Доверие в психологии

Мир Психологии

Доверие

Доверие (англ. trust) — согласно «Энц. словарю» Брокгауза и Эфрона, Доверие — это «психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным. Итак, Доверие отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств. Доверие же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания; доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо. Уверенность есть сознание собственной силы и состоит в Д. к истинности своего знания или правоте своего дела; Д., напротив, проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета». ( См . также Уверенность в себе.)

Г.Г. Шпет дал самую общую характеристику веры. Вера состоит не в чем ином, как в принятии возможности за действительность. Вере всегда противостоит сомнение вообще или всеобщая возможность сомнения — скептицизм. И вера и скептицизм подлежат не опровержению, а изображению. Шпет замечает, что мы имеем дело с одной палкой: хватишься за веру, на др. конце — скептицизм, хватишься за скептицизм, на др. конце — непременно вера. В отличие от принципиального скептицизма или от сомнения, возведенного в принцип, есть вполне здравое сомнение — как субъективное переживание, означающее минимальную степень уверенности. Такое сомнение сопровождает не все, а только некоторые суждения. В «Сов. энц. словаре» слово «Доверие» вообще отсутствует. Составители решили не смущать доверчивость пользователей.

Доверие, как психическое состояние (чувство), преходяще. Завоевать, внушить Доверие трудно, а лишиться его можно в одночасье, мгновенно. Это известно испокон веку. В «Афоризмах житейской мудрости» А. Шопенгауэра находим: «Кто нарушил раз Д. — теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни был — горькие плоды этой потери не заставят себя ждать». С. Московичи считает, что подчинение в конце концов тождественно Д. Он напоминает, что «зерно сомнения у миллионов людей приводит к свержению даже самого могущественного тирана. Постоянное насилие порождает апатию, безразличие и враждебность».

Конечно, нелегко самому отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои дела, положиться на кого-то вполне (это мотивы из словаря В. Даля). Не будем спорить с «Брокгаузом», является ли источником Д. сознание слабости или силы. Справедливо и то и другое. Источником Д. может быть любовь, согласие по поводу верований и ценностей, даже излишняя самоуверенность. А условием его сохранения — постоянство.

Чувство Доверие, как и многое др. в психике человека, появляется очень рано, в том нежном детском возрасте, о котором человек ничего не помнит. Столь раннее появление многого, что впоследствии накладывает печать на всю нашу жизнь, нередко производит впечатление генетической предопределенности. Амер. психолог и психотерапевт Э. Эриксон рассматривал чувство глубокого (базисного) Д. в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство формируется на основании опыта 1-го г. жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и к миру. Под «Доверие» Эриксон подразумевал доверие к себе самому и чувство неизменной расположенности к себе др. людей. Чувство глубокого Д. к себе, к людям, к миру — это краеугольный камень здоровой личности. У взрослых резкое снижение глубокого Д. и превалирование глубокого недоверия проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые уходят в себя, если оказываются не в ладах с др. людьми или с самими собой. Такой уход наиболее ярко демонстрируют индивиды, у которых наблюдается регресс к психологическому состоянию, когда они полностью закрываются, отказываясь от еды, удобств, забывая все свои дружеские привязанности. Главная трудность психотерапевта в работе с такими людьми состоит в том, что он должен сначала «достучаться» до них и убедить, что они могут доверять нам, что мы доверяем им, и они могут доверять сами себе.

Итак Доверие, в огромной своей части относится к эмоциональной, т.е. плохо рационализируемой сфере психики. Оно способно порождать многие др. чувства (от любви до ненависти), состояния (от комфорта до стресса и фрустрации), социальные установки (от приятия до отторжения). Доверие по отношению к личности играет формообразующую роль. Потеряв доверие в глазах окружающих, теряешь лицо. Вернув доверие, получаешь только шанс — не гарантию — его восстановить полностью. Поэтому психологическая культура Доверие теснейшим образом связана с культурой личности и межличностных отношений. Одним из главных критериев личности (наряду с ее свободой) являются флюиды исходящего от нее Д. Доверие в каком-то смысле можно считать синонимом личности. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Доверие — установка личности, представляющая безусловную веру, а иногда и заменяющая ее. Доверие проявляется в специфическом отношении субъекта к определенным объектам, связанным с ситуативной, актуальной значимостью и априорной надежностью (безопасностью) объекта для субъекта.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Учебник: Психология общения

Человеческое общение это таинство открытия друг друга, иногда простого, чаще сложного и мучительного. Скорость взаимного проникновения зависит от степени доверия безусловной веры в истинное совершенство себя самого и другого человека.

В нашей жизни много принуждения. Мы идем через зависть, обиду, алчность, вину. Все эти чувства подавляют веру в себя и вместе с ней жизненные силы и способности человека. Результат подчинение железной необходимости, существующей для всех, и отказ следовать своим собственным путем, отстаивать свою точку зрения. Однако природа не терпит ни одного создания, не способного постоять за себя. И наоборот, поддерживает того, кто верит в правомочность своих пристрастий и антипатий, кто следует зову сердца. Именно поэтому самые стойкие и верные своим убеждениям, взглядам, целям в конце концов получают признание.

Попытаемся и мы научиться использовать доверие как плодотворный потенциал общения.

Психологическая наука о доверии.

Доверие скорее нравственная категория, чем психологическая. Один из ранних авторов, признававших первостепенную значимость доверия в человеческом взаимодействии Ральф Уолдо Эмерсон. Его очерк «Доверие к себе» один из самых знаменитых. Блестящие идеи Р. Эмерсона, изложенные более 150 лет назад, не утратили своей актуальности и в наше время. Судите сами.

«Верить собственному чувству и собственной мысли, верить, что истинно для тебя, для твоего сердца, вот в чем гений. Научиться распознавать проблески света, озаряющие душу изнутри, не дать им угаснуть и превратить их в лучи, исходящие от сердца, вот в чем совершенство. Самый назидательный урок, который преподают нам великие творения искусства, состоит в том, что они учат нас без самонадеянного упорства, непреклонно держаться инстинктивно сложившегося у нас впечатления и особенно в тех случаях, когда хором твердят нечто прямо противоположное».

«Верьте себе! Нет сердца, которое не откликнулось бы на зов этой струны. Примите то место, которое было найдено для вас божественным проведением, примите общество своих современников и связь событий. Так всегда поступали великие люди. ».

Научившись доверять себе и другим, научившись верить, можно обрести счастье. Глубочайшие мыслители всех времен неизменно приходили к выводу: мы живем в духовном мире, существующем по закону Любви. Вселенной правит вездесущая сила, исполненная Добра и созидания. Интуитивно каждый человек ощущает: он в своем естественном состоянии является частицей и проявлением Добра и Любви. И поэтому в каждом есть истоки совершенства, каждый ценен и может осознать свою ценность.

А откуда же тогда Зло? Откуда горести и страдания? Жестокость, варварство, преступление? Мудрые утверждают: все слабости людские, озлобление, боль есть плод нашего невежества, неверного представления о своей природе, негативного восприятия мира и людей в нем.

Современные психологи редко обращаются к теме доверия. Особенно в личностном аспекте. Однако в возрастной психологии категория доверия рассматривается особо.

Известный американский психолог Э. Эриксон считает: доверие это не только надежда на других, это еще и вера в самого себя, в способность самостоятельно справляться с собственными побуждениями и нуждами. Чувство базового доверия младенца к миру это начало его личности и основа гармоничного общения с людьми, истоки его умения присоединяться к людям и одновременно выделять себя как личность.

Итак, учатся доверию в детстве. И самый важный период обучения от рождения до одного года. В этом возрасте ребенок полностью зависим от родителей: они его кормят, меняют пеленки, защищают и согревают. Если ребенок по какой-то причине не защищен в это трудное для него время (скажем, он плачет, его иногда покормят, а иногда и шлепнут), доверие не рождается. И ему трудно родиться позже.

Американские психотерапевты убеждены: если человек не умеет доверять, ему трудно создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности: чем меньше он доверяет, тем меньше у него друзей. Чем меньше у него друзей, чем беднее его отношения и тем меньше он доверяет другим. Такому человеку кажется: он не способен дружить и любить, он какой-то не такой, с ним что-то не ладно, что-то не так, а окружающие в нем не нуждаются. В обращении с людьми у него скорее проявляется потребность в самозащите, чем в доверии и открытости.

В отечественной психологии доверие рассматривается психологами как компонент человеческих отношений. Ученые обычно выделяют три основных аспекта феномена доверия:

доверие к источнику информации, т. е. вера в правдивость человека носителя информации (теории массовых коммуникаций);

доверие к самой информации, т. е. вера в истинность высказанных мыслей и чувств, раскрывающих внутренний мир личности (социальная психология);

доверие к человеку как к исполнителю, т.е. вера в то, что порученное дело будет сделано (педагогика).

В отечественной социальной психологии доверие изучается, главным образом, в контексте дружеских отношений (И. С. Кон, В. А. Лосенков, И. В. Страхов, И. Э. Стрелкова и др.). В. С. Сафонов рассматривает доверительность в общении как одно из важных условий эффективности общения и как один из важнейших и необходимых компонентов связи людей между собой. Доверительность при этом понимается как «специфический способ социально-психологического обособления личностей в некоторую специализированную общность «мы», имеющий три специфические функции: обратной связи в процессе самопознания личности; «психологического облегчения»; «психологического сближения».

В зарубежных исследованиях можно выделить два основных направления. Первое рассматривает доверительность как раскрытие действительного Я, включающее уязвимые, негативные стороны личности. При этом отмечается: естественные импульсы доверительности контролируются страхом потерять уважение к себе; преодоление страха способствует доверительным взаимоотношениям; непреодоленные страхи блокируют доверительность и разрушают личность изнутри, что приводит к разрыву ее связей с окружающими. Исследователи второго направления рассматривают доверие как трансакцию, как взаимное реагирование на возникающие в общении «полезные приобретения» на основе их «ценностного взвешивания». Доверительность при этом является «продуктом ситуации» и специфики взаимоотношений, возникающих независимо от исходных личностных характеристик (мотивации, состояний и др.).

Доверие себе самому это по сути дела безусловная вера, убежденность человека в своем собственном совершенстве, которая дает человеку право и возможность считать себя хорошим, несмотря на то что в разнообразных жизненных ситуациях человек ведет себя по-разному и не все его дела и поступки можно однозначно назвать положительными.

Доверие это устойчивое ощущение безопасности, уверенности в другом человеке и в самом себе. Два взаимодополняющих аспекта этого феномена доверие другому и самому себе. Доверие другому это переживание ощущения защищенности, безопасности в присутствии этого человека и безусловная вера в его позитивную сущность. Доверие самому себе это безусловная вера в свои силы, собственную значимость, ценность, нужность.

На эмоциональном уровне доверие самому себе переживается как состояние самопринятия, которое, создавая ощущение защищенности, позволяет открыто выражать свои чувства, мысли, действовать и быть уверенным при этом в понимании, поддержке, прощении. Доверяющий себе человек полагается на свою интуицию, признает правомерность своих чувств, мыслей, действий.

Читать: Часть i теоретические вопросы общения

Читать: 12. стили общения

Читать: Часть ii эффективные технологии общения

Читать: 2. технология подлинного общения э. берна

Читать: Модели коммуникации

Читать: 5. технология идеального общения ч. тойча и дж. тойч

Читать: 7. рефлексия как потенциал плодотворного общения

Читать: 8. доверие как потенциал плодотворного общения

Психологическая наука — о доверии

Доверие — скорее нравственная категория, чем психологическая. Один из ранних авторов, признававших первостепенную значимость доверия в человеческом взаимодействии — Ральф Уолдо Эмерсон. Его очерк «Доверие к себе» — один из самых знаменитых. Блестящие идеи Р. Эмерсона, изложенные более 150 лет назад, не утратили своей актуальности и в наше время. Судите сами.

«Верить собственному чувству и собственной мысли, верить, что истинно для тебя, для твоего сердца, — вот в чем гений. Научиться распознавать проблески света, озаряющие душу изнутри, не дать им угаснуть и превратить их в лучи, исходящие от сердца, — вот в чем совершенство. Самый назидательный урок, который преподают нам великие творения искусства, состоит в том, что они учат нас без самонадеянного упорства, непреклонно держаться инстинктивно сложившегося у нас впечатления — и особенно в тех случаях, когда хором твердят нечто прямо противоположное».

«Верьте себе! Нет сердца, которое не откликнулось бы на зов этой струны. Примите то место, которое было найдено для вас божественным проведением, примите общество своих современников и связь событий. Так всегда поступали великие люди. »[89].

Научившись доверять себе и другим, научившись верить, можно обрести счастье. Глубочайшие мыслители всех времен неизменно приходили к выводу: мы живем в духовном мире, существующем по закону Любви. Вселенной правит вездесущая сила, исполненная Добра и созидания. Интуитивно каждый человек ощущает: он в своем естественном состоянии является частицей и проявлением Добра и Любви. И поэтому в каждом есть истоки совершенства, каждый ценен и может осознать свою ценность.

А откуда же тогда Зло? Откуда горести и страдания? Жестокость, варварство, преступление? Мудрые утверждают: все слабости людские, озлобление, боль есть плод нашего невежества, неверного представления о своей природе, негативного восприятия мира и людей в нем.

Современные психологи редко обращаются к теме доверия. Особенно в личностном аспекте. Однако в возрастной психологии категория доверия рассматривается особо.

Известный американский психолог Э. Эриксон считает: доверие — это не только надежда на других, это еще и вера в самого себя, в способность самостоятельно справляться с собственными побуждениями и нуждами. Чувство базового доверия младенца к миру — это начало его личности и основа гармоничного общения с людьми, истоки его умения присоединяться к людям и одновременно выделять себя как личность.

Итак, учатся доверию в детстве. И самый важный период обучения — от рождения до одного года. В этом возрасте ребенок полностью зависим от родителей: они его кормят, меняют пеленки, защищают и согревают. Если ребенок по какой-то причине не защищен в это трудное для него время (скажем, он плачет, его иногда покормят, а иногда и шлепнут), доверие не рождается. И ему трудно родиться позже.

Американские психотерапевты убеждены: если человек не умеет доверять, ему трудно создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности: чем меньше он доверяет, тем меньше у него друзей. Чем меньше у него друзей, чем беднее его отношения — и тем меньше он доверяет другим. Такому человеку кажется: он не способен дружить и любить, он какой-то не такой, с ним что-то не ладно, что-то не так, а окружающие в нем не нуждаются. В обращении с людьми у него скорее проявляется потребность в самозащите, чем в доверии и открытости.

В отечественной психологии доверие рассматривается психологами как компонент человеческих отношений. Ученые обычно выделяют три основных аспекта феномена доверия:

доверие к источнику информации, т. е. вера в правдивость человека — носителя информации (теории массовых коммуникаций);

доверие к самой информации, т. е. вера в истинность высказанных мыслей и чувств, раскрывающих внутренний мир личности (социальная психология);

доверие к человеку как к исполнителю, т.е. вера в то, что порученное дело будет сделано (педагогика).

В отечественной социальной психологии доверие изучается, главным образом, в контексте дружеских отношений (И. С. Кон, В. А. Лосенков, И. В. Страхов, И. Э. Стрелкова и др.). В. С. Сафонов рассматривает доверительность в общении как одно из важных условий эффективности общения и как один из важнейших и необходимых компонентов связи людей между собой. Доверительность при этом понимается как «специфический способ социально-психологического обособления личностей в некоторую специализированную общность «мы», имеющий три специфические функции: обратной связи в процессе самопознания личности; «психологического облегчения»; «психологического сближения».

В зарубежных исследованиях можно выделить два основных направления. Первое рассматривает доверительность как раскрытие действительного Я, включающее уязвимые, негативные стороны личности. При этом отмечается: естественные импульсы доверительности контролируются страхом потерять уважение к себе; преодоление страха способствует доверительным взаимоотношениям; непреодоленные страхи блокируют доверительность и разрушают личность изнутри, что приводит к разрыву ее связей с окружающими. Исследователи второго направления рассматривают доверие как трансакцию, как взаимное реагирование на возникающие в общении «полезные приобретения» на основе их «ценностного взвешивания». Доверительность при этом является «продуктом ситуации» и специфики взаимоотношений, возникающих независимо от исходных личностных характеристик (мотивации, состояний и др.).

Доверие себе самому — это по сути дела безусловная вера, убежденность человека в своем собственном совершенстве, которая дает человеку право и возможность считать себя хорошим, несмотря на то что в разнообразных жизненных ситуациях человек ведет себя по-разному и не все его дела и поступки можно однозначно назвать положительными.

Доверие — это устойчивое ощущение безопасности, уверенности в другом человеке и в самом себе. Два взаимодополняющих аспекта этого феномена — доверие другому и самому себе. Доверие другому — это переживание ощущения защищенности, безопасности в присутствии этого человека и безусловная вера в его позитивную сущность. Доверие самому себе — это безусловная вера в свои силы, собственную значимость, ценность, нужность.

На эмоциональном уровне доверие самому себе переживается как состояние самопринятия, которое, создавая ощущение защищенности, позволяет открыто выражать свои чувства, мысли, действовать и быть уверенным при этом в понимании, поддержке, прощении. Доверяющий себе человек полагается на свою интуицию, признает правомерность своих чувств, мыслей, действий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 7555 — | 5999 — или читать все.

Источники:
Мир Психологии
психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса
http://www.persev.ru/doverie
Учебник: Психология общения
В пособии рассматриваются сущность общения, его происхождение и функции. Особое внимание уделяется взаимосвязи общения с процессами развития и самопознания личности.
http://uchebnik.biz/book/217-psixologiya-obshheniya/64-chto-takoe-doverie.html
Психологическая наука — о доверии
Психологическая наука — о доверии Доверие — скорее нравственная категория, чем психологическая. Один из ранних авторов, признававших первостепенную значимость доверия в человеческом
http://studopedia.ru/7_41076_psihologicheskaya-nauka—o-doverii.html

(Visited 11 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Нам 2 года отношений 2 года отношений2 года назад свершилось чудо, Отыскать сумели друг друга, И с того самого… (3)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (3)

Если мужчина дева не любит Если мужчина дева не любитСам знак Дева характеризуется сомнением и иронией, поэтому при общении с… (3)

Женатый любовник рак Женатый любовник рак21 июня - 22 июля 4-й знак Зодиака 1-й водный знак 2-й основной… (3)

Отношения с мужчиной старше Если мужчина старше Большая разница в возрасте супругов - плюсы и минусы. Почему ж ты… (2)



COMMENTS