Потребительское отношение

Особенности личности человека-потребителя

Наверное, сложно найти человека, ни разу в жизни не столкнувшегося с проявлениями потребительского отношения: кто-то испытал все его «прелести» на личном опыте, став жертвой потребителя, кто-то просто наблюдал со стороны. А вот признать, что сам являешься потребителем, гораздо сложнее.

Обычно об этом сообщают окружающие, уставшие от того, что их постоянно пытаются использовать.

Чтобы понять, почему вашего мужа так бесит роль вечного «добытчика» , почему жена обижается на отсутствие внимания и уважения с вашей стороны, считая, что вы относитесь к ней, «как к вещи» , и по какой причине в общем и целом воспитанный ребенок так и не научился словам благодарности, следует досконально разобраться в проблеме.

Современное общество часто обвиняют в приверженности культу потребления: возросший уровень социального благополучия зачастую внешне проявляется сугубо как удовлетворение покупательских запросов.

Мы начинаем коллекционировать вещи, потому что можем себе это позволить, а если какой-то предмет приходит в негодность, не задумываясь, выбрасываем его и покупаем новый — опять-таки, потому что можем себе это позволить!

Об отрицательных сторонах данного явления сказано немало, но все не так страшно, пока речь идет о неодушевленных предметах, которые, как ни крути, созданы для того, чтобы ими пользовались. Гораздо более серьезные опасения вызывает использование того же принципа по отношению к людям: жертвы такого подхода, определяя характер своих ощущений, часто говорят, что чувствуют себя вещью.

Человек-потребитель использует другого человека как ресурс, не заботясь о его чувствах и не стараясь что-то дать взамен. Если жертва понимает, что где-то есть подвох и дальше так продолжаться не может, она постарается как можно скорее разорвать связь с потребителем.

Но, к сожалению, не всегда получается оценить ситуацию объективно, и нередки случаи, когда человек всю свою жизнь проживает бок о бок с потребителем — страдая, мучаясь, но «продолжая есть кактус» , как мышь из пресловутого анекдота. Иногда возмущаясь вслух, иногда молча переживая (и тогда отсутствие претензий с ее стороны будет основным аргументом потребителя, если он захочет оправдать свое поведение в глазах окружающих).

В патриархальном обществе функция главы семьи традиционно возлагается на мужчину, в то время как женщина подчиняется его решениям. Казалось бы, мужчина получает весьма привилегированное положение, но существует и обратная сторона медали: такие социальные роли постепенно стирают личностные черты жены и мужа, загоняя их в четкие рамки патриархальных стандартов.

Именно в подобных семьях чаще всего страдают обе стороны, и трагедия мужа обычно заключается в том, что его воспринимают в основном как источник дохода, бытового комфорта и благосостояния семьи, а не как живого человека со своими эмоциями, потребностями и желаниями. К сожалению, любовь в таких браках либо изначально отсутствует, либо быстро отходит на второй план и постепенно сходит на нет.

На определенном этапе муж начинает понимать, что его роль в семье сводится преимущественно к материальному обеспечению.

Хорошо, когда у мужчины есть возможность подарить жене дорогой подарок или оплатить семейный отдых, но ненормально, если:

  • взамен он не получает абсолютно ничего и никогда;
  • все подарки и сюрпризы воспринимаются как должное;
  • реакция женщины на отсутствие очередного дорогого подарка выражается в обиде, раздражении, непонимании;
  • общение с мужем сводится к односторонним упрекам и требованиям ( «ты должен», «это твоя обязанность» , «мужчина за все платит» и т. д.).

В этой ситуации муж должен понять, готов ли он всю жизнь терпеть такое отношение к себе.

К сожалению, перевоспитать взрослого человека сложно, и если жене с детства вложен в голову определенный сценарий, в котором есть место потребительству, но нет места взаимному уважению, поддержке, сочувствию и личной ответственности, вряд ли получится изменить ее подход к вопросу с помощью разговоров, просьб или ссор.

Впрочем, иногда такой взгляд на мужскую роль в отношениях вырабатывается у женщины уже в браке, поскольку муж первым начинает относиться к ней потребительски — лишает права совещательного голоса при принятии важных решений и требует безоговорочного выполнения «типично женских» функций (воспитания детей, работы по дому и т. д.), тем самым вынуждая относиться к себе аналогичным образом.

Многие мужья даже не замечают, насколько потребительски они относятся к своим супругам, создавая в семье условия, больше характерные для рабовладельческих отношений, чем для любовных. Таких мужчин абсолютно не волнует ни настроение жены, ни ее отношения с окружающими, они не стремятся помогать супруге в решении бытовых проблем и вопросов. Главное — чтобы дома был порядок, еда готовилась, а дети воспитывались, и все это должно происходить по возможности без мужского участия.

Их жены могут бесконечно жаловаться на форумах, подругам за чашкой чая или в кабинете психолога на отстраненность, равнодушие и отсутствие понимания со стороны супруга, но разговоры с самим «виновником торжества» , как правило, положительного результата не приносят. Если мужчина видит в женщине не личность с собственными убеждениями, привычками и желаниями, а рабыню, которая должна положить жизнь на выполнение его прихотей, добиться адекватного отношения и уважения к себе бывает очень непросто.

И далеко не всегда такое положение дел обусловлено социальным статусом или высокой зарплатой мужчины (хотя эти факторы, безусловно, нередко влияют на внутрисемейный баланс): случаи, когда муж, зарабатывающий на порядок меньше жены и располагающий гораздо большим количеством свободного времени, все равно стремится переложить на нее все бытовые заботы, встречаются сплошь и рядом. Довольно часто основа для такого отношения закладывается с самого раннего детства, потому что не все родители способны вовремя понять, что воспитывают потребителя.

Что делать, если ребенок проявляет потребительское отношение к людям?

Почему ребенок становится потребителем?

Во многом по вине родителей, которые предпочитают видеть своего малыша скорее послушным, нежели инициативным. В результате привитая в детстве инфантильность сохраняется на долгие годы. Если ваш сын или дочь в годовалом возрасте относится к родителям (да и к любым взрослым людям, с которыми контактирует) как к источнику благ, нет смысла винить ребенка — находясь на раннем этапе развития, он пока еще не осознает, откуда и какой ценой берутся эти блага.

Но если такая ситуация повторяется в более сознательном — детсадовском, школьном или даже взрослом возрасте — это ненормально.

Поэтому целесообразно с самых ранних лет оставлять детям пространство для самостоятельных решений (пусть даже на том минимальном уровне, который доступен и безопасен в их возрасте) и давать им возможность помогать родителям, чтобы обмен благами был двухсторонним. Тем самым вы сможете привить сыну или дочери более важные ценности, чем потребительские — они смогут оценить важность взаимопомощи и сострадания, научатся проявлять уважение и благодарность.

Что касается конкретных обязанностей, их определяют обстоятельства: в раннем возрасте это может быть посильная помощь родителям по дому, в подростковом — подработка (чтобы располагать собственноручно заработанными карманными деньгами). Только так преодолевается свойственный в какой-то мере каждому ребенку эгоцентризм.

Разбаловать детей очень легко, ведь они любые проявления внимания и заботы склонны воспринимать как должное. А если родители испытывают по каким-либо причинам чувство вины (например, переживают, что из-за работы уделяют подрастающему чаду слишком мало времени) и регулярно пытаются «откупиться» подарками, довольно быстро у малыша сформируется соответствующее восприятие семьи как группы взрослых, обязанных угождать ему всегда и во всем, невзирая на собственные потребности и внешние обстоятельства.

Вырастая с мыслью о том, что любого человека следует рассматривать в первую очередь как источник жизненных благ, ребенок-потребитель испытывает во взрослой жизни серьезные проблемы в общении с друзьями, родственниками и коллегами. Именно так появляются женщины, которые даже не посмотрят на мужчину, если он не начнет заваливать их дорогими подарками или не докажет свой высокий социальный статус, и мужчины, отводящие женщинам роль домашней прислуги.

Изменить сформированную личность практически невозможно (редкие исключения лишь подтверждают общее правило), поэтому следует с детства учить детей выходить за рамки потребительских ценностей.

Потребительское отношение

* Федоров Н. Сочинения. М., 1982. С. 301.

Концепция невмешательства в природу. Она противоположна предыдущей концепции и может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов («природа знает лучше») и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Учение о ноосфере. При характеристике концепций отношения общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфере, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы XX в. поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу, и, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.

* Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977. С.19.

Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами. Благодаря этому он способен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и естественными процессами.

Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX в., на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем*.

* Теория права и государства. Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 89-90.

Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения. Их появление в 60–70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концепций (американский ученый Дж. Форрестер, члены «Римского клуба», неправительственного научно-исследовательского международного объединения, образованного в 1968 г ., и др.) исходят из возможности экологического «коллапса» и связанной с этим гибелью человеческого общества, основываются на системе расчетов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества. Так, Д. Медоуз и др. (члены «Римского клуба» и авторы книги «Пределы роста», изданной в 1972 г .) для предупреждения неблагоприятных перспектив дальнейшего развития человечества при сохранении современных его темпов и направлений предлагали ряд условий:

а) Если существующие тенденции роста численности населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и истощения ресурсов останутся неизменными, пределы роста на нашей планете будут достигнуты в течение ближайших 100 лет. Наиболее вероятным результатом этого станет внезапное неконтролируемое снижение численности населения и объема производства.

б) Эти тенденции можно изменить и создать условия экологической и экономической стабильности, которая сохранится и в далеком будущем. Состояние глобального равновесия должно быть таким, чтобы каждый человек мог удовлетворить основные материальные потребности и имел равные возможности реализовать свой творческий потенциал.

в) Если человечество выберет не первый, а второй вариант развития, то чем скорее оно начнет работать над его осуществлением, тем больше будет иметь шансов добиться успеха*.

* Цит. по: МедоузД.Х.,Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.,1994. С. 13.

Эта концепция была подвергнута резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оценивались как утопичные и реакционные.

Через 20 лет примерно тем же коллективом ученых было выполнено новое исследование*. Исходя из анализа мировых данных и всего происшедшего за 20 лет, они формулировали свои основные выводы следующим образом:

а) Темпы использования человечеством многих важных видов ресурсов и темпы производства многих видов загрязнений уже превышают допустимые пределы. Без существенного уменьшения потоков минеральных и энергетических ресурсов в ближайшие десятилетия произойдет неконтролируемое сокращение следующих душевых показателей: производства продуктов питания, потребления энергии и промышленного производства.

б) Это сокращение не является неизбежным. Чтобы предотвратить его, необходимы: во-первых, всесторонний пересмотр политики и практики, способствующих росту численности населения и уровня материального потребления; во-вторых, быстрое, резкое повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов.

в) Технологически и экономически создание устойчивого общества еще возможно. Оно может оказаться гораздо более приемлемым в сравнении с обществом, решающим все проблемы за счет постоянного количественного роста. Переход к устойчивому обществу требует тщательно сбалансированных дальних и ближних целей и акцента на достаточности, равенстве и качестве жизни, а не на объеме производства. Он требует большего, чем продуктивность, и большего, чем технология, он требует еще и зрелости, сострадания, мудрости*.

* Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. Указ. соч. С.15.

Изложенные идеи созвучны концепции устойчивого развития.

* Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989.

Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности*. Устойчивое развитие включает два ключевых понятия: понятие потребностей (в частности, необходимых для существования беднейших слоев населения), которые должны быть предметом первостепенного приоритета; понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

В докладе «Развитие и международное экономическое сотрудничество» на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали подчеркивал, что «окружающая среда, как мир, экономика, общество и демократия, пронизывает все аспекты развития и оказывает влияние на все страны независимо от уровня их развития. Развитие и окружающая среда не являются обособленными понятиями, и проблемы в одной из этих областей нельзя успешно решать в отрыве от другой. Окружающая среда – это источник ресурсов для развития. Ее состояние является важным критерием, а ее сохранение – предметом постоянного внимания в процессе развития. Для успешного развития требуется политика, учитывающая соображения экологического порядка.

В контексте развития каждое общество должно взяться за решение сложных задач, связанных с сохранением долгосрочного потенциала своих природных ресурсов. Необходимо обеспечить баланс между конкурирующими потребностями и интересами. Нынешние социальные и экономические потребности должны удовлетворяться таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб долгосрочному наличию этих ресурсов или жизнеспособности экосистем, от которых зависит и наша жизнь, и жизнь будущих поколений»*.

* Государство и право. 1995. №1. С. 3.

Концепция устойчивого развития получает закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных указах Президента РФ – от 4 февраля 1994 г . «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г . «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ».

Эта концепция отражена также в ряде природоресурсных актов. Так, Федеральный закон «О животном мире» рассматривает обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира в качестве основного принципа в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 12). В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ цели водного законодательства реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды). Государственное управление в области использования и охраны водных объектов основывается, в частности, на принципе устойчивого развития, т.е. сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды (ст.69).

В России обращалось внимание на некорректность перевода sustainable development как устойчивого развития. В других странах также неоднозначно подошли к этой концепции. Так, в Австралии реализуется концепция «экологически устойчивого развития». В Нидерландах законодательно закреплена концепция устойчивого экономического и социального роста.

Представляется, что концепция устойчивого развития, выработанная как реакция на ухудшающуюся экологическую ситуацию в мире, должна в своем названии выражать общую сущность. Более понятно и правильно говорить о концепции экологически обоснованного устойчивого экономического и социального развития, имея в виду, что экономическое и социальное развитие общества является ведущим фактором отрицательного воздействия на природу.

Концепция устойчивого развития признана и постепенно реализуется в ряде экономически высокоразвитых государств.

Потребительское отношение к природе современного человека

Потребительское отношение к природе современного человека

Человек одарён качествами, которые резко выделяют его среди живой природы. Одно из них – он наделён разумом и благодаря ему многого достиг. Это породило у людей представление о собственном всемогуществе. Наши современники продолжают подчинять природу своим потребностям. Немногие готовы ограничиться тем, что «необходимо и достаточно», и думать о глобальных последствиях своих действий.

Численность человечества растёт. Оно требует всё новых и новых ресурсов. Где их взять? Только у Природы, больше негде. Но у неё-то они небезграничны. И тогда кто-то говорит, например:

Выжигание или вырубки лесов – обычное дело в Азии, Африке, Латинской Америке. Леса, как правило, заменяются сельхозугодьями – пастбищами, плантациями хлопчатника, масличной пальмы, бананов и т.п. Но ведь человеку нужны не только еда и одежда, но и оптимальная для дыхания атмосфера, мягкий климат, чистая вода – то, что как раз и обеспечивают обширные леса.

Результат массового сведения лесов – глобальное потепление, смыв дождями плодородного слоя почвы. Климат становится суше, падает уровень подземных вод, мелеют водоёмы. К примеру, из-за вырубки 90% естественных лесов некогда цветущий Мадагаскар стремительно опустынивается и уже не в состоянии обеспечить себя ни продовольствием, ни пресной водой.

Казалось бы, одомашнивание животных и растений, должна умерить аппетиты людей в эксплуатации дикой природы. Но в представлении многих её ресурсы по-прежнему ничейные и неисчерпаемые, а эгоизм человека не позволяет ему отказаться от прибыли и удовольствий.

В 1986 г. Международный китобойный комитет ввёл запрет на коммерческий промысел китов. Акцию поддержало большинство стран, которые его вели. Япония же объявила, что продолжит отстрел «с научными целями». За истекшие с тех пор годы японские китобои добыли 10 тысяч китов, в том числе несколько тысяч малых полосатиков – вида, включённого в Красную книгу.

В 2014 г. Международный суд ООН признал японскую программу добычи китов ненаучной и запретил Японии их добычу. Напомним – речь идёт о стране, которая отнюдь не голодает. Стране, наука и технологии которой вполне могут найти замену китовому жиру и прочим продуктам промысла.

Из одной лишь Кении для капризных модниц контрабандисты вывозят ежегодно 50 000 меховых шкур хищников (пантер, гепардов и т.п.). Браконьеры вырезают бивни убитых ими слонов и рога носорогов и в джунглях туши в несколько тонн весом. Во Франции вовсю идёт охота на журавлей, лебедей, аистов, охраняемых розовых фламинго.

Если человек не способен отказаться от убийства животных ради своего удовольствия, трудно ожидать, что он сделает это в ущерб собственным доходам. Увы, помимо разумности, люди наделены ещё и легкомыслием и жадностью.

Знаете, какое самое большое в мире сооружение, созданное цивилизацией? Нью-Йоркская свалка! Особенно, она была проблемой в начале 70-х. В 2001 году свалку закрыли, но тут же создали на её месте новый свалочный полигон, где ежедневно сбрасывается 13000 тонн мусора.

Пестициды и радиоактивные отходы, целые облака газов, выброшенных промышленностью и транспортом – люди уверен, что природа всё примет и всё как-то утрясётся. Близорукое потребительство оборачивается ухудшением качества жизни.

Человек привык смотреть на природу как на универсальную кладовую и свалку. Ему не приходит в голову, что он в этой же природе и живёт и что она, собственно, его дом. Любой дом немало даёт жильцам, но он требует ещё и поддержки и заботы. Иначе он становится малопригодным для жилья. Разве кто-то хочет жить на заброшенном складе или на свалке?

Что такое — потребительско — е отношение? Что означает это выражение?

Что такое "потребительско­ е отношение"? Что означает это выражение?

Потребительское отношение — это какое отношение?

Есть расхожее выражение "Мы стали потребительски относиться к окружающей среде". Это значит, что люди часто нещадно используют природные ресурсы для своих нужд, забывая о бережном отношении к экологии. Не всегда достойно ведут себя отдыхающие на пикнике, загрязняя место отдыха пищевыми отходами. После проведения праздничных мероприятий в городе бывает полно мусора, пустых бутылок и т.д.

То есть, налицо безответственное и некультурное поведение.

Можно привести пример из семейной жизни, когда муж паразитирует на таких качествах характера своей жены, как безропотность, трудолюбие, неприхотливость и ограничивает её во всём, позволяя себе разгульную жизнь или содержание любовницы.

Удовлетворение своих личных, "шкурных" интересов, сиюминутных желаний находится на первом месте, без учёта потребностей других людей (или общества в целом). В этом и заключается понятие "потребительское отношение".

Источники:
Особенности личности человека-потребителя
Потребительское отношение к жизни у мужчин и женщин: каким образом формируется личность потребителя? Почему нельзя баловать ребенка и как понять, что ваш муж или жена относятся к вам потребительски?
http://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/potrebitelskoe-otnoshenie
Потребительское отношение
* Федоров Н. Сочинения. М., 1982. С. 301. Концепция невмешательства в природу. Она противоположна предыдущей концепции и может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку
http://www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/4.htm
Потребительское отношение к природе современного человека
Человек одарён качествами, которые резко выделяют его среди живой природы. Одно из них – он наделён разумом и благодаря ему многого достиг. Это породило у людей представление о собственном всемогуществе. Наши современники продолжают подчинять природу своим потребностям. Немногие готовы ограничиться тем, что «необходимо и достаточно», и думать о глобальных последствиях своих действий.
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5.html
Что такое — потребительско — е отношение? Что означает это выражение?
Есть расхожее выражение "Мы стали потребительски относиться к окружающей среде". Это значит, что люди часто нещадно используют природные ресурсы для своих нужд, забывая о бережном отношении к эколог
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1597154-chto-takoe-potrebitelskoe-otnoshenie-chto-oznachaet-eto-vyrazhenie.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Красивое письмо парню на расстоянии ЖС ->Среда, 16.05.2018, 09:02 Любовь дарит нам крылья. Бывает ли любовь на расстоянии? Многие ответят,… (2)

Как ведет себя мужчина скорпион если хочет вернуться Как Вести себя с Мужчиной СкорпиономЕсли Вы встретили загадочного и магнетического мужчину Скорпиона и поняли,… (2)

Как себя вести если муж не ночевал дома советы психолога Как себя вести если муж не пришел ночевать домой, советы психологаКак себя вести если муж… (2)

Девушка 13 лет Девочки-фотомодели в шортиках. Красивые Девушки в шортах (39 фото) . шорты для девочки: выкройка на… (2)

Звуковой вектор женщина Main menu(по материалам лекций Юрия Бурлана) Звуковичок приходит на первый урок, и сидит вечно спит.… (2)



COMMENTS