Анализ в психологии

Анализ в психологии

Найдено 16 определений термина АНАЛИЗ

Принципиально идеи (юнгианского) анализа разработаны Юнгом и объединены им в систему, получившую название аналитическая (или комплексная) психология.

Как и в психоанализе вообще (школа Фрейда и др.), в аналитической психологии анализ — это долгосрочное, насыщенное динамизмом и диалектикой взаимоотношение между аналитиком и пациентом (клиентом).

«Эти взаимоотношения направлены на исследование бессознательного пациента, на изучение содержаний и самих процессов этого бессознательного с целью облегчения психического состояния, которое не является удовлетворительным, поскольку препятствует нормальному течению сознательной жизни (Э. Сэмьюэлс, Б. Шортер, Ф. Плот. Критический Словарь аналитической психологии» К. Г. Юнга. М., 1994. Далее — КСАП).

«[Анализ] — всего лишь средство для устранения камней с дороги развития, а не метод встраивания в пациента тех вещей, которых в нем до того не было. Лучше отказаться от любой попытки давать указания и попытаться просто использовать все то, что анализ выносит на свет, с тем чтобы пациент мог сам видеть выносимое более ясно и на этой основе приходить к соответствующим выводам и решениям. Все то, чего человек не достиг сам, в нем долго не удерживается, а перенятое у влиятельного источника оставляет личность в состоянии инфантильности. Речь же идет о том, чтобы привести человека в такое состояние, когда он мог бы взять свою жизнь в собственные руки. Искусство анализа лежит в следовании за пациентом во всех его блужданиях и, таким образом, в собирании вместе всех его заблудших овец» (CW 4, par. 643).

«Существует широко распространенный предрассудок, что анализ — это что-то вроде «лечения», которому человек подвергается в течение некоторого времени с целью разрядки. Эта ошибка неспециалистов сохраняется с ранних дней существования психоанализа. Аналитическое лечение можно охарактеризовать как перестройку психологической установки, достигаемую с помощью доктора. [Но] не существует такого изменения, которое будет безусловно действительным сколь-нибудь долгое время» (CW 8, par. 142).

Источник:
Анализ в психологии
АНАЛИЗ, определение — Analysis; Analyse), юнгианский — форма психотерапии, специализирующаяся на неврозах и стремящаяся привести бессознательные содержания в
http://vocabulary.ru/termin/analiz.html

Анализ в психологии

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Анализ – в переводе с греческого языка («analysis») означает деление, расчленение – изучение и детальное рассмотрение чего – либо, основанное на делении предмета, разделении явлений на всевозможные составляющие.

Термин «анализ» использовался даже Аристотелем, он имеет связь с логическими знаниями, выдвигаемыми как учение при помощи словесного формулирования, то есть размышлений.

Анализом в психологии называют выделение в исследуемом объекте различных его сторон, составных элементов, свойств, взаимосвязей и взаимоотношений, проще говоря – это дробление изучаемого объекта на разнообразные компоненты.

Наше сознание обладает свойством анализа происходящих ситуаций в окружающем мире, объединяя полученные данные в собственную систему. Анализ представляет интерес в психологии как важное качество, присущее человеческому сознанию.

Психологический анализ является главным методом изучения окружающего мира, базирующийся на разнообразных единицах, отличающихся размером и качеством. К примеру, анализ протекания психических реакций на конкретную жизненную ситуацию. За единицу анализа принимают, например, становление характера человека с младенческих дней и до самой смерти. При этом выделяются важнейшие психологические составляющие личности и особенности их изменений под влиянием внутренних и внешних факторов.

Проблема анализа в качестве способа постижения имеет принципиальный смысл. Это сформировало предпосылки появления в 20 веке аналитического течения в философии, называемого аналитической философией, а в психологии появилось направление аналитической психологии. Методы анализа стали столь распространены в психологии и в научных кругах, что термин «анализа» начал использоваться как синоним исследований в целом.

Анализ является главным методом не только в сфере научных исследований, но и в любой деятельности, связанной с поиском решения поставленных задач.

Психологи анализ рассматривают в качестве познавательного процесса, реализуемого на разных уровнях восприятия действительности в мозговой деятельности человека, животных, растений и всего живого мира.

Анализ проявляется даже на чувственном этапе познания, при этом он включается в процессах восприятия и повышенной чувствительности: в простейших формах он характерен для животных. Научно доказано, что аналитическая деятельность высших животных прямо отражает их внешние действия и поступки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Анализ сенсорного потока информации (зрительную информацию) выполняют анализаторы, нервные окончания, передающие импульсы в центральную нервную систему. У людей к чувственно-визуальным формам анализа добавляется высшая форма анализа – мыслительная, логическая. Этот анализ происходит при помощи понятий и соображений, выражаемых речью.

В психологии используются следующие методы анализа:

С их помощью можно разносторонне изучать личность человека.

Количественный (вариационно-статистический) анализ содержит в себе способы вычисления необходимых коэффициентов для поставленных задач, а также частоту повторения исследуемых психических явлений. При данном анализе чаще всего применяют способ нахождения среднего арифметического показателя различных психических процессов или индивидуальных психологических особенностей человека.

Качественный анализ осуществляют на полученных данных количественного анализа, при этом учитывают все значения. При использовании этого анализа находят причины больших или малых показателей, а также зависимость от индивидуальных особенностей человека, условий его жизни, взаимоотношений в коллективе и с окружающим миром, отношение к общественной деятельности и др.

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник:
Анализ в психологии
В данной статье вы рассмотрите понятие анализа в психологии и его методы.
http://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/analiz_v_psihologii/

Анализ продуктов деятельности в психологии: достоинства и недостатки

Анализ продуктов деятельности в психологии: достоинства и недостатки

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, — далее.

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) — это метод исследования психологических особенностей человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую «популярность» в педагогической практике.

Для данного психологического метода существует и другое название — архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический (от греч. «праксис» — «действие»). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом — изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

  • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
  • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
  • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
  • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

Метод психологического анализа продуктов деятельности — эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности — все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях — для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный — сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование — психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости — дополнение его другими методами;
  • заключительный этап — систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка — от степени развития внимания до характера.

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть — в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся «Пятна Роршаха», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.

Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.

Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии — эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

Источник:
Анализ продуктов деятельности в психологии: достоинства и недостатки
Научной психологией за время своего развития созданы различные способы получения информации о психологии человека. Об одном из методов получения данных, анализе продуктов его деятельности, — в статье.
http://fb.ru/article/274006/analiz-produktov-deyatelnosti-v-psihologii-dostoinstva-i-nedostatki

Мир Психологии

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., — синтез, с которым Анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.

Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин Анализ стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания Анализ сохраняет свое значение. Методы Анализа одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

В психологии Анализ рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. Анализ присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия: в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.

У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма — мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма анализа возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — процесс расчленения целого на части. Анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять А. на уровне оперирования понятиями. А. как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из к-рых слагается реальный процесс мышления.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение) — процесс разложения целого на части.

Анализ структурный [Kretschmer E., 1918, 1922; Birnbaum В., 1919] — анализ картины психоза с позиций соотношения роли множества участвующих в ее построении факторов — этиологических, патогенетических, патопластических и предрасполагающих. Оцениваются структура и динамика психоза в каждом конкретном случае и выделяется, помимо этиопатогенетических моментов, значение возраста, пола, конституционально-типологических особенностей личности, влияние окружающей среды. Учитывается соответствие или несоответствие характера психогении структуре личности (см. Ключевые переживания). Типичный пример А.с. — бред сенситивный отношения по E. Kretschmer.

В структуре психоза различаются моменты эндогенные, экзогенные, психогенно-реактивные, соматические, функциональные и органические. Их соотношение определяет нозологическую индивидуальность психоза. Такое понимание структуры психоза приводит к необходимости сложного диагноза, многомерной, полидименсиональной диагностике.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Анализ (в психологии) — мысленное или реальное расчленение целого на составные части, выполняемое в процессе познания или предметно-практической деятельности.

Анализ антигенный — исследование антигенных свойств биологических тканей с помощью различных серологических реакций.

Анализ генетический — обобщенное обозначение исследований наследственных свойств организма.

Анализ клинический лабораторный — результаты исследования состава различных тканей организма; крови, мочи, цереброспинальной жидкости (ликвора) и пр., а также биоптических материалов.

Анализ органолептический — исследование свойств продуктов и материалов с помощью органов чувств.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Анализ

предметная область термина

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ АНАЛИЗ (case study) — компиляция (сбор), часто крупных и сложных, массивов информации о некотором индивиде, семье или общине посредством интервью, наблюдений и формального тестирования.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ (retrospective analysis) — психологическая аутопсия, при которой клиницисты и исследователи собирают полную информацию о личности самоубийцы на основании фактов его жизни.

УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ (training analysis) — прохождение психоанализа лицами, готовящимися стать психоаналитиками, в отличие от терапевтического анализа пациентов.

АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ — как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а так же то, что препятствует такому развитию. Коме того, в акмеологическом анализе необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Объективный анализ различных видов деятельности, которыми занимается человек. 2. В индустриальной/организационной психологии, такой же анализ, проводимый с учетом того, какую работу индивиду предстоит выполнять.

Источник:
Мир Психологии
рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств
http://persev.ru/analiz

(Visited 20 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Отношения с мужчиной старше Если мужчина старше Большая разница в возрасте супругов - плюсы и минусы. Почему ж ты… (2)

Анально звуковой вектор Анально звуковой вектор Я вам скажу, что это ужасное сочетание векторов, так как полная противоположность… (2)

Как я наказал жену за измену Как я наказал жену за измену Дней на сайте: 3073 Значит Вас все устраивает и… (1)

Потребности и цели Потребности, желания, цели Потребности, желания, цели - это довольно похожие понятия. Эта статья ставит целью… (1)

Смс парню в армию своими словами Смс любимому парню в армиюТы в мыслях каждый час и каждый миг, Мой самый нежный,… (1)

COMMENTS