Управление межличностными конфликтами

Реферат: Способы управления межличностными конфликтами

Просмотров: 139 Комментариев: 3 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

2. Межличностные стили разрешения конфликтов…………………………..5-7

Список используемой литературы

Источником активности человека, являются его потребности — биологические, социальные, высшие. Вызывая мотивацию («Я хочу!»), побуждают к деятельности. Мы существа социальные и что бы удовлетворить свои потребности взаимодействуем с окружающим миром, другими субъектами – общаемся, которые имеют собственные потребности. В качестве одного из субъектов общения могут выступать любые объекты природа, бог, море, собака, а также общение как форма отношения человека с самим собой и другими. Часто потребности разных субъектов или групп направлены на одну цель или противоречат друг другу, тогда возникает конфликт.

Конфликт – это, не всегда осознанные, противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами. Из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, сущест­венно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника.

Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины: враждебность, соперничество, конкуренция, кризис, соревнование, противоречие.

То какой вид приобретает общение, зависящий от многих обстоятельств, в первую очередь – от уровня культуры человека, которая и определяет потребности, интересы, стремления субъекта.

1. Межличностный конфликт.

Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом.

Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. «Личностный смысл» – то, что данное явление «означает для меня», то что значимо и затрагивает нашу душу.

До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном месте и времени. Конфликт вокруг истины «2X2=4» не возникает именно потому, что данная объективная истина никак не касается наших интересов, момента проживания жизни. Но если вдруг сведения об истине повышают либо понижают статус человека в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она предстает перед ним.

Конфликт – явление сложное, многообразное и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность данного социально-психологического феномена, возможно, выделить его существенные признаки:

— субъективность носителя противоречия;

— личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;

Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.

2. Межличностные стили разрешения конфликтов.

Известны, пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов:

· УКЛОНЕНИЕ. Этот стиль характеризует, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта — это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

· СГЛАЖИВАНИЕ. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека повторяя: «Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня». В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв.

· ПРИНУЖДЕНИЕ. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

· КОМПРОМИСС. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс — это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.

· РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми. Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.

Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует.

Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:

1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.

2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.

3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.

4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.

Конфликт нужен тогда, когда он помогает нам выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. С этой точки зрения, конфликт необходим нам для жизни в равной степени как воздух. Он является своеобразным катализатором формирования, становления личности. Еще раз отметим, что конфликт хорош и нужен, когда он помогает нам достичь в процессе его разрешения иной высоты своего развития.

Конфликт вынуждает нашу душу трудиться. Нужно уметь принимать человека любым, таким, каков он есть на самом деле, и не пытаться его переделать, изменить, подстроить под себя, подогнать под свою мерку.

Единственного человека, которого мы можем изменить – это мы сами.

Всегда легко принять другого, если он согласен с нами. Но сосем иначе обстоит дело, если он против. И здесь нам как нельзя лучше может помочь конфликт. Именно он позволяет нам приоткрыть внутренний мир другого. Понять, что есть человек, который видит, думает, чувствует иначе, чем мы. Конфликт – это своего рода непредвиденная ситуация, которая обнажает обычно недоступные для вас уголки человеческой души. И если мы научимся принимать позицию другого в ситуации конфликта, то принять ее в обычной повседневной жизни нам будет во сто крат легче.

Оговоримся сразу, принять позицию другого человека – не значит полностью согласиться с ней (хотя, такое тоже возможно, но далеко не обязательно). Принять – это увидеть мнение другого субъекта, отличное от нашего, принять, что другой имеет право на свою точку зрения, на свою позицию, и включить его позицию в свой внутренний мир. Такое умение увидеть другого обогащает наш собственный внутренний мир.

Итак, если посмотреть на конфликт с этой точки зрения, то он уже не будет нам казаться таким страшным, ненужным, лишним явлением, которое однозначно должно быть изгнано из нашего повседневного существования.

Список используемой литературы.

1. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения кофликтов/ Хрестоматия по социальной психологии. — M.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Дикарева А.А. Мирская М.И. Социология труда. М.,1989; Социологический словарь. Минск, 1991;

3. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д., 1992

4. В. Квинн. «Прикладная психология», изд. Питер. 2000

5. Мартьянова Г.Ю. Лекции по конфликтологии. МСГИ 2005

Управление межличностными конфликтами

· Факторы конфликта– это движущие силы или побудители конфликтного взаимодействия, определяющие его характер и отдельные черты.

По мнению американского конфликтолога В. Линкольна, можно выделить пять факторов межличностных конфликтов:

1. Информационные факторы сводящиеся к неприемлемости информации для одной из сторон конфликта. Обычно они проявляются в формах неполной и неточной информации, слухов, дезинформации, ненадежности источников, посторонних факторов;

2. Поведенческие факторы представляющие собой негативные проявления в поведении одного или обоих участников конфликта (грубость, бестактность, агрессивность). Они проявляются в форме стремления к превосходству, эгоизма, нарушения обещаний;

3. Факторы отношений выражаются в неудовлетворенности от взаимодействия между участниками конфликта. Они проявляются в форме несовместимости ценностей, различий в образовательном …

уровне, недоверия, отсутствия авторитета, разбалансированности отношений;

4. Ценностные факторы проявляются в противоположности принципов поведения конфликтующих сторон. Они выступают в форме предрассудков, приверженности традициям, представлений об этических нормах (о добре и зле, справедливости и несправедливости);

5. Структурные факторы представляют собой относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменениям. Это отношение к власти, правовым нормам, праву собственности, системе управления, нормам поведения.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать во внешнем и внутреннем аспекте. Внешний аспект представляет собой воздействие в рамках конкретного конфликта. Внутренний аспект представляют основные стратегии поведения в конфликте. Рассмотрим их более подробно.

1. Управление межличностными конфликтами представляет собой воздействие на сферу конфликтных взаимоотношений, приводящее к его конструктивному разрешению. Оно включает в себя четыре стадии:

1.1. Прогнозирование конфликта заключается в изучении индивидуально-психологических особенностей партнеров, анализе ранних симптомов конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, критические высказывания и т.п.);

1.2. Предупреждение конфликта производится на основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта после чего предпринимаются меры по их нейтрализации. Различают педагогические меры (беседы, разъяснения, убеждение, внушение) и организационные меры (временная изоляция участников, изменение условий общения);

1.3. Регулирование конфликта производится на основе признания конфликтующими сторонами реальности конфликта, после чего применяются технологии управления конфликтом одновременно с ограничением числа участников;

1.4. Разрешение конфликта производится на основе выбора одного из известных способов.

2. Внутренний аспект предполагает применение технологий рационального поведения в конфликте. Она основывается на выборе стратегии и тактики способа поведения, разработанной американскими психологами К. Томасом и Р. Килменом. Существуют две основные стратегии поведения в конфликте:

2.1. Стратегия партнерства ориентируется на учет интересов и потребностей партнера, для чего используются точки соприкосновения взглядов и мнений;

2.2. Стратегия напора характеризуется реализацией собственных интересов и целей, для чего используются навязывание своего мнения, эгоистичность.

Межличностные способы разрешения конфликтов связаны с общим источником любого конфликта – несовпадением интересов двух и более сторон. К ним относятся следующие:

1) Способ конкуренции заключается в разрешении конфликта активно, путем принятия собственных волевых решений. Этот способ состоит в том, что одна сторона стремится удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать свое решение. Такой способ оправдан, если конкурирующая сторона обладает определенной властью и авторитетом, если конфликт должен быть быстро разрешен. Вместе с тем, способ не применим в случае возникновения сложных конфликтов;

2) Способ уклоненияреализуется тогда, когда одна из сторон уходит от сотрудничества или даже от отстаивания своих интересов. Такой способ эффективен, если конфликт неглубокий, если заранее известно, что одна из сторон не права, если необходима отсрочка в решении проблемы;

3) Способ приспособления означает то, что стороны конфликта взаимодействуют не пытаясь отстаивать собственные интересы. Такой способ целесообразно выбирать, если значимость конфликта неодинакова для его сторон;

4) Способ сотрудничества проявляется в том, что стороны активно взаимодействуют и при этом отстаивают свои интересы. Такой способ по времени самый продолжительный, он эффективен, если стороны имеют различные скрытые нужды, а решение проблемы одинаково важно для обоих.

5) Способ компромисса заключается в том, что одна из сторон немного уступает другой и настраивается на урегулирование разногласий через взаимные уступки. Этот способ эффективен, если ситуация важна для обоих, а участники конфликта обладают одинаковой властью.

Графическая модель выбора способа разрешения конфликта приведена на рис.1.

Рис. 1 Межличностные способы разрешения конфликта.

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

· В описании межличностных конфликтов существуют различные подходы, однако большинство исследователей сходится во мнении, что они имеют объективные причины, субъективное проявление, многообразные проявления, конкретные факторы, высокий эмоциональный накал;

· Межличностные конфликты проявляются во всех сферах жизни (коллектив, общество, семья) и поддаются управлению, которое сводится к изучению причин и факторов, воздействию на сферу конфликтных взаимоотношений, выбор стратегии и способа поведения.

Проанализируйте свое отношение к основным способам разрешения межлично­ст­ных конфликтов. Результаты анализа отразите в таблице. Ис­пользуйте собственную систему оценок.

Дата добавления: 2014-04-30 ; просмотров: 1 .

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Тема 9. Межличностные конфликты

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте (см. тему 6). Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в табл. 9.2.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. табл. 9.3), а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. В табл. 9.4 дается типология межличностных конфликтов к такому основанию.

Сферы межличностных конфликтов

Управление межличностными конфликтами

Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну

Классификация межличностных конфликтов в зависимости

от взаимной направленности субъектов S1 и S2 в межличностных

отношениях (симпатии – (+) и антипатии – (-))

Источники для углубленного изучения

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 26.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С. 144–146.

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 5.

5. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова – М.: Проспект, 1998. – Гл. 20.

1. Перечислите особенности межличностных конфликтов.

2. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов.

3. Назовите типы межличностных конфликтов в организации.

4. Перечислите основные причины межличностных конфликтов в организации.

5. Назовите основные причины межличностных конфликтов в обществе.

6. Назовите основные причины межличностных конфликтов в семье.

7. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по прогнозированию межличностных конфликтов и их предупреждению.

8. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по регулированию и разрешению межличностных конфликтов.

9. Перечислите причинные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну.

10. Назовите типы межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов в личностных отношениях.

Часть I. Природные основы психоинформационных явлений.Это не означает, однако, что электрические сигналы переносят в центральную нервную систему информацию от рецепторов. На самом деле информация сначала возникает в рецепторе в момент изменения его состояния, затем в каждой последующей точке нервного волокна, что больше всего походит на передачу.

ВведениеСначала расставим декорации. Шел 1987 год, и я работал на съемках забавного фильма под названием «Красная жара». Не помните? Может быть, это освежит вашу память: «Самый крутой московский сыщик и самый безумный чикагский коп. Только одно может быть хуже, нежели рассердить их — сделать их.

Человечество приближается к ресурсному и экологическому кризисуТак, например, Одиссей случайно попал в Италию. На самом деле это был намек на то, что через 500 лет этот полуостров будет колонизирован греками, а через 500 лет на нем возникнет Римская империя, завершившая развитие Эллинского цикла истории.

ВведениеРассмотрим еще один вариант развития событий. Допустим, весовые категории несопоставимы. Это вы выступаете в роли подчиненного или просителя, это вам приходится ждать у дверей кабинета, а затем вымаливать нужную подпись. Да, теперь роли поменялись: теперь вы – жертва, а ваш оппонент –.

Глава 3 Познавательные психические процессыВ напряженных конфликтных ситуациях следователь должен сохранять устойчивость, уравновешенность. Очная ставка должна проводиться в условиях полной психической стабильности следователя, при глубоком предварительном изучении личностных особенностей возможных участников очной ставки, слабых мест их.

Урок 6Хоть в чем… Западная культура возвела это желание в ранг культа – каждая женщина, девушка (впрочем, и представители мужского пола) там с младых лет обучена думать, что она уникальна и неповторима…

Глава девятая. ОБРАЗВ русской литературе таким же великим мастером типизации был Гоголь. Шпонька и Подколесин, Товстогубы и Хлестаков, Сквозник-Дмухановский и Акакий Акакиевич, помещики, чиновники и «приобретатели» мертвых душ — вся эта богатейшая плеяда типов создалась путем гениального воспроизведения.

его силы и не может справиться сампридумать какую-то игру — ни в коем случае не отговаривайте и не одергивайте, а сразу дайте ребенку то, что ему нужно, — провода и лампочки, нитки и ткань. Дайте сразу, как попросит, без выпрашиваний и уговариваний. Пусть даже он это

Сергей Степанов. Психология в лицахЗатем последовала новая поездка в Европу, на сей раз — в лабораторию Вундта. Холл прилежно посещал все лекции, безропотно соглашался на роль испытуемого в экспериментах, пытался проводить собственные исследования. Впоследствии он, однако, отмечал, что эти занятия не оправдали его ожиданий.

отправляй в соцсети.

Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Управление межличностными конфликтами

Управление конфликтами – это тоже управление, поэтому общие методы управления – административно-правовые, экономические, социально-психологические – применяются и в этой сфере. Специфику управления межличностными конфликтами определяет высокий удельный вес в их содержании субъективно-психологических факторов.

Определите стиль вашего поведения в конфликтной ситуации

Укажите, как часто вы прибегаете к представленным ниже действиям, указав соответствующую оценку в соответствующей позиции. В шкале оценок от 1 до 5 единица соответствует «редко», 3 – «иногда», 5 – «всегда». После оценки всех вариантов вы можете интерпретировать полученные вами результаты при помощи ключа 22 .

1. Я упорно аргументирую свою позицию.

2. Я пытаюсь отдавать предпочтение потребностям других людей.

3. Я пытаюсь найти такой компромисс, который был бы приемлем для обеих сторон.

4. Я стараюсь не быть вовлеченным в конфликт.

5. Я стараюсь рассматривать проблемы всесторонне и сообща.

6. Я пытаюсь найти изъяны в позиции другой стороны.

7. Я стремлюсь к достижению гармонии.

8. Я пытаюсь выторговать хотя бы часть того, что предлагаю.

9. Я избегаю открытого обсуждения спорных вопросов.

10. Я открыто делюсь информацией с другими, разрешая противоречия.

11. Я люблю побеждать в споре.

12. Я соглашаюсь с предложениями других.

13. Я пытаюсь найти нечто среднее в разрешаемом противоречии.

14. Я стараюсь держать свои истинные чувства при себе, чтобы избежать тяжелых переживаний.

15. Я поддерживаю открытый обмен интересами и проблемами.

16. Я не люблю признавать своих ошибок.

17. Я помогаю другой стороне в разногласии «не потерять лицо».

18. Я подчеркиваю преимущества тактики взаимных уступок.

19. Я предлагаю другим взять на себя инициативу в разрешении противоречия.

20. Я выражаю свою позицию, словно она является всего лишь одним из возможных вариантов.

Основная стратегия управления конфликтом: (высший результат)_.

Вторая по значимости стратегия (второй результат)_.

Реакции людей на межличностную конфронтацию распадаются на пять категорий: применение силы (принуждение), аккомодация (приспособление, подчинение), компромисс, избегание и сотрудничество (4).

В табл. 3.8 дан сравнительный анализ пяти названных подходов. Здесь представлены их основания, цели, формулируемые с определенной точки зрения, и их субъективное обоснование. Кроме того, здесь же приведены наиболее вероятные последствия использования этих подходов.

4. Типы поведения в конфликте (по К.Томасу)

Сравнение пяти возможных подходов при управлении конфликтом

Хотя, как мы уже отмечали, однозначного соответствия между освещением в литературе межличностных конфликтов и ведения переговоров не существует, мы считаем, что рассмотрение проблем проведения переговоров позволит нам лучше понять суть пяти стратегий управления конфликтами. Стратегии переговоров подразделяются на две большие группы: интегративные и дистрибутивные. Говоря коротко, перспектива переговоров служит краеугольным камнем позиций сторон, фактором, устанавливающим приемлемость тех или иных вариантов разрешения конфликтной ситуации и придающим то или иное значение последствиям процесса разрешения конфликта.

Переговоры, сводящиеся к «дележу фиксированного объема пирога», отражают дистрибутивную перспективу, переговоры же, имеющие целью «увеличение объема пирога», исходят из интегративной перспективы. При дистрибутивной перспективе основное внимание уделяется получаемой стороной доле некоего объема (А против В), при интегративной же перспективе речь идет о совокупном объеме (А + В). Таким образом, при дистрибутивных переговорах стороны являются соперниками. Они считают, что могут улучшить свое положение лишь за счет другой стороны. Наоборот, стороны, участвующие в интегративных переговорах, используют технику «выигрыш-выигрыш», они заинтересованы в нахождении такого решения, которое было бы лучшим с позиций обеих сторон, что превращает их в союзников.

Четыре из пяти стратегий управления конфликтными ситуациями по своей природе являются дистрибутивными. Для преодоления конфликта одна из сторон или обе стороны должны пойти на какие-то жертвы. Если на жертву идут обе стороны, мы имеем дело с компромиссом. Участники компромисса приносят жертвы в поиске общего поля интересов, они более ищут целесообразное решение, чем интегративное. Силовые и аккомодационные стратегии исходят из того, что для преодоления конфликта одна из сторон должна отказаться от своей исходной позиции. Если участники конфликта всячески избегают его, значит, они считают плату за его разрешение чрезмерной настолько, что даже не пытаются решать проблему. «Пирог» остается все тем же, но, однажды обжегшись, стороны боятся делить его.

Процесс совместного разрешения проблем можно представить как 6-элементную схему.

1. Определение общих целей. Для установления атмосферы сотрудничества обе стороны, участвующие в конфликте, должны сфокусироваться на том, что для них является общим. Если их совместная цель будет состоять, скажем, в повышении продуктивности, снижении издержек, сокращении времени на разработку или улучшении взаимоотношений между различными подразделениями, им будет легче ощутить преимущества разрешения противоречий без риска для их собственных целей. Вопрос, характерный для данного этапа, звучит так: «В чем могут состоять общие цели сторон в контексте данной дискуссии?».

2. Отделение людей от проблем. Осознание взаимных преимуществ, которые может обеспечить успешное разрешение конфликта, позволяет лучше сосредоточиться на реальной цели сторон: решении существующей проблемы. Межличностная конфронтация с большей вероятностью разрешится к взаимному удовлетворению сторон, если они смогут отрешиться от персонального аспекта разногласий, подавив мстительные чувства и стремление к единоличному лидерству. Иными словами, другая сторона рассматривается скорее не как соперник, а как сторонник другой точки зрения. Лицо, работающее над решением проблемы, будет говорить о неразумности позиции оппонента, но не о неразумности оппонента, придерживающегося иной точки зрения.

3. Фокус на интересах, а не на позициях. Позиции сторон выражают их требования или притязания; интересы обосновывают причины требований. Опыт свидетельствует о том, что согласовать интересы обычно проще, поскольку они, как правило, существенно шире и разнообразнее позиций. Этот шаг состоит в переопределении и расширении проблем с целью придания им большей «податливости». После рассмотрения различных аспектов проблемы, стороны, как правило, лучше понимают друг друга. Характерная для этого пункта фраза звучит так: «Помогите мне понять, почему вы отстаиваете именно эту позицию».

4. Разработка решений, отвечающих взаимным интересам. Этот этап состоит в нахождении необычных, творческих решений. Сфокусировав внимание обеих сторон на альтернативах, выработанных в результате «мозговой атаки», или на неких взаимоприемлемых решениях, вы можете изменить динамику межличностных отношений, превратив соперничество в сотрудничество. Чем большим будет количество вариантов и комбинаций, тем большей будет и вероятность нахождения общей почвы. Этот этап может быть представлен следующим образом: «Сейчас, когда мы лучше поняли основные заботы и цели друг друга, давайте предпримем мозговую атаку для поиска путей удовлетворения потребностей нас обоих».

5. Использование объективных критериев для оценки альтернатив. Вне зависимости от того насколько стороны будут тяготеть к сотрудничеству, определенные их интересы так и останутся несовместимыми. Вместо того чтобы сосредотачиваться на них, лучше определить, что есть справедливость в понимании каждой стороны. Переход от «того, что мне нужно», к «тому, что наиболее разумно» способствует формированию открытых обоснованных установок. Этот подход характеризуется вопросом: «Каков справедливый способ оценки преимуществ ваших аргументов?»

6. Определение успеха в категориях реальной выгоды, а не воображаемых убытков. Если менеджер стремится к 10процентному росту некоего показателя, но реально добивается его увеличения всего на 6 %, это может рассматриваться им либо как 60-процентное улучшение, либо как 40-процентное недовыполнение. Первая интерпретация основывается на реальном выигрыше, вторая – на воображаемых убытках (в данном случае это нереализованные ожидания). В то же время, речь идет об одном и том же результате, но степень удовлетворенности менеджера будет высокой в первом случае и низкой – во втором. Следует помнить о том, что наша удовлетворенность достигнутым результатом зависит от используемых нами стандартов оценки. Опытный менеджер всегда задается таким вопросом: «Насколько значимым будет достигнутое нами улучшение по сравнению с текущей ситуацией?».

Источники:
Реферат: Способы управления межличностными конфликтами
Содержание. Введение 1. Межличностный конфликт……………………………………………………..4 2. Межличностные стили разрешения конфликтов…………………………..5-7 Заключение
http://www.bestreferat.ru/referat-318838.html
Управление межличностными конфликтами
· Факторы конфликта– это движущие силы или побудители конфликтного взаимодействия, определяющие его характер и отдельные черты. По мнению американского
http://refac.ru/upravlenie-mezhlichnostnymi-konfliktami/
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Читать "Тема 9. Межличностные конфликты, Тема 5. Теории поведения личности в конфликте, Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. Стр.51" Емельянов С. М.
http://bookap.info/okolopsy/emelyanov_praktikum_po_konfliktologii/gl51.shtm
Управление межличностными конфликтами
Управление конфликтами – это тоже управление, поэтому общие методы управления – административно-правовые, экономические
http://printpiter.com/upravlenie-perso/upravlenie-mezhl.html

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (5)

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (5)

Как забыть мужчину скорпиона Как забыть любимого мужчину: действуем по плану! Как забыть любимого мужчину без серьезных душевных потерь… (5)

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (5)

Как понять стоит ли продолжать отношения с мужчиной Как понять, что пора прекратить отношения с мужчинойКак понять, что пора прекратить отношения с мужчиной… (5)

COMMENTS