Развод по шариату

Арабские традиции: развод по шариату, права и обязанности жены?

Арабские традиции: развод по шариату, что положено жене, какие права и обязанности жены?

По законам шариата, который лежит в основе семейного законодательства в арабских странах, права и обязанности жены при разводе сильно отличаются в зависимости от того, какого вида был брак и от того, по чьей инициативе происходит развод.

Процедуру развода при полуофициальном браке орфи я подробно описала здесь и здесь.

О правах и обязанностях жены при разводе хола я рассказывала здесь.

В этом ответе остановлюсь на нюансах развода по шариату, если развод произошел по инициативе мужа и это был официальный брак.

При заключении брачного контракта обязательно должна быть указана сумма муахрара — то есть единовременной выплаты жене в случае развода.

Сумма эта произвольная и определяется по договоренности, но жених должен уплатить государству налог на эту сумму, поэтому часто в контракте пишут сумму условно две копейки, а жених подписывает чеки на имя отца невесты или какой- либо другой вид материальной ответственности берет на себя, часто молодые не признают махр и просто пишут символическую сумму.

А между тем в случае развода махр и его выплата и споры о махре — это один из сильнейших рычагов воздействия у адвоката.

Также женщине при разводе положена выплата — мутаа, это типа компенсации. Слово мутаа в прямом переводе означает "наслаждение".

Размер мутаа назначается в зависимости от количества прожитых вместе лет.

Кроме этого, мужчина должен выплатить алименты на ее содержание, и выплачиваются алименты до последующего замужества женщины.

Если есть дети, то вопрос решается в зависимости от пола ребенка или детей и от их возраста.

Запрещено по шариату давать развод во время менструации, также до времени последующего замужества должно пройти после развода три менструальных цикла, есть и другие подробные правила, применимые к роженицам и беременным.

Особое слово надо сказать о возможности одной паре в исламе развестись только три раза.

После третьего раза эти мужчина и женщина не имеют права вступить в Брак снова, условием, обязательным для исполнения является вступление женщиной в брак с другим мужчиной и вступление с ним в фактические интимные отношения и развод по объективной причине.

Правило такое введено было для тех, кто бездумно в порыве раздражения давали развод своим женам, чтобы охладить их пыл.

Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе

32 805 Май 17, 2013

Троекратный развод иногда приводит к мужским слезам

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинными языками, которые они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии Аллаха. Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в Исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может быть, они не сошлись характерами, или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в Исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Развод в Исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведетесь со своей женой, но она еще не станет для вас чужой женщиной, и у вас еще будет возможность вернуть ее!

В Исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода, как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходятся на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развелся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если в течение срока идды муж не вернет свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах дает мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все «за» и «против» и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Не нужно разводиться со своими женами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь, старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк, и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: «Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи, 3348).

6 комментарии

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: “Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!” (Ан-Насаи, 3348).

слезы от того, как СЕЙЧАС мужчины играют Книгой Аллаха, нарушают клятвы данные Его именем, и не уважают Законы Аллаха….

у меня есть вопрос . если один развод был дан и после этого она была возращена..и после длительного времени …. было дано ещё два развода муж может вернуть её.

Подскажите пожалуйста,если мужчина не выполняет свои обьязаности по дому и по отношении к своей семье, жене. Может ли жена развестись сама?

На что имеет право жена при разводе?в семье двое детей до двух лет отроду,которых муж хочет забрать себе,жена вообще против развода.может ли она повлиять на что либо как смягчить его сердце и не дать

разрушится ее семье. Причиной является подозрение мужа жены в неверности, может ли она потребовать доказать факт измены, или же она должна сама доказывать что не имеет место такого быть? Объясните пожалуйста

Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.Дайте пожалуйста доказательство этим словам,чтоб можно было объяснить это человеку.

«…….. даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку. Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.»

То есть,что попыток всё равно остаётся две,что повторный никах не обнуляет колчичество разводов,которые можно дать.ДжазакаЛлаху хайран.

Ассаламу аляйкум . Можете ответить на вопрос . Если жена попросила развод а муж сказал даю ? То развод действителен ? Муж в тот момент так сказал что бы жена отстала от него с этим вопросом

Видео

Улучши свой нрав в Рамадане. Шейх Набиль аль-Авади

Развод по шариату

Главное меню

ВОПРОС : Ассаламу’алайкум уа рахматуллаhи уа баракатуh Мейрам бауырым.

Сизге бир сурагым бар.Айелим менен талак сурады, биринши талакты бердим. Екинши, ушиншисин бермедим.Ал айелим айтады: Егер сен екинши мен ушинши талакты бермесенде, екиши мен ушинши идданын уакыты биткенен сон, калган еки талак автоматически кушине енет дит.Осы шариат бойынша дурыс па.

ОТВЕТ : уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуху брат мой!

Заранее прошу прощение за свой ответ на русском языке, т.к. сайт посещают не только Казахстанцы, но и со всего мира. Это во-первых. А во-вторых, ответ на ваш вопрос актуален и интересен не только вам одному. Из-за безграмотности многие нарушают условия шариата при разводе. Поэтому ответ на русском языке пригодится всем мусульманам, посещающих мой сайт.

Аллах сказал: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (2:229) и «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (2:230). Как раз эти ясные аяты Аллаха многие ученые вверх ногами понимают и утверждают, что чтобы разводиться, надо говорить талак трижды один за другим. В этих ясных аятах ясно сказано о том, что между разводами обязательно должно быть промежуток времени и о категорическом запрете давать развод за один раз. Согласно шариату, муж имеет право в период идды после первого и второго развода вернуть свою жену назад, т.е. после первого развода в период идды вернуть жену и пожить с ней супружеской жизнью, потом дать второй развод и в течение срока идды снова вернуть её, потом через какое-то время третьи раз дать ей окончательный развод – между каждым разводом должну быть временные промежутки. Поэтому, сколько бы раз вы не повторяли своей жене талак за один раз, это засчитывается как один развод – не бывает три развода за один раз. Вот это есть развод по шариату, а не то, что говорят безграмотные лжеученые.

В хадисе говорится: «Посланника Аллаха известили о мужчине, который за один раз дал своей жене три развода. После этого он встал и гневно произнес: «Разве можно таким образом играть с Книгой Аллаха, в то время как я нахожусь среди вас?» (Суна, Насаи, т.6, стр.142).

В другом хадисе от Ибн Аббаса сказано: «Ракана дал своей жене три развода за один раз, а затем пожалел о сделанном. Он задал Посланнику Аллаха вопрос о подобном разводе. Посланник Аллаха спросил его: «Каким образом ты развел свою жену». Ракана ответил: «Я дал ей три развода». Посланник спросил: «За один раз?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник сказал: «Это считается за один развод. Верни ее, если желаешь» (Муснад, Ахмад Ханбал, т.1, стр.65; Сунан аль-кубра, Байхаки, т.7, стр.339).

То, за чем вы следуете, это сунна любителя нововведения Умара ибн Хаттаба, который уровнем знания не отличался от невежд и женщин. Муслим передает слова Ибн Аббаса, говорившего о том, по каким причинам Умар дозволил давать три развода за один раз: «В эпоху Посланника Аллаха, Абу Бакра и в два первых года правления Умара три развода, данные за один раз, считались одним разводом. Затем Умар сказал: «Люди спешат ускорить то, в чем для них заключено ожидание. Было бы лучше, если бы мы дозволили им это». И он дозволили им это» (Сахих, Муслим, т.4, стр.184). В этом же сборнике хадисов сказано, как Абу Сахба спросил Ибн Аббаса: «Разве в эпоху Посланника Аллаха и Абу Бакра три развода не считались одним разводом?» Ибн Аббас ответил: «Да, так и было. Однако в эпоху Умара люди спешили с разводом, и он разрешил им это» (Сахих, Муслим, т.4, стр.184).

В вашем случае, брат мой, ваша жена права – раз вы ей один раз дали развод, этого достаточно, чтобы через 3 месяца после этого она считалась разведенной. Как исполнится 3 месяца, вы теперь обязаны пригласить двух свидетелей, чтобы они засвидетельствовали о вашем разводе.

РАЗВОД ПО ШАРИАТУ: ПРОЦЕДУРА

Шииты-имамиты настаивают на том, что во время развода должна читаться особая формула, без которой он не имеет силы. Это формула «анти талик» («ты разведена»), или «[имя женщины] талик» («такая-то разведена»), или «хийа талик» («она разведена»). Так, если муж использует другие формы («ат-талик», «аль-муталлака», «тулликат», «муталлакат»), это не приведет к разводу, даже если у него есть соответствующее намерение. Важно, чтобы формула была правильно прочитана и чтобы развод не зависел от каких-то условий [1] . Недопустимы даже уточнения, связанные с местом и временем (например, «когда взойдет солнце»).

Автор «Аль-Джавахир», ссылаясь на хадис из «Аль-Кафи», пишет: «Не может быть иной формы развода, кроме той, которая известна со слов Бухайра ибн А‘йана: “Муж говорит своей жене (когда она свободна от менструации и в ту чистую фазу цикла, когда с ней не было совершено полового акта): ‘Анти талик’ (ты разведена), и это засвидетельствовали два справедливых (‘адиль) свидетеля. Любая иная форма не имеет силы”» [3] . Затем автор «Аль-Джавахир» цитирует «Аль-Интисар», демонстрируя, что на сей счет существует консенсус (аль-иджма’) среди шиитских муджтахидов.

Соответственно, в шиитском праве развод сужен этими рамками, и он ставит жесткие условия перед дающим развод, женой, которой дают развод, формулой развода и свидетелями развода. Все это потому, что узы брака являются узами любви и милости, соглашением, заключенным перед Аллахом. В Коране сказано:

«И как вы сможете удержать [часть махра], если между вами была близость и если жены получили от вас твердое обещание?» (К, 4:21).

«[Другое] из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют» (К, 30:21).

«Не соблюдайте ваших [брачных уз] с неверующими женами, [оставшимися в Мекке], и требуйте назад то, что вы потратили [на калым]» (К, 60:10).

Таким образом, [шииту] не позволяется разрывать эти узы любви и милости, присяги и соглашения перед Аллахом иначе, кроме как сообразно описанной процедуре, не оставляющей сомнений, что по Шариату действительно расторгнута та связь, которая ранее была установлена и подтверждена.

Однако суннитские мазхабы позволяют давать развод в любой форме, которая указывает на таковой, – и в устной, и в письменной, и в эксплицитной [4] , и в имплицитной [5] (когда муж говорит: «Ты запретна (харам) для меня», или «Иди, выходи замуж», или «Ты свободна на все четыре стороны», или «Возвращайся к своей семье», или «Если сделаешь то-то, ты разведена», или «Всякая женщина, на которой я женюсь, разведена», – и в таком случае талак вступает в силу автоматически сразу по факту заключения никаха!). Есть и иные варианты произнесения развода у суннитов, в которых он вступает в силу, но мы не можем здесь вдаваться в такие детали.

Суннитские мазхабы также разрешают развод, в котором жена или кто-то еще авторизован инициировать этот процесс. Также в суннитском фикхе разрешается давать три развода одновременно [6] .

Стоит отметить, что, [хотя Египет является суннитской страной], египетские власти по большинству пунктов, касающихся бракоразводного процесса, следуют традициям именно джафаритской школы права. Ведь помимо всего перечисленного в четырех суннитских мазхабах присутствие свидетелей при разводе не обязательно для его действительности, в то время как в шиитском фикхе это важное условие [7] .

Мухаммад Джавад Магниййя

Из книги «Пять мазхабов исламского права: ханафитский, ханбалитский, джафаритский, маликитский и шафиитский» [8] .

Перевела Фатима Мусина

[1] В суннитском праве есть так называемый «обусловленный развод», когда муж, к примеру, говорит: «Ты разведена, если выйдешь из дома без моего разрешения (позвонишь подруге, пойдешь в то-то место и т.п.)», и если женщина делает это, развод происходит автоматически (прим. ред.).

[2] Стоит отметить, что автор писал эту книгу, выдержки из которой мы публикуем, когда основными правовыми авторитетами для мусульман-шиитов были аятолла сейид Рухолла Мусави Хомейни и аятолла Абу-ль-Касим аль-Хои. Он ориентируется на их фетвы и на фетвы их предшественников. Однако некоторые из современных шиитских муджтахидов допускают такую форму развода. Например, аятолла Насер Макарем Ширази разрешает жене при заключении брака поставить условия, что она может стать уполномоченной своего мужа по разводу, если муж возьмет вторую жену, и развести себя от его имени. При этом, по его фетве, муж не должен спрашивать ее разрешение на вторую жену, и она не может запретить ему это (прим. ред.).

[3] Позже мы увидим, что это правило непреложно в том случае, если муж шиит, но если он является суннитом, разводом в шиитском фикхе считается все, что в его мазхабе квалифицируется как развод (прим.ред.)

[4] При этом, по ряду суннитских мазхабов, развод, данный явными словами (талак сарих), вступает в силу даже тогда, когда не было намерения давать его (прим. ред.).

[5] В суннитском фикхе это называется талак кинайа, и при его выдаче учитывается намерение мужа развестись: если оно было, развод вступает в силу, если не было – то нет (прим.ред.).

[6] Однако салафиты порицают такую форму развода, отмечая, что такой развод является новшеством – бид‘а (прим.ред.).

[7] Возможно, отчасти и по этой причине один из суннитских богословов России, учившийся в «Аль-Азхаре», Шамиль Аляутдинов, настаивает, чтобы при разводе присутствовали свидетели. Однако для суннитской среды его мнение является практически эксклюзивным (прим.ред.).

[8] Muhammad Jawad Maghniyyah. The Five Schools of Islamic Law. Qum: Ansariyan, 2008, стр. 385-388.

Посланник Аллаhа(с), сказал:«Если женщина ежедневно выполнит обязательные пять молитв, постится в месяц Рамадан, хранит себя от чужих мужчин, покорна своему мужу, тогда ей скажут: «Войди в Рай через ту дверь, которую сама хочешь».

Посланник Аллаhа (с) сказал: «Свято относитесь к родителям, тогда увидите благодать от своих детей. Будьте чисты к женам (т.е. не совершайте прелюбодеяния), тогда и они будут к вам чисты».

Читайте нас в:

Все права защищены.

Любое воспроизведение материалов журнала возможно только с письменного разрешения редакции.

Источники:
Арабские традиции развод по шариату, права и обязанности жены
По законам шариата, который лежит в основе семейного законодательства в арабских странах, права и обязанности жены при разводе сильно отличаются в зависимости от того, какого вида был брак и от того
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1550280-arabskie-tradicii-razvod-po-shariatu-prava-i-objazannosti-zheny.html
Не говори трижды — чтобы потом не плакать
Развод в исламе — тема данной статьи. Таляк, виды таляка и многое другое.
http://islamcivil.ru/ne-govori-trizhdy-chtoby-potom-ne-plakat/
Развод по шариату
Религия ислам — путь к настоящей вере!
http://www.religia.kz/faq/135-2009-03-28-13-52-43/4987-ko—.html
РАЗВОД ПО ШАРИАТУ ПРОЦЕДУРА
Шииты-имамиты настаивают на том, что во время развода должна читаться особая формула, без которой он не имеет силы. Это формула «анти талик» («ты разведена»), или «[имя женщины] талик» («такая-то разведена»), или «хийа талик» («она разведена»). Однако суннитские мазхабы позволяют давать развод в любой форме, которая указывает на таковой, – и в устной, и в письменной, и в эксплицитной, и в имплицитной.
http://www.musulmanka.ru/index.php/fresh/item/razvod-po-shariatu-protsedura.html

COMMENTS