Как возникает взаимопонимание

Как добиться взаимопонимания в отношениях?

Человеческие отношения – это сложный комплекс чувств, эмоций и восприятия друг друга.

И мерой адекватности и здоровья отношений является, в первую очередь, взаимопонимание в этих отношениях. Взаимопонимание – это такой способ человеческих отношений, когда достигается некая негласная договоренность об определенных моментах в отношениях. Договоренность о том, что все действия, мысли, позиции и точки зрения безоговорочно принимаются такими, какие они есть, без осуществления попытки их изменения.

Как я уже говорил, основным показателем здоровья отношений является наличие взаимопонимания. Как только в семье или дружеских отношениях появляются конфликты – это первый сигнал того, что отсутствует взаимопонимание. Вообще, практически любой психологический конфликт является следствием отсутствия взаимопонимания.

Из каких же элементов складывается взаимопонимание в отношениях и как его достичь? Взаимопонимание между людьми предполагает, в первую очередь, познание друг друга. Здесь уместно говорить о совпадении «карт» людей. Т.е. взглядов, точек зрения, личностных качеств, интересов и многого другого. Чем больше у людей таких совпадений – тем лучше они понимают друг друга, чем меньше – тем хуже они могут находить друг с другом общий язык.

Как ни странно, но к взаимопониманию относится также восприятие внешности друг друга. Наверняка вы замечали, что с людьми неопрятно одетыми, дурно пахнущими и не следящими за своей внешностью общаться гораздо сложнее, чем с людьми, внешность которых совпадает с нашими представлениями об опрятном виде.

Здесь, правда, появляется неоднозначность ситуации. Т.е. человек, выглядящий на все 100% может лишь за счет этого «выехать» с предложением, которое менее интересно или выгодно чем предложение того человека, который одет или умеет говорить чуть хуже первого.

По этому поводу Ли Якокка писал:

«В отличие от многих, кого я знал, он обладал способностью держать в голове десяток различных планов и взвешивать все связанные с ними факты и цифры, не пользуясь при этом никакими записями. Тем не менее он учил меня заносить все свои идеи па бумагу. „Вы достигаете успеха, когда действуете импульсивно,- говорил он мне не раз.- Вы способны продать любому все что угодно. Но и данном случае речь идет о затрате ста миллионов долларов. Отправляйтесь домой и вечером изложите свой великий замысел на бумаге. Если нам это не удастся, вы, следовательно, еще его не додумали“.

Это был ценный совет, и я с тех пор стремился ему следовать. Когда кто-либо из моих служащих приходит с какой-то идеей, я прошу представить ее в письменном виде. Я не желаю, чтобы кто бы то ни было всучивал мне некий план, лишь пользуясь приятным голосом или импозантностью своей особы. Этого просто нельзя себе позволить.»

Ли Якокка, Карьера менеджера.

Хоть он и не говорит в этом отрывке на прямую, но очевидно следующее: изменяя каким-либо образом свою внешность, манеру говорить или выдавать ложные убеждения и идеалы за свои собственные можно достичь взаимопонимания. Но, этот путь – путь в пропасть. Как известно – шила в мешке не утаишь и рано или поздно обман будет раскрыт и тогда вы можете попасть в неудобную ситуацию.

Гораздо лучше и эффективнее будет – попытаться понять говорящего с вами человека и войти в его положение. Особенно это касается семейных отношений, где такое поведение является скорее даже обязательным требованием, чем просто «оптимальным вариантом».

Только так можно достичь взаимопонимания и гармоничных отношений.

Как достичь взаимопонимания между людьми

Сущность взаимопонимания. Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимопонимания объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что взаимопонимание следует считать социально-психологическим феноменом, сущность которого проявляется в:

  1. согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;
  2. взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Взаимопонимание людей вместе с тем является таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют по достижению единой цели.

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

Источниками (причинами) недопонимания могут быть:

  • отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
  • различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
  • дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
  • умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
  • отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
  • отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
  • нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
  • потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

1. Понимание речи взаимодействующей личности. Оно начинается с восприятия и осмыслении отдельных слов , которые являются лексическими единицами речи. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, из линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Она должна быть воспринята партнером. Восприятие, а значит и понимание, произойдет, если у человека уже имеется система психологических признаков, по которым воспринимаются и запоминаются фонемы.

Декодирование фонем позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается проникновение в смысл сообщения в целом. «Для понимания целого сообщения, — писал А. Р. Лурия, — воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст». Знание подтекста речи является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей. Его извлекают из содержания разговора, из той общей среды, в которую вкраплены воспринимаемые явления.

В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста как раз и создаст условия для достижения взаимопонимания между людьми.

2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности . Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнеру часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая за человеком , который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, в целом его деятельности.

В действиях и деятельности личность проявляет себя, то есть раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека . Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер: на содействие или противодействие . Такое заключение необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

3. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером . Под такой ситуацией понимаются объективно складывающиеся обстоятельства и обстановка, которые благоприятствуют или препятствуют взаимодействию индивидов. Обстановка складывается из предметов, вещей, средств и орудий, которыми пользуются взаимодействующие личности и в окружении которых они находятся. Количество и качество элементов обстановки , их размещение в пространстве и изменение во времени создают конкретные обстоятельства взаимодействия.

Последние нередко побуждают людей изменять свое поведение, иногда даже таким образом, что его психологическое содержание теряется за внешней стороной поступков. С. Л. Рубинштейн писал об этом так: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Подтекст извлекается из личностных качеств индивида и ситуации его взаимодействия с партнером. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены в социально-психологическом отношении.

4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам . Официальное заявление взаимодействующих лиц о согласии понимать и действовать по определенным правилам ко многому обязывает. Они вынуждены выполнять взятые на себя обязательства, ибо расхождение слов с делами свидетельствует о нарушении взаимопонимания, а этого нельзя скрыть.

Соблюдение правил на практике , в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные договоренности. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, то есть согласовывать свои действия . Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Таковы наиболее общие условия достижения взаимопонимания между людьми. Оно возникает на основе и в ходе их взаимодействия. Последнее есть первопричина социально-психологических явлений. Взаимопонимание — одно из них. Его необходимо изучать, осмысливать и использовать для повышения эффективности совместной деятельности людей.

Как найти взаимопонимание с родителями

Постарайтесь успокоиться и понять самую простую и естественную вещь: «предки» любят вас и потому беспокоятся. Именно этим и объясняется то, что они назойливо лезут не в свое дело (с вашей точки зрения, естественно). Когда вы сами станете родителями и поймете на собственном опыте, какой это тяжелый труд – вырастить ребенка, какой он хрупкий и беспомощный поначалу, вам станет понятна причина беспокойства отца и матери.

Не забывайте, что вы действительно очень многим обязаны родителям. Они постоянно отказывали себе в отдыхе, развлечениях, материальных благах, лишь бы у вас была еда, одежда, обувь, возможность учиться и полноценно отдыхать. Хотя бы только поэтому они, как минимум, заслужили, чтобы вы относились к ним вежливо и адекватно, спокойно воспринимали их советы, наставления (даже если эти советы вас ужасно раздражают).

Подросткам свойственно считать себя взрослыми, самостоятельными. Тем не менее, спросите себя прямо и откровенно: может ли считаться взрослым и самостоятельным тот, кто фактически еще сидит на родительской шее? Это звучит грубовато, даже обидно, но правда есть правда. И еще одно, очень важное, обстоятельство. Взрослые и самостоятельные люди не устраивают истерик на «ровном месте», не хлопают демонстративно дверью, не жалуются, что их никто не понимает. Если хотите, чтобы к вам относились серьезно – сами ведите себя серьезно.

Никто не требует, чтобы вы безропотно соглашались с родителями буквально во всем. Как говорилось раньше, «в рот отцу смотрели». У вас есть право на собственное мнение. Но научитесь отстаивать его спокойно, а главное – аргументировано. Серьезный, рассудительный тон – ваш главный помощник. Тогда родители точно поймут: ребенок действительно вырос.

Как установить взаимопонимание

Для успешного установления контакта необходимо предвидеть, как получатель отреагирует на наше сообщение. Предвидение помогает адекватно составить послание и заранее уточнить все места, где может возникнуть непонимание.

Взаимопонимание возникает только если мы выражаем свои мысли настолько точно, насколько это возможно. Любая неопределенность – поле, на котором могут возникать разные смыслы. Следует последовательно выявлять и прояснять места возможных расхождений смысла.

Так, выражение «встретимся во время обеденного перерыва» точно, только если оба человека работают в одной организации, где время перерыва на обед строго регламентировано. В противном случае полезно уточнить время.

Мы верим сообщению, если считаем его надежным и достоверным. Мы должны доверять самой тематике дискуссии. Если собеседник не верит в саму тему нашего сообщения, то проводить с ним дискуссию бессмысленно до тех пор, пока он не поверит в правдоподобность самой тематики разговора.

При установлении взаимопонимания важно контролировать реакцию собеседника. Напряжение и враждебность можно снять при помощи шутки, заставив собеседника рассмеяться. Умея контролировать реакцию собеседника, можно его побудить поменять свою точку зрения и предпринять нужные для нас действия.

Взаимопонимание возникает в дружественной атмосфере. Поэтому для его возникновения необходимо поддерживать теплые и дружеские отношения с аудиторией. Мы можем с ней соглашаться или не соглашаться, но мы обязаны демонстрировать ей свое дружеское отношение и добрую волю к сотрудничеству.

Установлению взаимопонимания способствует обдумывание своих целей и особенностей аудитории. Почему мы согласились выступать? Что мы хотим получить в результате нашего выступления? Что должна сделать или понять аудитория?

Поняв, что хотим от аудитории, мы начинаем облекать это в слова. При этом приходиться строить между позицией аудитории и желаемыми для нас действиями. Один из концов моста лежит в аудитории, поэтому целесообразно в максимальной степени понять это. Что она знает, и что она хочет узнать? Какова ее картина мира, интересы и позиция? Какие у слушателей происхождение, образование, занимаемые должности.

Во время сообщения целесообразно использовать конкретный язык, обращаясь к живым примерам. Деловое общение часто посвящено сложным и сухим проблемам. Восприятие таких тем затруднено, так как задействовано только логическое мышление. Добавление живых примеров иллюстрирует материал, делая его живым и легко запоминающимся. Эмоциональное воздействие и образное представление материала включает дополнительные каналы коммуникации, которые являются более древними и надежными, чем каналы передачи чисто логической информации.

Самый легкий и простой путь сделать материал понятным для слушателя – привязать его к картине мира слушателя.

Более сложные гностические расстройства, характеризующиеся сложной нейропсихологической симптоматикой, связаны с поражением вторичных (1, 2, и частично 5, 7 (верхняя теменная область)) и третичных (39 и 40) полей теменной коры (нижняя тем .

Самооценка может быть оптимальнойи неоптимальной . При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и усп .

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Основные проблемы в изучении темперамента связаны с развитием его биологических .

Источники:
Как добиться взаимопонимания в отношениях?
Человеческие отношения – это сложный комплекс чувств, эмоций и восприятия друг друга. И мерой адекватности и здоровья отношений является, в первую очередь, взаимопонимание в этих отношениях.
http://sobinam.ru/blog/sob_improving/28.html
Как достичь взаимопонимания между людьми
Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое
http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=12463
Как найти взаимопонимание с родителями
??? Порой возникает грустная и на первый взгляд парадоксальная ситуация: самые близкие и дорогие люди, родители и дети, никак не могут найти общий язык. Обычно это бывает, когда у детей начинается
http://www.justlady.ru/articles-146640-kak-nayti-vzaimoponimanie-s-roditelyami
Как установить взаимопонимание
Для успешного установления контакта необходимо предвидеть, как получатель отреагирует на наше сообщение. Предвидение помогает адекватно составить послание и заранее уточнить все места, где может
http://www.safepsychology.ru/pcofs-85-1.html

COMMENTS