развод родителей

Дети и развод родителей

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзак а ки-Лимбероп у лу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Развод в современных семьях — не редкость. Что же происходит в семье, когда она распадается на части?

В некоторых европейских странах ещё полвека назад развод считался позором, клеймом для всей семьи. И общество осуждало в основном женщину, была она на самом деле виновницей развода, или нет. К примеру, в Греции, в новостях и колонках газет, если речь шла о каком-нибудь преступнике, обязательно добавлялось: «он вырос в распавшейся семье» или «его родители разведены», независимо от того, так ли это было на самом деле… Таким образом, семья, род, в недрах которых произошёл развод, считались рассадником всяческих преступлений и девиантного поведения.

Социальные изменения поменяли и отношение людей к семьям, в которых произошёл развод. Теперь этих семей несравнимо больше, и они уже считаются не проблемными, а просто отличающимися от других. Тем не менее такие семьи сталкиваются с немалым числом серьёзных проблем, и мы поговорим о них сегодня. Как именно меняется жизни родителей и детей после развода? Какова реакция детей? Как помочь им преодолеть этот сильнейший стресс?

Отец чаще всего приносит бóльший доход в дом, поэтому его уход из семьи автоматически уменьшает семейный бюджет. Если мать до развода не работала, то теперь ей приходится в первый раз в жизни искать работу, что очень и очень сложно. Нередко женщина ищет вторую работу, просит сверхурочные или старается найти подработки, чтобы немного увеличить доход семьи. Но это фактически отбирает мать у детей, ведь она вынуждена очень много часов проводить на работе, а значит, ей становится трудно воспитывать детей и следить за их жизнью, поддерживать их, особенно в тяжёлый период после развода.

Если из дома уходит мать и отец остаётся с детьми, то, по всей видимости, ему приходится нанимать помощницу по хозяйству и няню. Значит, в этом случае происходит повышение расходов. К тому же возникают и другие проблемы, связанные с отсутствием материнского утешения и поддержки, которые столь необходимы детям. Во всех этих случаях люди часто обращаются за помощью к своим родителям и родственникам.

Нередко отец, уходящий из семьи, отказывается платить алименты. Тот факт, что его деньгами станет распоряжаться бывшая супруга, может вызвать у него гнев, злость, упрямство. Разумеется, подобный отказ оборачивается множеством противоречий и проблем. Дело доходит даже до судебного разбирательства. Мать вольно или невольно втягивает детей в обсуждение финансовых вопросов и настраивает их против отца, ведь именно из-за его отказа помогать им теперь приходится во всём себя ограничивать.

Во всех этих случаях, за очень редким исключением, детям плохо, и они нуждаются в поддержке взрослых. Психика взволнованных, взбудораженных и обеспокоенных событиями в семье детей защищается: в этот период им становится трудно соответствовать каким-либо правилам и рамкам поведения. А родителю, с которым остались дети, нередко не до них — нет ни времени, ни сил, физических и душевных, заниматься с ними. Он сам чувствует себя взбудораженным и не в состоянии спокойно настаивать на своей точке зрения и постоянно помогать детям преодолевать переживаемый ими стресс.

Часто и другой родитель, если он берёт детей к себе на выходные или каникулы, сомневается, стóит ли ему в чём-то ограничивать их, задавать какие-то рамки поведения, поскольку он чувстует угрызения совести и жалеет их, что им приходится столько страдать из-за развода родителей. А бывает, что причина в другом — ему хочется показать детям, какой он хороший родитель, в пику другому, и он позволяет им делать всё, что бы они ни захотели.

Одна из самых больших ошибок разводящихся пар — это попытка заполнить эмоциональную пустоту ребёнка, образовавшуюся в результате развода родителей, всякого рода «компенсациями»; в основном речь идёт о подарках, деньгах и вседозволенности. Ребёнка задаривают, возят его в разные путешествия, водят в рестораны, кафе и на различные увеселения, нянчатся с ним, чрезмерно балуют, стараются решить каждую его проблему и защитить от любых сложностей, даже тех, которые по возрасту он может и должен решать самостоятельно.

При этом ребёнок начинает лукавить, использовать своих родителей для достижения разных целей, манипулировать их чувствами в попытке приобрести как можно больше выгоды для себя. Такие дети чаще всего вырастают инфантильными, эгоистичными и безответственными манипуляторами, склонными к использованию других людей в своих меркантильных целях. Для правильного развития ребёнку нужно ещё что-то, что нельзя съесть или пощупать. Ему необходимы как воздух наша любовь, внимание, искренность и интерес.

Другой крайностью являются случаи, когда на ребёнка возлагается ответственность взрослого, или его могут сделать «заменой» ушедшему из семьи родителю. Например, матери иногда дают сыну роль «главного мужчины в семье», а отцы ставят дочь в положение «матери семейства» и хозяйки дома. Конечно, детей желательно поощрять к помощи по хозяйству и, в целом, учить их проявлять инициативу в том, что касается организации повседневной жизни семьи, согласно их возрасту и силам.

Участие ребёнка в семейных хлопотах помогает ему чувствовать себя нужным и активным членом семьи, повысить самооценку. Важно не перестараться, не отбить у них интерес и не наложить на детей «бремена неудобоносимые». Необходимым критерием в этом случае могут послужить их ровесники. Родителям нужно ответить себе на вопрос: «какие дела по хозяйству доверяются сверстникам моих детей?» Это поможет сохранить ребёнку его детство и отвратит от него опасность стать «маленьким взрослым».

Сразу после развода происходят изменения в семейных, дружеских и социальных связях членов семьи. Нередко родители и родственники того родителя, который ушёл, прекращают все связи с другим родителем, а иногда и с детьми. Вполне естественно поддерживать своего родственника, но дети очень тяжело переживают разрыв родственных связей, который вызывает у них состояние постоянного стресса и разочарование.

«До развода с женой мы постоянно во все путешествия и поездки брали с собой наших дочерей и племянницу (дочку её брата). Девочки дружили. После нашего расставания дочери остались у меня. Родственники моей бывшей жены и даже племянница будто исчезли с лица земли. Они даже никогда не звонили моим дочкам! Дочери очень тяжело это переживали, потому что не могли понять, в чём причина подобного поведения родственников. Я им сказал — не забывайте, какую фамилию вы носите, в этом и есть причина молчания».

Друзья семьи тоже могут разделиться: кто-то на стороне родителя с детьми, кто-то поддерживает ушедшего. То же самое происходит с соседями и знакомыми. Случается и такое, что разведённого человека с детьми перестают звать в гости, особенно на вечеринки, куда все приходят со своими «вторыми половинками». Поэтому многие признаются, что сразу после развода чувствуют одиночество, до тех пор, пока не приспособятся к своему новому положению и не приобретут другой круг знакомств.

«На Успение я узнала, что мои родители разводятся. Мне было 16 лет. Мой отец уехал к себе в деревню, а мама куда-то отправилась со своей подругой. Когда их уже не было дома, я нашла мамино письмо, в котором она написала мне о предстоящем разводе. Землю выбили у меня из-под ног, я почувствовала ужасающее одиночество, будто осталась одна в мире. В слезах я позвонила одной подруге нашей семьи и рассказала ей о письме и о разводе. Она утешила меня, придала мне сил и впоследствии всё время поддерживала».

Довольно часто развод — это результат одновременно принятого мужем и женой решения, когда совместная жизнь пары окончательно и бесповоротно зашла в тупик и исправить уже ничего не получается. А бывает, что развод происходит по инициативе лишь одной из сторон. Согласно одной точке зрения, мужчины редко оставляют свою семью, если не находят себе другую женщину, с которой им хочется быть, а вот женщинам необязательно находить себе нового спутника жизни, чтобы начать процедуру развода. Однако, независимо от того, появились у родителей новые партнёры или нет, ребёнку приходится очень тяжело, и должно пройти время, чтобы он смог приспособиться к новым обстоятельствам и приобрести душевное равновесие.

Родителям необходимо осознать, что развод — это не только их личное дело. Ведь он сильно влияет и на детей. Разумеется, не надо рассказывать детям подробности и проблемы родительских взаимоотношений, но лучше сказать им прямо и открыто, что родители больше не любят друг друга и не хотят и не могут жить вместе, терпеливо объяснить им, что от них ничего не скрывают, просто некоторые вещи касаются только родителей, и о них не стóит рассказывать даже самым близким людям.

Можно сказать им также, что развод — это решение, принимаемое взрослыми людьми и дети не имеют право критиковать родителей и упрекать их за принятие такого решения, а также устраивать взрослым «эмоциональный шантаж». Насколько более мягко, рассудительно и спокойно будет сказано всё вышеперечисленное, настолько бóльше вероятность, что дети это поймут и правильно воспримут. Такие фразы, как «тебя наш развод не касается», «тебя не спросили!», создают в семье только проблемы и скандалы. Если не поговорить с детьми вовремя и грамотно, они воспримут отсутствие объяснений как недостаток любви и доверия к ним со стороны родителей.

Конечно, объяснения должны быть простыми, понятными и соответствующими возрасту каждого ребёнка. Даже если ребёнок совсем маленький, практически младенец, с ним тоже необходимо разговаривать на эти темы. Но зачастую мы считаем, что малыши «не понимают», и избегаем объяснений. А ведь маленькие дети чувствуют такой ужас из-за отсутствия безопасности, что у них возникают фобии, гиперактивность, навязчивые идеи, проблемы со сном и едой, болезненная привязанность к одному из родителей или другому близкому взрослому, депрессия, энурез и апатия. К тому же сокрытие истины создаёт на многие годы очень большие психологические проблемы, а мы со временем не понимаем, с чего всё началось и в чём их причина. И самому человеку без помощи специалиста бывает не под силу их решить.

Такие беседы с детьми желательно повторять вновь и вновь, без напряжения, гнева, раздражения, криков и жалоб. Родителям ни в коем случае нельзя позволять себе сваливать всю вину в глазах детей друг на друга. Это очень сложно, особенно, если решение о разводе было принято одним из супругов, тем более, когда у него или неё появился новый партнёр. В этом случае другой чувствует себя брошенным, оставленным и несправедливо обиженным, в нём просыпаются такие чувства как гнев, ярость, ревность, ненависть и желание отмщения. К сожалению, нередко эти чувства транслируются детям, а родители, вольно или невольно желая сделать их своими сторонниками, постоянно делают упор каждый на свои трудности и ругают друг друга, даже заставляют детей «шпионить» за вторым родителем.

Разумеется, этого нельзя ни в коем случае допускать, потому что подобное поведение родителей может окончательно сломать психику ребёнка. Дети оказываются в ситуации неразрешимого внутреннего конфликта. Они очень сильно мучаются из-за сталкивающихся друг с другом эмоций: с одной стороны, это любовь, уважение, нежность, восхищение, а с другой, — ярость, гнев, отвращение, отрицание. И всё это по отношению к одному и тому же человеку, его родителю!

У детей хорошо развита интуиция, и они чувствуют, что в отношениях родителей появилось напряжение, видят холодность или равнодушие одного из родителей по отношению к другому, даже если не становятся участниками или свидетелями постоянных семейных ссор и скандалов. Другими словами, дети догадываются, что родители хотят расстаться, ещё до того, как те принимают решение о разводе.

Дети обычно не говорят об этом вслух, поскольку не знают, как сформулировать и выразить словами свои предчувствия и опасения, а также надеются, что ситуацию можно исправить, что она временная. Но в глубине души они переживают сильнейший страх и стресс, придумывая самые ужасные сценарии развития событий.

В основном, дети начинают считать, что это они виноваты в том, что отношения родителей испортились, и эти подозрения и догадки вызывают у них смущение, страх, снижение самооценки, равнодушие к школе и даже физическую слабость и психосоматические заболевания. Поэтому, желательно, чтобы оба родителя, если это возможно, поговорили с детьми и объяснили, что те абсолютно ни в чём не виноваты, что, хотя родители уже не любят друг друга, но они оба любят и поддерживают своих детей, и что так будет всегда.

Во время этих бесед желательно помочь ребёнку раскрыться и выразить свои чувства. У детей ещё не развита способность к анализу своего внутреннего мира, и у них нет жизненного опыта. Со множеством ощущений, особенно если это касается негативных эмоций, дети сталкиваются впервые и не знают, что их надо обязательно проговорить вслух и дать каждому из них название.

Стресс, беспокойство, волнение, чувство небезопасности, разочарование, стыд, страх, вина, грусть, ярость, гнев, одиночество, ненависть, тоска, оставленность, оторванность от окружающих… Все эти чувства, поселившиеся в душе ребёнка, терзают его. Но стóит рассказать о них, назвать по имени, как они перестают быть «невидимыми врагами». Мы можем позвать их, они выйдут наружу, и тогда мы сможем с ними бороться.

Если этого не делать, все эмоции начнут выплёскиваться в виде изменений в поведении ребёнка. Это могут быть проблемы в школе, постоянная ложь, воровство, убегание из дома, курение, наркотики, выпивка, резкое изменение круга общения, приступы ярости и агрессии. Из-за того, что семейное окружение больше не способно дарить им уверенность и безопасность, такие ребята очень часто стараются организовать группировку, компанию, ради того, чтобы ощутить чувство своей принадлежности к какой-либо общности.

С поведенческими проблемами обычно можно справиться, если грамотно и вовремя начать их преодолевать: «лечить» их, чтобы они в итоге не превратились в хронические нарушения поведения. Знакомым взрослым желательно постоянно общаться с ребёнком, убеждая его словом и делом, что в его жизни вновь появится уверенность и постоянство, что она перестанет быть хаосом, каким кажется ему сейчас, что взрослые, и особенно родители, любят его и всегда поддержат.

А есть ребята, которые стараются вновь обрести чувство душевного равновесия и потерянный устойчивый образ себя самого, но делают это при помощи не девиантного поведения, а последовательности, усидчивости, серьёзности и обязательности. Про них обычно говорят, что они «внезапно повзрослели». Эти ребята гораздо быстрее приходят в себя после развода родителей, потому что сами делают осознанное усилие над собой. А если к тому же у них есть постоянная поддержка друзей, родственников или учителей, то развитие происходит абсолютно нормально и они быстро приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Можно спрашивать у детей их мнение по поводу некоторых перемен в их жизни (но не самого факта совершившегося развода), и лучше принимать всерьёз их противодействие новым реалиям жизни. Очень важно создать для ребёнка максимально возможный в данных обстоятельствах психологический комфорт, чтобы он не потерял столь важное для него чувство безопасности и постоянства.

Из-за развода родителей дети в любом возрасте теряют постоянное, устойчивое окружение и уверенность в жизни. Тем не менее в ряде случаев напряжение и разлад в повседневных делах и отношениях становятся столь мучительными для всех, что решение о разводе приносит всем членам семьи, даже детям, огромное чувство облегчения. В атмосфере постоянных скандалов, выяснения отношений, жестокого поведения дети находятся как будто посреди двух огней.

«Я развелась с мужем, потому что он меня бил. Я давала ему столько попыток исправиться, прощала его много раз, но ничего не менялось. Моим дочуркам было двенадцать и тринадцать лет, и они постоянно спрашивали меня: ‘Мама, когда мы разведёмся с папой?’ После развода он отказался платить нам алименты, но иногда давал девочкам что-то вроде небольшого пособия. Если же он сердился на них за что-нибудь, то лишал их этих денег».

Катерина, 60 лет

Но случается, что дети, глубоко переживающие развод родителей, пытаются соединить их вновь. Это их тайное желание и надежда. Они постоянно мечтают о том, как распавшаяся семья объединится и все снова будут счастливыми и любимыми. Бывает даже, что от мыслей и слов они переходят к действию и делают все усилия, чтобы это произошло.

«Мой сын развёлся, когда дети были совсем маленькими, и он их вырастил сам. Когда моей внучке исполнилось 15 лет, она устроила большую праздничную вечеринку и попросила разрешения у отца пригласить на день рождения и свою маму. Мой сын не возражал. Во время вечеринки внучка поставила диск с танго и попросила родителей потанцевать вместе. После окончания праздника она позвонила мне: ‘Бабуля, если бы ты видела, как они танцуют, ты бы не поверила, что они разведены!’ На меня произвело большое впечатление, что, хотя оба родителя по временам завязывали с кем-нибудь новые отношения, внучка, по всей видимости, мечтает о том, чтобы они были вместе!»

Иной раз родители, не имеющие никакого намерения и желания сойтись опять, специально не разочаровывают своих детей и даже поддерживают эти надежды. Это происходит по самым разным причинам: либо они не принимают всерьёз эти мечты, либо им льстит такое внимание со стороны детей, либо не хотят, чтобы с возрастом дети стали обвинять себя, что даже не попробовали соединить родителей.

Наконец, проблемы возникают и в том случае, когда один или оба родители находят себе новых спутников жизни — либо временных, либо постоянных. Особенно если родится ребёнок в новой семье. В этом случае дети из разведённых семей могут испытывать сильные душевные страдания из-за чувства, будто на них больше не обращают внимания, что родители их больше не любят. Им не хочется делиться ни с кем любовью и вниманием родителей, и возможны сильные приступы ревности и зависти.

Развод родителей

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т. е. раскол

семьи переживают сотни тысяч детей. Развод — это стрессовая ситуация, угрожающая

душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в

семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть

развода ни с отцом, ни с матерью

о внимание и доверие к внутренним и внешним процессам;

о осмысление себя, своего места и деятельности;

о баланс свободы и ответственности, творчества и воспроизводства, развития и адаптации;

о гетерогенность и гетерохронность развития.

• ° Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни

ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у

37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требует особого

внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Как утверждают

медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом

• Вместе с тем многие психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если

он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному

воздействию на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев расставание

родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую

травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая разводу.

• Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в

разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога .

• Надо стремиться понять проблемы каждого конкретного ребенка, понять, какое значение имеет

именно его способ реагирования на развод родителей, какие психические процессы вступают в

действие и как могут эти предпосылки отразиться на будущем душевном развитии ребенка .

• Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных

предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков..

• 1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных

особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.

• 1.1. Цветовой тест М. Люшера. Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление

• 1.2. «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич. Цель: выявление особенностей личности.

• 1.3. «Лесенка характера» Дембо — Рубинштейн. Цель: исследование уровня самооценки.

• 2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:

• 2.1. Кинетический рисунок семьи Берне Р. С., Кауфман С. X. Цель: изучение особен-ностей

восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

• 2.2. Цветовой тест отношений М. Эткинда. Цель: изучение эмоциональных компонентов

отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и

неосознаваемый уровень этих отношений.

• 2.3. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Еине). Цель: изучение

эмоционального самочувствия ребенка в семье.

1 .Первичная консультация:

■ знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без

■ знакомство с ребенком, установление контакта;

диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка

(начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может

быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап — знакомство и

установление контакта — занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей

диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.

2. Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.

3. Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка. На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

Развод родителей: как помочь ребенку пережить стресс?

Развод родителей: как помочь ребенку пережить стресс?

По статистике развод входит в тройку самых стрессогенных событий в нашей жизни. Заложниками всех неприятностей, сопутствующих разрыву родителей, становятся дети. Как помочь малышу пережить эту ситуацию? Говорить правду, изворачиваться, уходить от ответа? Или, вопреки собственным убеждениям, продолжать жить с нелюбимым супругом ради спокойствия родного чада? Однозначных рецептов, способных уберечь ребенка от психологического дискомфорта, пожалуй, нет. Разве что некоторые маячки…

Текст: Анастасия Кузнецова, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании

В каком возрасте ребенку легче всего пережить развод родителей? Логичного ответа здесь не существует. В каждом возрасте, начиная с внутриутробного периода, ребенку нужны и мама, и папа. Означает ли это, что нужно приложить все усилия для сохранения семьи? Да, но с одной поправкой. Если все действия предприняты, аргументы использованы, шаги навстречу сделаны, а развод все равно неизбежен, то первое, что должны сделать родители, прекратить мучиться чувством вины. Просто потому, что это неконструктивно и не поможет малышу справиться с потерей.

Испытывая чувство вины перед ребенком, родители начинают всячески ублажать чадо: позволять больше, требовать меньше, баловать наперегонки. Ребенок начинает пользоваться этим, вследствие чего у него формируются не самые лучшие черты характера. Другая крайность — полное посвящение себя «сиротке». За эту добровольную жертву родители будут ожидать расплаты в будущем (такого же отказа своего подросшего чада от личной жизни). Это деформирует психику ребенка куда сильнее, чем сам факт расставания родителей. Поэтому развод нужно рассматривать не как конец света, а как отправную точку новой жизни. На ее построение понадобятся силы и эмоции, поэтому не стоит растрачивать их понапрасну.

Жизнь в семье — мир ребенка, его система координат. Детям важно, чтобы сегодня было похоже на вчера, а завтра — на сегодня. Привычный уклад понятен ребенку, а значит — безопасен. Развод — это резкие перемены в привычном укладе, ломка системы. Не понимая, что происходит вокруг него, и что будет завтра, ребенок утрачивает ощущение безопасности и испытывает тревожность, которая негативно отражается на поведении и развитии. Долгое пребывание ребенка в неведении способно довести его до невроза.

Если родители окончательно приняли решение о том, что больше не будут вместе ни при каких обстоятельствах, следует действовать по следующей инструкции:

— Говорить правду и только правду, не скрывая от ребенка происходящее. Желательно до того, как перемены обрушатся на его голову.

— Разговаривать с ним на понятном языке: нам трудно жить вместе, поэтому мы ссоримся и обижаем друг друга; если мы разойдемся, нам будет легче общаться.

— На все свои вопросы малыш должен получить однозначный, конкретный и максимально односложный ответ. Кроха пытается примириться с новой жизненной ситуацией. Задача родителей — обозначить ее видимые границы.

— Не бояться реакций ребенка, обязательно проговаривать их вслух, давая возможность малышу осознать и пережить свое состояние: ты расстроен, ты скучаешь по папе, ты хочешь, чтобы все было, как раньше и т. д.

— Не менять воспитательных принципов и требований к ребенку. Чистить зубы, делать уроки, ложиться вовремя спать нужно независимо от того, вместе живут родители или разошлись.

Ребенок не должен выбирать, кого он больше любит: маму или папу. Этот выбор несовместим с его мировоззрением. Взрослым нужно попробовать договориться о понятном малышу режиме общения с дорогими ему людьми. Ребенок спокойнее переживет расставание родителей, если не будет бояться, что его лишат мамы, папы или бабушки.

Если один из супругов после развода перестает общаться с ребенком, версия о «капитане дальнего плаванья» более предпочтительна, чем «твоему непутевому папе (маме) ты больше не нужен». Ребенок слышит только то, что он не нужен, — значит, он плохой.

Возможно, вам неприятно обсуждать достоинства бывшей второй половины, но первое время придется это делать. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым в том, что он любит «не того» человека и предает вас. «Да, мы с папой не можем жить вместе, но он замечательный, сильный, умный и т. п., поэтому у нас родился ты».

Чаще всего после развода ребенок до 10—12 лет остается с матерью. Это объясняется доминирующей ролью мамы в становлении личности в этом возрасте. Некоторые специалисты считают, что ребенку лучше с тем родителем, который менее агрессивно настроен по отношению к бывшей второй половине. В этом случае у ребенка сохраняется возможность нормального общения с обоими родителями, не отягощенное запретами и чувством вины.

Тут существует одно главное правило, которое, возможно, многих удивит: ни в коем случае нельзя спрашивать у ребенка разрешения на то, чтобы ваш новый супруг жил вместе с вами. Недопустимо перекладывать на ребенка ответственность за принятое вами судьбоносное решение. Новый брак — это ваш выбор.

Для того чтобы построить отношения ребенка с новым супругом, нужно дать понять вашему чаду, что его место в вашей жизни осталось прежним: вы также читаете ему книги перед сном, ходите вдвоем в кино по выходным и т. д. Только не нужно перекладывать ответственность за воспитание ребенка (наказание, контроль, школьные дела и т. д.) на чужого для него человека. И главное, не навязывайте «нового» папу или маму и не противопоставляйте вашего нового супруга бывшему вслух при ребенке.

Источники:
Дети и развод родителей
Дети очень тяжело переживают разрыв родственных связей, который вызывает у них состояние постоянного стресса и разочарование.
http://www.matrony.ru/deti-i-razvod-roditeley/#comments%20tabindex=1
Развод родителей
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т. е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод — это
http://pedagog-psiholo.ucoz.net/load/rebenok_v_situacii_razvoda_roditelej_diagnosticheskoe_obsledovanie_psikhoehmocionalnogo_sostojanija_i_konsultirovanie_roditelej/1-1-0-25%20tabindex=1
Развод родителей: как помочь ребенку пережить стресс?
Как помочь ребенку пережить ситуацию
http://semyarf.com/articles/razvod-roditeley-kak-pomoch-rebenku-perezhit-stress/%20tabindex=1

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как мужчина скорпион добивается женщину Будет ли мужчина СКОРПИОН разбивать чужую семью, добиваясь женщины?Будет ли мужчина СКОРПИОН разбивать чужую семью,… (6)

Слова мужчине который обидел Какими словами можно унизить мужчину?Как обидеть словами мужчину, если хочется отомстить? Какие слова для мужчины… (5)

Если игнорировать мужчину рака Верный способ как завоевать мужчину Рака и покорить его сердце Верный способ как завоевать мужчину… (5)

Как мужчина дева признается в любви Дева - его эмоцииИрония и сомнение - вот что характеризует любовь мужчины, рожденного под знаком… (5)

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (5)

COMMENTS