочут свою образованность показать. »

Интересной оказалась и роль Мачехи в «Золушке». На съемках Фаина Георгиевна мучительно долго создавала иезуитский характер Мачехи. Пока на нее не снизошло озарение, она никак не могла понять, за что же можно ухватиться в этой роли – много экспериментировала с внешностью, подтягивая нос, придавая щекам объем с помощью ваты. По ходу дела Раневская придумала несколько реплик Мачехе в сцене с примеркой перьев, когда та сетует на горькую судьбину. Утверждая их у автора Шварца, робела, зная щепетильное отношение Евгения Львовича к своим текстам. Но он не стал возражать против того, что «насочиняла» актриса. В итоге Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей актрисы. Этот сугубо отрицательный персонаж вызывал у зрителей настоящий восторг!

Личная жизнь Раневской окутана тайной. Актриса ни разу не была замужем. «Все, кто меня любили, – не нравились мне. А кого я любила – не любили меня», — признавалась она. Иногда добавляла: «Моя внешность портит мне личную жизнь».

Раневская уверяла, что на амурном фронте ее буквально преследовали неудачи. На ее первом свидании выяснилось, что гимназист пригласил на рандеву сразу двух девочек, а потом наблюдал, как соперницы его делят. История кончилась грустно: конкурентка стала швырять в Фаину камнями.

В юности актрису угораздило влюбиться в «первого героя-любовника» театра. Однажды он вдруг подошел и сказал: «Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером: буду к вам в семь часов». Раневская принарядилась, накрыла стол. Гость заявился, будучи сильно под градусом, да еще не один, а с дамой. И заявил Фаине: «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков!»

Еще один курьез случился с Раневской в Баку – в парке к ней пристал какой-то мужчина. Пытаясь от него отвязаться, она сказала: «Товарищ, вы, наверное, ошиблись. Я старая и некрасивая женщина». Он обогнал ее, посмотрел в лицо и заявил: «Вы правы. Очень извиняюсь». «Мерзавец!» – так обычно заканчивала рассказывать эту историю Фаина Георгиевна.

Кое-кто приписывал Раневской лесбийские наклонности, упоминая в этой связи ее подругу Павлу Вульф и Анну Ахматову. В книге «Фаина Раневская. Вся жизнь» Алексей Щеглов, внук Павлы Вульф, описывает такой эпизод: «В одну из наших суббот я поправлял Фуфин сползший верхний матрасик на тахте. Фуфа наблюдала за мной, остановившись посредине комнаты. Потом тихо сказала: «Тебе будут говорить, что мы были с бабушкой лесбиянки». И беззащитно добавила: «Лешка, не верь!»

Любимица сильных мира сего

Главы государств Раневской симпатизировали. Рузвельт после просмотра «Мечты» заявил журналистам: «На мой взгляд, это один из самых великих фильмов земного шара, а Раневская – блестящая трагическая актриса».

Сталин тоже восторгался ее способностями: «Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная. »

В поклонниках актрисы значился и Брежнев. Во время вручения актрисе ордена Ленина он с улыбкой произнес знаменитую фразу: «Муля, не нервируй меня!» Раневская скорбно пробасила в ответ: «Леонид Ильич, так меня называют или мальчишки, или хулиганы». Генсек сконфузился: «Фаина Георгиевна, извините. Просто я так сильно вас люблю!»

В начале 60-х годов был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Ей пришло письмо от сестры Беллы, которая некоторое время жила во Франции, а после похорон мужа переехала в Турцию. Сестра тоже жила одна и просила помочь вернуться в СССР. Несколько лет сестры жили вместе. Потом у Беллы обнаружили рак. Раневская водила ее к лучшим врачам, но в 1964 году Белла умерла.

Над возрастом Раневская старалась подшучивать: «Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки. А к старости надо добреть с утра до вечера!» Но сквозь иронию все чаще прорывалась горечь.

Ее записи на обрывках бумаги и школьных тетрадках, приспособленных под дневники, полны печали. Раневская упрекает жизнь в том, что «она прошла и не поклонилась, как злая соседка»; она доверяет бумаге сокровенные мысли: «Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни со всеми моими талантами. Недавно прочитала в газете: «Великая актриса Раневская». Стало смешно. Великие живут как люди, а я живу бездомной собакой, хотя есть жилище!»

Собаки были неизбывной страстью Раневской. В 1970-х годах в ее доме появилась дворняга – только благодаря помощи ветеринаров пес выкарабкался с того света. Актриса назвала его Мальчиком, читала ему вслух русскую классику, исторические труды, стихи «проклятых» французских поэтов и, конечно же, обожаемого Пушкина. С томиком последнего она засыпала каждый вечер.

Осенью 1983 года после долгих колебаний Фаина Георгиевна приняла решение уйти из театра – играть дальше не позволяло здоровье. Умерла Фаина Раневская 20 июля 1984 года. Похоронили ее в некрополе Донского монастыря рядом с сестрой.

В 2008 году у дома Фельдманов установили первый в России памятник Раневской. Проклятие «Мули» настигло актрису и после смерти: скульптор запечатлел ее в образе столь ненавидимой ею Ляли из «Подкидыша». Если бы Фаина Георгиевна об этом узнала, то наверняка бы рассердилась. Но лишь для того, чтобы достойно съязвить по этому поводу. Чего-чего, а чувства юмора ей было не занимать.

Афоризмы и экспромты от Раневской

* Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность.

* Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

* Я себя чувствую, но плохо.

* Оптимизм – это недостаток информации.

* Одиночество как состояние не поддается лечению.

* Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

* У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

* Я как старая пальма на вокзале – никому не нужна, а выбросить жалко.

Источник:
Легендарная Фаина Раневская
Ее афоризмы и остроумные высказывания о самых разных сферах жизни повторяют по сей день
http://www.km.ru/stil/2013/07/19/persony-i-sobytiya-v-mire-kino/716199-legendarnaya-faina-ranevskaya

Фаина раневская о мужчинах

Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?»

Раневская, как и очень многие женщины, абсолютно не разбиралась в физике, и однажды вдруг заинтересовалась, почему железные ко­рабли не тонут.

— Как же это так? — допытывалась она у од­ной своей знакомой, инженера по профессии. — Железо ведь тяжелее воды, отчего же тогда ко­рабли из железа не тонут?

— Тут все очень просто, — ответила та. — Вы ведь учили физику в школе?

— Ну, хорошо, был в древности такой ученый по имени Архимед. Он открыл закон, по кото­рому на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды.

— Не понимаю, — развела руками Фаина Георгиевна.

— Ну вот, к примеру, вы садитесь в наполнен­ную до краев ванну, что происходит? Вода вытес­няется и льется на пол. Отчего она льется?

— Оттого, что у меня большая ж. — дога­далась Раневская, начиная постигать закон Ар­химеда.

Медсестра, лечившая Раневскую рассказала, как однажды Фаина Георгиевна принесла на анализ мочу в термосе. Сестра удивилась, почему именно в термосе, надо было в баночке. Hа что великая актриса возмущенно пробасила: Ох, ни хрена себе! А кто вчера сказал: неси прямо с утра, теплую?!

ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ

Как-то Раневской позвонила словоохотли­вая приятельница и долго-долго мучила ее бол­товней. Когда у Фаины Георгиевны лопнуло терпение, она извиняющимся тоном сказала:

— Простите, дорогая, я говорю с вами из ав­томата, здесь ждут.

Киногруппа, в составе которой находилась Фаина Раневская, с утра выехала за город на натурные съемки. Предстояла большая работа, нужно было. много успеть за день. У Раневской же, как на зло, случилось расстройство желуд­ка. По приезде на площадку она сразу направи­лась к выстроенному на краю поля дощатому сооружению. Аппаратура давно установлена, группа готова к съемкам, а артистки нет и нет. Режиссер нервничает, глядит на часы, оператор сучит ногами. Актриса не появляется. Орут, ду­мая, что с ней что-то случилось. Она отзывается, кричит, что с ней все в порядке. Наконец после долгого ожидания дверь открывается и Ранев­ская, подходя к группе, говорит:

— Братцы вы мои! Знали бы вы, сколько в человеке дерьма!

Однажды в театре Фаина Георгиевна ехала в лифте с артистом Геннадием Бортниковым, а лифт застрял. Ждать пришлось долго — толь­ко минут через сорок их освободили. Молодому Бортникову Раневская сказала, выходя:

— Ну вот, Геночка, теперь вы обязаны на мне жениться! Иначе вы меня скомпрометируете!

Однажды Раневская поскользнулась на ули­це и упала. Навстречу ей шел какой-то незнако­мый мужчина.

— Поднимите меня! — попросила Ранев­ская. — Народные артистки на дороге не ва­ляются.

Председатель Комитета по телевидению и радиовещанию С. Г. Лапин, известный своими запретительскими привычками, был большим почитателем Раневской. Актриса, не любившая идеологических начальников, довольно холодно выслушивала его восторженные отзывы о своем творчестве.

Однажды Лапин зашел в гримуборную Ра­невской после спектакля и принялся восхи­щаться игрой актрисы. Целуя на прощание ей руку, он спросил:

— В чем я могу вас еще увидеть, Фаина Ге­оргиевна?

— В гробу, — ответила Раневская.

На вопрос одного из актеров, справлявших­ся по телефону у Раневской о ее здоровье, она отвечает:

— Дорогой мой, такой кошмар! Голова бо­лит,, зубы ни к черту, сердце жмет, кашляю ужасно, печень, почки, желудок — все ноет! Суставы ломит, еле хожу. Слава Богу, что я не мужчина, а то была бы еще импотенция!

МОИ ПОХОРОННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Раневская наконец получила новую кварти­ру. Друзья перевезли ее нехитрое имущество, помогли расставить все по местам, а когда со­брались уходить, Фаина Георгиевна вдруг за­волновалась:

— Боже мой, а где мои похоронные принад­лежности?! Куда вы девали мои похоронные принадлежности? Не уходите, я же сама ни за что не найду, я же старая, могут понадобиться в любую минуту!

Стали искать эти «похоронные принадлеж­ности», не совсем понимая, что Раневская име­ет в виду. И вдруг Фаина Георгиевна радостно закричала:

Да вот же они, слава Богу, нашла! И торжественно продемонстрировала всем коробочку со своими орденами и медалями.

КОЕ-ЧТО О МУЖЧИНАХ

Молодая актриса как-то спросила у Ранев­ской:

— Фаина Георгиевна, как вы думаете, поче­му у мужчин красивая женщина пользуется большим успехом, чем умная?

— Деточка, это же так просто! Слепых муж­чин на свете не слишком много, а глупых — хоть пруд пруди.

ВАВОЧКА И ФУФОЧКА

Фаина Раневская и Варвара Сошальская были заняты в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». Раневской уже было за восемь­десят, а Сошальгкой к восьмидесяти.

Однажды на репетиции Сошальская плохо себя чувствовала: в ночь перед репетицией не спала, подскочило давление. В общем, все ужасно. Раневская пошла в буфет, чтобы ку­пить ей шоколадку или что-нибудь сладкое, да­бы поднять подруге настроение. В буфете про­давались здоровенные парниковые огурцы, в ту пору впервые среди зимы появившиеся в Москве.

Фаина Георгиевна немедленно купила огу­рец невообразимых размеров, положила в кар­ман передника — она играла служанку — и от­правилась на сцену. В тот момент, когда нужно было подать что-то барыне Сошальской, — Ра­невская вытащила из кармана огурец:

— Вавочка, посмотри, какой огурчик я тебе принесла.

— Спасибо тебе, Фуфочка! — обрадовалась Сошальская.

Уходя со сцены, Раневская очень хитро под­мигнула и уточнила:

— Вавочка, я дарю тебе этот огурчик. Хо­чешь — ешь его, хочешь — живи с ним.

Пришлось режиссеру объявить перерыв, по­скольку после этой фразы присутствующие просто полегли от хохота и репетировать уже никто не мог.

— Моя собака живет лучше меня! — по­шутила однажды Раневская. — Я наняла для нее домработницу. Так вот и получается, что она живет, как Сара Бернар, а я — как сенбернар.

Старшее поколение всегда ругает молодежь:

она, мол, совершенно испортилась, стала легко­мысленной, не уважает старших, без царя в голове, только о забавах и думает.

Услышав такой стариковский разговор, Ра­невская сказала со вздохом:

— Самое ужасное в молодежи то, что мы сами уже не принадлежим к ней и не можем делать все эти глупости.

К ВОПРОСУ О МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ

В 60-е годы в Москве установили памятник Карлу Марксу.

— Фаина Георгиевна, вы видели памятник Марксу? — спросил кто-то у Раневской.

— Вы имеете в виду этот холодильник с бо­родой, что поставили напротив Большого теат­ра? — уточнила Раневская.

ЧТО-ТО Я НЕ ПОНЯЛА.

— Меня никто не целовал, кроме жени­ха! — с гордостью сказала Раневской одна мо­лодая актриса.

— Милочка, я не поняла, — отозвалась Фаи­на Георгиевна, — это вы хвастаете или жалуе­тесь?

Раневская, всю жизнь прожившая одна, го­варивала:

— Семья — это очень серьезно, семья чело­веку заменяет всё. Поэтому, прежде чем завес­ти семью, необходимо как следует подумать, что для вас важнее: всё или семья.

КУДА ДЕВАЛИСЬ ДОМРАБОТНИЦЫ?

Раневская как-то сказала с грустью:

— Ну надо же! Я дожила до такого ужасного времени, когда исчезли домработницы. И знае­те почему? Все домработницы ушли в актрисы.

Источник:
Фаина раневская о мужчинах
Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не
http://akter.kulichki.net/publ/ranevskaya_f.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как увести мужчину рыбу из семьи Как увести мужчину из семьиЧувство любви способно заставить человека свернуть горы. Оно является мощнейшим мотивирующим… (2)

Как научиться контролировать свои эмоции и не нервничать 5 способов управления эмоциями: простые техники самоконтроля Последние психологические исследования показывают, что существует только ?4… (2)

Как найти подход к мужчине близнецу Близнецы (21 мая - 21 июня) Близнецы амбициозны, открыты, нервны и раздражительны. Типичные интеллектуалы и… (2)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (2)

Боюсь развода с мужем Как понять, что пора разводиться – советы психолога В жизни любой супружеской пары рано или… (1)

COMMENTS