Типы семейных отношений

Лекции для студентов

Содержание и методика педагогической деятельности — Типы семейных отношений

Основные типы семейных отношений охарактеризованы отечественной исследовательницей Р. М. Капраловой.

Первый тип — в семье согласованные гармонические отношения с высокой социальной направленностью. Семейные отношения соответствуют принципам нашего общества, отвечают целям и задачам его в области воспитания (уважение к личности, любовь и дружба, теплота и взаимная забота, добросовестный труд, взаимная уступчивость и др.). В воспитании детей присутствуют общественно-политическая мотивация, целенаправленность, системность, понимание конкретных задач и содержания воздействий на ребенка. Все члены семьи по отношению друг к другу проявляют высокую эмпатию, т. е. способность сопереживания.

Второй тип — в семье урегулированные компромиссные отношения с высокой социальной направленностью. Их характеризует наличие необходимых условий для формирования правильного социального опыта личности, ее общественно значимой направленности. Отношения регулируются, но атмосфера их иногда бывает неблагоприятной для отдельных членов семьи. Недостаток терпения, выдержки, тактичности в воспитании детей у одного из родителей «выравнивается» уступчивостью, мягкостью другого. Это вызывает некоторый контраст в отношениях к детям, в требованиях к ним. В этих семьях, как правило, перспективы определены, но в решении повседневных задач отмечаются колебания стихийность, которые в конечном итоге устраняются.

Третий тип — отношения неустойчивые, но в целом положительные, с высокой социальной направленностью. Эта группа семей промежуточная между положительными и отрицательными семейными отношениями (отмечают конфликты, носящие эпизодический характер). В бесконфликтные периоды в этих семьях наблюдаются взаимное уважение, доверие, атмосфера, близкая к жизни семей первого и второго типов.

Четвертый тип — в семье урегулированные отношения, но с низкой социальной направленностью. Этому типу отношений характерны мещанско-обывательская направленность в поступках и действиях, наличие потребительских мотивов, двойственность норм отношений к людям (заботливые, теплые отношения к членам семьи и холодные, расчетливые — к чужим). У детей в таких семьях формируется обывательская мерка ценностных ориентации.

Пятый тип — отношения внешне благопристойные, урегулированные, но внутренне неблагоприятные, при низкой или при противоречивой социальной направленности членов семьи. Видимость благополучных отношений поддерживается иногда по согласию и убежденности супругов в «необходимости сохранения семьи для детей», а иногда — домостроевскими порядками, побоями, угрозами. Родители самоустраняются от воспитания детей, подрывают авторитет друг друга ссорами и личными оскорблениями. Основные заботы по уходу за детьми и их воспитанию несет жена-мать. В семье настроение неуверенности.

Шестой тип — в семье резко конфликтные отношения при низкой или противоречивой социальной направленности.

Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. XX в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

В семье, где родственные люди постоянно находятся в процессе отношений, следует помнить, что состояние отношений зависит от темперамента и натуры каждого члена семьи.

Семейные союзы тогда выигрывают, когда они скрепляются общностью интересов, вкусов и потребностей. Главное — это сложившиеся отношения между всеми членами семьи. И чтобы семья была нормальной, мало, чтобы в ней были отец и мать, нужно, чтобы их отношения были добрыми, честными, полными любви и взаимопонимания. Нужно, чтобы дети чувствовали эти отношения. Детям одинаково дороги и отец, и мать, и, если между родителями разлад, для ребенка это трагедия. Они видят в родителях идеал и им трудно представить, что кто-то из них дурной человек.

Равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одиночества, и дети начинают искать привязанности на стороне, некоторые увлекаются чтением, шитьем, спортом, компанией.

Уклад отношений в семье в современных условиях за последние 60 лет разительно изменился. Если раньше неработающая мать могла заниматься воспитанием детей, то сегодня с изменением общественной жизни изменились и отношения внутри семьи.

Прокормить и поднять на ноги детей стало трудно, родители работают и отдают работе то время, которое наши предки отдавали детям, семье.

Стрессовое состояние в обществе, напряжение отношений между людьми отражается и на семье.

Современная семья редко может собраться за чайным ужином.

Для полного представления о современной семье следует рассмотреть и ролевые отношения в семье. Семейная роль — одна из важных ролей человека в обществе.

Что такое семейные роли? Это муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (сын, дочь, брат, сестра), роли поколения (дедушка, бабушка).

Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семья. Может ли муж быть главой семьи, может ли он быть отцом. Ставится под сомнение, если он человек слабовольный, сможет ли он выполнять роль главы семьи.

Ролевые отношения в семье, выполнение или невыполнение членами семьи той или иной функции, той или иной роли приводит к конфликтам. Чаще это происходит в семье, где много поколений, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями.

Конфликты возникают, когда одна роль включает в себя противоречивые требования. Когда женщина в семье и мать, и жена, и хозяйка, и воспитательница детей, и ухаживает за престарелыми родителями и в то же время наравне с мужем материально обеспечивает семью.

Конфликт усугубляется, если жена занимает более высоким статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь важно, чтобы супруги смогли гибко переменить роли. Конфликты возникают из-за того, когда молодая жена не умеет вести домашнее хозяйство или не хочет рожать детей.

В семейных отношениях существует такое понятие, как отцовство и материнство. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова отцовство определяется как «кровное родство между отцом и ребенком».

Не только от матери, но и от отца зависит биологическое существование будущего человека. Существует биологическое сходство ребенка с отцом или матерью: цвет волос, глаз, особенности телосложения, функционирование органов и систем детского организма.

Задатки, основа способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, языкам) также закладываются генетически. По наследству передаются заболевания, привычки отца и матери к алкоголю, никотину, наркотикам. Поэтому будущий отец должен заботиться о своем здоровье, здоровом образе жизни.

Социальные функции отцовства четко определяет выражение: «На плечах отца держится мир». Отец — защитник отечества, он управляет государством, ведет научные исследования, выполняет тяжелую физическую работу. Отец обеспечивает семью материально, несет ответственность за жену и детей, помогает родителям-старикам.

Если стать матерью девочка готовится с рождения, то отцом молодой человек становится только после рождения ребенка, отца, нужно воспитывать, «отца нужно делать». От его ответственности, чувства долга, физических и нравственных сил, смелости и мужества, гражданственности, надежности и великодушия зависит воспитание детей. Эти качества отца формируются на протяжении всей жизни.

Хороший отец организует деятельность всей семьи, видит в ребенке личность, избегает грубых воздействий на детей и родных,

Семья без отца ставит массу социальных проблем перед членами семьи. Современное общество называют «безотцовское общество». Это не фраза, а реальность. Женщина несет на своих плечах три обязанности: добытчица хлеба насущного, хозяйка дома и мать.

Мать, воспитывающая в одиночку детей, должна быть еще и оптимистом, так как все отрицательные проблемы общества, ее отрицательные эмоции выплескиваются на детей. Самой тяжелой проблемой является воспитание мальчика без отца.

Аудиолекции

Видеолекции

По любым вопросам и пожеланиям по работе сайта обращайтесь.

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О.А.

М.: Гардарики, 2005 — 320 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

Адресовано студентам психологических и педагогических вузов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Скачать / Download файл

ГЛАВА 1. Культурно-историческая природа семьи 9

§ 2. Функции семьи ‘. 11

§ 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 14

§ 4. Стадии жизненного цикла семьи 25

§ 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака 39

§ 6. Типология семьи 49

Вопросы и задания 57

ГЛАВА 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения 59

§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений 60

§ 3. Развитие любви как чувства 67

§ 4. Искажения и нарушения чувства любви 70

§ 5. Виды любви 74

§ 6. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции 77

§ 7. Ролевая структура семьи 79

§ 8. Семейное самосознание 88

§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 93

§ 10. Конфликты в семье 98

§ 11. Сплоченность семьи 106

§ 12. Субъективная удовлетворенность браком 109

§ 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 112

Вопросы и задания 116

ГЛАВА 3. Детско-родительские отношения 117

§ 2. Основные характеристики детско-родительских отношений 118

§ 3. Характер эмоциональных отношений 119

§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 140

§ 5. Мотивы воспитания и родительства , 150

§ 6. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения 153

§ 7. Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребенка 154

§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти 156

§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания); родительский мониторинг 169

§ 10. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания 189

§ 11. Родительская позиция , 190

§ 12. Типы семейного воспитания 194

§ 13. Типы дисгармоничного воспитания 197

§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 204

§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка 207

§16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 2t4

§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребенка .. 237

Вопросы и задания

ГЛАВА 4. Ненормативные кризисы семьи 246

§ 2. Повторный брак 268

§ 3. Психологические проблемы усыновления приемных детей 273

Вопросы и задания 279

ГЛАВА 5. Основы семейного консультирования 280

§ 2. Теоретические основы семейного консультирования . 285

§ 3. Основные принципы семейного консультирования 291

§ 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 296

§ 5. Консультирование по проблемам семьи 301

Типы семейных отношений

7. ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Семейные правоотношения – это волевые личные (неимущественные) или имущественные отношения, определенные семейным законодательством и урегулированные нормами семейного права, участники которых юридически связаны правами и обязанностями. Семейные правоотношения характеризуются специфическими качествами: их субъективный состав определен законом; они, как правило, носят длящийся характер; строятся на безвозмездной основе; возникают на основе специфических юридических фактов.

Представляется, что большинство семейных правоотношений следует расценивать как сложные, собирательные, содержащие внутри себя отдельные локальные правоотношения. Классификацию семейных отношений производят по следующим основаниям: содержанию, субъективному составу, характеру защиты субъективных прав. По содержанию семейные правоотношения подразделяются на: личные (неимущественные) и имущественные. По субъективному составу можно выделить правоотношения: между супругами, между бывшими супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, между опекунами (попечителями) и подопечными несовершеннолетними детьми, между приемными родителями и приемными детьми и т. д. По характеру защиты субъективных прав можно выделить три группы семейных правоотношений: относительные семейные правоотношения с абсолютным характером защиты, когда реализация прав обеспечивается государственной защитой (например, право ребенка на воспитание порождает обязанность родителей по воспитанию); абсолютные правоотношения с некоторыми признаками относительных (например: супруги являются собственниками имущества, находящегося в общей совместной собственности); относительные семейные правоотношения, не обладающие абсолютным характером защиты (алиментные обязательства).

Таким образом, семейные отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Типы семейных отношений

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Индекс цитирования научной работы подсчитывается автоматически.»> Индекс цитирования научной работы : 1

Просмотров научной работы: 5688

Комментариев к научной работе: 23

Поделиться с друзьями:

Карл Юнг полагал, что в коллективном бессознательном отражены мысли и чувства, являющиеся результатом общего эмоционального прошлого. Его содержание складывается, благодаря наследственности, и находится в каждом из нас с рождения и до последнего вздоха.

Однако наследственность – не единственный важный фактор формирования личности человека. Исследователи подтверждают, что среда также имеет большое влияние.

Владимир Дружинин в своей работе «Психология семьи» (2008 г.) пишет, что многие способности человека, и в частности общий интеллект, формируются в семье, где он появился на свет. Причём он склонен транслировать то, что сформировалось в детстве, в той семье, которую потом создаёт сам. Дружинин отмечает, что благоприятная среда развития и воспитания предполагает определённые, исторически установившиеся внутрисемейные отношения.

Цель данного исследования: выявить роли мужчины, женщины и ребёнка в семье с помощью контент-анализа русских народных пословиц.

В работе была использована методика интерпретации рисуночного теста семьи, предложенная В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом, анализ трёх уровней, соответствующих основным типам отношений в семье: власть-подчинение, ответственность, эмоциональная близость (по Г.Т. Хоментаускасу). Предметом анализа явились психолингвистические особенности пословиц, соответствующие этим типам отношений.

Пословица – словесная формула, не связанная с каким-либо литературным или фольклорным произведением и вошедшая во фразеологию массовой речи. Это утверждение, вывод, совет, наказ в форме «ходячего» афоризма. Является малой формой народного творчества. В пословице заложены скрытые основы человеческих взаимоотношений.

Наиболее характерный признак пословицы — транслирование в обиходе. Она входит в речь при употреблении в аналогичных ситуациях снова и снова. В этом смысле верно замечание Владимира Даля, автора огромного труда под названием «Пословицы русского народа», о том, что пословица не придумывается, а рождается сама. И по этой причине она является подспорьем для изучения и выявления общих закономерностей внутрисемейных отношений.

Русские народные пословицы были отобраны из работы Владимира Даля «Пословицы русского народа». В качестве вспомогательных материалов использовались «Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь» В. Зимина и С. Ашуровой, «Энциклопедия народной мудрости» В. Воскобойникова и «Русский фольклор» В. Аникиной. Из общего массива пословиц были выбраны те, которые объединены темой «семья» или темами, близкими по смыслу («сиротство», «вдовья доля»).

При отборе пословиц были использованы случайная выборка и собственный опыт автора их применения в повседневной практике взаимодействия с людьми. Таким образом, выборочная совокупность составила 190 пословиц. Одна пословица соответствует одной единице счёта.

Единицами анализа явились следующие темы и подтемы:

Характер и структура семейных отношений (женщина в семье, мужчина в семье, отношения между женой и мужем, отношения между родителями и детьми, отношение к семье и браку по критериям: власть-подчинение, ответственность, эмоциональная близость).

Важность семьи в жизни человека

Высокая (позитивное влияние)

Низкая (негативное влияние)

Всего пословиц на эту тему:

Характер и структура семейных отношений

Характеристика женщин в семье

Характеристика мужчин в семье

Характеристика взаимоотношений между мужем и женой

Характеристика взаимоотношений между родителями и детьми

Отношение к семье и браку

Всего пословиц на эту тему:

Результаты, представленные в таблице, показывают, что из 190 пословиц более половины посвящены характеру и структуре семейных отношений. Самое большое количество пословиц посвящёно:

высокой важности семьи в жизни каждого человека (20%);

характеристикам отношения к браку и семье (19%);

характеристикам женской половины семьи – матерей, жён, дочерей, сестёр, бабушек и других (19%);

характеристикам взаимоотношений между женой и мужем (18%).

Проведённый анализ позволил сделать следующие выводы.

Семья важна в жизни любого человека как место, где он появляется, обретает защиту и счастье. Как правило, эта мысль характеризуется формулировками типа «добрая семья прибавит разума-ума», «вся семья вместе и душа на месте», «на что клад, коли в семье лад», «лад и согласье – первое счастье», «добро по миру не рекой течет, а семьей живет» и т.д. А к человеку без семьи применяются сочувствующие формулировки, констатирующие, что человек несчастен, если он сирота или вдовец (вдова): «вдовье дело горькое», «сиротская жизнь хуже волчьей».

Пословицы, посвящённые отношению к семье и браку, основаны на мысли о том, что это отношение должно быть очень серьёзным и ответственным: «жениться не лапоть надеть», «домом жить – не разиня рот ходить», «жена не рукавица, с руки не снимешь». Ранний, поспешный, непродуманный или невольный брак осуждается: «женить на скорую руку да на долгую муку». Кроме того, отмечается, что жениться лучше один раз: «дай Бог раз жениться, раз креститься и раз помереть», «каждая невеста для своего жениха родиться». Примечательно, что отменить брак, то есть развестись, нельзя. Муж и жена могут жить порознь и быть врагами, но их брак закреплялся Богом, поэтому пословицы так и говорят: «женитьба есть, а разженитьбы нет».

В соответствии с половицами, женщинам в семье свойственны: покладистость, сообразительность, мягкость и нежность, верность, хозяйственность, способность улаживать конфликты и способность воспитывать детей. Это выражено в таких формулировках, как: «выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «доброю женою муж честен», «мир в семье женою держится», «мать праведна – ограда камена», «сердце матери лучше солнца греет» и в других.

Интересно, что о женщине говорится только как о невесте, жене, матери или дочери. Не было обнаружено ни одной пословицы, где она была представлена как любовница. То же можно сказать о пословицах, относительно мужчины в семье. О сексуальной стороне брака не говорится ничего.

Муж и отец – глава семьи, её опора и защита. Большое значение придаётся таким мужским характеристикам, как сила воли, ум и знания, твёрдость характера, решительность, способность брать на себя ответственность, спокойствие, снисходительность к женским слабостям. Многие пословицы представляют собой рекомендации правильного выбора невесты. Отмечается, что муж ведёт за собой всю семью и находится в ответе за любые действия жены и детей. Это выражено в таких формулировках: «мужик в семье, что матица в избе», «у доброго мужа и худая жена досужа», «всякий дом хозяином держится», «валяй дети – отец в ответе» и т.д.

Примечательно, что пословиц, посвящённых женщине в семье, вдвое больше, чем пословиц, посвящённых мужчине, — 19% против 9%. Это значит, что к женщине предъявляется больше требований.

Отношения между мужем и женой характеризуются формулировками типа «муж по жене крепок, а жена – по мужу» и «муж и жена – одно дело, одно тело, один дух». Хорошей, крепкой семьёй представляется та, в которой между мужем и женой нет разлада, а есть взаимное уважение, взаимное дополнение и взаимная любовь.

Интересно, что в выборочной совокупности пословиц о семье обнаружилась только одна, где прямо говорилось бы, что супруги должны любить друг друга: «совет да любовь – на этом свет стоит». Тем не менее, во многих формулировках чувство любви, хоть и не называется прямо, всё же имеется в виду: «у мужа и жены мысли одни», «между мужем и женой нитки не протащишь», «муж и жена – из одного кремня искры».

Отношениям между родителями и детьми тоже посвящён существенный процент пословиц (16%). Были обнаружены формулировки, говорящие о том, что можно судить о человеке по его семье: «какова дочь, такова и мать»; «каков отец, таков и сын»; «гляди семью, откуда берёшь жену», «равные обычаи – крепкая любовь». Отмечается, что в хорошей семье обязательно есть несколько детей, которых очень любят и воспитывают оба родителя. Причём наказание ребёнка воспринимается как обязательный элемент воспитания: «ненаказанный сын – бесчестье отцу»; «ломи дерево, пока молодо».

Таким образом, в русские народные пословицы интегрирована идеальная модель православной семьи, в которой доминирует отец. Он же и несёт ответственность за семью перед Богом и людьми. Мать улаживает внутрисемейные отношения, поэтому дети (и сын, и дочь) психологически близки матери. Роль женщины в семье, прежде всего, материнская, а уж потом жены (женщины). Вероятно, поэтому практически отсутствуют пословицы, определяющие отношения между мужем и женой как между мужчиной и женщиной. Мы предполагаем, что это явление определяется тем, что отношения между полами – это область сокровенного, интимно-личностного, что нельзя выносить на обсуждение.

Полагаем, результаты данного исследования могут стать полезны не только для понимания студентами (молодым поколением людей) структуры семейных взаимоотношений, но и для диагностики конфликтных ситуаций внутри семьи и их нейтрализации.

Источники:
Лекции для студентов
Лекции социальной педагогике
http://www.mylect.ru/social/683-socialnaya-pedagogika?showall=&start=17
Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
Скачать: Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О.А. (pdf)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy099.htm
Типы семейных отношений
Типы семейных отношений 7. ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семейные правоотношения – это волевые личные (неимущественные) или имущественные отношения, определенные семейным
http://www.k2x2.info/gosudarstvo_i_pravo/semeinoe_pravo_shpargalka/p7.php
Типы семейных отношений 1
V Студенческий научный форум (15 — 31 марта 2013 года)
http://www.scienceforum.ru/2013/14/5084

(Visited 23 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как ведет себя мужчина рак если не любит Знак зодиака рак мужчина как ведет себя если хочет расстатьсяЗнак зодиака рак мужчина как ведет… (2)

Как сделать бизнес успешным и получить прибыль Как сделать бизнес, или десять шагов к успехуОткрытие собственного бизнеса – рискованное дело. Конечно, кому… (1)

как вернуть уважение в отношениях Как вернуть уважение девушкиЖенщины любят сильных, уверенных в себе мужчин, которые с первого взгляда внушают… (1)

Циклоферон или эргоферон Что лучше: Циклоферон или Эргоферон?Какое лекарство лучше: Циклоферон или Эргоферон? Представляем результаты он-лайн голосования. Ответьте… (1)

Как вести себя с мужчиной азербайджанцем Национальный характер азербайджанцев и народов Южной Европы: сходства и различияНациональный характер азербайджанцев и народов Южной… (1)

COMMENTS