Барьеры общения

Барьеры в общении и их преодоление

Достаточно хорошо известно, что в деловое общение в отличие от дружеского вступают по необходимости. При этом контакт с одними деловыми партнерами проходит легко, с другими же лишь интересы дела заставляют продолжать отношения.

В общении всегда участвуют по крайней мере двое. Каждый одновременно и воздействует, и подвергается воздействию, так как и один, и другой собеседник попеременно является и говорящим, и слушающим. Кто же из них несет ответственность за успех общения? Можно утверждать, что в большинстве ситуаций «ответственность» несет говорящий. Это он «виноват», если не смог привлечь внимание к главному, если собеседник не услышал, не понял, не запомнил. Это он, говорящий, не постарался, не «обеспечил» эффективность. Иными словами, слушающий — пассивная сторона, а говорящий — активная.

Но во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что партнер по общению защищается от нас, наших слов и переживаний, устанавливая некие барьеры-фильтры, проходя через которые, наши слова частью застревают в них, частью изменяются до неузнаваемости.

Что же такое барьеры общения?

Сущность и классификация барьеров общения. Барьеры общения — это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию. Они могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, манерами общения.

Взяв за основу структуру общения (перцептивная, интерактивная и коммуникативная составляющие), можно соответственно классифицировать и барьеры общения.

1. Барьеры восприятия и понимания:

— эстетический (внешнее впечатление крайне неблагоприятно);

— социальный (различия в социальном положении);

— барьер отрицательных эмоций (страха, гнева, обиды, раздражения, настроения, страдания, горя, стыда и вины, презрения, отвращения, брезгливости);

— барьер установки (срабатывают стереотипы или предварительно сформированные негативные установки по отношению к фирме, организации, вам лично);

— барьер психологической защиты (когда человек уверен в себе, у него есть комплексы и он выстраивает свое поведение с позиции обороны, самозащиты).

2. Барьеры взаимодействия:

— барьер стилей общения;

— этический барьер (нравственная несовместимость деловых партнеров);

— мотивационный барьер (различие мотивов вступления в контакт);

— барьер техники и навыков общения;

3. Барьер коммуникации:

— барьер модальностей (различные репрезентативные системы);

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Барьер отрицательных эмоций — один из наиболее часто встречающихся в практике общения, и связан он с тем или иным эмоционально-психическим состоянием личности.

Барьер страдания (горя). С ним сталкивался почти каждый человек. И физическая, и душевная боль настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно в этот момент рассчитывать на его внимание и поддержку.

Барьер в общении, создаваемый страданием и горем, искажает восприятие окружающих: чужая радость нередко вызывает боль и зависть, порождает эгоизм (из-за жалости к себе) или, наоборот, альтруизм как способ заглушить в себе чувство вины перед кем-либо. Иногда страдание приводит к агрессивности. Столкнувшись с этим барьером, наверное, лучше всего хотя бы на время «оставить человека в покое».

Барьер гнева преодолеть особенно трудно. Он возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, грубости. В этой ситуации человек, особенно ранимый, часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить. Коммуникация с ним затруднена: до человека сложно «достучаться», и любая попытка установить контакт порождает новые отрицательные эмоции («нравственная агрессия»).

Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию, придает необычайную смелость. Поэтому, если вы встретились с разгневанным человеком, не «подливайте масла в огонь», не испытывайте в это время запасы его выдержки!

Барьер отвращения, брезгливости связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдением «дистанции в общении».

Поэтому, чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человек должен следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками.

Барьер презрения часто является результатом предрассудков, например расовых, национальных, профессиональных. Если человека укоряют за то, что он него не зависит, он обычно платит той же монетой — презрением.

Барьер страха — самый труднопреодолимый в общении. Современный человек чаще всего боится не справиться с порученным делом, не выполнить производственный план или провалиться на экзамене, испытывает страх за здоровье и благополучие близкого человека, страх одиночества, наказания и т.д. Страхи омрачают жизнь человека и подчас толкают к беспринципности, заискиванию, лжи.

1) внушать себе, что тот или иной момент не должен вызывать чувство стыда, поскольку «так» поступают многие;

2) не слушать того, кто его систематически критикует, переключаясь па более приятную тему;

3) подыскивать оправдательные мотивы («пусть я это не умею делать, зато я великолепно делаю другое»).

Тем, кто страдает излишней застенчивостью и стыдливостью, не помешает знать эти варианты защиты (люди же «бесстыдные», увы, все это давно усвоили).

Барьер настроения. Может быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии) и иметь различные причины. Основные из них — это, конечно же, межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти на встречу другому, обиды друг на друга, когда признается лишь собственная правота, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал, и т.д. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль — оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращается к нам, — деловому человеку стоит освоить искусство эмоциональной саморегуляции.

Источник:
Барьеры в общении и их преодоление
Достаточно хорошо известно, что в деловое общение в отличие от дружеского вступают по необходимости. При этом контакт с одними деловыми партнерами проходит легко, с другими же лишь интересы дела
http://studme.org/167304267246/etika_i_estetika/barery_obschenii_preodolenie

Барьеры общения

Всю получаемую нами при общении информацию мы воспринимаем, исходя из нашего опыта, существующих установок, а также сквозь призму нашего субъективного отношения к собеседнику. И зачастую мы слышим совсем не то, что до нас пытался донести наш партнер. Часто же точно выразить свою мысль невозможно и вовсе в силу переполняющих эмоций. Подобные преграды, ведущие к недопониманию и делающие невозможным общение на пользу и в удовольствие, – это и есть барьеры общения.

Типы барьеров

Есть немало категорий и признаков, по которым можно классифицировать барьеры общения. Мы не будем подробно рассматривать существующие классификации, а лишь назовем и поясним самые распространенные типы.

1. Барьеры восприятия

Это такие барьеры общения, как барьер речи, первого впечатления и многие другие. Чтобы быть понятым, нужно уметь внятно изложить свою точку зрения. Слова, особенно в деловом общении, должны быть логически обоснованными, а манера говорить – уверенной. Чем лучше говорящий владеет своими эмоциями, тем больше шансов, что он сможет передать то, что хочет сказать. Кроме того, особенности дикции могут как испортить впечатление от любой тщательно подготовленной речи, так и серьезно препятствовать ее пониманию. И если оба собеседника заинтересованы в общении, одному придется приспосабливаться к особенностям речи, а второму следует задуматься о работе над проблемным аспектом (занятия по риторике, аутотренинги, работа с логопедом).

Часто барьеры общения возникают и в результате первого впечатления (обычно складывающегося из невербальных сигналов), когда эффективной коммуникации препятствует необоснованное негативное отношение к собеседнику. В вас вполне могут вызвать неприязнь определенные внешние черты делового партнера, однако нужно отдавать себе отчет, что это не должно влиять на предмет вашего обсуждения.

Немалое влияние оказывают также существующие установки, искажающие восприятие информации. Мы обладаем разной системой ценностей и вкладываем разный смысл в одни и те же слова. Если вы знаете о существующих различиях между вами и собеседником и можете их учесть (то есть использовать понятные для другого человека и наиболее точные слова), барьеры общения частично будут преодолены.

Отдельно можно упомянуть и такое затрудняющее общение качество, как неумение слушать, а также присущую каждому фильтрацию услышанного: мы слышим то, что хотим услышать.

2. Барьеры взаимодействия

Это психологические барьеры в общении, которые связаны с разной мотивацией, разной нравственной позицией, уровнем компетентности и стилем вести переговоры. Так, трудно взаимодействовать с человеком, который ожидает от общения с вами совсем другого результата. И если один настроен на решение конкретной проблемы, а другой – на праздную беседу, разговор может не удовлетворить обоих. В таких случаях целесообразно сразу обозначить свои задачи.

Столь же трудно найти общий язык и с тем, чей уровень компетентности в конкретном вопросе существенно отличается, что может очень раздражать или стать поводом для отказа от общения вообще.

3. Барьеры отрицательных эмоций

Сюда можно отнести как барьеры в общении, возникающие под влиянием глубоких стрессов и тяжелых событий, когда человек замыкается в себе и уклоняется от общения, так и барьеры, вызванные сильными эмоциями (гнев, страх). Негативно влияют на межличностное взаимодействие и глубокие комплексы отрицательных эмоций (например, стыд или чувство вины), а также плохое настроение, которое может быть не только преходящим, но и «хроническим».

Можно перечислить еще множество групп и видов барьеров в общении, однако при столкновении с каждым из них в зависимости от значимости конкретного человека для вас и целей вашего взаимодействия есть выбор: вы можете попытаться смириться с ситуацией или отказаться от общения вообще. Есть случаи, когда барьер можно устранить, если оба партнера в этом заинтересованы.

Если же вы обладаете достаточной самокритичностью и чувствуете, что причиной возникновения подобных барьеров являются ваши действия, то вы уже на середине пути к их устранению. Не ленитесь работать над собой и обращаться за содействием к тому, кто может вам в этом помочь.

Источник:
Барьеры общения
Можно перечислить множество групп и видов барьеров в общении, и при столкновении с каждым из них в зависимости от значимости конкретного человека для вас и целей вашего взаимодействия есть выбор: вы можете попытаться смириться с ситуацией или отказаться от общения вообще. Есть случаи, когда барьер можно устранить, если оба партнера в этом заинтересованы.
http://fb.ru/article/41635/bareryi-obscheniya

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как себя вести если муж не ночевал дома советы психолога Как себя вести если муж не пришел ночевать домой, советы психологаКак себя вести если муж… (2)

Может ли скорпион простить обиду Может ли скорпион простить обидуСкорпион – вечная метаморфоза жизни: яркая бабочка, вылетающая из невзрачного кокона.… (2)

Частичная потеря памяти после удара головой Медицинские мифыМедицинские мифы. Удар по голове может вернуть память? Лягушонка Кермита сбивает такси. Он перестает… (2)

Наказание жены мужем Вас приветствует - BLUE Label, подразделение специализирующееся на переработкеподразделение специализирующееся на переработке. Этот блог посвящен… (2)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (2)

COMMENTS