Деловое общение в коллективе

Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе

Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе

Курсовая на тему Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе

Разместил (а): Егор Ренко

  • Взаимодействие как основа эффективного делового общения 35 кб.
  • Психология делового общения 27 кб.
  • Понятие общения 11 кб.
  • Деловое общение 18 14 кб.
  • Этика делового общения 38 кб.
  • Понятие и формы делового общения 26 кб.
  • Деловое общение 12 11 кб.

Самарская Гуманитарная Академия, филиал Тольяттинский

Регистрационный номер ____________

Глава I МОТИВАЦИИ ДЕЛОВОГО И ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 6

І.1 Первичный трудовой коллектив: понятие и типы совместной деятельности 6

І.2 Общение в трудовом коллективе. 8

І.3 Мотивация: понятие и механизм. 14

Глава ІІ ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ ДЕЛОВОГО И ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 17

ІІ.1. Формирование выборки и описание этапов исследования. 17

ІІ.2. Результаты исследования. 18

Приложение 1. 25

Приложение 2. 26

Приложение 3. 27

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно воз­никает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необ­ходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведе­ния людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях со­циальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это, прежде всего получение максимальной прибыли.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Основной целью исследования является выявление мотивов достижения благоприятных деловых и дружеских отношений в демократическом коллективе..

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива, деловых и дружеских отношений;

2. теоретический анализ понятия мотивации и потребностей;

3. экспериментальное исследование по выявлению мотивов дружеского и делового общения к конкретном коллективе и выработка некоторых тактических методов, которые позволили бы улучшить в нем социально-психологический климат.

Объектом исследования выступает первичный трудовой коллектив и его члены.

Предметом изучения являются мотивы делового и дружеского общения членов коллектива.

Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как метод наблюдения и метод тестирования.

Глава I МОТИВАЦИИ ДЕЛОВОГО И ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

І.1 Первичный трудовой коллектив: понятие и типы совместной деятельности

Технологический тип определяется особенностями технологического цикла. Жесткие технологические связи приводят к наиболее тесным контактам (не только деловым, но и личным) между работниками, рабочие места которых находятся рядом. Контакты с другими членами коллектива затруднены. Поэтому возникают отдельные подгруппы наиболее тесно связанных между собой людей.

Функциональный тип связан с разделением производственного процесса по функциям. При распределении функций необходимо учитывать индивидуальные особенности деятельности людей. При таком типе взаимоотношений возникают широкие контакты между всеми членами группы, на личные же отношения существенное влияние оказывают деловые контакты и предпочтения.

Экономический тип объединяет людей распределением коллективного заработка между ними. Здесь основной проблемой является точная оценка индивидуального вклада каждого члена бригады. Особое значение приобретают коллективность решения вопросов материального вознаграждения, высокий авторитет руководителя и доверие к нему, уровень развития в коллективе отношений взаимного контроля и ответственности.

Социально-психологический тип — особый тип взаимоотношений, возникающий на основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность.

Формально-организационный тип — характеризует те коллективы, где реально никакой общности не возникает. Между работниками нет взаимозависимости, фактически отсутствуют контакты, деловое общение, психологическое единство.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно — временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция — формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Деловой этикет включает в себя две группы правил: нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми.

В этом контексте легко объяснимы попытки, многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Выделяют шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь, как положено). Главный подход — вписаться ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором — с помощью переписки или технических средств.

Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них И. Браим выделяет следующие — убеждение, внушение, принуждение.

Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с решаемым вопросом и его изложение; уточнение влияющих на выбор решения факторов; выбор решения; принятие решения и доведение его до собеседника. Залог успеха деловой беседы — компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников.

Важным элементом как деловой, так и светской беседы является умение слушать собеседника. "Общение — это улица с двусторонним движением. Чтобы общаться, мы должны выражать наши идеи, наши мысли и наши чувства тем, с кем мы вступаем в общение, но мы должны позволить нашим собеседникам также выразить свои идеи, мысли и чувства.

В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей.

Источник:
Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе
Тема: Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе. Тип: Курсовая. В работе есть: содержание, введение, таблицы 1 шт., приложения 7 шт., рисунки 2 шт. Язык: украинский. Разместил (а): Егор Ренко. Размер: 162 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Мотивации делового и дружеского общения в коллективе. Первичный трудовой коллектив понятие и типы совместной деятельности. Общение в трудовом коллективе. Деловое общение. Дружеское общение. Мотивация понятие и механизм.’
http://coolreferat.com/%D0%92%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5

Деловое общение в коллективе

Разместил (а): Галюсик

  • Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе 162 кб.
  • Деловое общение 9 11 кб.
  • Деловое общение понятие и сущность 25 кб.
  • Деловое общение 13 7 кб.
  • Деловое общение и психодиагностика. Методы психодиагностики 18 кб.
  • Деловое общение в рабочей группе 20 кб.
  • Профессиональная этика сотрудников ОВД 19 кб.

ФГОУ Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова

по дисциплине: «Деловое общение»

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но, в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

1. ТИПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основной организационной ячейкой такой организации является малая группа — первичный трудовой коллектив. Первичный трудовой коллектив — это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу. Таким образом, основная деятельность коллектива определяет всю систему взаимоотношений и взаимодействий в нем, а также его психологические особенности. Выделяют следующие типы совместной деятельности, возникающие на основе единых организационно-экономических связей в группе.

2. ОБЩЕНИЕ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Общение в трудовом коллективе — это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения — это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения — это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.

3. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В КОЛЛЕКТИВЕ

Трудовые коллективы возникают ради целей совместного достижения определенных целей. Поэтому на первый план в них выходит именно деловое общение. Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них И.Браим выделяет следующие — убеждение, внушение, принуждение.

В заключение хотелось бы отметить, что деловой этикет — это порядок поведения, установленный в деловом общении. Правила делового этикета одинаковы по всему миру, и каждый человек просто обязан знать их. Чем более высокую должность он занимает, тем это для него более важно. Но в то же время деловой этикет — это не просто свод правил, которые требуется исполнять. Это регулирование делового общения, правила деловой этики, которые в конечном итоге способствуют взаимопониманию, установлению деловых отношений в коллективе и, собственно, процветанию любого дела.

Гришина Н.В. и др. Общение в трудовом коллективе. 1993.

Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова И.В. Этика деловых отношений. 2008

Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М., 1997.

Рева В.Е. Деловое общение. Учебное пособие. 2003

Источник:
Деловое общение в коллективе
Тема: Деловое общение в коллективе. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Галюсик. Размер: 14 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми’
http://coolreferat.com/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5

Деловое общение в коллективе

Деловое общение в коллективе — раздел Экономика, Организация и проведение деловых переговоров в гостинице Деловое Общение В Коллективе. Общение — Это Коммуникации, Обмен Информацией.

Деловое общение в коллективе. Общение — это коммуникации, обмен информацией.

Культура — это код, который несет каждое общество, каждый народ. У каждой культуры есть своя история, свое развитие. Деловая культура предполагает развитие отношений в среде бизнеса. Деловое общение базируется на устоявшихся национальных традициях и корпоративной культуре. Поклон в Японии так же естественен, как крепкое пожатие руки при встрече в европейских странах. Японец не приемлет в деловом общении никаких внешних контактов — похлопывание по плечу, широкие объятия, рукопожатие.

Азиатская и европейские культуры делового общения отличаются в некоторых вопросах диаметрально противоположно. При проведении переговоров с иностранцами все эти особенности учитываются заранее. Это тоже часть деловой культуры. Деловое общение начинается с внешнего вида. Соответствие делового костюма месту и времени своего рода визитная карточка принадлежности к определенной культуре. Имидж делового человека формируется из мелочей — костюм, аксессуары (носки, платки, ремни, украшения, портфель, средства связи), манеры, разговор.

Все вместе, сложенные воедино, они формируют общий облик. Любая несуразная деталь может выдать непрофессионала, дилетанта и даже повлиять на результат общения. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»… Великий Пушкин прав, как всегда. Культура делового общения, деловой этикет рассматривается не только как особая форма поведения, но и как система знаков. Деловой разговор совмещает в себе речевую, логическую, невербальную и психологическую культуру.

По разным сценариям ведутся деловая беседа, коммерческие переговоры, служебный телефонный разговор, деловые совещания и общение с сослуживцами и начальником. В основе любых из перечисленных форм должна быть заложена доброжелательность и взаимное уважение. От общей культуры коммуникаторов зависит окраска и результат делового общения. По этикету сама речь, как основа делового общения, не предполагает грубых ошибок, неологизмов и жаргонных слов. Речь должна быть кратка, понятна собеседнику, то есть доступна, логична и точна. Правильность, образность речи вырабатывается упражнениями из курса ораторского мастерства и чтением классической литературы.

Пока выступающий не будет уверен в грамотности и правильности своей речи, он не сможет стать уверенным в себе человеком. Читай — успешным. Его стилистические и речевые погрешности мгновенно отметят про себя или вслух (зависит от общей культуры слушателя) собеседники.

Только этот факт может снизить имидж делового человека. Написаны горы книг по деловому этикету, существует множество курсов и тренингов для начинающих бизнесменов. Без культуры делового общения не заключить серьезных сделок, не увеличить собственные капиталы. Мир бизнеса – мир особенный, со своей культурой, куда чужака не пустят. Речевой служебный этикет живет по своим законам. К примеру, он требует, чтобы ко всем членам коллектива применялись одни и те же мерки при оценке их работы. Принцип эмоциональной нейтральности обеспечивает выдержанное и ровное отношение ко всем сотрудникам, вне зависимости от пристрастий и антипатий.

Еще один аспект культуры делового общения — обмен визитными карточками. Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей.

Причем речь идёт об интересах физических и юридических лиц. Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком. Но для обеспечения высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях.

Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, например, из-за неуважения к чувству собственного достоинства.

Или, также, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потеря, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений.

Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п. .Коллектив, каковым и является, по сути, рабочая группа, потенциально — мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создаёт творческую атмосферу.

Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в коллективе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные вследствие нечёткого распределения обязанностей и неправильного руководства конфликты на межличностном уровне. Вся жизнь человека протекает в непрерывном общении. Ни один рабочий коллектив не обходится без ежедневного общения. Для менеджера общение является инструментом деловых переговоров.

Отличительная особенность деловых переговоров состоит в повышенной ответственности за каждое высказанное предложение, поправку и т.д. Деловые переговоры менеджерами ведутся постоянно: в промежуточном менеджерском звене — с персоналом и клиентурой; в высшем — с партнерами и компаньонами. И, как и любые переговоры, деловые проводятся с целью повышения эффективности заключения сделки. Для достижения данной цели существует множество приемов и тонкостей, рациональное и своевременное использование которых позволяет добиться успеха или завершения переговоров без поражения кого-либо из оппонентов.

В нынешних экономических условиях для многих предпринимателей РФ ведение деловых переговоров — сложная проблема. Деловые переговоры — это прежде всего устная деловая речь, обладающая многими особенностями непосредственного общения. Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения. Непосредственное общение уменьшает возможность обдумывания, что увеличивает значимость этапа предварительной подготовки к переговорам и использование уже наработанных переговорных стратегий и тактик.

По свидетельству специалистов, помогающих проводить переговоры «наиболее эффективной помощью, которую они могли оказать переговорщикам для наиболее благоприятного заключения сделок на последних стадиях переговоров, была помощь в их более эффективной подготовке» . Поэтому начинать надо не с вопроса «Что делать, если вдруг «, а с вопроса «Что делать, чтобы «. вопроса «Что делать, чтобы «. Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом.

При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению. Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы — убедить партнера принять конкретные предложения. Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций.

К их числу относятся: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности. И сама визитка, и стиль её вручения должны соответствовать канонам общения.

Креативные, необычные визитки, несомненно, привлекут внимание собеседника, но более уместны в творческой среде, где креатив только приветствуется. Визитка несет информацию и отражает общую концепцию корпоративной культуры, к которой и принадлежит владелец. Потому контактная информация с визитной карточки должна быть доступна и понятна, не перегружена излишним украшательством. Культура делового общения подразумевает благоприятную психологическую установку. Послевкусие от разговора или другого общения с партнером должно оставить позитивное состояние, дать надежду на продолжение сотрудничества.

Каждый собеседник должен уметь владеть приемами психологических развязок, уметь снимать отрицательные эмоции и грамотно поставить на место некорректных собеседников. Умение вести бесконфликтную беседу и при этом добиваться взаимовыгодных результатов — высшая школа делового общения. Для овладения этими техниками существует великое множество психологических приёмов. Анализируя древние книги — Библию, Евангелие, можно научиться вдумчивому и внимательному отношению к собеседнику.

Дейл Карнеги приводит такой прием. В самом начале разговора стоит искренне поблагодарить собеседника за оказанную вам честь общаться с ним, сделать уместный комплимент. Тем самым партнер будет сразу, в самом начале расположен к собеседнику. Подчеркивая важность и значимость человека, изначально разговор направляется в сторону психологического комфорта. «Поговорите с человеком о нем и он будет слушать вас часами». Б.Дизраэли.

Так уж устроена человеческая природа — каждый хочет быть замеченным, значительным, оцененным по достоинству. Если в начале разговора выдается такой кредит доверия, нужно очень постараться, чтобы завершить его с отрицательным результатом. Внимание и доверие, уважение и корректность — эти качества помогут превратить деловое общение в культурную ценность. Открытость, искренность, доброжелательность — вот три кита, на котором базируется эта культура. «Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной». Так охарактеризовал деловое общение Иоганн Вольфганг Гете. Успех многих, не только управленческих действий предопределяется качеством процесса делового общения.

Наше понимание окружающего мира основывается на получаемой и передаваемой нами информации и ощущениях. Передача и получение информации — одна из управленческих задач. Почти невозможно переоценить важность делового общения в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией.

Значительную часть времени менеджеров занимают осуществляемые с помощью устных, письменных или электронных обращений коммуникации с руководителями, коллегами, подчиненным или потребителями. Менеджер ставит резолюции на документах и записывает свои замечания, отправляет и получает сообщения по электронной почте, просматривает отчеты, готовит презентации, проводит собрания групп, произносит речи и сообщает в своих решениях другим людям.

Деловое общение — это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Важнейшим шагом на пути к успеху делового общения есть процесс преодоления трудностей и барьеров общения, т.к. это жестко блокирующие межличностную коммуникацию психологические барьеры, возникающие при выпадении из общей структуры коммуникативного процесса того или иного структурного элемента.

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны специалистов различных профилей. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин «этика делового общения». Деловые беседы и переговоры играют важную роль в политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности. 1.2.

Источник:
Деловое общение в коллективе
Деловое общение в коллективе Экономика Организация и проведение деловых переговоров в гостинице. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c5/1prm2/p1/

Деловое общение в рабочей группе

Психология рабочей группы: профессиональная среда и сфера межличностных отношений. Факторы, определяющие степень зрелости коллектива, его климат. Виды отношений в системе «руководитель – подчинённый». Методика измерения неформальной структуры группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Коллектив, каковым и является, по сути, рабочая группа, потенциально — мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создаёт творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в рабочей группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные вследствие нечёткого распределения обязанностей и неправильного руководства конфликты на межличностном уровне.

Основа успеха любой современной коллективной деятельности — отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определённых предпосылок. В качестве предпосылок кооперативной взаимозависимости выделяются:

— свобода и открытость информационного обмена;

— взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;

— доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающее взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия.

Рабочая группа (коллектив) в своём внешнем выражении — это социальная группа, общность людей, объединённых совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. С другими социальными группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие его членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В тоже время она обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп, — общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства.

Рабочие группы (коллективы) разделяются по формам собственности (государственные, смешанные, частные), по характеру деятельности (производственные, торговые, научные, учебные), по формам связи (контактные, неконтактные), по численности (первичные, вторичные), времени действия (постоянные и временные), степени формализованности (жёсткая и гибкая организации) и т.д.

В рабочей группе диалектически объединены два компонента — материальный и духовный. Материальный компонент — это его конкретные индивиды, духовный — идеология и психология. Идеология рабочей группы включает в себя совокупность идей и взглядов, отражающих политические установки, конечные цели трудовой деятельности. Таковыми могут быть служение политическому или религиозному идеалу, служение обществу путём удовлетворения существующего потребительского спроса либо просто стремление к наживе.

Психология рабочей группы — это совокупность определённых социально — психологических явлений, возникающих в процессе её формирования и функционирования на основе любых внутренних связей форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся морально — психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.

При анализе содержания отношений членов рабочей группы можно выделить следующие сферы: профессиональную, ценностно-мировоззренческую и сферу межличностных отношений.

Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач:

— субординационные отношения между руководителями и подчиненными;

— отношения, связанные с координацией совместной деятельности;

— отношения в системе «человек-компьютер».

Ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в данной социальной группе. Данное соотношение может варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.

Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельности, формальным и неформальным статусом.

Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее зрелость. Она характеризуется прочными связями между его членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, прочными неформальными отношениями между его членами. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувство гордости за свой коллектив, складываются устойчивые традиции. Сотрудники имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач.

Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы, её способность продуктивно функционировать, можно условно разделить на следующие:

1. технологические факторы, особенности совместного использования орудий и предметов труда, например, передовых технологий, персональных ЭВМ и т.д.;

2. экономические факторы, т.е. формы оплаты труда, особенности формы собственности и т.д.;

3. организованные факторы, и прежде всего, стиль руководства;

4. ценностно-мировоззренческая и психологическая совместимость работников.

Две последние группы факторов заслуживают специального анализа, а пока познакомимся с точкой зрения двух британских консультантов по управлению — Майка Вудкока и Дейва Френсиса. Не претендуя на глубокие теоретические обобщения, они выдвигают десять ограничений, по их мнению, чаще всего препятствующих эффективной работе коллектива.

Ограничение 2. Неквалифицированные сотрудники. Типичный недостаток — несбалансированность функций работников, неадекватное сочетание профессиональных и человеческих качеств. Авторы предлагают следующее распределение служебных ролей. В каждой рабочей группе: “поставщики идей”, “аналитики”, “направляющие”, “планирующие”, выполняющие роль “сдерживающего фактора” и несколько “исполнителей”. Комбинация ролей зависит от специфики коллектива, один сотрудник может совмещать несколько из перечисленных ролей.

Ограничение 3. Неконструктивный климат. Характерно отсутствие преданности задачам команды и высокой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой о благе каждого.

Ограничение 4. Нечёткость целей — недостаточное согласование личных и коллективных целей, неспособность руководства и членов коллектива к компромиссу. Авторы подчёркивают необходимость периодичной корректировки поставленных целей, иначе члены коллектива теряют представление о перспективах своей деятельности, ожидаемых результатах.

Ограничение 5. Низкие результаты работы. Подразумевается, что коллектив не должен самоуспокаиваться на достигнутом, должен проявлять напористость в достижении значимых целей, что способствует высокой самооценке членов коллектива, росту личного профессионализма.

Ограничение 6. Неэффективность методов работы. Подчёркивается значение правильной организации сбора и предоставления информации, принятия правильных и своевременных решений.

Ограничение 7. Нехватка открытости и наличие конфронтации. Отмечается необходимость свободной критики, обсуждения сильных и слабых сторон проделанной работы, существующих разногласий без ложного страха быть неправильно понятым, нарушить деловой этикет, вызвать конфронтацию. Однако на практике это трудно выполнить, так как требуется особая подготовка персонала и руководителей. Позитивное соперничество продуктивно, но есть реальная опасность перерастания его в конфликт.

Ограничение 8. Недостаточные профессионализм и культура сотрудников. Желание иметь в коллективе сильных сотрудников, с высоким уровнем индивидуальных способностей вполне понятно. Можно считать правильной точку зрения, согласно которой “развитый” сотрудник должен быть энергичен, уметь управлять своими эмоциями, быть готовым открыто излагать своё мнение, обладать способностью изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы, хорошо излагать своё мнение.

Ограничения 9 и 10. Низкие творческие способности персонала и неконструктивные отношения с другими коллективами. Два последних препятствия на пути развития коллектива, сформулированные М.Вудкоком и Д.Френсисом, самоочевидны и не нуждаются в комментарии.

Любая рабочая группа — это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий саморегуляцией, обратными вертикальными и горизонтальными связями и т.д. Но вместе с тем ему присущ ряд черт, характерных для организации:

— разделение функций между сотрудниками, закреплённое в правилах или инструкциях;

— должностная иерархия, порядок подчинённости;

— лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;

— система позитивных и негативных санкций (отсюда — особая роль руководителя в рабочей группе).

Обратим внимание на интересную классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Мутоном. Она основана на комбинации двух главных параметров — внимание к человеку и внимание к производству. Это пять типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально — психологического климата.

1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьёзным достижениям. Главное — сохранить свою должность.

2. Тёплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного темпа работы. При этом руководителя не особо интересует, будут ли достигнуты конкретные и устойчивые результаты.

3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо игнорируется.

4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится сочетать интересы производства и интересы персонала, он не требует слишком многого от своих сотрудников, но и не занимается попустительством.

5. Команда: лучший стиль руководства. Руководитель стремится к оптимальному соединению интересов производства и интересов коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.

Не менее интересное исследование динамики межличностных отношений в системе “руководитель — подчинённый”, предложенное двумя другими американцами: Херси и Бланчардом. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной деятельности, т.е. по мере роста профессионализма руководитель всё меньше им управляет, и всё больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. С достижением среднего уровня и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше поддерживает его, так как такой сотрудник уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как доверие со стороны руководителя.

Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе “руководитель — подчинённый”: приказание, внушение, участие, делегирование.

Согласно предлагаемой схеме, приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда подчинённый не готов к выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя — инструктировать сотрудника, много руководить и мало поддерживать.

Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости сотрудника от низкого до среднего: подчинённые ещё не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь особенно важны руководство и поддержка, которые помогут добиться понимания поставленной задачи.

Участие наиболее эффективно на уровне зрелости от среднего до высокого. Сотрудник способен к выполнению задания, но психологически ещё не готов взять на себя ответственность. В такой ситуации требуется не столько руководства, сколько поддержки, совместного обсуждения проблемы и совместного принятия решения. Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий сотруднику, делегирование, что означает слабое управление и малую степень поддержки.

Проблема выбора оптимального стиля руководства коллективом не имеет “кабинетного” решения, но можно выделить типичные ситуации, возникающие в случае неадекватности поведения руководителя, у подчинённых возникает чувство досады, создаётся почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда

— за ошибки одного отвечает другой;

— решение принимается без участия сотрудника;

— разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;

— руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти виновных среди подчинённых.

— от сотрудника скрывается важная для него информация;

— работник, профессионально пригодный занять более высокую должность, не продвигается по службе;

— руководитель жалуется на подчинённого вышестоящему начальнику;

— поощрения за труд одного работника достаются другому;

— уровень требовательности не одинаков для всех сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные.

Однако перечисленные ситуации связаны не только с ошибочными действиями руководителя, но и ещё с одним важным фактором — моральнопсихологическим климатом, сложившимся в конкретном трудовом коллективе.

Социально — психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от её структуры. Структура коллектива, т.е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе взаимной деятельности, исследуется на двух уровнях — формальном и неформальном. Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.

Неформальная структура складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности — адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции.

Социально — психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся традиций новыми членами социальной группы. Без неё невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализации личности. Для нового руководителя важно не отвергать с ходу сложившихся традиций, считаться с мнением коллектива и его лидеров. Так, например, вновь назначенному руководителю не следует противопоставлять себя прежнему начальнику, если он пользовался заслуженным уважением.

Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентаций и установок. Руководитель должен следить за тем, чтобы сотрудники имели возможность общаться друг с другом, поощрять плодотворные дискуссии и вместе с тем в корне пресекать обсуждение подробностей личной жизни сотрудников в их отсутствие, сплетни и доносы.

Идентификация связана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения. Процесс протекает на трёх уровнях: эмоциональном — способность сопереживания; ценностно-мировоззренческом — способность стать на точку зрения другого человека; поведенческом — воспроизводство образцов поведения. В основе идентификации лежат механизмы подражания, сличения и увлечения. Обязанность руководителя — по возможности следить за тем, чтобы идентификация была положительной, т.е. новички подражали профессионально зрелым сотрудникам.

Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплочённый, саморегулируемый социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Организованность, сработанность и совместимость позволяют группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности каждой личности.

Интересную классификацию типов личности предложил российский учёный В. М. Шепель: коллективисты — общительные работники, охотно поддерживающие общественные начинания; индивидуалисты — тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности; протензионисты — работники, которым присуще тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания; подражатели — имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений; пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы; изолированные — работники с несносным характером.

Потребность в целеполагании, формулировки цели и организации деятельности по её достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трёх человек.

Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом.

Лидер — менее авторитетен. Наряду с внушением и убеждением ему приходится мотивировать поведение членов группы личным примером; как правило, влияет только на часть членов группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то, вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они составляют резерв на выдвижение кадров.

Лидерство в группе может быть как формальным (официальные руководители), так и неформальным. Среди последних можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров. Руководитель обязан иметь представление о неформальной структуре своего коллектива, чтобы своевременно предотвращать конфликтные ситуации, чётко представлять кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление о степени авторитетности своего заместителя и других сотрудников.

Методика измерения неформальной структуры группы, иначе именуемая социометрической процедурой, разработана довольно подробно. Для этого достаточно предложить сотрудникам перечень косвенных и проективных вопросов, например, с кем хотел бы разделить служебный кабинет, кого пригласил бы для совместного выполнения ответственного задания, кто из сотрудников лучше всех подходит для выполнения обязанностей руководителя на время его отпуска и т.д. Вопросы подобного рода, составленные с учётом характера деятельности коллектива, индивидуально-психологических особенностей его членов, позволяет дать количественную оценку реальных связей по признакам симпатии — антипатии, выявить неформальных лидеров, подсчитать социометрический индекс сплочённости группы.

Итак, работоспособность “команды”, её способность успешно решать поставленные задачи самым существенным образом зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе “настроя” работников, который, при прочих равных условиях, определяется, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями отношений между руководителем и подчинёнными.

Наряду со стилем руководства неформальные отношения между руководителем и подчинённым заслуживают самого серьёзного внимания.

Руководитель должен, во-первых, знать типичные ошибки, присущие людям его статуса и, во-вторых, правильно строить отношения с персоналом.

К типичным ошибка относятся случаи:

— руководитель не даёт конкретных заданий, но постоянно досаждает подчинённых большим количеством вопросов общего характера;

— «зациклен» на одной теме в общении с персоналом, например трудовой дисциплине;

— ежедневно формирует новые идеи для выполнения задания;

— постоянно проповедует свои замыслы;

— не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем;

— малодоступен территориально и во времени.

Не имеет готовых решений, предлагаемых персоналу производственных задач.

Успех неформальных отношений с подчинёнными, без чего невозможно чувство уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения.

Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Психологическая предпосылка этого принципа — аксиома социальной психологии, согласно которой не один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчинённом не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но избегать советов в этой области.

Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; не жалуются на своих подчинённых и если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки.

Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчинённым одинаковые требования, ко всем относится ровно, никого не выделяя, и при посторонних обращаться к сотрудникам, вне зависимости от их возраста, по имени и отчеству. Недопустимо читать нотации, учить персонал, если руководитель сам не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя.

Типичная ошибка молодых руководителей — стремление стать “своим” среди подчинённых. Лучше всё же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства, в противно случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен. Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию и вместе с тем обязан пресекать сплетни и доносы.

Любой руководитель сталкивается с жалобами со стороны подчинённых по поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему, он обязан внимательно выслушать подчинённого. Недопустимо игнорировать обращения подчинённых, поскольку, как верно подметила американский социолог Диана Трейси, жалобщики — не предатели. Очень может статься, что жалобщик оказывает вам большую услугу, сообщая вам о ситуации, от которой страдают другие, но молчат. В этом смысле жалобы заслуживают вашей благодарности, а не наказания.

Если жалоба касается другого сотрудника, следует обязательно выслушать обе стороны, так как нередко бывают, неправы и та, и другая сторона. Если жалуются на вас — не препятствуйте этому, но предупредите о жалобе руководство. В том случае, если вы не в силах решить проблему, поручите это начальству или третьему, достаточно авторитетному лицу.

1. Морита А. Сделано в Японии. История фирмы Сони. — М.: Прогресс, 1993.

2. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. — М.: Автор 1993.

3. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. — М.: Прогресс, 1993.

4. Ягер Джен. Деловой этикет: как выразить и преуспеть в мире бизнеса. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.

Источник:
Деловое общение в рабочей группе
Психология рабочей группы: профессиональная среда и сфера межличностных отношений. Факторы, определяющие степень зрелости коллектива, его климат. Виды отношений в системе
http://otherreferats.allbest.ru/management/00019941_0.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Морская свинка Морская свинка Чжан Хэ про морских свинок в «Книге морских существ пяти континентов, открытых адмиралом… (3)

Красивое письмо парню на расстоянии ЖС ->Среда, 16.05.2018, 09:02 Любовь дарит нам крылья. Бывает ли любовь на расстоянии? Многие ответят,… (3)

Ребенок устраивает истерики что делать 2 типа истерик у детей и правильная реакция родителей Детские истерики — одна из самых… (2)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (2)

Каких мужчин женщины считают привлекательными Нет, это не от того, что все женщины меркантильны. Если посмотреть на женскую природу, все… (2)

COMMENTS