Творческие способности

Как развивать творческие способности ребенка

Способности являются психической особенностью человека, благодаря которой он может успешно овладевать теми или иными знаниями и навыками. Данное качество не влияет на само мастерство, а проявляется в быстроте и легкости приобретения определенных умений. Творческие способности могут проявиться в различных сферах деятельности. Они позволяют создать что-либо новое, не существовавшее до этого.

Помимо биологической базы таких качеств, среди которых врожденные анатомо-физиологические особенности, существует социальная, то есть окружение должно стимулировать их развитие. Таким образом, творческие способности у ребенка обусловлены следующими параметрами.

Во-первых, это наличие необходимых задатков и предрасположенности. К тому же необходимо иметь мотивацию к занятиям какой-либо деятельностью. При этом решающим моментом являются социальные обстоятельства. То есть если родители, педагоги или другие окружающие ребенка взрослые рано заметили творческую продуктивность его в какой-либо деятельности и начали заниматься с ним в этом направлении, то больше шансов, что он в будущем достигнет успеха, чем в случае если процесс пущен на самотек.

В работах психолога Торренса, который создал систему измерения творческих способностей, часто можно встретить рассуждения о том, что именно семья и школа влияют на развитие или уничтожение креативного потенциала ребенка. Часто одаренные дети испытывают проблемы в общении со сверстниками, так как не всякая группа приемлет отклонения от общего поведения или мышления. Существует несколько приемов, которые могут помочь адаптации талантливых личностей в коллективе.

Во-первых, необходимо учить ребенка озвучивать свои идеи доступно для других, чтобы общество воспринимало их как вклад, который служит и их собственным нуждам. Замечания другим нужно стараться высказывать доброжелательно.

Во-вторых, талантливые дети должны показать, что поддерживают идеи, принципы и идеалы, пользующиеся уважением в данном коллективе. Надо научить ребенка концентрировать внимание на выполнении определенного задания, а не распыляться на «личности» и достижение определенного статуса.

Эти приемы помогут и взрослым, и детям разрешать конфликты, при этом оставаясь независимыми, но и учитывая интересы группы.

Развитие творческих способностей учащихся в большой мере зависит от личности педагога. Стимулируя в своем ученике какое-либо качество, он сам должен им обладать. Компетентная личность адекватно воспринимает новые идеи и испытывает радость от своих побед, чем показывает ребенку убедительный пример.

Развитие творческих способностей детей зависит от ряда условий. Поэтому в работе с одаренными малышами следует придерживаться следующих рекомендаций.

Важно создать уютную и безопасную психологическую атмосферу. Нужно не только поддерживать ребенка в его начинаниях, но и проявлять сочувствие к его неудачам. Лучше избегать каких-либо негативных отзывов о работе малыша. Взрослым необходимо помогать ребенку, если он испытывает разочарование или сомнение — чувства, которые обязательно встретятся в прцессе творческого поиска. Рекомендуется учить детей находить награду в самом себе и меньше переживать из-за непризнания своих достижений окружающими.

Творческие способности необходимо поддерживать, создавая для этого максимально благоприятную атмосферу. Можно посоветовать личностям, которые ими обладают, стать «разумными авантюристами», то есть иногда полагаться в открытиях только на свою интуицию, несмотря на риск.

Взрослым — родителям и педагогам — нужно знать, что творческие способности в той или иной степени присущи большинству детей. А вот то, насколько они будут развиты, смогут ли впоследствии принести пользу, зависит от окружения малыша.

Творческие способности

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения. [9, с. 248].

Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяются вокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творче­ство», «творческая деятельность».[12, с. 212]

Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов.

Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. [8, 179]

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В. И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. [44, с. 358]

Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное. [9, с. 252]

Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности. [12, с. 212]

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». [44, с. 359]

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2 . Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с обще­принятыми). 4.Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему за­конченный вид. [7, с. 154]

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение .

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла. [16, с. 74]

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как чело­век имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3.Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях. [13, с. 62-69]

Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способности : способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция. [10,с. 139]

Таким образом, анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на раз­личие подхо­дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.

Характеристика понятия «творческие способности детей» (первая часть)

Альбина Валерьевна Туманина

Характеристика понятия «творческие способности детей» (первая часть)

По утверждению педагогов-исследователей (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной и др., из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики художественная деятельность является естественной «школой творческого развития» личности (Н. Н. Поддъяков). Одной из составляющих развития творческой личности являются творческие способности человека.

Рассмотрим термин «способности«. БСЭ дает следующее определение: «Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности». (4, с. 346)

По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, «способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения». В. А. Крутецкий выделяет три важнейшие стороны этого определения.

1. Способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого.

2. Это именно психологические особенности.

3. Способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

Каждая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Если человек обладает такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что он способен к этой деятельности.

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Способности формируются и обнаруживаются только в соответствующей деятельности. Способности человека формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Способности – это прижизненное, а не врожденное образование. Связь способностей со знаниями. умениями, навыками такова: с одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков; с другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей человека.

Задатки являются одним из условий формирования способностей.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности и приобретением новых знаний, умений, навыков. «Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального про-дукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности».

Обратимся к понятию «творчество«, «творческий«. Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Анализ справочной педагогической и психологической литературы позволяет говорить о том, что «творчество» на сегодняшний день определяется достаточно многообразно. Краткий педагогический словарь определяет «Творчество – как деятельность человека, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей, предполагаемое у личности наличие способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью»

В наибольшем количестве случаев мы встречаем определение понятия творчества, как деятельности. Например, в БСЭ говорится: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественное, новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности«.

А. Я. Пономарев отмечает: «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».

В философском словаре определение также подчеркивает, что результат творчества есть новый продукт: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций, знаний, умений, продуктов».)

В статье «творчество«, вошедшей в энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанной Ф. Батюшковым: «Творчество – в прямом смысле – есть создание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил«.

Новый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская: «Творчество – определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение».

Об общественной ценности творчества, его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова: «Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Г. Г. Кравцов предлагает рассматривать творчество как способ существования личности.

Интересными в этом плане являются мысли Г. И. Иванова: «Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества».

И. П. Волков утверждает: «Единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. Творчество индивидуально, художественно проявляется хотя бы в минимальном отсутствии образца».

Л. С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Таким образом, творческие способности – это способности к творчеству как деятельности. В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития.

Анализируя все приведенные выше цитаты о способностях, творческих способностях, творчестве, можно сказать, что творчество является од-ним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Более значимы не результаты детского творчества, а формирование способностей.

Стремление выделить творческие способности можно объяснить, во-первых, их значимостью для творческого процесса, а во-вторых, как отмечает американский педагог Х. Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Поэтому ученым приходится «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми».(38, с. 8) Стремление раскрыть творческие способности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры творческих способностей.

Приводим некоторые классификации. Дж. Гилфордом была предложена кубическая модель интеллекта, которая представляет собой эвристическую гипотезу, позволяющую классифицировать интеллектуальные способности и предсказать новые. Существуют три измерения интеллекта: операции, продукты, содержание, которые характеризуют способности к решению интеллектуальных задач. Дж. Гилфорд выделяет пять типов операций: познание, память, конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях) мышление, оценивание; четыре вида содержания: образное, символическое, семантическое и поведенческое; шесть видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.

Все интеллектуальные способности, по мнению Дж. Гилфорда, в ка-кой-то мере являются творческими, но более всего – способность к дивергентному мышлению. Как отмечает автор, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой понимается способность высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость – способность высказывать многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность, — способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.

А. И. Лук объединил 15 способностей, близких к интеллектуальным, это:

1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку», уже имеющихся знаний и представлений, остальное бессознательно отбрасывает. На это влияют привычные структурные установки, чувства, конформность. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, — нечто большее, чем просто наблюдательность.

2. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму; разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться кодами. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяет преимущественную склонность к испытанию тех или иных кодов информации. Способ кодирования накладывает печать на выбор содержательной области мышления.

3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.

4. Способность к переносу. Это способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.

5. Боковое мышление. Способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.

6. Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие картины.

7. Готовность памяти. Способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеется в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.

8. Сближение понятий. Легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.

9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированности – одно из проявлений гибкости мышления.

10. Гибкость интеллекта. Способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.

11. Способность к оценочным действиям. Способность к оценке, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.

12. Способность к «сцеплению». Объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.

Изонить. Часть первая Хочу с вами поделиться опытом, вышивание нитками. Называется — ИЗОНИТЬ. Работая с детьми в подготовительной группе, в свободное время я.

Литературные открытия. Часть первая. Поэтическое творчество Валентина Берестова для детей и взрослых. Недавно мне попалась в руки книжка-раскраска с веселыми стишками. Яркие иллюстрации художника Олега Горбушкина притягивали. Полистав книжку,.

Новогодний утренник для детей старшего возраста «Перстень Бабы-яги» (первая часть) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 172» Новогодний утренник.

Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников» Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и.

Рекомендации для родителей по лексическим темам недели. Часть первая (старшая группа детей с ЗПР) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №384 г. о. Самара Рекомендации для родителей.

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть) Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (1-я часть).Дошкольный возраст — уникальный период развития самостоятельности. В режиме дня.

Сценарий досуга «Народные традиции на Руси. Праздник Ивана Купала» для детей старшей группы (первая часть) Сценарий досуга «Народные традиции на Руси. Праздник Ивана Купала». для детей старшей группы. Цель: Воспитание любви к русской национальной.

Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей» ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии.

ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала.

Выпускной бал 2015 г. (часть первая) Сценарий выпускного вечера 2015 г. Ведущий 1. Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются.

№ 627136-016-015 от 31 августа 2016

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Как развивать творческие способности ребенка
Способности являются психической особенностью человека, благодаря которой он может успешно овладевать теми или иными знаниями и навыками. Данное качество не влияет на само мастерство, а проявляется в быстроте и легкости приобретения определенных умений. Творческие способности могут проявиться в различных сферах деятельности. Они позволяют создать что-либо новое, не существовавшее до этого.
http://fb.ru/article/38958/kak-razvivat-tvorcheskie-sposobnosti-rebenka
Творческие способности
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Выполнила: Александрова Екатерина Александровна Специальность 050709 – «Преподавание в начальных классах» Курс V, группа 5А Форма обучения: очная Руководитель: Петрова Ольга Юрьевна Боровичи,2010
http://sites.google.com/site/issledowanie/home/glava-1/1-1-susnost-tvorceskih-sposobnostej
Характеристика понятия «творческие способности детей» (первая часть)
Характеристика понятия «творческие способности детей» (первая часть)
http://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-ponjatija-tvorcheskie-sposobnosti-detei-pervaja-chast.html

COMMENTS