Патриотическое воспитание школьников

В.Путин: Патриотическое воспитание должно стать органичной частью жизни нашего общества

Об этом Владимир Путин заявил, выступая сегодня на заседании организационного комитета “Победа”.

При этом – важно поддерживать народные инициативы – такие как акция “Бессмертный полк”. Президент также подчеркнул: Россия и впредь будет защищать историческую правду, пресекая любые попытки принизить роль нашей страны в разгроме нацизма.

Битва под Москвой, битва Сталинградская, а еще Курская дуга, освобождение Ленинграда, Белоруссии, Польши. К семье красноармеец Терентий Димов вернулся только в декабре 1945 года, уже с Дальнего Востока. И вот весной 2016 года его внучка Светлана снова пришла в штаб, с просьбой зачислить деда в ряды Бессмертного полка.

Желание людей поделиться историями своих близких, отдавших жизнь за Победу, оказалось настолько высок, что организаторы общественного движения “Бессмертный полк” в канун очередной годовщины Победы создали настоящую социальную сеть, объединившую солдат войны. Лица на фотографиях, взглянув на которые, можно узнать о войне, пожалуй, не меньше, чем из учебников истории. Представляя новую соцсеть, актёр Василий Лановой, один из вдохновителей Бессмертного полка, сам вспоминал о том потрясении, которое испытал в 1978 году, во время работы над фильмом “Неизвестная война”, когда вглядывался в кадры хроники.

“Разного возраста стояло человек 80, и по этой панораме шла камера, а я сзади должен был сказать: вглядитесь в эти лица, почти никто из них не останется живым, – рассказывает Василий Лановой. – Это стояли люди, понимающие, что их ждёт. Не мог. Кричал: стоп! Писал два дня вместо получаса”.

Год назад на призыв “Бессмертного полка” откликнулись около двенадцати миллионов человек, больше полумиллиона в одной только Москве. Люди приходили семьями. У каждой своя история, своя бережно хранимая фотография. Человеческий поток, объединившийся в огромную реку памяти.

“Любовь к родине, дух искренности и сплоченности, который царил в обществе в юбилейный год Победы это и есть патриотизм. И он воспитывается в том числе на примерах бескорыстия и беззаветной преданности своему делу. Конечно, Великая Отечественная война военное поколение здесь самый яркий пример, но в нашей истории всегда хватало грандиозных событий, прорывов. Это и освоение космоса, и индустриализация, достижения культуры нашей, науки – все это наше национальное достояние. И в основе всего этого люди, что совершали открытия и трудовые подвиги, создавали великие произведения искусства”, – сказал президент.

Сохранение памяти, передача её из поколения в поколение – одна из важнейших задач, отметил президент. И этой работой сегодня заняты больше 150 тысяч участников различных волонтёрских движений. Как эти ребята из одной из воронежских школ, которые уже много лет поддерживают ветеранов, живущих по соседству. Помочь по хозяйству, сходить в магазин или аптеку, да и просто показать, что помнят, что им не всё равно. И оценить за чашкой чая вкус кусочка торта, которым угощает блокадница, когда рассказывает о 125 граммах ленинградского хлеба.

“Я несла на четверых человек хлеб этот, и когда несла его домой, я боялась, что откушу хлеб этот, так хотелось есть. И мне давали бритву маленькую, и я срезала тоненький кусочек корочки, сосала её и несла хлеб домой”, – рассказывает Галина Москальцова.

Не менее важна и работа поисковиков, которые на местах прошлых сражений отыскивают свидетельства совершённых подвигов, узнают о судьбах без вести пропавших. Собственными руками восстанавливают технику времён Второй мировой и неделями пересматривают тысячи страниц архивов. Эта работа тоже не должна оставаться без внимания.

“Достаточно упомянуть содействие созданию сайта Минобороны России в память народа, который открыл гражданам доступ к миллионам архивных страниц с данными о советских военнослужащих и узниках нацистских концлагерей. Сотрудничество Комитета Победы с Минобороны по этому проекту, безусловно, должно быть продолжено”, – сказал Владимир Путин.

“К настоящему времени обработано и размещено в свободном доступе более 80 миллионов страниц документов. И что особенно важно, установлены судьбы 760 тысяч военнослужащих, числившихся пропавшими без вести. Сегодня мы создаем интерактивный сайт Память народа, объединяющий эти два уникальных информационных ресурса, который будет содержать сведения о боевом пути, местах службы, гибели и захоронениях защитников Отечества, позволяющий совершать виртуальные экскурсии в военные годы”, – рассказал заместитель министра обороны, член оргкомитета “Победа” Николай Панков.

Каждый подлинный документ – это еще и возможность самому узнать всю правду о Великой Отечественной. Десятилетия, которые прошли после Победы не могут быть оправданием попыткам переврать историю.

“Только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность к ее судьбе, к ответственности за ее будущее. И главное – верят в нее. Мы обязаны также последовательно отстаивать историческую правду. Мы часто говорим об этом. Необходимо пресекать любые попытки оболгать, сфальсифицировать прошлое, в том числе принизить решающую роль нашей страны в разгроме нацизма”, – сказал президент.

“Безусловно, вызывает тревогу развернутая в ряде европейских страна борьба с памятниками советским гражданам, погибшим в борьбе с нацизмом. Лидером в этой антироссийской гонке стала Польша, где за прошедший год осквернены или несанкционированно снесены 30 монументов, символизировавших не только освободительную миссию Красной армии, но и советско-польское братство по оружию. Мы видим, что западная информационная кампания против России продолжается. В этой обстановке распространение объективной информации о решающем вкладе нашей страны в разгром нацизма последовательное продвижение тезиса о недопустимости пересмотра итогов победы остаются безусловным приоритетом в деятельности Министерства иностранных дел”, – заявил Сергей Лавров.

Помнить о павших и не забывать о живых. На заседании оргкомитета “Победа”, глава государства ещё раз напомнил всем о необходимости медицинской и социальной поддержки ветеранов. Вне зависимости от того где они живут сегодня.

Чуть больше месяца остаётся до 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной. Дата, конечно, не круглая, но от этого не менее торжественная. И предстоящему празднику организаторы обещают достойное внимание.

Поздравление президента за пять минут до полуночи теперь увидят все регионы

В Георгиевском зале Кремля президент вручил госнаграды военным, отличившимся в ходе военной операции в Сирии

Владимир Путин посетил торжественный вечер в честь Дня работников органов безопасности

Президент Владимир Путин поздравил с 85-летием композитора Родиона Щедрина

В Москве стартовала традиционная большая пресс-конференция президента РФ Владимира Путина

В Центре международной торговли в Москве все готово к началу большой пресс-конференции Владимира Путина

В полдень по московскому времени стартует большая пресс-конференция Владимира Путина

Владимир Путин дал поручения в области развития гражданского общества Минюсту, МИДу и другим ведомствам

Владимир Путин дал поручения чиновникам по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека

В Москве стартовал Чемпионат России по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью

В Москву для участия в Архиерейском соборе съехались православные священнослужители со всего мира

Выплаты при рождении первого ребенка, обновленная программа маткапитала, помощь с ипотекой — большие перемены коснутся миллионов россиян

На заседании в Кремле Владимир Путин выдвинул свои предложения по поддержке семей с детьми

Владимир Путин подписал указы о налоговых льготах участникам программы реновации и учреждении Дня волонтера

В Кремле Владимир Путин вручил государственные награды выдающимся россиянам

Новости

Самое популярное

Последние обновления

Полное или частичное копирование материалов запрещено.

При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

Код для вставки в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Трансляция эфира возможна исключительно при использовании плеера и системы онлайн-вещания Первого канала.

Патриотическое воспитание школьников

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.

Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.

В русских летописях встречаются документы, отражающие примеры наставлений русских князей своим сыновьям. Наряду с этим широко практиковалось привлечение молодежи к обучению военному делу путем участия в различных народных играх и забавах, содержавших, обычно, значительный элемент противоборства. Важным этапом в военно- патриотическом воспитании молодежи являлось привлечение молодых людей к участию в военных походах.

Подростки и молодежь вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан Дубинина В., Голикова Л., Чайкиной Л., Котика В., Казея М., Портновой 3. и многих других. В рядах регулярных воинских формирований с оружием в руках сражались тысячи подростков – сыновей полков. За годы войны в ряды армии и флота влились 3,5 миллионов комсомольцев. Партизанские отряды на 60% состояли из молодежи. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в промышленности к концу войны достигло 154 тысяч. В уборке урожая на полях страны принимали участие более 20 миллионов пионеров и школьников.

В послевоенный период партийное и советское руководство продолжало уделять проблеме военно-патриотического воспитания подростков и молодежи большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих партийно- правительственных документах, определяющих перспективы развития государства, обязательно отражались вопросы военно-патриотического воспитания молодежи

Социально- экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

С начала реформ в системе образования в 90- х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания.

Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально- личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу – отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовного кризиса.

В этой ситуации обосновано обращение передовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена.

Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.

В советский период на самых различных государственных уровнях патриотической работе с молодёжью уделяется очень большое значение. Забвение этой работы привело к перекосам в общественной и государственной жизни.

Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.

Таким образом, очевидна актуальность темы нашей работы: необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях.

Информация о ообразовании:

Понятие – форма мышления о целостной совокупности существенных и несущественных свойств объекта. Математические понятия имеют свои особенности: они часто возникают из потребности науки и не имеют аналогов в реальном мире; они обладают большой степенью абстракции. В силу этого желательно показать уч .

На сегодняшний день исследование представленности идей педагогики развития в истории образования очень актуально. В. В. Давыдов еще в 1996 г. подчеркивал значимость исследований по истории образования: “… если мы в ближайшее время получим значимые труды по истории образования, то мы сможем приступи .

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувст .

Патриотическое воспитание школьников

Камильянова Тамара Яковлевна

заместитель директора по ВР МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской обл.

© Copyright 2001-2007. Федерация Интернет Образования.

Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство Эл 77-4640 от 28.06.2001 г

ПРОГРАММА «Гражданско-патриотическое воспитание»

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.

Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.

Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, целью которого является — воспитать человека, способного, но социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью. ».

Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

  • умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
  • способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
  • умение устанавливать контакты с другими людьми;
  • готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
  • неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
  • умение любить свою Родину.

Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России – это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.

2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.

3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

  • научность, гуманизм, демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.

Оно включает:ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.

Оно включает:политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.

Оно включает:формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации б стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).

Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает:развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и

проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”

Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.

В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.

Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.

Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.

Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет (с 2005 г. по 2010 г.).

Реализация программы проходит в три этапа:

1 этап. 2005-2006 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап. 2006-2009 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

3 этап. 2009-2010 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип научности, гуманизма, демократизма.
  • Принцип участия.
  • Принцип гарантии.
  • Принцип комплексного сквозного подхода.
  • Принцип блочного подхода.
  • воспитание сознательного отношения к учебе;
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
  • формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;
  • формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.
  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
  • изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
  • проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;
  • организация совместных коллективных творческих дел;
  • организация и проведение благотворительных акций;
  • создание “Ордена Милосердия”;
  • организация работы с родителями.
  • воспитание правовой культуры;
  • знакомство с правовыми нормами и процедурами;
  • выработка правовой культуры;
  • развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
  • изучение символики Росси, края, города, школы;
  • оформление уголка символики;
  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
  • изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
  • сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
  • совершенствование системы классного и школьного соуправления;
  • радиофицирование школы;
  • организация цикла передач по школьному радио;
  • организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;
  • организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;
  • акция «Ветеран живет рядом»;
  • создание клубной системы правоведческой работы “Подросток и закон”
  • воспитание экономической культуры мышления у учащихся;
  • формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
  • изучение предмета “Экономика”;
  • организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;
  • оформление выставок;
  • разработка и защита авторских проектов;
  • участие детей в общественно полезном труде;
  • организация профориентационной работы с учащимися.
  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
  • формирование общечеловеческих ценностей.
  • соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
  • изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России, малых народов Ямала;
  • участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
  • знакомство с различными видами искусств;
  • изучение истории России, символики, геральдики;
  • проведение общешкольных традиционных мероприятий (Слет Отличников и Хорошистов, творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.);
  • проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
  • оформление стендов: “Отличники”, “Наши выпускники – заслуженные люди города”;
  • организация различных выставок;
  • организация культурных мероприятий для творческой самореализации:
  • создание вожатского движения в школе;
  • организация и создание фольклорного театра, ансамбля национального танца, хора учителей.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности

В течение работы программы

Зам. директора по ВР

Создание библиотечного фонда школы справочной, познавательной, художественной литературы

Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.

Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание

Разработка системы развивающего обучения

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей программу “Гражданско-патриотического воспитания”

Создание концепции программы

Зам. директора по НМР

Зам. директора по ВР

Создание программы “Гражданско-патриотического воспитания”

Зам. директора по ВР

Введение курсов через ДО

Положение о школьном музее

Зам. директора по ВР

Положение о месячнике, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Победы

Зам. директора по ВР

Разработка критериев анализа деятельности всех структур школы

Работа с педагогическими кадрами

Обеспечение готовности педагогов к решению поставленных программой задач, через проведение семинаров, лекториев, семинаров-практикумов, педагогических чтений, работу МО классных руководителей

Зам. директора по ВР

Привлечение педагогов к созданию авторских разработок по проблемам гражданско-патриотического воспитания

Взаимодействие с ведомственными и общественными организациями

Участие в городских, окружных, Всероссийских конкурсах, проектах

Зам. директора по ВР

Разработка плана работы по реализации комплексной программы “Я – ноябрянин”

Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию

Разработка совместных программ и планов по вопросам воспитания подростков

В течение работы программы

Проведение совместных мероприятий профилактического характера

Проведение КТД годового цикла

  • качественный рост воспитанности детей;
  • достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
  • активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
  • способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

  • Акция «Ветеран живет рядом».
  • Акция «Письмо солдату».
  • Вахта Памяти.
  • Марш-Парад.
  • Игра «Зарница».
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных воин.
  • Встречи с представителями ВК г.Ноябрьск.
  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
  • Возложение цветов к Памятным местам.

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  • Изучение символики округа, города, школы.
  • Изучение традиций, истории России, малых народов Ямала.
  • Работа школьного музея.
  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  • Шефская помощь ветеранам.
  • Изучение основ государства и права.
  • Изучение культуры народов России.
  • Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий (Музейный Ресурсный Центр и Школьный музей), заочных путешествий.
  • Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.
  • Исследовательская деятельность
  • Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).
  • Музейная деятельность.
  • Вахта Памяти.
  • Марш-Парад.
  • Игра «Зарница».
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных воин.
  • Встречи с представителями ВК г.Ноябрьск.
  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсные программы.
  • Возложение цветов к Памятным местам.

Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию

Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.

  • "Мой город, мой дом".
  • Городу – …. лет.
  • Мы хозяева города, школы.

Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.

  • "Землянам чистую планету".
  • "В здоровом теле здоровый дух".
  • Мир моих увлечений.

Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества

  • "Ты и закон".
  • «Я гражданин и патриот своей страны».
  • Мои права и обязанности.

Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.

  • Духовное наследие.
  • Современная Русь.
  • Традиции и обычаи Руси.

Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.

  • "Юность, опаленная войной".
  • "С чего начинается Родина?"
  • "Достойное поколение".
  • Славные сыны Отечества.
  • По полю Русской Славы.
  • Мы – защитники мира.

Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.

  • Твои истоки.
  • Я и Вселенная.
  • Мой дом, мои родные, близкие.

Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.

День Защитников Отечества.

На кануне праздника проводятся конкурсы для мальчиков и юношей «А ну-ка, парни!», «Солдат удачи!», «Верный страж и защитник» и т.д.

К этому празднику каждый класс выпускает красочные плакаты, рисунки, поздравительные газеты. Ребята посещают школьный музей.

На тематический классный час приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Афганистана, Чечни. Учащиеся и педагоги проводят для гостей концертную программу. Традиционный праздничный обед в столовой для ветеранов.

С 2000 года в нашей школе существуют кадетские классы. Кадетский класс – это боевая семья, живущая по принципу «один за всех и все за одного». В этот день кадеты надевают парадную форму, торжественно под марш входят в зал, где их приветствуют учителя, родители, друзья, гости.

Администрация награждает ребят, которые достигли успехов и с честью несут звание кадет. Произносится клятва. И конечно же песня «Марш кадетов», который является их гимном. В зале царит торжественная, праздничная атмосфера. Звучат слова благодарности от родителей, учителей, учеников. Подобные мероприятия способствуют воспитанию патриотизма, гражданственности, чувства долга.

Накануне праздника учащиеся оформляют школу рисунками, плакатами, газетами, пишут стихи, сочинения о войне, разносят ветеранам приглашения.

В фойе школы оформлен импровизированный вечный огонь, возле которого выстроен почётный караул.

В актовом зале проводится экскурсия, посвящённая памяти ВОВ. В 12 часов начинается праздничный тематический концерт для ветеранов и гостей, подготовленный учениками и преподавателями. Традицией стало приглашение ветеранов на праздничный обед, где они делятся воспоминаниями, поют песни и просто общаются.

Подобные мероприятия помогают учащимся школы почувствовать и понять важность и значимость подвигов ветеранов войны, воспитывают в них гражданственность и патриотизм.

Электронное образование в Республике Татарстан

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани

Программа патриотического воспитания учащихся

Начальник отдела образования

Ново-Савиновского районов г. Казани

__________ Г.Г. Латышева

П Р О Г Р А М М А

патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях

Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани

к 70-летию Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг.

и используя при этом все самое современное,

все самое новое, мы вместе с тем должны и будем опираться

на базовые морально-нравственные ценности,

выработанные народом России,

за более чем тысячелетнюю свою историю»

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству.

Районная программа "Патриотическое воспитание учащихся на 2013-2015гг.» (далее – Программа) разработана с целью совершенствования системы мероприятий с детьми и молодёжью по патриотическому воспитанию. Формирование у них высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 г. № 795, а также руководствуясь нормативно-правовыми документами:

· Конституцией и законами Российской Федерации;

· Конвенцией ООН «О правах ребенка»;

Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с учащимися, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания учащихся образовательных учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани.

Основным элементом данной Программы по патриотическому воспитанию учащихся является взаимодействие

органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных организаций, Республиканского спортивно-патриотического центра «Патриот», РОСТО (ДОСААФ), РОМО «Объединение Отечество» РТ, образовательных учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов.

Цель программы – с овершенствование и развитие системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у учащихся высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

· создание механизмов, позволяющих обеспечить управление и координацию действий по вопросам патриотического, гражданского воспитания учащихся образовательных учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани ;

· обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;

· развитие и совершенствование системы повышения профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания;

· повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического воспитания детей и обучающейся молодежи;

· усиление роли семьи в патриотическом воспитании детей;

· формирование у школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям народов;

· формирование у учащихся активной жизненной позиции, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества;

· формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и повышение престижа государственной службы;

· совершенствование нормативной правовой базы в области патриотического воспитания;

· развитие и совершенствование материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных учреждениях районов.

2.Механизмы реализации Программы

Сроки реализации программы: 2013-2015годы.

Механизм реализации Программы основывается на новой основе взаимосвязей сотрудничества институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания молодежи, пропаганды патриотизма в образовательных учреждениях через СМИ.

Основополагающие принципы и направления реализации.

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются

· приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

· системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;

· многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

· направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

· тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

3. Этапы реализации программы

ПРАКТИЧЕСКИЙ – 2013-2015 годы.

Цель: реализация программы гражданско-патриотического воспитания в ОУ районов.

Основное содержание деятельности:

· отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

· обогатить содержание гражданско-патриотического воспитания через участие в международных, всероссийских, региональных проектах;

· расширять и укреплять связи ОУ с образовательными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта района, города;

· вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

· проводить мониторинг реализации программы.

4. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:

1. В результате реализации Программы на уровне образовательного учреждения ожидается:

· создание системы гражданско-патриотического воспитания;

· обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

· вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

· снижение уровня правонарушений и преступлений с участием учащихся;

· пропаганда здорового образа жизни; снижение уровня социальной напряженности и уровня тревожности в подростковой и молодежной среде;

· повышение ответственности за выполнение конституционных обязанностей перед обществом и государством (служба в армии);

· создание районного военно-патриотического клуба (детской общественной организации) «Юные патриоты России»;

· создание базы данных в электронном варианте по военной технике в Парке Победы г.Казани.

2. В результате реализации Программы на уровне развития личности ожидается:

· осознание обучающимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает её историко–культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать своё Отечество;

5. Оценка эффективности реализации программы

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.

1. Сформированность гражданских навыков.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям.

3. Сформированность уважительного отношения детей к школе, классу, учителю, совместным делам, традициям.

1. Включённость учащихся в воспитательные дела.

2. Активность деятельности ОУ в реализации программы патриотического воспитания.

3. Массовость и активность участия в конкурсах по гражданско–патриотической тематике.

I. Организационная работа

Организация работы оргкомитета по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Размещение информации о проводимых мероприятиях на сайте учреждений образования

Размещение информации о праздничных мероприятиях в средствах массовой информации

Организация закрепления ветеранов по общеобразовательным учреждениям

II . Организационно-методическая работа

2.1. Проведение семинаров, совещаний:

Совещания с руководителями образовательных учреждений «Организация работы по патриотическому воспитанию»

© 2009–2017 «Электронное образование в Республике Татарстан»

Источники:
Патриотическое воспитание должно стать органичной частью жизни нашего общества
Об этом Владимир Путин заявил, выступая сегодня на заседании организационного комитета «Победа».
http://www.1tv.ru/news/2016-04-05/299813-v_putin_patrioticheskoe_vospitanie_dolzhno_stat_organichnoy_chastyu_zhizni_nashego_obschestva
Патриотическое воспитание школьников
Патриотическое воспитание школьников Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые
http://www.agepedagog.ru/grepn-11.html
Патриотическое воспитание школьников 2
Электронный журнал ‘Вопросы Интернет-образования’
http://vio.uchim.info/Vio_74/cd_site/articles/art_2_6.htm
Электронное образование в Республике Татарстан
Электронное образование в Республике Татарстан МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани Программа
http://edu.tatar.ru/nsav/page2313.htm/page1568561.htm

COMMENTS