Что такое измена жене

Глава 5

Чужие крыши кроет, а свои не крыты. Других женщин любит, а свои забыты

Как дальше жить, если в семье произошла трагедия: один из супругов изменил другому? Как справиться с ревностью и обидой? Можно ли простить предательство и как пережить разлуку? Сначала поговорим о причинах супружеских измен, которые в наше время всеобщей распущенности и безответственности, к сожалению, случаются даже в православных воцерковленных семьях. Почему люди, забыв своих самых родных и близких людей, уходят к другим?

У супружеской неверности две причины. Первая: слабость воли одного из супругов, неумение противостоять соблазнам, удобопреклонность ко греху. Вторая и самая главная причина: неблагополучная семейная ситуация, отсутствие мира и взаимопонимания между супругами. Иногда измене предшествуют оба этих фактора сразу, иногда один из них.

Но всё же распущенность, слабая воля, эгоизм — это далеко не самые главные причины супружеских измен. Почти все измены случаются из-за тяжёлой ситуации в семье и зреют годами, ведь когда в семье царят мир, любовь и согласие, измен не случается. Постоянные ссоры, конфликты, семейные скандалы – весьма благоприятная почва для измены. Ворчливую, вечно недовольную, скандальную супругу мужчина (особенно с ослабленной волей) будет неизбежно сравнивать с другими знакомыми ему женщинами и сравнение это будет не в пользу жены. И рано или поздно может наступить момент, когда он уйдёт из семьи или заведёт любовницу.

Я в основном говорю о мужских изменах, просто потому, что по статистике мужчины изменяют жёнам гораздо чаще, но всё вышесказанное вполне можно отнести и к женским изменам.

Такая же ситуация может произойти, если супруг неподобающим образом обращается с женой, например холоден, невнимателен, груб по отношению к супруге, вместо того, чтобы уделять ей время и оказывать помощь и поддержку, целыми днями пропадает в компании друзей.

Когда один из супругов уходит из семьи, он уходит не к другой (или другому), а уходит от своей половины. И это значит, что в отношениях супругов были допущены большие ошибки. И виноваты в этом оба. Один из супругов совершил предательство, а другой не смог создать в семье условия, чтобы этого не случилось. Да, прелюбодеяние, конечно, тяжкий грех и ничто так не разрушает семью как супружеская измена, но если прелюбодеяние случилось, обоим супругам необходимо задуматься и сделать выводы: почему произошла трагедия, и что в их поведении привело к ней.

Иногда можно слышать даже от православных церковных людей, что слова Евангелия о разрешении развестись с супругой по вине её прелюбодеяния ( Мф. 5:32 ), относятся только к случаю, когда жена изменила мужу. А если супруг оказался неверен жене, она, дескать, не может развестись с ним. Это совершенно неверно. Прелюбодеяние – большой грех, как для женщин, так и для мужчин, и несут они за него одинаковую ответственность. В Ветхом Завете за прелюбодеяние полагалась смертная казнь через побивание камнями (и прелюбодею и прелюбодейце): «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужней; если кто будет прелюбодействовать с женой ближнего своего: да будет предан смерти и прелюбодей и прелюбодейка» ( Лев. 20:10 ).

В дореволюционной России прелюбодеяние одного из супругов (как мужа, так и жены) служило основанием для церковного и гражданского развода (Булгаков С.В. Настольная книга Священно-церковнослужителей. т. II , с. 1259).

Что делать, если случилась измена, но хотя бы одна сторона хочет примирения и воссоединения семьи?

Разберём случай, когда муж завёл любовницу, возвращаться в семью не собирается, или живёт сразу на два дома. Жена любит его, разводиться не хочет и пытается простить и сохранить семью. Женщины в такой ситуации обычно совершают одну из двух ошибок:

  1. Они готовы вернуть гуляку-мужа любой ценой, такие жёны как бы говорят: «Делай что хочешь, только не уходи!» Они начинают унижаться и теряют собственное достоинство.
  2. Некоторые женщины хотят вернуть мужа, но не могут простить его, в их душе царят ревность, гнев и обида. Если супруг всё же вернулся в семью, они постоянно предъявляют ему претензии, вспоминают его измену и попрекают его этим.

Вернётся муж или нет, но женщина должна сохранять своё достоинство, если она не уважает себя, то её никто уважать не будет.

То же самое можно сказать и женщинам, находящимся в большой обиде на мужа и предъявляющим ему бесконечные претензии, но при этом желающим его возвращения. Вряд ли супруг вернётся к жене, пребывающей в депрессии и гневе, ведь очень многие мужья как раз и уходят к любовницам, спасаясь от вечного недовольства, ворчания и плохого настроения своих благоверных. Если вам когда-нибудь приходилось общаться с человеком, прибывающим в состоянии тоски и меланхолии, то вам известно, насколько это тяжёлое занятие. Сначала хочется утешить его, а через некоторое время пребывание с ним становится невыносимым. Наоборот, с человеком, настроенным оптимистично, приветливо, очень легко и приятно общаться. Конечно, понятно, что человеку, пережившему предательство, очень трудно радоваться жизни, но иного пути нет, так вы будете всё глубже погружаться в тоску и уныние.

Пережить тяжёлый период можно только с помощью Божией. Нужно знать, что Господь любит нас и никогда не посылает испытания не по силам. В состоянии, когда человека борет печаль, конечно, очень сложно молиться. Но на это нужно понуждать себя, буквально заставлять себя идти в церковь и вставать на молитву. Одну мою знакомую муж бросил с двумя маленькими детьми, ушёл к другой. Но, к сожалению, сколько я её не уговаривал пойти в храм, поисповедоваться и причаститься, она никак не может это сделать, хотя до этого ходила в храм. Те люди, которые в период разлуки с близкими, переживая развод, обращались к Богу, усиленно молились, свидетельствуют, что это единственный способ по-настоящему выйти из депрессии и снова начать жить.

Расставание с близким человеком – большое испытание, но очень многие люди через скорби приходят в Церковь, обращаются к Богу. Жизненные невзгоды, несчастья это звоночек о том, что в нашей жизни не всё благополучно. Необходимо начинать молиться, спешить в храм. Христианину легче переносить скорби, он знает, что испытания в нашей жизни не случайны, всё имеет глубокий смысл. Либо мы страдаем за грехи, либо непростой жизненный опыт нужен для нашего духовного совершенствования. Самое главное в испытаниях набраться терпения и пережить их с молитвой и верой в Бога, и тогда Господь обязательно пошлёт Свою помощь.

Измене часто сопутствует ревность. Если потерпевшая сторона хочет простить измену, она, как правило, долго ещё мучается от ревности и подозрения. Ревность часто предшествует измене, а иногда и провоцирует её. Ревность может возникнуть и на пустом месте, даже если никто никому не изменял и не собирался этого делать, поэтому нелишним будет поговорить об этом весьма разрушительном чувстве. Кто хоть раз испытывал чувство ревности, подозрительности, знает, как оно, подобно кислоте, разъедает душу и убивает любовь. Многие хотят от него избавиться, но не знают, как это сделать.

Однажды в храме ко мне подошёл мужчина средних лет и попросил совета. Он рассказал, что очень сильно ревнует свою жену и ничего не может с собой поделать. Притом она, вроде бы, не давала ему повода, но их отношения в последнее время ухудшились, они стали отдаляться друг от друга, нет уже той душевной теплоты, что была раньше. Он тоже признаёт свою вину. Много времени проводит на работе, мало общается с супругой.

Вот что, примерно, я ему ответил. Подозрительность – любимое оружие дьявола в его стремлении поссорить близких людей. Сколько раз на исповеди приходилось слушать о том, что супруги подозревают друг друга в измене, а зятья и невестки рассказывают о том как тещи и свекрови якобы хотят наслать на них порчу.

Поддаваться на эту провокацию ни в коем случае нельзя. Как бы ни были сильны подозрения, и как бы ни был велик соблазн начать следить за супругой, проверять её мобильный телефон и электронную почту. Во-первых, как правило, все эти подозрения не имеют под собой почвы, и если любишь человека, нужно доверять ему. Во-вторых, даже если какие-нибудь улики супружеской неверности будут найдены, станет ли нам от этого легче? Сомневаюсь, скорее наоборот.

Ревность, безусловно, нехристианское чувство, В основе ревности лежит обида, гнев, страх. Страх потерять любимого человека, но это не тот страх, когда мы переживаем за него и боимся потерять, например, во время тяжёлой болезни. Здесь другое. Чувство собственничества, обладания, а это уже не хорошо. Никто не может принадлежать никому безраздельно, человек только тогда будет с нами, и будет любить нас, когда сам этого захочет. Ведь даже Бог не удерживает нас в церкви насильно. Не хочешь верить в Него – можешь уйти, у тебя есть свободная воля, но Господь не перестанет тебя от этого любить. Поэтому, если мы действительно любим близкого человека, то должны уважать его свободную волю, и, конечно, прилагать все усилия, чтобы и его любовь к нам не угасла, ведь в том, что он хочет уйти (если хочет), есть и наша большая вина.

Даже если у вас прекрасная православная семья, к сожалению, никто не может дать вам абсолютную гарантию, в том, что ваш супруг или супруга никогда не изменят вам. Потому что мы живем в мире, который « во зле лежит», а человек очень слаб. И чтобы победить страх нужно внутренне смириться с тем, что измена может произойти даже в вашей семье. Но ни в коем случае не нужно переживать это заранее. Иными словами: надейся на лучшее, и будь готов к худшему. Этот приём применим и в других ситуациях. Например, родители часто переживают за детей, и действительно, дети всегда в группе риска по всевозможным несчастьям: они могут выпасть из окна, заболеть смертельной болезнью, попасть под машину, их могут похитить бандиты. Но если постоянно из-за этого волноваться и всего бояться, тогда наша жизнь превратится в кошмар и нам вообще не следует рожать детей, чтобы не сойти с ума.

Мужчина, который подошёл ко мне с вопросом о ревности, неслучайно обратил внимание на то, что подозрительность стала одолевать его, когда он почувствовал, что их взаимоотношения с супругой стали более прохладными, и недаром он увидел в этом большую долю своей вины. Я сказал ему, что когда мы признаём свои ошибки, берём часть вины на себя, нам легче бывает справиться с ревностью. Ведь теперь мы знаем, что тоже виноваты в сложившейся ситуации, а значит, можем многое исправить. Я посоветовал ему быть внимательнее с женой, уделять больше времени общению, беседам, ведь женщины ждут от нас не только материального обеспечения, но и, в первую очередь, внимания и понимания. И конечно с ревностью помогает справиться молитва, мы должны обращаться к Богу, чтобы Он помог нам справиться с обидой (в основе которой лежит самолюбие) и послал нашей семье мир и прощение.

И ещё нужно помнить, что наши ревность, подозрительность, скандалы не только никогда не вернут любимого человека, но и навсегда уничтожат ваши с ним отношения.

Вернёмся к теме супружеской неверности.

На сайте www . perejit . ru , который оказывает помощь людям, пережившим разлуку с любимыми, было помещено письмо одного мужчины, изменившего своей жене, но осознавшего свой грех и примирившегося с ней. Он приводит несколько советов для людей, попавших в похожую ситуацию:

«1. Какие бы испытания на нас не обрушились – не сдаваться, бороться и, главное, не пить и не опускаться.

2. Никого не умолять и не унижаться.

3. Не дарить дорогих подарков.

4. Не обращаться за помощью к подругам жены.

5. Работать над собой, меняться, расти самому, и помогать другим.

6. Расставаться по-хорошему, не сжигая за собой мостов.

7. С любовью и благодарностью простить человека, которого ты любишь. «Ошибаться – дело человеческое, прощать – Божественное».

8. По возможности быть со своей семьёй, главное – дети, ради них и стоит жить.

9. Жить и радоваться каждому дню и помнить: прошлое – не будущее, оно не обязательно должно повториться…»

Особо стоит прокомментировать пункт 2. В случае измены, разрыва очень часто одна сторона начинает унижаться, стараясь воссоединить семью. Это большая ошибка, особенно со стороны мужчины. Униженный, рыдающий мужчина – не привлекателен для женщины. Мне не раз приходилось беседовать с мужьями, от которых супруги уходили к другим. Многие из них так сильно хотели вернуть своих жён, что теряли себя: шли на унижение, умоляли вернуться, досаждали телефонными звонками и SMS ками, заваливали дорогими подарками и цветами. Но достигали совершенно обратного результата – жёны не только не возвращались, но и вообще переставали их уважать.

Прощение, восстановление семьи – это очень непростая, долгая работа, и если супруги решились на неё, то Бог им в помощь. Слава Богу, немало случаев, когда после измены, расставания, супруги вновь соединялись. Но только тогда воссоединение будет не формальным, а весьма успешным, когда они извлекут урок из этого тяжёлого эпизода их жизни, используют его как повод переосмыслить, переоценить и улучшить свои отношения.

О размолвках в семье: непонимание в семье, измена, развод

О размолвках в семье: непонимание в семье, измена, развод.

Источник:По брошюре «Последняя крепость. Беседы о семейной жизни.»

В жизни каждой семьи есть трудные периоды, когда кажется, что у вас с мужем (женой) ничего общего не осталось. Как побороть в себе это чувство?

Такие периоды — почти неизбежное испытание, посещающее фактически каждую семью или большинство семей. И как при любом испытании и искушении, главное здесь — не дать себе руководствоваться сиюминутным эмоциональным переживанием ситуации. У человека есть воля, разум и душа, поэтому когда одно дает слабину, может помочь другое.

И когда эмоциональное восприятие жизни приводит к сбоям, на то человеку и дан разум, чтобы понять, что это искушение, и чтобы памятовать, в чем состоит исполнение правды и заповедей Божиих о семейных узах, на то и дана воля, чтобы побудить себя с христианской любовью отнестись к своему супругу или супруге. Если сделать это, то не будет слишком долгим период беспросветности, когда никакой радости нет, а есть лишь мнимая уверенность в том, что отныне уж придется только терпеть и мучиться. Не будет так всю жизнь, если разумно и мужественно следовать словам апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13,4-7).

Многие считают, что ссора неизбежно присуща семейной жизни.

Если и муж, и жена открыты ко всему, невероятно витальны, жизнелюбивы — как говорится, энергетика, бьющая через край, и в свое супружество вносят неизбывную радость, то, с точки зрения понятия христианского креста, такие отношения правомерны, то есть не уводят ли они от пути спасения?

Так ведь это просто конституция человека, свойство характера. И само по себе это не хорошо и не плохо. Если таковые качества характера обращаются внутрь самого человека, на его духовное, интеллектуальное возрастание как личности, то это одна ситуация. А если все это ограничивается общественной активностью, то это другая ситуация, приветствовать которую нет никакого резона. В этой связи можно вспомнить евангельские слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Поэтому если все это жизнелюбие, вся эта внутренняя жизненная сила относятся только к земной жизни, к ее, не важно — комфортному или просто деятельному устроению или переустроению, то земной жизнью все это и ограничивается. И сами по себе многие знания, многие земные начинания человека, многое увиденное им не приблизят его к Царствию Небесному.

Семейный крест — что это такое?

В семье радости неразрывно связаны со скорбями. Кроме того, каждый член брачного союза должен ограничить себя ради другого. А всякое самоограничение ради Бога или ради ближнего, всякий отказ от своеволия — самое трудное, что человеку по жизни дается. Мы стремимся устраивать свою жизнь по своему усмотрению. Но даже народная мудрость гласит: не так живи, как хочется. И вот семейная жизнь, по большей части, приводит нас к ‘тому, что нам приходится жить, по крайней мере, не вполне так, как мы хотим. И главное здесь — воспринять это без ропота, не обвиняя тех, кто рядом с нами, тем более Бога в наших непростых жизненных обстоятельствах. Это и есть то несение семейного креста, которое является неотъемлемой частью жизненного пути христианина.

Что делать если ты разлюбил(а) свою избранни-цу(-ка)?

Но если ты, будучи венчанным, влюбился в другого человека, и нет возможности избежать общения с ним, скажем, вы вместе работаете или он твой сосед по даче или твой родственник, и ты постоянно видишься с тем, кто кажется тебе духовно близким, в таком случае как бороться с самим собой?

Как вести себя, если твой супруг чудовищно, неоправданно ревнует ?

Пытаться ли сохранить семью, если один из супругов узнал, что другой полюбил кого-то еще?

Сначала давайте снизим пафос: не полюбил другого, а изменил с другим. И даже если говорятся слова о непреодолимом влечении к этому человеку, в любом случае это прелюбодеяние. Именно так это и нужно называть и уходить от слов о любви, о нахождении другого — духовно и телесно близкого человека. Что касается супруга, которому изменили, то он стоит перед выбором. Если не может простить и покрыть все любовью, то у него есть Самим Господом данное право на развод, о чем сказано в Евангелии. Если же может, то надо пытаться воссоздать семью даже после такого тяжкого падения того, кто стал ближайшим спутником жизни. Но непременно за одним исключением — нельзя поощрять его жить на два дома и ждать и терпеть, когда тот образумится и вернется. С точки зрения христианской этики, это никак недопустимо, вплоть до окончательного расставания.

Как быть оставленной жене, когда ее муж, с которым она прожила много лет, уходит к другой молодой женщине?

Вопрос — что тут делать? Силком-то не удержишь. Седина в бороду, бес в ребро. В советское время в партком жаловались.

Жене кажется это ужасно несправедливым, мол, она отдала мужу свои лучшие годы. Такого рода самооценка, типичная для мирской жизни, может ли считаться по-христиански правомерной?

Надо ли православной христианке, имеющей детей, стараться все претерпевать, если ее муж на протяжении многих лет постоянно изменяет ей с разными женщинами?

В каком соотношении находятся нынешние церковные постановления о разводе с евангельскими словами: «кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 9)?

Есть ли противоречие между словами Священного Писания «жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною» (1 Кор. 7, 10) и «всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16, 18) и тем, что в определенных случаях Церковь разрешает развод? Не способствует ли это прелюбодеянию?

Если честно пытаться понять, нет ли здесь, как и в других местах Священного Писания, каких-то противоречий, необходимо приводить евангельские цитаты добросовестно, ибо в той же Нагорной проповеди Господь говорит о том, что, в отличие от закона Моисеева, достаточно свободно разрешавшего иудеям развод (то же и у мусульман), христианам не должно разводиться, кроме вины прелюбодеяния: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мф. 19, 9). Последнее же основание приводится Спасителем как достаточное для того, чтобы у пострадавшей стороны было право просить развода и создать другую, освященную Церковью семью.

Спаситель прежде всего устанавливает принцип единобрачия как внутреннюю норму жизни христианской семьи. Но Его слова не могут потакать злому, греховному в человеке, ибо это слова Сына Божия. Значит, вина прелюбодеяния по самой своей природе такова, что она разрушает брак. Таинство покаяния восстанавливает человека как члена Тела Христова, Церкви, в которой он когда-то был рожден в Таинстве крещения. Но в случае отсутствия такого покаяния нет как пребывания согрешающего в Церкви, так и подлинного сохранения брака.

Исходя именно из такого понимания слов Спасителя, Церковь уже с первых веков своего бытия признавала иные человеческие грехи и немощи, которые, по сути, точно так же разрушали брак, как и прелюбодеяние, основанием для возможного развода. К примеру, грех убийства (ведь невозможно жить вместе с убийцей), грех тягчайших государственных преступлений, грех побуждения супруга или супруги к скверным, прелюбодейным поступкам, в более новое время грех таких заболеваний, которые проистекают лишь из недолжного поведения в родовой сфере. Так сформировался тот перечень оснований для развода, которые записаны в каноническом кодексе нашей Церкви и которые в последний раз были перечислены конкретно в «Основах социальной концепции».

Каковы те причины, по которым сегодня Церковь допускает возможность развода для венчанных супругов?

В исторической жизни Церкви был расширен круг оснований для развода, но это исходило из того же самого принципа, то есть присоединение к прелюбодеянию такого рода грехов, которые, по сути дела, также делают брак реально несуществующим. И в Византии, и потом на Руси, и в более близкое нам время — на Церковном Поместном Соборе 1917-1918 годов, а затем — на юбилейном Соборе 2000 года — были перечислены причины, по которым допускается расторжение церковного брака. Собственно, достаточно будет упомянуть два последних церковных постановления. Итак, на Соборе 1917-1918 годов говорится, что, кроме прелюбодеяния или вступления одной из сторон в новый гражданский брак, основанием для развода считается:

Отпадение одного из супругов от Православия. То есть в том случае, если он был верующим христианином, но после некоего внутреннего кризиса ушел или в другую веру (скажем, в какую-нибудь секту: к мормонам, к иеговистам, в московскую церковь Христа — и стал практикующим ее адептом, тем более в нехристианскую религию — к тем же кришнаитам) или просто стал воинствующим атеистом, то понятно, что такого рода отпадение делает невозможным церковный брак, и невиновной стороне дает право на развод.

Неспособность к брачному сожитию одного из супругов либо как следствие врожденных противоестественных телесных пороков одного из супругов, либо как следствие намеренного самокалечения, (бывшее до брака. Скажем, вступая в брак, жених или невеста по какому-то безответственному недомыслию сокрыли, что неспособны к нормальной брачной жизни. В таком случае, конечно же, второй супруг свободен от брачных обязательств. До революции была целая секта скопцов, да и сейчас есть некоторые нехристианские культы, также допускающие какие-то самокалечения, самооскопления. И ясное дело, если один из супругов впал в такое катастрофическое заблуждение, в такую ересь, то он просто по определению не может быть нормальным членом семьи.

Заболевание проказой, поскольку эта болезнь поставляет человека вне всех социальных возможностей в силу необходимости его полной и пожизненной изоляции. Поэтому считать другого супруга связанным узами брака с тем, кто все равно будет оторван от него навсегда (я не имею в виду возможность материального попечения и окормления), Церковь также не считает необходимым.

Заболевание сифилисом, ведь в девяноста девяти случаях из ста, если не в девятьсот девяносто девяти из тысячи, ответственность за это лежит на самом заболевшем и не связана со случайными факторами.

Длительное и безвестное отсутствие кого-то из супругов, который уехал неизвестно куда, бросил свою семью, и о нем нет никаких вестей.

Или многолетнее отсутствие мужа, не вернувшегося с войны, когда уже истекли те естественные сроки ожидания, по которым можно надеяться на то, что он жив и вернется. Однако это только право на развод, но не обязанность. То есть это не значит, что вдова, ожидающая своего не вернувшегося с войны мужа, неправо поступит, если останется ему верной до конца. Конечно, она выше поступит. Но просто Церковь не связывает ее такого рода обязательствами на всю жизнь, тем более, если ей на ее жизненном пути еще встретится достойный человек.

Осуждение мужа или жены к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния. Это дореволюционная норма судебного приговора, которая применялась к самым тяжким преступникам, скажем, к убийцам или к покушавшимся на жизнь Государя. Понятно, что в наше время Церковь не считает жену серийного убийцы, о преступлениях которого она ничего не знала, связанной с ним узами брака, Церковь также не может возлагать на нее такие бремена.

Посягательство на жизнь и здоровье либо супруги (супруга), либо детей — что сейчас происходит, как правило, в состоянии алкогольной или наркотической зависимости, когда человек впадает в некое неадекватное состояние и представляет угрозу для жизни близких. Конечно же, считать, что несчастная супруга такого наркомана должна претерпеть of него даже и убиение, когда он накурился очередного наркотика, в том числе, быть может, еще и детей, было бы противно самому смыслу любви как закону церковной жизни.

Снохачество и сводничество, то есть побуждение супруга к непотребным связям с другими лицами. (Кстати, под эту категорию подпадают и все участвующие в экстракорпоральном оплодотворении на стороне, даже несмотря на то, что элемент полового удовольствия здесь исключен.)

Извлечение выгод из непотребств супруга (супруги). То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

Неизлечимая тяжелая душевная болезнь, которая делает человека абсолютно и на всю жизнь неадекватным.

Злонамеренное оставление одного супруга другим, к примеру, когда жена говорит мужу: живи-ка ты сам, как хочешь, у меня теперь своя жизнь, не лезь ко мне, как хочешь, так и обретайся. И выгоняет его из квартиры. Разумеется, это также является основанием для развода.

В настоящее время Собором 2000 года этот перечень оснований к расторжению брака дополнился такими причинами, как заболевание СПИДом (основания здесь такие же, какие и при заболевании сифилисом), как медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм и наркомания; как совершение женой аборта при несогласии мужа, увы, вошедшее в жизнь нашего Отечества скорее уже в XX столетии. То есть в том случае, если муж прилагал все возможные усилия к тому, чтобы не допустить убийства младенца во чреве матери, но она, вопреки всему, на это пошла, тогда понятно, что нравственное сознание мужа-христианина может противиться тому, чтобы и дальше жить с женщиной-детоубийцей.

Однако когда нет причин для развода мужа и жены, указанных в постановлении Синода, ни измен, ни каких-то патологических отклонений, но семья из так называемых деструктивных, то до какого момента православному человеку необходимо пытаться наладить ее одному, так как уже давно отсутствуют обоюдные усилия хотя бы что-то доброе в супружеских отношениях восстановить?

Нужно ли поддерживать брак, если супруги венчаны, но один из них пришел к православной вере, а другой занимается еретическими оккультными учениями и навязывает их детям?

Может ли православная женщина развестись с неправославным мужем, или тем самым она лишает его поддержки?

Ответ на этот вопрос нужно рассматривать применительно к двум ситуациям.

Первая — это когда два человека были неверующими, а потом один из них пришел к вере и стал православным и, соответственно, отношение к браку, к воспитанию детей, к семье у него уже иное. Если же второй супруг против исповедания православной веры и на протяжении нескольких лет запрещает ходить в храм, причащать детей и в особенности препятствует их воцерковлению, то в таком случае христианин имеет право ставить вопрос о разводе. Таковое расторжение брака признается Церковью законным. Оно признавалось законным и в синодальную эпоху в императорской России. Когда кто-либо из иноверцев обращался к Православию, а второй супруг оставался принадлежащим к своей конфессии, то ставший православным, в случае воспрепятствия ему, также имел право на развод.

Другое дело, если человек, будучи уже православным, сознательно, надеясь на свои силы, на силу своего чувства, сочетался браком с неверующим. В таком случае канонически и просто нравственно недопустимо или крайне сомнительно добиваться ему развода на том основании, что второй супруг, несмотря на все усилия, не приходит в Церковь.

Надо ли молиться за мужа(жену) после развода?

Можно и нужно в случае, если душа не покойна совершенно, то есть нет такого восприятия первого мужа или первой жены, как одного (одной) из всего остального бесчисленного множества людей, которые вокруг, но молиться за того, кто был твоим спутником жизни, не беря на себя никаких особенных правил, никак не выделяя особенно. Ведь здесь всегда есть некоторая остаточная опасность, если и не на уровне какого-то нового переигрывания жизни, то, безусловно, некоторого эмоционального или духовного откола от того, кто теперь является твоим спутником жизни.

Если молодой человек полюбил замужнюю женщину, да еще с ребенком, которая отвечает взаимностью, имеет ли он право молиться о воссоединении с ней?

Здесь нужно молиться о том, чтобы Господь отнял от него и от нее эту страсть. Еще бывает полезно называть вещи своими именами, например, страстное прилепление к чужой жене — грехом прелюбодеяния, а не любовью.

Можно ли иметь какие-то отношения с человеком, который формально является мужем своей жены, а фактически нет и планирует развестись?

Не является ли вступление в брак с разведенным и уже единожды венчанным человеком прелюбодеянием?

Безусловно, нормой христианского отношения к семье мыслится брак мужчины и женщины — один и на всю жизнь. Сами слова апостола Павла, уподобляющие брачный союз союзу Христа и Церкви, задают исключительно высокую планку семейной жизни. В православной традиции брак мыслится простирающимся не только на земную жизнь, но и на жизнь будущего века.

Поэтому предполагая возможность супружеского союза с разведенным человеком, следует прежде всего учитывать степень его воцерковленности к моменту заключения первого брака. Если он тогда являлся, хотя и крещеным, но фактически нецерковным, неверующим человеком, а в венчанный брак вступил по настоянию родственников, моде или иным поверхностным, побуждениям, не понимая цели и сути Таинства брака, и воцерковление его произошло фактически после распада семьи, то здесь есть место для икономии — церковного снисхождения. Если же человек все знал и понимал с самого начала и лишь не совладал с собою, то прежде сто раз подумайте — заключать с ним брачный союз или нет.

На вопросы отвечал протоиерей Максим Козлов

ВАЖНО: Все авторские материалы, размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.

Супружеская измена

Как бы печально это ни звучало, супружеская измена существует еще с незапамятных времен, разбивая отношения даже самых счастливых пар, но и сегодня в причинах измены жены мужу или наоборот разобраться достаточно сложно. Тем не менее, эти причины очень важны, ведь они помогают понять, почему супружеская измена была совершена, а значит – и решить, налаживать или прекращать отношения с неверным партнером. Анализ отношений между мужчиной и женщиной.

Прежде чем делать поверхностные выводы и портить отношения, обратите внимание на то, что всеми нашими сознательными поступками руководит подсознательное, которое и толкает нас на совершение тех или иных действий (как, например, супружеская измена жены мужу), порой непонятных нам самим. Часто, после того, как супружеская измена жены мужу уже совершена, женщина начинает задумываться о том, что же толкнуло ее на адюльтер, но ответа не находит. Или же, если супружеская измена была со стороны мужчины, жена, как правило, не может до конца понять, что подвигло ее благоверного на такой поступок.

Так что же такое измена? Психология человека такова, что многие фантазии, страхи или тайные желания хранятся глубоко в нашем подсознании, так, что даже мы сами не можем догадываться о них. Так, например, супружеская измена может вовсе не входить в планы жены, которая все же в один прекрасный день по непонятным причинам решает изменить мужу.

Однако супружеская измена жены мужу может быть легко предотвращена, если отношения супругов не будут ограничиваться совместным поеданием ужина и сном в одной постели. Достаточно просто наладить отношения, поговорив по душам, ведь именно во время таких откровений жены мужу часто и открываются те грани, казалось бы, досконально знакомых нам людей, о которых мы даже не подозревали. Стоит всегда учитывать, что психология измены строится на недосказанном, на непонятом, на тех качествах личности наших возлюбленных, которые мы отталкиваем или отказываемся понимать и принимать.

Психология через работы многих именитых психологов говорит нам о том, что супружеская измена базируется не только на физических, но и на эмоциональных потребностях личности. То есть, если супружеская измена жены мужу была выявлена, не стоит думать, что жена искала более умелого любовника, возможно, ей не хватало понимания со стороны мужчины, или же их отношения были лишены романтики, интриги.

Если же говорить от лица мужчины, то супружеская измена может иметь совершенно противоположные причины. Даже если отношения в паре замечательные, высокие и многогранные, но супружеская измена все же происходит, быть может, мужчине наскучила однообразная сексуальная жизнь. И винить в этом его не стоит, ведь отношения, которые складываются между супругами, «куют» и муж, и жена.

А мудрой женщине вполне по силам внести в отношения с мужчиной некоторую изюминку. Но также следует учитывать, что психология отношения к измене не может иметь единой правильной модели поведения, ведь супружеская измена – это всегда вина обоих супругов, так что и разбираться в ее причинах нужно, начиная с самих себя.

Что такое измена?

Что же такое измена? Это удивительное явление. Измена очень распространена и заставляет испытывать огромную душевную боль. При этом, кажется, что мир развалился на куски и уже никак его не соединить.

В состоянии, вызванном изменой, человек способен совершить странные поступки, до этого не свойственные для него. Человек может начать мстить, выяснять отношения. Ему хочется как можно быстрее утолить душевную боль, принять какое-либо окончательное решение и жить спокойно дальше. Он не может сохранить душевное равновесие. Обычно решение одно — разорвать отношения. Такое состояние называется состояние аффекта, поэтому не стоит так резко реагировать на все. Для того чтоб успокоиться и прийти в норму необходимо какое-то время.

На самом деле при измене, разрыв отношений — не единственное правильное решение. Существует множество других выходов. Прежде чем осознать и понять что произошло, необходимо привести себя в состояние душевного спокойствия.

Только так вы сможете трезво оценить ситуацию и разобраться в причинах измены.

1. Угасшая любовь.

Если вы чувствуете, что отношения между вами холодеют, обязательно необходимо прояснить взаимоотношения. Нужно спокойно выяснить все и выйти из таких отношений. Возможно, вам или вашему партнеру просто не хватало духу прояснить ситуацию.

2. Проблемы во взаимоотношениях.

Зачастую проблемы во взаимоотношениях — это не признак прошедшей любви. Наоборот, в случае измены, партнер хочет обратить ваше внимание на себя, хочет вернуть любовь. Во многих случаях, вместо того, чтобы прояснить ситуацию, люди просто начинают изменять.

3. Внутренняя проблема.

Внутренняя проблема может быть не одна. Например, если человек чувствует, что отношения с партнером переходят в стадию серьезных, то от страха он может начать изменять. Такие люди не готовы к серьезным отношениям.

Также измена может быть вызвана неуверенностью в себе. Это очень глубокая проблема. С помощью большого количества сексуальных связей человек пытается доказать себе свое превосходство над другими. К сожалению, такое поведение не решит внутренней проблемы. Человек как был неуверенным, так им и останется.

Также неуверенность может проявиться в подражании стереотипам. Например, стереотип о том, что у каждого мужчины должна быть жена и любовница. Также часто можно услышать, что верность одному человеку вызывает зависимость от него и человек начинает думать, как избежать этой зависимости.

Существуют и другие причины, но они не обязательно должны приводить к разрыву отношений. Если причиной измены является внутренняя проблема человека, то не стоит сразу разрывать с ним отношения. Возможно, с помощью специалистов исправить положение и не исключено, что ваши отношения наладятся и будут намного сильнее чувства, чем были до этого. Конечно, если вам отношение с этим партнером не дороги, то не стоит ничего предпринимать.

Материал добавлен 23 декабря 2009 года. Автор — Гетьманенко А.В.

Источники:
Глава 5
Книга: «Семейные конфликты: Профилактика и лечение. Взгляд православного священника» :: Глава 5. Измена. Ревность. Расставание. Как дальше жить, если в семье произошла трагедия: один из супругов изменил другому? Как справиться с ревностью и обидой? Можно ли простить предательство и как пережить разлуку? Сначала поговорим о причинах супружеских измен.
http://pavel-gumerov.ru/book/konflicty/part3/glava5
О размолвках в семье: непонимание в семье, измена, развод
О размолвках в семье: непонимание в семье, измена, развод. Источник:По брошюре «Последняя крепость. Беседы о семейной жизни.» В жизни каждой семьи есть трудные периоды, когда кажется, что у
http://www.orthomama.ru/cat25text268.htm
Супружеская измена
Психология через работы многих именитых психологов говорит нам о том, что супружеская измена базируется не только на физических, но и на эмоциональных потребностях личности
http://www.skbeta.ru/psihologija/prakticheskaja_psihologija/chto_takoe_izmena.html
Что такое измена?
Как относиться к измене партнера
http://www.znakomim-vas.ru/sta6.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если бросить мужчину козерога Гороскоп про мерзавцев знаков Зодиака – Козерог "Надежный, серьезный и основательный" – так обычно говорят… (2)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (2)

Тренинг продаж Евгений Колотилов Бизнес тренер №1 по продажам в России (Согласно рейтингу журнала «Управление Сбытом» за… (2)

Смс парню в армию своими словами Смс любимому парню в армиюТы в мыслях каждый час и каждый миг, Мой самый нежный,… (2)

Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (2)

COMMENTS