Воспитание толерантности

Воспитание толерантности

Все мы привыкли, что в вопросах воспитания детей семья и школа существуют нераздельно. Никто, впрочем, и не спорит, что это именно так, разногласия возникают, пожалуй, лишь в том, кто главнее в этом процессе. А если проще, то с кого спрашивать строже за ошибки и просчеты в воспитании. В школе можно услышать: «Куда родители смотрят?», а родители вторят: «Чему вас только в школе учат?». Давайте же примем как данность, что за воспитание наших детей отвечают и те, и другие. Но каждый по-своему. Но так ли различны эти подходы? Давайте разберемся на примере воспитания у детей очень важного качества для современного человека – толерантности.

Воспитание толерантности в семье

Для того чтобы привить это качество своему ребенку родители, во-первых, должны научить его умению воспринимать как должные такие этические ценности, как прощение и понимание, сочувствие и согласие, компромисс и принципиальность. Ведь толерантность — это свойство человека действовать, реагировать на житейские ситуации в соответствии со своими ценностями.

Во-вторых, личный пример родителей, пожалуй, самый важный элемент воспитания. Умные фразы и красивые слова о высоких ценностях развеются как дым как только ребенок увидит, что в реальных житейских ситуациях родители вовсе не следуют им, не разделяют их. Если ребенок не видит уважения, терпимости друг к другу между собственными родителями, то о какой абстрактной толерантности вообще может идти речь?

Проще говоря, толерантность ребенка к миру и человечеству формируют модели взаимоотношений в семье: обращение родителей друг с другом, обращение родителей с ним самим, отношение родителей к другим людям: соседям, друзьям, знакомым.

Вот несколько простых, но трудных для постоянного выполнения правил:

1) Слушайте, что говорит Ваш ребенок, проявляйте неподдельный интерес к тому, что он говорит.

2) Принимайте его таким, какой он есть, а не сравнивайте его с вашими фантазиями о нем. И уж тем более, не вымещайте на нем свое недовольство собой.

3) Научитесь снимать его эмоциональное напряжение. Пусть он всегда за помощью идет к Вам.

Воспитание толерантности в школе

Школьный учитель зачастую заполняет для ребенка ту нишу, которая образовалась из-за нехватки общения ребенка с родителями, от непонимания, возникшего между ним и родителями. Но так ли отличается роль учителя в формировании этических ценностей у ребенка, толерантности, в частности, от роли родителя? Пылкие речи учителя на классных часах о должном поведении, так же будут нивелированы его же собственным поведением на обычных уроках, когда он проявит свою агрессивность, непримиримость и раздражительность по отношению к тем же ученикам.

Учителю не в меньшей степени, чем родителям ребенка, следует служить примером для него в реальных житейских ситуациях. Учителю важно уметь признавать значимость и способности каждого из своих учеников, уважать их чувства и жизненную позицию. Причем не просто знать это и уметь, а действительно так поступать. Классическое определение хорошего учителя «строгий, но справедливый» на самом деле является наиболее высокой оценкой его личности со стороны детей. Ведь быть толерантным значит поступать по правде, по справедливости

Вы можете поделиться этой публикацией в социальных сетях:

Сегодня на завтрак шоколадные оладьи
Игры, которые учат ребенка доброте

7 альтернатив телевизору

Семечки помогут справится с гипертонией

Как очистить сковороду от нагара

Ошибки при уходе за сухой кожей

Правила здорового сна

Средства детоксикации организма

Не вся информация одинаково понятна

Х/ф «Гордость и предубеждение» — смотрите на Lady-ТБН (ВИДЕО)

х/ф «Куда приводят мечты» смотрите на нашем сайте (ВИДЕО)

5 золотых правил для начинающих цветоводов

5 золотых правил для начинающих цветоводов: — Все растения очень не любят холодные сквозняки, зеленый уголок не должен.

Воспитание толерантности

В ноябре наша страна вместе со всем миром отметила Международный день толерантности. Все мы понимаем, почему в современном мире так важно это понятие. Ведь быть терпимее и уважительно относиться друг к другу, принимать тех, кто рядом с нами такими, какие они есть — высший результат человеческого воспитания.

«Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц».

Французский мыслитель Пьер Бейль

Взрослые понимают, что тот, кто толерантен, в общении и жизни никогда не станет обращать внимание на различия между людьми, какие бы они ни были. Но как же объяснить значение этого слова самым маленьким — нашим детям? Ведь доброта и чувство уважения к другим закладываются с самого детства. В этом родителям и педагогам поможет литература. Список лучших детских книг о толерантности на своем сайте опубликовала Российская государственная детская библиотека, а мы расскажем о нескольких из них в нашей рубрике.

Джон Роу, «Обнимите меня, пожалуйста!». Трогательная история поведает о маленьком ежике, который больше всего на свете хотел иметь друзей. Это произведение понравится не только детям. Английский писатель рассказывает о том, как необходимо иметь рядом кого-то близкого, пусть и очень непохожего на тебя. Книга полна иллюстраций, поэтому смысл сказки будет понятен даже самым маленьким читателям.

Дина Сабитова, «Где нет зимы». Очень хорошая, добрая, легкая для чтения книга. Автор рассказывает грустную историю двух детей, в одночасье лишившихся всего — родного дома, где они выросли, родителей, бабушки… Оказавшись в детском приюте, ребята пытаются понять, как же жить дальше. Но их твердый характер и стойкая убежденность в том, что все будет хорошо, помогают преодолеть все препятствия, чтобы снова вернуться в свой дом.

Клиффорд Саймак, «Пересадочная станция». Представьте на минуту, что вам в дар преподнесли бессмертие, взамен которого нужно отдать свой дом под пересадочную станцию между более развитыми мирами и посвятить всю свою жизнь контакту с теми, кто живет в других галактиках. Фантастический роман рассказывает о судьбе простого человека, ставшего на целое столетие единственным связующим звеном с миром тысяч цивилизаций.

Константин Сергиенко, «До свидания, овраг». Повесть о бездомных животных, рассказанная «от первого лица» — бродячего пса, живущего в овраге со своими сородичами. Это история о тех, кто оказался брошенным, но нашел в себе силы, несмотря ни на что, радоваться жизни, не разучившись смотреть на мир добрыми глазами.

Автор: Мария ФЕЛЬДЕ

При использовании материалов ссылка или гиперссылка на сайт mysl.info (электронная версия газеты «Северный луч») обязательна.

Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизируйтесь

Воспитание толерантности

«Я, ты, он, она — вместе дружная страна, вместе — дружная семья, в слове «мы» — сто тысяч «я»!» — так оптимистично и жизнеутверждающе начинается неко­гда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен­ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у чело­века с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз­ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специаль­ной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность — это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв­ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность — это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность — глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

1. Прием «Обнаружение противоречий»

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак –монада, в ко тором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины. Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость. Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.

Упражнение «Таблица антиподов»

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость .

2. Прием «Коррекция позиций»

Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице — активен; вчера я был здоров, а сегодня — болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом — биология; с другом я добр, а с предателем. Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Упражнение «Обрати минусы в плюсы»

Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

3. Приём «Акцент на лучшее»

Вновь обращение к образу монады. Тёмное пятно – на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение Камушек в ботинке

У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение Жемчужина в раковине

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

4. Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я — о’кей, ты — о’кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я — о’кей, ты — не о’кей. Я — Принц, а ты — Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я — не о’кей, ты — о’кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я — не о’кей, ты — не о’кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Упражнение «Превращение монады

Классный руководитель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рису­нок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.

5. Прием «Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей — только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, моти­вов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и ок­ружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение Идеальный образ себя

Учитель просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хо­рошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индиви­дуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией груп­повой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по от­ношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безус­ловное их принятие и поддержку. В заключение хочется сказать, что педагогиче­ских приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Ка­ждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использу­ет те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Воспитание толерантности

Ольга Сергеевна МЕЩЕРЯКОВА,основатель русско-английской школы « BEZZAPINKI »,

Елена Валерьевна ГЕРМОГЕНОВА, руководитель Дошкольного отделения

ГБОУ «Академическая гимназия № 56», Санкт-Петербурга, педагог-психолог

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ВМЕСТЕ С РУССКО-АНГЛИЙСКОЙ ШКОЛОЙ « BEZZAPINKI »

Воспитание подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена многими причинами. В решении данной задачи особая роль отводится дошкольному образованию. Необходимость воспитания толерантного отношения к миру, другой стране, другому языку обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. «С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны, — слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам». (Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева, Р. С. Буре).

Толерантность – это совокупность тех качеств личности, которые позволяют избежать конфликтов в различных ситуациях, понять и принять других людей, жить и развиваться в коллективе как личность. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность).

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Традиционно изучение английского языка в нашей гимназии начинается со второго класса. Вместе с тем у многих родителей возникает интерес к более раннему знакомству с иностранным языком. В связи с этим, появилась идея предоставить им данную возможность в рамках программы детского сада. В 2014 году совместно с англо-русской школой « Bezzapinki » нами был запущен проект, посвященный формированию социокультурной компетенции у детей.

Основная цель данного проекта – воспитание толерантного отношения к традициям и обычаям другой страны, её представителям и национальному языку.

Наша совместная идея получила свою реализацию в программе «В гостях у английской королевы». Всего было проведено 8 ознакомительно-игровых занятий на русском и английском языках для детей старшей и подготовительной групп. В течение года дети знакомились с главными традициями Великобритании. После занятий они охотно делились с родителями полученными знаниями. Детям удалось обогатить свой рассказ новыми английскими словами.

На второй год были продолжены занятия по новой программе «Путешествие с мишкой Паддингтоном», в рамках которой дети знакомились с английскими сказками.

Третий год проекта получил название «Путешествие по странам и континентам». Он был посвящен ознакомлению с различными странами, в которых говорят на английском языке.

Ниже приведён тематический план восьми встреч в рамках программы «Путешествие по странам и континентам».

Калейдоскоп предыдущих занятий

В данной статье представлен конспект одного из занятий «Путешествие по Индии» (презентация в приложении).

Продолжительность : : 30 мин

Инвентарь: компьютер, проектор, колонки, презентация PPT , 2 набора флагов-пазлов (Индийский, российский), мягкая игрушка на руку Paddington .

Цель : Знакомство с культурой Индии.

Лексика на английском : Hello, good morning, good bye, India, flag, orange/green/white/blue/red, peacock, tiger, lotus, sari, Namaste, open/close.

Оставьте свой комментарий

Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
  • NOVA — сайт учителей Академической гимназии № 56

Понравившиеся

Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 59022

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Источники:
Введите свой e-mail
Воспитание толерантности Все мы привыкли, что в вопросах воспитания детей семья и школа существуют нераздельно. Никто, впрочем, и не спорит, что это именно так, разногласия возникают, пожалуй,
http://tbn-tv.ru/lady/zadacha-1-vospitanie-tolerantnosti/
Воспитание толерантности
Воспитание толерантности В ноябре наша страна вместе со всем миром отметила Международный день толерантности. Все мы понимаем, почему в современном мире так важно это понятие. Ведь быть терпимее
http://mysl.info/vospitanie-tolerantnosti.html
Воспитание толерантности 1
МАОУ Сорокинская СОШ №3, Сорокинская СОШ №3, СОШ №3, СОШ 3, Школа №3, Школа 3, Сорокинская школа 3, Сорокинская школа № 3,Сорокинская Школа №3
http://sorokinoshkola3.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=152&Itemid=180
Воспитание толерантности 2
Сайт учителей Гимназии № 56 NOVA — nova56.ru, supernova.spb.ru
http://www.nova56.ru/preschool/tolereduc

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как ведет себя мужчина рак если не любит Знак зодиака рак мужчина как ведет себя если хочет расстатьсяЗнак зодиака рак мужчина как ведет… (2)

Женатый козерог любовник Как увести женатого мужчину и его удержать? Он женат! Так сложилось, что вы просто раньше… (1)

Когда скучаешь по любимому Красивые смс скучаю по тебе любимому мужуБез тебя, мой муж, скучаю очень, Сердце биться радостно… (1)

Самый красивый жена А вы знаете, чем плохо иметь очень красивую жену?Не только поводы для ревности и т.… (1)

вернуть любимого силой мысли Блог о силе мыслиУЗНАЙТЕ, НАСКОЛЬКО МОГУЩЕСТВЕНЕН ВАШ СОБСТВЕННЫЙ МОЗГ И НАУЧИТЕСЬ СОЗДАВАТЬ СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ САМИ… (1)

COMMENTS