ЦВЕТ И ГРАФИКА В ИНТЕРЬЕРЕ СОВРЕМЕННОГО АВТО
УДК: 747 : 629.114.6
В статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день стилистические направления в оформлении автомобильных интерьеров. Основной упор сделан на цвето-графические приемы. Приводятся примеры самых интересных решений. Выделены и структурированы основные тенденции.
Ключевые слова: дизайн, авто, интерьер, стиль, футуризм, цвет, графика
Автомобиль стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Сегодня потребители ждут от авто чего-то большего, чем просто средство передвижения. С каждым новым автосалоном появляются все более новые и фантастические концепт-кары, которые поражают смелостью и авангардностью своего дизайна.
Интерьер этих супер-каров тоже не стоит на месте. Иногда внутреннее убранство автомобиля может выглядеть эффектнее самих экстерьеров. В современных интерьерах дизайнеры с удовольствием экспериментируют не только с формой, но и с цветом и графикой.
Цвет имеет большое значение. При умелом использовании он может создавать необыкновенное впечатление от объекта, притягивать к себе восторженные взгляды. Однако случайный выбор цвета и суперграфики может полностью разрушить целостность объекта, сделав его невнятным, дробным и сложным для восприятия.
Грамотное сочетание цвета и света позволяет добиваться удивительной атмосферы внутри авто, а продуманная и деликатная графика – завершать общее впечатление.
На сегодняшний день наметились три основные тенденции в оформлении автоинтерьеров. Это ставшее в последнее время очень популярным эконаправление, образ космического корабля и футуристически яркие, многоцветные интерьеры с эффектами оп-арта.
Одним из главных источников загрязнения на Земле является автомобиль. Поэтому не удивительно, что автопроизводители довольно долго питают интерес к экологии.
За последние несколько лет автоновинок, “обращенных” в экотему, стало в несколько раз больше. Несмотря на кризис, все автосалоны уходящего года были богаты экоконцептами и серийными биомобилями. Теперь неотъемлемым атрибутом автосалонов стал «Зеленый павильон», на котором представлены все последние разработки в области экодизайна.
Новые технологии задели не только сферу альтернативного топлива, но и отделку экстерьера и, конечно, интерьера. Дизайнеры единодушно соглашаются с тем, что на сегодняшний день актуальный интерьер – это, прежде всего, здоровый интерьер. Один из основных трендов современного дизайна – сделать автомобили более открытыми внешнему миру, поэтому стекло становится одним из основных материалов для автомобильных дизайнеров.
Одной из самых ярких в 2009 г. стала линейка концептов ZE Concept от французского автогиганта Renault. Данные концепты обладают несколькими оригинальными приемами, отражающими экологичность. Отличительная черта этих авто – остекление необычной формы и необычного цвета. В остекление крыши концептов интегрированы солнечные ионно-литиевые батареи, энергия которых расходуется на поддержание заданных климатических условий внутри авто. Эти батареи составляют на крыше определенный графический узор, который, с одной стороны, является сугубо функциональным, а другой – дизайнерской находкой и фишкой автомобиля. Эта идея уже активно используется и другими автопроизводителями.
Причудливое формообразование экомобилей, как правило, дополняет яркое образное цветовое решение. Довольно простая, но эффектная цветовая гамма. Обычно это игра желто-зеленого, белого и растяжка серых цветов. Данное цветовое решение, а также доминанта белого цвета создают ощущение стерильно чистого пространства, в котором нет места ничему лишнему. А жизнерадостный зеленый заряжает салон авто позитивной энергией.
К эконаправлению можно отнести еще одно очень популярное бионаправление. Концепты Toyota, Honda и особенно Mazda в превосходной степени раскрывают эту концепцию. Биоморфное формообразование дополнено неожиданной цветовой гаммой, ассоциирующейся с фантастическим пейзажем. Благородные фиолетово серые оттенки в разной степени насыщенности сочетаются с морским цветом, доведенным почти до ахроматики. Оживляют образ молочно-желтые акценты, а также стеклянная приборная панель насыщенного фиолетово цвета с подсветкой в тон. По полу и сидениям пущена графика из стилизованных морских водорослей. Для таких интерьеров первостепенным становится чувственное восприятие, ощущение живого природного пространства. Однако от этого они не выглядят менее футуристичными, а, скорее, наоборот.
Все современные концепт-кары обладают очень ярким и спортивным "лицом", которое достигается за счет смелых формообразующих приемов. Не менее смелым становится и интерьер автомобиля. Организация и убранство интерьера перекликается с экстерьером и является его квинтэссенцией. Салон, что уже становится хорошей традицией для концепт-каров, напоминает пульт управления космическим кораблем.
Дизайнеры создают пространство, где основной идеей является взаимодействие между высокими технологиями и человеческим телом. Свободные космические формы и сочетание мягких и жестких материалов обеспечивают взаимосвязь между функциями. Стремясь к спокойному, но сверхсовременному автоинтерьеру, дизайнеры объединяют все необходимые человеку атрибуты в систему непрерывной поверхности.
Оформление интерьера – это сочетание практичности и чистого полета фантазий. Зачастую довольно сложное смелое формообразование деликатно подчеркнуто спокойной цветовой гаммой. Благородное сочетание различных оттенков молочного, серебристого и холодного серого цвета подчеркнуто, как правило, контрастной подсветкой холодных оттенков.
Свет становится главным цветографическим приемом в таких интерьерах. Многочисленные светодиоды, в зависимости от цвета, кардинально меняют атмосферу внутри автомобиля. Особого внимания заслуживают приборные панели, светооптика которых всегда выполнена на высочайшем уровне. Многочисленные датчики, всплывающие сенсорные панели создают полную иллюзию того, что это пульт управления космическим кораблем. Нюансная графическая проработка шкал спидометра, тахометра и других изображений позволяет четко отслеживать все показатели и при этом не уставать глазам.
Подсветка панели может меняться по желанию водителя: успокаивающий голубой свет, напоминающий о небесном мерцании, или вызывающий красный, ассоциирующийся с огнем и энергией.
Еще один, очень популярный и ненавязчивый, графический прием: причудливые поверхности, перетекающие друг в друга, торцы многочисленных сгибов подчеркиваются тончайшими линиями контрастного цвета и линейной подсветкой. Благодаря сочетанию линий, полученных формообразованием, и акцентной линейной графики, создается интересный графический эффект, ассоциирующийся со стремящимися потоками воздуха, дарящий ощущение легкости и свободы.
Также как и экомобили, «космические» супер-кары продолжают развивать идею открытого миру автомобиля. Все это создает удивительное настроение внутри автомобиля. Помимо панорамного остекления, концепты часто имеют и ажурные стеклянные двери. За счет такого щедрого остекления экстерьер плавно перетекает в интерьер, который создает ощущение легкости, простора, но в то же время прочности и цельности конструкции.
Футуристическое полицветие, Оп-арт
На фоне вычищенных, стерильных интерьеров в космическом стиле яркие, насыщенные автоинтерьеры смотрятся самобытно, но не менее футуристично. Смелые, даже иногда авангардные цветовые сочетания делают из салона автомобиля абстрактное пространство, заряженное энергией. Очень активно заимствуются графические приемы поп-арта и оп-арта.
Одним из ярчайших примеров полицветных автоинтерьеров с элементами оп-арта является удивительный концепт-кар Hypnos Citroën. Интерьер этого автомобиля был признан самым футуристичным. Психоделический дизайн салона поражает богатством красок, которыми смело покрыты футуристические кресла, похожие на живой организм, протянувшийся вдоль всего салона. Главная особенность этого интерьера – интерактивность, позволяющая салону подстраиваться под настроение водителя. Специальная видеокамера, сканируя мимику водителя, способна определять его текущее настроение, что в процессе поддерживается специфической подсветкой интерьера и даже ароматизацией.
Здесь использован один довольно сильный графический прием: радужная кресельная конструкция вписана в абсолютно черный салон. Создается ощущение того, что кресла зависли в пространстве. Кресла соединили в себе все цвета радуги, которые плавно перетекают друг в друга. Реберная конструкция спинок поддержана линейной графикой на передней консоли. Множество повторяющихся плавных линий на черном фоне создают эффект потока лучей энергии, в переплетении которых появляются кресла. Такие интерьеры обычно работают на контрасте со сдержанным монохромным экстерьером, в котором на первое место выходит их формообразование.
Говоря о смелых экспериментах с цветом в автомобильных интерьерах, невозможно пройти мимо японских автопроизводителей. Японцы всегда отличались превосходным чувством цвета и умением подбирать совершенно неожиданные цветовые комбинации. Удивительные концепты японских автогигантов всегда отличаются необычными и яркими салонами.
На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: современный автодизай обладает богатым выбором цвето-графических приемов в организации автомобильного интерьера.
Новые тенденции в мировом дизайне откладывают отпечаток и на автодизайн. Например, популярное эконаправление дало толчок к созданию нового типа автомобиля – электро-кара. Панорамное остекление, природная гамма, а также дизайнерские находки размещения солнечных батарей, – все эти приемы работают на создание образа экологичного автомобиля.
Новая тенденция в оформлении интерьеров ярких концепт-каров – это, безусловно, космический интерьер, переносящий человека в совершенно другой, потусторонний, мир.
Не уступают позиций и яркие многоцветные интерьеры. Они могут создавать как сложное психоделическое настроение, так и умиротворенное спокойное. Современные автодизайнеры смело используют все эти приемы и не боятся экспериментировать.
Цвета в интерьере
Когда речь идёт о цветах, в которых будет выдержан дизайн интерьера, зачастую мы оперируем бытовым представлением о цвете на уровне «люблю – не люблю». Однако стоит учитывать, что, например, стена будет восприниматься не сама по себе, а в контексте цвета потолка, пола, дверей, плинтусов, мебели, декоративных элементов и т.п. Цветовая гамма окружающего интерьера активно влияет на психику человека и способна дать ему как комфорт, так и дискомфорт.
Цветоведение – это наука, которая в ходе своего развития вывела понятие «цветового круга». Представим себе окружность, имеющую, как компас, четыре основных направления. На этих направлениях сосредоточены жёлтый, красный, синий и зёлёный цвета в «чистом» виде. При переходе от одного цвета к другому постоянно происходит изменение оттенка: так, жёлтый цвет при переходе к красному становится оранжевым. Полярно расположенные цвета и называют контрастными. Существуют также родственные и родственно-контрастные цвета. По любому из трёх принципов цвета можно творчески сочетать.
Родственные цвета расположены в одной четверти цветового круга, то есть, имеют хотя бы один общий цвет (например, зелёный, голубой и сине-зелёный цвета – родственные). Существуют четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные и зелёно-жёлтые. При этом в «родственном» сочетании не должно быть одновременно двух «чистых» цветов. Сочетание, взятое в рамках родственных цветов, воспринимается как мягкое, спокойное и плавное.
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и имеют один общий главный цвет, два других составляющих цвета считаются взаимо-дополнительными.
Есть четыре группы родственно-контрастных цветов:
- жёлто-красные и красно-синие;
- красно-синие и сине-зелёные;
- сине-зелёные и зелёно-жёлтые;
- зелёно-жёлтые и жёлто-красные.
Сочетания в рамках родственно-контрастных цветов мы воспринимаем как более активные и впечатляющие.
Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях круга, в идеале – напротив друг друга. Глаз сразу замечает их сочетание, оно максимально активно. Контрастные цвета используются там, где требуется концентрировать внимание зрителя.
Помимо цветового подбора, гармоничное «звучание» достигается тоном и насыщенностью каждого из цветов: любой из них, а то и оба сразу можно сделать ярче или бледнее, «приглушить» затемнением или осветлить. Каждый раз, меняя какую-то из характеристик, вы получите различные эффекты.
Бывают и случаи трёхцветной гармонии: к двум гармоничным родственно-контрастным цветам добавляем третий – главный, который их роднит, но ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания радуют глаз и уравновешенностью, и колористическим богатством. Как вариант, к двум гармоничным родственным цветам подходит один контрастный (к красному и малиновому добавим сине-зелёный).
Монохромные сочетания – это случай, когда цвета имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность. Например, серый цвет эффектен в сочетании с чёрным и белым. При этом в цветных сочетаниях с зёлёными и красными красками чёрный цвет делает из насыщеннее и глубже, а белый – мягче и воздушнее.
Контрастные цвета в сочетании друг с другом становятся заметнее один на фоне другого. Красное пятно на зелёном фоне выглядит ярко и чётко, на оранжевом – глуше.
«Тёплые» цвета визуально приближают и увеличивают предметы, «холодные» – отдаляют и уменьшают. Именно поэтому комната орехового цвета кажется нам обволакивающе-уютной, а сине-голубое помещение выглядит просторным. Использовать надо тот вариант, который подчеркнёт в интерьере нужные вам свойства.
На тёмном фоне все цвета светлеют, на светлом – темнеют. За счёт подбора фона даже ахроматические чёрный, белый и серый цвета приобретают мнимую цветность (серое пятно на зелёном фоне даёт розовый оттенок). Хроматические цвета на насыщенном фоне меняют цветовой тон: жёлтый в окружении зелёного выглядит как «слегка оранжевый», красный же на зелёном становится ещё краснее. Существует и «краевой контраст»: равномерно окрашенная поверхность выглядит светлее или темнее у края, если граничит с более тёмной или светлой поверхностью.
Перегружать помещение цветами не стоит, идеальный вариант – сочетание двух-трёх цветов плюс пара их оттенков. Определитесь, «тёплая» или «холодная» гамма для вас выигрышнее. Важен и характер помещения, и индивидуальные особенности его хозяина. Но есть и общие принципы. Так, в кухне и столовой уместны «тёплые» гаммы, создающие уют и домашность, а также подсознательно усиливающие аппетит (например, чёрный цвет его угнетает). Для детской младенца до 2-х лет подойдут мягкие, ненасыщенные цвета, но едва он станет старше, детскую комнату можно превратить в самое яркое, пёстрое и «весёлое» помещение дома. А по ходу взросления постепенно вновь создать «не кричащую», деловую обстановку.
Контрасты в интерьере можно использовать умеренно (например, подбирать по этому принципу некоторые предметы мебели и декора), а можно активно (при разделении одного помещения на зоны с разными задачами).
Материал подготовил Андрей Казанцев
По материалам журнала “Стройка. Уральский выпуск”
Источники:
ЦВЕТ И ГРАФИКА В ИНТЕРЬЕРЕ СОВРЕМЕННОГО АВТО
УДК: 747 : 629.114.6 В статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день стилистические направления в оформлении автомобильных интерьеров. Основной упор сделан на цвето-графические приемы.
http://archvuz.ru/2010_22/55
Цвета в интерьере
Когда речь идёт о цветах, в которых будет выдержан дизайн интерьера, зачастую мы оперируем бытовым представлением о цвете на уровне «люблю – не люблю». Однако стоит учитывать, что, например, стена будет восприниматься не сама по себе, а в контексте цвета потолка, пола, дверей, плинтусов, мебели, декоративных элементов и т.п. Цветовая гамма окружающего интерьера активно влияет на психику человека и способна дать ему как комфорт, так и дискомфорт.
http://www.stroikaural.ru/statji/interjer_dizajn/tsveta_v_interjere/
COMMENTS