Внутренний конфликт, его суть, последствия, сила разрушения
Внутренний конфликт, его суть, последствия, сила разрушения. Конфликт внутри нас (внутриличностный конфликт) – это одно из самых опасных явлений, разворачивающихся в нашей психике. Это столкновение двух противоположных желаний в нашей психике. И это явление встречается у всех. Некоторые быстро справляются с этой ситуацией, но некоторые настолько сильно входят в дилемму, что видят решение только в получение обоих желаемых вариантов, и ни на что другое не согласны. Если можно так выразиться – это психологическая жадность, когда человек сразу хочет ехать на двух поездах, которые едут в противоположные стороны. Разумеется эти поезда разорвут его пополам.
Опасность заключается в том, что человек постепенно погружается в глубины этого конфликта, и самостоятельно часто выйти из него не может.
Как появляется внутренний конфликт?
И постепенно начнёт срабатывать защитный механизм психики. Он включается у всех нас когда напряжение возрастает до критических отметок. Вот тут и начнут и ВСД, и ОКР, и страхи и панические атаки. И девушка будет думать – откуда же ей всё это привалило, такое “счастье”. Она и думать не будет ,что корень её проблемы в возданном ею же самой внутреннем конфликте.
В психоанализе внутренний конфликт рассматривается в качестве той основы, на которой разрастается невроз. Невротический конфликт разрушает личность изнутри.
Научитесь принимать решения в соответствии с собственным мнением, убеждением и ценностями. Станете независимым человеком, развивайте решительность, временно закройте глаза на то, правильно ли будет то или и ное ваше решение, просто попробуйте быть решительными, в конце конов ошибаются все. Вы удивитесь как ваша жизнь изменится и внутренние конфликты не будут тревожить ваш мозг, душу и сердце, как раньше.
Статья написана: 6 сентября, вторник в 21:00 (2016 г.)
© Любое копирование материалов сайта запрещено!
Внутренний конфликт
Внутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности. Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема психологического содержания, которая требует скорого разрешения. Данная разновидность конфронтаций способна одновременно ускорить процесс саморазвития, вынудив личность мобилизовать собственный потенциал, и нанести вред индивиду, затормозив процесс самопознания и загнав в тупик самоутверждение. Внутриличностный конфликт возникает в условиях, когда в человеческом разуме между собой сталкиваются равновеликие по значимости и противоположные по направленности интересы, влечения, потребности.
Внутренним противоборством личности называется конфронтация, зарождающаяся внутри психики личности, которая являет собой столкновение разноречивых, нередко противоположно направленных мотивов.
Данной разновидности конфронтации свойственен ряд специфичных особенностей. Особенности внутриличностного конфликта:
- необычная структура конфликта (внутриличностное противостояние не имеет субъектов взаимодействия, представленных отдельными личностями либо групп людей);
- латентность, заключаемая в сложности выявления внутреннего противоречия, поскольку часто индивид не осознает, что пребывает в состоянии конфронтации, также он может прятать собственное состояние под маской эйфории или активной деятельности;
- специфичность форм проявления и протекания, поскольку внутреннее противоборство протекает в виде сложных переживаний и сопровождается: страхом, депрессивными состояниями, стрессом.
Наиболее активно проблема внутриличностного конфликта разрабатывалась в западной психологической науке. Его научное обоснование неразрывно связано с основоположником психоаналитической теории З. Фрейдом.
Все подходы и концепции внутриличностного конфликта обусловлены спецификой понимания содержания и сущности личности. Поэтому, отталкиваясь от пониманий личности, сложившихся в разных психологических школах, можно выделить несколько основных подходов к рассмотрению внутреннего противоборства.
Фрейд приводил доказательства биопсихологического и биосоциального содержимого внутриличностного противостояния. По сути своей человеческая психика противоречива. Ее работа связана с неизменным напряжением и преодолением конфликта, возникающего между биологическими желаниями индивида и социокультурными устоями, между бессознательным содержимым и сознанием. Именно в противоречии и неизменном противоборстве заключается вся суть внутриличностной конфронтации, согласно концепции Фрейда.
Дальнейшее развитие описанная концепция получила в трудах его приверженцев: К. Юнга и К. Хорни.
Немецкий психолог К. Левин выдвинул собственную концепцию внутриличностного конфликта под названием «теория поля», согласно которой внутренний мир индивида попадает одновременно под воздействие полярно направленных сил. Человеку приходится выбирать из них. Обе такие силы могут быть положительными или отрицательными, также одна из них может быть отрицательной, а другая положительной. Главными условиями зарождения конфликта К. Левин считал паритетность и равную значимость таких сил для индивида.
К. Роджерса полагал, что зарождение внутреннего конфликта обусловлено несоответствием представлений о себе субъекта и его пониманием идеального «Я». Он был убежден, что такая рассогласованность может спровоцировать серьезные расстройства психической деятельности.
Большой популярностью пользуется концепция внутриличностной конфронтации, разработанная А. Маслоу. Он утверждал, что структура личностной мотивации базируется на иерархии потребностей, высшей из которых потребность в самореализации. Отсюда основная причина зарождения внутриличностных конфликтов заключается в разрыве между стремлением к самореализации и достигнутым результатом.
Среди советских психологов, привнесших существенный вклад в разработку теорий конфронтаций можно выделить концепции внутриличностного конфликта А. Лурии, В. Мерлина, Ф. Василюка и А. Леонтьева.
Лурия рассматривал внутриличностное противостояние в качестве столкновения двух противоположно направленных, но равных по силе, тенденций. В. Мерлин – в качестве следствия неудовлетворения глубоких актуальных личностных мотивов и отношений. Ф. Василюк – как противостояние двух внутренних мотивов, отображающихся в сознании личности индивида в качестве самостоятельных противопоставленных ценностей.
Проблема внутриличностного конфликта рассматривалась Леонтьевым в качестве вполне нормального явления. Он считал, что внутреннее противостояние свойственно структуре личности. Всякая личность по своему устройству противоречива. Зачастую разрешение таких противоречий совершается в простейших вариациях и не ведет к появлению внутриличностного конфликта. Иногда разрешение конфликта выходит за границы простейших форм, становясь главным. Следствием этого и становится внутриличностное противостояние. Он считал, что внутренний конфликт – это результат борьбы ранжированных по иерархии мотивационных курсов личности.
А. Адлер считал базисом для зарождения внутренних конфликтов «комплекс неполноценности», который возникает в детском возрасте под давлением неблагоприятной социальной среды. Кроме того, Адлер также выделил основные методы разрешения внутреннего противостояния.
Э. Фромм, объясняя внутриличностную конфронтацию, предложил теорию «экзистенциальной дихотомии». Его концепция гласила, что причины внутренних конфликтов кроются в дихотомичной природе индивида, которая обнаруживается в проблемах бытия: проблеме ограниченности жизни человека, жизни и смерти и пр.
Э. Эриксон в собственной концепции стадий психосоциального формирования личности, выдвинув идею, что каждый возрастной этап знаменуется благоприятным преодолением кризисного события либо неблагоприятным.
При успешном выходе происходит позитивное личностное развитие, ее переход в следующий жизненный период с полезными предпосылками для его благоприятного преодоления. При неуспешном выходе из кризисной ситуации индивид переходит в новый период собственной жизни с комплексами предыдущего этапа. Эриксон считал, что пройти все этапы развития благополучно практически невозможно, поэтому у каждого индивида вырабатываются предпосылки для зарождения внутриличностного противостояния.
Внутриличностный психологический конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение:
- внутренние, то есть причины, таящиеся в противоречиях личности;
- внешние факторы, обусловленные статусом индивида в социуме;
- внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.
Все перечисленные виды причин взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной. Так, например, внутренние факторы, вызывающие конфронтацию, являются результатом взаимодействия индивида с группой и социумом, а не появляются ниоткуда.
Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности ее внутреннего устройства. Личность более подвержена внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу.
Внутриличностный конфликт возникает при наличии нижеприведенных противоречий:
- между социальной нормой и потребностью;
- рассогласование потребностей, мотивов, интересов;
- противоборство социальных ролей (внутриличностный конфликт пример: необходимо выполнить срочный заказ на работе и одновременно с этим ребенка следует отвести на тренировку);
- противоречие социокультурных ценностей и устоев, например, необходимо объединить долг защиты Родины во время войны и христианскую заповедь «не убий».
Для зарождения конфликта внутри личности указанные противоречия должны обладать глубоким смыслом для индивида, в противном случае он придавать им значения не будет. Кроме этого, разные аспекты противоречий по интенсивности собственного воздействия на индивида должны быть равными. Иначе, индивид из двух благ выберет большее и меньшее – из «двух зол». В этом случае внутренняя конфронтация не возникнет.
Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.
Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации. Отсюда можно выделить четыре вариации ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:
- физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей (внутриличностный конфликт пример: заключенный, которому его камера не дает возможности свободного передвижения);
- отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения ощущаемой потребности (например, человек мечтает в чужом городе о чашке кофе, но еще слишком рано и все кафетерии закрыты);
- биологические преграды (индивиды с физическими изъянами или олигофренией, у которых помеха гнездится в самом человеческом организме);
- социальные обстоятельства являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений.
На уровне организации причины, провоцирующие проявление внутриличностного конфликта, можно представить следующими видами противоречий:
- между чрезмерной ответственностью и ограниченными правами для ее осуществления (человека перевели на руководящую должность, расширили функции, но права остались старыми);
- между плохими условиями труда и жесткими требованиями к выполнению работы;
- между двумя несовместимыми задачами или заданиями;
- между жестко установленными рамками задания и расплывчато прописанным механизмом его реализации;
- между требованиями профессии, традициями, нормами, установленными в компании и индивидуальными потребностями или ценностями;
- между стремлением к творческой самореализации, самоутверждению, карьере и потенциальными возможностями осуществления этого в пределах организации;
- противоборство, вызванное противоречивостью социальных ролей;
- между устремленностью на прибыль и нравственными ценностями.
Внешние факторы, обусловленные личностным статусом в социуме, связаны с расхождениями, которые зарождаются на уровне общественной макросистемы и заключаются в характере социального строя, устройства общества, политико-экономической жизни.
Классификацию внутреннего противоборства по типам предложил К. Левин. Он выделил 4 типа, а именно эквивалентный (первый тип), витальный (второй), амбивалентный (третий) и фрустрирующий (четвертый).
Эквивалентный тип – конфронтация зарождается, когда субъекту необходимо выполнить две или более значимые для него функции. Здесь обычной моделью разрешения противоречия будет компромисс, то есть частичное замещение.
Витальный тип конфликта наблюдается тогда, когда субъекту приходится принимать одинаково непривлекательные для него решения.
Амбивалентный тип – столкновение появляется, когда аналогичные действия и результат в равной степени прельщают и отталкивают.
Фрустрирующий тип. Особенности внутриличностного конфликта фрустрирующего типа заключаются в неодобрении социумом, расхождении с принятыми нормами и устоями, нужного результата и соответственно действий, необходимых для достижения вожделенного.
Кроме вышеприведенной систематизации существует классификация, базисом которой является ценностно-мотивационная сфера личности.
Мотивационный конфликт наступает, когда в противоречие вступают две одинаково положительные тенденции, бессознательные стремления. Примером данного вида конфронтации служит «буриданов осел».
Нравственное противоречие или нормативный конфликт зарождается при расхождениях между стремлениями и долгом, личными привязанностями и моральными установками.
Столкновение желаний индивида с действительностью, блокирующей их удовлетворение, провоцирует возникновение конфликта нереализованных желаний. Например, он появляется, когда субъект вследствие физического несовершенства не может осуществить свое стремление.
Ролевой внутриличностный конфликт является треволнениями, вызванными невозможностью одновременно «играть» несколько ролей. Также он наступает вследствие расхождений в понимании требований, предъявляемых личностью к реализации одной роли.
Адаптационный конфликт характеризуется наличием двух смыслов: в широком понимании он представляет собой противоречие, обусловленное нарушением баланса между личностью и окружающей действительностью, в узком – столкновение, обусловленное нарушением социального или профессионального адаптационного процесса.
Конфликт неадекватной самооценки зарождается вследствие расхождения между личностными притязаниями и оценкой собственного потенциала.
Согласно убеждениям А. Адлера, вырабатывание характера индивида происходит до пятилетнего возраста. На этом этапе кроха ощущает воздействие множества неблагоприятных факторов, порождающих возникновение комплекса неполноценности. В дальнейшей жизни этот комплекс обнаруживает существенное влияние на личность и внутриличностный конфликт.
М. Дойча, основатель мотивационного подхода к межличностному конфликту, выделил пути преодоления внутриличностной конфронтации, отталкиваясь от специфики их «сфер реальности», к которым он относил:
- объективную ситуацию конфронтации, которая является фундаментом противоречия;
- конфликтное поведение, являющее собой способ взаимодействия субъектов конфликтного противостояния, возникающего при осознании конфликтной ситуации.
Способы преодоления внутренней конфронтации бывают открытыми и латентными.
Открытые пути предполагают:
- принятие индивидом решения;
- прекращение сомнений;
- фиксация на решении возникшей проблемы.
Латентные формы внутриличностного конфликта включают:
- симуляцию, мучение, истерию;
- сублимацию (переход психической энергии в иные области функционирования);
- компенсацию (восполнение утраченного посредством обретения иных целей и соответственно результатов);
- уход от реальности (фантазирование, предание мечтам);
- номадизм (смена профессиональной сферы, места жительства);
- рационализацию (самооправдание при помощи логических умозаключений, целенаправленного отбора аргументов);
- неврастению;
- идеализацию (отрыв от реальности, абстрагирование);
- регрессию (подавление желаний, обращение к примитивным поведенческим формам, избегание ответственности);
- эйфорию (напускное веселье, радостное состояние);
- дифференциацию (мысленное отделение размышлений от автора);
- проекцию (желание освободиться от отрицательных качеств при помощи приписывания их другому).
Анализировать личность и внутриличностный конфликт, понимать психологические проблемы зарождения и преодоления конфликтов необходимо для дальнейшего успешного освоения коммуникативных навыков, грамотного разрешения ситуаций противостояния в межличностном взаимодействии и групповом общении.
Считается, что внутриличностный конфликт является неотделимым элементом формирования психики индивида. Поэтому последствия внутренних конфронтаций могут нести положительный аспект (то есть быть продуктивными) для личности равно как и отрицательный (то есть разрушать личностные структуры).
Положительным считается противостояние, которое имеет максимальное развитие противоборствующих структур и характеризуется минимальными личностными издержками на его разрешение. Одним из инструментов гармонизации личностного развития является конструктивно преодолеваемая внутриличностная конфронтация. Субъект способен распознать свою личностью лишь при помощи разрешения внутреннего противостояния и внутриличностных конфликтов.
Внутриличностное противоборство может помогать выработке адекватной самооценки, которая, в свой черед, способствует личностной самореализации и самопознанию.
Деструктивными или негативными считаются внутренние конфликты, которые обостряют расщепление личности, переходят в кризисы либо способствуют формированию реакций невротического характера.
Острые внутренние конфронтации зачастую ведут к разрушению имеющегося межличностного взаимодействия на работе или отношений в семейном кругу. Как правило, они становятся причинами повышения агрессивности, беспокойности, тревоги, раздражительности при коммуникативном взаимодействии общении. Длительное внутриличностное противостояние в себе скрывает угрозу эффективности деятельности.
Кроме того, внутриличностные конфронтации характеризуются тенденцией перерастания в невротические конфликты. Свойственные конфликтам треволнения могут трансформироваться в источник заболевания, если станут занимать в системе личностных взаимоотношений центральное место.
Внутренний конфликт
Внутренний конфликт — столкновение противоположных ценностных ориентаций личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными причинами внутреннего конфликта являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные претензии, противоположно направленные мотивы самоутверждения.
Часто в один и тот же момент у нас могут возникать разные и даже противоположные желания. Например: полежать на диване или встретиться с друзьями, выспаться или встать раньше и поехать в интересное место. Основным в поддержке внутреннего равновесия и хорошего самочувствия является умение решать эти внутренние противоречия, делая выбор и принимая решения.
Величина и интенсивность таких конфликтов зависит от социальный условий, в которых мы находимся. Если они стабильны, а традиции устойчивы, то и возможность выбора сокращается, соответственно и уменьшается количество внутренних разногласий. И, наоборот, если окружение постоянно меняется, развивается, то человеку постоянно приходится делать выбор, как поступать и каких придерживаться взглядов и убеждений. Например, если по поводу сексуальних отношений раньше были взгляды более жесткими, то существовали единственные правила поведения для всех, и того, кто их не придерживался – осуждали. То есть выбора как такого не было и люди зачастую не задумувались как им поступать. В современном же мире – убеждения стали более демократичними, что соответсвенно и увеличило возможность выбора для человека, и это привело к постоянным сомнениям: «Правильно ли я поступаю?».
Для того, чтобы научиться осознавать свои внутренние противоречия и делать выбор, очень важно придерживаться следующих условий:
– Осознавать свои желания, потребности, чувства. Например: хотим ли мы по-настоящему встретиться с другом, или встречаемся потому что не хочем отказать.
– Развивать свою собственную систему ценностей. Если мы всегда стараемся соответствовать установкам окружения, то не делаем того, что является действительно важным для нас самих. Например: сын идет учиться на профессию, которую выбрали родители для него, потому что она, по их мнению, является наиболее перспективной и популярной. Хотя в то же время, ему самому она совершенно не нравится.
– Готовность отказаться от некоторых потребностей. Когда мы делаем выбор, то всегда что-то приобретаем и что то теряем. Поэтому очень важно быть готовым от чего-то отказаться, чтобы что-то приобрести. Например, если мы решим встретиться с друзями, значит придется отказаться от отдыха на диване.
– Способность нести ответственность за свои решени, даже в случае неправильного выбора. Для этого человек должен обладать огромной внутренней силой и независимостью.
Чем больше мы будем распознавать внутренние противоречия, искать решения, тем сильне будет наша внутренняя свобода и сила.
Сын спросил отца:
– В чем твоя сила, отец? Целый день ты носишь на плечах огромные стволы деревьев, а не похоже, чтобы ты устал.
– Моя сила – в безразличии. Мне все равно, какое дерево я несу: толстое или тонкое, длинное или короткое, тяжелое или легкое.
Да, это так. Сила – всегда в безразличии.
В безразличии к любому препятствию, ведь ни одно из них не способно остановить человека на его пути. Доказывающий не прав, правый не доказывает. Доказывающий слаб. Логикой силу не заменишь. Сила воли и духа – субстанция, далекая от геометрии. Доказывающий – всегда проситель, он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезразлично.
Правый силен. Он знает, что прав. И этого довольно. Его правота заметна. Она наполняет все пространство вокруг него, даже когда он молчит.
Неважно, «да» или «нет» вы говорите, неважно, какие аргументы приводите, важно, говорите вы «да» или «нет» от силы или от слабости.
Можно сказать «да» от силы: вы могли бы сказать и «нет», но решили дать согласие. Можно сказать «да» от слабости: не в ваших силах отказать.
Можно сказать «нет» от силы: вы могли бы и дать согласие, но считаете нужным отказать. Можно сказать «нет» от слабости: не в ваших силах дать согласие.
Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!
Доказывающий не прав, правый не доказывает
Осознавать свои желания, потребности, чувства
презумпция невиновности уже не нужна?
Его взгляд убеждает больше всяких аргументов и останавливает поток слов."
"Правый силен. Он знает, что прав. И этого довольно. Его правота заметна. Она наполняет все пространство вокруг него, даже когда он молчит.
Его взгляд убеждает больше всяких аргументов и останавливает поток слов."
Внутренний конфликт
Более точное определение double bind основывается на теории Логических Типов Рассела и Уайтхеда, примененной к коммуникации. Примерами коммуникативных модусов, основанных на корректном использовании Логических Типов, являются игра, не-игра, фантазия, ритуал, метафора, юмор и пр. Даже у низших .
Double bind (автор – Грегори Бейтсоном, 1956 год) – дословный перевод – «двойное послание». Противоречивая жизненная ситуация, создаваемая человеком. В российской школе практической психологии такие ситуации называются “шизофреническая ситуация”. Ситуация double bind – это недобросовестно (а, .
Чувства – основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Это может быть частичное согласие. На.
Например, если я чего-то боюсь, но не вижу чего – у меня внутренний диссонанс. Когда я нашел или придумал, чего мне правильно бояться, у меня душа успокоилась.
Внутриличностные конфликты – конфликты, происходящие внутри личности между ее структурами, элементами и составляющими.
Понятие двойной связи характеризует устойчивый стиль коммуникации, ставящий ее жертву в тяжелое, мучительное и «безнадежное» положение. Это происходит потому, что: 1. На разных уровнях коммуникации предъявляются различные, противоречащие друг другу требования; 2. Жертва лишена возможности выра.
Согласно теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера, конфликт смыслов (взглядов, убеждений) порождает у человека внутреннее напряжение и рождает бессознательное желание сделать систему своих знаний и убеждений согласованной и непротиворечивой.
Triple bind (предложено Антоном Безмолитвенным в 2008 г.) – понятие, являющееся результатом дальнейшего развития концепции double bind Грегори Бейтсона. Triple bind – это жизненная ситуация, предполагающая неприятные для «жертвы» последствия (double bind) в 2 случаях: Если некоторое условие не.
Эмоции – самое универсальное средство общения. Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций пон.
Чтобы ваше мышление становилось более четким и происходило более осмысленно, рекомендуется свои мысл.
Профессия психолога в чем-то сродни профессии актера: лучшим актерам завидуют все, а большинство акт.
Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке
Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов
Источники:
Внутренний конфликт, его суть, последствия, сила разрушения
Внутренний конфликт, его суть, последствия, сила разрушения Внутренний конфликт, его суть, последствия, сила разрушения. Конфликт внутри нас (внутриличностный конфликт) – это одно из самых
http://www.vsd-guru.ru/stati_avtor/6.htm
Внутренний конфликт
Внутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности. Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема
http://psihomed.com/vnutrilichnostnyiy-konflikt/
Внутренний конфликт 1
Внутренний конфликт Внутренний конфликт — столкновение противоположных ценностных ориентаций личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными причинами внутреннего конфликта
http://www.b17.ru/article/12874/
Внутренний конфликт 2
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/categories/view/vnutrenniy_konflikt
COMMENTS