Психология взаимопонимания

ВОЛЧКОВА Н

Библиографическая ссылка на статью:

// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705 (дата обращения: 11.01.2018).

В разное время к вопросу об особенностях эмпатии в онтогенезе обращались такие ученые как М. Хоффман, Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов, Ф.Е. Василюк, М.В. Осорина и др. [1-4].

По мнению многих авторов, эмпатия – личностное свойство, которое имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию. А так же понятия, предложенного Юсуповым И.М., согласно которому эмпатия – целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта

[3, с.21]. Феномен эмпатии имеет социально – психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику. Эмпатийное понимание в психологии рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов [5].

Актуальность исследования социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в подростковой среде, обусловливают проявление деструктивных форм личностного развития и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д.

С целью проведения эмпирического исследования направленного на выявление особенностей эмпатии в подростковм возрасте, нами была сформирована выборка из 96 человек, учащихся 9 классов, из них 53 юноши и 43 девушки.

Исследование уровня эмпатийных тенденций производилось посредством методики И.М. Юсупова . Данная методика выбрана потому, что предназначена для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Результаты исследования уровня эмпатии у подростков обобщены и представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Выраженность уровней эмпатии в выборке испытуемых, (n=96 )

Низкий уровень эмпатийности диагностирован у испытуемых 26% (25 человек) из всей выборке. Для таких подростков свойственно испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, они неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся подросткам с низким уровнем эмпатийности непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такие испытуемые являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Как правило, у таких подростков мало друзей, а из тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Подростки чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их вниманием.

Результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для организации психологического сопровождения детей подросткового возраста.

Проблема взаимопонимания б системе «человек

Проблема взаимопонимания б системе «человек — человек»

?4. Смирнова С. А. Организационно-тактические проблемы развития судебно-экспертной деятельности: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — СПб., 2002.

5. Хомколов В. П. Организационно-правовые аспекты расследования и предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. -Иркутск, 2004.

6. Челышева О. В. Гносеологические основы отечественной криминалистики (теоретико-прикладное исследование): автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — СПб., 2003.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»

СибГУФК, г. Омск, канд. пед. наук, профессор В. Н. Смоленцева Омская академия МВД России Взаимопонимание в системе «человек-человек» является исходным моментом в построении процесса общения и установления делового взаимоотношения и взаимодействия (5). Неадекватное понимание состояния партнера по совместной деятельности приводит к различным негативным последствиям: несправедливости по отношению к партнеру, неадекватному порицанию, конфликтам, вплоть до разрыва отношений.

Мы предположили, что специалисты, работающие с людьми, могут расходиться во мнениях о состоянии другого человека, в силу чего предпринимаемые ими действия могут не отвечать требованиям ситуации и приводить к нежелательным явлениям и затруднять совместную деятельность. В качестве исследуемой модели быша взята профессиональная деятельность тренера, предъявляющая высокие требования к адекватному отражению состояния его учеников. Распознать (считать) психическое и физическое состояние спортсменов (страх, неуверенность, переутомление и др.) спортивный педагог может, только владея умениями невербальнго общения (перцептивными умениями).

Для проверки выщвинутого предположения было проведено исследование, в котором приняло участие

32 специалиста-тренера и 80 спортсменов различных видов спорта (плавание, футбол, тяжелая атлетика, легкая атлетика и др.). Для выявления особенностей взаимопонимания нами была разработана специальная анкета для тренеров и спортсменов. Кроме опроса, использовался метод наблюдения на тренировках и соревнованиях.

Анализ полученных результатов показал следующее. Так, у спортсмена выяснялась необходимость поддержки со стороны тренера. Затем по этому поводу опрашивался тренер. Сравнение результатов опроса показывает о значительном расхождении мнений спортсмена и тренера по этому вопросу. В 60% случаев мнения тренера и спортсмена не совпадали. Значит, в подобных ситуациях действия тренера в отношении спортсмена оказываются неадекватными. Ожидания спортсменов в отношении тренера остаются нереализованными, что может сказываться на результатах их совместной деятельности.

Относительно важности понимания со стороны тренера психического состояния спортсмена в той или иной ситуации тренеры высказываются положительно. Однако, только 40% опрашиваемых тренеров считают, что использование перцептивных умений в этих целях необходимо во всех периодах годичного цикла тренировки (подготовительном, соревновательном, переходном периодах). Большая часть тренеров (60%) считает, что выявлению особенностей психического состояния спортсмена следует уделять внимание только в процессе подготовки к соревнованию и непосредственно в условиях соревнования. По нашему мнению, оценка психологических характеристик состояния спортсмена должна осуществляться тренером во всех периодах годичного цикла тренировки.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование и опрос тренеров и спортсменов показали наличие противоречий в: оценке состояний спортсменом и тренером; необходимости диагностики состояния спортсмена; неадекватности понимания состояния спортсмена и тренером, и самим спортсменом.

Результаты исследования указывают на необходимость организации специального исследования для диагностики уровня развития и особенностей формирования перцептивных качеств у студентов физкультурных вузов и тренеров, а также поиска направлений, обоснования средств и методов для целенаправленного формирования перцептивных умений у будущих специалистов, работающих со спортсменами.

По нашему мнению, данная проблема является актуальной не только в сфере подготовки спортсменов, но и в других сферах, в частности в подготовки специалистов для правоохранительной деятельности.

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. — М., 1997.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

3. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — М., 1994.

4. Куприянов В. В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. — М., 1988.

5. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 1(32)

Социальная психология

3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.

Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, а также включает в себя структурно-логические схемы, упрощающие запоминание изложенного материала. Издание соответствует государственному образовательному стандарту по специальности "Социальная психология".

Для студентов и аспирантов психологических, социологических, педагогических и других факультетов вузов, а также для всех желающих ознакомиться с проблемами взаимодействия, общения и взаимоотношения людей в различных социальных общностях.

Скачать / Download файл

Лекция 2. Иерархия и соотношение социально-психологических феноменов. 20

Лекция 3. Механизмы функционирования социально-психологических феноменов. 28

Вопросы для повторения. 33

Задания для самостоятельной работы. 33

Структурно-логические схемы. 34

Тема 2. Психология взаимодействия людей

Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей . 40

Лекция 6. Разновидности взаимодействия . 51

Вопросы для повторения. 53

Задания для самостоятельной работы. 53

Структурно-логические схемы. 54

Тема 3. Психология взаимоотношений людей

Лекция 8. Виды взаимоотношений . 63

Вопросы для повторения. 66

Задания для самостоятельной работы. 66

Структурно-логические схемы. 67

Тема 4. Психология общения людей

Лекция 10. Виды и типы общения . 78

Лекция 11. Общение как коммуникация . 83

Вопросы для повторения. 88

Задания для самостоятельной работы. 88

Структурно-логические схемы. 89

Тема 5. Психология межличностного восприятия и взаимопонимания

Лекция 13. Психологические особенности межличностного взаимопонимания . 102

Вопросы для повторения. 105

Задания для самостоятельной работы. 105

Структурно-логические схемы. 106

Тема 6. Социальная психология личности

Лекция 15. Социально-психологические типы личности . 117

Лекция 16. Социализация личности. 135

Вопросы для повторения. 146

Задания для самостоятельной работы. 146

Структурно-логические схемы. 147

Тема 7. Психология малой группы

Лекция 18. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе .166

Вопросы для повторения. 175

Задания для самостоятельной работы. 175

Структурно-логические схемы. 176

Тема 8. Психология этнических общностей

Лекция 20. Структура и свойства психологии нации . 185

Лекция 21. Национально-психологические особенности представителей некоторых наций .194

Вопросы для повторения. 206

Задания для самостоятельной работы. 206

Структурно-логические схемы. 207

Тема 9. Психология социальных классов

Лекция 23. Структура социально-классовых различий . 214

Лекция 24. Содержание психологии класса . 223

Вопросы для повторения. 227

Задания для самостоятельной работы. 227

Структурно-логические схемы. 228

Тема 10. Психология толпы

Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы . 232

Лекция 27. Особенности поведения толпы . 237

Вопросы для повторения. 243

Задания для самостоятельной работы. 243

Структурно-логические схемы. 244

Тема 11. Психология политики

Лекция 29. Психологическая характеристика политической власти. 252

Лекция 30. Психологические особенности политической активности. 260

Вопросы для повторения. 270

Задания для самостоятельной работы. 270

Структурно-логические схемы. 271

Тема 12. Психология религии

Лекция 32. Психологическая характеристика субъектов и объектов религии .282

Лекция 33. Содержание психологии верующих. 293

Вопросы для повторения. 303

Задания для самостоятельной работы. 303

Структурно-логические схемы. 304

Тема 13. Психология конфликтов

Лекция 35. Структура и содержание конфликта. 312

Лекция 36. Завершение конфликта . 318

Вопросы для повторения. 322

Задания для самостоятельной работы. 322

Структурно-логические схемы. 323

Тема 14. Психологическое воздействие

Лекция 38.Закономерности психологического воздействия . 330

Лекция 39. Методы психологического воздействия . 335

Источники:
ВОЛЧКОВА Н
В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При …
http://psychology.snauka.ru/2012/06/705
Проблема взаимопонимания б системе «человек
Проблема взаимопонимания б системе «человек — человек» ?4. Смирнова С. А. Организационно-тактические проблемы развития судебно-экспертной деятельности: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — СПб.,
http://psibook.com/articles/problema-vzaimoponimaniya-b-sisteme-chelovek-chelovek.html
Социальная психология
Скачать: Социальная психология. Курс лекций. Крысько В.Г. (doc)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy053.htm

(Visited 14 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо женатому любовнику о расставании Письмо женатому мужчинеПривет, любимый! Решила написать тебе письмо. Странно, конечно, но не могу признаться во… (3)

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (3)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (2)

Если мужчина говорит ты моя женщина 11 фраз, которые говорит мужчина, когда ты ему действительно нравишься11 фраз, которые говорит мужчина, когда… (2)

Кризис 50 лет возрастная психология Кризис 50 лет возрастная психологияКризис трех лет - граница между ранним и дошкольным возрастом -… (2)

COMMENTS