Сказкотерапия для младших школьников

Психологические приемы: сказкотерапия для маленьких

Сказкотерапия для младших школьников является полезной и может применяться как родителями, так и педагогами. Она дает возможность разрешить актуальные вопросы, поднять волнующие темы и даже избавиться от некоторых недугов. Все это проводится в легкой игровой форме.

Сказка — известное всем повествование, на основе которого осуществляется воспитательный процесс школьников младших классов. С помощью сказок удается развивать у ребенка потребность к творчеству и креативу. Малыши способны познавать незнакомые вещи, предметы, страны, животных и т. д. Все рассказанное подвергается осмыслению со стороны слушателя. Он начинает переносить себя во времени и пространстве, примерять новые образы и фантазировать.

На основе таких историй у детей формируется определенное мнение о главных героях, их взаимодействии и поведении. Различные модели жизненных ситуаций в сказках позволяют принимать определенную сторону добра или зла. Для этого обязательно использование ранее полученных знаний и навыков.

Часто в повествованиях встречаются различные метафорические формы, которые дают возможность ребятам проявлять собственные эмоции. Ребенок сразу увлекается и заинтересовывается, он представляет себя на месте определенного героя и сопереживает ему на протяжении всего изложения. Это все прямым образом влияет на формирование эмоций.

При помощи сказки специалисты проводят психокорректирующие манипуляции поведения детей младшего школьного возраста. В результате ребенок анализирует свое поведение и обнаруживает свои отрицательные поступки. На все это влияет контекст, заложенный в сюжете прослушиваемого повествования.

Сказкотерапия является одним из направлений в психотерапии, оказывающих на субъект психотерапевтическое влияние. Делается это для регулировки поведения, определения и устранения чувства страха, фобии.

Успеха такая методика достигла не только с лицами младшего школьного возраста или с дошкольниками, но и со взрослыми людьми.

Для использования сказок необходима определенная аудитория детей, обычно это малыши с патологическими отклонениями. Родителям достаточно овладеть основными приемами, чтобы самостоятельно оказать воздействие на развитие ребенка, откорректировать его поведенческую реакцию.

Сказка помогает справляться с различными детскими капризами, например с отсутствием желания что-то выполнять, ленью, агрессией, при отказе от еды, неряшливости, лжи и пр.

Иногда не обойтись без консультации доктора, который помогает родителям отыскать причину страха или иной проблемы, а уже потом начинать терапевтическое воздействие.

Для лечения детей выбрана терапия на языке сказки неспроста, таким образом ребенку легче воспринимать взрослый мир. Этот способ воздействия гораздо результативнее в сравнении с серьезными беседами, наставлениями. Сказкотерапия дает возможность изменить ранимый внутренний мир детей, представить сложившуюся ситуацию с другой стороны, дать совет, возможность набраться опыта, осознать, что есть еще люди с подобной проблемой, которые не отчаиваются.

Учитывая то, что ребенок уже находится в школьном возрасте и отличает реальные вещи от выдуманных историй, психологи все равно прибегают к такому лечению детских проблем. Так как грань фантастического и правдивого очень нечеткая, школьник слушает сказочные истории и представляет себя на месте героя, сочувствует ему или радуется вместе с ним.

Школа с самого начала требует высокого уровня концентрации умственных, физических и эмоциональных затрат, накопленных детьми. В процессе обучения ребята проходят испытание на выносливость. Они находятся в сидячем положении, на ребенка воздействует умственная нагрузка, а в рамках учебного процесса может возникать нервное и психическое напряжение. Совокупность всех факторов иногда влияет на развитие различных болезней, например головной боли, сколиоза, отклонений в функционировании желудка, кишечника.

Высокая раздражительность, утомляемость, хроническое недосыпание обуславливаются еще и чрезмерной увлеченностью ребенка компьютерными играми, телевизионными программами, недостаточностью пребывания на свежем воздухе, неправильным питанием, редкими занятиями спортом.

В рамках обучения и воспитания детей младшего школьного возраста должно уделяться внимание главной задаче. Она заключается в обеспечение здорового образа жизни ученика младших классов, в коррекции уже сформированных негативных реакций поведения и привычек. В процессе решения возникают трудности, эффект не всегда достигается. А сказка может стать именно той волшебной палочкой, которая помогает в разрешении сложившихся ситуаций или возникших проблем. Она выступает важным средством, формирующим личность. В ней совмещаются элементы обучения, предупреждения, воспитания, побуждения к действию. Сказочные истории провоцируют детей задуматься, вылечивают недуги, освобождают от негативных мыслей.

Сказки отлично воздействуют на детскую психику, поскольку нравоучения в них завуалированы. Волшебные истории восстанавливают душевное спокойствие, дают силы, с ними ребенок переживает те эмоции, которые развивают в нем фантазию, мышление, воображение. Со сказкой удается избежать скучных будней, рутины, почувствовать новые, раньше не испытываемые положительные эмоции.

Существуют разные способы работы с такими детьми:

  • метод интерпретации;
  • рассказывание;
  • написание сказок вновь;
  • самостоятельное создание сказок.

Среди всех методов психологи выделяют последний, который является самым результативным. Он помогает благоприятно повлиять на психическое здоровье ребенка. Самостоятельное сочинение способствует представлению даже самой сложной проблемы с благоприятной стороны. У детей развивается творческий потенциал, мышление, грамотная речь, фантазия. Сочиняя сказку вместе с психологом, малыш чувствует себя творческой личностью, а это воодушевляет и придает энергии.

Однако процесс написания должен осуществляться по особым правилам. Сначала нужно установить проблему, которая нарушает психоэмоциональное состояние, тревожит. Затем со взрослым нужно обдумать, как будет называться сказка.

Одной из главных целей создания сказочной истории является распознание доброго и злого, что следует учитывать в процессе написания. При возникновении проблем с началом можно воспользоваться классическими вариантами: жил-был, однажды и пр. Сказочные герои необязательно должны быть настоящими мальчиками и девочками, принцессами, это могут быть животные, колдуньи или даже вымышленные персонажи, неведомые ребенку до этого момента.

Сказочные сюжеты должны быть живыми, непринужденными. Главное — начать придумывать, а дальше мысль станет развиваться быстро и беспрепятственно, а сюжет будет создаваться с каждой последующей строкой. Проще с таким методом работать творческим личностям с богатым воображением и фантазией, однако свои способности нужно развивать всем.

Рождаемый сюжет должен быть не только занимательным, необходимо помнить и о словесной подаче. Важно применять различные слова, которые делают сказку выразительной, красивой. Нужно вставлять слова-эпитеты, шуточные выражения, песни, созвучные словосочетания, гиперболы, рифмующиеся строки.

В любом варианте сказки содержат зачин и концовку. Необязательно делать длинное окончание, оно может быть представлено кратко и лаконично. Например: «Так и решено было поступить» или «Вот и сказочке конец». В некоторых случаях окончанием служит риторический вопрос, пословица, слова, над которыми необходимо задуматься, поразмыслить, призыв к действию.

В вымышленных историях можно ненавязчиво поднять важные вопросы, которые весьма актуальны и относятся к школьному воспитанию. Детям следует рассказать о закаливании, личной гигиене, правильном питании, соблюдении ежедневного режима и других темах.

При этом не рекомендуется вкладывать в детские головы комплекс правил и теоретических основ. Их нужно подтолкнуть к мысли о своем состоянии здоровья, о том, что они могут предпринять в своем юном возрасте.

Сказкотерапия для детей бывает двух видов. Рассказывать можно сказки о малыше, который похож на конкретного ребенка. В роли главного героя выступает мальчик или девочка, они попадают в аналогичную ситуацию, в которой находится школьник. Однако нельзя полностью копировать реальную жизненную ситуацию, хотя сюжет наделяется идентичностью. Так ребенку становится ясно, что любой человек может столкнуться с определенной проблемой. Выслушав историю другого мальчика или девочки, он приходит к какому-то заключению, приобретает навыки самостоятельного разрешения проблемных ситуаций.

Сценарий подобных сказок:

Вторая разновидность — сказки непосредственно о самом ребенке. Отличие от первого вида в том, что в роли главного героя или героини предстает малыш. Во время рассказа необходимо упоминать определенные реальные моменты, события, ситуации, в которых принимали участие сын или дочь. Можно называть имена, правдивые названия, например, адрес собственного дома. В тексте называются и любимые игрушки, предметы, еда, все зависит от смысла. Благодаря этому у малыша действительно сложится представление, что рассказывается история о нем.

В сказках этого типа герой, то есть сам школьник, наделяется конкретными качествами, которые хочется, чтобы у него появились. Родители должны создать такую картинку, которая достижима в реальности.

Сказкотерапия не только приносит пользу взрослым и детям — это еще и очень увлекательное направление в психологии. Со сказками можно узнать что-то новое, неизведанное в веселой и неутомительной форме.

Оцените статью: (Эту статью еще никто не оценил. Будете первым?)

Сказки спешат на помощь или сказкотерапия для маленьких школьников

Добрый день, мои дорогие мамы и папы! Очень часто сталкиваюсь по жизни с тем, что не хватает доброты. Да-да, простой человеческой доброты. Выходишь на улицу – вокруг озабоченные и совсем недобрые лица окружающих, не готовых делиться улыбкой. Дома в свободное время включаешь телевизор, и с экрана начинают сыпаться непрекращающиеся споры об экономике и жуткие сюжеты современных мыльных опер.

Пытаешься найти ребёнку интересную передачу или добрый мультфильм, но телеканалы хором предлагают иностранные истории с фантазийными персонажами, на которых без слёз не взглянешь. Так иногда хочется закричать: «Где ты, наша тётя Валя?», к которой мы, будучи детьми, еженедельно приходили в гости за сказкой. Согласитесь, у нас было замечательное детство.

Конечно, сказки и сегодня живут в каждой семье, где есть маленький ребёнок, только вот по мере взросления малыша эти удивительные истории уступают место современным рассказам. И совершенно зря, как говорят психологи, потому что сказкотерапия для младших школьников не только имеет место быть, а еще и очень востребована у тех, кто про неё что-то знает, и переживает настоящий бум популярности. Предлагаю и нам вступить в ряды активных пользователей сказками и прикоснуться к прекрасному.

Сказочный мир притягивает детей своим волшебством и теплотой, окунаясь в который можно уйти от нависших проблем и действительно поверить, что всё будет хорошо, а ведь именно так заканчиваются все без исключения сказки. Образы храбрых молодцев, смелых принцев, добрых фей, красивых принцесс учат детей не быть злодеями, которые всегда проигрывают и остаются наказанными.

Оказывая положительное воздействие на сознание ребёнка, через тайны и колдовство простым и понятным языком сказочное творчество доводит для него моральные законы, которые следует соблюдать при проживании в обществе совместно с другими индивидами, главные понятия нравственности про «хорошо» и «плохо». Причём для лечения сказкой возраст не имеет границ: найти выход из ситуации и научиться жить по законам доброты и справедливости свойственно «и малу, и велику».

Научиться различать плохие и хорошие поступки, бороться со страхами, стать отзывчивым и уверенным в своих силах – всё это могут сказки через своих героев, которые для детей являются реальными персонажами, потому что «жили-были…».

Информативная, безграничная, фееричная, эмоциональная, мудрая, не имеющая возраста– вот такая она, сказка!

Как бы нам не казалось на первый взгляд, что эти произведения все на один лад, всё-таки психологи в целях правильного влияния на душевное состояние ребёнка при использовании сказкотерапии разделяют их на группы.

Инструкции по сказочному лечению

Сказкотерапия является одним из эффективных методов коррекции и здоровьесберегающей технологией, широко применяемой психологами:

  • сохраняя здоровье детей;
  • создавая благоприятный эмоционально-психологический климат на занятиях;
  • снижая количество стрессовых ситуаций в процессе обучения в школе и в повседневной жизни.

Применять её можно, рассказывая о герое, схожем с ребёнком, либо непосредственно о ребёнке, который выступает основным персонажем.

В первом случае психологи или родители придумывают коррекционные рассказы, используя аналогичные ситуации, давая ребенку возможность самостоятельно выбрать пути решения. Задача таких сказок – создать проблему и научить искать решения.

Во втором случае вспоминаются события и ситуации, с которыми герой-ребёнок сталкивался сам в своей жизни. На это могут указывать имена участников, адреса, времена года и иные моменты, помогающие вспомнить и идентифицировать когда-то уже случившееся. Цель – указать на неправильные действия и подсказать, как следует поступать.

Сказкотерапия может заключаться и в прочтении произведения «в тему». Так,

  • для особо хвастливых – «Заяц-хвастун», «Про двух хвастливых петухов», «Почему у свиньи рыло вытянутое»;
  • для склонных к жадности – «О рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка», «Жадная собака»,
  • для непослушных – «Колобок», «Семеро козлят», «Золотой петушок»,
  • для ленивых – «Золушка», «Морозко», «Сказка о попе и его работнике Балде»,
  • для робких и от страха – «О трусливом зайце», «Как лисёнок победил страх».

На каждый случай можно найти своё сказочное лечение детской души.

Очень надеюсь, что сказкотерапия займёт достойное место в воспитании вашего ребёнка. Откройте детское сердце навстречу доброте и наполните жизнь сказкой!

А давайте прямо сейчас и начнем. Предлагаю посмотреть одну из моих самых любимых сказок! С удовольствием смотрела этот фильм в детстве, с удовольствием смотрю его сейчас вместе с моими детьми. Называется он «Королевство кривых зеркал». Помните? Оля, Яло, Абаж и другие персонажи ждут вас на видео ниже)

Кстати, а с игротерапией вы уже знакомы? Нет? Тогда загляните сюда.

С нетерпением жду ваших мнений в комментариях.

Всего вам самого доброго и волшебного!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!

Евгения, спасибо, что напомнили про мою любимую передачу в детстве «В гостях у сказки», мы ждали её каждую неделю и не пропускали ни одной программы. А сказку «Королевство кривых зеркал тоже очень люблю.

Она кажется по субботам шла по первому каналу, да? Тоже всегда смотрела с удовольствием) И еще очень люблю музыкальный фильм сказку «Мама». Там про волка (Боярский) и козу (Гурченко). Там еще такая песня классная «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе. »

Почему для маленьких школьников? у нас вся семья любит сказкотерапию) мы раз в неделю как минимум смотрим всей семьей сказки. Сын иногда противится, мол всё наизусть знаю, но ради сестрички смотрит)

В смысле, и для них в том числе)

В далёком детстве я очень любил как слушать сказки, так и смотреть их по телевизору.

Здравствуйте, Александр) А я и сейчас с удовольствием их читаю и смотрю)

За воровство контента сразу к директору! С родителями!

Сказкотерапия для младших школьников

Название симпатичного термина «сказкотерапия» говорит само за себя: это значит лечение сказкой. Психологи и психотерапевты считают терапевтические сказки для детей важным компонентом в лечебном процессе многих детских психологических проблем, таких как проявления страхов, тревожности, агрессивности. К ним также можно отнести энурез, нервный тик.

Как лечит сказка?

В любом художественном произведении, а в сказке особенно, используются красочные метафоры, яркие запоминающиеся образы героев – будь то животные, люди или волшебные существа, которые так или иначе могут воздействовать на эмоции, мысли и в целом на поведение ребенка.

Сказкотерапия для младших школьников может заключаться как в собственно чтении той или иной сказки «в тему», так и в сочинении своего варианта – старой сказки на новый лад – или же в воссоздании как бы «живьем» картинки, связанной с психологической проблемой ребенка, с помощью сказочных героев, т.е. в своеобразном проигрывании возникшей ситуации. Неплохой ход – рисование на сюжет сказки, лепка.

Занятия такого рода помогают ребенку не только «познакомиться» со своим страхом, но и, поняв, побыстрее справиться с ним.

Скажем, у ребенка отмечены какие-то страхи. Если вы знаете их причину, то с помощью сказки можно «нащупать» фобию, подвести к попытке самостоятельно «препарировать» ее, чтобы малыш увидел, что с ней можно справиться.

В сказке, которая будет выбрана для этой цели, у ее героя должна быть подобная проблема, поэтому сказки для сказкотерапии подбираются очень тщательно. «Лечебная» сказка должна быть веселой, неожиданной, где-то даже парадоксальной. Фантазия любящих родителей может любого сказочного злодея повернуть такой стороной, чтобы он был не страшным, а смешным. Вспоминается замечательный фильм «Айболит-66», где «ужасный, злой и страшный» Бармалей выглядит больше комически. Так примерно хорошо бы строить и домашнюю сказку.

Примерный алгоритм детской сказкотерапии

Правила, по которым должна проводиться сказкотерапия для младших школьников, совершенно не сложны.

  1. Как уже было упомянуто, в сказке должно отражаться то, что беспокоит ребенка.
  2. Выбранная сказка должна предлагать примеры, так сказать, замещающего опыта, т.е. юный слушатель будет сравнивать свои предполагаемые действия с действиями сказочных героев. Это поможет ему в каком-то новом выборе при решении личной проблемы. Сказкотерапия для детей видит главное в этом моменте – правильно «вычислить» образ из сказки, который более всего, так сказать, согласуется с ребячьей проблемой.
  3. Действие сказки должно разворачиваться последовательно:
  • от традиционного «жили-были…» В младшем школьном возрасте «жить-быть» в сказке уже могут принцы и принцессы, волшебницы-феи и злые или, наоборот, добрые колдуны.
  • Дальше следует завязка – что-то случается, что очень напоминает ситуацию – страхи или тревоги – ребенка.
  • Сказкотерапия для детей призвана показать, к чему может привести поведение персонажа, как данную проблему можно решить, и перед каким выбором стоит герой сказки.
  • Кульминационным моментом будет являться успешное решение проблемы.
  • Развязкой станет счастливое завершение сказки.
  • Важно также, чтобы ребенок с помощью наводящих вопросов смог вывести мораль из сказочного повествования; подумал, какие ошибки были совершены персонажем; что из-за них могло случиться, и что было правильным подходом; как, на его взгляд, сложится жизнь сказочных героев в дальнейшем.

Поработаем с психологом

Группы для «сказочной терапии» с учетом характерных проблем младших школьников можно организовать в начальной школе. Сказкотерапия в работе психолога может иметь несколько направлений:

  • занятие можно построить на базе одной сказки, разделив ее на части с последующим анализом действий;
  • можно отправиться вместе с детьми в путешествие по знакомым сказкам, на встречи с любимыми персонажами;
  • такие же занятия могут строиться и по индивидуальной программе.

Если психолог работает с группой, то чтобы сказкотерапия для младших школьников была более эффективной, группа не должна быть больше 10–12 человек, а занятие длиться дольше учебного часа.

Психологи считают, что такие занятия помогают ребенку не только разобраться в самом себе, но и помогают ему понять особенности других людей, в данном случае своих сверстников, учат общаться и взаимодействовать с ними.

Терапевтические сказки утверждают извечную истину: добро побеждает зло. И не только в сказке, но и в жизни могут происходить волшебные явления. Если в «Аленьком цветочке» или созвучной ему «Красавице и чудовище» это самое чудовище можно пожалеть и полюбить, а затем и обрести в нем друга, то в жизни таких примеров хоть отбавляй, и для ребенка очень важно понять это.

Сказкотерапия психосоматических заболеваний у детей

Психологические приемы сказкотерапия для маленьких
Сказкотерапия, как средство коррекции агрессивности младших школьников, может помогать и в устранении других нежелательных и неприятных черт характера.
http://tutmama.ru/vospitanie/skazkoterapiya-dlya-mladshix-shkolnikov.html
Сказки спешат на помощь или сказкотерапия для маленьких школьников
Сказкотерапия для младших школьников — простой и приятный метод коррекции поведения и решения психологических проблем. Какие сказки рассказывать детям?
http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/skazkoterapiya-dlya-mladshih-shkolnikov/
Сказкотерапия для младших школьников
Полезна ли сказкотерапия для младших школьников. Конечно. Специальные терапевтические сказки для детей способны творить чудеса.
http://www.rastut-goda.ru/junior-student/8210-skazkoterapiya-dlya-mladshikh-shkolnikov.html

COMMENTS