В чем смысл жизни

В чем смысл жизни

Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос «В чём смысл жизни?», «Для чего человек живёт? «Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.

О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни. В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе). Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А.Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно. Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности. Великий математик и физик Блез Паскаль (1623 – 1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более, чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии). В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906 – 1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буд
у в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игумении. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85). Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П.Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положение. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.

Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни. А.С.Пушкин, уже входивший в славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца у толит.

Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (Мф.6:25), сохранение ее важнее субботы (Мк.3:4). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (Ин.1:4). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (Деян.3:15). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25). Вхождение это начинается еще на земле. Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.

В чем смысл жизни

с согласия редакции.

Займет времени ? 5 мин.

Август 16, 2016 год

В психологии феномен бессмысленности жизни на удивление редко стоит в центре внимания, учитывая его распространённость, и преимущественно рассматривается в контексте депрессивных расстройств. Что-то важное (будь то смысл или Другой, что здесь синонимично) было со мной, теперь оно утеряно, а жить с этой потерей категорически невозможно — это и есть условная картина депрессии. Сложно установить, вызывает ли потеря смыслов депрессию, или последняя сопровождается обессмысливанием мира субъекта как следствие того, что всё плохо и ничего ценного здесь уже не осталось. Но тяжело не только встретить, но даже представить человека, активно и бодро проживающего бессмысленную жизнь, так же как и того, кому тоскливо и плохо, но существование преисполнено смыслами. Так что будем считать, что это если не эквивалентные понятия, то прочно связанные общей темой Меланхолии.

Но переживаем ли мы это остро или нет, однако жизнь фундаментально бессмысленна, как бессмысленно по умолчанию вообще всё в мире самом по себе. Чтобы со всей основательностью прийти к этому выводу, человечеству понадобились уйма времени и две мировые войны. Не то чтобы это достижение кого-то обрадовало, и потому оно осталось мёртвым грузом висеть на шее культуры. Грандиозные по сути достижения экзистенциализма так и не были усвоены и закреплены (как и весь исторический опыт человечества), зато теперь к ним могут обращаться те, кто подозревает, что с осмысленностью мироздания что-то не так. Однако бессмысленность реальности и бессмысленность существования конкретного субъекта — это не одно и то же.

Бессмысленность реальности означает тот простой и важный факт, что реальность просто есть. Это индифферентная по отношению к людям и самой себе разнородная масса как-то упорядоченных или не упорядоченных явлений, которые случаются или не случаются. Мир абсолютно никаков. Вопрос смыслов здесь не ставится, потому что смыслы — это про разумных людей, а не про камни и звёзды (как бы вам ни нравились и ни были наполнены ценностью камни и звёзды). Смертные заброшены в бессмысленный мир и пытаются как-то здесь разобраться, пока могут. Потом они вообще умирают, так что приходится стараться активнее или на всё плюнуть и пойти пить. Но допустим, что пить мы не хотим.

К сожалению, как нет резона шарить взглядом по миру и искать там что-то осмысленное, когда твоя жизнь опустела, так и нет его в том, чтобы с болезненным энтузиазмом авгура разглядывать свои внутренности в поисках утраченного смысла с картинами великого будущего и золотого века прошлого. Потому что всё, что появляется, зарождается где-то между, и происходит это, к сожалению, само собой. Единственный классик сколько бы то ни было удачного труда о вопросе смыслов, Виктор Франкл, отмечал, что «счастье подобно бабочке…» и так далее, и вообще его тяжело найти и легко потерять. Эта цитата стала фантастически банальной и уже образовавшийся от неё в процессе многократной эксплуатации пепел успел рассыпаться в прах, но истина, к сожалению, там так и осталась, разве что обратиться к ней стало сложнее. Смыслы невозможно найти или оживить сознательными усилиями воли (как сделать с их помощью ещё много чего). Иногда они внезапно появляются, и тогда уж лучше быть с ними поаккуратнее, потому что всё прекрасное ломается разочаровывающе легко. Притом чем больше усилий прилагает субъект к поиску смысла и чем сильнее нагружает ценностью эту находку, тем меньше у него шансов. Поскольку именно подобное перегружение психики тягостным давлением с печатью вины и разрушения уже привело субъекта к потере смыслов и продолжает делать то же самое. Так же как и грубый и преждевременный анализ смысла заставляет его улетучиться, и совсем не обязательно потому, что смысл был “ложным” (если вообще существуют ложные смыслы), а в виду всё той же хрупкости.

Подобная надежда могла бы стать достойной опорой субъекту в этом мистическом поиске, если бы не важная оговорка. Человек в депрессивном состоянии, живущий, соответственно, в бессмысленном мире, не только лишён надежды, он всячески гонит её прочь от себя, не давая укорениться, в том числе и потому, что страх разочарования в нём куда сильнее желания иметь надежду. Его тяжело за это упрекать после того, что он уже потерял и как сильно разочаровался. Тем не менее, надежда — это важный и, наверное, необходимый шаг на пути поисков, а его опыт разочарования уже сам по себе может стать смыслообразующим.

Догадываюсь, что все эти измышления могут помочь страждущим не столь значительно, как хотелось бы. И понимаю я это в том числе как тот, кого в не меньшей степени мучила проблема утраты смыслов. Но именно это позволяет мне с большей уверенностью говорить, что это не безвыходная ситуация. Мир действительно полон объектов, взаимодействие с которыми обнаруживает путеводные искры смысла. И сколь бы то ни было активный (а в депрессивном состоянии скорее пассивный) поиск этих искр среди залежей косной материи рано или поздно увенчивается успехом. Также крайне полезным является здесь знание себя хотя бы в той мере, чтобы понимать, что привлекает, оживляет и вызывает интерес (а скорее вызывало этот эффект прежде, ведь сейчас всё плохо и скучно).

Само собой, для каждого это будут абсолютно личные и в этом смысле уникальные переживания и объекты, так же как и способы взаимодействия с ними. Но всё это действительно существует в смертных и населённом ими проклятом мире и требует лишь обнаружения и всматривания в том или ином виде. К счастью, эта возможность открыта каждому, покуда он жив и соображает. Кроме того, не стоит винить себя и позволять другим (а также своим внутренним объектам) упрекать за то, что жизнь опустела, а интересы утрачены. Люди сами отвечают за свои смыслы, но винить себя за их отсутствие равноценно обвинению сколь угодно трудолюбивого работника в отсутствии урожая зимой. Некоторых событий можно только дождаться, а тем временем быть терпеливее к себе.

«В чем смысл жизни?»

– В чем смысл жизни?

За последний месяц этот вопрос мне задали раза три. Я его не люблю: для меня нынешнего он чрезвычайно абстрактен и не наполнен содержанием. Я не знаю ответа на него, и мне, честно говоря, этот ответ не интересен.

Но живое любопытство у меня вызывают люди, которые этот вопрос задают. Поэтому я, не отвечая, спрашиваю:

– А что побуждает вас задавать этот вопрос? И что именно вы имеете в виду: в чем смысл жизни для вас или смысл существования вообще?

Я хорошо помню, что побуждало меня. Мои поиски смысла жизни начались в подростковом возрасте. Очень хотелось ощущать себя не никчемным подростком, а человеком, предназначенным для чего-то большего. Смысл для меня равнялся предназначению, миссии. Я очень любил книги, в которых обычные люди обнаруживали в себе сверхспособности. Считал, что я родился в неподходящую эпоху и вообще мне лучше было бы жить в другом мире, который я придумывал сам. Там у меня была миссия, там я знал смысл своего существования… Но это был виртуальный мир.

Параллельно я искал смысл и в реальности. Не сказать, чтобы я ставил вопрос именно так: «В чем смысл жизни?» У меня просто было чувство неудовлетворенности собой и миром. И я искал ответы – в области бурно расцветавшей в постсоветской России религиозно-эзотерической мысли. Присматривался к кришнаитской литературе, даже купил здоровенный том «Источник вечного наслаждения» самого Абхай Чаранаравинды Бхактиведанты Свами Прабхупады. Но увы – в «Источнике вечного наслаждения» наслаждения я не нашел, это оказалось на редкость занудное чтение.

Потом был этап нигилизма. Любимой книгой стал Екклезиаст с его «И нет ничего нового под солнцем», «Все суета сует и томление духа». Я и сейчас люблю эту книгу Библии, но воспринимаю ее иначе.

По мере моей включенности во взрослую жизнь меня все чаще занимал не вопрос о том, в чем смысл жизни вообще, а проблемы конкретно моей деятельности. Ощущение бессмысленности нарастало во время поисков «своей работы»: старший преподаватель психологии в вузе – куча собеседований во все возможные и невозможные места, даже на должность продавца бытовой техники – директор магазина молодежной одежды. и снова старший преподаватель психологии в вузе. Позже я написал диссертацию на тему самоотчуждения личности, в том числе и об утрате смысла. Однако к этому времени вопрос «Зачем я это вообще делаю?» ушел в прошлое – появлялось все больше эмоционального удовлетворения от того, что я делаю.

И вот тут у меня стали спрашивать, в чем смысл жизни.

Чаще всего – в форме «Я не знаю, зачем живу» и «Моя жизнь не имеет смысла». Один раз прямо спросили: «Как мне найти смысл моей жизни? Я смотрю на людей, которые меня окружают, у них какая-то ничтожная жизнь, бессмысленная. Работа–дом–работа, унылый отдых, копошение на даче. Я не хочу так!»

Я не хочу уходить в философские дебри относительно того, что такое смысл и в чем он заключается. Хочется чего-то живого, уйти с абстракции на человеческий уровень.

Как отвечать, если у тебя спрашивают, в чем смысл жизни? Первый шаг – разобраться, что такое смысл. Разговаривая с людьми о том, как они это понимают, я получал ответы, указывающие, что:

а) Люди отождествляют цель и смысл («Зачем ты все это делаешь?»)

б) Люди отождествляют значение и смысл («Какой смысл имеет это слово?»)

в) Люди отождествляют свое понимание и смысл («Его речь – это бессмыслица какая-то»)

Все это – действительно грани смысла. Вещи, явления, происходящие в мире процессы и мои действия – все это обретает личностный смысл тогда, когда становится сопричастным моему жизненному миру, который соткан из моих потребностей, чувств и ценностей, причем ценностей – не абстрактных, а наполненных эмоциональным содержанием. Вот любопытное явление: себя самого бесполезно искать внутри себя, нужно разворачиваться к внешнему миру, но смысл тех или иных действий мы можем постичь только тогда, когда они окажутся созвучными нашему собственному внутреннему голосу.

Моя жизнь обретает смысл в тот момент, когда я становлюсь сопричастным тому, что я делаю. То есть тогда, когда мои действия связаны с моими потребностями, вызывают у меня эмоции, совпадают с моими личными ценностями. Рассогласование между тем, что для нас ценно, и тем, что мы делаем, порождает отчуждение. Отсюда простое следствие: бесполезно говорить о бессмысленности действий других людей, не зная их ценностей и того, какие эмоции у них вызывают эти действия.

Человек, спрашивающий, в чем смысл жизни, и говорящий о том, что в его жизни смысла нет, сообщает мне о том, что он утратил контакт с собственными потребностями и эмоциями, а если шире – с собственным жизненным миром.

Так что для меня смысл – это сопричастность. Смысл тех или иных вещей для меня заключается в моей связи с ними. И тогда старенький предмет, не имеющий объективно никакой ценности, обретает смысл, если он связан с памятью о дорогом человеке. У меня дома есть старые полки, которые вырезал из дерева еще мой отец. Они сделаны на совесть, но я оставляю их не только потому, что они держат книги. Смысл их заключается в том, что это – работа моего отца, часть его материального наследия и часть моей связи с ним. Это часть моего жизненного мира.

Для кого-то археология – вещь совсем бессмысленная. Однажды я участвовал в археологической экспедиции. Жители сел по берегам Амура иногда вообще не понимали этого слова, и мы тогда говорили, что мы геологи. «А, нефть ищете!» – и лица людей озарялись пониманием. Нефть включена в жизненные миры этих людей как значимое явление. А обломки горшков… А для меня это имеет смысл – он в эмоционально переживаемом ощущении связи с прошлыми поколениями, в ощущении себя как части исторического процесса, направленного в будущее. И мое хобби – археология – обретает смысл только в контексте этого ощущения.

Итак, в чем смысл жизни? Забавная деталь: люди, которые его нашли, часто даже не понимают, о чем идет речь. Если встал вопрос о смысле и бессмысленности, то, думаю, стоит обратиться к другому вопросу: почему то, что у тебя есть, никак не соотносится с твоими потребностями, эмоциями и ценностями? Утрата смысла – это нежелание вступать в эмоциональный контакт с тем, что у тебя есть или с тем, что тебя окружает. Как так произошло – это и есть вопрос, которым следует задаться психологу.

– . В чем смысл жизни для меня?

– Как произошло, что ты не чувствуешь связи между тем, что ты делаешь, и тем, что значимо для тебя самого?

– А если для меня в жизни нет ничего значимого?

– Ну что ж, давай поговорим о том, как ты обесцениваешь окружающий мир.

В чем смысл жизни: вопрос, на который нет ответа?

Философы, клирики, психологи на протяжении веков отвечали на этот вопрос, но ни один ответ не оказался универсально верным. Потому что у каждого человека свой смысл в жизни.

Этим вопросом задавались все мировые религии, и все они по-своему на него отвечали. Иисус говорил, что смысл жизни в вере в Бога и в том, чтобы обрести царство Божие после смерти.

Будда верил, что смысл жизни состоит в том, чтобы прожить ее в гармонии, отринув желания и ненависть.

Мухаммед сказал, что жизнь доверена людям Богом, с тем, чтобы посвятить ее пониманию Бога, и это ведет к вечной жизни.

Платон заметил, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее жить». Стало быть, смысл жизни состоит в том, чтобы ее исследовать, чтобы ее постичь. Ницше связывал смысл жизни со смертью Бога, а следовательно, с утратой веры в абсолютные моральные законы, космический порядок. Камю считал, что мы сами создаем смысл своей жизни, принимая решения.

Но никто не предложил определенного, четкого, если угодно, универсального ответа. Возможно, потому что для начала все же стоит ответить на другой вопрос, который стоит совсем рядом: «Почему мы хотим знать, в чем смысл жизни?» Это куда более уместный вопрос, хотя бы потому, что на него можно ответить.

Итак, зачем же люди вот уже на протяжении многих веков заняты поисками смысла жизни?

Да потому что никто из нас не хочет соглашаться с тем, что жизнь бессмысленна. Вместо того чтобы принять этот факт и двигаться дальше, многие люди тратят всю свою жизнь, чтобы его найти. Они ищут его в религии, в философии, в психологии. Люди думаю, что если они разбогатеют и станут знаменитыми, то смогут обмануть смерть. Есть безумцы, которые полагают, что они смогут победить смерть, захватив мир. Отрицание смерти и поиск смысла жизни – это великая ложь, которая определяет жизнь множества людей на этой планете.

Отрицание, как и любой защитный механизм, имеет побочный эффект. Чем яростнее мы что-то отрицаем, тем сильнее оно наполняется смыслом. Чем больше мы отрицаем смерть, тем меньше мы замечаем, как уверенно к ней идем. Яркий пример – сколько людей отрицают изменения в климате, несмотря на факты! Зигмунд Фрейд сказал бы на это, что мы бессознательно хотим смерти, бессознательно желаем ее нашей планете.

В восточной традиции практикуются методы глубокой медитации, где главная вещь, над которой размышляют, – смерть. Люди проводят множество часов, медитируя о своей собственной смерти. Они буквально представляют, визуализируют, как лежат в могиле и гниют! Это потрясающе! Смысл этого действа в том, чтобы достичь состояния, в котором не будет привязанности к жизни, чтобы мы могли полностью осознать, что смертны. Только приняв факт неотвратимости смерти, мы сможем освободиться от тяготеющей привязанности к жизни и от проблем, которые она несет.

Цепляясь за жизнь, во всем пытаясь нащупать смысл, мы приходим к ложным богам, к ложным ценностям, ложным мифам, которые ранят не только нас, но и других. Если мы придумаем, что смысл жизни в молении Богу, то всякий, кто ему не молится, будет ниже нас. Если мы решим, что какая-то группа людей (к который мы, очевидно, принадлежим) – группа «хороших людей», то другая, очевидно, станет «группой плохих». И то и другое ведет к напряжению и разногласиям.

Будда и его последователи не цеплялись за жизнь. Они медитировали о смерти, отказываясь от тщеславных представлений о жизни, от жажды мести, власти или славы, от зависти и соперничества.

Для тех, кто привык искать смысл жизнь с упорством маньяка, такая медитация безумна. Но для буддистских монахов безумство в том, чтобы так упорно цепляться за свою жизнь и думать, что смерть – это то, что бывает с другими.

Подробнее см. на сайте издания Psychcentral.

«Слова придут сами собой»: Умберто Эко о жизни, любви и смысле

«Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрел его – в углу, с книгою». Несколько цитат из книг, автор которых нас покинул.

Читать статью дальше

Вуди Аллен: «Смысла самого по себе просто не существует»

Знаменитый кинорежиссер о том, как пережить неудачу, набраться смелости посмотреть в глаза реальности и найти смысл в жизни.

Источники:
В чем смысл жизни
В чем смысл жизни Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос «В чём смысл жизни?», «Для чего человек живёт? «Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий.
http://www.pravoslavie.ru/6624.html
В чем смысл жизни 1
В чем смысл жизни с согласия редакции. Займет времени ? 5 мин. Август 16, 2016 год В психологии феномен бессмысленности жизни на удивление редко стоит в центре внимания, учитывая его
http://dystopia.me/v-chem-smysl-zhizni/
В чем смысл жизни »
Когда мы задаемся вопросом, в чем смысл жизни, это указывает на то, что мы утратили живую эмоциональную связь с миром, уверен психолог Илья Латыпов.
http://www.psychologies.ru/observers/latyipov-ilya/v-chem-smyisl-jizni/
В чем смысл жизни вопрос, на который нет ответа
В течение жизни каждый из нас задается множеством вопросов самого разного толка. Но есть один, над которым человечество бьется дольше вс
http://www.psychologies.ru/self-knowledge/smysl-zhizni/v-chem-smyisl-jizni-vopros-na-kotoryiy-net-otveta/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Личностная характеристика человека пример Личные качества в резюме - пример. Что написать в личных качествах в резюме для приема… (3)

Эрогенные точки женщины козерог Козерог эрогенные зоны, точки любви Козерог эрогенные зоны, точки любви Эрогенные зоны Козерогов: Особенно чувствительной… (3)

Креативные вопросы 100 вопросов парню, которые можно ему задать - Сто вопросов100 вопросов парню, которые можно ему… (3)

Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (3)

Психологические ситуации и их решение Педагогические ситуации и их решения Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический… (2)

COMMENTS