Конфликты и пути их решения

Конфликт и пути его решения

1. определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».

2. Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

3. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

4. Самоанализ уч-ся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Возрастная группа: 14-17 лет.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рекомендации, бланки к тесту «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации.

«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»

Станислав Ежи Лец (слайд 3)

2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим , проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель- показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения.

— Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

Основная часть занятия.

(Учащиеся садятся по группам, образуя три круга)

— Игра «Собери пазл» деление на группы .Ситуативные картинки конфликтных ситуаций. Такую же иллюстрацию ввести в игровую ситуацию.

— Вы собрали из пазлов ситуативную картинку, что она вам напоминает?( Ответы ребят)

— Конечно, речь пойдёт о конфликте и путях его решения.

— А сейчас каждая группа определит лидера и сформулирует своё определение термина

«конфликт». ( время 2 – мин.выступают от группы лидеры)

«Мозговой штурм» — конфликт это….

Психолог. Вы правы, конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.

Психолог: Мы теоретически обосновали это понятие.

Теперь я предлагаю вам практически применить приёмы бесконфликтного поиска

общего решения, хотя мнений будет столько, сколько вас в команде.

Каждая команда должна доказать достоинства каждого предмета.

1 группа – чем полезна капуста,

2 группа – чем полезен ананас.

3. группа – чем полезна вода.

В кругу поделиться ощущениями, эмоциями.

(Каждый уверен в своей правоте и каждый прав, мнение каждого имеет право на существование).

— Приведите примеры своих личных конфликтов и поделитесь своими ощущениями.

— Прослушав ваши примеры создайте модель произошедшего конфликта.

— И так для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Создание модели конфликта. Обратите внимание на экран:

Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

— А теперь давайте попробуем найти пути решения конфликта.

(Ситуации работа в группах.)

Игра: Сказка о тройке.

Участники 3 – х групп выбирают для игры тройку учеников.

Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий

сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой

цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый

игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

А – слепой, но слышит и говорит.

В – глухой, но может видеть и двигаться.

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.

Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.

— Все остальные учасники находятся в роли экспертов и анализируют поведение каждой

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего

2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

3. Какие чувства испытывали?

На этапе возникновения инцидента конфликт еще можно предотвратить, так как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность всё же вступает в конфликт, то он начинает жить своей жизнью – развивается. В него втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение (слайд 7).

— В зависимости от способов разрешения конфликт может быть конструктивным и деструктивным.(слайд 8)

— конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

— деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд 9)

-Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10)

Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения…

Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того ,в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

( Работа в группах ученики составляют сами правила управления конфликтом.)

— Выступают лидеры с каждой подгруппы и зачитывают.

— А сейчас обратите внимание на доску. (Слайд 14)

Чтобы управлять конфликтом, нужно:

1.Нужно знать о характере возникновения, развития, завершения конфликтов.

2.Владеть информацией и быть компетентным в конкретном конфликте.

3.Попытаться избежать противостояния.

4.Нужно найти пути сотрудничества и компромисса.

— Скажите, хотелось ли бы вам узнать каково ваше поведение в конфликте?

тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» (слайд 15)

Ученики 1 группы образуют внутренний круг, ученики 2 и 3 группы внешний круг повёрнуты лицом к лицу.

( Друг – другу и себе)

-Что нового вы узнали для себя сегодня?

-Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

— Для того чтобы вам было легче разобраться в своём поведении в трудной ситуации я разработала для вас памятки по предупреждению конфликтов.

Список использованной литературы:

2. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М. 2007.

Правила предупреждения конфликтов: (слайд 16-17)

1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.

4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Тест Поведение в конфликтной ситуации

В своем опроснике по выявлению типичных форм по¬ведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция: Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний другого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?

Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях. В каждой из пар выделите вариант А или В, более характерный для Вашего поведения.

Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными; если это так, выделите тот из них, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.

№ Соперничест-во Сотрудни-чество Компромисс Избегание Приспособле-ние

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест Поведение в конфликтной ситуации

Б Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б Я стараюсь добиться своего.

7. А Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А Я предлагаю среднюю позицию.

Б Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б Я отстаиваю свои желания.

23. А Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорн6ого вопроса.

24. А Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядом.

Б Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А Я предлагаю среднюю позицию.

Б Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А Я предлагаю среднюю позицию.

Б Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Похожие статьи:

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Конфликты и пути их решения

Конфликты, увы, неотъемлемая часть жизни общества. Человек социальное существо, а там где находиться более одного существа уже есть фундамент для конфликта. Дом, друзья, работа и другие области нашей жизни внезапно могут стать театром военных действий.

Конфликт — вещь неприятная и приносит много страданий конфликтующим сторонам. Особенно важно, что они могут возникать не имея под собой какой то серьезной основы. Проблеме конфликтов посвящена целая отрасль психологии . Она помогает избегать лишних, нецелесообразных конфликтов, а также конструктивно, экономя время, нервы и ресурсы участвующих сторон решать спорные вопросы.

Часто конфликт является побочным эффектом сближения. Сблизившись люди хорошо видят недостатки друг друга, и даже могут потерпеть от них ущерб. Закономерно, что за этим следует взаимная критика, провоцирующая конфликты. Как правило, развитие конфликтов происходит стремительно, и если этот процесс не остановить вовремя, то он может привести к серьезным, трудно исправимым последствиям.

На эту тему есть хорошая притча. Учитель, обучая своего ученика, попросил его каждый раз, когда он на кого-то разозлится и обидит, вбивать гвоздь в забор. Ученик обладал вспыльчивым характером, и в скором времени забор ощетинился гвоздями. Ученику пришлось здорово поработать над своим характером, но в результате он практически перестал вбивать новые гвозди. Тогда учитель дал новое наставление — просить прощения перед каждым, кого обидел ученик, и если человек прощал, вытаскивать гвоздь из забора. Со временем все гвозди были извлечены из забора.

Подозвав ученика учитель сказал ему, что он хорошо справился, и, указав на забор, заметил: «Мы можем извиниться перед людьми, которых обидели, но следы и шрамы, так же как эти дыры в заборе, от гвоздей которые ты извлек, все равно останутся на очень долгое время».

Чаще всего причиной конфликта являются неоправданные ожидания. Мы ожидаем, что-то от человека, а он ожидает что-то от нас. И также как и мы, он не собирается оправдывать наши ожидания. Недопонимание копит раздражение, прорывающееся в конфликт. А иногда конфликт может быть спровоцирован низкими поступками одной из сторон.

Решить конфликт можно несколькими методами. Первый, самый простой — отдалится. Отойдя на безопасное расстояние, не иметь близких взаимоотношений. Так можно получить быстрый результат, отдалившись, мы не соприкасаемся с тем, с кем был конфликт и внешне как бы ситуация разрешается. Но мы не получаем опыт преодоления, не происходит перемен в сердце, урок, данный судьбой, остается не выученным. В результате подобный сценарий снова возникнет в нашей жизни.

Другой способ более сложный. Необходимо проанализировать ситуацию, поставить себя на место другого человека, попытаться понять, чем он руководствовался, поступая так или иначе, а также насколько оправданы наши ожидания. Следующий шаг — отделить поступки человека от него самого. И наконец, пойти на диалог. Разговор ни в коем случае не нужно строить на обвинениях. Ваша цель – прояснить ситуацию и найти компромиссное решение, устраивающее обоих. Можно делиться своими чувствами и просить человека объяснять причину его поступков, а также пусть он расскажет, что его беспокоит в вас.

Необходимое условие — это простить человека. Накопление обид и гнева внутри ведет только к хроническим заболеваниям и не приносит ничего хорошего.

Конфликт может принести благой плод – принятие конструктивной критики, желание стать лучше и самосовершенствоваться. Стать строже к себе и снисходительнее к другим.

Успехов Вам, друзья, и гармоничных взаимоотношений!

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Найди свой путь — подпишись на новые публикации!

Получать новые статьи на свой почтовый ящик

Вся информация защищена и не является достоянием третих лиц.

Я очень рад, что моя жизнь вас заинтересовала и с радостью отвечу на ваши вопросы.

Найди свой путь — подпишись на новые публикации!

2018 © Вся информация на сайте является собственностью и защищена законодательством РФ.

Источники:
Конфликт и пути его решения
Как выйти из конфликта Тема: «Конфликт и пути его решения».Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения. Задачи: 1. определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация». 2. Рассмо
http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-zarickaja/-konflikt-i-puti-ego-reshenija.html
Конфликты и пути их решения
Конфликты . Причины возникновения и пути решения конфликтов.
http://veda108.ru/konfliktyi-i-puti-ih-resheniya/

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Неуважение мужа к жене Как должен муж относиться к жене? Любимая женаКак должен муж относиться к жене? Любимая жена.… (8)

Как себя вести если муж не ночевал дома советы психолога Как себя вести если муж не пришел ночевать домой, советы психологаКак себя вести если муж… (8)

К чему снится свой ребенок которого еще нет К чему снится ребенок - видеть детей во сне Ребенок - символ надежды, будущего. Поэтому,… (8)

Смс парню в армию своими словами Смс любимому парню в армиюТы в мыслях каждый час и каждый миг, Мой самый нежный,… (8)

Слова благодарности мужчине за то что он есть ПИСЬМО БЛАГОДАРНОСТИ МУЖЧИНЕ!Ты появился в моей жизни именно тогда, когда мне начинало казаться, что отношения… (8)

COMMENTS