Психологические ситуации и их решение

Педагогические ситуации и их решения

Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к вожатому.

Мои действия: Провожу беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объясняю, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предлагаю сыграть по очереди.

Ситуация 2. Никита, 7 лет. Стеснительный мальчик, очень замкнут, медлителен. В лагере он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми.

Мои действия: Оказалось, что мальчик с раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. Чтобы повысить самооценку ребенка, стала предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили сверстники. Дала этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, тем самым повысив его авторитет в группе

Ситуация 3. Максим 8 лет. Мальчик играл в лагере в игрушки, и потом оказалось, что пропала одна машинка.

Мои действия: Предварительно, поговорив с мамой мальчика, чтобы та побеседовала с сыном, что нехорошо брать чужие вещи и убедила его вернуть игрушку.

Ситуация 4. Катя 7 лет и Борис 8 лет. Дети постоянно конфликтовали по поводу места за столом.

Мои действия: Предложила Борису, как настоящему джентльмену, уступить место даме. Сказала, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Ситуация 5. Олег и Вика 8 лет. Дети играли в «Догонялки», во время бега постоянно сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Мои действия: Останавливаю игру, успокаиваю детей. Объясняю, что если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Объясняю правила, обговариваю с детьми правила безопасности.

Ситуация 6. Денис 8 лет. Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Мои действия:Даю ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, только тогда ты ему подсказываешь, тихонько, чтобы больше никто не слышал».

Ситуация 7. После спортивных состязаний дети из проигравшей команды остро реагировали на поражение, возмущались.

Мои действия: Объясняю детям, что проигрыш — это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть, объясняю, что следует делать, чтобы выиграть.

Ситуация 8. Данила 8 лет. Мальчик часто показывает демонстративное поведение, чем мешает вожатому.

Картинки по запросу Педагогические ситуации и их решения.Мои действия: Наедине говорю ребенку свои чувства, которые я испытываю, когда сталкиваюсь с такими формами поведения. Затем пытаюсь узнать, чего он хотел добиться таким поведением. Оказывается, мальчик считает, что я не обращаю на него внимания. Предлагаю ему в следующий раз, в подобных ситуациях, просто подходить ко мне и говорить об этом. Так же предлагаю ему важную должность помощника вожатого.

Ситуация 9. Рома 8 лет. Отказывается мыть руки перед едой.

Мои действия: Провожу разговор о вреде микробов и важности личной гигиены. Затем предлагаю мальчику следить, чтобы все дети мыли руки перед едой.

Ситуация 10. Ксюша 8 лет. Девочка подошла с жалобой, что её подружки Катя и Лиза с ней не играют.

Мои действия: Интересуюсь у девочек, почему они не играют с Ксюшей. Оказывается, что девочка хочет играть по своим правилам. Предлагаю девочкам сначала поиграть по правилам Кати и Лизы, а потом по правилам Ксюши. Объясняю, что в дружбе важно прислушиваться к мнению других.

Прохождение психолого-педагогической практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста.

В это время будущий педагог применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.

Основными задачами в этот момент являются:

· ознакомление со спецификой работы учреждения образования;

· получение практического опыта работы;

· улучшение качества профессиональной подготовки.

Практика помогла мне научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы педагога. Я поняла, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной в университете.

Педагогическая практика в летнем лагере, безусловно, помогла формированию моих профессиональных компетенций.

Психолого-педагогическая практика доставляет большое удовлетворение, прежде всего от ощущения реальной эффективности помощи детям.

На успешность моей работы с детьми положительное влияние оказала, прежде всего, способность находить простой человеческий контакт. А всё, что для этого необходимо – такт и стремление к взаимопониманию.

Некоторые частные ситуации и их решения

1. «Родители жалуются на то, что 5- летний ребёнок боится спать один и каждую ночь прибегает к ним в спальню и засыпает только в их постели. На расспросы отвечает, что боится приведение».

Возможные причины: а) Cледствие рассказа? страшной сказки, истории (в т.ч. через СМИ) с соответствующим персонажем, или запугивание в воспитании или, реально травмирующей ситуации. Образы, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью в этом возрасте отличаются особой яркостью. Возможно, развитие невротического страха, который снимается рядом с родителями как гарантами безопасности. б) Возможно, это поиск внимания, эмоционального тепла родителей со стороны ребёнка, а ночные страхи это предлог.

Цели консультирования: постараться очертить круг наиболее возможных причин. Опросите ребёнка, что конкретно его пугает. Задайте ему наводящие вопросы. 1) Если это реальный страх ребёнка, то может быть эффективна техника объективации страха: можно рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Поговорите с ребёнком об этом персонаже. Сочините историю со счастливым концом. Смысл — помочь ребёнку увидеть позитив в этом персонаже и найти способы адаптации к нему. 2) Если причина данного поведения кроется в поиске внимания, то беседу надо проводить с родителями.

Рекомендации клиентам: 1) помочь ребёнку объектировать свои страхи, т.е трансформировать их через рисование, лепку – и подружиться с тем, кого боишься. 2) Больше времени проводить с ребёнком, эмоционально откликаться на проявления ребёнка.

2. «Учитель первого класса жалуется, что ребёнок не принимает участия в работе класса. Во время урока он чаще всего сидит под партой, не отвечает на вопросы и не реагирует на замечания учителя».

Возможные причины: а) Ребёнок не готов к школе. Такая НЕготовность проявляется в не сформированной позиции школьника. Он не получил начальных навыков (дома или в детском саду) произвольного поведения и деятельности по плану. б) Вторая причина — детско-родительские отношения (т.е. проблемы в семье), следствие чего искажение развития — детский аутизм.

Цели консультирования: выявить истинную причину неадекватного поведения ребёнка. По возможности, расположить его к откровенному разговору. Если возможно, побеседовать с родителями. 1) Дать рекомендации учителю по включению ребёнка в учебный процесс, формирования у него позиции школьника; 2) Если причина лежит в семейных отношениях (безучастие родителей к новой роли школьника-ребёнка или к ребёнку вообще, пьянство, драки, ссоры из за которых формируется недоверие и страх у ребёнка к взрослому) то беседы надо проводить с родителями.

Рекомендации клиентам: Учителю и школьному психологу необходимо провести с этим ребёнком серию развивающих упражнений для повышения уровня его школьной готовности, что позволяет ребёнку включится в учебный процесс.

3. «Родители обратились в консультацию, так как учителя их 10-летнего сына жалуются на то, что их сын постоянно дерётся на переменах. На расспросы родителей он ничего не рассказывает».

Возможные причины: а) Агрессивность ребёнка, может быть вызвана примером агрессивного поведения в семье. б) Неадекватно заниженная самооценка как следствие непринятия сверстниками, учителями. Агрессия используется как способ поиска негативного внимания.

Цели консультирования: постараться выявить истинную причину неадекватного поведения ребёнка . 1) необходимо провести разъяснительную беседу с родителями по изменению ситуации. 2) если это дефицит внимания со стороны социума, непринятия, то вопрос следует решать как с помощью классного руководителя, так и школьного психолога.

Рекомендации клиентам: Воздерживаться от проявления любой формы агрессии в присутствии ребёнка дома в семье. По возможности, установить с сыном доверительный контакт. Объяснить ему возможность иных типов поведения ведущих к тем результатам и целям, которые для него важны. Для классного руководителя задачей будет создание доброжелательной атмосферы в школьном коллективе и со стороны педагогического состава по отношению к данному ребёнку.

4. «Родители жалуются, что сын – подросток стал заметно хуже учиться, пропускает школу, не выполняет учебных заданий и обманывает их».

Возможные причины: а) Проявление подростковых реакций, характерных для этого периода развития ребёнка. Направленность личности переходит от познавательной сферы в сферу интимно-личностную. В связи с этим может быть снижен интерес к учебной деятельности. Возможно, также влияние группы сверстников. б) У подростка не складываются отношения с учителями, одноклассниками это может быть причиной снижения интереса к школе, что делает посещение её малопривлекательным и неприятным занятием.

Цели консультирования: провести консультативную работу с родителями по разъяснению психологических особенностей подросткового возраста.

Рекомендации клиентам: Сформировать с сыном партнёрские отношения, установить доверительный контакт, чтобы понять, что происходит с сыном на самом деле. Не использовать давления и угроз, это может привести к отчаянным необдуманным поступкам со стороны ребёнка. В общении с сыном сообщайте ему о своих чувствах. Всё это создаёт предпосылки для возможности не резко, но всё же влиять на развитие ребёнка.

5.«Родители жалуются на то, что их дочь- подросток грубит бабушке, отказывается выполнять домашние поручения, постоянно «висит на телефоне» и не интересуется учёбой».

Возможные причины: а) Проявление подростковых реакций, характерных для этого периода развития ребёнка. Направленность личности переходит от познавательной сферы в сферу интимно-личностного общения. б) Неадекватное поведение близких по отношению к подростку, общение с позиции «сверху» и как следствие — реакция протеста.

Цели консультирования: провести консультативную работу с родителями по разъяснению психологических особенностей подросткового возраста. Некоторая доля бунта ребёнка против родительского влияния – нормальный феномен. Главная задача, формирование у подростка позитивного опыта общения и взаимодействие со взрослым. Стройте отношения на равных, подчеркивая права и точку зрения девочки. Показать возможность иных стилей поведения, более адекватных для достижения ее целей.

Рекомендации клиентам: Близким необходимо существенно проявление авторитаризма. Формировать с дочерью партнёрские отношения, доверительный контакт. Не использовать давления и угроз, это может привести к конфликтам или отчаянным необдуманным поступкам со стороны ребёнка. Помните, что подросток будет слушаться, если ему не приказывают, а договариваются. В общении с дочерью сообщайте ей о своих чувствах в связи с теми или иными её поступками или словами. Всё это создаёт предпосылки для возможности не резко, но всё же влиять на развитие ребёнка.

6. «Мать обеспокоена тем, что ее 17-летний сын, с отцом которого она развелась 15 лет назад, никуда не ходит, не интересуется девушками, а все свободное время проводит у компьютера».

Возможные причины: а) Неполная семья. Дефицит мужского воспитания и образца подражания. б) Юноша предпочитает реальному общению, виртуальное. Этому могут предрасполагать некоторые черты характера: стеснительность, скрытность, интровертность и др. а так же психосоциальные проблемы со сверстниками или сверстницами.

Цели консультирования: Разъяснить матери психологические особенности данного возраста, особенности становления их половой идентичности. Если возможно, побеседовать с молодым человеком на предмет его интересов, отношениями со сверстниками, его планами на будущее.

Рекомендации клиентам: Поддерживать и поощрять проявления мужских качеств сына. Учитывать особенности его характера, инициировать семейный досуг вне дома. Ненавязчиво мотивировать его на другой вид деятельности – непосредственное общение, спорт.

7. «19-летняя девушка жалуется, что ее родители постоянно и жестко ее контролируют, устраивают скандалы, если она задерживается вечером, проверяют вещи и т.п.».

Возможные причины: а) Стремление девушки к автономии и возможно реакция на гиперопёку со стороны родителей, не учитывающих изменение социальной ситуации развития их ребёнка. б) Чрезмерное проявление авторитаризма со стороны родителей и как следствие реакция негативизма и сепарация девушки от родителей. в) Чрезмерное стремление девушки живущей в родительской семье к автономии, независимости и самостоятельности без учёта родительских чувств.

Цели консультирования: провести консультативную работу с участием родителей и дочери. Важно дать сторонам возможность услышать позиции и цели друг друга. Совместно выработать более адекватные средства и пути достижения дочерью большей автономии и независимости при одновременном учёте желания родителей быть в курсе дел своего ребёнка. Возможность взаимных компромиссов.

Рекомендации клиентам: Принять право ребёнка на личную жизнь и перейти с авторитарного стиля общения на демократический, партнёрский. Обсуждать спорные моменты в спокойной семейной обстановке. Со стороны дочери необходимо понимание родительских тревог. Выработать схему разрешения конфликтных ситуаций которая будет удовлетворять обе стороны.

8. «Молодая пара жалуется на то, что они постоянно ссорятся и не могут придти к общему решению ни по одному из вопросов без «выяснения отношений» и конфликтов».

Возможные причины: а) Добрачный период был слишком мал, и у супругов не хватило времени ознакомиться с интересами, позициями, мнениями, целями друг друга относительно семейной жизни. Нет иерархии супружеских ролей, обязанностей. б) Столкновение черт характеров супругов: неуступчивость, бескомпромиссность, упрямство, агрессия и т.п. В результате чего, конфликт носит деструктивный характер.

Цели консультирования: Спокойно, по очереди, высказать свою точку зрения на проблему, на то, какую роль он (она) отводит своей половинке в семье, каким бы хотел (хотела) бы видеть и что на их взгляд, помогло бы избежать сложившейся ситуации. Помочь супругам выработать общую систему семейных отношений подходящую для каждого из них. Спорные вопросы решать спокойно, уважая друг друга.

Рекомендации клиентам: Помнить, что целостность семьи и её благополучие несоизмеримо важнее любых личных принципов. Нужно научиться договариваться по спорным вопросам, и если необходимо – идти на компромисс. Уважать и понимать интересы, мнения и цели друг друга.

9. «Муж жалуется на «холодность» жены, на то, что она не проявляет интереса к сексуальным отношениям и даже избегает их, хотя она здоровая 30-летняя женщина, имеющая 5-летнего ребенка».

Возможные причины: а) Частые ссоры и конфликты с мужем, отражаются на ее настроении и сексуальных желаниях, дефицит внимания и ласки. Холодность рассматривается скорее как естественное следствие обид. б) Следствие перенесённой психологической травмы (например, измены супруга).

Цели консультирования: Консультация для обоих супругов. Как можно тщательнее разобраться в проблеме: когда, как, постоянно или периодически и т.д. Супругам сформулировать свои чувства, поделиться своими обидами и переживаниями, помочь им сформулировать требования или пожелания друг другу, которые позволили бы им изменить свое поведение.

Рекомендации клиентам: мужу – изменить свое поведение и отношение к жене, стремиться к обоюдному удовлетворению. Быть более откровенными друг с другом.

10. «Жена жалуется, что ее 38-летний муж не интересуется семейными проблемами – детьми, дачей, и т.д., а все время проводит или на работе, или вне дома».

Возможные причины: а) Атмосфера в семье (частые ссоры, негативизм, однообразие, контроль). б) Возможно у мужа кризис среднего возраста и его самоцель — доказать свою значимость в профессиональном плане, в плане общения. в) Нехватка времени, хроническая усталость т.д. Возникла некоторая обида, и она склонна преувеличивать серьёзность проблемы.

Цели консультирования: Постараться побеседовать лично с супругом. Это позволяет увидеть те проблемы и трудности, на которые клиенты жалуются. Возможно, супруг вообще не считает сложившиеся отношения проблемными, а наоборот, наиболее его устраивающими. Если причины подобных взаимоотношений лежат внутри семьи, то рекомендуется пересмотреть их систему, найти более приемлемый вариант, учитывающий, интересы всей семьи.

Рекомендации клиентам: Уделять больше внимания друг другу, поддерживать в трудных ситуациях, стремиться к пониманию и избегать внутрисемейных конфликтов. Попробовать договориться между собой, высказать свои чувства. Способствовать созданию благоприятной и комфортной атмосферы в семье.

Методика «Педагогические ситуации»

Эта методика позволяет судить о педагогических способнос­тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследова­ния испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуа­ций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходи­мо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зре­ния наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, бу­дет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой долж­на быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне­вается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзья­ми, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родите­лями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обя­зательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (про­гулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интерес­нее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интерес­нее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это дол­жен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло та­кое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю само­уверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и препода­ваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учи­теля?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захо­чешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го­ворит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным челове­ком». — Что должен ответить ему на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем дру­гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, го­ворит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы ска­жите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что дол­жен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо по­думать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово­рите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учи­теля?

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

6. «Я думаю, что ты не прав».

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагоги­ческие ситуации, а справа сверху также по порядку их следова­ния представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В са­мой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различ­ные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый номер педа­гогической ситуации

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и со­ответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы оп­ределяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) счита­ются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в ин­тервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности счи­таются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказа­лась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности ис­пытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

Источники:
Педагогические ситуации и их решения.
Педагогические ситуации и их решения. Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует
http://poisk-ru.ru/s53789t1.html
Психолог
Данная страница находится на разработке..Приносим наши извинения!.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.1. «Родители жалуются на то, что 5- летний ребёнок боится спать один и каждую ночь прибегает к ним в спальню и засыпает только в их постели. На расс…
http://in-sights.ru/office/psy-counseling/
Методика «Педагогические ситуации»
Методика «Педагогические ситуации» Эта методика позволяет судить о педагогических способнос­тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней педагогических ситуаций.
http://azps.ru/tests/2/pedsist.html

(Visited 1 891 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо парню в армию на новый год Письмо солдатуМы с тобой редко говорим по телефону, но мне все равно это очень важно… (4)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (4)

Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (4)

Позы для орального секса: удовольствие для мужчин Оральный секс является одним из самых спорных аспектов интимной жизни. Заниматься этим или нет, каждая… (3)

Письмо любимому женатому мужчине Письмо любимому женатому мужчине для Любимой (570) Здоровье (65) Дизайн (37) Справочники (15) Стихи (4983)… (3)

COMMENTS