Психология конфликта лекции

Психология конфликта лекции

ЛЕКЦИЯ № 18. Типы конфликта

Многие видные мыслители прошлого неоднократно говорили о том, что конфликт находится внутри человека и что он (человек) является главным носителем конфликта.

Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого человека, от способности и возможности жить в согласии (гармонии) с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть, и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите, и тем, чего вы не хотите», «между тем, кто вы есть, и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С оценочной точки зрения внутриличностный конфликт можно представить как борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое местожительство).

Внутриличностный конфликт, как и любой другой социальный конфликт, предполагает конфликтное взаимодействие двух или более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.

К ситуациям, вызывающим внутриличностные конфликты, можно отнести:

1) конфликты ценностей;

2) конфликты между ценностью и нормой;

3) конфликты между ценностью и потребностью и др.

Одним из видов внутриличностных конфликтов является неосознанный внутренний конфликт. В его основе лежат не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутриличностного конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

В реальной жизни внешние и внутренние причины внутрилич-ностных конфликтов тесно взаимосвязаны, и их непросто разграничить. К подобным ситуациям относятся угрозы, шантаж и т. д.

На чисто служебные проблемы могут накладываться семейно-бытовые, финансовые и др.

В свою очередь конфликтных людей, по мнению В. И. Сперанского, можно разделить на две группы: конфликтующие и кон-фликтогенные. В первую группу входят постоянные оппоненты существующему положению дел, методам управления, способам решения проблем и т. п. Их интересует не столько поиск истины, сколько собственная, отличная от других позиция. С ними трудно работать в одном коллективе, но эти вечные «негативисты» стимулируют активность других в поиске истины. Во вторую группу входят конфликтогенные личности. Это люди с беспредельным эгоцентризмом, высокой самооценкой, умением втираться в доверие. Однако они не способны поддерживать длительные дружеские контакты и добросовестно трудиться. Взаимодействуя с окружающими людьми, конфликтогенные личности чаще всего становятся источником эмоциональных конфликтов.

Внутриличностные конфликты могут иметь для личности и окружающих ее людей как негативные, так и позитивные последствия.

Если выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает усиливаться. Когда рост напряжения превышает определенную пороговую величину, происходит психологический срыв, и человек оказывается выведенным из душевного равновесия. В таком состоянии он, как правило, не способен справиться с возникшей проблемой. Негативные последствия конфликта чреваты стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической подавленностью человека или чрезмерной агрессивностью, которая может быть направлена на объекты, не имеющие к конфликту никакого отношения.

Позитивный эффект конфликта заключается в следующем:

1) усиливается привлекательность еще недоступной цели;

2) наличие препятствия способствует мобилизации сил и средств для его преодоления;

3) внутриличностный конфликт способствует адаптации и самореализации личности в сложных условиях и повышению стрессоустойчивости организма;

4) позитивно разрешенные проблемы закаляют характер, формируют решительность в поведении личности.

Итак, внутриличностный конфликт может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для личности и окружающих. Поэтому каждый человек должен уметь управлять своей конфликтностью: использовать ее лишь в необходимых случаях, когда другими средствами решить свои проблемы не удается; направлять конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях; сдерживать свою избыточную конфликтность и использовать ее в других сферах жизнедеятельности с пользой для себя и окружающих. Кроме того, надо отводить конликту соответствующее место (не драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную пользу (например, полезный опыт).

Межличностный конфликт можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, социокультурной, бытовой и т. д.). Принципы таких столкновений многообразны – от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах. Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместных или противоположных интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль играет личное восприятие партнера или оппонента.

Межличностная несовместимость может стать причиной возникновения эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудноразрешимой формой межличностного противоборства.

Межличностные конфликты можно разделить на следующие виды:

1) соперничество – стремление к доминированию;

2) спор – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения проблем;

3) дискуссия – обсуждение спорного вопроса.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется с репертуаром «ролей», исполняемых общающимися людьми.

Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающих наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений.

Здесь большое значение имеет понятие личностного смысла, глубоко проанализированное в работах А. П. Леонтьева. Известно, что, помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл, т. е. особую значимость для человека, приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления, то, в чем оказываются запечатленными его потребности. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься. Другими словами, в любой ситуации общения требуется одинаковое понимание ситуации, т. е. понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия только и могут быть разработаны на основе взаимопонимания. Причем, если стратегия взаимодействия определена выполняемой социальной деятельностью, тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере. В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия.

Интересная теория конфликтного общения разработана американским психотерапевтом Э. Берне. С его точки зрения, в каждом человеке существуют три «я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (напротив, независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). «Я» в виде Дитя у человека возникает и разрабатывается в детстве; в том же воз-рас-те за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется родительское «я»; что касается «я» в форме Взрослого, то оно складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называют житейской мудростью.

И вот, выступая с позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, с позиции Родителя – самоуверенно-агрессивным; с позиции Взрослого – корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

Представим себе, что педагог обращается к школьнику, предпринимая обычную в таких случаях форму взаимодействия Родитель – Дитя или Взрослый – Дитя. Школьнику и в голову не придет протестовать против предлагаемой ему детской позиции, и он обычно на нее согласен. Но тот же педагог, обращаясь в подобном тоне к незнакомому юноше на улице, рискует встретить отпор хотя бы потому, что с подросткового возраста и далее любому человеку кажется крайне важным, чтобы его больше не считали ребенком.

Лекция. Психология конфликта — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

Конфликт (от лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, противоречивых тенденций. Под конфликтом также понимается отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, преследующими свои цели. Когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей или препятствуют достижению целей, эти разногласия преодолеваются вынужденным образом путем развития конфликта. То есть конфликт с этой точки зрения — один из способов преодоления противоречий.

Внутриличностный конфликт. Он по своим потенциальным дисфункциональным последствиям аналогичен последствиям других типов конфликта и может принимать различные формы. Его субъектами являются различные психологические факторы внутреннего мира личности, кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

^ Межличностный конфликт . Конфликт «личность-личность», возможно, является самым распространенным и в организациях проявляется по-разному. Можно провести условные подразделения на конфликт «руководитель-руководитель», «руководитель-подчиненный», «сотрудник-сотрудник».

^ 3. Личностно-групповой конфликт . Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, контактирующих между собой. Группы, где разнообразные системы ценностей в зависимости от окружающих условий формируются в течение продолжительного жизненного цикла, устанавливают свои нормы поведения, и каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым этой группой. Тем самым удовлетворяются социальные потребности членов коллектива, и достигается его сплоченность. Однако если ожидания, основы поведения и критерии выполнения работы группы находятся в противоречии с ожиданиями и взглядами на работу отдельной личности, может возникнуть конфликт между личностью и группой.

Условно можно выделить следующие пять типов конфликтных личностей:

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. У. Томаса.

Для более эффективного решения проблемы конфликта необходимо выбрать определенную стратегию поведения (учитывая, конечно, особенности характера и поведения людей, вовлеченных в конфликт). К. У. Томасом выделены пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Напористость

Компромисс

К. У. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведе­ния, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на ком­промиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенден­ции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест возможно использовать и в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени — не более 15-20 мин.

Лекции по конфликтологии

Предмет конфликтологии и ее роль в развитии общества.

1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии. Исследование конфликтов в психологии.

2. Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии.

1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии. Исследование конфликтов в психологии.

Противоречия, конфликты, кризисы переживаемые человеком с одной стороны являются источником развития личности и общества, с другой стороны, основной причиной гибели людей.

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими, т.е. принципах, способах и приемах их разрешения.

Конфликт — один подход, как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Среди сущностных черт конфликта выделяются следующие:

· Противодействие его субъектов;

· Переживание при этом негативных эмоций.

Совокупность противодействия и переживания негативных эмоций называется социальной напряженностью, которая проявляется на уровне отношений и взаимодействий количественно (увеличение числа дестабилизирующих факторов и ситуаций) и качественно (в содержании ожиданий и отношений между субъектами).

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом – основные характеристики конфликтов, закономерности их возникновения, развития и завершения. Объект конфликтологии включает три типа конфликтов: социальные, внутриличностные, зооконфликты.

Основными целями конфликтологии являются:

1. исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;

2. создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

3. организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов;

Для достижения первой цели — развитие методологии, теории, методов конфликтологии – необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

· Преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук, ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки.

· Проведение междисциплинарных исследований конфликтов.

· Выделение в ВАКе РФ научной специальности "конфликтология", возможно, сначала как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии.

· Регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и методическим проблемам конфликтологи.

· Создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов.

· Организация издания научного журнала "Проблемы конфликтологии", более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященных конфликтам.

· Расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области.

· Создание в системе научных институтов Российской академии наук Института конфликтологии на базе уже работающего с 1992 года Центра конфликтологических исследований.

Решение второй цели — Создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе — может обеспечиваться путем решения следующих задач:

· расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс "Основы конфликтологии" будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, особенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучить выпускники всех вузов;

· введение курса "Основы конфликтологии" в средних специальных учебных заведениях, ПТУ, общеобразовательной средней школе;

· введение учебной специализации "Конфликтолог" в рамках психологии, социологии, политологии. В последующем – введение самостоятельной учебной специальности;

· введение учебной дисциплины "Основы конфликтологии" в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей;

· издание учебников и другой учебной литературы по конфликтологии наиболее известных зарубежных авторов;

· публикации научно-популярных работ по конфликтологии, комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами, философами, правоведами и др., т.е. на основе междисциплинарного принципа.

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов предусматривает – третья цель конфликтологии — решение следующих основных задач:

· разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества;

· создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозированием, предупреждением и урегулирование реальных конфликтов;

· создание Ассоциации российских конфликтологов, основной задачей которой будет разработка прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;

· разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

Роль конфликтологии в развитии отечественного общества

В нашей стране проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная отрасль знаний. К началу 1998г. в стране защищено 22 докторских и 203 кандидатских диссертации, опубликовано более 311 книг по проблеме конфликтов в различных областях человеческой деятельности.

История конфликтологии характеризуется спецификой периодизация ее развития.

1 период — до 1924 г. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период — 1924 -1992 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться в рамках двух наук (правоведение, социология), а к концу периода проблема конфликтов охватывается двенадцатью науками. Анализ публикаций в указанный период определяется действием четырех основных факторов:

* степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях;

* заинтересованностью в разработке проблемы конфликта с учетом обстановки в стране;

* уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт;

* возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает в себя четыре основных этапа.

Первый этап — 1924-1934 гг. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике. Первая работа была опубликована в 1924г. (авторы П. О. Гриффин и М. И. Могилевский). Книга «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также порядку их разрешения.

Второй этап — 1935-1948 гг. Характеризуется практически полнымотсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949-1972 гг. Публикуются работы по проблеме конфликта, защищены первые 25 кандидатских диссертаций; исследования конфликта начинают развиваться в различных аспектах: в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап — 1972 — 1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблемам конфликта, защищены первые докторские диссертации.

3 период — 1992г. — настоящее время. Конфликтология начинает выделятся в самостоятельную науку, увеличивается количество публикаций. Ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищенных диссертаций колеблется от 1 до 25 в год, создаются центры по исследованию и регулированию конфликтов. Проведены два международных конгресса конфликтологов (Казань, 2000 и Санкт-Петербург, 2004). Начали выходить периодические издания, посвященные различным прикладным аспектам конфликтологии («Социальный конфликт», «Третейский суд». «Трудовые споры» и др.).

Междисциплинарные связи конфликтологии.

Безусловно, каждая из двенадцати отраслей знаний, изучающих конфликт, прошла свой путь развития и внесла весомый вклад в становление науки о конфликтах. Именно эти знания легли в основу междисциплинарной науки –конфликтологии.

1. Исследование конфликтов в психологии.

Психология занимает лидирующее положение среди отраслей конфликтологии по количеству публикаций. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании конфликта выделили одиннадцать категориальных групп: сущность конфликта, его генезис, эволюция, структура, динамика, функции, типология, информация в конфликте, методы диагностики, предупреждение, разрешение.

Источники:
Психология конфликта лекции
Author: Гусева Тамара + Каратьян Т, ЛЕКЦИЯ № 18. Типы конфликта — Психология личности: конспект лекций, Genre: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/103719/19/Guseva%2C_Karat%27yan_-_Psihologiya_lichnosti__konspekt_lekciii.html
Лекция. Психология конфликта — файл 1.doc
Название: Лекция. Психология конфликта; Файл: 1.doc; Дата: 16.11.2011 10:08; Размер: 137kb.
http://www.studmed.ru/docs/document2436/content
Лекции по конфликтологии
Тема 1. Предмет конфликтологии и ее роль в развитии общества. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии.
http://mirznanii.com/a/203492/lektsii-po-konfliktologii

(Visited 7 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Неуважение мужа к жене Как должен муж относиться к жене? Любимая женаКак должен муж относиться к жене? Любимая жена.… (8)

К чему снится свой ребенок которого еще нет К чему снится ребенок - видеть детей во сне Ребенок - символ надежды, будущего. Поэтому,… (8)

Смс парню в армию своими словами Смс любимому парню в армиюТы в мыслях каждый час и каждый миг, Мой самый нежный,… (8)

Слова благодарности мужчине за то что он есть ПИСЬМО БЛАГОДАРНОСТИ МУЖЧИНЕ!Ты появился в моей жизни именно тогда, когда мне начинало казаться, что отношения… (8)

Как ведет себя мужчина скорпион если хочет вернуться Как Вести себя с Мужчиной СкорпиономЕсли Вы встретили загадочного и магнетического мужчину Скорпиона и поняли,… (8)

COMMENTS