Двигательная память

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ» в других словарях:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. То же, что моторная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

двигательная память — запоминание и воспроизведение движений. Находит свою выражение в выработке двигательных навыков, при овладении ручными трудовыми операциями, в занятиях спортом, выполнении строевых приемов, правил стрельбы, др. видов воинской деятельности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и… … Биологический энциклопедический словарь

память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ПАМЯТЬ — ПАМЯТЬ. В деятельности памяти обычно различаются три момента: запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение. Воспроизведение имеет несколько видов. 1. В о с поминани е наиболее часто проявляющаяся форма воспроизведения. Примером может… … Большая медицинская энциклопедия

ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ. См. двиагтельная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия

Память двигательная — – память на движения, действия. Термин не распространяется на память двигательных навыков и умений * * * вид памяти, в котором определяющую роль играют психомоторные акты … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПАМЯТЬ — – в психоанализе: одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений. Становление и развитие классического психоанализа было связано с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Память — психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.… … Педагогический терминологический словарь

Двигательная память

запоминание и воспроизведение движений. Находит свою выражение в выработке двигательных навыков, при овладении ручными трудовыми операциями, в занятиях спортом, выполнении строевых приемов, правил стрельбы, др. видов воинской деятельности.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «двигательная память» в других словарях:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. То же, что моторная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — см. Памяти виды. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и… … Биологический энциклопедический словарь

память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ПАМЯТЬ — ПАМЯТЬ. В деятельности памяти обычно различаются три момента: запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение. Воспроизведение имеет несколько видов. 1. В о с поминани е наиболее часто проявляющаяся форма воспроизведения. Примером может… … Большая медицинская энциклопедия

ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ. См. двиагтельная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия

Память двигательная — – память на движения, действия. Термин не распространяется на память двигательных навыков и умений * * * вид памяти, в котором определяющую роль играют психомоторные акты … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПАМЯТЬ — – в психоанализе: одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений. Становление и развитие классического психоанализа было связано с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Память — психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.… … Педагогический терминологический словарь

Двигательная память

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ПАМЯТЬ НА ДВИЖЕНИЯ — СИНОНИМЫ?

Изучению так называемой двигательной памяти, называемой иногда моторной, в психологии уделяется значительно меньше внимания, чем другим видам памяти [10], [17], [18], [20]. Ни в одном из психологических словарей, выпущенных за последние годы в нашей стране, даже в наиболее полном [13], не раскрывается, что такое двигательная память. В одном из томов «Руководства по физиологии», посвященном памяти [11], о двигательной памяти говорится вскользь, буквально в двух фразах. В то же время в учебной литературе по психологии имеется большой разнобой в используемой терминологии. В одних учебниках [1], [12], [14] говорится о двигательной

памяти, в других [16] — о памяти на движения, причем выступают они как синонимы («двигательная память — память на движения» [15; 64]).

В раскрытии сущности двигательной памяти также обнаруживаются существенные расхождения. В большинстве учебников двигательная память выступает как специфический вид памяти, рядоположный образной, эмоциональной и словесно-логической памяти. Однако в [12] двигательная память рассматривается как один из видов образной памяти наряду со зрительной, слуховой и др.

Происходит это потому, что авторы по-разному смотрят на сущность двигательной памяти.

В одном случае, когда авторы классифицируют виды памяти по характеру запоминаемого материала, дается первый тип классификации, поскольку к двигательной памяти авторы относят мнемическую деятельность, связанную с запоминанием движений в целом. Такое понимание двигательной памяти встречается в большинстве учебников.

В другом случае классификация видов памяти осуществляется по анализаторам. Отсюда авторы, считающие, что содержанием двигательной памяти являются мышечно-двигательные образы заучиваемых движений (их темп, ритм, амплитуда, скорость, напряжение) или запоминание двигательных ощущений [8], относят этот вид памяти к наглядно-образной памяти, что следует признать логичным.

Однако сводить запоминание движений, образующих трудовые или спортивные навыки, только к запоминанию двигательных ощущений (т. е. сигналов, идущих с проприорецепторов, вестибулярного аппарата) нельзя. В процессе освоения двигательных действий формируются зрительные, тактильные, слуховые образы, формируются понятия о разучиваемых движениях. А это значит, что двигательные действия запоминаются полимодально , за счет зрительной, слуховой, вербальной и других видов памяти. Следовательно, если говорить о двигательной памяти как о запоминании движений, двигательных действий, физических упражнений в целом, надо иметь в виду эту полимодальность мнемической деятельности.

Однако объединение под одним названием «двигательная память» этой полимодальной памяти и памяти, связанной с двигательными ощущениями, как видно из вышеизложенного, некорректно. Название «двигательная память» более подходит к памяти, фиксирующей двигательные (проприорецептивные) ощущения посредством двигательного анализатора, так же как зрительная память связана с работой зрительного анализатора, слуховая — слухового анализатора и т. д. Следовательно, двигательная память должна считаться разновидностью образной памяти.

Память же, связанную с полимодальным запоминанием целостных двигательных актов (трудовых действий, физических упражнений, бытовых навыков), целесообразно называть памятью на движения, аналогично тому, как по характеру запоминаемого материала говорят о памяти на цифры, буквы, фигуры, цвет, музыку и т. д.

Разведение этих двух понятий облегчит понимание студентами учебного материала, связанного с закономерностями формирования двигательных навыков, устранит вольные или невольные перекосы в объяснении механизмов формирования этих навыков или избегания этих объяснений. Например, сказать, что причиной забывания усвоенных движений является недостаточная прочность двигательной памяти,— при существующем двояком понимании этой памяти, значит ничего не сказать, а заявлять, что успешность запоминания движений зависит от успешности запоминания основных параметров движений,— значит сказать только половину правды [9]. Конечно, двигательная память влияет на уровень проявления памяти на движения, являясь составной частью последней. Но первая несводима к последней и рассчитывать на успешное освоение новых движений только за счет использования двигательной памяти,

особенно на начальных этапах обучения, нельзя. Во-первых, освоение действий связано с формированием зрительного и вербального образов движений, а во-вторых, двигательные ощущения начинают играть ведущую роль во вторую очередь, когда обучающийся научится распознавать и оценивать свои ощущения с проприорецепторов.

Так, в [4] выявлено, что овладение несложными гимнастическими упражнениями (на уровне III спортивного разряда) зависело от зрительной кратковременной памяти на схему движения и геометрические фигуры, но не зависело от двигательной памяти на усилия и протяженность движения (как, кстати, и от зрительной памяти на абстрактные фигуры, цифры и буквы).

Рассмотрение данного вопроса имеет не только теоретический (в плане уточнения терминологии), но и практический интерес, связанный с диагностикой уровня развития двигательной памяти.

Нередко у исследователей, занимающихся изучением запоминания физических упражнений, проявляется стремление по быстроте формирования двигательных навыков судить о двигательной памяти. Даже если принять, что исследователи имеют в виду память на движения, такой подход неправомерен: ведь быстрота формирования навыка зависит и от быстроты формирования адекватного представления (образа) двигательного действия, а последнее определяется не только памятью, но и объемом, быстротой и точностью зрительного восприятия [19].

О двигательной памяти судят и по точности воспроизведения параметров движений (а с другой стороны, выносят суждение о точности воспроизведения амплитуд при многократных попытках, делаемых для повышения надежности испытания, не учитывая влияния на фиксируемые показатели двигательной памяти). В результате допускаются ошибочные суждения и в том, и в другом случае. Рассмотрим это на следующем примере.

Рис. Увеличение ошибок воспроизведения амплитуд движений (от первой до пятой попытки) у лиц с преобладанием одного из нервных процессов.

По вертикали — величина ошибки (угловые градусы) по сравнению с ошибкой при первом воспроизведении, принятой за ноль. Кривые вверх от нулевой линии — для лиц с преобладанием возбуждения (воспроизведенные амплитуды возрастают), вниз от нулевой линии — для лиц с преобладанием торможения (воспроизведенные амплитуды уменьшаются). По горизонтали — порядковые номера попыток.

Сплошная линия — ошибки воспроизведения малой амплитуды, пунктирная линия — ошибки воспроизведения большой амплитуды.

Из представленных в таблице данных видно, что величина субъективного эталона тоже связана с подвижностью возбуждения и торможения, но противоположным образом: в большей мере объективный эталон извращается у инертных. Поэтому если говорить о быстроте забывания, то пришлось бы признать, что она больше у инертных, что противоречит и литературным данным, и физиологической интерпретации свойства подвижности, определяемой с помощью кинематометрической методики (см.: Методические указания к практикуму по психофизиологии / Экспресс-методы изучения свойств нервной системы. Л., 1981).

Еще одно доказательство, что не субъективный эталон отражает кратковременную память, а нарастание величины ошибки связано с этим видом памяти, получено В. И. Гончаровым [3], изучавшим влияние количества

Ошибка воспроизведения амплитуд (в угловых градусах) в первой и последней попытках у лиц с разной подвижностью нервных процессов

Источники:
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 . Смотреть что такое «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ» в других словарях: ДВИГАТЕЛЬНАЯ
http://psychology.academic.ru/6472/%D0%94%D0%92%D0%98%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%9F%D0%90%D0%9C%D0%AF%D0%A2%D0%AC
Двигательная память
запоминание и воспроизведение движений. Находит свою выражение в выработке двигательных навыков, при овладении ручными трудовыми операциями, в занятиях спортом, выполнении строевых приемов, правил
http://psychology_pedagogy.academic.ru/5189/%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C
Двигательная память
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ПАМЯТЬ НА ДВИЖЕНИЯ — СИНОНИМЫ? Изучению так называемой двигательной памяти, называемой иногда моторной, в психологии уделяется значительно меньше внимания, чем другим
http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904134.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Женский психолог Женский журнал Женский журнал. Женский мир. Полезные советы Женские вопросы современных женщин касаются разных аспектов… (2)

счастье жизни отзывы Бады - Счастье ЖизниБАДы «Альга» на основе ламинарии и фукуса отзывы Бады «Альга»: «Фукус оптима»,… (2)

Как ведет себя обиженный мужчина скорпион А вы знаете, как ведет себя влюбленный мужчина Скорпион?А вы знаете, как ведет себя влюбленный… (2)

Взгляд влюбленного козерога Влюбить в себя мужчину КозерогаНесмотря на первое впечатление веселого и бесшабашного парня вопрос как влюбить… (2)

Слова для любимой девушки до слез Признания в любви в прозе для любимой девушки Милая моя, любимая и неповторимая! Мне очень… (2)

COMMENTS