Межличностные отношения в семье
Семейно-брачные и родственные отношения. Забота, ответственность, жертвенность, бескорыстная самоотдача, преданность партнеру загс каменск уральский проявление отношений любви. Влияние различных видов взаимоотношений и особенностей личности на счастье межличностные отношения в семье удовлетворенность.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже. Подобные работы
Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с детьми-подростками в семье.
курсовая работа [133,9 K], добавлена 12.12.2006
Исследование межличностных отношений в работах психологов. Особенности межличностных отношений подростков. Психологический климат группы. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков. Организация и методика исследования.
курсовая работа [62,6 K], добавлена 01.10.2008
Социальные представления в сфере семейно-брачных отношений. Основные проблемы и вопросы семейно-брачных и сексуальных отношений современной молодежи в свете социальной статистики. Рассмотрение вопросов семьи, брака, государственной семейной политики.
курсовая работа [53,2 K], добавлена 19.10.2009
Межличностные отношения и уверенность в семье. Причины межпоколенных конфликтов. Межличностные отношения в группах и коллективах. Проблема проведения беседы. Общение как сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми.
реферат [39,8 K], добавлена 27.11.2010
Межличностные отношения как фактор личностного развития детей дошкольного возраста. Особенности отношений к сверстникам дошкольников и влияние на этическое развитие ребенка. Программа совершенствования межличностных отношений с помощью социальных игр.
курсовая работа [250,4 K], добавлена 06.03.2012
Межличностные отношения как психологический феномен. Формирование личностных характеристик детей. Описание методик эмпирического исследования по изучению особенностей межличностных отношений старших подростков, воспитывающихся в семье и в интернате.
дипломная работа [1,3 M], добавлена 06.08.2013
Индивидуальные свойства личности и характера. Деятельность как основание личности. Формирование личности, его связь с процессом целеобразования и действиями субъекта. Психические свойства личности и межличностные отношения. Психоанализ Зигмунда Фрейда.
реферат [32,5 K], добавлена 03.12.2010
Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка, понятие семейных отношений. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик, результаты исследования.
курсовая работа [71,3 K], добавлена 22.09.2009
Психология развития личности родителей, ребенка и особенности их взаимоотношений. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя их влияние на стиль отношения к ребенку. Ход исследования, обсуждение результатов.
курсовая работа [76,0 K], добавлена 03.11.2009
Формирование эстетики поведения и общения, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Экспериментальная проверка влияния уровня сформированности эстетических норм поведения на межличностные отношения подростков.
дипломная работа [139,8 K], добавлена 13.09.2010
Разработка концепции застройки Разработка концепции застройки жилых и общественных комплексов.
Помните, что по вопросам, касающимся здоровья, необходимо консультироваться с врачом.
Это признак полного развала воспитания.
Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.
Популярное
Межличностные отношения в семье
Семейно-брачные и родственные отношения. Забота, ответственность, жертвенность, бескорыстная самоотдача, преданность партнеру как проявление отношений любви. Влияние различных видов взаимоотношений и особенностей личности на счастье и удовлетворенность.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний.
Межли?чностные отноше?ния — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения. в первую очередь визуальному (или невербальным связям. которые включают в себя как внешний.
Межличностные отношения в семье
Семейно-брачные и родственные отношения. Забота, ответственность, жертвенность, бескорыстная самоотдача, преданность партнеру как проявление отношений любви. Влияние различных видов взаимоотношений и особенностей личности на счастье и удовлетворенность.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний.
Подписаться на статьи
Брак девы и козерога
Межличностные отношения в семье
Семейно-брачные и родственные отношения. Забота, ответственность, жертвенность, бескорыстная самоотдача, преданность партнеру как.
Дипломная работа: Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии
Межличностные отношения в семье
Семейно-брачные и родственные отношения. Забота, ответственность, жертвенность, бескорыстная самоотдача, преданность партнеру как.
Администрация не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.
Использование материалов или их фрагментов допускается только по письменному разрешению адмиристрации сайта.
Межличностные отношения в семье
Всоциологии семьи задача изучения семейных взаимоотношений решается с помощью социально-психологических методов, но не сводится к сугубо психологическому анализу семьи как разновидности малой группы. Становление и разрушение семейного единства, общности, сплоченности на всех стадиях семейного цикла жизни, функционирование чувства семейного МЫ как центра семейного образа жизни, анализ специфики взаимоотношений родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен, членов семьи с микросредой родства — вот основные направления микросоциологического исследования.
В основе социологического подхода к семейным отношениям находится интерес к конфигурациям ролевых взаимодействий. Социальная структура в процессе модернизации изменяет социальные роли и взаимосвязи между ними, и все это не может не затрагивать семейные роли. Микросоциология семьи фиксирует динамику межличностных отношений в семье, обусловленную трансформацией семейных ролей. В отличие от психологии, сосредоточенной в основном на структуре эмоциональных связей
и на видоизменениях семейной структуры в связи с их воздействиями на формирование личности ребенка и на целостность семьи, социология семьи сфокусирована на ролевой структуре и на ее взаимодействии с межличностной структурой.
Психолога интересуют прежде всего межличностные роли, процессы межличностного восприятия и аттракции членов семьи, тогда как социолог относится к межличностным взаимоотношениям как фону, раскрывающему через специфику семейного лада и семейного конфликта особенности интеграции родительства-супружества-родства. Степень согласованности семейных ролей (родительских-супружеских-родственных) и степень их нормативной дистанцированности от внесемейных ролей — вот фокус социологического интереса.
Огромное количество методик и процедур, разработанных в социологии и психологии, посвящено тем или иным аспектам социологического измерения семьи, однако систематизация этой обширной исследовательской техники в пределах социологического подхода не завершена. Обычно взаимоотношения родства исследуются с помощью инструментария, ориентированного на фиксацию структуры родственного общения (вовлеченность в родственные интеракции, частота контактов, индексы родственной взаимосвязанности и расширенного фамилизма), родственной солидарности (индексы ориентированности на родство и расширенную семью, шкалы фамилизма, взаимопомощи и поддержки, предпочитаемой территориальной локализации родства), родственных норм и качества взаимоотношений (значение прародительства, индекс конфликтности, значимость расширенной семьи как референтной группы).
Приведем пример шкалы фамилизма:
1. Как Вы думаете, следует ли платить детям моложе 16 лет за их работу в семье?
2. Как Вы считаете, должны ли работающие дети моложе 21 года и живущие в семье отдавать всю зарплату родителям?
3. Кому следует ухаживать за престарелыми родителями — правительству или их детям?
4. Если Ваши родители не советуют жениться на девушке, которую Вы выбрали, женитесь ли Вы на ней?
5. Следует ли детям, создавшим собственную семью, жить вместе с их родителями?
6. Можно ли вступать в брак с человеком другой религиозной веры?
7. Можно ли заключать брак с человеком другой национальности ?
8. Могли бы Вы сделать своего сына партнером Вашей фирмы?
9. Понравится ли Вам намерение сына пойти по Вашим профессиональным стопам?
10. Следует ли советоваться по важным семейным вопросам с близкими родственниками (дядей, тетей, двоюродным братом или сестрой)?
Методики исследования взаимоотношений родителей и детей также необычайно многообразны и построены в основном на прямых вопросах и их комбинациях либо на суждениях проективного или прямого характера. Вот некоторые направления измерений нормативная и функциональная солидарность и интеграция, сходство и различие ценностей, межличностное восприятие потенциальной поддержки со стороны членов семьи, воспринимаемое качество взаимодействий: чувств тесноты, близости, понимания, коммуникации, доверия и уважения к себе от других и к другим в семье, частота общения (ролевого и гендерного) между членами семьи.
В зависимости от моды на те или иные теории в каждую исследовательскую эпоху меняются критерии брачной приспособленности и соответственно изменяется содержание задаваемых вопросов. Если же используются тесты, то смена теорий сказывается на интерпретации данных. В социальной психологии много интересных попыток создания принципиально новых подходов к измерению семейных и супружеских взаимоотношений, которые со временем смогут быть использованы в социологии семьи. Но эти новые тесты не решают задач, стоящих перед социологическим измерением степени совпадения ролевых и межличностных структур семейного общения.
Социологический подход к изучению супружеских взаимоотношений предложен в 1970 г. А.И. Антоновым на основе способа изучения совместимости супругов по сходству их взаимных представлений о выполнении каждым своих социокультурных семейных ролей. . Для измерения супружеских отношений методом опроса в связи с неизбежностью неконтролируемых взаимодействий лучше отказаться от прямых вопросов. Техника семантического дифференциала (СД) (см. гл. 13) наилучшим образом отвечает требованиям проективных процедур. Анализ включенности в Я различных социальных феноменов, играющий огромную роль в социологии семьи и в социальной психологии, находит в технике СД прекрасную возможность измерить степень идентификации Я с теми или иными символами социального мира.
Сопоставление с Я релевантных (уместных) семейному образу жизни объектов говорит о значении, придаваемом личностью данному аспекту семейного бытия. При изучении с помощью СД личностных смыслов вовсе не обязательно знать, что именно представляет собой Я и сопоставляемый с ним объект. Важно различие в оценках, оперирование этими различиями может говорить больше о личности и о характере отношений в семье, чем попытки непосредственного проникновения в глубинную суть ценностей.
Сопоставляя с Я семейные роли отца, жены, сестры, внука и т.д., можно получить самооценку собственного исполнительского мастерства в той или иной роли. Давая для оценки одни и те же объекты-роли всем членам семьи, можно получить характеристики межличностного восприятия этих ролей. Взаимные индикаторы межличностных восприятий оказываются показателями фактического исполнения тех или иных ролей членами семьи. Привлечение диспозиционного дискурса позволяет понять, что чем больше включена в Я какая-либо семейная роль, тем сильнее идентификация Я с этой ролью.
В нынешние времена женщина уже не так жестко соединена с миром семьи, тем не менее это обстоятельство еще не нашло своего лингвистического воплощения. Можно воспользоваться словом «хозяйка» для обозначения социокультурной роли женщины, аналогичной роли «семьянина». Словосочетание «домашняя хозяйка» не подходит для этого, так как слишком близко к негативно оцениваемому в общественном мнении домашнему труду, к слову «домработница» — хозяйка в этом смысле более широкое понятие, удаленное от нежелательной негативной оценки.
Важна также роль «главы семьи», раскрывающая специфику лидерства в семье и тип взаимоотношений супругов. Кстати говоря, эта роль включалась во все переписи населения в нашей стране (кроме последней) и потому население имеет опыт интерпретации главенства в семье. Поскольку для супружеских взаимоотношений важен аспект, относящийся к сексуальному поведению, в методику были включены роли «мужчины-женщины». Внимание к этимI ролям в семье позволяет определить, в какой мере муж и жена[ идентифицируют себя и своего супруга с этой половой ролью, в какой мере сохраняют привлекательность друг для друга. С другой стороны, перевес значимости этих гендерных ролей над родительскими (или наоборот) может служить интересной характеристикой брачного альянса. Ниже в качестве примера будут приведены данные исследований того, как супруги воспринимают эти основные социокультурные роли в семье.
В культуре семейные роли укоренились весьма глубоко, и поэтому каждое вступление в брак заставляет участников вновь образованного союза примеривать на себя роль «муж-жена», вступать в ролевое общение. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого исполнение семейных ролей может существенно отличаться от подобающего образца. Однако сценарий ролевой игры супругов на первой и последующих стадиях семейного цикла как бы предопределен режиссером — культурой, жизнью. Стиль исполнения ролей по форме и по содержанию может видоизменяться актерами супружеской драмы, но не бесконечно,а в пределах пьесы, давно написанной предшествующими семейными поколениями. Интернализация собственных ролей и ролей супруга, степень идентификации каждого из супругов с этими ролями является важной характеристикой ролевого поведения личности и супружеской пары в целом.
На этой основе (принятой во многих социально-психологических концепциях) и строится методика супружеской совместимости. Каждый супруг должен оценить свои роли по степени включения их в Я и должен оценить роли своего сотоварища по браку. Самооценки мужей и жен о собственном исполнении ролей определяются по сопоставлению Я с каждой из ролей в отдельности. Например, Я — муж, Я — отец, Я — семьянин и т.д. Точно также следует поступить с самооценками жен. Таким образом, формируется два набора самооценок — 5 мужа и 5 жены. Для психологического анализа ограничиваются рассмотрением величин Д по отдельной супружеской паре. При социологическом исследовании интерес сосредоточен на данных по группе опрошенных пар в целом. В одном из пилотажных исследований сорока молодых семей студентов и аспирантов МГУ со стажем брака 1,5 года и при среднем возрасте мужей 26,9 и жен 23,6 лет самооценки ролевого поведения в семье распределились так:
САМООЦЕНКИ МУЖЕЙ САМООЦЕНКИ ЖЕН
1. Я—глава семьи 1,77 П. Я —женщина 2,07
2. Я —мужчина 1,78 12. Я — жена 2,14
3. Я —семьянин 1,81 13. Я —хозяйка 2,21
4. Я —муж 1,94 14. Я —глава семьи 2,28
5. Я —отец 2,20 15.Я —мать 2,36
Однако методика супружеской совместимости для полноты картины не может ограничиться самооценками исполнения ролей (кстати говоря, слово «самооценка» здесь употребляется не для характеристики Я, а для самооценки себя в какой-то семейной роли). Необходимо знать, как оценивается каждым из супругов брачный партнер.
ОЦЕНКИ МУЖЬЯМИ ЖЕН ОЦЕНКИ ЖЕНАМИ МУЖЕЙ
6. Моя жена –жена 1,41 16. Мой муж — муж ……….1,25
7. Моя жена- женщина 1,80 17. Мой муж — мужчина 1,82
8. Моя жена — хозяйка 1,94 18. Мой муж —отец………….1,82
9. Моя жена —мать ….1,99 19. Мой муж — семьянин …1,92
10. Моя жена-глава семьи 2,32 20. Мой муж — глава семьи …2,13
Оценки другого супруга также интересны для анализа сами по себе. Во-первых, сразу видно по величинам Д, что жены менее критично относятся к мужьям, чем к себе: у них четыре оценки ниже 2,0. Во-вторых, при сравнении с оценками жен со стороны мужей оценки мужей опять же выглядят менее критично. Оценки жен мужьями в сравнении с их самооценками почти такие же по трем ролям, по роли жены они менее суровы, чем их самооценки роли мужа, и по роли главы мужья чрезвычайно придирчивы к своим женам. Другими словами, мужья не считают жену главой и видят в этой роли только себя, хотя жена им очень нравится как жена, даже больше, чем женщина. Жены также не видят в мужьях главу семьи, но еще больше — себя, они вовсе не притязают на лидерство.
Введем еще один элемент в анализ 20 оценок — степень подтверждения самооценки какой-либо роли со стороны другого супруга.
1. Совершенно конвенционально примем следующее положение как аксиому: при сопоставлении самооценки одного супруга с оценкой его в этой роли другим супругом будем считать оценку другого единственным и непреложным критерием фактического исполнения роли. В данной методике нет ничего «объективного», она вся построена на «субъективных» оценках, поэтому единственная возможность как-то определить, насколько прав человек в самооценке самого себя, заключается в оценке, даваемой другим супругом, пусть даже неверной и неправильной.
Социологическое измерение зиждется на выявлении различий в оценках респондента. Для социолога важно различие, обнаруженное, измеренное по всем правилам профессии. Поэтому при анализе взаимных представлений супругов следует сосредоточиться опять же на поиске различий в их восприятии друг друга. И если при одновременном опросе супругов искомое различие фиксируется, то не важно, кто из супругов заблуждается, а кто нет. Может быть, они оба заблуждаются — пусть, ведь значение имеет лишь факт самого различия или его отсутствия.
Если различие налицо и оно существенно, тогда можно констатировать неподтверждение самооценки одного другим. И наоборот, если нет никакого различия, самооценка подтверждается полностью -значит есть сходство представлений, восприятий, есть одинаковое определение семейных ситуаций. Какая разница при этом, что взаимопонимание базируется на иллюзиях — важно, что оно существует и реально влияет на благополучный «климат» супружеского союза. Устранить эти иллюзии часто означает убить брак, хотя искусство психотерапевта в том и состоит, чтобы приблизить сконструированную супругами реальность семьи к адаптивному взаимодействию с окружающей средой.
Рассмотрим, как в вышеприведенном примере обстоит дело с подтверждением самооценок (для упрощения изложения буду: употребляться номера самооценок и оценок другого). Итак, три первые самооценки мужей (№ 1, 2, 3) меньше по величине Д оценок этих ролей женами (№ 20,17,19). Однако неподтвержденными оказываются лишь самооценки № 1 и 3, тогда как самооценка № 2, хотя и меньше на 0,04 (1,78 < 1,82), но это различие статистически не значимо (значимость определяется по отношению к среднему значению разности величин Д, рассчитываемых отдельно по подтвержденным и неподтвержденным самооценкам в соответствии с процедурой установления доверительных границ значений Д) Самооценки Я — муж 1,94 и Я — отец 2,20 подтверждены, так как оценки, данные женой, арифметически еще ниже (1,25 и 1,82 соответственно).
Все самооценки жены оказались подтвержденными, даже роль главы семьи. В целом по выборке молодых семей только 2 из 10 самооценок супругов не подтверждены, и можно думать, что процесс адаптации к семейным ролям происходит достаточно успешно, хотя опасность таится в притязаниях мужей на роль главы семьи и в их неготовности к роли семьянина. Вот данные по одной из семей (первая цифра — самооценка, вторая — оценка супругом, знак «+» означает подтверждение самооценки):
Я — женщина 6,8 6,0 + Я — мужчина 3,6 5,5 –
Я —жена 3,6 6,0 – Я —муж 3,5 5,1 –
Я —мать 3,2 4,2 – Я —отец 3,9 5,9 –
Я — хозяйка 3,2 3,3 + Я — семьянин 2,5 5,4 –
Я — глава семьи 3,5 4,4 – Я — глава семьи 3,8 5,7 –
Все самооценки мужа не подтверждены и больше половины самооценок жены также завышены; на стадии формирования семьи после рождения первенца это часто встречается. Повторные замеры через 3 и 5 месяцев обнаружили подтверждение 3 самооценок жены, в том числе по роли матери, и 4 самооценок мужа. По величине Д, далеко отстоящей от нулевой границы полной идентификации с ролями и прекрасного исполнения семейных ролей, — данная семья далека от идеала. Но в ней привлекает самокритичность и здоровый критицизм в отношении супруга: семья в стадии становления, еще не все идет гладко и низкие оценки исполнения ролей, (но высокие величины Д) реалистичны. Последующие исследования продемонстрировали повышение оценок приспособленности супругов к семейным ролям (диапазон оценок женой мужа варьирует рже от 2,5 до 5,0 и оценок мужем жены от 1,7 до 4,8).
Проведенные затем такого же рода испытания, но в широких выборочных исследованиях, показали преобладание подтверждения самооценок лишь одного из супругов, взаимное подтверждение всех самооценок практически не встречается, очень редко 9 и 8, чаще всего 5 и 6. В соответствии с принятой традицией такой алгоритм отношений можно именовать формулой взаимной и односторонней любви, особенно если подтверждаются роли мужчины-женщины и мужа-жены.
Таким образом, формула взаимной любви по одной или по нескольким ролям выражается тенденцией занижать собственные самооценки и завышать оценки своего партнера по супружеству. Формула односторонней любви (когда Адам любит Еву больше, чем она его, и наоборот) описывает ситуацию большинства семей, когдa занижение самооценок и завышение другого свойственно лишь кому-то одному из супружеской пары и в принципе этого оказывается достаточно для устойчивости семейного корабля. Вышеописанная методика позволяет по числу подтвержденных самооценок из 10 выделить пять групп семей по степени сплоченности-конфликтности взаимоотношений.
1. Явно сплоченные = 10 подтвержденных самооценок
и 0 — неподтвержденных
2. Сплоченные =9-8 :_______ 1-2 _______ : ________
3. Устойчивые =7-6 ___ :_______ 3-4 _____ :_________
4. Конфликтные = 5-3_____:______ 5-7 __________:_________
5. Сверхконфликтные =2-0_____ :______8-10 ________:_________
Однако семейная сплоченность, в строгом смысле слова, может выявляться также при изучении взаимоотношений родителей и де тей, а не только одних супругов. К сожалению, в отечественной и зарубежной социологии семьи таких исследований крайне мало.
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Межличностные отношения в семье
Archive for the ‘Межличностные отношения и общение в семье’ Category
19.12. Общение и взаимоотношения пожилых родителей с родственниками
Читать дальше 19.12. Общение и взаимоотношения пожилых родителей с родственниками
Читать дальше 19.11. Кризисы в семейных отношениях
Читать дальше 19.10. Удовлетворенность супругов браком
Читать дальше 19.9. Отношение детей к матери и отцу
Читать дальше Негативные модели семейного общения
19.8. Воспитание детей родителями в процессе семейного общения
Читать дальше 19.8. Воспитание детей родителями в процессе семейного общения
19.7. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей
Читать дальше 19.7. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей
Читать дальше Типы привязанностей
Читать дальше 19.5. Типы жен и особенности их общения
Читать дальше 19.4. Отношения между супругами: кто в семье главный
Разделы
Метки
Свежее
Управление
Site Admin | Theme by Niyaz Психология общения Copyright © 2014 All Rights Reserved
Межличностные отношения и общение в семье
Семья является еще одной важной сферой жизни человека, в которой имеет мес то постоянное и тесное общение и в которой складываются своеобразные межлич ностные отношения. Ведь брак определяется как юридически закрепленные се мейные отношения между мужчиной и женщиной, которые проявляются на фоне постоянного общения их друг с другом. Заключение брака предполагает взятие на себя определенных обязательств во взаимоотношениях друг с другом. Семейные отношения начинаются с выбора супруга и расширяются и усложняются по мере роста семьи и необходимости воспитания детей.
Считается, что при выборе партнера женщины проявляют себя более разборчи выми, чем мужчины. Несмотря на имеющееся между ними сходство в наиболее желательных чертах характера (сговорчивость и открытость для нового опыта, интеллект), все же как мужчины, так и женщины смотрят на своих избранников разными глазами. Мужчина в глазах женщины воспринимается прежде всего как зрелая личность. Она ценит в мужчине прежде всего ум, культуру, интеллигент ность, доброту, порядочность. А. Г. Харчев (1979) задал замужним женщинам во прос: «Что вы больше всего ценили в своем муже до вступления в брак?» Ответы были такими: ум (64%), серьезность (58%), любовь к работе (46%), силу и муже ственность, а также веселый нрав (по 44%), общественный почет, уважение к нему других (40%).
Возможно, тем, кто разделяет веру в таинственное происхождение романтической любви, это утверждение покажется слишком примитивным, но социологам известно, что большинство людей находят свою «вторую половину» среди соседей, коллег или одноклассников (Bossard, 1932; Burr, 1973; Clarke, 1952; Katz, Hill, 1958).
Майерс Д., 2004, с. 500.
Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 367
Мужчину же прежде всего привлекает в женщине природное начало: ее внеш ность, фигура, походка и т. д. Вследствие этого нередки случаи, когда умные, об разованные мужчины влюбляются в недалеких и красивых «пустышек», вроде «людоедки Эллочки», жены инженера Щукина из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
По данным социологических опросов, проведенных в нашей стране в 80х гг. ХХ в., материальную обеспеченность как мотив брака назвали всего 3,1% женщин, тогда как общность взглядов, интересов — около 30, любовь — около 50% (В. Т. Ли совский, 1986).
О. В. Митина и В. Ф. Петренко (2000) выявили брачные предпочтения россий ских и американских женщин (рис. 19.1).
Наиболее предпочтительным для российских женщин (в основном это были москвички) является брак с человеком более высокого социального статуса или с простым человеком, хорошим хозяином, живущим «земными» проблемами. За этими выборами, отмечают авторы, просматривается желание найти в браке без опасность, стабильность, гарантированный уровень жизни. Для американок наи более предпочтителен мужбизнесмен, хотя велика доля женщин, хотевших иметь мужа более высокого социального статуса.
Не всем удается найти спутника жизни с неотразимой внешностью. Так как же люди ищут свою вторую половину? Если судить по результатам исследования, проведенного Бернардом Мар_ стейном (Murstein, 1986), мы склонны выбирать тех, кто не более и не менее привлекателен, чем мы сами. Результаты нескольких исследований свидетельствуют о тесной корреляции между внешней привлекательностью супругов, влюбленных и даже членов одного и того же клуба (Feingold, 1988). Люди склонны выбирать в друзья, а особенно в супруги, тех, кто соот_ ветствует им не только по уровню интеллекта, но и по уровню привлекательности.
Эксперименты подтверждают факт существования этого феномена соответствия. Вы_ бирая, к кому подойти с предложением знакомства, и зная, что в ответ может услышать и «да», и «нет», человек обычно выбирает того, чья физическая привлекательность примерно соответствует его собственной (Bersheid et al., 1971; Huston, 1973; Stroebe et al., 1971). Хо_ рошее соответствие физических данных также может быть и основой для хороших отноше_ ний — к этому выводу пришел Грегори Уайт (White, 1980) на основании опроса влюбленных пар… Спустя 9 месяцев после опроса оказалось, что наиболее гармоничные из них (с точки зрения физической привлекательности) связывает еще более сильное чувство.
Майерс Д., 2004, с. 506–507.
Существенным моментом, затрудняющим женщинам вступление в брак, явля ется их высокий уровень образования и зарплаты. Сказывается то обстоятельство, что некоторые мужчины начинают ощущать свою неполноценность и чувствуют себя некомфортно с женщинами более образованными, особенно с теми, кто име ет ученую степень (Л. А. Коростылева, 2000). В то же время более низкий образо вательный уровень женщины мужчину не смущает. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень образования у мужчин, вступивших в брак, значительно выше, чем у женщин. То же можно сказать и в отношении зарплаты женщин: среди всту пивших в брак мужчин их зарплата чаще более высокая, чем у женщин.
Рис. 19.1.Брачные предпочтения российских и американских женщинВопросы: 1 — выйти замуж за человека более высокого социального статуса; 2 — выйти замуж за простого человека, хорошего хозяина, живущего «земными»
проблемами; 3 — выйти замуж за человека другой национальности; 4 — выйти замуж за любимого человека с очень низкими доходами без перспективы их увеличить; 5 — выйти замуж за бизнесмена; 6 — выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь науке; 7 — выйти замуж за человека искусства (музыканта, поэта, артиста); 8 — выйти замуж за иностранца и уехать жить за границу; 9 — выйти замуж за военнослужащего; 10 — выйти замуж за политического деятеля; 11 — выйти замуж за рабочего; 12 — находиться на содержании у состоятельного мужчины; 13 — выйти замуж за «звезду» (спорта,
эстрады, кино); 14 — выйти замуж без любви, по расчету; 15 — выйти замуж за фермера; 16 — выйти замуж за человека другой расы; 17 — не выходить замуж, полагая, что лучше прожить жизнь одной; 18 — выйти замуж за глубоко религиозного человека; 19 — выйти замуж за представителя криминальных структур
Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 369
Источники:
Межличностные отношения в семье
Дипломная работа: Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии Название: Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии Тип: дипломная работа Добавлен 11:28:25 10 июня 2011 Похожие работы ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии ГЛАВА I. Возможности коррекции…
http://semyafamily.ru/kredit-v-brake/mezhlichnostnie-otnosheniya-v-seme.html
Межличностные отношения в семье 1
Межличностные отношения в семье В социологии семьи задача изучения семейных взаимоотношений решается с помощью социально-психологических методов, но не сводится к сугубо психологическому
http://poisk-ru.ru/s24025t4.html
Межличностные отношения в семье 2
Межличностные отношения в семье Archive for the ‘Межличностные отношения и общение в семье’ Category 19.12. Общение и взаимоотношения пожилых родителей с родственниками Читать дальше 19.12.
http://comm-psy.ru/category/mezhlichnostnye-otnosheniya-i-obshhenie-v-seme/
Межличностные отношения и общение в семье
Межличностные отношения и общение в семье Семья является еще одной важной сферой жизни человека, в которой имеет мес то постоянное и тесное общение и в которой складываются своеобразные межлич
http://allrefrs.ru/2-6396.html
COMMENTS