Все о детях, все для родителей
Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. А дети, как и взрослые, должны знать как правильно себя вести. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета.
Что представляют собой правила этикета для детей? Это такие правила поведения, зная которые и главное, соблюдая их, Вы не попадете в неудобную ситуацию, и будете выглядеть воспитанным, вежливым.
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Сегодня в цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. Это очень важно, ведь если в семье не будут соблюдаться правила хорошего тона, то и ребенка научить будет не реально.
Основы поведения человека, привычки, черты характера закладываются именно в детстве. Поэтому от знаний, которые ребенок получил в детстве, зависит его образование, успешность, карьера и многие другие важные факторы. А этикет открывает дверь в общество. Культура поведения и общения помогает малышу в дальнейшем быть услышанным и понятым. С воспитанным ребенком приятно иметь дело. Если он знает и соблюдает правила этикета, начинает понимать, что такое совесть, нравственность, мораль, ответственность.
Думаю, всем известно, что дети лучше всего учатся в игровой форме, поэтому в процессе обучения рекомендуется использовать ролевые игры. Используя куклы, обыгрывайте ситуации, когда Вы посетили театр, к Вам пришли гости и т. п.
Самые простые методы обучения детей – это просмотр мультфильмов, чтение сказок, стихов, напевание песен, использование настольных игр по этикету. Можно рассматривать картинки (карточки) с изображением плохого и хорошего поведения.
Кроме того, чтобы ребенок понимал, как вести себя в том, или ином заведении, нужно посещать их вместе с ним: театры, кафе, разнообразные праздники.
Дети не смогут соблюдать все правила поведения, которые должны соблюдать взрослые, но, есть основные, о которых не стоит забывать, воспитывая ребенка.
Самое первое правило хорошего тона – это уважение ко всем людям и взрослым, и детям. Из этого правила плавно вытекают все остальные, ведь, по своей сути правила этикета – это и есть правила уважительного отношения к другим.
• Обязательно перед едой мыть руки.
• Садиться за стол и приступать к еде вместе со всеми.
• Не класть на стол локти.
• Не ковыряться руками в тарелке.
• После еды вытереть губы салфеткой.
• Поблагодарить взрослых за еду.
• Набивать полный рот.
• Кушать из чужой тарелки.
• Использовать в еде чужие ложки, вилки.
• Разговаривать с полным ртом
• Баловаться во время еды.
• При встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, а при расставании – прощаться.
• При необходимости использовать «волшебные слова»: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «приятного аппетита».
• К взрослым обращаться по имени-отчеству и на «Вы».
• Со сверстниками можно общаться на «ты».
• Нельзя обижать, унижать других детей, обзывать их.
• Не следует обижаться, жаловаться, ябедничать.
• Обязательно поздороваться с хозяевами дома.
• Вести себя спокойно.
• Перед уходом поблагодарить за гостеприимство.
• Приходить в гости без приглашения.
• Трогать и брать без разрешения чужие вещи.
• Засиживаться в гостях допоздна.
• Напрашиваться на чай, угощения, обед.
• Шуметь и бегать.
• В транспорте следует уступать место старшим.
• Перед тем как зайти в магазин либо транспорт, сначала нужно предоставить дорогу выходящим.
• Нужно соблюдать чистоту на улице и в помещении.
• Нельзя громко кричать, петь песни.
• Нельзя заходить в общественный транспорт с едой или напитками.
• Нельзя тыкать пальцем.
• При разговоре не перебивать других людей.
Невоспитанный, грубый ребенок никогда не будет иметь авторитет у сверстников, его не будут ставить в пример взрослые. А для развития личности это важно. Поэтому соблюдать правила хорошего тона нужно постоянно и везде.
Детский этикет
Детский этикет. Как научить ребенка хорошим манерам.
В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим ,в пренебрежении к чужим интересам и запросам ,в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.
— Запретный плод сладок, — объясняет детский психолог. — Дети, словно чуткие локаторы, отмечают любое непривычное поведение авторитетных для них людей (в первую очередь других детей) и копируют его. Вообще, в любом коллективе существует свой этикет, свои правила поведения. Это еще из племенной жизни идет: знаешь местные правила игры — значит, свой. Поэтому родителям нужно спокойно относиться к каким-то словечкам или манерам, принесенным из детсада или школы.
— Тут родителям нужно помнить, что период юношеского отрицания необходим для становления личности, — продолжает психолог. — Плохо, если он не пройден, — человек на всю жизнь останется в душе инфантильным ребенком, или у него начнется бунтарский период лет в 30—40. Поэтому родителям подростка надо просто набраться терпения и пережить этот период.
Если вы спокойно относитесь к выкрутасам своего выросшего чада и сохраняете с ним доверительные отношения, скоро он вернется к нормам хорошего поведения, воспитанным у него в детстве.
Детский этикет
Тему поведения и этикета в обществе для самых маленьких и их родителей раскроет Ксения Ферзь — имидж и этикет инструктор, издатель аристократического дайджеста LoyalRoyal.me и энциклопедии имиджа, этикета и искусства жить AristoTwist.ru
Вспоминается одна прекрасная поговорка: “Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.” Мой опыт проведения мастер-классов по этикету для детской аудитории показывает, что дети отзывчивы к этикету, им нравится игра по правилам — в данном случае по правилам искусства, искусства жить. Важно использовать этот возраст, пока ему не свойственны многолетние привычки и косность взглядов.
Но бывает, что дома дети вынуждены вернуться в привычную для семьи колею быта, далекую от примеров du comment il faut, и натиск поведенческих стереотипов побеждает. Максимально легко и действенно для мамы, ребенка и семьи в целом — изучать этикет вместе с ребенком, сделать этикет игровой практикой для себя и для ребенка, и незаметно для себя (но заметно для окружающих) превратить хороший тон в хороший обычай, стиль жизни, характер и судьбу.
Простительно ли это, чтобы маленький ребенок кричал в общественных местах и транспорте?
Еще одна английская поговорка “children should be seen but not heard” — “дети должны быть видны, но не слышны” — пожалуй, самая точная формулировка. И прежде всего ее следует усвоить родителям, ведь если поведение маленького ребенка создает неудобство для окружающих, то винить в этом можно только его опекунов.
Я часто слышу от людей, преданных своему выбору стать родителями, что когда у них появились дети, они начали с пониманием относиться к детскому плачу и научились игнорировать его. Но нельзя списывать со счетов тех, кого не посещает и не трогает идея завести детей. В интернете идет много споров на эту тему. Снисходительные взгляды сходятся, пожалуй, только на грудничках, в устах которых плач еще не каприз, а природная неизбежность.
Но истерика ребенка, который ходит и говорит, воспринимается гораздо менее лояльно. И снова все пальцы указывают на родителей, которые, вероятно, слишком поспешно решили, что ребенок научился сам развлекаться и справляться с физическим дискомфортом, что он перестал чего-то бояться и нуждаться в постоянном внимании и поддержке. Исследования психологов, терапевтов и обмен советами на материнских форумах помогут пополнить багаж родительских трюков. Ведь главное — выявить причину плача. А еще лучше — ее предупредить.
Считается ли хорошим тоном угостить чужого проголодавшегося ребенка тем, что ест ваш ребенок?
Можно, но только с разрешения его родителя или опекуна: у ребенка может быть аллергия, и вы не хотите стать причиной приступа. Вообще же питание навесу в общественных местах для этого не предназначенных, из тары для этого не предназначенной желательно свести до минимума: это дискомфортно как для вашего ребенка, так и для всех окружающих. Если ребенок страдает от дефицита глюкозы, и ему необходим частый прием пищи, рекомендую обойтись питательными смузи, которые можно незаметно выпить из бутылки. Из бутылки — в экстренных случаях: правильно — приучать ребенка пить жидкость из стеклянной посуды, а именно: чай — из чашки, воду — из стакана или бокала.
Можно ли кормить ребенка грудью в общественных местах?
Крайне непривлекательно в виду интимности процесса. Дискретность — основа этикета. Одежда для кормления поощряет этот тренд, что вовсе не делает публичное кормление более приемлемым в культурном обществе. Равно как усовершенствованная модель памперсов не делает более приемлемой смену подгузников в общественном месте, а удобная модель комбинезона — необходимость справить нужду.
Нельзя. Как и взрослым. Как прекрасно сказала Miss Manners: хотите блистать знанием этикета — заведите собственных детей и делайте замечания им. Как не парадоксально, игнорировать дурной тон считается хорошим тоном.
С какого возраста следует учить детей столовому этикету?
Ребенок должен учиться есть пищу приборами, как только ему начинает позволять мелкая моторика. Естественно, детскими приборами. Возраст в диапазоне 13 — 18 месяцев — оптимальный период для старта. В три года детей в английских аристократических семьях уже учат сидеть за столом ровно, не наклоняясь над тарелкой и не отстраняя от корпуса тела локтей. Тем не менее до 12 лет детей не допускают к формальным застольям, считая, что их манеры все еще требуют шлифовки. Чем скорее вы планируете социализировать свое чадо, тем скорее следует позаботиться о том, чтобы его манеры говорили в пользу манер его родителей. У меня есть знакомый, родителей которого вызывали в школу за неуместное поведение. Угадайте, какое именно? Ребенок отказывался обедать без ножа! Уверена, что за подобный саботаж родителям краснеть не пришлось.
Прививаем хорошие манеры, играя
Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!
Нормы этикета, хоть они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – ведь они не закреплены ни одним законом. Это своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом. Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах:
• в момент приветствия и прощания
• в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)
• в телефонном разговоре
• как вести себя в гостях
• как принимать гостей
• как вести себя за столом
• как правильно составлять письма, отвечать на письма
• общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
• употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
• выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
• соблюдение личной гигиены и забота о здоровье
• отношение к материальным ценностям
• понятие о вкусе, красоте, моде, стиле
Одно только перечисление тем по правилам этикета выглядит впечатляюще. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, главное, выполнять их. Причем, всегда. Считается, что самый высокий уровень человеческой культуры в том, чтобы соблюдать правила этикета даже тогда, когда ты находишься один, и никто не может проследить, соблюдаешь ты этикет или нет. Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детям?
Знакомство с этикетом начинается с самого раннего детства, осознанное – лет с 5-ти. Как это обычно происходит? В детсадах и школах проводятся специальные занятия – уроки по этике и эстетике. И пусть не обижаются на меня педагоги, но проводятся, как правило, скучно, назидательно, в совершенно однобокой форме заучивания правил. И какова же судьба всех подобных нравоучений? Получаем обратный эффект – выполнять правила не хочется.
Это что касается теоретической части по этикету. А как практически прививается этикет? Еще хуже. Я бы даже сказала, в нарушение всех правил этикета. Окриками, наказаниями, диктатом. «Не хлопай дверью!», «Вымой руки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тщательно пережевывай пищу!», «Не разговаривай с набитым ртом!», «Не чавкай!», «Рот прикрывай, когда чихаешь!», «Уступи место бабушке!». А самое парадоксальное в этом ряду, вот это: «Что ты орешь, как ненормальный?!» (естественно, эту фразу возмущенные взрослые орут, как ненормальные). Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объяснить, почему не иначе. А еще лучше было бы прививать правила этикета не напрямую, а косвенно, исподволь, чтобы ребенку самому хотелось их выполнять.
Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например,
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
На обложке этого сборника стихотворений честно написано «Книга для непослушных детей», а ниже приписка – «Послушным детям читать запрещается». Потрясающая приманка, согласитесь? Конечно, есть и еще одна маленькая хитрость в том, что все стихотворения написаны с необыкновенным, тонким чувством юмора. Соединения метода от противного и чувства юмора – хороший ход для того, чтобы, на самом деле, научить этикету и высмеять невежество, таким способом наглядно продемонстрировав, как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.
Этикет для плюшевого мишки
Однажды я наблюдала в детской такую сцену. Моя 5-тилетняя дочь играла со своим любимым плюшевым мишкой. Она кормила его с ложечки и говорила ему: «Не чавкай, пожалуйста. Это неприлично!» Понятно, что игрушечный мишка не мог чавкать, просто дочке хотелось поучить его хорошим манерам. И, сама того не подозревая, она подсказала мне еще одну идею, как можно учить детей этикету. В игре. С куклами и плюшевыми игрушками.
Детям не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их одергивают и исправляют их поведение (да еще, если это происходит в резкой форме). Но дети не против соблюдения правил этикета. И они понимают, что по правилам жить удобнее для всех. Детям надоедает одна и та же однообразная роль ученика, сидящего за партой. И так хочется почувствовать себя в роли учителя.
Играя с куклами и плюшевыми игрушками, дети учат этикет очень охотно. Взрослым можно только подбрасывать все новые и новые ситуации, которые будут разыграны, чтобы охватить все случаи из жизни, где нужно знать правила этикета.
Играя по правилам этикета
Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!
СИТУАЦИЯ. Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.
РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ. Дети пишут друг другу (а может, даже и взрослым) письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Письма рассылаются электронной почтой. И второй этап – получивший письмо должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета. Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.
ДОРИФМУЙ. Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки.
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще… (здравствуйте)
Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова)
В день не бойся раз до ста
ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина «Мистер Сноу».
– Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
– Через час. Даю вам слово.
– Вот спасибо, мистер Сноу…
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.
Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:
1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер)
2. «Урок вежливости»: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
3. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский)
4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц)
5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе. Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В-третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ. И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.
Всякая теория без практики мертва. Если ваш ребенок мало общается, ведет замкнутый образ жизни, если вы не посещаете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены, сведены до минимума. Естественно, то, что не требует применения, будет разумно считаться вашим ребенком не нужным.
Задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны. Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.
И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.
Источники:
Все о детях, все для родителей
Что представляют собой правила этикета для детей? Это такие правила поведения, зная которые и соблюдая, Вы не попадете в неудобную ситуацию, и будете выглядеть воспитанным.
https://karapysik.ru/pravila-etiketa-dlya-detej/
Детский этикет
Меня очень часто спрашивают, как научить ребенка хорошим манерам? Есть только один способ: быть вежливым самому! Я не знаю ни одной семьи, в которой ребёнок был бы вежливее родителей. А вот обратное – очень часто наблюдаю. Таким образом, получается, что детям мало примера перед глазами, они…
https://yuvikom.livejournal.com/109332.html
Детский этикет
Детский этикет – основные правила для детей и их родителей. Какое поведение неприемлемо в обществе и как стоит объяснять ребенку правила поведения >>
https://micrusha.ru/detskii-etiket
Прививаем хорошие манеры, играя
Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!
https://azbyka.ru/deti/privivaem-horoshie-manery-igraya
COMMENTS