Конфликты в спорте

Конфликты в спорте. 10 типов психологического отражения межличностных отношений людей в процессе их общения практические взаимоотношения; коммуникативные. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемfart.org.ua

Презентация на тему: » Конфликты в спорте. 10 типов психологического отражения межличностных отношений людей в процессе их общения практические взаимоотношения; коммуникативные.» — Транскрипт:

1 Конфликты в спорте

2 10 типов психологического отражения межличностных отношений людей в процессе их общения практические взаимоотношения; коммуникативные взаимоотношения; когнитивные (познавательные) взаимоотношения; эмоциональные взаимоотношения; волевые взаимоотношения; ролевые взаимоотношения; правовые взаимоотношения; нравственные взаимоотношения; моральные взаимоотношения; коллективистские взаимоотношения.

3 Причины конфликтов 1. Причины, заложенные в свойствах объекта управления 2. Причины, заложенные в личности руководителя 3. Причины, проявляющиеся в основных формах конфликтных сил

4 1. Причины, заложенные в свойствах объекта управления сложившийся консерватизм, косность взглядов, суждений членов коллектива; разный подход членов коллектива к оценке норм, интересов, ценностей; наличие в коллективе акцентуированных личностей и отсутствие должного понимания их состояния со стороны других людей; низкая общая и профессиональная культура; плохая профессиональная подготовка; наличие негативных неформальных лидеров или лиц, оказывающих социально не желаемое воздействие на группу, команду; подбор однотипных по темпераменту людей; прямая психологическая несовместимость сотрудников.

5 2. Причины, заложенные в личности руководителя отсутствие элементарных знаний по психологии; низкая общая культура руководителя; низкий или слишком высокий уровень общительности руководителя; отсутствие черт лидера; низкие моральные качества руководителя; несоответствие между способами реализации руководящих действий и социально-психологическими ожиданиями учеников; проявление негативных свойств личности руководителя; низкая профессиональная подготовка тренера; несоответствие целей, поставленных перед командой, задачам, поставленным перед спортсменами.

6 3. Причины, проявляющиеся в основных формах конфликтных сил невозможность развить конфликт (боязнь, незнание теории конфликтов и т.п.); несоответствие требований команды возможностям спортсмена в период первичной адаптации в коллективе; стремление подавить всякий конфликт; несогласованность целей, функций, обязанностей, прав членов группы по уровням управления; перенос личных отношений на деловые (симпатии и антипатии, субъективные суждения); наличие взаимоисключающих целей в коллективе; недостаточность информационного обеспечения; низкий уровень воспитательной работы.

7 Источники межличностных конфликтов предубеждение своенравность чувствительность различия в системе жизненных ценностей разногласия по поводу интерпретации фактов расхождения по поводу целей расхождения по поводу методов конкуренция мнений об использовании дефицитных ресурсов соревнование за превосходство недопонимание невыполнение ожидания информационные причины неудовлетворенность интересов при разделении власти, имущества, прав конкуренция между сторонами, доходящая до вражды идеологические разногласия расхождения в ожиданиях восприятие угрозы, исходящей от другой стороны личная неприязнь и др.

8 Три вопроса, на которые необходимо ответить, приступая к разбору конфликтов Хочу ли я разрешить этот конфликт? Вижу ли я всю картину конфликта? Что я хочу изменить?

9 Этапы, облегчающие чтение психологии человека, с которым Вы конфликтуете 1.Определить тип конфликтных реакций, к которым наиболее склонен твой партнер: капитуляция; оборона; контрнаступление; компромисс.

10 Этапы, облегчающие чтение психологии человека, с которым Вы конфликтуете (продолжение) 2.Составить личную карту партнера с учетом тех его свойств, которые влияют на его поведение в конфликтной ситуации: сила воли; внутренняя или внешняя направленность контроля; зависимость, подозрительность, скрытность; установки; стиль и особенности мышления; отношение к деньгам; склонность к риску; тип агрессивного поведения; наличие комплексов; личностные бойцовские качества; тип темперамента.

11 Этапы, облегчающие чтение психологии человека, с которым Вы конфликтуете (продолжение) 3.Определить вид психологической защиты, к которому партнер имеет склонность: «уход», уклонение от неприятностей, изоляция; «конверсия», которая выражается в субъективном изменении смысла или значения факта; атака по методу «управляемого конфликта»; «рационализация»; «каузальная атака». 4.Оценить реальность угрозы ответных мер. 5.Подумать о правилах игры, которым обычно следует твой партнер.

12 Этапы, облегчающие чтение психологии человека, с которым Вы конфликтуете (окончание) 6.Оценить наличие у него мстительности. 7.Оценить стереотипность его реакций в подобных конфликтах. 8.Подумать о наличии внутриличностных конфликтов (комплексов, амбиций, самоутверждений).

13 Как выглядит конфликт с позиции стороннего наблюдателя? В нем есть участники, их цели, интересы, мотивы (все это отвечает на вопрос «Почему?» — почему участники ведут себя так, а не иначе?). В нем есть поле, или предмет конфликта («Что?» — что явилось предметом столкновения?). В нем есть варианты решений, предлагаемых сторонами («Как?» — как предлагается разрешить конфликт?).

14 Виды конфликтов мотивационные коммуникационные ролевые конфликт социального статуса конфликт власти

15 Когда необходимо подавлять свое раздражение? Когда: Ваше раздражение питает раздражение другого человека. Эмоциональный накал увеличивается не давая результата. Ваш гнев частично уже нашёл выход. Необходимо вместе подумать над решением проблемы в будущем, а не перемалывать прошлое.

16 Как подавить свое раздражение? Приказать себе остановиться. Использовать различные индивидуальные способы самоуспокоения. Предложить подавить раздражение обоюдно для того, чтобы можно было разрешить конфликт.

17 Когда необходимо выслушать челове- ка, охваченного гневом или страхом? Связанные с чем-либо эмоции человека так велики, что им нужно дать выход. Человек не хочет вас слушать. Враждебность и подозрительность порождают раздражение и не­доверие, которые препятствуют общению.

18 Как вести себя с человеком, охваченным гневом или страхом? Спокойно выслушать всё, что этот человек хочет сказать. Ответить на его вопросы. Даже если отрицательные эмоции оппонента накаляются, сохранять спокойствие и отвечать нейтральным тоном. Проявить самообладание, показывать свою готовность выслушать и утешить.

19 Когда необходимо махнуть рукой и уйти? Накал раздражения и враждебности слишком высок. Вы чувствуете, что ситуация стала мучительной: думаете только об этом, ощущаете всё большее раздражение и разочарование. Взаимоотношения не стоят эмоциональных затрат. Нет большой необходимости сохранить взаимоотношения. Нет реального способа решить проблему или избавиться от вашего раздражения и недоверия. Вы хотите идти дальше.

20 Как махнуть на все рукой и уйти? Сопоставить выгоды и издержки взаимоотношений. Убедить себя в том, что необходимо списать потери и оставить их за спиной. Подумать о том, что в случае прекращения взаимоотношений, потери будут меньшими. Разрешить самому себе махнуть на всё рукой и уйти. Повторять себе, что всё кончено и время двигаться дальше.

21 Стили разрешения межлич- ностных конфликтных ситуаций уклонение приспособление компромисс конкуренция сотрудничество

22 Стиль компромисса Стиль конкуренции Стиль сотрудни- чества Стиль приспособ- ления Стиль уклонения Мера, в которой вы стараетесь удовлетворить собственные интересы Активное действие Пассивные действия Индивидуаль- ные действия Совместные действия Мера, в которой вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны

23 Стиль конкуренции используется, когда: исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на своё решение возникшей проблемы; вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее; решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого; вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования; вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой; вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага; вам нечего терять.

24 Стиль уклонения используется, когда: напряжённость слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала; исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько правильно, что не стоит тратить на него силы; у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности; вы знаете, что не можете, или даже не хотите решить конфликт в свою пользу; вы хотите выиграть время, может быть для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;

25 Стиль уклонения используется, когда (окончание) : ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас; у вас мало власти для решения проблемы или для её решения желательным для вас способом; вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему; пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию; силы не равны и велика вероятность проигрыша; вам все равно, какой будет результат.

26 Стиль приспособления используется, когда: вас не особо волнует случившееся или результат; вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои взаимные интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; вы понимаете, что правда не на вашей стороне; у вас мало власти или у вас мало шансов победить; вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.

27 Стиль сотрудничества используется, когда: решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет от него отстраниться; у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов); вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны; вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые проблемы и потрудиться над выработкой решения; вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; обе вовлечённые в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

28 Стиль компромисса используется, когда: обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы; вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени, или потому что это более экономичный и эффективный путь; вас может устроить временное решение; вы можете воспользоваться кратковременной выгодой; другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель; компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем всё потерять.

29 Правила ведения конфликтных переговоров «Люди — отдельно, проблемы — отдельно». «Внимание интересам, а не позициям». «Не махать шашкой!» «Вместо проклятия тьмы лучше искать свечу». «Результат — на объективной основе».

30 8 заповедей Кодекса поведения в конфликтной ситуации К — критику устранять! О — ответственность на 100% брать на себя! Н — непонимание предмета спорта, интересов сторон и их предложений устранять! Ф — фон конфликта не расширять! Л — «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!) И — интересы искать общие! К — конструктивное решение искать сообща! Т — терпимость к людям и их мнениям сохранять в любых, даже в самых взрывоопасных, ситуациях!

31 Признаки положительного отношения к нам человека Стремление во время разговора подойти к нам достаточно близко и как можно больше сократить дистанцию. Расположение тела и головы таким образом, чтобы они находились прямо напротив лица, т.е. лицом к лицу. Стремление смотреть в глаза собеседнику во время разговора. Наклон головы и тела к собеседнику во время разговора. Сохранение во время разговора доброго выражения лица. Улыбка на лице во время беседы.

32 Признаки положительного отношения к нам человека (оконч.) Расположение или движение рук в сторону собеседника с открытыми ладонями. Подбор приятных для собеседника слов. Доверительная, доброжелательная и уважительная интонация разговора. Низкий или умеренный тон, невысокая или средняя громкость речи. Умеренный темп речи. Отсутствие длинных пауз в речи.

33 Признаки отрицательного отношения к нам человека Стремление держаться подальше, на дистанции от собеседника. Расположение головы и тела боком или спиной к собеседнику. Стремление прятать, отводить в сторону глаза, не смотреть собеседнику в лицо во время разговора с ним. Наклон головы и тела от собеседника во время разговора с ним. Безразличное, недовольное или недоброе выражение лица. Отсутствие улыбки на лице во время беседы.

34 Признаки отрицательного отношения к нам человека (оконч.) Движение рук, направленное от собеседника, ладонями к себе, закрытыми от него. Подбор и использование в разговоре случайных или неприятных слов. Недоверительная, недоброжелательная интонация в разговоре. Высокий тон и громкость речи. Слишком медленный, стишком быстрый или неравномерный, прерывистый темп речи. Наличие длинных неоправданных пауз в монологической части речи собеседника.

35 Команда 1 Параметры, предопределяющие отношение спортсмена к тренеру: гностический (Г), эмоциональный (Э) и поведенческий (П) Ф,И,О, тренер Тренер 1Тренер 2Тренер 3Тренер 4Тренер 5Тренер 6 п/п спорт смена ГЭПГЭПГЭПГЭПГЭПГЭП , Х по каждому показат. 7,07,75,46,15,45,66,15,1 4,25,55,63,25, Х общее по трем показат. 20,017,1 14,914,216.5

36 Команда 2 Параметры, предопределяющие отношение спортсмена к тренеру: гностический (Г), эмоциональный (Э) и поведенческий (П) Ф,И,О, тренер Тренер 1Тренер 2Тренер 3Тренер 4Тренер 5 п/п спорт смена ГЭПГЭПГЭПГЭПГЭП Х по каждому показат. 4,55,45,24,23,65,15,86,15,73,82,34,22,72,33,79 Х общее по трем показат. 15,112,917,710,48,9

37 Атмосфера в команде Дружелюбие*Враждебность 2 Согласие*Споры 3 Удовлетворенность результатами *Неудовлетворенность 4 Увлеченность деятельностью *Равнодушие 5 Продуктивность тренировок *Непродуктивность 6 Теплота взаимоотношений *Холодность 7 Сотрудничество*Отсутствие сотрудничества 8 Взаимная поддержка*Недоброжелательность 9 Интересность деятельности *Скука 10 Успешность деятельности *Неуспешность

Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой… Сенека Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих.

Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы. Обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется.

Стили поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: К. Томас выделяет пять основных стилей.

Стили реагирования в конфликтных ситуациях Сколько раз тебе говорить… А,а,а…

Конфликты Психолог ППМС центра Кировского района Санкт-Петербурга Ланцова Елена Борисовна Высшая квалификационная категория.

Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация и пути ее решения. ЦЕЛЬ: Адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации.

КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ. КОНФЛИКТ — столкновение двух или нескольких равных по силе разнонаправленных сторон Конфликт – это несогласие между двумя или более.

1 2 «Святая наука – расслышать друг друга». Булат Окуджава Цель: профилактика конфликтов, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Конфликты в деловом общении и пути их преодоления.

Работу выполнили: Самуленкова Ольга АндреевнаСамуленкова Ольга Андреевна Гончарова Наталья ВладимировнаГончарова Наталья Владимировна Группа 8434,2 курс.

Конфликт — дело тонкое — Можно ли вообще не вступать в конфликты? — Существуют ли люди, не вступающие в конфликты?

« Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно.

Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»

МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» Педагог-психолог Швецова Венера Ильясовна.

Южное Окружное Управление Образования г.Москвы ГОУ СОШ 2001 ПРЕДСТАВЛЯЕТ: «Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество?»

Конфликт в межличностных отношениях. конфликты изучают социологияполитология социальная психология юриспруденцияфилософиялогика.

Вовлеченность ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКА Работа и результаты СОТРУДНИК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ЗНАЕТ ЧТО ДЕЛАТЬ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПАНИИ.

LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.

Тема собрания: «Конфликтные ситуации учитель — родитель» Разработала преподаватель ИВТ Бумина С.П.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru — крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!

МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» Педагог-психолог Швецова Венера Ильясовна.

Конфликты в спорте

Особенности конфликтов в сфере физической культуры и спорта

В настоящее время спортивные конфликты заметно увеличились и обострились. Главной причиной этого является то, что сегодня занятия спортом — общественный, массовый феномен. Вместе с этим постоянно растущая коммерциализация и профессионализация изменили спорт. Чем сильнее спорт становится частью экономики, тем более конфликтным он становится. С постоянно растущей коммерциализацией увеличивается количество организаций, которые разрешают спорные ситуации, возникающие в спортивной среде.

Перед тем как перейти к непосредственному анализу форм разрешения спортивных споров, хотелось бы остановиться на их характеристике. Как известно, в России до сих пор на законодательном уровне не закреплено понятие «спортивный спор».

В связи с этим представляется, что «спортивные конфликты» необходимо рассматривать широко и, следовательно, относить к таковым все споры из спортивных отношений, а также из отношений, хотя и не являющихся спортивными, но оказывающих влияние на права и обязанности спортсменов как субъектов спортивных отношений.

Для более глубокого понимания сущности спортивных конфликтов важно выявить особенности, отличающие их от иных правовых споров.

Во-первых, спортивные отношения опосредуются нормами различных отраслей права.

Наряду с нормами гражданского права, определяющими правовой статус и соответствующую деятельность организаций в сфере профессионального спорта, действуют нормы трудового права, закрепляющие правовой статус спортсмена, нормы административного, налогового права, касающиеся государственного управления в области спорта. В этой ситуации основной проблемой становится выбор наиболее эффективной процедуры разрешения спора, которая, с одной стороны, соответствовала бы существу рассматриваемого спора, его материально-правовой природе, а с другой стороны, отвечала интересам сторон спора. Иными словами, суд должен соответствовать спору.

Во-вторых, специфика касается и субъектов спортивного конфликта. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что основным субъектом спортивного спора является спортсмен [6, с. 678].

Однако в качестве субъектов спортивных конфликтов также могут выступать и субъекты, вовлеченные в спортивный маркетинг и управление спортом (спортивные федерации, спортивные лиги, команды, физкультурно-спортивные организации), а также компании, которые прямого отношения к спорту не имеют (телевизионные, радиовещательные каналы, спонсоры, агенты, производители спортивных товаров).

Помимо этого, в рамках одной группы субъектов (например, спортсмены) возникают трудности, связанные с отнесением их к той или иной категории и, как следствие, с определением подведомственности спортивных споров.

Так, традиционным является деление спорта на профессиональный и любительский. Соответственно и спортсмены классифицируются на любителей и профессионалов. Разграничение между двумя этими категориями будет рассмотрено далее, в рамках классификации спортивных споров.

В-третьих, многообразие спортивных конфликтов не позволяет выработать их единую классификацию, а следовательно, не позволяет дифференцировать их на практике, избрать наиболее эффективные способы их разрешения [7, с. 78].

Ведь урегулирование спортивных споров может происходить самыми различными путями: переговоры, участие посредников, арбитражные процедуры. Главное при выборе способа защиты — это индивидуальный подход. Необходимо учитывать специфику конкретного спора, его субъектов, провести четкое разграничение между разрешением спортивных конфликтов в любительском и профессиональном спорте.

Таким образом, выявив наиболее существенные признаки спортивных споров, можно дать им следующее определение:

Спортивные конфликты — это разногласия субъектов, участвующих в спортивных отношениях по поводу взаимных прав и обязанностей, а также их разногласия, возникающие из отношений, хотя и не являющихся спортивными, но оказывающих влияние на права и обязанности спортсменов как субъектов спортивных отношений.

Под спортивными отношениями следует при этом понимать комплексные общественные отношения, возникающие между субъектами физической культуры и спорта в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности [8, с. 356].

Выводы по первой главе

Итак, в настоящее время спортивные конфликты заметно увеличились и обострились. Главной причиной этого является то, что сегодня занятия спортом — общественный, массовый феномен. Вместе с этим постоянно растущая коммерциализация и профессионализация изменили спорт. Чем сильнее спорт становится частью экономики, тем более конфликтным он становится. С постоянно растущей коммерциализацией увеличивается количество организаций, которые разрешают спорные ситуации, возникающие в спортивной среде.

Конфликты в спорте

Информация о статье

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

В условиях современной жизни различия людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий очень часто приводят к возникновению спорной ситуации. Конфликт обязательно предусматривает наличие противоречивых позиций сторон по какому-либо поводу, стремления к противоположным целям, использования различных средств для их достижения, несовпадения интересов и желаний участников социального взаимодействия. Таким образом, конфликты, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации, охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия [5]. В связи с тем, что конфликты являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, необходимо уделять им столь же всеобъемлющее внимание, как и другим психологическим аспектам повседневности. Осознавая то, что конфликт может привести к нежелательным последствиям, следует минимизировать возможный ущерб, причиненный этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу.

Согласно общепринятому для социологии спорта определению понятия, спорт представляет собой социальное явление, включающее собственно соревновательную деятельность, подготовку к ней, а также специфические межличностные отношения и поведенческие нормы, возникающие в процессе этой деятельности. Соответственно, по сути своей, спортивная деятельность неизбежно связана с особыми отношениями, в том числе с конфликтами. Современный спорт предъявляет высокие требования к физическим и психическим возможностям человека. Тренировочный и соревновательный процесс нередко сопровождается возникновением конфликтных ситуаций, переходящих либо в непосредственное, открытое, конфликтное взаимодействие, либо в скрытый или внутриличностный конфликт [1].

Острая конкуренция среди участников различных соревнований становится источником конфликтов в среде болельщиков, спортсменов, тренеров, спортивных организаций. Причинами возникновения конфликтных ситуаций могут выступать предвзятое или некомпетентное судейство, противоречивые коммерческие интересы, несогласие в вопросах допинга и дисквалификации, мошенничество и договорные матчи, коррупция и взятки. Главным источником конфликтов в спорте является нарушение правил честной конкуренции, которое может быть как неумышленным (связанное, например, с недостаточной квалификацией арбитра), так и умышленным действием, направленным против других участников конкурентных отношений [4].

Конкуренция может быть справедливой и эффективной только в том случае, когда для всех участников соревнований обеспечиваются одинаковые условия для достижения победы. Этот принцип лежит в основе любой состязательной деятельности, так как всякая форма дискриминации какой-либо команды или спортсмена ставят под вопрос легитимность победителей, признание итогов противоборства всеми заинтересованными сторонами. Более того, ущемление прав одного или нескольких участников соревнований вызывает негодование болельщиков и общественности, которое подчас переходит в открытые столкновения и массовые беспорядки [2].

Иными словами, всякое нарушение равенства возможностей в спорте порождает конфликты, обиду и агрессию, чувство попранной справедливости, что делает спорт действом деструктивным и разрушительным. Таким образом, уменьшение количества конфликтных ситуаций – серьезная практическая проблема, стоящая перед участниками спортивной деятельности.

Анализ спортивной практики показывает, что конфликты в спортивном коллективе обычно связаны с недостатками по организации труда, неполным и неправильным использованием моральных и материальных стимулов, недоработками в сфере спортивной деятельности, подбором и расстановкой кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностями, неправильным стилем руководства, трудностью и напряженностью отношений внутри спортивного коллектива.

Возникающие конфликты в сочетании с монотонностью тренировочного процесса и наличием неблагоприятных предсоревновательных состояний приводят к невротическим реакциям, нарушению системы межличностных отношений, в целом снижая эффективность спортивной деятельности [3].

Целью данного исследования является изучение причин возникновения конфликтов в процессе спортивной деятельности студентов технического вуза и способов разрешения конфликтных ситуаций с точки зрения психологии. Необходимо отметить, что чем раньше будет обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы решить ее конструктивно.

Объектом нашего исследования выступает соревновательная деятельность студентов в период их обучения в вузе.

Предметом исследования является психологическая составляющая соревновательной деятельности студентов во всем ее разнообразии.

1. Выявить виды конфликтов в спорте и специфические особенности поведения спортсменов в конфликтных ситуациях.

2. Определить доминирующие методы разрешения конфликтных ситуаций в процессе соревновательной деятельности студентов вуза.

3. Разработать практические рекомендации использования эффективных путей ликвидации конфликтов в зависимости от вида спорта.

В спортивной практике конфликтные ситуации обладают рядом особенностей: как правило, преобладают конфликты с горизонтальной направленностью, к наиболее тяжело протекающим относятся конфликты вертикального типа (более высокий статус, старожилы), ответственность за возникновение конфликтных ситуаций часто перелагается спортсменами на оппонента, основными причинами конфликтов выступают необъективное судейство, отношение тренера и ошибки со стороны самого спортсмена.

Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, которое может произойти в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон. Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия: своевременное определение причин конфликта, определение деловой зоны конфликта (причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон), взаимное желание сторон преодолеть противоречия, совместный поиск путей и эффективных методов разрешения конфликта.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов: личных особенностей оппонента, уровня нанесенного ущерба, статуса оппонента, возможных последствий, серьезности решаемой проблемы, продолжительности конфликта. Соперничество оправдано при явной конструктивности предлагаемого решения, важности результата для того, кто поддерживает эту стратегию, отсутствии времени на договоренность с противоположной стороной. Компромисс эффективен в случаях понимания оппонентом того, что он и соперник имеют равные возможности, наличия взаимоисключающих интересов, удовлетворения временным решением, угрозы потерять все.

Принять стратегию приспособления вынуждают следующие мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны. Избегание применяется при недостатке сил и времени для устранения противоречий, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны как союзника в поиске решения.

С целью определения доминирующих методов разрешения конфликтных ситуаций в процессе соревновательной деятельности нами был проведен опрос среди студентов-спортсменов Кузбасского государственного технического университета. В педагогическом эксперименте участвовало 60 человек. Большинство спортсменов применяют соперничество как способ разрешения конфликтов в своей спортивной деятельности, по 10 человек из числа опрашиваемых ответили, что используют стратегию компромисса и сотрудничества, избегание предпочли 8 человек. По результатам исследования было выявлено, что наименьшей популярностью из способов выхода из конфликтных ситуаций среди студентов, занимающихся спортом, пользуется приспособление (таблица).

Результаты анкетирования студентов, занимающихся спортом (количество)

Командные виды спорта

Индивидуальные виды спорта

Согласно полученным данным, спортсмены командных видов спорта при построении межличностных отношений помимо соперничества, что, несомненно, свойственно спортивной деятельности, выбирают сотруднический стиль поведения. Они в сложной конфликтной ситуации стараются прийти к альтернативному решению с учетом интересов обеих сторон. Кроме того, характерен такой вид общения, как для них компромисс, что свидетельствует о стремлении отстоять свои интересы, но при этом принимается к сведению и мнение оппонентов, что приводит к взаимным уступкам и, как следствие, к принятию оптимального для обеих сторон решения.

Для спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, типичен наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ межличностного взаимодействия – соперничество, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Кроме того, присутствует и компромиссный тип общения, что говорит о стремлении к взаимным уступкам, но при этом сохранении своих интересов.

По полученным данным, можно предположить, что у спортсменов данной группы проявляется сопернический тип поведения в соответствии со спецификой соревновательной деятельности, так как индивидуальный спорт предполагает соперничество не только со спортсменами другой команды, но и внутрикомандные соревнования, в силу чего в спортсмене и развивается соперничество, что подталкивает его к индивидуальным достижениям и индивидуальному принятию решений в экстремальных ситуациях в процессе спортивной подготовки.

Если же рассматривать первую группу, спортсменов, занимающихся в команде, то по их результатам видно, что у них более развит сотруднический тип построения межличностного общения. Это можно объяснить тем, что спорт как один из их ведущих видов деятельности требует терпимости по отношению к окружающим, учета мнения людей, находящихся рядом. К тому же данный тип поведения и урегулирования конфликта наиболее эффективен в командной среде, т.к. от этого, в частности, зависит эффективность выполнения технико-тактических нападающих и защитных действий и результативность игровой деятельности.

По результатам тестирования в обеих группах проявляется компромиссный тип взаимодействия и решения конфликтной ситуации, т.е. в обеих группах, независимо от того, занимается спортсмен в команде или индивидуально, испытуемые готовы к частичным уступкам в межличностных отношениях и при решении конфликтных ситуаций.

Конфликты в спорте способны оказывать как позитивное воздействие на поведение спортсменов, их мотивационное, эмоциональное и физическое состояние, так и негативное, в результате которого возникают вялость и упадок сил, нарушение нормального функционирования некоторых систем жизнедеятельности (дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой).

Таким образом, для повышения эффективности соревновательной деятельности спортсменов необходимо правильное управление конфликтной ситуацией, выбор наиболее приемлемых путей разрешения конфликта. Так, в индивидуальных видах спорта, несмотря на частое использование соперничества как способа межличностного взаимодействия, выражающегося в стремлении добиться удовлетворения своих потребностей в ущерб другому спортсмену, необходимо применять компромиссный тип общения, т.е. стремиться к взаимным уступкам с сохранением своих интересов.

В командных видах спорта при построении межличностных отношений необходимо чаще всего использовать сотруднический стиль поведения, т.е. в сложной ситуации постараться прийти к альтернативному решению с учетом интересов обеих сторон. Кроме того, возможно применять такой вид межличностного общения как компромисс, т.е., с одной стороны, стремиться отстоять свои интересы, а с другой, учесть интересы противоположной стороны, что приводит к взаимным уступкам, и, как следствие, принятию оптимального для обеих сторон решения.

Бобриков В.Н., д.п.н., декан факультета фундаментальной подготовки, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово;

Зникина Л.С., д.п.н., заведующая кафедрой иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово.

Работа поступила в редакцию 17.04.2015.

URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37868 (дата обращения: 10.02.2018).

кандидатов и докторов наук

на статьи, авторефераты, диссертации, монографии, учебники, учебные пособия

Фундаментальные исследования

Журнал издается с 2003 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier).

Источники:
Конфликты в спорте. 10 типов психологического отражения межличностных отношений людей в процессе их общения практические взаимоотношения; коммуникативные. — презентация
Причины конфликтов 1. Причины, заложенные в свойствах объекта управления 2. Причины, заложенные в личности руководителя 3. Причины, проявляющиеся в основных формах конфликтных сил
http://www.myshared.ru/slide/181078/
Конфликты в спорте
Конфликты в спорте Особенности конфликтов в сфере физической культуры и спорта В настоящее время спортивные конфликты заметно увеличились и обострились. Главной причиной этого является
http://studbooks.net/1018959/pravo/osobennosti_konfliktov_sfere_fizicheskoy_kultury_sporta
Конфликты в спорте
Конфликты в спорте Информация о статье ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ В условиях современной жизни различия людей во взглядах, несовпадение восприятия и
http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37868

(Visited 10 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (5)

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (5)

Как забыть мужчину скорпиона Как забыть любимого мужчину: действуем по плану! Как забыть любимого мужчину без серьезных душевных потерь… (5)

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (5)

Как понять стоит ли продолжать отношения с мужчиной Как понять, что пора прекратить отношения с мужчинойКак понять, что пора прекратить отношения с мужчиной… (5)

COMMENTS