Модели поведения в конфликте

Основные модели поведения личности в конфликте.

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. При рассмотрении этого вопроса мы остановимся на некоторых теориях, раскрывающих поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.

Конструктивная. Человек стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыт и искренен, в общении лаконичен и немногословен.

Деструктивная. Человек постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Человек пассивен, склонен к уступкам; непоследователен в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Практически невозможно встретить человека, который никогда не участвовал в конфликте. Размолвки могут происходить, как с близкими людьми, так и с малознакомыми.Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, жиз­ненные важнейшие установки, властные полномочия, личностные (эмоционально-пси­хологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отно­шений, социального взаимодействия.Но порой опасен не сам конфликт, а неумение управлять им.

В заключение лекции необходимо подчеркнуть, что конфликты в отношениях между людьми неизбежны, они являются результатом естественного развития делового, служебного и неформального общения сотрудников. Основная проблема заключается не в самом факте возникновения конфликта, а в способе его разрешения – конструктивном или деструктивном. Таким образом, умение сотрудника разрешать конфликтные ситуации, возникающие в ходе его профессиональной деятельности является одним из компонентов его профессионального мастерства.

Основные модели поведения личности в конфликте

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком.

Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер. Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на (рисунке 1.)

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).

И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена измерением – ценностью межличностных

отношений (МЛО). Схематически она представлена на рисунке 2.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы.

Определение личности, данное В. Ядовым:

«Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения». [6, с. 127]

В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.

Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями.

Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей — разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. [1, с. 134]

Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный че­ловек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавше­гося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существен­но легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость сис­темы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). [2. с.152]

1.3. СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.

Грубиян — «танк», идет напролом, не обращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать — это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально. Важно заранее установить пределы, за которые вы не пойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следует сохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это и непросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание «танка». Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как только внимание у вас — торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это ненадолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора.

Тип «грубияна — крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна».

К этому типу примыкает «граната»- тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности.

«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое — зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.

Менее агрессивный, но не менее нервирующий тип — «всезнайка», который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним — считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он утверждает что ему некогда.

«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

Один из наиболее сложных типов — это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно — агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы. По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование — это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

«Сверх покладистый» тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства.

При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. [1, с. 182]

Пока в психологии не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения межличностной конфликтности человека. Специалисты используют ряд апробированных тестов, который фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.

Опросник А.Басса – А. Дарки. Предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности.

Личностный опросник Кеттела. Для выявления конфликтных личностей.

Опросник К.Томаса. Предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. [2, с. 156]

Каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание значительно упростит эту задачу. На первом этапе требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта и оценить потенциальную угрозу. При определении причины конфликта нужно как можно точнее уяснить для себя, что в действиях партнера вам кажется неприемлемым и что неприемлемо для него самого.

Следует иметь в виду, что не каждый спор продиктован необходимостью выявления «истины», он может отражать как давно затаенную обиду, неприязнь и ревность, так и быть использованным как удобный момент для унижения оппонента в чьих-то глазах, либо играть роль «последней капли» при необходимости «высвободиться» от накопившегося раздражения, гнева. Нужно четко понимать с кем ведется спор или попытка разрешить конфликт. Уверенный в себе противник обычно в общении многословен и не избегает выяснения отношений. Неуверенный в своих силах старается избежать выяснения отношений, не раскрывает своих целей, но при этом упрямо может стоять на своем, скрывая под «принципиальностью» свою слабость.

Очень трудно приходится вести переговоры с упрямым, примитивным человеком, еще и обличенным властью, чья цель не в том, чтобы доказать истину в пользу дела, а в том, чтобы использовать малейшую возможность для того, чтобы показать, «кто здесь хозяин». Опасно конфликтовать с интеллектуально недалекими или неуравновешенными людьми.

Во-первых, такой конфликт не поддается логическому завершению, им невозможно управлять, поскольку в нем участвуют эмоции, а не здравый смысл. Во-вторых, стиль поведения однообразен — враждебный, агрессивный, легко переходящий на низший, примитивный уровень — уровень оскорблений, что усиливает неприязненность и облегчает возможность перехода от словесной перебранки к физическому столкновению. Когда все словесные «доказательства» таких людей исчерпаны, они прибегают к последнему аргументу — физической силе. [6, с.155]

Следует отметить, что поведение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием его участников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступки немыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влиянию негативных сильнейших негативных эмоций, таких, как гнев, ярость. Так, ни один психологический тип не блещет в конфликтных ситуациях.

Вывод: Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер.

Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

Термин «конфликт» произошёл от латинского слова conflictus — столкновение.

Деятельность субъектов социального взаимодействия порождает причины конфликта при определенных условиях, и в результате действия конкретных факторов причины проявляются, и создается конфликтная ситуация, при которой отношения между противоборствующими сторонами накаляются до такой степени, что достаточно инцидента, чтобы возник конфликт.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия. [4, с. 85]

Очень трудно, проникнуть в суть конфликтов, особенно межличностных, не понимая основных тенденций в эволюции психики. Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. Самосохранения, размножения, стремление к обеспечению определённой избыточности жизненных ресурсов. Затем, появился более совершенный уровень психического отражения – подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Сознание – это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку. [2, с. 90]

Поведение человека в конфликтной ситуации: модели и основные рекомендации их преодоления

Поведение человека в обществе определяется множеством как внешних, так и внутренних причин. С одной стороны, своеобразным «рычагом», который запускает деятельность человека во внешнем мире, являются мотивы, потребности и ценностные ориентации. Но с другой, социум часто их определяет и формирует. Поэтому поведение человека в обществе является очень сложным и постоянно изменяющимся. Особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях.

Модели поведения человека в подобных случаях могут быть различными. Дело в том, что конфликт всегда означает особое противостояние, когда стороны не смогли договориться между собой. Дальнейшее же поведение человека будет определяться одной из выделенных социальными психологами моделью.

Первой стратегией является следующая. Поведение человека достаточно активное, поскольку он обижается, злится и раздражается. Эмоциональный компонент подталкивает его постоянно к поступкам, которые выражаются либо в конструктивных действиях, либо (чаще) в агрессивных (вербальных и невербальных). Поэтому подобная стратегия поведения сможет стать как полезной при разрешении конфликта, так и затягивающей его. Базовая рекомендация в данном случае — стараться относиться к возникшей ситуации более просто.

Поведение человека в рамках второй модели характеризуется следующими тенденциями. Человек постоянно злится и обижается, но ничего не делает для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Если субъект выбирает подобную стратегию, то это может привести к формированию уныния, депрессии и психосоматическим заболеваниям.

В третьей модели поведение человека отличает то, что он уходит от конфликта и старается ничего не делать. Субъект не злится, а также устраняется от всего. Более того, он даже не обижается. Возникает своеобразная отгороженность от травмирующей ситуации. Полная, натренированная или натуральная — это не важно. Главным является то, что в такой ситуации до человека бывает очень сложно «достучаться».

Четвертая модель поведения в конфликтной ситуации характеризуется тем, что субъект не сердится и не обижается. Но он предпринимает ряд активных действий для того, чтобы измененить ситуацию. Человек абсолютно трезво оценивает возникший конфликт, стараясь дать отпор при необходимости и разрешить проблему с минимальным количеством потерь как для себя, так и для окружающих.

При пятой модели поведения человек начинает изменять не ее, а свое отношение к ней. В основе же лежит понимание того, что ситуацию сразу изменить нельзя. Поэтому основной стратегией становится изменение себя. Человек начинает успокаиваться, приводить себя и свои мысли в порядок. Он пытает выделить то, что является приоритетным, к чему можно относиться спокойно, а на что следует очень жестко ответить.

Поэтому, если выделять основные рекомендации, как выходить из конфликта, то нужно быть уверенным в том, что самой лучшей моделью является активная позиция и четвертая модель поведения. Поскольку она подразумевает наличие активных действий по тому, чтобы изменить имеющуюся ситуацию.

Рекомендуется найти основные причины конфликта, попытаться рационально выявить основные подходы к его разрешению. Далее же самое главное — договориться со своим оппонентом.

Необходимо стараться избегать открытых конфликтных ситуаций. Но при их возникновении следует максимально и четко регулировать поведение, а также ограничивать эмоциональные свои потери. В противном случае конфликтная ситуация будет развиваться постоянно по нарастающей линии.

Будьте спокойны, уверены в себе и разумно подходите к любой конфликтной ситуации, и тогда она благополучно разрешится.

Источники:
Основные модели поведения личности в конфликте.
Основные модели поведения личности в конфликте. При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов
http://helpiks.org/9-36781.html
Основные модели поведения личности в конфликте
Основные модели поведения личности в конфликте Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе
http://mylektsii.ru/1-107935.html
Поведение человека в конфликтной ситуации: модели и основные рекомендации их преодоления
Поведение человека в обществе определяется множеством как внешних, так и внутренних причин. С одной стороны, своеобразным "рычагом", который запускает деятельность человека во внешнем мире, являются мотивы, потребности и ценностные ориентации. Но с другой, социум часто их определяет и формирует. Поэтому поведение человека в обществе является очень сложным и постоянно изменяющимся. Особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях.
http://fb.ru/article/34709/povedenie-cheloveka-v-konfliktnoy-situatsii-modeli-i-osnovnyie-rekomendatsii-ih-preodoleniya

(Visited 18 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (5)

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (5)

Как понять стоит ли продолжать отношения с мужчиной Как понять, что пора прекратить отношения с мужчинойКак понять, что пора прекратить отношения с мужчиной… (5)

Как забыть мужчину скорпиона Как забыть любимого мужчину: действуем по плану! Как забыть любимого мужчину без серьезных душевных потерь… (5)

Как телец проверяет девушку Как завоевать Тельца-мужчину Мужчина, рождённый под знаком Тельца – человек в целом довольно миролюбивый, уравновешенный… (5)

COMMENTS