Смысл жизни человека философия

В чем смысл жизни человека. Эссе о смысле жизни.

Жизнь есть тьма, когда нет стремления.

Всякое стремление слепо, когда нет знания.

Всякое знание тщетно, когда нет труда.

Всякий труд бесплоден, когда нет любви.

Джебран Халиль Джебран

«В чем смысл жизни?» — об этом задумывались и греческие философы, и восточные мудрецы, и современные ученые. «Для чего я живу?» — этот вопрос хоть раз задавал себе всякий думающий человек.

Найти ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» — значит, определить ее цель, назначение. В зависимости от того, какую цель Вы преследуете на том или ином жизненном этапе, меняется и смысл Вашей жизни. Если Вы в 25 лет поставили себе задачу заработать как можно больше денег, с каждой новой крупной сделкой растет ощущение, что жизнь полна смысла. Но если через двадцать лет Вы обнаружите, что заработали деньги в ущерб гармонии в семейных отношениях или здоровью, то прошедшие годы будут казаться Вам бессмысленными или, по крайней мере, имевшими смысл лишь частично.

Одно ясно, что жизнь человека должна иметь смысл, т.е. цель, пусть даже и преходящую.

Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, что делает его слабым. Слабость, отсутствие цели мешают человеку сопротивляться неблагоприятным жизненным ситуациям, взять собственную судьбу в свои руки.

Такой человек становится легко управляемым — отсутствие смысла жизни лишает прочных жизненных критериев. Свои цели и желания человек часто подменяет чужими. В результате страдает его индивидуальность, не проявляются в должной мере способности и таланты.

Психологи отмечают также, что нежелание или невозможность найти смысл жизни лежат в основе многих психических расстройств и болезней, депрессии, неврозов, являются одной из причин самоубийств, преступности, алкоголизма и наркомании.

Поэтому любой человек всегда, осознанно или нет, но стремится найти для себя задачу в поле жизни. Постепенно вся эта карусель преходящих ценностей и желаний приближает человека к ответу на главный вопрос: «В чем смысл Жизни — в чем смысл всех смыслов и цель всех целей?»

Ответ на этот вопрос каждый человек обречен искать сам — как путем интеллектуальных исследований, так и на основе жизненного опыта. Существует даже точка зрения, что смыслом жизни является поиск смысла жизни. Однако, вслед за Махариши Махеш Йоги и другими величайшими мыслителями, мы полагаем, что объективный смысл жизни все же существует. Жизнь человека имеет назначение. И секрет счастья или несчастья человека напрямую связан с тем, в какой степени жизнь его соответствует этому назначению.

Чтобы понять, в чем смысл жизни, определитесь с тем, что такое Жизнь

Находясь внутри объекта, очень трудно понять, для чего он существует, в чем его смысл. Представьте, что Вы ни разу не выходили из дома, в котором родились. Как Вы можете постичь назначение этого дома, если Вам ничего неизвестно о дожде и снеге, жаре и холоде, от которых он призван защитить? Только знание более широкого диапазона реальности позволит Вам ответить на вопрос, для чего же существует дом.

Чтобы узнать, в чем смысл жизни, надо познать диапазон реальности более широкий, чем тот, который мы привыкли считать жизнью. Иными словами, чтобы понять, в чем смысл жизни, определитесь сначала с тем, кто Вы и что такое Жизнь.

По многочисленным социологическим опросам, в наши дни жизни реально угрожают однообразие, стресс и дефицит смысла. Главная причина этой проблемы кроется не столько в окружающем мире: в начальнике, супруге или соседях, — сколько в самом человеке: он утратил связь со своей собственной внутренней природой, но именно в этой природе, как гласят многочисленные источники, заключены огромный неиспользуемый человеком потенциал и подлинная Жизнь.

«Каждое человеческое существо подобно миллионеру, который забыл о своём богатстве и положении и вышел на улицу, чтобы просить милостыню».

Согласно А. Маслоу, основателю гуманистической психологии ***, современный человек слишком занят удовлетворением своих основных потребностей в еде и питье, работе и жилище. Но до тех пор пока эти потребности стоят на первом месте, истинный потенциал человека не может быть реализован. Вместо того чтобы действительно жить, человек длительное время готовит себя к жизни!

Следовательно, дело в том, чтобы «снова обрести себя», открыть в себе свою собственную внутреннюю сущность.

Возможно, в древности люди лучше знали, в чем смысл жизни, нежели в современную научную эпоху, несмотря на все ее достижения в области научно-технического прогресса.

С незапамятных времен было известно, что найти ответы на все вопросы о природе человека и мироздания, постичь истинную реальность Жизни возможно в сознании самого человека. Техники медитации, которые для этого использовались, дошли до наших дней и вызывают сегодня огромный интерес психологов и нейрофизиологов, поскольку было замечено и подтверждено многочисленными научными исследованиями, что занятия медитацией оказывает удивительно благотворное влияние на ум и здоровье человека.

Медитация – это постижение обычно неиспользуемых человеком уровней его сознания (ума). Древние люди знали, что спокойное состояние сознания человека скрывает в себе огромный потенциал, поскольку в действительности является источником всей активности. Опыт осознанного покоя, переживаемого во время медитации, открывает доступ к безграничным кладовым нашего собственного сознания. Медитация может послужить ключом к «банковскому сейфу» физических и духовных способностей, в котором сокрыты неслыханные сокровища и знание того, чем же на самом деле является наша Жизнь.

С точки зрения восточной философии, медитация — это и есть опыт непосредственного переживания собственного «Я» человека, опыт бытия – Жизни, которая по природе своей есть вечная, бесконечная, не имеющая границ реальность сознания. Переживание этого опыта обогащает всю повседневную жизнь человека.

«Бытие не есть нечто несуществующее, что можно принести откуда-либо и прожить. Это уже само по себе существование, сама жизнь всего. Это всепроникающее, вездесущее состояние абсолютного сознания».

Согласно Махариши, медитация создает коренные предпосылки для осуществления каждым человеком Жизни в ее полном и окончательном смысле, что является решающей предпосылкой для постижения смысла жизни как в теории, так и на практике. С практической точки зрения, постижение смысла жизни напрямую связано с тем, чтобы жизнь начала приносить счастье и удовлетворение, какой она и призвана быть.

«Жизнь должна и может быть неперестающей радостью».

Обыденному разуму трудно понять, как быть со смыслом непостижимого, лежащего за границами привычного. Для тех же, кто сделал первые шаги на пути раскрытия своего физического и духовного потенциала, для начинающих медитировать, ощущение смысла жизни теряет свою абстрактность и становится само собой понятным.

До тех пор, пока мы не осознали истинную реальность нашего собственного «Я», размышления о том, в чем состоит смысл жизни, подобны размышлениям страдающего амнезией миллионера над смыслом 1 доллара, лежащего в кармане, и забывшего, что в банке на его счету лежат миллионы.

Все в природе стремится к росту и развитию. Постоянное стремление к большему и большему счастью заложено и в природе человека. И все же достижение желаемого, никогда не приносит окончательного удовлетворения. Непреодолимая сила эволюции толкает нас вперед и вперед, к новым и новым целям и задачам. Человек подсознательно стремится обрести полноту существования, только не знает, где искать. «Так же точно, как желудь стремится стать дубом» (А. Маслоу), человек стремится стать Человеком во всей полноте этого слова.

«Цель жизни – это расширение счастья, а эволюция – процесс, посредством которого эта цель достигается… Если человек несчастен, он упустил саму суть жизни. Если человек не развивает постоянно свой разум, силу, созидательность, мир и счастье, это означает, что он потерял основное направление в жизни. Жизнь не предназначена для того, чтобы прожить её в скуке, праздности и страданиях; всё это не имеет ничего общего с сущностной природой жизни».

«Смысл жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём».

«Человек борется, чтобы найти жизнь вне себя, не осознавая, что та жизнь, которую он ищет, находится внутри него».

Учитель Трансцендентальной Медитации

*** Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow, 01.04.1908 — 08.06.1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality).

Записаться на бесплатную вводную лекцию

— это как 5 часов сна. »

ТМ в своих корпоративных программах содействия обучению.

осознанность и творчество

для здоровья, процветания и несокрушимости наций».

Все права защищены. Любое копирование информации

допускается только с разрешения авторов сайта.

Смысл жизни человека философия

Вопрос о смысле жизни, счастье, которое зачастую и выступает важнейшим критерием смысла жизни, по сути и являются ключевой проблемой философии. Это связано с тем, что к проблеме смысла жизни сводятся все жизненные ориентации, и любая деятельность человека.

Смысл жизни – это регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает свойственные данной системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Необходимость постановки и решения вопроса о смысле жизни вызвана конечностью человеческого существования, смертностью. Смерть, как и рождение, формируют границы человеческой жизни. Однако, смерть имеет и позитивное значение, поскольку упорядочивает жизнь, формирует определенный уровень ответственности перед самим собой и обществом. Понять жизнь можно лишь тогда, когда можно ее потерять. В мировой культуре с древнейших времен сложились два основных типа отношения к смерти, восходящие к индийской и египетской культурам. В Индии, как в древности, так и в наши дни умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается, кроме души, которая перерождается. Особенностью древнеегипетской цивилизации был культ мертвых – отсюда и стремление сохранить конкретное тело путем бальзамирования.

Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. Т.е. существует ли логика жизненных поступков, приемлемая до самой смерти, ведь если ее нет, то переоценить можно что угодно.

В понятии «смысл жизни» принято выделять 2 основных компонента: индивидуальный и социальный. Индивидуальный компонент характеризует значение жизни для самой личности человека. Это тот уровень материального и духовного развития, которого человек добивается в процессе жизни. Социальный компонент это значимость жизни личности для развития общества. Это то насколько человек способен участвовать в рамках целого, соотносить свои цели с ним. Оба компонента взаимосвязаны и гармонично развиваются в человеке.

Проблема смысла жизни и смерти связана с проблемой бессмертия. Анализ культурных традиций позволяет выделить три основных типа представлений о бессмертии – научное (физическое бессмертие тела), религиозное (бессмертие души), философское (духовное бессмертие, сохраняемое через культурную память). Философское понимание бессмертия состоит не только в достижениях отдельных личностей, но и во вкладе каждого в общественное дело. Объективным критерием подобного бессмертия являются создаваемые и достигаемые личностью социальные ценности, разные блага, необходимые для развития общества.

Смысл жизни человека философия

Вопрос о смысле жизни интернационален и стоит выше проблем пола, возраста, национальности и расы. Неповторимость и своеобразие каждого человека являются неотъемлемыми составляющими смысла его бытия.

В разные периоды развития философии смысложизненные вопросы занимали большое внимание мыслителей.

Ориентация древнегреческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры – с призывом к самопознанию. Изречение "Познай самого себя", высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.

Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа – идеальная сущность в человеке – освобождается от оков бренного тела. Человеческая душа состоит из трех частей: первая из них выражает идеально-разумную способность, вторая – вожделяюще-волевую, третья – инстинктивно-аффектную. В зависимости от того, какая из этих частей берег верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни.

По мнению Аристотеля, целью всех поступков человека является счастье, которое заключается в осуществлении человеческой сущности. Мышление и познание – это счастье для человека, как и занятие искусством, а также научная деятельность (дианоэтические добродетели), которые человек может в себе развить, если научится подчинять разуму свои страсти.

Киники были уверены в том, что смыслом человеческого существования является добродетель – умение избегать зла и довольствоваться малым, что человека делает независимым и свободным.

Целью жизни человека, согласно взглядам эпикурейцев, было получение удовольствия, которое понималось не только как наслаждение чувств, но и как избавление от страданий, страха смерти, душевного смятения. Идеалом, по мысли эпикурейцев, являлась жизнь в спокойном месте, тихое созерцание (атараксия).

Целью человеческой жизни, по мнению стоиков, являлась нравственность, которая немыслима без истинного познания. Добродетель человека, который имеет бессмертную душу, заключается в полноценной жизни в согласии с Логосом (Мировым разумом) и природой. Невозмутимость и спокойствие по отношению к внутренним и внешним раздражающим факторам – для стоиков было жизненным идеалом.

Августин Блаженный проблему смысла жизни отождествлял с поиском в существовании божественного, духовных явлений, благодати. Высшей формой познания смысла жизни является божественное откровение.

И. Кант писал: "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования" [2] .

Г. Гегель считал, что Абсолютная идея выступает основой разрешения проблемы смысла существования. Она выступает в качестве могучей внешней силы, которая все вызвала к бытию, наполнила жизнью и дала возможность к существованию, постоянно поддерживая равновесие.

А. Шопенгауэр полагал жизнь проявлением Мировой воли, которая, являясь по своей природе бессознательной, безразлична к сотворенным ею людям – они не более чем жертвы случая. Жизнь – это не более чем ад, борьба со смертью, наслаждения жизни в конечном итоге заканчиваются страданием и муками. Мудрецу, который об этом знает, ни к чему брать все от жизни – он готов идти на самоограничение и обуздание страстей.

Ф. Ницше находил, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: "Человек – это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение" [3] , – что имеет определенные общие черты с мнением сторонников современного учения трансгуманизма о постчеловеке, человеке будущего [4] .

В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) люди, "вброшенные" в существование, определяются и оцениваются по их выбору и действию. Ж.-П. Сартр писал: "Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными и остается неопределенным само значение проблем. Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем" [5] .

Прагматический подход к исследованию смысла жизни (У. Джеймс, Дж. Дьюи) предполагает необходимость поиска полезности жизни. Его суждения сводятся к возможности создания, но не поиска истины. Цели, позволяющие ценить жизнь, и есть ее смысл. У. Джеймс призывал: "Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться" [6] . Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт.

Таким образом, различные философские школы дают свое обоснование смысла жизни, отличное от других, и призывают следовать в поисках понимания бытия собственным путем.

Следует признать, что смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности, независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.

Иногда жизнь человека становится бессмысленной, это можно описать через следующие экзистенциальные моменты:

скука – переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит;

отсутствие значимых целей, те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются;

• собственная незначительность, ненужность в субъект- субъектных отношениях, личностное одиночество и покинутость другими людьми;

• собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения;

• неприятие реальности, отрицание и отказ от нес.

В противоположность этому наличие смысла жизни описывается через следующие моменты.

1. Спонтанный интерес к жизни и к людям. Смысл и интерес – две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего "интересного" для себя.

2. Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла проявляется в радости, сокровенной силе, которая воодушевляет нас ("Проснись и пой!"). Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.

3. Целеустремленность. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние. Например, композитор видит смысл своей жизни в том, чтобы писать музыку, которая звучит в его душе, и воплощает эту внутреннюю бесконечную цель в создании конкретных произведений. Женщина видит смысл своей жизни в любви к детям, воодушевляется этой любовью и выражает себя через заботливую целеустремленную деятельность: уход, воспитание, развитие своих детей.

4. Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Достижение чувства единения и гармонии. Конечно, конфронтация, соперничество, вражда тоже могут придавать жизни осмысленность, однако в этом случае мы, противостоя одним людям (противникам, врагам), солидаризируемся с другими (соратниками, друзьями). Люди, которые потеряли всякий "свой круг" и которым нет, "для чего" и "для кого" жить, теряют смысл жизни.

5. Восприятие своего места в универсуме как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он "вправе быть" и "вправе быть таким, как он есть".

6. Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы. Поиск и поддержание смысла – это работа не только ума, но также воли, сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.

В решении проблемы смысла жизни философией можно выделить несколько подходов: теоцентристский, космоцентристский, социоцентристский и антропоцентристский.

1. Теоцентристский подход основывается на признании подчиненности индивидуальной человеческой жизни божественному промыслу. К подобной позиции следует причислить ранние философские системы, носившие нравственный характер, прежде всего восточные (буддизм, джайнизм, конфуцианство). В современных неотомических концепциях смысл человеческой жизни на земле сводится к стремлению к некоторому космическому центру – "Омега" (Т. де Шарден). У человека есть путь земной (по земным законам), небесный (к Богу, по божественным законам), эволюционный, индивидуальный. Эволюция предстает видом божественного промысла.

Русские религиозные философы считали, что смысл жизни – постоянное стремление к Богу. У В. С. Соловьева теургический процесс (в родовом, индивидуальном смысле) проходит к Богу как своему прообразу и идеалу. Соловьев отрицал добродетельность поисков смысла жизни без Бога. Н. А. Бердяев считал, что смысл человеческой жизни – в творчестве. Его концепция называется антроподицея – оправдание человека с помощью творческого начала, тесно связанного с Божественным.

2. Космоцентризм рассматривает мир как космос – центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония, человек здесь является микрокосмом – вселенной в миниатюре, играющей незначительную роль в мире.

Согласно учению "Философии общего дела" Н. Федорова, каждый живший на земле человек должен воскреснуть, возродиться, ценность каждой человеческой жизни неизмерима, бесконечна. Задача общества – подготовить этот процесс: "наше тело должно стать нашим делом" – человеческое тело надо приспособить к жизни в любых средах: человечество должно подготовить к воскрешению всех умерших не только физически, но и духовно. Все человечество должно быть готово к переселению в Космос, на другие планеты. В. Вернадский считал, что разум – планетарная и космическая сила и смысл человеческой жизни – в преобразовании сначала Земли, а потом и Космоса. В этом же направлении были и мысли К. Циолковского.

3. Социоцентризм – смысл жизни человека состоит в служении обществу. Для некоторых смысл жизни заключается в служении классу, партии, сословию. Посвятил свою жизнь другим людям Данко – герой рассказа М. Горького "Старуха Изергиль". Ради спасения своих соплеменников от тьмы губительного леса ценой своей жизни Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце, высоко поднял его над головой и вывел людей из леса в прекрасную степь. А люди, радостные и полные надежд, даже не заметили его смерти. Только один осторожный человек заметил сердце Данко возле его тела и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой [7] .

4. Антропоцентризм полагает смысл жизни в самом человеке, а не вне него. Например, в традициях психоаналитической философии концепции самореализации человека (К. Хорни, А. Адлер). К. Юнг создал теорию трудновоспитуемых подростков и пользовался понятием "самость" – архетип наиболее полной самореализации. В экзистенциалистской философии (Сартр) смысл жизни – в реализации своего проекта. Сартр считал, что человек в процессе своего существования достигает своей сущности, т.е., по Сартру, сущность человека есть результат его индивидуальной жизни.

С антропоцентризмом связана логотерапия ("лечение смыслом") учение, созданное австрийским философом и психологом В. Франклом (1905–1997), в котором человеческая сила духа превыше всего. Франкл, испытав величайшие страдания в фашистских концлагерях, понял, что человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Эта потребность является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки.

Среди современной молодежи распространяется социальная форма поведения – эскапизм (от англ. escape – убежать, спастись) и дауншифтинг (снижение жизненных оборотов), то, что Маркс называл "отчуждением человека от его человеческой сущности", а Франкл – "экзистенциальным вакуумом". Именно он – причина, порождающая в широких масштабах неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве, алкоголизме и наркомании.

Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутреннее состояние – "трагический оптимизм". Оптимизм означает веру в возможности человека, веру в лучшее в нем, трагический – следует учитывать, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека.

Смысл нужно не просто искать, за него приходится сражаться с неблагоприятными обстоятельствами, с происками злых людей и, наконец, с самим собой, с собственной нерешительностью и ленью [8] . Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной (близкие существа, сильные переживания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело).

Таким образом, следует признать, что человек все же не "заброшен" в этот мир, он творит его, живет в этом мире и находит свое место в том мире, который создает он сам, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы.

Цель и смысл жизни человека

К осознанию того, что являет собой цель и смысл жизни человека, суждено прийти каждому. Специалисты в области психологии и философии, отвечая на то, нормальны ли подобные рассуждения, говорят, что, если уж об этом начали думать, то, знайте, вы, как индивид, встали на новую ступень своего личностного самосовершенствования.

Психология, как и философия, о которой поговорим чуть ниже, активно занята изучением всего того, что связано с поиском важных для жизни вопросов. В 20 столетии психолог Виктор Франкл основал новое в науке о душе направление, дав ему имя логотерапией. В это сложно поверить: найти смысл того, ради чего следует жить каждому из нас, значит, помочь себе преодолеть не только то, что связано с неприятностями ментального и физического характера, отчаянием, депрессией, а также со всевозможными неврозами, в пух и прах испепеляющих психику.

В своем творении «Человек в поисках смысла» Франкл доносит до каждого важность осознания, для чего живешь на планете. Приходит это — и всяческие трудности кажутся преодолимыми и, во что бы то ни стало, чувствуешь, что сможешь многое преодолеть ради главного, своей цели. Ощущая жизнь, наполненную смыслом, кажется, будто ты – целостная личность. Вместе с тем поднимается самооценка, укрепляется личностный стержень.

В жизни мы достигаем множество целей, но всегда существует главная, наполняющая ее смыслом. Нет точных правил, следуя которым каждый за считанные минуты понимает, для чего живет. Важно постигнуть глубины личностного «Я», заняться самоанализом, чтобы дать ответ на вопрос: «Кто я и зачем?».

Эти вопросы считаются самыми главными в науке. Так, философ Артур Шопенгауэр говорил, что нам, дабы прийти к пониманию настоящего предназначения, следует отказаться от многих земных благ, не поддаваться соблазнам и обучиться управлению своих вожделений, а не разрешать им руководить сознанием.

Интересно, что противоположное мнению Шопенгауэра касательно цели и смысла человеческой жизни высказывал Сартр. Он был убежден, что, так как индивиду суждено умереть, ничего на земле не имеет смысла.

А Фридрих Ницше заявлял, что смысл индивида – подготовить Землю к рождению Сверхчеловека, который упоминается в каждом творении мыслителя.

Источники:
В чем смысл жизни человека
Официальный сайт Российской организации Международного университета Махариши. Обучение Трансцендентальной Медитации. Результаты занятий. Центры в городах России
http://www.maharishi-tm.ru/thesaurus/meanlife/
Смысл жизни человека философия
Вопрос о смысле жизни, счастье, которое зачастую и выступает важнейшим критерием смысла жизни, по сути и являются ключевой проблемой философии. Это связано с тем, что к проблеме смысла жизни свод…
http://studfilosed.ru/uchebnye-materialy-po-filosofii/265-problema-smysla-zhizni-schastya-smerti-i.html
Смысл человеческого бытия
Смысл жизни человека философия Вопрос о смысле жизни интернационален и стоит выше проблем пола, возраста, национальности и расы. Неповторимость и своеобразие каждого человека являются
http://studme.org/37300/filosofiya/smysl_chelovecheskogo_bytiya
Цель и смысл жизни человека
Цель и смысл жизни человека К осознанию того, что являет собой цель и смысл жизни человека, суждено прийти каждому. Специалисты в области психологии и философии, отвечая на то, нормальны ли
http://kak-bog.ru/cel-i-smysl-zhizni-cheloveka

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Чувствовать любимого человека на расстоянии Как передать чувства на расстоянии? Подарить любимому безделушку Чаще говорить о своих чувствах Общаться с… (1)

Отказ мужчине в стихах Как вежливо отказать мужчине? Не для кого уже не секрет, что сегодня роли полов довольно… (1)

Прощальное письмо жене Новое в блогахМуж написал жене прощальное письмо и смотался с любовницей. Ничто не вечно, в… (1)

Знак зодиака сентябрь День рождение в сентябре: кто по гороскопу, характеристика людей, мужские и женские именаДень рождение в… (1)

Признаки что мужчина хочет жениться 7 признаков того, что он никогда на тебе не женится7 признаков того, что он никогда… (1)

COMMENTS