Долгосрочная память

Барбара Биссонет: Как улучшить краткосрочную память при наличии у вас синдрома Аспергера

Барбара Биссонет: "Как улучшить краткосрочную память при наличии у вас синдрома Аспергера"

Краткосрочная или рабочая память относится к информации, которую мозг хранит временно в целях немедленного использования. Воспоминания после окончания встречи о том, какие выполнить задачи, дают пример применения краткосрочной памяти. Долгосрочная память относится к информации, которую мозг хранит постоянно для использования в будущем. Вспоминание сведений об относящихся к профессиональной деятельности событиях, в которых вы принимали участие три года назад, является функцией долгосрочной памяти.

У многих людей с синдромом Аспергера плохая краткосрочная память отрицательно сказывается на выполнении ими работы. Встречающееся повсюду профессиональное требование многозадачности, например, требует быстрого переключения внимания и хорошей краткосрочной памяти для отслеживания всех входных данных.

Хотя укрепить краткосрочную память нельзя, существуют техники, которые могут её улучшить. Несмотря на то, что следующие идеи могут подходить не ко всякой рабочей ситуации, вы, вероятно, найдёте хотя бы одну или две, которые сможете реализовать.

Создайте тихое рабочее место и ограничьте прерывания в течение дня. В зависимости от вашей работы, вы можете закрыть дверь или повесить снаружи вашего рабочего отсека знак «не беспокоить», так что вы сможете работать непрерывно в течение некоторого периода времени. Если вы находитесь посредине важной задачи, а сотрудник вас прерывает, вежливо спросите, может ли он связаться попозже: «У меня срочная работа именно сейчас. мы можем поговорить в 3:00?» (Заметьте, что в большинстве мест работы ожидается, что вы остановите свои дела, если прерывающее вас лицо является вашим руководителем или топ-менеджером.)

Другой способ управлять прерываниями состоит в планировании в день двух или трёх специальных моментов времени для проверки голосовой и электронной почты. Отключение системы уведомлений об электронной почте на компьютере снижает соблазн читать и отвечать на сообщения тогда, когда они приходят. Вы можете уменьшить слуховые отвлекающие факторы путём ношения шумоподавляющих наушников или с помощью генератора белого шума.

Используйте предпочитаемый вами стиль обучения всякий раз, когда это возможно. Визуально обучающимся, например, лучше всего, когда информация представлена в виде графиков, диаграмм и фотографий. Для них полезны письменные инструкции и цветовое кодирование. Аудиально обучающиеся предпочитают лекции, аудиозаписи и дискуссии. Часто им помогает лучше сохранить информацию её повторение вслух. Тактильно/кинестетически обучающиеся предпочитают демонстрации и обучение на практике. Записывание последовательных шагов на отдельных карточках и размещение карточек по порядку могут ускорить усвоение информации. (Более подробно о стилях обучения см. www.ldpride.net/learningstyles.MI.htm.)

Ищите связи с тем, что вы уже знаете о той или иной ситуации или человеке. Если вы, например, подготавливаете документ, выпишите основные характеристики и элементы, которые можно найти в учебных пособиях. Затем дополните деталями вашего конкретного проекта.

Практикуйте «разбиение» информации. Средний (нейротипичный) взрослый может одновременно хранить в краткосрочной рабочей памяти около семи элементов. Объединение небольших фрагментов информации в категории позволяет задействовать меньший объём краткосрочной памяти и способствует вспоминанию.

Классическим примером является разбиение телефонного номера. Последовательность 5556789123 запомнить затруднительно. Но если цифры разделены на код, префикс и номер линии, вспоминать гораздо проще: (555) 678–9123.

Вот пример того, как эта техника может быть использована в работе. Линн работает в ресторане и силится запомнить детали различных задач. Сервировка стола для обеда включает длинную последовательность пунктов: положить нож, вилку, ложку, подставку под блюдо, обеденную тарелку, тарелочку для масла, поставить кофейную чашку и блюдце, стакан для воды, положить салфетки. Один или два предмета сервировки стола Линн часто забывала.

Тогда она объединила отдельные предметы в такую категорию как «сервировка места». Она сформировала в своём сознании визуальную картинку с конечным продуктом (полностью сервированный стол), что эффективно урезало количество элементов данных в её рабочей памяти с десяти до одного.

Думайте о категориях, которые вы можете создать для выполняемых вами задач. Визуальные напоминания, такие как фотографии или пиктограммы помогут вам запомнить, как должен выглядеть конечный продукт. (В Google Images есть образчики графики почти на все случаи!)

При планировании ежедневной деятельности создавайте распорядок, а не полагайтесь на краткосрочную память. Повторение позволяет информации перейти на постоянное хранение в долгосрочную память.

Записывайте. Физический акт написания помогает запомнить. Некоторые из моих клиентов с этой целью носят с собой в течение дня небольшие блокноты.

Изучите некоторые из существующих технологий планирования и организации.

Наконец помните, что стресс, тревожность и усталость затрудняют концентрацию и влияют на память. Добавление в ваш день периодов физических упражнений и релаксации повысит производительность труда.

Долговременная память, её основные компоненты и механизмы

Долговременная память, её основные компоненты и механизмы

  • Физиологические механизмы долговременной памяти. Этот вид памяти не может базироваться только на циркуляции импульсов или изменениях электрофизиологических характеристик отдельных нейронов. При различных воздействиях на организм (гипоксия, наркоз, охлаждение, сон) могут разрушаться кольцевые реверберационные связи и снижаться возбудимость нейронов. При этом огромное количество информации сохраняется в долговременной памяти в неизменном виде.

    Биохимическая теория развивает представление об активировании ферментативных процессов при образовании медиаторов или перестройке мембраны нейронов. Было обнаружено, что при активации нейрональных процессов в них происходит интенсификация белкового обмена. Исследованиями показано, что в хранении и воспроизведении следов информации необходимы специфические белки. Кроме того показано, что торможение синтеза белка приводит к нарушению или прекращению консолидации следов в долговременной памяти. Уже можно с уверенностью сказать, что в механизмах долговременной памяти перестройка структур молекул ДНК и РНК в нейронах головного мозга играет первостепенную роль.

    Превращение краткосрочной памяти в долговременную обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток. Переход кратковременной памяти в долгосрочную (консолидация памяти) обусловлен химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях .

    По одной из гипотез, получивших широкий резонанс, ввод информации в мозг сопровождается возникновением энграммы. В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции . Совокупность таких структурно-функциональных изменений в нервных образованиях, известная под названием «энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.

    Эта энграмма сама по себе недолговечна и закрепляется лишь при достаточной интенсивности модулирующих процессов, вызванных воздействием сопутствующих неспецифических реакций (ориентировочных, эмоциональных). Закрепление осуществляется параллельно через соответствующие структурнобиохимические изменения на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях. С точки зрения этой гипотезы кратковременная память участвует в закреплении энграммы за счет преобразования синапсов (избирательное повышение эффективности синаптической передачи), а также повышении возбудимости постсинаптических нейронов, задействованных данной информацией.

    Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе долговременной памяти. По мнению автора, информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре молекулы РНК . Т.е. в основе долгосрочной памяти лежат изменения белкового синтеза.

    Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, которые окружают нейроны и могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость соответствующих нейронов. Предполагается следующий механизм участия глиальных клеток в осуществлении условно-рефлекторного механизма научения. На стадии образования и упрочения условного рефлекса в прилегающих к нервной клетке глиальных клетках усиливается синтез миелина, и тем самым облегчается проведение по ним нервных импульсов, в результате чего повышается эффективность синаптической передачи возбуждения . В свою очередь стимуляция образования миелина происходит в результате деполяризации мембраны олигодендроцита (глиальной клетки) под влиянием поступающего нервного импульса. Таким образом, в основе долговременной памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплексе центральных нервных образований.

    Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговременную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной природы лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Косвенным доказательством наличия определенных различий в механизмах кратковременной и долговременной памяти являются особенности расстройств памяти при повреждении структур мозга. Так, при некоторых очаговых поражениях мозга (поражения височных зон коры, структур гиппокампа) при его сотрясении наступают расстройства памяти, выражающиеся в потере способности запоминать текущие события или события недавнего прошлого (произошедшие незадолго до воздействия, вызвавшего данную патологию) при сохранении памяти на прежние, давно случившиеся события.

    Однако, с другой стороны, имеется ряд других воздействий оказывает однотипное влияние и на кратковременную, и на долговременную память. По-видимому, несмотря на некоторые заметные различия физиологических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе намного больше общего, чем различного; их можно рассматривать как последовательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых процессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов.

    Долгосрочная память

    Память играет большую роль в жизни человека, принимая непосредственное участие во многих процессах его жизнедеятельности. Самой важной функцией памяти является запоминание необходимой информации. Благодаря наличию памяти у человека он способен запоминать события и предметы, а также приобретать знания и опыт. Если бы у человека не было бы памяти, его восприятие мира основывалось бы исключительно на том, что существует “здесь и сейчас”, что значительно огранивало бы его возможности.

    Память способствует достижению профессионального положения в обществе, ибо для его достижения нужны знания и навыки, сохраняемые памятью человека независимо от того, носят навыки теоретический либо практический характер. Наша профессиональная деятельность, так или иначе, состоит из разнообразных процессов, имеющих определенный порядок выполнения. Для того, чтобы в полной мере постичь сущность этих процессов и делать работу правильно, нам нужна память. Важна память и для развития социальной сферы жизни человека. Могли бы мы строить отношения с другими людьми, не будь у нас памяти? Конечно же, нет! После расставания с человеком мы бы сразу забывали о том, как он выглядит, не говоря уже о том, чтобы вспомнить его имя.

    Полагаю, вышеприведенные аргументы в достаточной мере характеризуют истинную роль памяти человека в его жизни. Успешность человека, каким делом бы он не занимался, также напрямую зависит от памяти. Но тогда, если каждый человек обладает памятью, почему не все люди успешны в одинаковой мере? Все дело в том, что уровень человеческой памяти не является постоянным показателем и изменяется с течением времени. Человек может от рождения обладать феноменальным уровнем памяти, но вести такой образ жизни, что к тридцати годам с трудом будет вспоминать, как зовут его родителей. В то же время многие из тех людей, которые ранее не могли похвастать высоким уровнем развития памяти, благодаря каждодневным тренировкам и бережливым отношением к собственной памяти теперь способны запоминать огромные массивы информации, не считая это пределом своих возможностей.

    Прежде чем приступать к рассмотрению приемов развития человеческой памяти, целесообразно определить действия, которые должен совершать человек для того, чтобы попрощаться с надеждами иметь хорошую память. Данное рассмотрение будет носить характер “от противного”, что подразумевает необходимость избегания данных действий.

    1. Курите. Самое замечательное средство уничтожения памяти – курение. Выкуривание 3-5 сигарет в день сокращает возможность памяти к запоминанию информации на 35-40%. Особенно негативно курение сказывается на долговременной памяти.

    2. Пейте больше алкоголя. Алкоголь пагубно влияет на долгосрочную память, что способствует потере мозгом способности хранить воспоминания. Помимо этого, употребление алкоголя негативно сказывается на способности человека воспринимать новую информацию.

    3. Подвергайте свою нервную систему постоянным стрессам. Стрессовые ситуации порождают всплески гормонов, содержащих кортизол – вещество, препятствующее восприятию новой информации и блокирующее свободный доступ к существующим воспоминаниям. Помимо этого, высокий уровень кортизола затрудняет мышление, что и объясняет неспособность запоминания информации человеком во время стрессовой ситуации.

    4. Употребляйте в пищу больше сладкого. Не секрет, что все сладости состоят преимущественно из углеводов. Когда углеводы в чрезмерном количестве поступают в организм человека, то в нем происходит выброс инсулина. Таким образом, организм пытается справиться с повышением уровня сахара в крови, вызванного употреблением сладкого. А инсулин, в свою очередь, является особым ферментом, находящимся в клетках головного мозга и заставляющим память человека работать.

    5. Спите как можно меньше. Во время сна происходит упорядочивание накопленного за день опыта, что способствует лучшей работе памяти. Помимо этого, сон восстанавливает жизненные силы и препятствует сонливости – основной причине расконцентрации внимания.

    Итак, после того как мы определились с факторами, которых необходимо стараться избегать, перейдем к рассмотрению путей развития памяти человека.

    Развитие памяти. Кто бы из нас не хотел обладать феноменальной памятью, которая позволяла хранить большое количество информации? Только представьте себе, какие великолепные возможности открылись бы вам тогда. Тем не менее, память не способна хранить всю информацию. Она является одной из функций, выполняемых нашим мозгом и, если память перегружается информацией, она проявляет свою способность отфильтровывать не нужную (а иногда просто устаревшую и неактуальную) информацию. Потому, говоря о развитии памяти, в первую очередь необходимо вести речь о способности правильного фильтрования информации, чтобы уметь сохранить не любую, а актуальную информацию.

    Многие из нас ошибочно полагают, что чем больше они знают, тем больших успехов в жизни могут добиться, но это не совсем так. Самый наглядный пример – изучение курса квантовой физики учителем по пению. Данная информация не относится к сфере компетенции человека и может быть изучена при двух условиях:

    1. Для общего развития. И даже в этом случае следует оценить необходимость хранения в памяти подобного рода информации.

    2. Человек планирует в будущем связать свою жизнь с областью квантовой физики.

    Поэтому, прежде чем перейти к вопросу развития памяти следует принять как факт одно правило: “Прежде чем заполнять свою память какой-либо информацией проанализируйте данную информацию на предмет ее полезности и актуальности”. Не следует забивать свою голову решением вопроса “Как сделать СССР самым развитым государством”, если самого государства уже нет.

    Очень многие люди с целью развития собственной памяти исследуют миллионы разнообразной литературы в поисках универсального метода, способного помочь именно им. Некоторые на основании прочитанного пытаются придумать новые методы развития памяти. Однако на самом деле все гораздо проще – лучшие методы развития памяти давно найдены и знакомы практически каждому человеку. Все что необходимо сделать, это вспомнить их и применить на практике.

    Вот, уважаемый читатель, вы и получили основную информацию относительно способов развития памяти. Теперь осталось только пойти в книжный магазин и купить нужную литературу, потому как в этой статье методов развития памяти вы не встретите, даже не надейтесь на это…

    Неужели поверили? Если нет, тогда продолжим. Развитие памяти – не единоразовый, а постоянный и целенаправленный процесс, а потому подходить к нему необходимо со всей ответственностью, запасшись терпением. Безусловно, нет никакой вероятности того, что прекрасно подошедший одному человеку метод развития памяти также подойдет другому человеку.

    Рассмотрим основные методы развития памяти, применяемые миллионами людей во всем мире:

    1. Последовательные ассоциации. Смысл метода заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию ассоциаций. Благодаря данному методу можно вспомнить не только сами слова, но и порядок их расположения в тексте. Особенность этого вида запоминания заключается в его непроизвольности, когда человек затрачивает значительно меньшее количество усилий, чем если бы он заучивал слова целенаправленно. При применении данного метода, помимо памяти, активно задействуется воображение человека, так как ему предоставляется для запоминания несколько слов, и он должен составить из них предложение.

    2. Фонетические ассоциации. Очень часто данный метод применяется для запоминания иностранных слов и цифр. Заключается во вспоминании похожих ассоциаций к иностранному слову. Вследствие применения данного метода человек способен запоминать до 100 иностранных слов в день, не пытаясь “вызубрить” их наизусть. Особенно замечательно данный метод применим для запоминания иностранных фамилий, которые часто трудно запомнить. Недостатком метода являются возможные ошибки в произношении слов, однако при выполнении метода под контролем опытного преподавателя данный недостаток нивелируется.

    3. Метод логических закономерностей. Если выполняется запоминание фигур в определенной последовательности, например круг-квадрат-треугольник, человек может провести закономерности “круг – знак совершенства и постояноства; квадрат – знак спокойствия и надежности; треугольник – знак прогресса и энергии”. Эти ассоциации способствуют вспоминанию исходных фигур и их последовательности.

    Если необходимо запомнить цифры, например номер телефона 156-824, человек рассуждает так: “1 плюс пять равно 6, 8 разделить на 2 равно четыре”. Данный метод отлично подходит людям с ярко выраженной мыслительной активностью и не так сильно выраженным воображением.

    4. Метод “ОЧОГ”. Данный метод на протяжении многих лет успешно применяется при обучении студентов в большинстве европейских стран. Название метода произошло от заглавных букв основных этапов метода: Ориентировка в тексте с целью распознания ключевой его идеи; повторное Чтение с одновременным выделением основных деталей; Обзор текста для более полного понимания правильности его изложения и выделения основной и второстепенной мысли; выделение Главной мысли в процессе пересказа текста. Тем не менее, несмотря на высокую популярность метода, он нередко подвергается критике образовательных школ как метод, не обладающий необходимыми для запоминания текста и развития памяти. Кто прав, а кто – нет, до сих пор так и остается загадкой. Мнения разделились.

    5. Автобиографические ассоциации. Многим людям очень тяжело дается применение методов развития памяти, требующих глубокого вовлечения в обучающий процесс воображения. Именно для таких людей создан метод “автобиографические ассоциации”, предполагающий работу не с выдуманными, а с реальными жизненными ситуациями. Для применения данного метода используются как жизненные ситуации, произошедшие с самим человеком, так и с его друзьями, родственниками, а также даты исторических событий.

    6. Оживление. Метод прекрасно развивает не только память, но и фантазию. Заключается в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют запоминающийся предмет. В случае с необходимостью запомнить информацию, представленную в виде цифр (например, исторические даты), человек использует визуализацию, что способствует расширению существующих границ памяти. Человек представляет, на какие из предметов похожи те или иные цифры. Так, цифру “1” можно представить в виде дерева, цифру “2” – в виде змеи, цифру “4” – в виде цветка (см. рис. 1) и т.д.

    7. Повторение. Многие люди используют данный прием как основной метод развития памяти. На первый взгляд, что еще может быть проще для запоминания информации, чем ее многократное повторение? Тем не менее, многие путают наполнение памяти информацией с ее развитием, потому что, как мы ранее выясняли, повторением ненужной информации мы лишь “захломляем” наши резервы памяти. К слову, многими школами, исследующими вопросы, связанные с развитием памяти, данный метод был разбит “в пух и прах”, так как он не использует воображение человека, а только заставляет его многократно повторять слова с надеждой их отложения в памяти. Что же, единственным способом проверить действенность данной методики является ее практика.

    8. Трансформация. Метод заключается в трансформации воображаемого образа. Например, яркий предмет мы можем трансформировать в черно-белый, объемный предмет – в плоский. Прием замечательно подходит для запоминания иероглифов. Пример иероглифа “Гора” представлена на рис. 2.

    Таким образом, когда иероглиф трансформируется в воображении человека в образ настоящей горы, он будет вспоминать его просто воспроизведя в своей памяти образ горы.

    9. Вхождение. Один из наиболее действенных, но и наиболее сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, картинке либо фильме, мысленно входит внутрь образа. Когда человек побывает внутри картинки / фильма, он почувствует тесную связь между происходящим в ней / нем действии и данные воспоминания надолго останутся в его памяти, так как человек сам является непосредственным участником происходящих событий.

    10. Метод Цицерона. Метод называется в честь великого императора, философа и оратора Цицерона и заключается в следующем: предмет, о котором необходимо вспомнить, оставлялся в одной из хорошо знакомых комнат. Для того, чтобы найти искомый предмет, необходимо было вспомнить комнату, в которой его оставили. Так и тренировал свою память Цицерон – перед каждым выступлением он ходил по дому и мысленно оставлял части своих лекций в углах комнаты. Справедливости ради следует отметить, что автором данного метода является не Цицерон, а великий древнегреческий писатель Симонид, у которого оратор его успешно перенял.

    Таким образом, мы рассмотрели главные методики развития человеческой памяти, применяемые на протяжении столетий. Помните о том, что от состояния память зависит большая часть мозговой деятельности, а потому заботиться о ней нужно смолоду.

    Кратковременная и долгосрочная память

    Многочисленные физиологические опыты над человеческой памятью обнаружили два ее основных типа:

    Кратковременная память отвечает информацию воспринятую после первого прочтения, объем ее не велик около 5-9 объектов, а время хранения такой информации составляет от нескольких секунд до минуты. Природа такой памяти состоит в образовании кратковременных нейронных связей в коре головного мозга.

    Под емкостью кратковременной памяти понимают число объектов, которые можно запомнить сразу. Чем больше количество таких элементов, тем больше объем кратковременной памяти.

    Ученые полагают, что объем кратковременной памяти можно увеличивать за счет группировки или структурирования объектов.

    Нужно запомнить номер телефона:

    Структурировав данный набор цифр, мы представим информацию для более комфортного запоминания.

    Кратковременная память позволяет запоминать небольшое количество объектов на короткие интервалы времени, долгосрочная память напротив, может хранить большие объемы информации на значительные, если не бесконечные, интервалы времени.

    Природа такой памяти так же носит нейронный характер, основанный на образовании стабильных связей нейронов по всему участку головного мозга.

    Как же информация переводится из кратковременной в долгосрочную память?

    Ученые считают, что за такой перевод отвечает участок головного мозга называемый – Гиппокамп.

    Ну, а для того чтобы информация перешла в долгосрочную память нужно учиться, учиться и еще раз …

    Источники:
    Барбара Биссонет: Как улучшить краткосрочную память при наличии у вас синдрома Аспергера
    Барбара Биссонет: "Как улучшить краткосрочную память при наличии у вас синдрома Аспергера" Краткосрочная или рабочая память относится к информации, которую мозг хранит временно в целях
    http://www.aspergers.ru/node/179
    Долговременная память, её основные компоненты и механизмы
    Физиологические механизмы долговременной памяти. Этот вид памяти не может
    http://www.braintools.ru/article/9500
    Долгосрочная память
    Как развить и улучшить память?
    http://www.therapy.by/articles/razvitie_pamyati
    Кратковременная и долгосрочная память
    Многочисленные физиологические опыты над человеческой памятью обнаружили два ее основных типа:Кратковреме
    http://www.memorysecrets.ru/stati/kratkovremennaya-i-dolgosrochnaya-pamyat-teoriya.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    Популярные записи:

    К чему снится бывший парень с субботы на воскресенье К чему снится парень с субботы на воскресенье? О том, к чему снится парень с… (6)

    Как ведет себя мужчина скорпион если хочет вернуться Как Вести себя с Мужчиной СкорпиономЕсли Вы встретили загадочного и магнетического мужчину Скорпиона и поняли,… (6)

    Если мужчина овен пропал Если вам нравится мужчина ОвенВам придется расстаться со многими надеждами, если вы решили привлечь к… (6)

    Если не кормить грудью молоко пропадет само Если не кормить грудью молоко пропадет самоПерегорание грудного молока в народе имеет значение того, что… (6)

    Возвращаются ли водолеи к бывшим Возвращаются ли бывшие? Наша жизнь состоит из встреч и расставаний. Рано или поздно каждая женщина… (5)



    COMMENTS